Научная статья на тему 'Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения'

Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6415
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COLD WAR / TURKEY / USSR / USA / SOVIET-TURKISH RELATIONS / TRUMAN DOCTRINE / MARSHALL PLAN / TURKISH-AMERICAN RELATIONS / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / ТУРЦИЯ / СССР / США / СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОКТРИНА ТРУМЭНА / ПЛАН МАРШАЛЛА / ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кайгусуз Дж., Рыжов И.В.

Статья посвящена истории разработки, принятия и осуществления Доктрины Трумэна и Плана Маршала в контексте советско-турецких отношений. Авторы рассматривают эти две ключевые инициативы во внешней политике США на начальном этапе «холодной войны» с целью анализа влияния геополитического противостояния двух сверхдержав на состояние отношений между Анкарой и Москвой. Программы экономической помощи явились важнейшими рычагами влияния США на выстраивание послевоенной системы международных отношений, оказав решающее влияние на послевоенный внешнеполитический курс Турции, в особенности в отношении СССР, и во многом предопределив её дальнейшую стратегию в период «холодной войны». В данной работе рассматриваются причины сближения позиций США и Турции по вопросам отношений с СССР, анализируется процесс выработки и принятия плана помощи Турции, а также последствий его реализации. Статья раскрывает истоки американо-турецкого взаимодействия, основанного на разделении общей позиции по противодействию Москве, и может быть использована в качестве материала для изучения проблем российско-турецких отношений в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRUMAN DOCTRINE, THE MARSHAL PLAN AND THEIR IMPACT ON THE SOVIET-RUSSIAN RELATIONS

The article is devoted to the history of elaboration, adoption and implementation of the Truman Doctrine and the Marshall Plan in the context of the Soviet-Turkish Relations. The authors observe these two key US external policy’s initiatives of the beginning of the Cold War for the analysis of the influence of geopolitical confrontation between the superpowers on the state of relations between Moscow and Ankara. The economic aid programs were significant leverages of the US influence on shaping the postwar system of international relations, which impacted decisively on the Turkish postwar foreign policy, especially toward the USSR, and predetermined to a large extent its further policy in the Cold War. The current article considers the reasons for rapprochement between the US and Turkey stands on the relations with the USSR, analyses the process of elaboration and adoption of aid plans for Turkey and the outcomes of their implementation. The article explores the origins of the US-Turkey cooperation based on sharing the common stance on confronting Moscow and can be used as a source of information on the Russian-Turkish relations problem in historical context.

Текст научной работы на тему «Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения»

УДК 94+327.54

ДОКТРИНА ТРУМЭНА, ПЛАН МАРШАЛЛА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Джумхур Кайгусуз1' @, Игорь В. Рыжов' @

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 @1 cumhurkaygusuz@gmail.com @2 ivr@momi. unn. гы

Поступила в редакцию 16.09.2016. Принята к печати 15.12.2016.

Ключевые слова: «холодная война», Турция, СССР, США, советско-турецкие отношения, доктрина Трумэна, план Маршалла, турецко-американские отношения.

Аннотация: Статья посвящена истории разработки, принятия и осуществления Доктрины Трумэна и Плана Маршала в контексте советско-турецких отношений. Авторы рассматривают эти две ключевые инициативы во внешней политике США на начальном этапе «холодной войны» с целью анализа влияния геополитического противостояния двух сверхдержав на состояние отношений между Анкарой и Москвой. Программы экономической помощи явились важнейшими рычагами влияния США на выстраивание послевоенной системы международных отношений, оказав решающее влияние на послевоенный внешнеполитический курс Турции, в особенности в отношении СССР, и во многом предопределив её дальнейшую стратегию в период «холодной войны». В данной работе рассматриваются причины сближения позиций США и Турции по вопросам отношений с СССР, анализируется процесс выработки и принятия плана помощи Турции, а также последствий его реализации. Статья раскрывает истоки американо-турецкого взаимодействия, основанного на разделении общей позиции по противодействию Москве, и может быть использована в качестве материала для изучения проблем российско-турецких отношений в историческом контексте.

Для цитирования: Кайгусуз Д., Рыжов И. В. Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 37 - 42. Б01: 10.21603/2078-89752017-1-37-42.

