Е.В. Лёкен
«Вы тоже можете быть такими, как мы»: образ американизированной Европы в фильмах плана Маршалла
Статья посвящена анализу фильмов в поддержку плана Маршалла на первом этапе холодной войны. Внимание автора нацелено на изучение пропагандистских стратегий, с помощью которых США формировали у европейского зрителя представление о целях плана и преимуществах беспошлинной торговли. Данный ракурс исследования позволяет предположить, что задачи плана Маршалла были гораздо шире его экономической составляющей и включали элементы «мягкой силы». Экспортируя под видом беспрецедентной благотворительной акции американские товары, технологии и культуру, США стремились обеспечить себе надежного стратегического союзника - «Соединенные Штаты Европы», отвечающие американским представлениям о демократии и образе жизни.
Ключевые слова: план Маршалла, холодная война, экономическая экспансия, культурная дипломатия США, послевоенная Европа, пропагандистский кинематограф, «мягкая сила», экспорт культуры, дж. Маршалл.
«Вы тоже можете быть такими, как мы» - под этим слоганом1 Соединенные Штаты запустили свою первую кинематографическую программу в послевоенной Европе. В результате было создано более 200 короткометражных лент в поддержку плана Маршалла. Фильмы были частью широкой пропагандистской кампании, которая включала в себя многочисленные плакаты, брошюры, радиопередачи, выставки, а также такие оригинальные акции, как, например, запуск воздушных шаров с логотипом плана Маршалла в странах вдоль «железного занавеса». Однако именно кино, благодаря свойственной ему полисемичности и широкому охвату аудитории, представляется одним из самых успешных
© Лёкен Е.В., 2017
пропагандистских средств, нацеленных на реализацию амбициозных задач США в условиях формирования биполярного мира. Кроме того, избранные фильмы на протяжении 50 лет не были доступны широкой аудитории (до включения в программу Берлинского кинофестиваля 2003 г.), а до 1990 г. были вовсе запрещены к показу в США.
Данная статья нацелена на выявление концептов кинематографического дискурса и характеристику художественных средств, посредством которых осуществлялась пропаганда курса США на экономическое восстановление Европы. Избранный ракурс исследования позволяет приблизиться к пониманию методов культурной дипломатии США в начале холодной войны, когда американцы способствовали, с одной стороны, продвижению своих экономических и политических интересов, а с другой - формированию представлений об Америке как стране благополучия, способной не только накормить Европу, но и обучить ее секретам американского успеха.
«Если мы не проявим инициативу, это сделают другие»: предпосылки появления плана Маршалла
Первые послевоенные годы оказались очень непростыми для европейцев. Заместитель государственного секретаря США У. Клейтон, посетивший Старый Свет в мае 1947 г., нарисовал впечатляющую картину бедственного положения Европы в условиях надвигающегося кризиса: платежный дефицит, медленные темпы восстановления экономики, бедность, безработица и голод, усугублявшийся суровыми холодами зимы 1946/47 г.2 Столь удручающее положение, по мнению госсекретаря Дж. Маршалла, могло способствовать усилению левых настроений. «Если мы не проявим инициативу, это сделают другие», - отметил он в беседе с дипломатом Дж. Кеннаном3, поручив ему незамедлительно возглавить группу политического планирования для разработки программы экономического восстановления Европы. В основу концепции плана была положена идея о том, что люди, достигшие определенного уровня жизни, не обратятся к тоталитаризму4. Желая избежать ошибок «доктрины Трумэна», нацеленной на «сдерживание» СССР путем поддержания демократических сил и режимов по всему миру, но встретившей достаточно противников в республиканском Конгрессе, создатели сделали акцент на экономике, а не на политике.
5 июня 1947 г. Дж. Маршалл выступил в Гарвардском университете с десятиминутной речью, в которой изложил свой план по преодолению кризиса. Несмотря на то что «американский народ далек от многих бедствий, творящихся в мире», госсекретарь призвал своих соотечественников взять на себя ответственность за «нормализацию мировой экономики, без которой не может быть никакой политической стабильности и уверенности в мире на Земле»5. Новизна предложения заключалась в том, что инициатива должна была исходить от самих европейцев6. После переговоров, продолжавшихся более полугода, закон о Программе восстановления Европы (European Recovery Program - ERP) был подписан президентом Г. Трумэном 3 апреля 1948 г. В плане Маршалла согласилось принять участие 17 стран7, обязавшихся полностью исключить коммунистов из своих правительств.
