СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М.В. Семина, А.О. Ганжа
ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Статья посвящена методологическим и методическим аспектам преподавания визуальной социологии. Обобщен опыт двух преподавателей из Государственного университета-Высшей школы экономики и социологического факультета МГУ. Даются два разных подхода к преподаванию визуальной социологии в данных вузах: первый основан на соединении социологии и фотографии, второй — на развитии социологического воображения с помощью метода включенного визуального наблюдения.
Ключевые слова: визуальная социология, социологическое воображение, опыт преподавания визуальных методов, фотография, видеоматериалы, фотодневники
Key words: visual sociology, sociological imagination, teaching experience of visual methods, photos, visual materials, photo diaries
Современный мир, перейдя в эпоху информационных технологий, подвергается постоянным изменениям, в том числе и внешним. Культура, а в особенности массовая, все в большей степени становится визуальной — т. е. объект получает все больше возможностей внешнего выражения, вследствие чего внешняя сторона объекта нередко начинает играть большую роль, нежели его внутреннее содержание. Визуальная информация многократно тиражируется и воспроизводится во всех сферах жизнедеятельности общества. Используя визуальную информацию, социолог с помощью социологического воображения может проникнуть в суть явлений и процессов окружающего социального мира. В такой ситуации анализ этой видимой стороны жизни и ее влияния на социум открывает огромные просторы для социологов — позволяет выйти за рамки привычных методов, а главное, расширить возможности познания социальной реальности.
Однако визуальная социология не является неким новомодным поветрием. Например, фотография как один из компонентов визуальной социологии всегда использовалась социологами в той или иной мере. Но очень многие социологи используют визуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов и не проводят их более детального анализа. Таким образом, введение курсов по визуальной социологии в программу большинства западных университетов и ведущих российских вузов является не данью моде, а давно назревшей необходимостью.
Социологическое воображение — одна из основных методологических и методических концепций современной социологии. Понятие было введено Ч.Р. Миллсом (Миллс 2001) для обозначения принципа социологической генерализации, т. е. подведения конкретных фактов под обобщенную категорию или тенденцию, выход за пределы наивной и обыденной созерцательности и переход к аналитике социальной реальности. Социологическое воображение фактически является необходимым условием всякого социологического мышления как такового. Социология вне социологического воображения невозможна, это основа социологии как профессии.
Данная статья содержит обобщенный опыт преподавания практикума по визуальной социологии в ГУ-ВШЭ и спецкурса «Визуальная социология и развитие социологического воображения» МГУ им. М.В. Ломоносова и ставит своей целью описание подходов преподавания, а также анализ возможных будущих перспектив визуальной социологии.
В основе идеи практикума «Социологическое воображение — практикум по визуальной социологии» в ГУ-ВШЭ лежит следующее: 1) программа рассчитана на студентов 1-го курса социологического факультета и построена на следовании основным темам лекций «общая социология». Таким образом, студенты, только начиная познавать основы социологии, имеют возможность углубить и расширить свои знания на дополнительных занятиях; 2) курс ведут два преподавателя — социолог и профессиональный фотограф. Это позволяет давать студентам как теоретические основы, так и практические навыки пользования фотоаппаратом; 3) работа со студентами ведется и в аудитории (где постоянно используется видеопроектор для демонстрации материалов), и на улице для ведения наблюдения, а также в выставочных залах музеев. Авторы курса в ВШЭ ставили своей основной целью развитие социологического мышления у студентов, а также преподавание способов интерпретации и анализа социальных явлений на основе фотографий (с максимальным отказом от иллюстративного метода использования фотографий, т. е. когда фотоматериалы не интерпретируются, а используются исключительно в качестве иллюстраций тех или иных социальных явлений).
Задачи практикума по визуальной социологии в ГУ-ВШЭ:
• углубление знаний студентов в области теоретической социологии;
• расширение знания методологии;
• развитие аналитических навыков, развитие социологического мышления;
• обучение использованию визуальных средств для анализа окружающего мира;
• обучение интерпретации социальной информации, представленной фотодокументами;
• показ возможностей анализа визуальной информации в социологическом исследовании;
• обучение основным принципам работы фотографа.