После Второй мировой войны между США и Турцией установились весьма тесные партнерские отношения, что во многом было связано с разработкой и реализацией Вашингтоном доктрины Трумэна, ставшей поворотным пунктом в развитии турецко-американских отношений. При этом особое внимание в изучении данной проблемы следует уделить причины возникновения данной доктрины и ее основные цели.

На протяжении Второй мировой войны правительствами США, Великобритании и СССР неоднократно предпринимались попытки убедить Анкару присоединиться к военным действиям на стороне антигитлеровской коалиции, несмотря на которые Турция по-прежнему сохраняла позицию нейтралитета. Политика вооруженного нейтралитета, которой она придерживалась, имела как положительные, так и отрицательные аспекты. Так, она позволила Турции избежать колоссального социально-экономического кризиса и прочих негативных последствий войны, впрочем, после 1945 г. Анкара осталась практически без союзников на международной политической арене. Последствия подобного политического одиночества Турции особенно остро дали о себе знать уже в период конфронтации с СССР сразу после войны. Советская территориальная экспансия в Восточной Европе и на Ближнем Востоке вызывала в Анкаре серьезные опасения, а в 1945 - 1946 гг. СССР предъявил территориальные претензии уже к самой Турции: суть их состояла в восстановлении русско-турецкой границы от 1914 г. и присоединении ряда турецких городов - Эрзурума, Вана, Битлиса и Элешкирта - к Армян-

ской ССР. Кроме этого, 7 августа 1946 г. Москва также обратилась к Анкаре с нотой, в которой говорилось о контроле над черноморскими проливами.

Несмотря на то, что Турция не принимала активного участия во Второй мировой войне, тем не менее ее экономика также пребывала в весьма плачевном состоянии: под постоянным давлением со стороны воюющих государств Анкара была вынуждена держать свою армию в состоянии полной боевой готовности - как в течение войны, так и после ее окончания, что было связано с опасениями Турции по поводу набирающего обороты советского экспансионизма. Разумеется, это обстоятельство нанесло серьезный финансовый ущерб турецкой экономике. После завершения войны, объемы американской помощи, которую получала Анкара во время войны, резко сократились - равно как и поддержка со стороны Великобритании, что объяснялось финансовыми затруднениями в самом Лондоне. В сложившихся условиях турецкая экономика столкнулась с двумя ключевыми проблемами: во-первых, высокие цены на некоторые виды сырья, которые экспортировала Анкара во время войны, вскоре после ее окончания вернулись к нормальному уровню; во-вторых, колоссальные расходы на содержание турецкой армии, демобилизация которой, даже частичная, не представлялась возможной.

При этом Анкара, несмотря на напряженность в отношениях с СССР, по-прежнему воздерживалась от использования собственных золотовалютных резервов, суммарная стоимость которых составляли порядка 245 млн долларов США. Данные экономические пробле-

мы побудили Анкару воспользоваться внешними кредитами [1, с. 93].

