Е.В. Селиванова Курганский государственный университет
УДК 316.77
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация
В данной статье рассмотрены социальные сети как средство визуальной коммуникации, их роль в жизни человека, а также их потенциал в образовательном процессе на примере применения сообщества, созданного в рамках социальной сети vkontakte.ru, в преподавании курса социологии у студентов непрофильных специальностей в вузе.
Ключевые слова: социальные сети; визуальная коммуникация; образование в вузе.
E.V. Selivanova Kurgan State University
ABOUT USE OF SOCIAL NETWORKS IN HIGH SCHOOL EDUCATION (FROM EXPERIENCE)
Annotation
In this article social networks as means of visual communication have been studied; their role in human lives, and also their potential in educational process on an example of application of the community created within a social network "vkontakte.ru", in teaching of a course of Sociology at students of non-core specialties in a higher educational institution have been considered.
Keywords: social networks; visual communication; high school education.
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX века это понятие начало активно использоваться на Западе и при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным.
В последствии под термином «социальная сеть» стали понимать интерактивный многопользовательский вебсайт, контент которого наполняется сами-
ми участниками сети, позволяющий общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Хронология запуска социальных сетей [1] представлена в табл.1.
Таблица 1
Хронология запуска социальных сетей
В мире В России
Classmates - 1995 Moikrug - 2005
SixDegrees.com - 1997 Vkontakte - 2006
Friendster - 2002 Odnoklassniki - 2006
LinkedIn - 2003 My.mail.ru - 2007
MySpace - 2003
Facebook - 2004
Всемирную известность приобрел сайт Facebook, основанный студентами Гарварда во главе с Марком Цукербергом, которые первоначально общались по пустякам и лишь в 2006 году представили сайт широкой публике. Несмотря на то, что Facebook переведен практически на все языки мира, в каждой стране есть клон Facebook (в России это Vkontakte, запущенный в 2006 году Павлом Дуровым) [2].
Основные цели социальных сетей: возможность познакомиться с новыми людьми, найти одноклассников, создать блог, публиковать фото и видео, узнавать последние новости, организовывать и вступать в группы по интересам, играть в игры, фиксировать важные события и др. Но самое главное - это возможность общаться.
Социальные сети - основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. К этому выводу пришли авторы исследования «Never Ending Friending» («Френдование» невозможно остановить»).
Чтобы сравнить аудиторию социальных сетей, следует обратиться к результатам исследования рунета, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 3-4 апреля 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
ВЦИОМ представляет данные о том, сколько россиян пользуется социальными сетями, какими именно, как давно в них зарегистрированы и какой сети отдают наибольшее предпочтение.
Социальные сети посещает каждый второй пользователь Рунета (52%). Типичный пользователь подобных ресурсов - это житель Северо-Западного округа (71%), 18-24-летний (75%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (65%). 3% сообщили, что прекратили пользоваться социальными сетями. 35% никогда не посещали подобные ресурсы, а 8% не знают, что это такое.
Самая популярная социальная сеть - «Vkontakte», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Рунета (31%), а еще 23% делают это еженедельно. На втором месте - «Odnoklassniki» (21 и 28% соответственно).
Регистрация в самых популярных социальных сетях была наиболее распространена с 2007 по 2009 годы: в этот период зарегистрировалось большинство пользователей «Odnoklassniki» (50%) и «Vkontakte» (47%). Вторая волна регистрации в этих ресурсах при-
ходится на 2010. В этот период регистрация в сети «Уко^айе» была даже более активной (28% против 23% соответственно) [3].
В ситуации выбора одной социальной сети из множества существующих большинство опрошенных выбрали бы «Уко^айе» (35%). 27% предпочли бы пользоваться «ОСгок!а88ткЬ>. «Уко^аМе» выбирают, в первую очередь, 18-24-летние сограждане (51%), «ОСгок!а88г1к1» - 45-59-летние респонденты (40%).
На сегодняшний день социальные сети в нашей стране переживают бурный расцвет и охватили большинство пользователей Интернета. Их популярность достигла такой степени, что предприятия и школы ограничивают доступ к сайтам «ОСгок!а88г1к1.ги» и «Уко^айе».
Между тем, именно данные сети можно довольно удачно использовать в образовательном процессе. В этом случае они выступают как расширение возможностей обучения за счет использования визуальных средств получения информации в любой удобный для студента момент, что, несомненно, делает современного молодого человека более мобильным.
