УДК 30
БОТ: 10.18698/2306-8477-2018-4-521
Письменные самостоятельные работы
в методике преподавания курса общей социологии в вузовской практике (на примере работ студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана)
© С.И. Васильева МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы вопросы методологии и методики преподавания курса общей социологии в вузах страны. Рассмотрен один из методов, практикуемых в процессе преподавания общего курса социологии на первых курсах технических факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, — метод проведения самостоятельных письменных работ студентов, подчеркнуто их дидактическое значение и роль в структуре образования российских вузов. Представлен анализ студенческих работ. Приведены наиболее интересные с точки зрения проведения эмпирического исследования работы.
Ключевые слова: социология, метод включенного наблюдения, эссе, социологический автопортрет, эмпирическое исследование, социологическое воображение, креативность, творческий потенциал
Курс общей социологии читается на различных факультетах МГТУ им. Н.Э. Баумана, главным образом, на первом году обучения студентов. Программа включает аудиторные (лекционные, семинарские) и самостоятельные занятия, а учебная активность студентов в течение семестра, который разбит на три модуля, оценивается по балльно-рейтинговой системе. Самостоятельная (внеаудиторная) работа представляет собой важную сторону учебно-воспитательного процесса, занимая одно из ключевых мест. Ее удельный вес в структуре современного образования значительно повысился в связи с переходом российских вузов на двухуровневую систему (бакалавриат, магистратура) подготовки.
Кафедра «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана ориентирована на ряд задач, реализуемых в процессе преподавания социологии. Среди них развитие социально-личностных и межличностных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности будущих инженеров и их адаптации к динамично развивающемуся обществу, а также развитие творческих, эвристических способностей студентов в процессе подготовки и проведения социологических исследований [1], внедрение инновационных технологий в процессе обучения [2], использование социологических методов для анализа социальной среды студента-бауманца, апроба-
ция методики обучения студентов социотехническому проектированию [3], внедрение интерактивных методик на семинарских занятиях по социологии [4] и др.
Особенность вузовского образования состоит в том, чтобы развить творческие и аналитические способности студентов не только в технической, но и в равной степени в гуманитарной области. По мнению автора, именно правильно разработанная методика организации самостоятельной работы студентов позволяет решить в процессе преподавания многие дидактические и познавательные задачи: заметно расширить диапазон представлений об изучаемом предмете, применить теоретические знания на практике, развить социологическое воображение и в какой-то степени даже почувствовать себя социологами.
Письменные задания позволяют активизировать творческое мышление, приучают студентов четко формулировать свои мысли, обеспечивают связь теоретического материала с практической областью, так как недостаточно усвоить информацию, получить представление о предмете, необходимо на основе теоретических знаний, полученных в ходе прослушивания лекции и их обсуждения на семинарских занятиях, попытаться выполнить письменное задание на определенную тему, привести факты из жизни, обратить внимание на повседневные события, выделить различные аспекты социальных процессов, проанализировать их и сделать определенные выводы. Такая интеллектуальная работа уже на начальной стадии изучения курса социологии пробуждает исключительно острый интерес к социологическим проблемам, создает особый фон вузовского обучения.
В процессе проведения стандартных лекционных и семинарских занятий автор предложил ряд письменных заданий для студентов первого курса радиотехнического факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана. Эти письменные задания были включены, главным образом, в формат первого и последнего модулей, что позволило несколько расширить диапазон представлений о социологии и дало возможность существенно активизировать когнитивные и мыслительные процессы студентов, обнаружить и развить в них способности к анализу и описанию различных социальных фактов и явлений, в целом пробудить интерес к эмпирическим социологическим исследованиям.