В начале 1947 г. Великобритания, по экономике которой война нанесла сокрушительный удар, заявила, что более не способна обеспечивать военно-техническую и финансовую помощь своим прежним партнерам - Турции и Греции. Кроме того, в Лондоне было принято решение о демобилизации британских войск, которые располагались на о. Кипр, о чем говорилось в двух нотах, направленных в Вашингтон. В них отмечалось, что британское руководство в свете экономического кризиса снимает с себя ответственность за поддержание политической и экономической стабильности в Греции и Турции, традиционных «зонах ответственности» Лондона [2]. В ноте, касающейся Турции, отмечалось, что сохранение ее независимости, будучи одним из приоритетов западных держав, тем не менее было сопряжено с рядом трудностей и требовало, в частности, масштабного перевооружения турецкой армии и ее модернизации, осуществить которую Лондону было уже не под силу [3, с. 40]. Гражданская война в Греции и угроза прихода к власти просоветски настроенных коммунистов в равной степени беспокоили как Великобританию, так и США. В сложившихся условиях быстрое распространение советского влияния в Восточной Европе и на Ближнем Востоке значительно ускорило трансформацию внешнеполитического курса Вашингтона. При этом в основу новой стратегии была положена идея о необходимости борьбы с мировым коммунизмом: по мнению президента США Г. Трумэна, захват Москвой контроля над Афинами и Анкарой создавал непосредственную угрозу американским национальным интересам в ближневосточном регионе, который имел для Вашингтона колоссальное значение [4, с. 61 -62]. Так, отнюдь не случайным был визит американского линкора «Миссури» в Стамбул в апреле 1946 г., который на фоне возросшего давления Москвы на турецкое руководство свидетельствовал о безоговорочной его поддержке со стороны США в намерении защитить собственную страну от иностранного вмешательства [5, с. 34 -35]. Прямая конфронтация с СССР впрочем не входила в ближайшие планы Вашингтона, в связи с чем США приняли решение об оказании военно-экономической поддержки Греции и Турции и перешли к агрессивной политике «сдерживания» мирового коммунизма. Также очевидно, что Вашингтон был заинтересован в скорейшем экономическом восстановлении послевоенной Европы - для того, чтобы снизить рост безработицы в США, обеспечить платежный баланс и увеличить собственный экспорт, ему были нужны сильные европейские партнеры. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить экономики ведущих европейских стран и как можно скорее интегрировать их в международную торго-во-финансовую систему - этого требовали как чисто экономические, так и стратегические соображения: по мнению американских экспертов, Европа была важна не только как потенциальный источник рабочей силы и рынок для сбыта американской продукции, но и как развитый промышленный центр, контроль над которым мог обеспечить Вашингтону весомое преимущество над СССР. Поражение фашистской Германии и социально-экономическое истощение Великобритании и Франции создавали ситуацию так называемого «вакуума силы» в Центральной и Восточной Европе, которая в случае промедления со стороны США грозила обернуться уста-

новлением полного контроля Москвы над этими территориями [6, с. 1050].

После получения британских нот, в которых говорилось о прекращении оказания военно-экономической помощи Греции и Турции с 1 апреля 1947 г., президент США Г. Трумэн, обсудив сложившуюся ситуация с госсекретарем Дж. Маршаллом, военным министром Р. Паттерсоном и министром военно-морских сил США Дж. Форрестолом незамедлительно принял решение о том, что Вашингтон должен заменить Лондон в роли «спонсора» для этих государств. Между тем отношения между США и СССР постепенно накалялись: опасения по поводу распространения так называемой «красной угрозой», находившейся в то время в центре внимания американской общественности, становились все более серьезными. Первым сигналом к обострению двусторонних отношений послужила речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г., основные идеи которой впоследствии и легли в основу так называемой «доктрины Трумэна». В своем обращении к американскому Конгрессу президент впервые заявил, что мир, несмотря на формальное окончание войны, по-прежнему пребывает в состоянии раскола на два противоборствующих лагеря, в связи с чем он предлагал предоставить Греции и Турции, ставшим одними из первых жертв советского экспансионизма, экономическую помощь в размере 400 млн долларов США. Это, по его мнению, было необходимым условием предотвращения установления просоветски настроенных коммунистических режимов в Афинах, неоднократно обращавшихся к правительству США с просьбой об оказании военно-технической поддержки, и в особенности Анкаре, партнерские отношения с которой, как подчеркнул Г. Трумэн, имели огромное стратегическое значение для Запада. При этом, несмотря на то, что СССР так и не был напрямую упомянут президентом в качестве непосредственного противника США, потенциальный источник так называемой «коммунистической агрессии», жертвой которой, по его мнению, уже стала Восточная Европа, был вполне очевиден: «Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности. Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем

прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов» [7].

Вскоре после выступления Г. Трумэна соответствующий законопроект об оказании финансово-экономической помощи Греции и Турции был принят, несмотря на острые дискуссии, обеими палатами Конгресса и официально вступил в силу 22 мая 1947 г. В обеих палатах парламента за принятия закона проголосовало более 2/3 их членов: в Сенате 67 -«за» и 23 «против», в Палате Представителей - 287 «за» и 107 «против» [8]. В процессе его обсуждения в Сенате США неоднократно отмечалось, что давление, оказываемое СССР на Турцию, свидетельствовало о растущих территориальных амбициях Москвы и широкомасштабной советской экспансии на всем протяжении от проливов Босфор и Дарданеллы до Китая. В самой Турции на фоне территориальных претензий со стороны СССР [9] доктрина Трумэна была воспринята с энтузиазмом и оценивалась турецкой общественностью, СМИ и политическими кругами как серьезный противовес влиянию Москвы в регионе [10].

