Научная статья на тему 'ПЛАН МАРШАЛЛА В КОНТЕКСТЕ "МЯГКОЙ СИЛЫ"'

ПЛАН МАРШАЛЛА В КОНТЕКСТЕ "МЯГКОЙ СИЛЫ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
859
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН МАРШАЛЛА / FOREIGN ASSISTANCE ACT OF 1948 / "МЯГКАЯ СИЛА" / "ЖЕСТКАЯ СИЛА" / ДЖ. НАЙ / MARSHALL PLAN / "SOFT POWER' / "HARD POWER" / JOSEPH S. NYE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демин Дмитрий Владимирович

В статье проводится анализ Плана Маршалла с точки зрения концепции «мягкой силы» Дж. Ная. Принято считать, что План Маршалла являлся инструментом «мягкой силы», с помощью которого США завлекли страны Западной Европы в свою сферу влияния. В статье формулируется вывод, что в процессе реализации Плана Маршалла преобладали инструменты «жесткой силы», а не «мягкой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marshall Plan in the context of "soft power"

The article provides an analysis of The Marshall Plan in the context of “soft power” conception developed by Joseph S. Nye. The generally accepted view is that the Marshall Plan was a tool of ";soft power", with which the United States lured the countries of Western Europe into its sphere of influence. The article provides conclusion, that in the process of implementation of the Marshall Plan, the tools of “hard power” rather than “soft” prevailed.

Текст научной работы на тему «ПЛАН МАРШАЛЛА В КОНТЕКСТЕ "МЯГКОЙ СИЛЫ"»

ПЛАН МАРШАЛЛА В КОНТЕКСТЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ДЕМИН Дмитрий Владимирович,

магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), аналитик Управления информационных систем Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье проводится анализ Плана Маршалла с точки зрения концепции «мягкой силы» Дж. Ная. Принято считать, что План Маршалла являлся инструментом «мягкой силы», с помощью которого США завлекли страны Западной Европы в свою сферу влияния. В статье формулируется вывод, что в процессе реализации Плана Маршалла преобладали инструменты «жесткой силы», а не «мягкой».

Abstract: The article provides an analysis of The Marshall Plan in the context of"soft power" conception developed by Joseph S. Nye. The generally accepted view is that the Marshall Plan was a tool of "soft power", with which the United States lured the countries of Western Europe into its sphere of influence. The article provides conclusion, that in the process of implementation of the Marshall Plan, the tools of"hard power" rather than "soft" prevailed.

Ключевые слова: План Маршалла, Foreign Assistance Act of 1948, «мягкая сила», «жесткая сила», Дж. Най. Keywords: The Marshall Plan, Foreign Assistance Act of 1948, "soft power', "hard power", Joseph S. Nye.

было пассивное влияние, как сияние «города на холме»1, что американская культура и ценности сами, своими силами завла-

План Маршалла - программа США по восстановлению экономики 17-ти европейских стран после Второй мировой войны - представляет собой в контексте «мягкой силы» прекрасный пример для изучения. Дж. Най считает, что план Маршалла увеличил американскую «мягкую силу» в европейских странах - получателях кредитов [7, с. 77]. З. Бжезинский говорит о том, что «Германия и Япония восстановили свои экономики в контексте почти необузданного восхищения всем американским» [13, с. 24]. Благодаря проведённой пропагандистской работе План Маршалла был превращён в положительный образ-стереотип, стойкий до сих пор, который означает предоставление помощи другой стране, находящейся в крайне тяжёлом положении, для преодоления кризиса и обеспечения экономического роста с целью стабилизации ситуации в регионе и мире. В XXI веке новый «План Маршалла» анонсировался для Украины [26], стран Африки [20], Германии [24], Ближнего Востока [21], политики призывали разработать «Новый План Маршалла» для Сирии [23], России [22] и др. Принято считать, что План Маршалла является самым ярким примером того, как государство (США) повысило свою привлекательность среди других стран, без войн и принуждений увлекая их в свою сферу влияния. План Маршалла называют «величайшей международной пропагандистской операцией, когда-либо проводившейся в мирное время» [2, с. 100]. Кроме этого План Маршалла является образцом «большого успеха публичной дипломатии» [11, с. 12]. Хотя во время реализации Плана Маршалла администрация президента Г. Трумэна не использовала понятие публичная дипломатия. Свои действия по продвижению Плана американские политики называли «пропагандой, информированием, психологической войной и рекламой» [11, с. 2]. Президент США Г. Трумэн в 1950 г. заявил, что «наши цели будут достигнуты в отдалённой перспективе, но не силой оружия, а через привлечение умов и сердец людей» [10]. Тщательный анализ реализации Плана Маршалла является ключом к пониманию концепции «мягкой силы».