Каждое занятие практикума включает в себя теоретическую часть (которая в свою очередь делится на социологическую и фотографическую) и практическую. В первой рассматриваются основные социологические понятия и базовые методы работы с фотокамерой. Во второй со студентами проводится обсуждение их домашней работы. В итоге каждого занятия студенты получают домашнее задание на неделю, состоящее в целенаправленном поиске и фотофиксации строго обусловленных социологических сюжетов из жизни мегаполиса. Указанные сюжеты соответствуют текущим темам, обсуждаемым по основному курсу общей социологии. В целом студентам предлагаются следующие темы занятий: визуальная социология и социологическое воображение, история фотографии, мир повседневной материальной культуры, субкультуры и контркультуры, социальная стратификация — человек в городской среде, социальное взаимодействие, социальные институты, социализация, общество и гендерные роли, глобализация.
Зачет по курсу происходит в виде студенческой конференции, где студенты защищают свои аналитические эссе по собранным фотоматериалам. Лучшие работы публикуются в студенческих сборниках, участвуют в конференциях. По окончании 2005 уч. года был напечатан календарь ГУ-ВШЭ на 2006 г., составленный из лучших фоторабот студентов.
За теоретическую основу практикума взяты положения Ч. Миллса и Р. Барта. В общем, их можно представить следующим образом. Во-первых, социологическое воображение — «это особое качество ума, которое позволяет видеть и осмысливать взаимосвязи между человеком и обществом, между историей и биографией». Использование фотоматериалов дает возможность увидеть частное в общем и общее в частном, т. е. осознать все стороны влияния социума на жизнь его членов, а также отделить общественные проблемы от личных трудностей (например, большой популярностью среди работ студентов пользуется тема одиночества в большом городе, которая рассматривается не с точки зрения отдельного индивида, а с точки зрения социального явления (т. е. возникновения субкультур, культивирующих эту тенденцию, — например, ЭМО культура).
Во-вторых, за основу рассмотрения фотоматериалов взята концепция Ро-лана Барта об уровнях обозначения (Барт 1997):
первый уровень — иконический знак, когда фотография предмета обозначает только этот предмет (денотативное значение передается с помощью механических средств репродукции);
второй уровень — возникает вследствие вмешательства человека — освещение, поза, угол камеры и т. п. в отношении знаков (коннотативные
значения, происходящие из ассоциаций, основанных на личном опыте смотрящего);
третий уровень — культурные значения знаков, происходящие из культурного опыта смотрящего (мифологические значения, некая идеологическая нагрузка).
Помимо занятий в аудитории, студенты посещают вместе с преподавателями художественные музеи: постоянную экспозицию Третьяковской галереи, а также текущие фотовыставки. Это позволяет на примере показать основы композиции, познакомить с современными тенденциями в фотографии, а главное, научить видеть в художественных работах социальную составляющую. Также несколько занятий фотограф посвящает методу ре-портажного снимка и скрытого наблюдения (эти занятия проводятся на улицах исторической Москвы). Следует отдельно отметить высокую эффективность использования в данном практикуме «мастер-классов». Так, в декабре 2005 г. мастер-класс провел П. Штомпка; он познакомил студентов со своим видением визуальной социологии, ее истоков и будущих путей развития, а также на примере собственных фотографий проанализировал социальные явления. Данный мастер-класс был записан на видео и демонстрируется студентам последующих практикумов.
Для написания эссе по выбранным темам студентам предлагается следующий алгоритм работы:
1. Сделать серию фотографий, объединенную общей темой/проблемой.
2. Рассмотреть собранные фотоматериалы как нечто целое, неразрывное. Записать основные идеи и вопросы, которые при этом возникли.
3. Проработать по возникшим вопросам литературу.
4. Распределить фото в порядке, отвечающем целям исследования.
5. Структурировать свой анализ, выделить общие категории, повторяющиеся элементы, единичные явления. Сравнить, что повторяется, как меняется и почему. Дать детальное описание каждой выделенной категории.