Двумя месяцами позже, 12 июля 1947 г. в Анкаре также был подписан договор о предоставлении Турции американской военно-технической поддержки, вступивший в силу 1 сентября 1947 г.: по нему США обязывались отправлять в Турцию оружие, боеприпасы, военных специалистов и предоставлять финансово-техническую помощь для строительства дорог, портов и различных военных объектов на территории страны. Впоследствии подобные отчисления в пользу Греции и Турции были включены Конгрессом США в Закон о внешней помощи, приобретя, таким образом, регулярный характер. Особое значение имел пункт 4 договора от 12 июля 1947 года, согласно которому турецкое правительство не имело возможности воспользоваться предоставляемыми в рамках военно-технической помощи оружием и боеприпасами без соответствующего разрешения правительства США [11]. Впоследствии, в частности, это обстоятельство сыграло немаловажную роль в ходе так называемого Кипрского кризиса (Кипрский конфликт или Кипрская проблематика 1963 - 1974: Процесс разделения греческой и турецкой общин острова Кипр и территориальной конфликт между греко-киприотами и турко-киприотами с 1963 по 1974 гг. - прим. авторов), когда в Анкаре впервые обсуждалась возможность проведения военной операции в зоне конфликта. В 1947 - 1949 гг. суммарная финансово-экономическая помощь США, предоставляемая Турции в рамках доктрины Трумэна, достигла 152 млн долларов США, а в период с 1949 по 1951 гг. это число возросло до 400 млн [12, с. 535].

Примечательно, что большинство поставляемого в соответствии с договором военно-технического оборудования было произведено еще в годы Второй мировой войны, хоть и превосходило по основным показателям соответствующие образцы, использовавшиеся в те годы в вооруженных силах Турции. Тем не менее ежегодные расходы на техническое обслуживание и ремонт американских вооружений в скором времени достигли 130 млн долларов США в год, нанеся серьезный удар по турецкой экономике и поставив ее лишь в большую зависимость от внешних кредитов. Колоссальные суммы Анкара также тратила на покупку запчастей в США и строительство аэродромов и прочих военных объектов на своей территории [13, с. 193].

Таким образом, доктрина Трумэна, несомненно, стала поворотным пунктом в развитии турецко-американ-

ских отношений. Именно в этот период внешнеполитический курс Турции претерпевает кардинальные изменения, постепенно приобретая все более прозападный характер. Сама доктрина оценивалась как первый шаг к военно-политическому сближению Вашингтона и Анкары, в связи с чем она неоднократно подвергалась резкой критике со стороны СССР.

На фоне бурных политических событий конца 1940-х гг. план Маршалла послужил своего рода дополнительным механизмом, призванным способствовать более эффективной реализации доктрины Трумэна [14]. Последняя, впрочем, предусматривала экономическую поддержку преимущественно Греции и Турции, которым грозила «коммунистическая экспансия» СССР, в то время как страны Западной Европы также испытывали серьезные финансовые затруднении. Вторая мировая война нанесла непоправимый ущерб западноевропейским экономикам, привела к невиданному росту инфляции и безработицы, справиться с которыми правительства этих стран оказались не в состоянии. В сложившихся условиях Москва решила активизировать свою пропаганду в Европе, в особенности во Франции и Италии, где коммунистические партии пользовались широкой общественной поддержкой. Организованные ими широкомасштабные забастовки парализовали европейскую финансовую систему, приведя к экономической стагнации по всей Европе [15, с. 442 - 443].

В период с 1945 по 1946 гг. США потратили на восстановление европейских экономик более 15 млрд долларов США, однако эти средства использовались правительствами стран Европы, прежде всего, для погашения дефицита платежного баланса, в связи с чем общая ситуация по-прежнему оставалась весьма неутешительной. В связи с этим Вашингтон, в свою очередь, сознавая всю критичность положения, принял решение кардинальным образом изменить свою тактику. Европейские экономики находились в критическом состоянии - они нуждались в колоссальной финансово-экономической поддержке, без которой ситуация грозила выйти из-под контроля, приведя к дальнейшему распространению советского влияния в регионе. Поэтому, исходя из соображений национальных интересов, США приняли принципиальное решение увеличить экономическую помощь европейским странам.