В процессе обучения студентам предложили два задания. Первое было связано с изучением методов социологических исследований, применяемых на практике, в частности, включенного наблюдения как одного из наиболее экстравагантных и необычных методов, способных заинтересовать студентов. На лекционных и семинарских занятиях были разобраны материалы, связанные с использованием данного метода в прикладной социологии на примере исследований,
проведенных сотрудником Гарвардского университета В. Уайтом в итальянских трущобах американского города на восточном побережье США в 1930-х гг., М. Кудрявцевой о феномене попрошайничества в России, выделившей на основе своих наблюдений различные социальные типы нищих, и др. [5, с. 544-548]. Также была предложена студентам подборка материала из книги, посвященной анализу чикагской школы социологии. Для усиления когнитивного контекста цитировались наставления Р. Парка о необходимости непосредственного наблюдения: «...пойдите и посидите в холлах роскошных гостиниц и на порогах ночлежек: посидите на диванах Золотого берега и на кроватях и трущобах; посидите в Концертном зале и на представлении бурлеска в "Стар энд Гартер". Короче говоря, джентльмены, идите и запачкайте ваши штаны реальным исследованием» [6, с. 15]. Обращалось внимание и на то, что один из основоположников этой школы Э. Берджесс, отличавшийся неординарным мышлением, начинал преподавание своего обширного курса (темами его лекции были социальная патология и криминология, социология семьи, теория личности и ее дезорганизация) с задания написать небольшое эссе: почему вы избрали криминологию, почему заинтересовались проблемами семьи? Далее следовало задание — написать небольшое исследование на тему «Один день моей семьи», используя материалы своей собственной семьи [7, с. 92].
Студентам было предложено на основе изученного материала написать эссе на тему «Один день моего пребывания в ...» — место и время пребывания они должны были указать и выбрать сами, т. е. воспроизвести определенные события своей жизни с учетом использования метода наблюдения.
Самые интересные эссе зачитывались (надо признать, что таких работ оказалось немало), обращалось внимание на умение описать событие, подметить наиболее яркие и интересные моменты, передать настроение, свои субъективные ощущения и впечатления от увиденного, т. е. таким образом апробировать полученные теоретические знания на практике и приобрести навыки социологического мышления. В конце статьи приведены наиболее оригинальные работы, написанные студентами первого курса радиотехнического факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана в сентябре 2017 г. (эссе Ф.М. Босого (пример 1), Ю.О. Трофимовой (пример 2)).
Следующее письменное задание было связано с темой личности, ее социологическим анализом. По результатам изучения темы было предложено задание — написать социологический автопортрет и отразить в нем пять основных сфер деятельности личности применительно к себе: морально-нравственную, когнитивную, коммуникативную, эстетическую и творческую. Задание было непростым, и студенты в сво-
их работах подчеркнули, что при его выполнении испытали определенные трудности, поскольку проанализировать свои достоинства и недостатки и посмотреть на себя со стороны оказалось далеко не простым делом.
Прочтение и анализ студенческих работ позволили сделать некоторые выводы. Когнитивная сфера оказалась для студентов наиболее привлекательной и значимой. При ее описании многие студенты указали на важность естественных наук в учебном процессе, подчеркнули, что эти области для них являются приоритетными, и они питают к ним наибольший интерес: «Я человек с техническим складом ума. Я люблю точность, числа и формулы. Я способен запоминать и обрабатывать огромное количество технической информации» (С. Пуп-ко); «Я люблю учиться и получать новые знания» (А. Жолобова); выявили значение образования в жизни молодого поколения: «Каждый человек должен быть образован в той или иной сфере, в противном случае не происходит развития личности, и человек просто теряется в этом мире» (Ю. Либер); определили значение целостного представления о мире в познавательном процессе и в целом роль этого процесса: «Зачем вообще изучать мир? Этот вопрос отпадает, как только ты попытаешься копнуть глубже или уйти в сторону от того, что заставляют нас учить в школе или в университете. Когда у тебя появляется искренняя заинтересованность в предмете изучения, ты начинаешь видеть связи, которые соединяют все вещи в мире, делая его более понятным. Чем больше ты учишься, тем больше удивляешься тому, как много ты еще не знаешь и многое можешь познать» (А. Об-резкова); некоторым студентам выполнение такого задания позволило оценить уровень своих познаний: «Имею определенное количество знаний в разных направлениях, но они ничтожно малы» (У. Селиванова).
