Научная статья на тему 'Об использовании социальных сетей в вузовском образовании (из опыта работы)'

Об использовании социальных сетей в вузовском образовании (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / SOCIAL NETWORKS / VISUAL COMMUNICATION / HIGH SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селиванова Елизавета Владимировна

В данной статье рассмотрены социальные сети как средство визуальной коммуникации, их роль в жизни человека, а также их потенциал в образовательном процессе на примере применения сообщества, созданного в рамках социальной сети vkontakte.ru, в преподавании курса социологии у студентов непрофильных специальностей в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT USE OF SOCIAL NETWORKS IN HIGH SCHOOL EDUCATION (FROM EXPERIENCE)

In this article social networks as means of visual communication have been studied; their role in human lives, and also their potential in educational process on an example of application of the community created within a social network “vkontakte.ru”, in teaching of a course of Sociology at students of non-core specialties in a higher educational institution have been considered.

Текст научной работы на тему «Об использовании социальных сетей в вузовском образовании (из опыта работы)»

Е.В. Селиванова Курганский государственный университет

УДК 316.77

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация

В данной статье рассмотрены социальные сети как средство визуальной коммуникации, их роль в жизни человека, а также их потенциал в образовательном процессе на примере применения сообщества, созданного в рамках социальной сети vkontakte.ru, в преподавании курса социологии у студентов непрофильных специальностей в вузе.

Ключевые слова: социальные сети; визуальная коммуникация; образование в вузе.

E.V. Selivanova Kurgan State University

ABOUT USE OF SOCIAL NETWORKS IN HIGH SCHOOL EDUCATION (FROM EXPERIENCE)

Annotation

In this article social networks as means of visual communication have been studied; their role in human lives, and also their potential in educational process on an example of application of the community created within a social network "vkontakte.ru", in teaching of a course of Sociology at students of non-core specialties in a higher educational institution have been considered.

Keywords: social networks; visual communication; high school education.

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX века это понятие начало активно использоваться на Западе и при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным.

В последствии под термином «социальная сеть» стали понимать интерактивный многопользовательский вебсайт, контент которого наполняется сами-

ми участниками сети, позволяющий общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Хронология запуска социальных сетей [1] представлена в табл.1.

Таблица 1

Хронология запуска социальных сетей

В мире В России

Classmates - 1995 Moikrug - 2005

SixDegrees.com - 1997 Vkontakte - 2006

Friendster - 2002 Odnoklassniki - 2006

LinkedIn - 2003 My.mail.ru - 2007

MySpace - 2003

Facebook - 2004

Всемирную известность приобрел сайт Facebook, основанный студентами Гарварда во главе с Марком Цукербергом, которые первоначально общались по пустякам и лишь в 2006 году представили сайт широкой публике. Несмотря на то, что Facebook переведен практически на все языки мира, в каждой стране есть клон Facebook (в России это Vkontakte, запущенный в 2006 году Павлом Дуровым) [2].

Основные цели социальных сетей: возможность познакомиться с новыми людьми, найти одноклассников, создать блог, публиковать фото и видео, узнавать последние новости, организовывать и вступать в группы по интересам, играть в игры, фиксировать важные события и др. Но самое главное - это возможность общаться.

Социальные сети - основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. К этому выводу пришли авторы исследования «Never Ending Friending» («Френдование» невозможно остановить»).

Чтобы сравнить аудиторию социальных сетей, следует обратиться к результатам исследования рунета, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 3-4 апреля 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

ВЦИОМ представляет данные о том, сколько россиян пользуется социальными сетями, какими именно, как давно в них зарегистрированы и какой сети отдают наибольшее предпочтение.

Социальные сети посещает каждый второй пользователь Рунета (52%). Типичный пользователь подобных ресурсов - это житель Северо-Западного округа (71%), 18-24-летний (75%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (65%). 3% сообщили, что прекратили пользоваться социальными сетями. 35% никогда не посещали подобные ресурсы, а 8% не знают, что это такое.

Самая популярная социальная сеть - «Vkontakte», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Рунета (31%), а еще 23% делают это еженедельно. На втором месте - «Odnoklassniki» (21 и 28% соответственно).

Регистрация в самых популярных социальных сетях была наиболее распространена с 2007 по 2009 годы: в этот период зарегистрировалось большинство пользователей «Odnoklassniki» (50%) и «Vkontakte» (47%). Вторая волна регистрации в этих ресурсах при-

ходится на 2010. В этот период регистрация в сети «Уко^айе» была даже более активной (28% против 23% соответственно) [3].

В ситуации выбора одной социальной сети из множества существующих большинство опрошенных выбрали бы «Уко^айе» (35%). 27% предпочли бы пользоваться «ОСгок!а88ткЬ>. «Уко^аМе» выбирают, в первую очередь, 18-24-летние сограждане (51%), «ОСгок!а88г1к1» - 45-59-летние респонденты (40%).