В своем выступлении в Гарвардском университете 5 июня 1947 г. Госсекретарь США Дж. Маршалл впервые выразил идею о необходимости разработки нового плана финансово-экономической помощи странам Европы - так называемого «плана Маршалла». Особый акцент был сделан необходимости объединения европейских экономик на основе общего механизма планирования народного хозяйства и промышленности. Маршалл заявил о готовности США оказать в случае необходимости всестороннюю поддержку в этом процессе, обрушившись при этом с резкой критикой в адрес СССР и коммунистических движений Европы: «В некоторых областях Европы встает призрак голода. Поэтому правительства вынуждены использовать свои бюджетные деньги и кредиты, чтобы закупить товары первой необходимости за границей. Это исчерпывает капитал, который крайне необходим для реконструкции экономики. Современная система разделения труда, на которой базируется обмен продуктами, рискует сломаться. Правда в том, что на следующие три или четыре года потребность Европы

в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах - в основном из Америки - настолько превышают ее нынешнюю платежную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнется с очень серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях. Никакое правительство, маневрирующее с целью заблокировать восстановление других стран, не может ожидать от нас помощи. Более того, правительства, политические партии или группы, которые пытаются увековечить человеческую нищету для того, чтобы получить политические или иные дивиденды, столкнутся с противодействием Соединенных Штатов» [16].

От доктрины Трумэна план Маршалла отличали три немаловажные особенности, на которые следует обратить особое внимание: во-первых, в отличие от доктрины Трумэна, план предусматривал исключительно экономическую реставрацию стран Европы и восстановление их промышленного потенциала, не говоря ни слова о военно-техническом сотрудничестве; во-вторых, он носил ярко выраженный региональный характер; наконец, в-третьих, план Маршалла содержал четкое указание на того, против кого он был направлен.

Впоследствии план Маршалла обсуждался на Парижской мирной конференции летом 1947 г. - в переговорах принимала участие и советская делегация, которая вскоре покинула заседание, когда стала очевидна антисоветская направленность обсуждаемой концепции. 12 июля 1947 г. 16 европейских государств - Италия, Бельгия, Нидерланды,

Экономическую помощь, которую получала Турция в рамках реализации плана Маршалла, подразделялась на четыре базовых категории - безусловную поддержку, косвенную экономическую помощь, кредиты и техническую помощь (таблица). Определить при этом суммарный объем выплат, полученных Анкарой в первые годы после подписания договора об экономическом сотрудничестве с США, не представляется возможным: источники приводят различные данные, однако большинство из них сходятся на цифре порядка 360 млн долларов США для периода с 1948 по 1952 гг. При этом следует подчеркнуть, что, как и в случае с доктриной Трумэна, план

Греция, Турция, Великобритания, Исландия, Португалия, Франция, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Австрия и Швейцария - подписали конвенцию об учреждении Комитета европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную программу экономического восстановления Европы в рамках плана Маршалла [12, с. 539 - 540].

В Анкаре подписанное соглашение было воспринято с большим энтузиазмом. Сославшись на бедственное положение своей экономики, Турция попросила предоставить ей в рамках реализации плана Маршалла финансовую помощь на общую сумму порядка 615 млн долларов США. Американская делегация согласилась удовлетворить требования Анкары, выдвинув, впрочем, ряд встречных условий: так, Турция обязывалась использовать полученные средства, прежде всего, для модернизации аграрного сектора экономики и транспортной системы страны. В промышленном же плане ее основной задачей становилась разработка месторождений хромовых руд, имевших огромное стратегическое значение для американской тяжелой промышленности. Анкара безоговорочно согласилась со всеми предложенными условиями, после чего Турция была официально включена США в ряды участников плана Маршалла: 4 июля 1948 г. в Анкаре был заключен договор об экономическом сотрудничестве между США и Турцией в рамках плана Маршалла [17, с. 242]. После его ратификации обеими сторонами Турция начала регулярно получать финансово-экономическую помощь от Вашингтона [18].

Маршалла содержал ряд весьма жестких условий и ограничений в отношении использования предоставляемой Вашингтоном финансовой помощи, что в конечном счете делало Турцию все более зависимой от американских внешних кредитов, во многом предопределив ее будущую стратегию в период «холодной войны».