Ключевой целью плана было создание в Западной Европе здоровой экономики, не зависящей от чрезвычайной внешней по-мощи8. В национальных банках стран-участников открывались счета, куда после продажи товаров, импортированных из США, поступали средства в национальной валюте, которые каждая страна могла использовать на собственные нужды согласно четко оговоренному плану. Таким образом обеспечивалась экономическая привязка стран-реципиентов к рынку США. Не менее важным условием получения помощи было постепенное снятие торговых барьеров между государствами-участниками, что рассматривалось как предпосылка для снижения националистических настроений европейцев.
договор, подписанный c каждой страной, предусматривал особый пункт о распространении информации: 5% бюджета программы уходило на администрирование, популяризацию ее идеи и скрытую пропаганду9. Именно эта сравнительно небольшая сумма была предназначена для решения чуть ли не самых важных задач плана, выходящих за рамки его экономической составляющей.
Штаб-квартира киноподразделения находилась в Париже, откуда координировалась работа информационных центров в странах-участниках. Руководство лежало на плечах молодых американцев Л. Вольфа, С. Шульберга, Н. Нилсона и А. Хэмсинга. Кинематографисты по профессии, все они имели богатый опыт службы в армии, прекрасно знали немецкий язык и были полны творческих идей10. Хэмсинг вспоминал о работе парижского офиса: «Каждый, кто в те годы работал над планом Маршалла, где-то глубоко внутри ощущал, что мы делаем историю: помогаем восстановить континент и воплощаем стремление европейцев к новой единой Европе»11.
Все режиссеры, привлеченные в кинопроект, были европейцами, что стало ключевым элементом концепции программы: ведь кто, как не сами европейцы, смогут наладить диалог с соотечественниками? Американское руководство часто прислушивалось к их рекомендациям, что помогало сделать пропаганду менее навяз-чивой12.
Есть проблема? Есть решение и фильм
В основном сюжеты снятых фильмов были сосредоточены вокруг концепта успешности плана Маршалла: это истории о восстановлении экономики, успешном преодолении проблем, позитивных переменах, произошедших благодаря заморской помощи. Некоторые из них посвящены общеевропейским проблемам в таких сферах, как транспорт, здравоохранение, сельское хозяйство, строительство жилья13. Но в большинстве фильмов рассказывается о конкретной ситуации в той или иной стране: возведение дамб в Нидерландах, строительство Коринфского канала в Греции, восстановление электроснабжения в Западном Берлине, реконструкция электростанций в Норвегии и Австрии14.
Вот Пьер и Жанна, вынужденные жить в руинах средневекового замка, бродят по разрушенному Кану. План Маршалла помогает им найти счастье в новой квартире. А вот жителей горных греческих селений по дороге в родные места спасает от голода американская помощь (они даже дремлют на мешках с логотипом "ERP" -European Recovery Program). Под звон колоколов, детский смех, свист канатов, говор рынка и скрежет строительных кранов - без каких-либо слов - на наших глазах оживает из руин разбомбленный Роттердам. В свою очередь, фильм «Путешествие в Сардинию» - это рассказ о борьбе науки с природой, о победе над малярией специалистов фонда Рокфеллера, которая противопоставляется былому смирению и безынициативности жителей острова15.
Нарратив лент выстроен на основе простой схемы - постановка проблемы в начале фильма и ее эффективное решение в конце. Концепты «война», «руины» и «голод» семантически привязаны к прошлому, и оно контрастно противопоставлено будущему. Будущее же всегда наполнено оптимизмом, верой в успех или, если хотите, хэппи-эндом. Эта уверенность передается в лаконичных фразах: «это будет сделано», «растущий потенциал», «лучшая жизнь», «перемены - дело времени», «мирно и уверенно», «здоровье и счастье», «отчаянная энергия», «строить для будущих поколений»
Рис. 1. Источник: "Village Without Words"
("it will be done", "growing strength", "better life", "change is the matter of time", "with peace and determination", "health and happiness", "desperate energy", "build for the future generations").
Один из самых любопытных примеров конфронтации старого и нового представлен в итальянской ленте «Деревня без слов». Лавки, магазины и цеха, пустовавшие в начале фильма, под конец оживают, а улицы наводняются людьми. Даже детская мечта воплощается в реальность благодаря плану Маршалла. Сначала мы видим мальчика, сидящего у фонтана посреди пустынной площади, он запускает в воду игрушечный кораблик. А в следующем кадре появляется настоящий корабль, который привез в город помощь из США (рис. 1). В конце фильма экран заполняют счастливые лица детишек, катающихся на карусели. Лошадка, на которой сидит один из мальчишек, незаметно превращается в живую лошадь, везущую повозку с товаром16.
