172 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Р Серия Философия. Социология. Право.
I Щ 2013. № 16 (159). Выпуск 25
УДК 316.776
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОСЛАВНОГО РУНЕТА
В статье рассматривается интернет-сообщество «Право-славие.ру» в социальной сети «Вконтакте» с точки зрения вовлеченности целевой аудитории.
Для анализа сообщества «Православие.ру» наиболее актуальными представляются концепция сетевого общества Мануэля Кастельса и концепция «вэб 2.0» Тима О'Рейли.
Ключевые слова: информационное общество, веб 2.0, социальные сети, аудитория «Вконтакте», вовлеченность участников сообщества, лояльность пользователей сообществу, активность пользователей, сообщество «Правосла-вие.ру», православные группы «Вконтакте».
В.Г. ПИСАРЕВСКИЙ
ПСТГУ
e-mail: [email protected]
Информационное общество и интернет
Нет сомнений в том, что нынешний век войдет в мировую историю, прежде всего, как эпоха формирования информационного общества. Недаром феномен информационного общества изучают сегодня целый ряд видных исследователей, таких, как Мануэль Кастельс, Герберг Маклюэн, Элвин Тоффлер, Дэвид Бэлл...
При большом разнообразии современных трактовок того, как развивается информационное общество, можно выделить две характерные особенности, вытекающие из живого контекста современной картины общества. Речь идет, в первую очередь, о новой роли всепланетарной коммуникации - интернете, который являет собой не просто информационной канал, но, по сути, коммуникационную среду и организационную структуру информационного общества. Наиболее полно эти процессы описал американский социолог Мануэль Кастельс в своей работе «Галактика интернет»1.
По Кастельсу, интернет - это не просто один из современных коммуникационных каналов. Это одна из основ современного информационного общества и его организационная структура.
Другой исследователь интернета и автор концепции «веб 2.0» - Тим О'Рейли заостряет внимание на принципиально новых особенностях интернет-коммуникаций2. Пользователи сайта (портала), а тем более группы в социальной сети, являются не просто потребителями информации, но и, в первую очередь, людьми, которые сами делятся контентом (от комментариев до предложения новых тем) и генерируют его.
Как реализуется данная концепция, можно видеть на примере википедии, то есть свободной энциклопедии, где каждому предоставляется возможность написать статью на интересующую его тематику. Другой пример - это структурирование контента с помощью тегов или меток, что более удобно для пользователей, а также развитие «блогосфе-ры» как совокупности сетевых дневников пользователей и, конечно же, бурный рост социальных сетей.
Примечательно, что ряд исследователей, например, Дебора Луптон (кафедра социологии и социальной политики университета Сиднея), даже выделяют отдельную научную область социологии - «цифровую социологию», где объектом исследования становятся социальные сети и блогосфера3.
1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе. Пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
2 О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 Пер с англ. // Журнал Компьютерра-Онлайн URL: http://old.computerra.ru/think/234100/
3 Deborah Lupton (2012) «Digital Sociology: An Introduction» Sydney: University of Sydney URL: http://ses.library.usyd.edu.au/bitstream/2123/8621/2/Digital%20Sociology.pdf
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
Изучая сегодня информационное общество, нельзя не заметить и такой характерной тенденции, как усиление роли религии в обществе (не случайно такое общество часто называют постсекулярным). Например, Элвин Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» выделил отдельную главу, названную «Возрождение религии»4. Автор приходит к выводу, что в современном глобальном мире общественные процессы в ближайшие десятилетия не могут быть поняты без учета все нарастающего религиозного фактора. Эмпирическое подтверждение выводов Тоффлера можно найти в социологических исследованиях последних лет, проводимых различными центрами - ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центром, Институтом общественного проектирования и другими.
Согласно Кастельсу, интернет обладает рядом социальных функций, оказывающих влияние на современное сетевое общество. Это сетевая структура, обладающая высокой гибкостью и адаптивностью, и в то же время - принципиально новый тип коммуникационной среды. Интернет кардинально меняет роль средств массовой информации, влияет на социальные и политические процессы. При этом степень проникновения интернета в России растет стремительными темпами. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», весной 2013 года 79% респондентов пользуются интернетом раз в сутки, в то время как в 2003 году аналогичный показатель составлял лишь з6%5.
В свою очередь, православный сегмент рунета - это своего рода terra incognita. Каковы особенности коммуникаций ведущих православных порталов рунета? Как они представлены в социальных сетях и можно ли сравнивать эти показатели с другими интернет-сообществами в медиа-сегменте? Наконец, как можно оценить влияние православного рунета на общество в целом? Ответам на данные вопросы и посвящена данная статья.