Дж. Най затрагивает вопрос о влиянии американской культуры и идей на послевоенную Европу как о примере воздействия «мягкой силы». Но он не говорит, как, за счёт чего это влияние было достигнуто. Можно было бы предположить, что это

дели умами европейцев. Но это было не так. В ходе Ялтинской конференции участники антигитлеровской коалиции договорились о разделе сфер влияния. Вся Западная Европа отходила к англоамериканской сфере. Но уже после Сталинградской битвы страны Европы стали все больше склоняться в сторону Советского Союза. СССР в одиночку вынес основные тяготы страшной войны и освободил Европу от фашизма, поэтому авторитет и престиж СССР и коммунистической партии были огромными. На послевоенных выборах коммунисты активно избирались в европейские парламенты. На выборах в Национальное собрание (парламент во Франции) в октябре 1945 г. французская коммунистическая партия (далее ФКП) набрала наибольшее среди других партий количество голосов2. Успех ФКП был вызван тем, что коммунисты пользовались огромным авторитетом из-за участия в Сопротивлении [9, с. 4]. А вот отношение к американцам во Франции было иным. Согласно отчёту госдепартамента 1946 г., французы в целом негативно относились к США, считая американский образ жизни «материалистичным и гедонистическим» [8, с. 24]. Американский сенатор А. Смит в октябре 1947 г., совершил исследовательскую поездку по европейским столицам. Во Франции на встрече с редакторами французских газет, ему сообщили, что антиамериканские разговоры ведутся по всей Франции [8, с. 24]. Вернувшись домой сенатор заявил, что «США столкнулись с наиболее вызывающим кризисом за всю свою историю». Опуская идеологические, абсолютно пропагандистские пассажи про «коммунизм, питающийся голодом, холодом и отчаянием», общий вывод сенатор сделал следующий: «если Америка уйдет из Европы, это приведёт к немедленному поглощению Европы коммунизмом» [3, с. 7]. Таким образом, сияющим «городом на холме» для Европы в то время был как раз Советский Союз, а не США.

В этих условиях США начали активные действия по подрыву привлекательности СССР в Европе и по снижению эф-

1 «Град, сияющий на холме» - библейский образ, обозначающий Новый Иерусалим. Позднее данное понятие стало использоваться, как символ американской исключительности.

2 26.2% голосов, наибольшее количество мест - 161.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 10(178)