Рассказ о значении программы конструируется через счастливые истории европейцев: ведь где, как не в истинно демократическом обществе, решения властей влияют на жизнь граждан? Благодаря плану Маршалла была восстановлена ГЭС в Норвегии, что дало герою фильма шанс остаться в родных краях. Месье Жёлибе получил из Америки трактор и теперь проводит больше времени с семьей. Итальянские дети вылечены от рака в новой больнице. А капитан Николас вновь может перевозить из Пирея товары через Коринфский канал, разрушенный немцами в 1944 г.17
Еще одна показательная история из фильма «Аквила» отсылает зрителя к «Похитителям велосипедов» - шедевру итальянского неореализма, снятому двумя годами ранее. Герой «Аквилы» тоже неустан-
но ищет работу в надежде прокормить жену и детей. Вновь получив отказ на бирже труда, он даже решается на кражу. от дальнейших ошибок - в отличие от персонажа «Похитителей велосипедов» - его уберег мистер Маршалл: в Триесте открывают нефтеперерабатывающий завод, и счастливый отец теперь гордо спешит с работы домой18.
одним из самых трогательных, но в то же время прагматичных сюжетов воплощен в фильме «История Кулы». Греческий мальчик Кириакос всегда мечтал об ослике, который помог бы его дедушке по хозяйству. Когда прибыла помощь из США, он полюбил одного из мулов, назвав его Кулой. Но даже чуткий к животным Кириакос не смог совладать с упрямым питомцем. Согласие наступило, когда на помощь привели греческого ослика. Два животных смогли помочь друг другу, и работа закипела19. Сюжет фильма был связан с реализацией поставок в Грецию нескольких тысяч мулов из Техаса, оклахомы и Миссисипи. Крупные животные действительно с трудом приживались на греческих полях, и от местного офиса поступило предложение популяризировать американский проект.
Создатели фильмов старались подчеркнуть национальные особенности той или иной страны. Так, греческие сюжеты - пример гармонии человека с окружающей природой. В итальянских лентах нередко развивается идея о трансформации старого в новое. А вот в немецких - часто затрагивается тема демократии и СССР.
История о том, как былые враги стали верными друзьями: Германия - форпост демократии
Фильмы плана Маршалла - наглядный пример эволюции образа Германии в американской пропаганде. Еще несколько лет назад проигравшие в войне немцы подлежали денацификации, направленной на очищение общества от влияния нацистской идеологии (в том числе посредством фильма). Однако с 1947 г. назидательный нарратив постепенно уходит с киноэкранов в американской зоне оккупации, сменившись мягким «переобучением», включавшим в себя дискурсы о демократии, антимилитаризме, правах человека и примирении американцев и немцев. Схожие сюжеты использованы и в фильмах плана Маршалла20, где мирная Западная Германия полноправно включается в европейское пространство (в одном из фильмов подчеркивается факт вхождения «нового партнера» в программу восстановления в 1949 г.).
Важная роль отведена Западному Берлину - островку свободы посреди коммунистического мира. Подчеркивается особое доверие
США к берлинцам как к хранителям демократических ценностей на советской территории ("trust in Berlin's future", "frontier of freedom", "ready to write a new chapter in history of their city"). Только в немецких сюжетах на воображаемой карте Европы появляется СССР - и всегда в роли агрессора. Его упрекают в берлинской блокаде, демонтаже производственного оборудования в счет репараций, нарушении энергоснабжения и разделении города на две части, одна из которых принадлежит «царству тьмы» ("one third of Berlin still lays in shadow behind the Iron Curtain"). Любой успех немцев расценивается как победа над экономической зависимостью от Востока, а беженцы из советской части города рассказывают о невыносимой жизни за «железным занавесом». Связь города с Западом представлена посредством метафоры «свободного неба», где появляются не только самолеты, сбрасывающие продовольствие («изюмные бомбардировщики»), но и воздушные шарики с логотипом ERP21.
Впрочем, подобный антисоветский прием - исключение для фильмов плана Маршалла. Помимо нескольких немецких лент он присутствовал только в двух поздних картинах («Время выбирать» и «Праздник Троицы» - вторая, впрочем, даже не была выпущена в широкий прокат22) и серии фильмов «Сила ради свободного мира»23, которую обычно включают в список фильмов плана Маршалла, хотя она никогда не демонстрировалась в Европе и создавалась специально для американского зрителя (показ фильмов плана Маршалла в США был запрещен еще в 1948 г.24). Главной задачей этой серии было информирование американцев об успехах плана, однако нарратив здесь выстроен в совершенно другом ключе: в контексте маккартистской кампании Москве приписываются чуть ли не все беды европейцев.