Анализ характеристик портала ПРАВОСЛАВИЕ-RU
Портал «Православие.ру» открылся в 2000 году (тогда он назывался «Правосла-вие-2000») и с первых же дней работы зарекомендовал себя как качественное религиозное СМИ6. Сегодня на «Православии.ру» представлены следующие разделы: встреча с православием (святоотеческое наследие, проповеди, апологетика, православная библиотека, святые и святыни, подвижники благочестия, жизнь Церкви, богослужения), вопросы священнику (собрано несколько тысяч вопросов и подробных ответов на них, а также есть возможность задавать новые вопросы через соцсеть «Вконтакте»), обзор прессы, интернет-журнал (с подразделами: общество, культура, идеи и концепции, книжная закладка, семья), гость сайта, документы истории, Сретенский монастырь.
Отметим ряд отличительных характеристик портала «Православие.ру». Эти характеристики важны для нашего исследования, прежде всего, потому, что невозможно отделить сообщество «Православие.ру» в какой-либо социальной сети (будь то «Вконтакте» или Facebook) от самого портала. Более того, каждое из сообществ «Православия.ру» в соцсетях служит «точкой входа» на сам портал для определенной аудитории. Итак, рассмотрим данные характеристики.
1. Широкое использование современных мультимедийных технологий (фото, аудио, видео, инфографики). В разделе фотогалереи представлены фотографии как значимых общецерковных событий (например, воссоединение РПЦЗ и Московского Патриархата), так и обычной жизни храмов и монастырей. Отдельного упоминания заслуживает мультимедийный православный календарь, где можно не только посмотреть, память каких святых празднуется сегодня и какие положены евангельские чтения, но и изучить историю праздника, толкования святых на каждый день года, прослушать песнопения праздника, посмотреть видеофрагменты церковных служб.
2. Использование интеграции с наиболее распространенными социальными сетями. Это «Вконтакте», Facebook, Youtube, Twitter, Livejournal. В каждой из этих социальных сетей есть сообщество «Православие.ру». Кроме того, есть отдельные сообщества в фейсбуке и твиттере на английском языке, ориентированные на зарубежную аудиторию. Затем в каждой статье, представленной на сайте, есть «социальные кнопки», с помощью
4 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер с англ. - М.: «АСТ», 2009
5 Исследование Фонда «Общественное мнение» «Интернет в России: динамика проникновения.
Весна 2013» URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/l0950
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
которых читатель может поставить «лайк» с помощью аккаунта одной из соцсетей («Вконтакте», Facebook, , Twitter, Livejournal, «Мой Мир», «Одноклассники»).
3. Наличие спецпроектов. На портале представлены такие проекты, как «Поместные Церкви», «Несвятые святые», «Общее дело», «Византийский урок», православный молитвослов для смартфонов, издательство Сретенского монастыря, хор Сретенского монастыря. Отдельно стоит отметить проект «Православный молитвослов», который позволяет современным православным христианам использовать приложение для iPhone и Android, чтобы иметь возможность молиться в любом месте.
Проект «Поместные Церкви» с самого начала работы портала привлекал внимание читателей - как широтой охвата (представлены все 14 Поместных Православных Церквей и три автономных Церкви - Синайская, Японская, Китайская), так и качеством материалов - по каноническому устройству, персоналиям, святым данных Церквей.
Проект «Несвятые святые» представляет собой отдельный сайт, посвященный одноименной книге о. Тихона (Шевкунова), которая в 2012 году вышла тиражом в один миллион сто тысяч экземпляров. Отдельный раздел отдан под отзывы читателей о книге отца Тихона.
Проект «Общее дело» посвящен работе церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, сопредседателем которого является отец Тихон. Совет ведет работу как в онлайн пространстве (выпускаются видеоролики социальной рекламы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, обсуждения и дискуссии), так и в реальном социальном взаимодействии Церкви, общества, государства. Например, с 2009 года Совету удалось добиться решения таких задач, как приравнивания пива к прочей алкогольной продукции, ограничения в рекламе пива, полный запрет на продажу алкоголя в торговых палатках и т.д.
Проект «Византийский урок» являет фильм, режиссером которого является архимандрит Тихон (Шевкунов). В фильме проводится параллель между судьбами Византии и современной России, представлена авторская позиция по ряду острых вопросов современности.
Проект «Православный молитвослов» позволяет современным православным христианам использовать приложение для iPhone и Android, чтобы иметь возможность молиться в любом месте.
Наконец, проекты издательства Сретенского монастыря и хор Сретенского монастыря представляют широкую гуманитарную деятельность этой обители - от издания сотен наименований книг до выступлений знаменитого мужского хора в России и далеко за ее пределами.