На сегодняшний день социальные сети в нашей стране переживают бурный расцвет и охватили большинство пользователей Интернета. Их популярность достигла такой степени, что предприятия и школы ограничивают доступ к сайтам «ОСгок!а88г1к1.ги» и «Уко^айе».

Между тем, именно данные сети можно довольно удачно использовать в образовательном процессе. В этом случае они выступают как расширение возможностей обучения за счет использования визуальных средств получения информации в любой удобный для студента момент, что, несомненно, делает современного молодого человека более мобильным.

Основной метод, используемый в обозначенном исследовании, - социальный эксперимент.

Выборочная совокупность, формируемая методом снежного кома, составила 177 человек, студентов 2 и 3 курсов непрофильных специальностей вуза (русская и зарубежная филология; физическая культура и спорт; психология; история; культурология; документоведе-ние; журналистика; олигофренопедагогика; логопедия), число участников группы постоянно растет.

Доказывая постулат о визуальности коммуникации, можно заметить следующее. По результатам научных исследований установлено, что через глаза человек получает в среднем 70% информации. Таким образом, визуальная составляющая доминирует в коммуникациях между людьми, а также между человеком и символьной системой. Визуальное восприятие является важнейшим для человека [4].

Визуальная коммуникация должна ориентироваться на два ключевых момента:

- привычность образов (т.е. в рамках данного исследования расположение информации на сайте, привычном для большинства студентов, социальной сети ук.еот);

- легко читаемые образы и символы (фильмы, фото, карикатуры и т.д.).

Только в этом случае можно говорить об эффективности визуальной коммуникации и создании с ее помощью дополнительной ценности [5].

В 2009 году на сайте www.vkoгtakte.ru автором создана тематическая группа [—НЕ АК@ДЕМическая социологиЯ—]. За три года существования группа значительно расширила свои возможности и численность участников (с 20 до 177 человек). Число участников группы постоянно растет.

На примере данной группы, используемой автором в курсе преподавания социологии у студентов непрофильных специальностей, можно сформулировать несколько преимуществ социальных сетей как инновационного метода коммуникации в образовательном процессе:

- оперативность предоставления информации от преподавателя студенту, от студентов к преподавателю и студентов между собой. Эту задачу выполняют рубрики «Свежие новости» и «Заметки».

Так, «свежую новость» об изменениях в расписании или изменении темы семинарского занятия все студенты узнают практически моментально.

В разделе «Заметки» можно выкладывать не слишком объемную текстовую информацию или ссылки на интересные сайты, полезные студентам, активно занимающимся наукой; электронные книги, статьи, и другую литературу, рекомендованную для подготовки к семинарским занятиям и рецензирования; темы семинарских занятий; вопросы к экзамену или зачету; требования для получения экзамена / зачета «автоматом» для студентов очного обучения; пример сценария групповой дискуссии; пример рецензии / эссе на книгу; высказывания и цитаты известных писателей, философов, социологов и политологов (У. Черчилль, М. Тэтчер, Х.Саддам, Г Киссинджер, Н. Хрущев, М. Мамчич, Г. Видал) на социально-политическую тематику; дискуссионные вопросы о реалиях современной экономической, политической, социальной и культурной жизни («Бен Ладен умер своей смертью в 2006 году?», «Фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева», «Одноглазая мать», «Большие и малые круги истории», «Марвин Химейер - герой или маньяк?» и др.). Примечательно, что темы для обсуждения могут быть предложены как руководителем группы, которым является автор, так и всеми участниками группы преимущественно из числа студентов;

- доступность. На сегодняшний день доступ к Интернет есть у большинства студентов вузов либо дома, либо в стенах образовательного учреждения, либо в местах с бесплатным доступом w¡-f¡;

- экономия как времени, так и средств. И то, и другое тратится на распечатку материалов к семинарскому занятию, постоянное повторение требований для студентов, отсутствующих на предыдущих парах. Данный материал может быть размещен в рубрике «Темы для обсуждения», где студенты могут оставлять комментарии, пожелания, свои предложения либо содержательные дополнения, полезные ссылки на статьи или отрывки из телепередач;

- расширение возможностей получения визуальной информации, которая может быть размещена в группе. Ею могут выступать фильмы, отражающие социальные, экономические, политические и культурные аспекты современной жизни, фотографии изучения города (например, фото граффити по районам города, сделанные как руководителем группы, так и ее участниками-студентами), научные наблюдения, выраженные в графиках и диаграммах, граффити популярных райтеров (Р. Бэнкси), карикатуры известных художников (Андрей Бильжо, Херлуф Бидструп), социальные фото (Владимир Мишуков. Проект «Лишняя хромосома», Гунар Бинде).