Анализ морально-нравственной сферы дал возможность студентам оценить свои нравственные качества, позиционировать себя в обществе, подчеркнуть значение патриотизма в воспитательном процессе: «По отношению к Родине я патриот. Я люблю свою страну, верю в ее будущее. Горжусь историческими достижениями. После окончания вуза собираюсь трудиться на благо своей Родины» (Д. Варшавский); определить значимость роли семьи в воспитательном процессе и формировании личностных качеств: «Родители — это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за все то, что они сделали для нас, ведь если бы не они, то нас на этом свете не было бы вовсе» (Н. Артюшин). Студенты подчеркнули и роль тех воспитательных мероприятий, которые проводились в школе, и в целом значение школы и школьного образования в приобретении и формировании морально-нравственных качеств: «С пя-
того класса у нас появилась традиция: ежегодно перед Новым годом мы приезжали в Дом малютки. Мы показывали детям представления, дарили им подарки и просто проводили время вместе с ними. Незабываемые школьные годы научили меня быть милосердным, честным, трудолюбивым и целеустремленным» (Д. Лычагин).
В своих эссе студенты выразили отношение к искусству. Для большинства из них эта сфера оказалась чрезвычайно привлекательной, интересной и многогранной. У многих трепетное отношение к произведениям искусства: «Я готов целыми часами любоваться картинами И. Айвазовского» (Д. Лычагин); неравнодушны они также к другими видам искусства, в частности, к кинематографу: «Моей большой страстью является искусство. Я получаю огромное эстетическое удовольствие, посещая различные выставки и музеи. Я очень люблю читать и могу делать это практически в любых условиях: так, чтение в транспорте никогда не являлось для меня большой проблемой. Также мне очень нравится смотреть классику французского, английского, советского кинематографа, а иногда — слушать классическую музыку. Отдельным наслаждением для меня, разумеется, является поход в театр» (Н. Савина). После прочтения работ выяснилось также то, что для многих студентов спорт является важной составляющей их деятельности и они не представляют жизни без него: «Я занимаюсь спортивным туризмом, имею 30 медалей, даже всесоюзного уровня» (У. Селиванова); «Параллельно с учебой занимался свои любимым видом спорта — плаванием, в котором достиг отличных результатов — выступал в составе сборной России на соревнованиях, имею спортивный разряд кандидата в мастера спорта» (Н. Артюшин).
Студенты отметили важность коммуникации в структуре социальной жизни и формирования уважения к личности. «Грань между добром и злом очень тонкая. Нужно уважать выбор каждого и быть более толерантным» (У. Селиванова). Студенты подчеркнули значение дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки в школьной и студенческой среде: «Друзья — это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое "Я" гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Друзья — это те, кто поймет и подаст руку помощи в любой момент, и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Для меня самое главное в жизни — это правильно реализовать свое "Я". Для этого необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное — относиться ко всем с открытой душой и человечно» (Н. Артюшин); «Я человек дружелюбный. Я считаю, что у каждого человека есть свои плюсы и минусы и у каждого человека можно чему-то научиться. Я хочу помогать и помогаю другим людям, когда я понимаю, что человек нуж-
дается в помощи. Я также старюсь быть очень веселым человеком. Мне нравится дарить людям радость» (С. Пупко).
Творческая сфера — одна из наиболее сложных сфер жизни, но именно она дает ощущение счастья, полноты жизни и добавляет уверенности в себе. Среди первокурсников немало по-настоящему креативных людей, пробующих свои силы и творческий потенциал в разных областях науки и искусства. «Себя я могу назвать творческим человеком. Я пробую себя в роли автора книг в жанре фэнтези. Рисую и пишу картины. Рисованием я занимаюсь очень давно. Закончила академическую художественную школу им. В.А. Серова. Я продолжаю рисовать и писать картины. Полученные знания в художественной школе помогают мне при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Я участвую в выставках, пишу картины на заказ. Недавно мне предложили в качестве художника разработать эскизы костюмов для частного мюзикла. Для меня это возможность попробовать себя в чем-то новом. Что касается написания книг и рассказов, то пока это чисто на уровне хобби, все пишется в стол. Люди, которые читали отрывки моих произведений, были заинтересованы в продолжении. Надеюсь, что они говорили это искренне» (Е. Михайлова). «Мое главное хобби — робототехника. Я принимал участие во многих соревнованиях по робототехнике и нередко занимал призовые места. Самыми главными достижениями являются призовые — вторые и третьи — места на Всероссийском фестивале робототехники "Робофест"» (А. Маль-гинов).