В заключение статьи следует отметить, что политика нейтралитета, которой придерживалась Турцию в период Второй мировой войны, стала основной причиной отсутствия у нее союзников на международной арене в послевоенные годы. Столкнувшись в этих условиях с советским давлением, Турция, опасаясь новых территориаль-

Таблица. Объемы финансово-экономической помощи США Турции в период с 1949 по 1960 гг. (млн долларов США) [19, с. 91]

Table. The volume of the United States in Turkey's financial and economic aid in 1949 - 1960 (Mln USD) [19, p. 91]

Финансовый год США Экономическое развитие, поддержки для национальной обороны, безусловные поддержки Кредиты Поддержки на основе закона US PL 480 Другие поддержки Итог

1949 1,2 38 - 9,3 49

1950 16,1 35,8 - 9,7 61,1

1951 32,2 - - 5,8 38

1952 58,8 11,2 - 1 71

1953 55 - - 2,5 57,5

1954 46 - - 2,7 48,7

1955 55 20 26,6 0,6 102,2

1956 55 25 15,1 2,2 97,3

1957 55 25 68,8 3,3 152,1

1958 70 - 52 14 136,9

1959 100 - 34,7 42,4 177,1

1960 80 - 35 4 119

ных притязаний со стороны Москвы, была вынуждена искать поддержки на Западе. Обратившись за помощью к Великобритании, Анкара, впрочем, получила неожиданный отказ, обусловленный финансовыми затруднениями, с которыми столкнулся сам Лондон в послевоенный период, в связи с чем была вынуждена искать нового союзника в лице США - на тот момент единственной державы, способной противостоять советскому экспансионизму. В сложившихся условиях доктрина Трумэна стала поворотным моментом в развитии турецко-американских отношений, приведя к кардинальным изменениям во внешнеполитическом курсе Анкары. Впоследствии на фоне агрессивной ближневосточной политики Москвы в 1950 - 1960-е гг. Турция под давлением Вашингтона стала придерживаться все более прозапад-

ной стратегии в своей внешней политике. Между тем расходы на техническое обслуживание и ремонт предоставляемых США вооружений, достигшие к концу 1940-х гг. отметки в 130 млн долларов США в год, тяжким грузом легли на турецкий бюджет, тогда как финансово-экономическая помощь, предоставляемая Вашингтоном в рамках реализации плана Маршалла, не только не привела к улучшению ситуации, но, напротив, только усугубила зависимость Анкары от внешних кредитов. Таким образом, следует отметить, что доктрина Трумэна и план Маршалла не только привели к трансформации внешнеполитического курса Турции, в особенности, в отношении СССР, но и во многом предопределили ее дальнейшую стратегию в период «холодной войны».

Литература

1. Ülman H. Türk Amerikan Diplomatik Münasebetleri (1939 - 1947). Ankara: S.B.F. Di§ Münasebetler Ens. Yay, 1961, 141.

2. Плащинский А. А. Доктрина Трумэна, план Маршалла и НАТО в стратегии США // Геополитика. 23.05.2014. Режим доступа: http://geopolitics.by/analytics/doktrina-trumena-plan-marshalla-i-nato-v-strategii-ssha (дата обращения: 26.03.2016).

3. Расизаде А. Ш. Турецкий аспект доктрины Трумэна и некоторые просчеты сталинской дипломатии // Народы Азии и Африки. 1989. № 4. С. 40 - 50.

4. Поцхверия Б. М. Внешняя политика Турции после Второй мировой войны. М.: Наука, 1976. 314 с.

5. Гучанин М. П. Турция и США: основные этапы торгово-экономического сотрудничества. М.: ИИИиБВ, 2002. 188 с.

6. Jackson S. Prologue to the marshall plan: The origins of the American commitment for a european recovery program // The Journal of American History, no. 4 (1979): 1043 - 1068.

7. Речь Г. Трумэна на заседании Конгресса - «доктрина Трумэна», Вашингтон, 12 марта 1947 года. Режим доступа: http://www.coldwar.ru/truman/doctrine.php (дата обращения: 28.03.2016).

8. Satterthwaite J. C. The Truman doctrine: Turkey // Annals of the American Academy of Political and Social Science, no. 40 (1972): 74 - 84.