В фильмах, представленных в сообществе, в той или иной степени затронута определенная социальная специфика: социальная стратификация («Контракт со смертью», 1998; «Водный мир», 1995; «Город Эмбер: Побег», 2008), социальная адаптация («Я тоже», 2009), социальные статусы и социальные роли («Эксперимент. Часть 1», 2000; «Эксперимент. Часть 2», 2008), социальные ценности и нормы («Шоу Трумана», 1998; «Сладкий ноябрь», 2001; «Заплати другому», 2000; «Хороший год», 2006; «Неадекватные люди», 2010; «Мэри и Макс», 2009), социальные институты (семьи - «Праздник любви», 2007; короткометражный фильм «Кофе с молоком», 2010; религии - «Последнее искушение Христа», 1988; образования - «Стена», 1982; политики - «Секс и перестройка», 1990; «Заводной апельсин», 1971; экономики - «ПираМММида», 2011), социальные революции и реформы («Секс и перестройка», 1990), социальная мобильность и социальная карьера («В погоне за счастьем», 2006; «Социальная

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8

59

сеть», 2010; «ПираМММида», 2011), социальные изменения и точка бифуркации социальной системы, социальный выбор («Персонаж», 2006; «Эффект бабочки», 2004; «Эффект бабочки-2», 2006; «Иллюзионист», 2006; «Остров проклятых», 2010; «Меняющие реальность», 2011; «Престиж», 2006), социальные отношения («Волчок», 2009; «Невыносимая легкость бытия», 1988; «Мирный воин», 2006; «Пока не сыграл в ящик», 2007), социальная миграция («Беглецы» г Курган, 2011; «Иди и живи», 2005), девиантное и делинквентное поведение («Леденец», 2005; «Ворошиловский Стрелок», 1999; «Патология», 2008; «Заводной апельсин», 1971), социальное мифотворчество («Облако-рай», 1990; «Курьер», 1986; «911 Разменная монета», 2006) и другие.

Спектр социальных вопросов неисчерпаем, и студенты активно включаются в поиски «социального» в обычном, повседневном: в кино, книгах, социальной реальности - формируя при этом социологическое воображение, реализуя гносеологическую и мировоззренческую функции социологии;

- усложнение процессов коммуникации: установление неформальных отношений между студентами и преподавателем, появление межгрупповых коммуникаций, увеличение групповой сплоченности.

За динамикой группы можно следить через опцию «Статистика группы». Так, общее количество уникальных посетителей за последние 30 дней составила 46 человек, а среднесуточное количество уникальных посетителей - 3 человека по состоянию на 7 мая 2012 года. Пики активности просмотров материала группы приходятся на вторник, среду и четверг, день до проведения занятий, день проведения и день после.

График соотношения просмотров основных компонентов группы (обсуждения, фотоальбомы, видеозаписи) весьма подвижен и зависит от получаемого задания на паре и сроков его реализации. Чем короче срок выполнения задания, тем более резкий скачок в просмотре определенного материала за данный период.

Анализируя соотношение проявления активности участников группы в зависимости от выбранного материала, можно резюмировать: на первом месте - комментарии к уже размещенным фотографиям в группе, на втором - размещение новых фотографий; на третьем - размещение новых видеозаписей, а комментарии к видеозаписям и темам для обсуждения, сообщения, оставленные на стене группы на последнем месте.

Что касается демографического состава группы, то 76,33 % от всех участников группы составляют женщины, 23,67 % - мужчины. Подобное соотношение прослеживается и в демографическом составе академических групп названных специальностей 2 и 3 курсов. Подавляющая часть участников находится в возрасте от 18 до 21 года (53,33 %), на втором месте студенты в возрасте 21-24 года (26,47 %), оставшаяся часть различных возрастных групп распределена достаточно равномерно в пределах от 9,61 % до 0,2 %. В последние обозначенные возрастные группы входят заинтересованные студенты-заочники и преподаватели вуза из числа знакомых автору. Все участники группы на сегодняшний день проживают в Кургане.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные достаточно сильно расширяют образовательные возможности, способствуют установлению инновационных видов визуальной коммуникации, предоставляют возможность постоянного доступа к информации.

Список литературы

1. Бажкова Е.В., Лурье М.А., Шумов К.Э. (Санкт-Петербург, Пермь). Городские граффити //http://www.muar. ru/exibitions/2004/exibit200804_1.htm;

2. Кривошеее И. Социальные сети // http://www.neumeka. ru/socialnye_seti.html;

3. Рейтинг популярности социальных интернет-сетей (2010) ВЦИОМ // http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13526;

4. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: КомКнига, 2006. - 272 с.

5. Ткачев О. Visual brand. Притягивая взгляды потребителей. - М.: Альпина Бизнес букс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.