6. Соединить полученные данные в социологически значимое единое целое. Представить его как некую историю и затем написать свои выводы в виде эссе на 3-5 страниц.
В ходе практикума студенты не ограничены в выборе тем (единственное условие — темы должны быть социально значимы). однако, как показала практика, около половины студентов предпочитают использовать уже готовые темы, в то время как остальные самостоятельно находят их. Вот некоторые из тем, предлагаемые студентам:
• Семейные фотографии как социологическое отображение социального времени.
• Кодирование окружающей среды: социологическое прочтение мира повседневных вещей.
• Визуальный анализ трансформации образа матери и ребенка.
• Памятники в городской среде — чей это город? Социологический анализ памятников Москвы.
• Граффити городской среды: классификация по районам.
• Стили поведения жителей столицы и приезжих .
• Современное студенчество: доска объявлений в общежитии ГУ-ВШЭ.
• ТВ и социальный класс.
• Зонирование города: паркинги автомобилей.
• Кодовая система субкультур.
• Фоторепортаж в печатных СМИ.
• Гендерные особенности поведения в торговых центрах (система и характер покупок).
• Картографическое исследование города.
• Социальные роли в группе друзей.
• Реклама как отражение гендерных стереотипов в глянцевых журналах.
• Невербальные способы гендерной идентификации.
Основной проблемой для преподавания визуальной социологии является отсутствие литературы на русском языке. С помощью ассистентов кафедры общей социологии социологического факультета ГУ-ВШЭ Н. Харламова и Н. Фархатдинова была собрана хрестоматия для практикума, состоящая более чем из 20 статей ведущих исследователей (к сожалению, преимущественно на английском языке). Все материалы этой хрестоматии имеются в электронном виде и доступны заинтересованным студентам. Из литературы на русском языке мы могли бы отметить следующие основные источники:
Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер. с англ. О.А. Оберемко. М.: Издательский дом Nota Bene, 2001.
штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. № 1.
штомпка П. Социология. М.: Логос, 2005.
штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования. М.: Логос-М, 2007.
Беньямин в. Москва // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.
Ионин Л. Социология культуры: учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
Гирц К. «Насыщенное описание»: В поисках интерпретативной теории культуры // Культурология. XX век. Дайджест. Ч. I. М.: ИНИОН, 1997.
Лапин А. Фотография как...: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство, 1990.
Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. М.: Искусство, 1970.
Дыко Л. Основы композиции в фотографии. М.: Высшая Школа, 1989.
В основе спецкурса по «Развитию социологического воображения с помощью визуальных средств и включенного наблюдения» в МГУ им. М.В. Ломоносова лежат две идеи:
1. Первая часть семинара развивает умение детально наблюдать за окружающей обстановкой, выделять из канвы повседневности существенные детали и по ним делать обобщения. Мы пытаемся научить студентов описывать с детальной точностью те события и места, за которыми они ведут включенное наблюдение.
2. Во второй части семинара мы стараемся соединить умение детально наблюдать с практикой использования визуальных средств и обучения визуальной культуре.
остановимся подробно на этих двух составляющих.
I. Идея первой половины курса — развить социологическое воображение с помощью развития умения наблюдать. Цель эта достигается путем соединения идей многих авторов. Одна из самых важных мыслей, развитая Зигмундом Бауманом, искусство мыслить социологически... «Умение мыслить социологически может оказать каждому из нас самую важную услугу, а именно: сделать нас более чуткими, обострить наши чувства, шире раскрыть нам глаза, и тогда мы сможем исследовать человеческие ситуации, остававшиеся для нас до сих пор незаметными» (Бауман 1996: 22). Развивая умение наблюдать, в ходе спецкурса мы опираемся также на основополагающие принципы П. Штомпки, который под социологическим воображением понимал «комплексный навык, способности, состоящие из пяти частей. А) — видеть все социальные феномены, произведенными некими социальными агентами, индивидуальными или коллективными, и идентифицировать этих агентов. Б) — понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы и сдержки, влияющие на социальную жизнь, включая шансы, которые имеют усилия агентов.... В) — распознавать накопившийся груз традиции, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее. Г) — вникать в социальную жизнь в ее непрестанной динамике, в процессе текущего становления. Д) — находить огромные разнообразия и разноликость форм, в которых может проявляться социальная жизнь» (Штомпка 2005).
