Научная статья на тему 'Отдел политического планирования Госдепартамента США и его роль в разработке Плана Маршалла'

Отдел политического планирования Госдепартамента США и его роль в разработке Плана Маршалла Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
641
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЫ / ПЛАН МАРШАЛЛА / ОТДЕЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСДЕПАРТАМЕНТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Райкова Вера Алексеевна

Статья посвящена выявлению степени причастности Отдела политического планирования Госдепартамента к разработке программы европейской реконструкции. Сравнительный анализ донесения Отдела политического планирования и Гарвардской речи генерала Маршалла позволяет сделать вывод о ключевой роли Отдела в создании Плана Маршалла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US STATE DEPARTMENT POLICY PLANNING STAFF AND ITS ROLE IN CREATION OF THE MARSHALL PLAN

This article is devoted to revealing the degree of participation of the State Department Policy Planning Staff in the creation of the European Recovery Program. The comparative analysis of the Policy Planning Staffs Report (May 23, 1947) and the Marshalls address at Harvard University (June 5, 1947) allows to draw a conclusion about a key role of the Staff in the creation of the Marshall Plan.

Текст научной работы на тему «Отдел политического планирования Госдепартамента США и его роль в разработке Плана Маршалла»

УДК 327.82 (1-927)

РАЙКОВА Вера Алексеевна, аспирант кафедры всеобщей истории Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 8 научных публикаций

ОТДЕЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСДЕПАРТАМЕНТА США И ЕГО РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА МАРШАЛЛА

Статья посвящена выявлению степени причастности Отдела политического планирования Госдепартамента к разработке программы европейской реконструкции. Сравнительный анализ донесения Отдела политического планирования и Гарвардской речи генерала Маршалла позволяет сделать вывод о ключевой роли Отдела в создании Плана Маршалла.

Программа восстановления Европы, План Маршалла, Отдел политического планирования Госдепартамента

12 марта 1947 года на совместном заседании обеих палат Конгресса президент США Г. Трумэн выступил с инициативой оказания экономической помощи Греции и Турции, испытывавших серьезные трудности. Логичным продолжением и развитием этой идеи стала программа экономического восстановления Европы - План Маршалла. Известно, что успех Плана Маршалла был ошеломляющим -он не только способствовал экономическому подъему и успешному преодолению кризисных явлений в Европе, но и придал дополнительный импульс западноевропейской интеграции. Не менее важно и то, что он знаменовал собой начало нового этапа для американской внешней политики, этапа окончательного прощания с эрой изоляционизма и активного включения США в мировые дела. В связи с этим, исследователей давно занимает вопрос об истоках программы помощи и концептуальных положениях, лежащих в ее основе1.

В попытках расширить имеющиеся знания и представления о Плане Маршалла обратимся к истории его создания, рассмотрев роль Отдела политического планирования в разработке одной из наиболее успешных внешнеполитических акций Соединенных Штатов в XX веке.

Непосредственным толчком к созданию программы европейского восстановления стало московское заседание Совета министров иностранных дел, состоявшееся в апреле 1947 года. На нем среди прочих вопросов активно обсуждались послевоенные экономические проблемы в европейских странах и возможность выработки согласованных действий для смягчения кризисной ситуации. Неспособность западных держав и Советского Союза придти к приемлемому решению убедили Маршалла в необходимости разработать в одностороннем порядке программу американской помощи. Приняв это решение, он обратился к не менее важному

вопросу - каким именно образом реализовать его на практике.

Сразу после прихода в Госдепартамент в январе 1947 года Маршалл задумался над созданием отдела или группы, которая «смотрела бы далеко вперед, не в отдаленное будущее, но дальше, чем действующие офицеры, захваченные дымом текущих сражений»2. Госсекретарь надеялся, что новый отдел сможет совместить комплексное изучение политических проблем с выработкой адекватных рекомендаций по их разрешению. Учитывая сложность процедуры принятия решений внутри Госдепартамента, Маршалл однозначно рассматривал создаваемую группу как совещательный орган, находящийся под его непосредственным руководством, стоящий вне традиционной иерархии и выведенный за рамки привычных согласований3.