Таким образом, использование в практике преподавания общего курса социологии определенных форм проведения самостоятельных письменных работ помогло решить ряд дидактических и когнитивных задач: активизировать процесс освоения эмпирических методов прикладной социологии, усилить когнитивный интерес к проблемам социологии, позволило в связи с этим открыть и увидеть целые социальные миры, существенно расширить кругозор студентов, помогло в формировании и приобретении ими навыков проведения эмпирического исследования, способствовало реализации творческого креативного начала, дало возможность провести социологический самоанализ, проникнуть вглубь своего сознания и мироощущения и открыть для себя свое собственное «Я».
Пример 1. Ф.М. Босый, РТ1-11
Один день моего пребывания в Школе молодого бауманца (ШМБ)
«Тридцать третья команда, подъем!» — прозвучало над палаточным лагерем. Я проснулся с мыслью о том, что лучше бы я остался дома, ведь тогда бы я мог проснуться на мягкой постели в теплой квартире часов так в одиннадцать, а не в спальном мешке, в довольно-таки прохладной палатке ни свет, ни заря. Впрочем, что
такое настоящая утренняя прохлада, я узнал чуть позже, когда, растолкав своего соседа и пожелав ему доброго утра, я открыл нашу палатку. Мягко говоря, меня как ледяным душем окатило. "Вот не сиделось тебе дома, романтик мамин ", — пронеслось у меня в голове. Но давать задний ход было уже поздно, да и не привык я сдаваться.
Наверное, мне стоит сказать пару слов о человеке, которого я так бесцеремонно разбудил, — моем соседе Данииле. Познакомились мы с ним в автобусе по пути на ШМБ чисто случайно — я подсел к нему на свободное место. Разговорились. Парень оказался интересным собеседником, да и взгляды на жизнь у нас были схожие. Оторвавшись от философских рассуждений и перейдя к делам насущным — кто что взял на ШМБ, — я выяснил, что у него нет палатки. Ну, собственно, я и предложил ему ко мне подселиться, потому что палатка была у меня двухместная. Так он и стал моим соседом, да и вне палатки мы общались с ним больше всех, потому что, как я уже писал выше, души у нас оказались родственными.
Выбравшись из палатки и пожелав всем сокомандникам доброго утра, я отправился умываться. День обещал быть насыщенным, по крайней мере, нам так сказали наши кураторы.
К слову, о кураторах. Все кураторы на ШМБ — студенты. Нам достались два жизнерадостных очаровательных куратора, которые на протяжении всего ШМБ поддерживали нас и помогали нам (чего только стоит разведение костра во время ливня). Имена же им Екатерина и Илья.
Умывшись, я отправился к точке сбора — сцене. Там должна была пройти утренняя зарядка. После зарядки нам рассказали о наших планах на день, и мы отправились завтракать. Завтрак, кстати, готовили наши товарищи по команде, пожертвовавшие утренней зарядкой ради нас. После завтрака у нас оставалось еще свободное время, поэтому мы занялись дровами. Заготовив дрова, мы всей компанией отправились на соревнования между командами. Это было довольно-таки увлекательно, особенно мне понравилось задание, где мы, стоя на ковре и не сходя с него, должны были его перевернуть. Но, как это всегда бывает, без происшествий не обошлось — нашей сокоманднице Диане стало плохо. Но, к счастью, все наладилось.
Вернулись мы в лагерь немного уставшие, но счастливые. Здесь нас уже ждал обед, приготовленный нашими товарищами, которые опять же пожертвовали развлечениями ради того, чтобы все мы были сыты.
После обеда нас отправили на образовательные площадки. Мне удалось побывать на "Романтика ССО" и "Увлекательные уроки самообороны ".
Начну, пожалуй, с программы «Романтика студенческих строительных отрядов». Наверное, я больше нигде не услышу историю о том, как на кабана охотились с помощью лома. Короче говоря, ребята из студенческого строительного отряда «Малахит» рассказали нам у костра множество увлекательных историй из своей жизни: были там и драки в вагончиках, и укладывание рельсов в сорокоградусную жару, и байки местных жителей...