В ходе спецкурса автор семинара старается развить у студентов способность к образному мышлению, к видению того, что не видят другие, к тому, чтобы находить «неизвестное в известном». Основная идея состоит в том, чтобы посещающие данный курс студенты могли по-новому смотреть на окружающую их действительность и в повседневной жизни, в повседневной рутине увидеть что-то новое, «сделать известное неизвестным» (Романов, Ярская-Смирнова 1998: 145).
Курс состоит из серии практических занятий и семинаров. Вначале преподаватель дает студентам основные теоретические подходы. Во время практических занятий студенты погружаются в повседневную жизнь и пытаются увидеть в ней что-то новое.
Для развития социологического воображения и для полного проникновения в социальную реальность используется включенное наблюдение социальных объектов, которое по возможности сопровождается видеозарисовками. Студенты ведут видео- и наблюдения за жизнедеятельностью:
• торговых центров,
• кинотеатров,
• поликлиник,
• парков,
• мест массового скопления людей (транспорт).
В ходе этого упражнения мы пытаемся развить у студентов социологическое воображение, которое порой достигается и через разные рассказы об одном и том же событии, и через разный ракурс, который берут за основу студенты.
В основе спецкурса лежит этнографический подход, который означает в переводе с греческого буквально «описывать людей» ('ethnos' (люди) и 'graphei' (писать, описывать)). Этнография стала за последние два-три десятилетия очень популярной во всем мире, а в последние полтора десятилетия постепенно обосновалась и в России. Этнография базируется на включенном наблюдении (открытом или скрытом) за повседневной жизнью людей в определенный период времени. В ходе спецкурса преподаватель вместе со студентами выходит «в поле» и ведет включенное наблюдение какого-либо объекта в течение нескольких часов. Затем студенты пишут детальное описание своего похода. Получается несколько взглядов на социальную реальность. Когда студенты ведут включенное наблюдение, они учатся детально описывать то, что они видят и слышат, учатся выбирать тему для исследования и фокусироваться в рамках этой темы. Детальное описание невозможно понять без идей Гирца ^еейз 1991), которые перечислены ниже.
1. «Рефлексивность». Само понятие рефлексивности ввел не Гирц, однако в своих работах он постоянно подчеркивал, что исследователь не должен абстрагироваться от своей «самости». Исследователь не должен отрицать свою субъективность. Его мысли и чувства помогают осознанию проблем в поле.
2. «Плотное описание». Эта идея принадлежит Гирцу. он настаивал на том, что исследователь должен описывать то, что он видит, достаточно детально, нюансированно.
3. Концепция «стандартного и нестандартного» дискурса. Эта концепция Гирца восходит к идее Ричарда Рорти о «нормальном» и «ненормальном» дискурсе. Основная мысль, которую подчеркивает Гирц, передавая знания, почерпнутые в поле, — мы передаем их через тексты, которые кто-то читает, через риторику, которая воспроизводится в специальной литературе. По мнению Гирца, люди могут писать в уже установленных рамках, которые приняты в данном обществе. Однако есть исследователи, которые могут описывать вещи нестандартно, и именно это является «нестандартным дискурсом», который он считает «подарком Бога». Мы на своих занятиях не разделяем студентов на более талантливых или менее талантливых. Однако опыт написания эссе и развитие способностей описания порой приводят к тому, что студенты рождают шедевры. И если из 20 человек в группе хотя бы один напишет шедевр, это значит, что наша работа как преподавателей не проходит даром.
4. Развитие множественных описаний одного и того же явления. В зависимости от индивидуального вкуса, способностей и предпочтений студентов возможны различные стили описаний. Мы способствуем тому, чтобы студенты старались делать разные описания одного и того же события. Гирц различал следующие виды описаний:
• Реалистическое описание.