Основной метод, используемый в обозначенном исследовании, - социальный эксперимент.
Выборочная совокупность, формируемая методом снежного кома, составила 177 человек, студентов 2 и 3 курсов непрофильных специальностей вуза (русская и зарубежная филология; физическая культура и спорт; психология; история; культурология; документоведе-ние; журналистика; олигофренопедагогика; логопедия), число участников группы постоянно растет.
Доказывая постулат о визуальности коммуникации, можно заметить следующее. По результатам научных исследований установлено, что через глаза человек получает в среднем 70% информации. Таким образом, визуальная составляющая доминирует в коммуникациях между людьми, а также между человеком и символьной системой. Визуальное восприятие является важнейшим для человека [4].
Визуальная коммуникация должна ориентироваться на два ключевых момента:
- привычность образов (т.е. в рамках данного исследования расположение информации на сайте, привычном для большинства студентов, социальной сети ук.еот);
- легко читаемые образы и символы (фильмы, фото, карикатуры и т.д.).
Только в этом случае можно говорить об эффективности визуальной коммуникации и создании с ее помощью дополнительной ценности [5].
В 2009 году на сайте www.vkoгtakte.ru автором создана тематическая группа [—НЕ АК@ДЕМическая социологиЯ—]. За три года существования группа значительно расширила свои возможности и численность участников (с 20 до 177 человек). Число участников группы постоянно растет.
На примере данной группы, используемой автором в курсе преподавания социологии у студентов непрофильных специальностей, можно сформулировать несколько преимуществ социальных сетей как инновационного метода коммуникации в образовательном процессе:
- оперативность предоставления информации от преподавателя студенту, от студентов к преподавателю и студентов между собой. Эту задачу выполняют рубрики «Свежие новости» и «Заметки».
Так, «свежую новость» об изменениях в расписании или изменении темы семинарского занятия все студенты узнают практически моментально.
В разделе «Заметки» можно выкладывать не слишком объемную текстовую информацию или ссылки на интересные сайты, полезные студентам, активно занимающимся наукой; электронные книги, статьи, и другую литературу, рекомендованную для подготовки к семинарским занятиям и рецензирования; темы семинарских занятий; вопросы к экзамену или зачету; требования для получения экзамена / зачета «автоматом» для студентов очного обучения; пример сценария групповой дискуссии; пример рецензии / эссе на книгу; высказывания и цитаты известных писателей, философов, социологов и политологов (У. Черчилль, М. Тэтчер, Х.Саддам, Г Киссинджер, Н. Хрущев, М. Мамчич, Г. Видал) на социально-политическую тематику; дискуссионные вопросы о реалиях современной экономической, политической, социальной и культурной жизни («Бен Ладен умер своей смертью в 2006 году?», «Фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева», «Одноглазая мать», «Большие и малые круги истории», «Марвин Химейер - герой или маньяк?» и др.). Примечательно, что темы для обсуждения могут быть предложены как руководителем группы, которым является автор, так и всеми участниками группы преимущественно из числа студентов;
- доступность. На сегодняшний день доступ к Интернет есть у большинства студентов вузов либо дома, либо в стенах образовательного учреждения, либо в местах с бесплатным доступом w¡-f¡;
- экономия как времени, так и средств. И то, и другое тратится на распечатку материалов к семинарскому занятию, постоянное повторение требований для студентов, отсутствующих на предыдущих парах. Данный материал может быть размещен в рубрике «Темы для обсуждения», где студенты могут оставлять комментарии, пожелания, свои предложения либо содержательные дополнения, полезные ссылки на статьи или отрывки из телепередач;
- расширение возможностей получения визуальной информации, которая может быть размещена в группе. Ею могут выступать фильмы, отражающие социальные, экономические, политические и культурные аспекты современной жизни, фотографии изучения города (например, фото граффити по районам города, сделанные как руководителем группы, так и ее участниками-студентами), научные наблюдения, выраженные в графиках и диаграммах, граффити популярных райтеров (Р. Бэнкси), карикатуры известных художников (Андрей Бильжо, Херлуф Бидструп), социальные фото (Владимир Мишуков. Проект «Лишняя хромосома», Гунар Бинде).