фективности советских инструментов «мягкой силы». С принятием политики сдерживания в формате доктрины Г. Трумэна Европа вновь превратилась в поле битвы в глобальной войне. В этом конфликте угрозой для США было распространение коммунистической системы управления и идеологии [11, с. 9]. В первые годы после окончания Второй мировой войны некоторые страны Западной Европы оказались на грани голода. В мае 1947 г. американский посол во Франции Дж. Каффри сообщал госсекретарю: «Одной из острейших проблем, стоящих перед правительством (Франции) является нехватка продовольствия, особенно зерна, что привело к сокращению продовольственных пайков с закономерным ухудшением морального состояния» [6, а 710]. В сентябре 1947 г. из-за неурожая и без того скудный рацион француза был снижен до 200 граммов в день [6, а 475]. В этой связи Дж. Каффри телеграфировал в США, что «главным бенефициаром снижения морального духа является ФКП» [6, а 736]. В 1946 г. Советский Союз (несмотря на внутренние трудности) оказал Франции помощь, поставив 554 тыс. тонн зерна. США в том же году доставили во Францию 860 тыс. тонн [6, а 752]. Поставки советского зерна во Францию сильно беспокоили администрацию Г. Трумэна. 26 февраля 1946 г. Центральная разведывательная группа докладывала президенту Г. Трумэну: «СССР предложил Франции немедленную поставку 200 тыс. тонн пшеницы. Французский министр, конфиденциально сообщивший об этом американскому консулу в Лионе, считал, что это приведет к серьезному усилению коммунистов перед грядущими выборами» [28]. В сентябре 1947 г. США стало известно о том, что французское правительство отправило срочный запрос в СССР по поводу поставок пшеницы [6, а 736]. Посол США в СССР информировал госсекретаря о необходимости «выкурить Советы» с поставок зерна во Францию [6, а 735]. Американцы использовали все возможности, чтобы прекратить советские поставки во Францию, так как они способствовали формированию эмпатийного отношения к Советскому Союзу среди французского населения.

Советская внешняя разведка своевременно получила информацию, что США рассматривают План Маршалла, как возможность навязывать другим странам свою волю и распространять на них своё влияние [16, а 17]. На это обращается внимание, так как Советский Союз, предлагая Франции помощь, не выдвигал никаких требований. Американская помощь поступала во Францию и до Плана Маршалла. Её особенностью является то, что она предоставлялась только за определенные уступки, на которые шло правительство Франции.

28 мая 1946 г. в Вашингтоне было подписано соглашение, вошедшее в историю, как Соглашение Блюма - Бирнса [27]. Несмотря на то, что в нём содержались договорённости, касающиеся разных сфер, например, авиационной промышленности и передачи военного имущества, знаменитым Соглашение стало благодаря договоренностям в сфере кинематографии. Француз-

ское правительство в лице Л. Блюма обязалось с 1 июля 1946 г. снять все действовавшие ограничения на показ иностранных фильмов во Франции. Также была достигнута договорённость о введении квоты, согласно которой французские фильмы на территории Франции должны были показываться только 4 недели в каждом квартале. Франция обязывалась не накладывать каких-либо ограничений на американские фильмы. За это Соединенные Штаты предоставили кредит 650 млн. долларов и простили французский внешний долг в размере 2.6 млрд долларов. Л. Блюм честно признавал впоследствии, что «пожертвовал всей французской кинематографической корпорацией». Соглашение нанесло серьёзный урон французскому кинематографу и вызвало крайне негативную реакцию во французском обществе [12, c. 60]. По сути дела, возможность оказывать культурное влияние на Францию было куплено правительством США. Активная политика правительства США по распространению американской культуры в послевоенной Европе получила название «культурного империализма» [19, c. 24]. Правительство США финансово поддерживало американские киностудии, за это Голливуд обязался экспортировать в Европу фильмы, создающие положительный образ США [12, c. 61]. Соглашение открыло большие возможности для публичной дипломатии США. На следующий день после подписания Соглашения Дж. Каффри сообщил госсекретарю, что Соглашение «обеспечивает чёткую поддержку Францией наших взглядов и устраняет возможность определенных действий, враждебных нашим интересам» [5, c. 464].

Следующий крупный займ - 250 млн. долларов Франция получила 9 мая 1947 г. [6, c. 708], спустя всего 4 дня после того, как из французского правительства были удалены министры, сочувствующие коммунизму. Хотя запрос на получение кредита был отправлен Францией еще в начале октября 1946 г. США опять предоставили помощь только после выполнения правительством Франции определённых условий. Дж. Каффри спустя несколько дней рапортовал госсекретарю, что партийный состав нынешнего французского правительства «с нашей точки зрения является наилучшим из возможных» [6, c. 709]. В контексте «мягкой силы» следует отметить, что экономическое стимулирование, впрочем, как и санкции, не являются инструментами «мягкой силы», так как они не увеличивают привлекательность. Такое экономическое принуждение Дж. Най относит к жёсткой силе.