Американские технологии - на европейскую почву
Тема экономических инноваций представлена в фильмах кинематографической программы плана Маршалла менее масштабно, но раскрыта крайне убедительно. Следовало заставить жителей Старого Света, привыкших в основном к небольшим семейным предприятиям, поверить в целесообразность внедрения американских массовых технологий, уже давно ставших визитной карточкой США, а теперь и предметом интенсивного экспорта в Европу.
Главный способ снижения издержек и, как следствие, цен - это массовое производство, невозможное без внедрения техники. В фильме «Люди и машины» на примере работы стекольного завода в Германии зрителю доказывают, что использование техники экономит
время, повышает качество, а также позволяет стандартизировать продукцию25. «Еще в начале века француз Л. Рено создавал свой машинный завод на основе принципов массового производства, разработанного Г. Фордом», - слышим мы с экрана. И вот о том, как сохранить качество при фабричном производстве, оживленно рассказывает сама упаковка молока - главный герой фильма «Необычайные приключения кварты молока».
Для того чтобы новые методы производства лучше приживались за границей, американцы отправляли в Европу своих экспертов. Так, в кинохронике профессор Хендерсон из университета Джорджии помогает бельгийцам улучшить стандарты сельскохозяйственного производства и наладить сбыт молока26.
В свою очередь, в фильме «Маркетинг» объясняется, почему так важно соответствие товаров желаниям клиента. Изучение потребностей покупателей и продуманная реклама - часть успешного бизнеса и ключ к сокращению издержек, позволяющий удачнее подбирать цвета, материалы и размеры товара. А благодаря привлекательной упаковке спрос увеличится еще больше27.
Долой торговые барьеры!
Экономическая концепция Европы в рамках плана Маршалла не ограничивалась инновациями в производстве. В международных сделках герои лент предлагают использовать доллар, поскольку он стал мировой валютой в рамках Бреттон-Вудской системы. Фильмы демонстрируют, что США как никогда ранее были заинтересованы в беспошлинной торговле с Европой. Свободный товарообмен распространялся на всю Западную Европу, превращая ее в экономически сильное пространство и усиливая тем самым взаимозависимость стран. Среди фильмов, пропагандирующих снятие торговых барьеров28, наиболее интересным представляется мультфильм «Башмачник и шляпник».
Герои фильма - предприниматели, использующие разные подходы к ведению бизнеса. В стране с высокими ввозными пошлинами шляпник может позволить себе продавать мало шляп по завышенной цене. А башмачнику, день и ночь работающему не покладая рук, не хватает сил производить много обуви. Даже приобретение станка не решает проблему. Чтобы найти импортеров обуви за границей, трудяга отправляется в путешествие. Так он попадает в утопические страны: в одной много машин, которые дорого экспортировать, в другой - избыток леса, который без станков не обработаешь, в третьей -все сделано из сыра, о котором мечтают жители четвертой страны.
Рис. 2. Источник: "The Shoemaker and the Hatter"
Некогда застенчивый башмачник агитирует друзей по несчастью выступить против торговых ограничений. «Многочисленные барьеры разрушают торговлю», - заключает он. В итоге герои добились своего. При новом экономическом порядке жадному шляпнику нет места, и он, разорившись, идет работать на железную дорогу: очень важная профессия в мире, где нет торговых границ29.
Однако «Башмачник и шляпник» - это не просто пособие по мировой торговле. В фильме тонко обыгран вопрос национальных стереотипов и культурной принадлежности. В предпринимателях разных стран можно узнать строгого инженера из Германии, мужественного лесника из Австрии, усатый производитель сыра живет во французских Альпах, а главные герои - пример рациональных предпринимателей родом из Великобритании (рис. 2). Да, Европа очень разная, и ликвидация таможенных барьеров поможет странам обмениваться своим уникальным опытом, не так ли?
Будущее Европы - в детских руках
В фильмах плана Маршалла детям отведена чуть ли не самая главная роль. Им как подрастающему поколению суждено стать хранителями «новой» Европы, где нет не только торговых, но и культурных и национальных границ. Юные европейцы постоянно присутствуют на экране, создавая неповторимую атмосферу. Итальянские ребята запускают кораблики и катаются на карусели, маленький Кириакос укрощает оклахомского мула, бельгийская девочка пробует молоко, произведенное по американским технологиям, рождением ребенка начинается и завершается фильм о преодолении голода.