В фильмах, представленных в сообществе, в той или иной степени затронута определенная социальная специфика: социальная стратификация («Контракт со смертью», 1998; «Водный мир», 1995; «Город Эмбер: Побег», 2008), социальная адаптация («Я тоже», 2009), социальные статусы и социальные роли («Эксперимент. Часть 1», 2000; «Эксперимент. Часть 2», 2008), социальные ценности и нормы («Шоу Трумана», 1998; «Сладкий ноябрь», 2001; «Заплати другому», 2000; «Хороший год», 2006; «Неадекватные люди», 2010; «Мэри и Макс», 2009), социальные институты (семьи - «Праздник любви», 2007; короткометражный фильм «Кофе с молоком», 2010; религии - «Последнее искушение Христа», 1988; образования - «Стена», 1982; политики - «Секс и перестройка», 1990; «Заводной апельсин», 1971; экономики - «ПираМММида», 2011), социальные революции и реформы («Секс и перестройка», 1990), социальная мобильность и социальная карьера («В погоне за счастьем», 2006; «Социальная
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8
59
сеть», 2010; «ПираМММида», 2011), социальные изменения и точка бифуркации социальной системы, социальный выбор («Персонаж», 2006; «Эффект бабочки», 2004; «Эффект бабочки-2», 2006; «Иллюзионист», 2006; «Остров проклятых», 2010; «Меняющие реальность», 2011; «Престиж», 2006), социальные отношения («Волчок», 2009; «Невыносимая легкость бытия», 1988; «Мирный воин», 2006; «Пока не сыграл в ящик», 2007), социальная миграция («Беглецы» г Курган, 2011; «Иди и живи», 2005), девиантное и делинквентное поведение («Леденец», 2005; «Ворошиловский Стрелок», 1999; «Патология», 2008; «Заводной апельсин», 1971), социальное мифотворчество («Облако-рай», 1990; «Курьер», 1986; «911 Разменная монета», 2006) и другие.
Спектр социальных вопросов неисчерпаем, и студенты активно включаются в поиски «социального» в обычном, повседневном: в кино, книгах, социальной реальности - формируя при этом социологическое воображение, реализуя гносеологическую и мировоззренческую функции социологии;
- усложнение процессов коммуникации: установление неформальных отношений между студентами и преподавателем, появление межгрупповых коммуникаций, увеличение групповой сплоченности.
За динамикой группы можно следить через опцию «Статистика группы». Так, общее количество уникальных посетителей за последние 30 дней составила 46 человек, а среднесуточное количество уникальных посетителей - 3 человека по состоянию на 7 мая 2012 года. Пики активности просмотров материала группы приходятся на вторник, среду и четверг, день до проведения занятий, день проведения и день после.
График соотношения просмотров основных компонентов группы (обсуждения, фотоальбомы, видеозаписи) весьма подвижен и зависит от получаемого задания на паре и сроков его реализации. Чем короче срок выполнения задания, тем более резкий скачок в просмотре определенного материала за данный период.
Анализируя соотношение проявления активности участников группы в зависимости от выбранного материала, можно резюмировать: на первом месте - комментарии к уже размещенным фотографиям в группе, на втором - размещение новых фотографий; на третьем - размещение новых видеозаписей, а комментарии к видеозаписям и темам для обсуждения, сообщения, оставленные на стене группы на последнем месте.
Что касается демографического состава группы, то 76,33 % от всех участников группы составляют женщины, 23,67 % - мужчины. Подобное соотношение прослеживается и в демографическом составе академических групп названных специальностей 2 и 3 курсов. Подавляющая часть участников находится в возрасте от 18 до 21 года (53,33 %), на втором месте студенты в возрасте 21-24 года (26,47 %), оставшаяся часть различных возрастных групп распределена достаточно равномерно в пределах от 9,61 % до 0,2 %. В последние обозначенные возрастные группы входят заинтересованные студенты-заочники и преподаватели вуза из числа знакомых автору. Все участники группы на сегодняшний день проживают в Кургане.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные достаточно сильно расширяют образовательные возможности, способствуют установлению инновационных видов визуальной коммуникации, предоставляют возможность постоянного доступа к информации.
Список литературы
1. Бажкова Е.В., Лурье М.А., Шумов К.Э. (Санкт-Петербург, Пермь). Городские граффити //http://www.muar. ru/exibitions/2004/exibit200804_1.htm;
2. Кривошеее И. Социальные сети // http://www.neumeka. ru/socialnye_seti.html;
3. Рейтинг популярности социальных интернет-сетей (2010) ВЦИОМ // http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13526;
4. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: КомКнига, 2006. - 272 с.
5. Ткачев О. Visual brand. Притягивая взгляды потребителей. - М.: Альпина Бизнес букс, 2009.