• Экспериментальное описание.
• Рефлексия (Собственный нарратив).
• Использование писательских приемов.
• Поэтическая репрезентация.
• Этнографическая драма.
• Смешение жанров.
В ходе этих упражнений мы работаем со студентами в русле социального конструктивизма. Мы показываем студентам то, как конструируются образы и термины современного мира, как они становятся элементами повторяющихся практик людей, впоследствии элементами социальной структуры общества. Развивая эти идеи, мы опираемся на идеи П. Бурдье, П. Штомпки и других социальных конструктивистов.
II. Вторая половина курса рассчитана на соединение умения наблюдать и детально описывать с умением видеть. С одной стороны, мы пытаемся показать, как социальные проблемы современности уже визуализированы другими людьми и представлены в форме кинофильмов, фотографий, клипов. С другой стороны, мы стараемся научить студентов самих не только словесно описывать определенные социальные темы, но и применять визуальные средства, расширяя возможности эмоционального влияния на аудиторию. С помощью фотографирования и видеосъемки студенты учатся «останавливать мгновенья настоящего», отображая отдельные социальные темы, выбранные ими самими или предложенные преподавателем. Фиксируя «остановленное настоящее», которое тут же становится «остановленным прошлым», мы, с одной стороны, пытаемся развить образное мышление студентов, с другой стороны, расширить социальное ориентирование.
Задачу обучения визуальной культуре мы достигаем за счет следующих практик:
1. Просмотр кинофильмов. Организовываем это таким образом.
А. Совместный просмотр кинофильмов в классе. Это — особая аура и интрига, когда вместо простого занятия мы ставим компьютер, экран, подключаем колонки и организовываем совместный просмотр. Выбираем фильмы, которые вызывают общественный интерес, резонанс. Выбор фильма — за студентами.
В 2005/06 уч. году совместно со студентами смотрели немецкий фильм «Эксперимент» режиссера Оливера Хиршбигеля. В фильме рассказывается о научном эксперименте, в котором согласились участвовать 12 добровольцев. Половина из них выступают в роли заключенных, а другие — в роли надзирателей. В середине эксперимента охранники начинают работать «по-настоящему». Они не выдерживают испытание властью. Интересен и сам
совместный просмотр — как по-разному реагирует аудитория на особенно напряженные моменты. Одно из обязательных условий спецкурса: все — и учитель, и студенты находятся в равных условиях, и все по окончании просмотра пишут эссе о фильме. Как правило, все группы имеют свой собственный ящик в интернете, и все эссе вывешиваются (по желанию студентов возможно сохранение анонимности), затем эссе обсуждаются в классе. Тем самым достигается «многоуровневость» и многоголосие, разность мнений относительно одного и того же события.
B. Совместный поход в кинотеатр. Возможен и другой вариант — просмотр кинофильма в кинотеатре. В 2007 уч. году мы со студентами посетили фильм китайского режиссера Цай Мин-Ляня «Не хочу спать одна».
C. И, наконец, возможен третий вариант, когда выбираем какой-нибудь фильм и смотрим его по очереди дома. Каждый, кто посмотрел, пишет эссе. В 2007 г. в качестве фильма для домашнего просмотра был выбран фильм «Невидимые дети». Это работы 7 режиссеров, которые посвящены нелегкому детству современных детей. Работы поднимают достаточно страшные проблемы современного детства. Интересно, как студенты видят эти фильмы, важен их вгляд на реальность. Приводим зарисовку Кострюковой Таи-сии, студентки 5-го курса вечернего отделения.
Фильм «Невидимые дети» — сборник 7 новелл разных режиссеров, известных и не очень, постоянно затрагивающих тему детей в своем творчестве и обращающихся к ней впервые.
Это — жестокое повествование, горькая правда о судьбах детей.