В свою очередь, юный австриец Ганзль быстро сообразил, что полученные по плану Маршалла цыплята могут приносить прибыль. Внимательно изучив американскую инструкцию по разведению птиц, он кормит животных американским кормом. Через полгода результат налицо: курицы каждый день приносят по яйцу. Это позволяет герою расширить производство и купить себе долгожданный велосипед, а заодно помочь австрийской промышлен-ности30. Сельскохозяйственная кампания, прекрасно обыгранная талантливым режиссером Георгом Треслером, была важна как для Европы, где после войны яйца были очень дорогими31, так и для Университета Мэриленда, который осуществлял поставки яиц в Австрию и в те годы вырастил рекордное количество птиц32. В фильме изображен новый тип предпринимателя, который собственноручно освоил новые технологии и успешно применил их на деле. Ганзль - представитель нового поколения, этакий юный европейский self-made man.
Образы детей используются для создания наибольшего визуального контраста33, как символ успешности и пример для подра-жания34, но, главное, в качестве олицетворения нового мира и веры в будущее35. В последнем случае наиболее ярким примером являются фильмы «Давайте будем как дети» и «Как пели детишки».
Действие ленты «Давайте будем как дети» происходит на альпийском курорте, где пришлось столкнуться детям разных национальностей. Каждый ребенок говорит на родном языке, и они не понимают друг друга. Вскоре компанию пополняет англичанка Тони, которая безуспешно пытается интегрироваться в разношерстное общество. У детей уже есть занятие: желая получить главный приз в конкурсе, каждый строит свою собственную снежную крепость, и они не принимают Тони в компанию. Конфликт приводит к снежной битве и заканчивается травмой Тони. Перепуганные дети
£
trigs
Рис. 3. Источник: "Let's Be Childish"
пытаются загладить свою вину, но купить подарок не получилось: у всех в карманах разная валюта. Тогда ребята решают вместе заработать для нее главный приз конкурса: так рождается единый город Тонивилль, названный в часть пострадавшей, и вся команда делит заработанные сладости.
«Дети из разных уголков Европы преодолели языковые барьеры, которые разделяют их страны. Они смогли понять друг друга и объединили усилия, чтобы победить в конкурсе. Их действия могут послужить примером всему миру и стать образцом для подражания взрослых», - символично оглашают во время подведения итогов конкурса36.
Следует отметить оригинальный прием оператора: камера всегда находится на уровне детей, до последней минуты зритель не видит взрослых - только их ноги. Вместе с видами Альп это создает атмосферу изолированного мира детей. Кроме того, сначала камера показывает лица крупным планом, а ближе к концу фильма в кадр попадают целые группы детей, все слабее просматривается их индивидуальность (рис. 3).
Название второго фильма «Как пели детишки» апеллирует к немецкому выражению "Wie die Alten sungen, so zwitschern die Jungen" - «Как поют взрослые, так посвистывают и детишки»37. однако в ленте первую скрипку играют сами дети - школьники из французского лицея в центре Вены. Здесь учатся дети со всех уголков мира, сюда попадает и юная австрийка Грети, которая не говорит по-французски. Единственный ребенок, у кого ее появление вызвало интерес, - чернокожий мальчик по имени Була38. Благодаря заботе нового друга Грети удается интегрироваться в многонациональное общество: во время посещения венского колеса обозрения она берет на себя роль гида.
От экономического плана к влиянию на сознание европейцев: об итогах пропагандистской кампании
Образ единой многонациональной Европы завуалированно присутствует в различных лентах. В ряде фильмов есть отсылки к единым европейским корням, античным истокам или истории города, где происходит действие39, подчеркиваются общеевропейские традиции ("despite the differences these are our own laws, own customs"), важность пограничного сотрудничества. Единство европейцев достигается за счет местоимения «мы», ограничивая пространство «своего» и «чужого», но не упоминая напрямую советского врага: «мы сами должны производить больше еды», «но мы, европейцы...», «у всех 17 стран...», «мы сильны и едины», «европейское сообщество растет», «наша общая цель - лучшая жизнь» ("we must grow more food by ourselves", "but us Europeans.", "17 nations altogether.", "we are strong and single", "the European community is growing", "our common purpose for the better life"). Излюбленный прием кинематографистов, работавших в рамках программы, - это быстрые монтажные склейки кадров разных стран или их продукции, поочередное упоминание европейских городов и известных политиков или построение маршрутов, конструирующее границы европейского пространства40 ("fields and farms of Europe stretching from fjords in Norway to the gulf of Athens", "transport coal from Germany, cotton from Belgium and Luxemburg for Italian factories"41). В том же духе выдержаны плакаты в поддержку плана Маршалла: на них всегда царит дружное соседство жителей Западной Европы, а на одном из них «европейский дом» представлен как гнездо, которое совместно вьется силами нескольких птиц (рис. 4). На
Рис. 4. Источник: Poster Archive [Электронный ресурс]. URL: http:// sellingdemocracy.org/posters (дата обращения: 05.08.2017)
уровне риторики мечта о европейской семье воплощена в таких выражениях, как «наше большое стремление», «мечты о европейском единстве», «жить рука об руку» ("our grand desire", "dreams of European unity", "Hand im Hand miteinander zu leben"). Чтобы привить чувство межнационального единства, в большинстве стран-участников, как правило, показывались одинаковые ленты, а самые успешные из них переводились на 8-13 языков, даже если фильм был посвящен проблеме какой-то определенной страны42.