Должность руководителя Отдела политического планирования была предложена заместителю начальника Национального военного колледжа Дж.Ф. Кеннану, опытному и компетентному дипломату, широко известному в американском истеблишменте благодаря «длинной телеграмме». В ходе встречи Маршалла и Кен-нана, состоявшейся 28 апреля, госсекретарь предельно четко сформулировал стоящие перед Отделом задачи: осуществлять разработку долгосрочной программы США в области внешней политики; предвидеть проблемы, с которыми Госдепартамент может столкнуться в своей деятельности; готовить доклады по широкому кругу военно-политических проблем; анализировать текущую политику в контексте развития международной ситуации; координировать планирование в Госдепартаменте4. Разработка программы помощи стала первым заданием Отдела, в ходе которого отрабатывались методы и приемы организации деятельности, способы взаимодействия с другими государственными структурами.

Благодаря усилиям Кеннана, сумевшего за короткий срок решить множество организационных вопросов, 5 мая 1947 года Отдел политического планирования приступил к выполнению возложенных на него обязанностей. Сложившийся под началом Кеннана коллектив обладал необходимыми для такой сложной и творческой

работы навыками и умениями, знаниями и опытом. Все члены Отдела были специалистами в разных областях - политике, экономике, дипломатии, военном деле, что препятствовало упрощенным подходам, односторонним трактовкам и позволяло находить нестандартные и оригинальные решения.

Отдел работал очень интенсивно, и уже 23 мая Кеннан представил госсекретарю рекомендации под названием «Политика в отношении американской помощи Западной Европе»5. Спустя две недели, 5 июня, Маршалл произнес широко известную Гарвардскую речь, в которой изложил основные принципы программы помощи Европе. Сравнительный анализ донесения планировщиков и адреса госсекретаря позволяют проследить степень влияния Отдела планирования на концепцию главы Госдепартамента. По объему, внутренней организации материала, стилистике документы существенно отличаются, что легко объяснимо их различным функциональным назначением. В заявлении, ориентированном на широкую общественность и преследующим цель привлечь внимание американцев к кризисной ситуации в Европе, Маршалл лишь провозглашал ключевые моменты американской программы помощи, используя яркие и убедительные образы, несколько сгущая краски. В официальном документе, подготовленном Кеннаном, в лаконичной манере обозначены и проанализированы проблемы, предложены меры по их преодолению, обрисованы дальнейшие перспективы. Несмотря на внешние различия, суть документов идентична.

Во-первых, важное место в них занимает идея необходимости четкого разделения программы экономического восстановления Европы и программы американской помощи европейским странам, вторая должна быть лишь составной частью первой, а не ее заменой. Как отметил Кеннан, «американский народ не может помогать тем, кто не хочет помогать себе сам»6.

Во-вторых, госсекретарь подчеркивал, что инициатива в создании программы едолжна исходить из Европы»7. Кеннан, поясняя этот пункт в рекомендациях, настаивал на том, что только так программа будет иметь законные основания и

оградит американцев от обвинений во вмешательства во внутренние дела других странах, переложит основную долю ответственности на европейцев и позволит им сохранить самоуважение8.

В-третьих, как утверждал Маршалл, «программа должна быть общей, согласованной большинством... европейских наций»9. Кеннан в донесении туманно объяснил это некоторыми «психологическими и политическими, также как и экономическими причинами»10, однако в мемуарах более подробно остановился на подоплеке данного требования: «...Настаивая на общности действий, мы надеялись тем самым принудить европейцев думать как европейцы, а не как националисты, имея в виду экономические проблемы всего континента»11. Помимо восстановления прежних экономических связей в Европе, немаловажная причина этого требования заключалась в стремлении заставить Советский Союз и его сателлитов определить свое отношение к предложенной программе помощи: либо согласится на общие условия и тем самым вступить на путь смягчения своих экономических систем, либо отказаться и нести ответственность за раздел Европы. Кеннан при разработке рекомендаций уделял большое внимание «советскому фактору», свидетельством чему является, например, лекция «Проблемы американской внешней политики после Москвы», прочитанная им в Национальном военном колледже 6 мая, в которой он скептически оценивал готовность Кремля принять участие в деле реконструкции Европы12.

В-четвертых, хорошо известно заявление Маршалла о конструктивном характере американской программы, направленной «не против какой-то страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса»13. Именно с этой идеи начинает свое донесение Кеннан: «Отдел политического планирования не видит в коммунистической активности источник трудностей в Западной Европе. Настоящий кризис стал результатом разрушительных последствий войны... Американские усилия в поддержке Европы должны быть направлены не на борьбу с коммунистами, а на восстановление экономического здоровья и сил европейского общества. Другими словами, необходимо сражаться не с

коммунизмом, а с экономической неразберихой»14. Более того, в заключении доклада он подверг критике «доктрину Трумэна» именно за то, что она культивирует впечатление, будто американская внешняя политика носит оборонительный характер от коммунистического давления, а попытки восстановить экономические условия в других странах - только побочный продукт этой реакции15.