4. Интеграция сервисов портала «Православие.ру» на сторонние сайты. К таким сервисам, прежде всего, относятся экспорт православных новостей и православного календаря на другие православные сайты - от маленьких приходов до огромных епархий и митрополий. Кроме того, на «Православии.ру» представлен сервис «Приход» - это конструктор православных сайтов, которым храмы могут пользоваться бесплатно, чтобы создавать свои сайты в интернете.
Обобщая особенности данного портала, можно с уверенностью утверждать, что «Православие.ру» - благодаря также высокому профессионализму авторов, современному стилю работы редакции, высокотехнологичным сервисам, интегрированным в работу портала, - является на сегодняшний день просветительским православным интернет-журналом №1 в рунете.
Данный вывод подтверждается и общепризнанными системами интернет-статистики. Так, по данным каталогов Mail.ru, Rambler Top100 и Yandex.ru , портал «Православие.ру» в разделе «религия» (в Yandex.ru раздел «христианство») занимает первую строчку уже в течение многих лет. По данным Rambler Top100, за май 2013 года среднесуточная аудитория сайта составляет 72 860 человек, за июнь 2013 года - 69 3766.
Соответствующий показатель просмотренных страниц за май и июнь 2013 года составляет, соответственно, 497 067 и 443 193.
6 Исследование Фонда «Общественное мнение» «Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2013» URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/l0950
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
Таким образом, число просмотренных страниц в расчете на посетителя, например, за май 2013 года составляет 6,82. Если сравнить этот показатель с российским «информационным монстром» - агентством РИА «Новости», у которого за май 2013 года было 1 067 552 посетителей и 2 649 595 просмотров страниц, то получим, что у РИА «Новости» он составляет только 2,48. Это означает, что специализированный православный портал вызывает больший интерес интернет-аудитории, чем пусть и огромное агентство, пишущее на все темы.
Анализ ключевых показателей сообщества «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте»
Методология основана на анализе данных, предоставленных сервисом для анализа групп и сообществ в социальных сетях - jagajam.com7. В рамках данной методологии анализируются ключевые показатели - как статистические (пол, возраст, география, социальное положение), так и поведенческие. Кроме того, для сравнения показателей группы «Православие.ру» с общей православной аудиторией «Вконтакте» использовался сервис таргетированной рекламы «Вконтакте»8.
Итак, общее число участников группы «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте» составляет 63 160 человек (по данным на 10.07.2013), из них 58, 2% женщин, 41, 3% мужчин и еще 0 ,5% не указали свой пол9.
Распределение участников сообщества по возрастным группам выглядит следующим образом: группа 18-24 лет - 6,18%, группа 25-34 - 15,03%, группа 35-44 - 9,68%, группа 45-54 - 5, 35%, группа 55-64 - 2,22%, другой возраст - 2 ,15%, возраст не указан -59, 37%.
Что касается географического распределения участников группы, то 71,7% участников представляют Россию, 11,98% - Украину , 2,4% - Беларусь, 4, 6% - другие страны, а 9,32% участников не указали, откуда они. Анализ участников сообщества по городам выявил, что больше всего членов сообщества «Православие.ру» из Москвы - 17,03%, затем идет Санкт-Петербург - 9 ,78%, Киев - 1,77%, Новосибирск - 1,05%, Воронеж -1,01%, другие города в совокупности составляют 52,3%; число пользователей, не указавших из какого они города, составило 17,06%.
Высшее образование имеют 16 191 человек в возрасте от 22 до 70 лет, то есть 25,6% от численности всего сообщества. Из них мужчин с высшим образованием 5 844 человека, или 9, 25% от общей выборки, женщин с высшим образованием 10 347, или 16, 38% от численности группы.
О социальном статусе участников группы «Православие.ру» можно косвенно судить по тому, сколько людей заходило в группу с планшетов или смартфонов, которые сами по себе являются отнюдь не дешевыми устройствами. Итак, планшетами и смартфонами пользуются 15 313 человек, или 24, 24% от численности всей группы. При этом наибольшее число пользователей, использующих планшеты и смартфоны, зафиксировано в группах 20-30 лет (9 372 человека, или 14,8% от всех участников сообщества) и 30-40 лет (5 107 человек, или 8, 08% от всей выборки).
Использование планшетов и смартфонов для выхода в интернет - это мировой тренд, который стал особенно заметен в России в 2012, когда, по данным J'son & Partners Consulting, число абонентов, использующих мобильный доступ, выросло на 88%10.
Согласно этому же исследованию, 52% владельцев планшетов и 41% владельцев смартфонов в РФ используют мобильный интернет-доступ ежедневно. Соответственно, мы можем выдвинуть гипотезу, согласно которой ежедневно посещают группу «Право-славие.ру» около 12% аудитории.