Юридически План Маршалла начался с принятия Конгрессом закона США от 3 апреля 1948 г. "Foreign Assistance Act of 1948" («Об оказании экономической помощи иностранным государствам») [4]. Анализ положений, содержащихся в законе, позволяет сделать вывод: в определённых аспектах он был выгоден для самих США, а не для европейских стран. «Кредитно-денежное обращение на территории Европы должно было перейти под контроль США. Наряду с грантами Соединённые Штаты выделяли европейцам займы, возвращать которые необходимо

было не только деньгами, но и сырьём для нужд американской экономики. Соглашение вело к фактической утрате национального суверенитета» [26]. «На каждый доллар, полученный по плану Маршалла, страна - участница была обязана разместить соответствующее количество национальной валюты в совместный фонд, который мог использоваться только для целей, одобренных правительством США. Таким образом, каждый доллар, переданный в соответствии с Планом, давал американскому правительству контроль над реальными ресурсами, стоящими два доллара» [1, а 9]. Отрасли европейской промышленности, которые могли конкурировать с американскими, естественно, никакой помощи не получали. Согласно разделу 115 Окончание помощи «Администратор программы должен прекратить оказание помощи любой участвующей стране всякий раз, когда он устанавливает, что данная страна не твердо придерживается соглашения ... или в связи с изменившимися условиями помощь более не соответствует национальным интересам США» [16]. Также в соглашении содержалось условие, что в правительствах стран -участниц не должно быть сочувствующих коммунизму. Рассматриваемый закон не имел прецедента в мировой юридической практике. Он был принят законодательным органом США, но распространял свою силу на другие, формально независимые государства [18, а 230].

План Маршалла официально закончился раньше, чем планировалось изначально, 31 декабря 1951 г., т.к. США увязли в Корейской войне и им перестало хватать на неё средств. Современные американские историки и экономисты поднимают вопрос, а был ли План Маршалла нужен самой Европе [8, а 13]? Европейские страны все равно бы восстановились после войны и без американской помощи. Например, СССР, пострадавший в ходе Второй мировой войны намного

Библиография:

больше европейских стран, в 1947 г. отменил карточки, а к 1948 г. уже на 20% превысил довоенный уровень производства [14]. Франция к сентябрю 1947 г. восстановила промышленность почти до довоенного уровня [6, а 740]. Окончательно, довоенной уровень производства был достигнут в 1948 г. [18, а 328]. Иными словами, Франция достигла довоенных показателей промышленного производства ещё до того, как стала получать помощь по Плану Маршалла.

Таким образом, План Маршалла был для США беспроигрышным мероприятием. Вложив необременительные для себя средства ($12.5 млрд или около 3% ВВП), США могли выставлять объективный ход событий, как свое достижение. «Присвоив» себе восстановление Европы, американцы, чтобы нанести урон «мягкой силе» СССР и коммунистических партий, активно внедряли весьма оригинальный пропагандистский миф: раз коммунисты были против Плана Маршала, значит они были против восстановления Европы.

Анализируя вышесказанное, можно сделать весьма неожиданный вывод о том, что вопреки распространенному представлению, в процессе реализации Плана Маршалла доминировали инструменты «жесткой силы»: экономическое стимулирование, шантаж; угрозы и пр. Дж. Най определяет «мягкую силу» как «способность влиять на других путем совместного формирования повестки дня, убеждения, и достижения позитивной привлекательности для получения желаемых результатов» [7, а 21]. ОНА постоянно вмешивались во внутренние дела европейских стран, не сформировав эмпатийного к себе отношения. Во многом благодаря этому, например, во Франции, План Маршалла своих целей не достиг. Хотя была заложена основа для реализации публичной дипломатии, но это принесёт результаты позднее.