В-пятых, госсекретарь особо подчеркивал необходимость информирования американского общества о ситуации в Европе, разъяснения характера проблем и средств, которые будут использоваться для их преодоления, являющуюся «важной частью любого успешного действия со стороны США»16. Кеннан сформулировал эту мысль еще более отчетливо: «Отдел политического планирования полагает, что существует некоторое недопонимание в сознании американских людей о нашей помощи иностранным государствам, и рекомендует предпринять немедленные действия для изменения этого недопонимания»17.

Таким образом, очевидно, что госсекретарь согласился со всеми ключевыми положениями, выдвинутыми Отделом политического планирования и в той или иной степени изложил их в официальной программе. Маршалл, всегда сдержанный и скупой на похвалу, хотя и с большой задержкой - через два года после описываемых событий, все же отправил Кеннану письмо с выражением признательности за проделанную работу при подготовке Гарвардской речи18. Пока Маршалл оставался главой Госдепартамента, влияние кеннановской группы на определение американской внешнеполитической стратегии послевоенных лет было велико. Не последнюю роль в этом сыграло особое положение Отдела - свободный доступ к госсекретарю, возможность запрашивать любую информацию, разрешение обращаться за помощью к независимым экспертам и консультантам. Приход во внешнеполитическое ведомство Д. Аче-сона в январе 1949 года, больше полагающегося на традиционные механизмы принятия решений, изменил статус Отдела планирования, сделав его равным среди многочисленных подразделений Госдепартамента.

Примечания

I См., напр.: Hogan М. The Marshall Plan: America, Britain and the Reconstruction of Western Europe 1947-1952. Cambridge, 1987; MilwardA.S. The Reconstruction ofWestern Europe, 1945-51. London, 1984; The Marshall Plan: Fifty Years After / ed. by M. Schain. N. Y., 2005; Wexlerl. The Marshall Plan Revisited: The European Recovery Program in Economic Perspective. Westport, 1983; и др.

2Acheson D. Present at the Creation. My Years in the State Department. N. Y., 1969. P. 214.

3 The Forrestal Diaries / ed. by W. Millis. N. Y., 1951. P. 267.

4Kennan G.F. Memoirs, 1925-1950. Boston, 1967. P. 327; For the Press. May 7, 1947 //The State Department Policy Planning Staff Papers / ed. by A.K. Nelson. Vol. I. N. Y., 1983. P. 1.

5 The Director of the Policy Planning Staff (Kennan) to the Under Secretary of State (Acheson) II Foreign Relations of the Unites States. 1947. The British Commonwealth, Europe. Vol. III. Washington, 1947 (далее-FRUS. 1947. Vol. III.). P. 223-230.

6Ibid. P. 227.

1Ibid. P. 239.

4bid. P. 227.

9 Press Release Issued by the Department of State, June 4,1947 //FRUS. 1947. Vol. III. P. 239.

10 The Director of the Policy Planning Staff (Kennan)... P. 226-227.

II Kennan G.F. Op. cit. P. 337.

12 Problems of US Foreign Policy after Moscow// Measures Short of the War. The George F. Kennan Lectures at the National War College, 1946-1947. Washington, 1991. P. 176-203.

13 Press Release Issued by the Department of State, June 4, 1947... P. 238.

14 The Director of the Policy Planning Staff (Kennan)... P. 224-225.

15 Ibid. P. 229.

16 Press Release Issued by the Department of State, June4, 1947... P. 239.

11 The Director ofthe Policy Planning Staff (Kennan)... P. 225.

18Kennan G.F. Op. cit. P. 344-345.

Raikova Vera

US STATE DEPARTMENT POLICY PLANNING STAFF AND ITS ROLE IN CREATION OF THE MARSHALL PLAN

This article is devoted to revealing the degree of participation of the State Department Policy Planning Staff in the creation of the European Recovery Program. The comparative analysis of the Policy Planning Staff’s Report (May 23, 1947) and the Marshall’s address at Harvard University (June 5, 1947) allows to draw a conclusion about a key role of the Staff in the creation of the Marshall Plan.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - Саламатова O.B., кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.