Таким образом, представляется, что именно концепт «нового европейского дома» является ключевым во всей кампании Маршалла. США смогли создать на экране принципиально новую картину Европы как пространства довольных, процветающих людей ("people who enjoy life"). В фильмах конструируется европейская сказка «для своих». Здесь практически отсутствуют «чужие» - лишь подразумевается, что они находятся за пределами замкнутого свободного мира, но отрезаны от него экономически и культурно.
У зрителя не создается впечатление, что «Соединенные Штаты Европы» являются простой копией Америки (и именно в этом заключается главное отличие данной пропагандистской стратегии от
более прямолинейной культурной дипломатии СССР в Восточной Европе). Играя роль наставника Западного мира, США, однако, формально отдают инициативу обыкновенному европейцу - герою и зрителю незатейливых лент. Своей помощью американцы дарят ему шанс достичь счастья по-европейски, оставляя европейцам право спокойно жить на своей территории. Не зря фильмы проникнуты любовью героев к своей земле и труду: голландские рыбаки ловят рыбу в Северном море, норвежцы роют шахты, а греки бережно возделывают поля, зная, что делают это во благо всей Европы43. Именно это органичное сочетание локального патриотизма с приверженностью панъевропейской идее - ключевая установка «умной» пропаганды, лишенной всякого намека на экономическую оккупацию (один из фильмов символически называется «Дом, который мы любим» - "The Home We Love").
Тем не менее с художественной точки зрения рассмотренным фильмам едва ли свойственен европейский почерк. Несмотря на декларировавшуюся формулу «фильмы снимаются только европейцами», сюжетно и стилистически картины невероятно напоминают пропагандистские ленты США времен «Нового курса» Рузвельта (самые известные - «Плуг, нарушивший равнины» и «Река»44) и рассказы о процветающей Америке, демонстрировавшиеся немцам несколькими годами ранее в период денацификации и переобуче-ния45. Впрочем, это вряд ли могло броситься в глаза среднестатистическому зрителю фильмов плана Маршалла.
Так или иначе, успешность первой общеевропейской кинокампании была налицо (к марту 1951 г. аудитория фильмов составляла уже 2 млн человек, в некоторых странах осведомленность о программе достигла 88-94%46). Парадоксально, но именно американцам суждено было первыми столь масштабно визуализировать идею евроинтеграции, которую потом уже сами европейцы реализуют на практике.
США, в свою очередь, добились желаемого: к 1951 г. (когда программу стали постепенно сворачивать, отчасти из-за войны в Корее) уровень жизни в Западной Европе достиг довоенных показателей. Разумеется, при таком раскладе у европейцев должно было пропасть всякое желание голосовать за «вражескую» партию. Как и у героя фильма «Аквила»: житель Триеста захаживал на социалистические демонстрации только тогда, когда был безработным и несчастным.
Такой небывалый успех кампании США уже куда более однозначно в 1951 г. описал бизнесмен и один из руководителей плана Маршалла Пол Хоффман: «.впервые Советский Союз был отбро-
шен из Европы, когда гидроэлектростанции, стройки жилых домов и тракторы, поставленные по плану Маршалла, стали манифестом против марксистской диалектики; хлеб и масло господина Маршалла были противопоставлены пустоте Великой Лжи <комму-низма>»47.
Фильмография плана Маршалла
Аквила / Aquila. By E. Jacobo, 1950.
Аура - электричество с севера / Aura - Strom aus dem Norden. By F. Lauritz, 1950.
Башмачник и шляпник / The Shoemaker and the Hatter. By J. Halas, J. Batchelor, 1950.
Без страха / Ohne Furcht. By A. Machinnon, 1951.
Возвращение в горы / Rückkehr in die Berge. By J. Ferno, 1950.
Время выбирать / Hour of Choice. By S. Legg, 1951.
Гавань в Северном море / North Sea Harbor. By MSA Film Section, 1951.