Это вырванные из реальности факты о разных детях из разных стран. И не только о детях. Ведь то, что делают дети, — это повторение того, что им оставили взрослые. Дети — отражение сегодняшнего мира, где воюют, продают и покупают, изменяют, врут, насилуют , оскорбляют.
Дети — это лучший способ показать то, что творится на нашей планете, в стране, в городе, в семье.
И самое интересное, что на детей обычно никто не обращает внимания. Все думают, что они вырастут, заживут по-новому, сделают этот мир лучше. Их воспитывают, образовывают и тут и там кричат: «Дети — наше будущее». Но ведь очевидно, что никаким образованием это будущее не создашь. Главное — это благополучие в семье — настоящее благополучие. Такое, чтобы когда ребенок вырос, он сказал: «Я хочу, чтобы в моей семье было все так, как было у моих родителей». Глядя на своих маму и папу, ребенок учится, приобретает опыт построения семьи — основы общества.
Но так получается, что в наш век войн, бедности, алкоголизма, воровства, вранья мы как результат получаем новых бандитов, бедняков, алкоголиков, воров...
Не надо полагаться на то, что дети вырастут и сами изменят этот мир. Смысл в том, что надо начинать с себя и показать (!) детям, что хорошо, а что плохо.
Есть такая английская группа — Manic Street Preachers. Их, пожалуй,
самая известная и очень красивая песня содержит такие строки: «If you tolerate this, then your children will be next». Практически дословно: «Если ты это терпишь, то твои дети будут следующими».
Фильм «Невидимые дети» подтверждает это.
Фильм «Невидимые дети» — напоминание нам всем о том, что нет плохих детей, бывают только плохие родители.
Когда я смотрела этот фильм, я плакала.
Фильм «Невидимые дети» — мой любимый фильм.
2. Использование фотографии для обучения визуальной культуре. Помимо просмотра кинофильмов мы стараемся использовать другие визуальные средства — фотографии. Мы фотографируем и собираем интересные фото. Как правило, мы выбираем одну общую и одну личную тему, которую ведем вторую половину семестра. По общей теме преподаватель вместе со студентами отбирает объекты для съемки, фотографирует, и все фотографии затем собираются в общий банк. И по своей и по общей теме студенты пишут эссе, иллюстрируя это своими фотографиями. Темы, которые мы выбираем, совершенно разные. Есть одно правило: тема, которую выбирает студент, должна быть ему/ей лично не безразлична*. Примеры тем:
Тема «Город»
• Детские площадки.
• Бездомные собаки.
• Проблемы детства: беспризорность.
• Отношение к старикам в современной России.
• Автостоянки: местожительство современного автомобиля.
• Современное метро.
• Городские сумасшедшие.
Тема «Неравенство»
• Визуализация социального неравенства в городе:
• Внешность/Одежда.
• Машины.
• Дома (жилье) /районы.
Тема «Визуализация социальных норм и привычек, традиций различных субкультур современного российского общества»
• Бомжи в метро.
• Визуализация пьянства в городе.
• Граффити.
• Рокеры и байкеры.
• Курение.
* В социалистические времена было немало преподавателей, которые эксплуатировали студентов и давали им «свою тему для проработки». Нередко грешат этим и современные ученые. Авторы данной статьи не приемлют такой подход. Задача преподавателя — дать студенту направление, чтобы он не изучал тривиальные темы, или темы, уже давно изученные. Однако нужно уважать мнение и желание студента и соединять его предпочтения с еще не изученными темами.
Тема «Семья и дом»
• Визуальный анализ интерьера современного дома.
• Модные штучки в оформлении своего жилища.
• Место «мужских вещей и женских вещей в современном оформлении дома».
Тема «Тело»
• Модные штучки в оформлении своего тела.
• Визуальный взгляд на полноту и худобу.
• Здоровый образ жизни.
• Тело современной женщины.
• Тело современного мужчины.
Тема «Транспорт»
• Социальная напряженность в транспорте.
• Пассажир в московском метро.
Тема «Фотографии»
• Трансформация ценностей через визуальный анализ фотографий.
• Событийный анализ и фотография.