Кроме того, мы поиграли с ними в различные игры, а потом нас напоили чаем и накормили гречневой кашей с тушенкой. Ну, и конечно же, нас пригласили тоже вступить в студенческий отряд.
Теперь расскажу о программе "Увлекательные уроки самообороны". Вел данную программу профессиональный боец Маршалл Викторович Савчук. Он нам рассказал массу историй из жизни, мотивы нарушителей порядка, а также поведал о психологии преступника и жертвы. Он объяснил, как перестать бояться, рассказал, как стать настоящим воином. Потом было практическое занятие. Пожалуй, программа "Увлекательные уроки самообороны" мне понравилась больше, чем программа "Романтика ССО ".
После окончания образовательных площадок все потихоньку начали расходиться по своим лагерям. Всех ждал вечерний концерт. Но погода начала ухудшаться. К вечеру стал накрапывать дождь.
И вот наступил вечер. Гала-концерт. Мы стоим под ливнем, но мы счастливы. Счастливы, что приехали на ШМБ. Счастливы, что познакомились со всеми этими замечательными людьми. Дождь льет, он очищает наши души. Музыка играет, она вселяет надежду.
Во время этого концерта я ближе познакомился со своими будущими товарищами по урбанпоходам — Дианой и тезкой моего соседа Даниилом.
После концерта была рефлексия у костра. Человек я замкнутый, поэтому я просто слушал. Слушал эти искренние теплые слова. А над нами было небо, полное дождя.
Было грустно уезжать. Но, к сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и начинается будничная рутина. Но до сих пор я с теплотой вспоминаю ШМБ, всех ребят, с которыми я в братстве провел последние деньки лета. Я иногда вижусь с ними. Мы общаемся, делимся впечатлениями об учебе, вспоминаем... Это было великолепное время. Я получил массу полезной информации, которая пригождается мне в жизни. Возможно, именно благодаря ШМБ я смогу преодолеть самый сложный период в моей жизни -обучение вМГТУ им. Н.Э. Баумана.
В мире XXI века человек все больше становится зависимым от техники. Не хочется признавать, но телефон, по сути, стал для души резервным хранилищем. В нем самые яркие наши воспоминания,
мы храним свой смех в фотографиях и минуты счастья в видео. В почте — наставления от матери и деловая поднаготная. В истории браузеров — все, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания, снимки соблазнов и свидетельство грехов, слезы и обиды. И именно в такое время особенно хорошо выбраться на природу, забыть это все, окунуться в дух пионерских лагерей, приобщиться к этой атмосфере, радоваться жизни, жить в каждой миллисекунде. Именно жизнь на природе — настоящее счастье. Город высасывает соки, пьет кровь вечной рутиной. Жизнь человека не должна состоять только из походов по магазинам, работы, учебы и сериалов. Очень важны такие мероприятия, как ШМБ. Они помогают человеку ощутить гармонию с природой, понять, кто он на самом деле.
Ну и напоследок я хочу написать девиз нашей тридцать третьей команды: "Мы несем позитив и учение в массы! Команда две тройки! Свободная касса!".
Пример 2. Ю.О. Трофимова, РТ5-1
Социологический автопортрет
«Зачастую приходится слышать, что никто не знает тебя лучше, чем ты сам. Однако мне кажется, что мама и лучшие друзья знают такие качества моей личности, о которых я могу, наверное, даже не подозревать. Конечно, некоторые свои стороны я редко проявляю и о них никто не знает лучше меня, но по большей части близкие люди смогут рассказать обо мне более объективно. Но данная работа является автопортретом, поэтому, как бы трудно мне не было рассказывать о себе, я постараюсь сделать это наиболее объективно.
С самого раннего детства мне прививались высокие моральные человеческие ценности, я познала, что такое доброта, любовь, милосердие. Дети рождаются «чистыми», невинными, в их головах не возникает и мысли об умышленном причинении вреда окружающим, они сочувствуют и помогают нуждающимся. Мои родители ставили целью сохранить во мне такого ребенка, даже когда я вырасту. Могу сказать, что это им удалось. Я никогда не откажу в помощи, считаю, что жадность — ужаснейшее качество человека, не могу сидеть без дела, когда знаю, что у кого-то несчастье. Из детства я вынесла такие качества, как умение доводить начатое дело до конца и необходимость делать все добросовестно, что часто помогает мне в жизни.