Ганзль и 200 000 цыплят / Hansl und 200 000 Kücken. By G. Tressler, 1952.
Где-то жить / Somewhere to Live. By J. Brunius, 1950.
Город выходит из темноты / City out of Darkness. By Merkurius Film, 1950.
Давайте будем как дети / Let's be Childish. By G. Freedland, 1950.
Два города / Zwei Städte. By S. Schulberg, 1949.
200 000 000 ртов / 200 000 000 Mouths. By J. Spiro, 1950-1951.
Деревня без слов / Village without Words. By D. Kurland, 1950.
Е - как Европа / E Comme Europe. By G. Radvanyi, 1952.
Забрасываем сети! / Shoot the Nets..! By H. van der Horst, 1951.
История Кулы / The Story of Koula. By Vittorio Gallo Films, 1951.
История спасения / Rettungsgeschichte. By J. Asseo, 1948-1950.
Как пели детишки / Wie die Jungen sungen. By G. Tressler, 1954.
Коринфский канал / Corinth Canal. By J. Ferno, 1950.
Люди и машины / Men and Machines. By D. Pine, 1951.
Маркетинг / Marketing. By P. Long, 1953.
Невидимая колючая проволока / Der Unsichtbare Stacheldraht. By E. Kroll, 1951.
Невидимая связь / The Invisible Link. By V. Vicas, 1950.
Необычайные приключения кварты молока / The Extraordinary Adventures of the Quart of Milk. By Tele-Radio-Cine. 1951.
Новый огород Траудль / Traudl's neuer Gemüsegarten. By G. Tressler, 1952.
Осторожно! / Houen zo! By H. van der Horst, 1952. Остров / Die Insel. By J. Ferno, 1950.
План Маршалла в действии: Западная Германия / The Marshall Plan at Work in Western Germany. By J.Hill, 1950.
Праздник Троицы / Whitsun Holiday. By P. Baylis, 1953. Программа восстановления в действии № 2 / E.R.P. in Action № 2. By ECA Film, 1950.
Производители шелка из Комо / Silkmakers of Como. By M. Ub-aldo (дата производства фильма утеряна).
Пустой стул / Der Leere Stuhl. By J. Lüdke, 1951. Путешествие в Сардинию / Adventure in Sardinia. By P. Baylis, 1950. Раз, два, три, № 1 / One, Two, Three, № 1. By P. Baylis, 1953. Свежий ветер в старых переулках / Frischer Wind in alten Gassen. By F. Buch, 1951.
Совет Европы / Council of Europe. By MSA Film Section, 1952. Твои 80 долларов / Your Eighty Dollars. By MSA Film Section, 1952. Трансатлантика / Transatlantique. By A. Sarrut, J. Asseo, 1953. Три города / Three Cities. By MSA Film Section, 1952. Устраняя преграды / Cleaning the Lines. By K. Mander, 1951. Хорошая жизнь / The Good Life. By H. Jennings and G. Wallace, 1951.
Я и мистер Маршалл / Ich und Mr. Marshall. By S. Schulberg, 1949.
Примечания
1 EllwoodD. You Too Can Be Like Us // History Today. 1998. Vol. 48. Nov. P. 34.
2 Наринский М.М. Нарастание конфронтации: план Маршалла, Берлинский кризис [Электронный ресурс] // Советское общество: возникновение, развитие, финал. Т. 2. М., 1997. URL: http://you1917-91.narod.ru/narinskiy_narast. html (дата обращения: 11.06.2017).
3 Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Дж. Кеннана [Электронный ресурс] // Электронная библиотека PROFILIB. URL: https://profilib.com/chtenie/96003/dzhordzh-kennan-diplomatiya-vtoroy-mirovoy-voyny-glazami-amerikanskogo-posla-v-sssr-47.php (дата обращения: 09.08.2017).
4 Ellwood D. The Marshall Plan. A Strategy That Worked // Foreign Policy Agenda. 2006. April. P. 18.
5 The Marshall Plan speech, 5 June 1947 [Электронный ресурс] // OECD Archive. URL: http://www.oecd.org/general/themarshallplanspeechatharvarduniversity5ju ne1947.htm (дата обращения: 15.08.2017).
6 Ibid.
7 Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Свободная территория Триест, Турция, Франция, Швейцария, Швеция. В 1949 г. к программе присоединилась Западная Германия.
8 Ellwood D. The Marshall Plan. A Strategy That Worked... P. 18.
9 Selling Democracy, Films of the Marshall Plan: 1947-1955. Berlin Film Festival 2004. Booklet. P. 6; Schulberg S. Making Marshall Plan Movies // Film News. 1951. Sept. P. 10-19; Соднерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М., 2014. С. 92-93.