9. Ulus. 22 Mart 1947 ''M. Truman 400 milyon dolar istedi. Balkan diyor ki: Türkiye'nin bagimsiz olarak bekaasinin ehemmiyeti büyüktür".

10. Cumhuriyet. 23 Nisan 1947 "Amerikan Ayani Yardimi Kabul Etti''.

11. T. C. Resmi Gazete. 5 Eylül 1947. Türkiye Hükümeti ile ABD Hükümeti arasinda 12 Temmuz 1947 tarihinde Anka-ra'da imzalanan ''Türkiye'ye yapilacak yardim hakkinda Anla§ma"nin onanmasina dair 5123 sayili kanun. Madde 4. Sayfa 2.

12. Oran B. Türk Di§ Politikasi Cilt 1. istanbul: ileti§im Yayinlari, 2012, 900.

13. Коняхина Т. В., Хэррис Д. Беспокойный союз. Турецко-американские проблемы в исторической перспективе 1945 - 1971 // Народы Азии и Африки. 1975. № 2. С. 193 - 200.

14. Плащинский А. А. План Маршалла во внешней политике США // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 1. Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/415/52/ (дата обращения: 27.03.2016).

15. Armaoglu F. 20. Yüzyil Siyasi Tarihi (1914 - 1995). istanbul: Alkim Yayinevi, 2010, 1200.

16. Речь Дж. Маршалла в Гарвардском университете. Режим доступа: http://www.coldwar.ru/bases/marshall_-plan.php (дата обращения: 28.03.2016).

17. Ближний Восток: война и политика / под ред. Г. Г. Исаева и А. А. Сотниченко. М.: Марджани, 2010. 276 с.

18. T. C. Resmi Gazete. 13 Temmuz 1948. Türkiye ile Amerika Birle§ik Devletleri Arasinda 4 Temmuz 1948 Tarihinde imzalanan Ekonomik i§birligi Anla§masi ve Eki ile Ayni Tarihte Teati Edilen Mektuplann Onanmasi Hakkinda Kanun.

19. Turkish economic statistics, usom to Turkey 1960. Aktaran Altan M. Süperler ve Türkiye. istanbul: AFA Yayincilik, 1986, 243.

THE TRUMAN DOCTRINE, THE MARSHAL PLAN AND THEIR IMPACT ON THE SOVIET-RUSSIAN RELATIONS

Cumhur Kaygusuz1' @, Igor V. Ryzhov1' @

1 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 23, Gagarin Ave., Nizhni Novgorod, Russia, 603600 cumhurkaygusuz@hotmail.com

@2 4

@1

2 ivr@momi. unn.ru

Received 16.09.2016. Abstract: The article is devoted to the history of elaboration, adoption and implementa-

Accepted 15.12.2016. tion of the Truman Doctrine and the Marshall Plan in the context of the Soviet-Turkish

Relations. The authors observe these two key US external policy's initiatives of the beginning of the Cold War for the analysis of the influence of geopolitical confrontation Keywords: Cold War, Turkey, between the superpowers on the state of relations between Moscow and Ankara. The eco-USSR, USA, Soviet-Turkish rela- nomic aid programs were significant leverages of the US influence on shaping the post-tions, Truman Doctrine, Marshall war system of international relations, which impacted decisively on the Turkish postwar Plan, Turkish-American relations. foreign policy, especially toward the USSR, and predetermined to a large extent its further policy in the Cold War. The current article considers the reasons for rapprochement between the US and Turkey stands on the relations with the USSR, analyses the process of elaboration and adoption of aid plans for Turkey and the outcomes of their implementation. The article explores the origins of the US-Turkey cooperation based on sharing the common stance on confronting Moscow and can be used as a source of information on the Russian-Turkish relations problem in historical context.

For citation: Kaygusuz C., Ryzhov I. V. Doktrina Trumena, plan Marshalla i ikh vliianie na sovetsko-turetskie otnosheniia [The Truman Doctrine, the Marshal Plan and their Impact on the Soviet-Russian Relations]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 37 - 42. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-37-42.

References

1. Ülman H. Türk Amerikan DiplomatikMünasebetleri (1939 - 1947). Ankara: S. B. F. Di§ Münasebetler Ens. Yay, 1961, 141.