Тема «Проблемы родительства»
• Визуальный анализ современных подходов к материнству и отцовству.
• Мужские и женские практики воспитания детей в общественных мес-
• отцовство: типы отношений с детьми. Визуализация образа отца в современном городе.
Тема «Реклама и потребление»
• Современные вывески: рассказ о чем?
• Современные фенечки: мобильный телефон, цифровик, what's next?
Сравнительные исследования в различных сферах:
• Визуальное сравнение культур, нравов, обычаев различных народов в нашем городе.
Основу семинара составляет методология постоянного сравнения. Анализируя различные структуры и социальные образования, невозможно не использовать сравнительную методологию. Студенты, реализуя свои собственные минипроекты, постоянно сравнивают один социальный объект или явление с другим, фиксируя:
• что типично,
• что не типично,
• что слишком выходит из общей канвы, вызывает удивление в общей массе явления, «из ряда вон».
Интеграция методов
Пытаясь наиболее глубоко проникнуть в сущность описываемого явления со студентами, мы стараемся использовать интеграцию различных методов, сочетать старые, испытанные, и новые, менее распространенные, методы. Основные используемые методы в процессе обучения представлены ниже:
1. Создание этнографических фоторепортажей и просто фоторепортажей. (Создание серии фотографий, объединенных какой-либо общей темой, посвященных какому-либо социальному явлению.)
2. Соединение фотографий, фоторепортажей и их сопровождение аудиод-невниками. Аудиодневники — это детальное описание студентами событий, которые для них важны и эмоционально окрашены (позитивно, негативно, нейтрально). В течение определенного времени студенты заполняют аудио-дневники, которые дополняют фотографиями. Основные темы, которые могут быть описаны в дневниках:
• Любые события, которые кажутся значимыми для студентов.
• Восприятие жизни в Москве. Что для них значит город, в котором они живут. Как они его воспринимают.
• Повседневная жизнь. Создание истории о том, как живется современному студенту.
• Описание наиболее значимых проблем, тем, которые затрагивают студента.
• Общение. Описание тех лиц, с которыми общается респондент.
3. Создание видеорепортажей. На некоторых семинарах мы выбираем тему исследования и ведем видеосъемку. В частности, на одном из семинаров преподаватель студентам дал видеокамеру и они делали свой видеорепортаж на тему: «Университет моими глазами».
Зачет
Зачет по курсу проходит в виде защиты минипроектов. Студенты должны представить свои собственные работы — эссе в формате Power Point. Помимо этого они должны:
1) принести этнографическое описание одного события из жизни или одного дня жизни с фотографиями;
2) сдать этнографическое описание просмотренных кинофильмов.
Часть работ отбирается для публикаций на внутриуниверситетских конференциях или на других социологических конференциях. Наиболее интересные эссе и фотоработы дорабатываются для публикаций в журналах.
Примеры студенческих работ
В ходе семинара по «Развитию социологического воображения с помощью визуальных средств и включенного наблюдения» студентами было сделано немало интересных работ. Хотелось бы отметить наиболее выдающиеся, которые были созданы за весенний семестр 2008 г.
Одна из работ студентки 3-го курса факультета социологии Литвиновой Анжелики заслуживает внимания, поскольку ее работа посвящена абсолютно не изученной теме — социальному и физическому пространству изоляции. Анжелика проводила исследование социального и физического пространства на примере пространственной организации психиатрических лечебниц и специнтернатов. Преодолев все сложности, связанные с проникновением в данные учреждения, студентка произвела серию фотографий внутренней
организации этих учреждений, а также детей, находящихся в них. В результате анализа она показала, что полный и безоговорочный контроль над детьми со стороны взрослых приводит к усиленному стремлению «сбить их в группы», не давать оставаться одним, наблюдать за всеми сразу. Вместе с тем другие огромные помещения фактически пустуют. У детей отнимается право на личное пространство, несмотря на то что каждый ребенок в интернате, которые посещала студентка, находился в состоянии стабильной ремиссии. Анжелика с помощью серии фотографий показала, каким образом дети восстают против полного контроля взрослых и стремления к организации коллективного времяпрепровождения с помощью организации своего собственного пространства и выделения из общей массы.