Я росла в неполной семье, меня воспитывали мама и бабушка. Возможно, это исказило мое восприятие семейных ценностей и понятие семьи, ведь у меня никогда не было отца и отсутствует мужская сторона воспитания. Но я хочу завести полноценную се-
мью с двумя или даже тремя детьми, которые будут расти в окружении заботы обоих родителей. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, моя мама подарила мне детство, о котором можно только мечтать, у меня не было ни в чем нужды, я была окружена любовью. Светлые эмоции, полученные в детстве, согревают меня и сегодня.
Люди рождены, чтобы познавать мир, открывать новые его грани. Обучение — неизбежная часть нашего существования, и я считаю, что она прекраснейшая его часть. Мне всегда было интересно узнавать что-то новое, учиться неизвестному. За время, отведенное мне, я хотела бы попробовать себя как можно в большем количестве сфер деятельности, ведь только так можно найти дело своей жизни. В школе я всегда училась на отлично, проявляла интерес ко многим предметам. Многим казалось странным, что меня увлекают такие разные области, как математика с информатикой и иностранные языки наряду с искусством. В последнее время люди привыкли делить всех на технарей и гуманитариев, но я считаю, что нет места такому делению. Я знаю много людей, которым, как и мне, в равной степени легко даются и естественные, и гуманитарные науки. Я считаю, что очень важным фактором в успешном обучении является наличие хорошего преподавателя и особого контакта с ним. Именно благодаря тому, что мне повезло встретить прекрасного учителя, я сейчас учусь в лучшем техническом вузе.
Я не особо коммуникабельный человек, мне тяжело заводить знакомства. Однако при общении с людьми, которые в будущем станут моими друзьями, меня будто что-то связывает и подталкивает к разговору с ними. Мое первое впечатление от человека редко меня обманывает: если кто-то мне понравился с первого взгляда, то я уверена, что мы сойдемся. А вот первое впечатление обо мне, по рассказам друзей и знакомых, у людей складывается неверное. Это не удивительно, вероятно, я даже специально не хочу показывать настоящую себя незнакомым людям, ведь я еще ничего о них не знаю, они могут ранить. К тому же не все грани моей личности должны быть раскрыты сразу, необходима тайна, поддерживающая интерес. Настоящую меня знают только близкие люди, только они понимают то, что я не могу рассказать каждому.
Я бы назвала себя человеком искусства, даже несмотря на то, что мне бывает скучно ходить по музеям и различным выставкам. Меня всегда завораживали пейзажи, особенно морские, а вот портреты наводили скуку. Бесспорно, интересно посмотреть, какие были люди раньше, быт и одежду, однако в различных художественных музеях такое количество однотипных картин, что их просмотр быстро надоедает. Но как бы странно это не было, именно порт-
реты у меня получается рисовать лучше всего, и именно людей, их эмоции мне интереснее всего изображать на листе бумаге, как бы оживляя их. Я никогда специально не училась рисовать, но желание творить заставляло меня брать карандаш в руки и рисовать, делая свои картины с каждым разом более качественными. Все, кто видит мои рисунки, говорят, что у меня здорово получается, что надо выставлять картины на всеобщее обозрение, однако я могу найти изъян в каждой работе. По большей части я рисую то, что вижу и люблю, мне не хватает фантазии придумать что-то, чего люди не могут вообразить. Поэтому у меня вызывают огромный интерес работы в стиле импрессионизма и сюрреализма. Мне нравится разгадывать их загадки и смысл, который хотел вложить автор. Я считаю, что каждый человек при жизни должен создать что-то, что может понять и объяснить только он сам.