2. Plashchinskii A. A. Doktrina Trumena, Plan Marshala I NATO v strategii SShA [The Truman doctrine, the Marshall plan and NATO in the US strategy]. Geopolitika = Geopolitics, 23.05.2014. Available at: http://geopolitics.by/analytics/doktrina-trumena-plan-marshalla-i-nato-v-strategii-ssha (accessed 26.03.2016).

3. Rasizade A. Sh. Turetskii aspekt doktriny Trumena i nekotorye proschety stalinskoi diplomatii [A Turkish aspect of the Truman doctrine and some Stalin's diplomacy failures]. Narody Azii I Afriki = Peoples of Asia and Africa, no. 4 (1989): 40 - 50.

4. Potskhveriia B. M. Vneshniaia politika Turtsii posle Vtoroi mirovoi voiny [The Turkish foreign policy after WWII]. Moscow: Nauka, 1976, 314.

5. Guchanin M. P. Turtsiia i SShA: osnovnye etapy torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva [Turkey and USA: main stage of trade and economic cooperation]. Moscow: IIIiBV, 2012, 188.

6. Jackson S. Prologue to the marshall plan: The origins of the American commitment for a european recovery program. The Journal of American History, no. 4 (1979): 1043 - 1068.

7. Rech' G. Trumena na zasedanii Kongressa - «Doktina Trumena» [The speech of President Truman at a meeting of Congress -«The Truman Doctrine»]. Available at: http://www.coldwar.ru/truman/doctrine.php (accessed 28.03.2016).

8. Satterthwaite J. C. The Truman doctrine: Turkey. Annals of the American Academy of Political and Social Science, no. 40 (1972): 74 - 84.

9. Ulus. 22 Mart 1947 'M. Truman 400 milyon dolar istedi. Balkan diyor ki: Türkiye'nin bagimsiz olarak bekaasinin ehemmiyeti büyüktür''

10. Cumhuriyet. 23 Nisan 1947 ''Amerikan Ayani Yardimi Kabul Etti".

11. T. C. Resmi Gazete. 5 Eylül 1947. Türkiye Hükümeti ile ABD Hükümeti arasinda 12 Temmuz 1947 tarihinde Ankara'da imzalanan ''Türkiye'ye yapilacak yardim hakkinda Anla§ma"nin onanmasina dair 5123 sayili kanun. Madde 4. Sayfa 2.

12. Oran B. Türk Di§ Politikasi Cilt 1. istanbul: ileti§im Yayinlari, 2012, 900.

13. Koniakhina T. V., Herris D. Bespokoinyi soiuz. Turetsko-amerikanskie problemy v istoricheskoi perspective 1945 - 1971 [Troublesome alliance: Hectic Union. Turkish-American problems in historical perspective1945 - 1971]. Narody Azii I Afriki = Peoples of Asia and Africa, no. 2 (1975): 193 - 200.

14. Plashchinskii A. A. Plan Marshala vo vneshnei politike SShA [The Marshall plan in the U.S. foreign policy]. Belorusskii zhurnal mezhdunarodnogo prava = Belorussian journal of international law, no. 1 (2001). Available at: http://evolutio.info/content/view/415/52/ (accessed 27.03.2016).

15. Armaoglu F. 20. Yüzyil Siyasi Tarihi (1914 -1995). istanbul: Alkim Yayinevi, 2010, 1200.

16. Rech'Dzh. Marshalla v Gavardskom universitete [The speech of G. Marshall in the Harvard University]. Available at: http://www.coldwar.ru/bases/marshall_plan.php (accessed 28.03.2016).

17. Blizhnii Vostok: voina ipolitika [The Middle East: war and politics]. Ed. Isaev G. G., Sotnichenko A. A. Moscow: Izdatel'skii dom Mardzhani, 2010, 276.

18. T.C. Resmi Gazete. 13 Temmuz 1948. Türkiye ile Amerika Birle§ik Devletleri Arasinda 4 Temmuz 1948 Tarihinde imzalanan Ekonomik i§birligi Anla§masi ve Eki ile Ayni Tarihte Teati Edilen Mektuplann Onanmasi Hakkinda Kanun.

19. Turkish economic statistics, usom to Turkey 1960. Aktaran Altan M. Süperler ve Tüikiye. istanbul: AFA Yayincilik, 1986, 243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.