10 Hemsing A. The Marshall Plan's European Film Unit 1948-1955 // Journal of Film, Radio, and Television. 1994. Vol. 14. № 3. P. 272-273.
11 Ibid. P. 269.
12 Ibid. P. 273.
13 Cleaning the Lines; Good Life; 200 000 000 Mouths; Somewhere to Live.
14 Insel; Corinth Canal; City out of Darkness; Aura - Strom aus dem Norden, Invisible Link.
15 Somewhere to Live; Rückkehr in die Berge; Houen zo!; Adventure in Sardinia.
16 Village without words.
17 E.R.P. in Action № 2; Corinth Canal.
18 Aquila.
19 Story of Koula.
20 Frischer Wind in alten Gassen; Der leere Stuhl; Unsichtbare Stacheldraht; Zwei Städte.
21 One, Two, There, № 1; Air of Freedom; City out of Darkness; E.R.P. in Action № 2.
22 Hemsing A. Op. cit. P. 295.
23 North Sea Harbor; Council of Europe; Three Cities; Your Eighty Dollars, etc.
24 United States Information and Educational Exchange Act of 1948 (Smith-Mundt Act) [Электронный ресурс] // The US State Archive. URL: http://www.state.gov/ documents/organization/177574.pdf (дата обращения: 12.08.2017).
25 Отказ от ручного труда в различных индустриях также проигрывается в фильмах «Башмачник и шляпник», «Рабочий поток», «Производители шелка из Комо».
26 E.R.P. in Action № 2.
27 Marketing.
28 Cleaning the Lines; Rettungsgeschichte; Transatlantique.
29 The Shoemaker and the Hatter.
30 Hansl und 200 000 Kücken.
31 Mehring F. Propaganda für Demokratie? Deutschland und das "Neue Europa" in den Filmen des Marshallplans [Электронный ресурс] // Filmarchiv des Deutschen Historischen Museums. URL: http://www.dhm.de/fllmarchiv/fllm-im-kontext/propaganda/ (дата обращения: 01.08.2017).
32 UMD Chickens to the Rescue!! [Электронный ресурс] // The University of Maryland Archives. URL: https://umdarchives.wordpress.com/tag/marshall-plan/ (дата обращения: 28.07.2017).
33 Whitsun Holiday; E.R.P. in Action.
34 Frischer Wind in alten Gassen; Hansl und 200 000 Kücken.
35 Village without words; The Story of Koula.
36 Let's be Childish.
37 Wie die Jungen sungen.
38 Использование в качестве главного героя чернокожего мальчика было настолько смелым решением Г. Треслера, что привело к разногласиям режиссера с куратором А. Хэмсингом. Ведь и у американцев были свои табуированные темы... Подробнее см.: Mehring F. The Promises of "Young Europe" // European Journal of American Studies. 2012. Vol. 7. № 2. P. 14.
39 Aura - Strom aus dem Norden; Corinth Canal; Cleaning the Lines; Good life; Invisible Link; Men and Machines; Somewhere to Live, etc.
40 Наибольшее упоминание заслужили Париж (как штаб-квартира плана Маршалла) и Западный Берлин (как форпост холодной войны). Рассказчики регулярно отправляют нас в итальянские, греческие и германские провинции, чуть реже - в Бельгию, Францию и Нидерланды. Довольно часто встречаются Дания, Австрия, Норвегия, Швейцария, Великобритания (последняя - чаще в общеевропейских сюжетах, отдельных фильмов про англичан почти нет: сказывается британский изоляционизм и их нежелание экономической интеграции с континентом). Реже - Триест, Швеция и Ирландия. В фильмах, посвященных отдельным странам, нескольких раз встречается Турция и заморские территории Франции: Париж запросил американские деньги и для них.
41 200 000 000 Mouths; Cleaning the Lines.
42 Hemsing A. Op. cit. P. 287, 295.
43 Shoot the Nets!; Aura - Strom aus dem Norden; Rückkehr in die Berge.
44 The Plow That Broke the Plains. By Lorentz P., 1936; The River. By Lorentz P., 1938.
45 The Valley of Tennessee. By Hammid A., 1944; Swedes in America. By Lerner I., 1943; Steeltown. By the OWI, 1944; Cowboy. By the OWI, 1944; The Autobiography of a 'Jeep'. By Lerner I., 1943, etc.
46 Mehring F. Op. cit. P. 4.
47 Hoffman P. Peace can be Won. N.Y., 1951. P. 34.