Но искусство — это не только живопись, важной составляющей моей жизни является также музыка. Я люблю музыку во всех ее проявлениях, могу найти понравившуюся композицию в любом ее стиле. Мне нравится открывать новые группы, новое звучание. Музыка помогает переживать трудные моменты, делает радостные мгновения еще ярче, она может перенести тебя в любое место на земле, стоит только довериться ей. Когда я слушаю музыку, мне хочется самой научиться извлекать такие невероятные звуки из музыкальных инструментов. Именно поэтому я решила играть на гитаре. Это было давно, еще в четвертом классе я записалась в кружок в школе, но, отучившись месяц, ушла оттуда и решила заняться самообучением. Мне было скучно от того, что большую часть времени мы не играли на гитаре, а учили ноты. Сейчас я понимаю, что это было важно, но если бы я тогда осталась, то, вероятно, потеряла бы интерес к занятиям музыкой. Сейчас я владею гитарой на очень неплохом уровне и осваиваю нотную грамоту во время самостоятельных занятий на пианино.
У меня есть много вопросов на тему, кто я, какое мое предназначение, почему моя жизнь складывается именно так, а не иначе. Думаю, что, находя ответы на них, я буду сталкиваться с новыми вопросами в попытках познать себя. В этом и есть прелесть жизни».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акимова А.И. Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/hidden/146.html (дата обращения 23.02.2018).
[2] Оплетина Н.В. Инновационные приоритеты российской образовательной системы. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 8. URL: http://hmbul.bmstu.ru/ catalog/edu/pedagog/297.html (дата обращения 23.02.2018).
[3] Панина Г.В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании. URL: http://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2016/02/Panina.pdf (дата обращения 23.02.2018).
[4] Субочева О.Н. Case-study и ролевая игра как методы повышения интерактивности учебной группы на семинарских занятиях по дисциплине «Социология». Евразийский союз ученых «Современные концепции научных исследований», 2015, № 7, с. 74-77.
[5] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Москва, ИНФРА-М, 2011, 768 с.
[6] Николаев В.Г., сост. Чикагская школа социологии: сборник переводов. Москва, ИНИОН РАН, 2015, 429 с.
[7] Полюшкевич О.А., Борисова Ю.В., Батьянова Л.Н., Иванов Р.В. Основы социального моделирования. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2017, 190 с.
Статья поступила в редакцию 06.03.2018
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Васильева С.И. Письменные самостоятельные работы в методике преподавания курса общей социологии в вузовской практике (на примере работ студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана). Гуманитарный вестник, 2018, вып. 4. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2018-4-521
Васильева Светлана Ивановна — доцент кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: svvasiljeva50@mail.ru
Written works in the methodology of teaching general sociology in university practice (using works of BMSTU students as an example)
© S.I. Vasileva Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The study deals with the issues concerning methodology and methods of teaching general sociology in Russian universities. We consider one of the methods practiced in BMSTU during training of first-year engineering students, that is, the method of student essays, and emphasise their didactic significance and their role in the structure of education in Russian universities. We provide an analysis of student works and present the most interesting essays as far as their empirical research component is concerned.
Keywords: sociology, participant observation method, essay, sociological self-portrait, empirical research, sociological imagination, creativity, creative potential
REFERENCES
[1] Akimova A.I. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2014, iss. 1. Available at: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/hidden/146.html (accessed February 23, 2018).
[2] Opletina N.V. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2015, iss. 8. Available at: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/pedagog/297.html (accessed February 23, 2018).
[3] Panina G.V. Sotsiotekhnicheskoe proektirovanie v inzhenernom obrazovanii [Sociotechnical design in engineering training]. Available at: http://www.tyuiu.ru/ wp-content/uploads/2016/02/Panina.pdf (accessed February 23, 2018).
[4] Subocheva O.N. Evraziyskiy soyuz uchenykh — Euroasian Union of Scientists, 2015, no. 7, pp. 74-77.
[5] Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Metody sotsiologicheskogo issledovaniya [Research methods in social studies]. Moscow, Infra-M Publ., 2011, 768 p.
[6] Nikolaev V.G., comp. Chikagskaya shkola sotsiologii: sbornik perevodov [Chicago school of sociology: selected translations]. Moscow, Institute of Scientific Information on Social Sciences Publ., 2015, 429 p.
[7] Polyushkevich O.A., Borisova Yu.V, Batyanova L.N., Ivanov R.V Osnovy sotsialnogo modelirovaniya [Foundations of developing models in social studies]. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2017, 190 p.
Vasileva S.I., Assoc. Professor, Department of Social and Cultural Studies, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: svvasiljeva50@mail.ru