Еще одна работа, которая достойна упоминания, — это работа Ольги Об-рывалиной и Мельниковой Виктории. Она посвящена трансформации образа Москвы. Студентки провели сравнительный анализ того, как выглядела Москва 100 лет назад, сравнив старые фотографии с современными аналогами. Ниже представлены фрагменты их сравнения.
Рис. 1. Никольская улица.
Рис. 2. Ильинская улица.
В результате сравнительного анализа Москвы 1910 и 2008 гг. студентки пришли к следующим выводам. В настоящее время:
• наблюдается появление большого количества рекламы, перекрывающей обзор по всем направлениям и часто загораживающей архитектурные памятники Москвы;
• имеет место сужение, уменьшение пространства в центре города, в том числе из-за большого количества припаркованных машин;
• происходит потеря единого архитектурного стиля, тесное соседство зданий, построенных в разное время, в различных техниках и из различных материалов.
Трудности
Основные трудности, с которыми сталкивается преподаватель в русле данного курса, — это достаточно разработанная методологическая социологическая база и недостаточно разработанная визуальная. Хотелось бы, чтобы было больше литературы, касающейся методологических основ визуального анализа. Однако русскоязычной литературы, затрагивающей технологию визуального анализа, практически нет. Только недавно начали появляться потрясающие сборники, как, например, «саратовский сборник».
Таким образом, визуальные методы в настоящее время используются во многих науках. Они перестали быть объектом искусства. Современный мир немыслим без визуализации, поэтому мы должны научить студентов использовать визуальные средства для расширения своих возможностей. В то же время очевиден разброс в подходах преподавания данного направления. Это связано со следующими причинами:
1. Отсутствие устоявшейся теории как в западной, так и в отечественной социологии.
2. Отсутствие методологии социологического анализа визуальных обра-
3. Использование различных толкований и терминов.
4. Ограниченное количество исследований в отечественной социологии.
5. Практически полное отсутствие западных источников на русском языке.
По-видимому, социологическому сообществу необходимо в настоящее
время больше внимания уделять созданию базы для развития методологических основ сбора и анализа визуальных средств. Это возможно и как обмен мнениями между теми, кто ведет такие курсы, и создание блогов в интернете, ЖЖ, и проведение конференций по различным аспектам, затрагивающим визуальную социологию.
На наш взгляд, курс должен стать одним из основных на социологических факультетах вузов, поскольку при его грамотной организации можно решить комплекс задач по подготовке высококвалифицированного специалиста:
1. Развитие практических навыков анализа социальной реальности.
2. Развитие социологического воображения.
3. Освоение технических визуальных средств и навыков работы с ними.
4. Освоение использования визуальных средств и их анализа.
5. Комплексный подход к анализу социального явления.
6. Включение эмоциональной составляющей, что особенно важно на сегодняшнем этапе развития социологии.
Наш опыт показывает, что решается и еще одна задача — развитие интереса к данному конкретному предмету ведет к повышению заинтересованности студентов социологией в целом, к расширению творческих способностей студентов в целом и освоению ими творческого подхода к познанию социальной стороны мира.
Авторами был собран некий методологический материал, которым они могли бы поделиться, поэтому авторы приветствуют активный диалог и призывают к сотрудничеству всех социологов, которые обладают экспертными знаниями в данной области.
Литература
Барт Р. «Camera Lucida»: Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997.
Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996.
Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Под общ. ред. Г.С. Батыгина; Пер. с англ. О.А. Оберемко. М.: NOTA BENE, 2001. 263 с.
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Делать знакомое неизвестным: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 145-161.
Штомпка П. Формирование социологического воображения: Развитие теории. 2005 /// sociolog.net/publ.html.
Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования. М.: Логос-М, 2007.
Geertz Clifford on Ethnography and Social Construction: Interview by Gary A. Olson // Journal of Advanced Composition. 1991. Vol. 11. № 2. P. 245-268.