1. Bradford J. The Marshall Plan as a Structural Adjustment Program De Long NBER and Harvard University, 1991. P. 9.

2. Ellwood D. The Impact of the Marshall Plan on Italy. Amsterdam: VU University Press, 1993. - P. 100.

3. Europe's collapse called complete. Senator Smith Says U.S. must help now to prevent communist rule // The New Your Times. - 1947. - 1 ноября. - С. 7.

4. Foreign Assistance Act of 1948 // Public laws - Ch.16 April 3, 1948 https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/1948-04-03b.pdf

5. Foreign Relations of the United States, 1946. Volume V. The British Commonwealth, Western and Central Europe. Washington: Government Printing Office, 1969. 1109 p.

6. Foreign Relations of the United States, 1947. Volume III: The British Commonwealth; Europe. Washington: Government Printing Office, 1972. - 1131 p.

7. Joseph S. Nye, Jr. The future of power. - Public affairs New York, 2011. - 283 с.

8. McKenzie Brian Angus. Remaking France: Americanization, Public Diplomacy, and the Marshall Plan. - Berghahn Books, 2005. - 272 p.

9. Perlman S. Shock Therapy: The United States Anti-Communist Psychological Campaign in Fourth Republic France Florida State University Libraries. - 2006. - 110 p.

10. Truman Harry S., Annual Message to the Congress on the State of the Union, 4 January 1950. The Truman Library // http://www.trumanlibrary.org/whistlestop/tap/1450.htm

11. Von Korff, Douglas. The Public Diplomacy of the Marshall Plan, Self-published, 2007. - 14 p.

12. Антонова И.А. Американское кино во Франции после второй мировой войны: культурная политика или глобализация? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2012. - № 1. - 126 с.

13. Бжезинский З. Великая шахматная доска - М.: Издательство АСТ, 2018. - 384 с.

14. Восстановление экономики стран-участниц Второй мировой войны // https://utmagazine.ru/posts/9487-vosstanovlenie-ekonomiki

15. Закон США от 3 апреля 1948 г. «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» / Foreign Assistance Act of 1948 // Public laws - Ch.16 April 3, 1948 https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/1948-04-03b.pdf

16. История российской внешней разведки в 6 т. Т. 5: 1945 - 1965 годы. М.: Международные отношения, 2003. - 1194 с.

17. Леонтьев А. Империализм доллара в Западной Европе. М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. - 420 с.

18. Манфред А. История Франции. Том 3 - М.: Наука, 1973. - 599 с.

19. Николаев С. И., Сергеев А. М. Культурный империализм»: цели, задачи, методы. Ташкент: Ёш Гвардия, 1984. - 24 с.

20. План Маршалла не был таким успехом, как вы думаете // https://goldenfront.ru/articles/view/plan-marshalla-ne-byl-takim-uspehom-kak-vy-dumaete/

21. «Правда.Ру»: "План Маршалла" Китая - угроза для России и США?https://www.pravda.ru/economics/1388845-china/

22. РБК. Гуриев предложил Западу разработать «план Маршалла» для России // https://www.rbc.ru/politics/12/06/2015/557b0bf99a794744892e65be

23. РБК. Лавров призвал разработать «план Маршалла» для Сирии // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58132cf99a79477949d3fd48

24. РИА Новости: В Баварии заявили о необходимости "плана Маршалла" для бундесвера // https://ria.ru/20190204/1550346469.html

25. «Самая выгодная инвестиция»: как план Маршалла помог США покорить Европу // <https://russian.rt.com/science/article/499577-plan-marshalla-ssha-evropa>

26. ТАСС: В Киеве сообщили, что ЕС разрабатывает "план Маршалла" для Украины на €5 млрд ежегодно // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4491279

27. Урегулирование ленд-лиза (Lend-lease Settlement) // http://www.loc.gov/law/help/us-treaties/bevans/b-fr-ust000007-1126.pdf

28. ЦРУ. Библиотека. Ежедневная сводка за 26.02.1946 // <https://www.cia.gov/library/readingroom/document/03164664>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.