7 Сервис статистики сообществ в социальных сетях jagajam.com URL: http: //jagajam.com
8 Сервис таргетированной рекламы «Вконтакте» URL: https://vk.com/adscreate
9 Сообщество «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте» URL: http: //vk.com/pravoslavie_ru
10 Число пользователей мобильного Интернета со смартфонов в РФ в 2012 г. выросло на 90% URL: http: //www.comnews.ru/node/69856
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25
Но процент участников группы «Православие.ру» в сети «Вконтакте» важен не только с точки зрения выявления их социального положения и частоты посещения группы. Дело в том, что в ближайшие 2-3 года, согласно прогнозам J'son & Partners Consulting, число планшетов в РФ вырастет в 2,3 раза - до 5, 8 миллионов устройств, а число смартфонов в 1, 7 раза - до 22, 2 миллионов. И очень часто владельцы таких устройств используют их не просто для выхода в интернет, но и для работы специальных приложений формата iOS (Apple - iPhone и iPad) и Android (Samsung и ряд других брендов). А это уже ставит задачу разработки специализированного контента в виде приложений. И «Право-славие.ру» успешно эту задачу решает - на сегодняшний день разработаны приложения «Православный календарь» и «Православный молитвослов» для iOS и Android. Востребованность таких приложений говорит сама за себя - с момента выхода «Православного молитвослова» в январе 2012 года только за первые три месяца его скачали и установили на свои устройства более 90 тысяч человек11.
В июле 2013 года «Православие.ру» анонсировало новое приложение - «Беседы епископа Василия (Родзянко)»12. Он служил в Англии, был рукоположен в епископы на кафедру в Америке, а в конце жизни вернулся на родину и возглавил один из первых бо-гословско-философских факультетов в Академии Натальи Нестеровой. После него осталось огромное наследие - тысячи часов интереснейших бесед и передач, которым он посвятил несколько десятилетий своей жизни, работая на радиостанции ВВС.
Если говорить о портрете среднего пользователя сообщества «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте», мы можем выделить две основные группы. В первую группу входит молодежь (чаще девушки - 58,2%) в возрасте от 18 до 34 лет, суммарно эта группа представлена 21,21% аудитории. Возрастной диапазон представителей второй группы - 35-54 года, их суммарная доля от общей аудитории составляет 15,03%.
Распределение видов контента в сообществе «Православие.ру» выглядит следующим образом: ссылки на статьи портала составляют 16, 3%, фотографии - 83,7%. Что касается реакций читателей на публикации в группе, то они распределяются следующим образом: 80, 2% - лайки, 19, 8% - републикации.
Рассмотрим поведенческие характеристики участников сообщества «Православие.ру». При анализе любого сообщества в социальной сети значимой научной задачей представляется не просто выявить социально-демографический портрет аудитории, но и проанализировать ряд поведенческих характеристик. Как участники сообщества реагируют на публикации в нем? Каковы типы их реакции? Какова степень их лояльности сообществу? Рассмотрим эти вопросы, опираясь на инструментарий сервиса jagajam.com .
Участники сообщества - это уникальные пользователи, вступившие в группу. Ядро Kl (Kl, K2 и т.д.) показывает число пользователей, совершивших определенное действие с материалом сообщества в социальной сети в целом (лайк, комментарий, публикация, републикация). Таким образом, Kl - одна активность, K2 - две активности и т. д. Чем выше порядковый номер у ядра K, тем выше лояльность данного ядра к деятельности сообщества.
Среди других показателей лояльности аудитории - число пользователей в ядрах от Kl до Klo , доля ядра Kl от общего охвата аудитории, а также соотношение участников ядра K5 к участникам ядра Kl (в процентах), которое показывает степень лояльности активных пользователей сообщества.
Охват - суммарное количество участников сообщества и внешних активных пользователей. Отдельно считаются показатели лояльности. Первый среди них - глубина активности: точное количество активностей участников (публикаций, лайков, комментариев, републикаций). Количество активностей всех активных показывает суммарное количество действий (лайков, републикаций) всех активных пользователей (в том числе внешних) с момента создания сообщества. Приведем основные показатели сообщества «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте» по состоянию на июль 2013 года.
11 Количество установок бесплатного приложения «Православный молитвослов» для iPhone и Android достигает 90 тысяч URL: http://www.pravoslavie.ru/news/52904.htm
12 Для iPhone и iPad вышло приложение «Краткие беседы» епископа Василия (Родзянко) URL: http: //www.pravoslavie.ru/news/62552.htm
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ \Ж\ Серия Философия. Социология. Право. 17?
I Щ I 2013. № 16 (159). Выпуск 25
Таблица 1
Основные показатели сообщества «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте»
Общее число участников 63 160
Внешние активные 1 548
Ядро К1 10 151
Все активные 11 836
Охват 64 708
Количество активностей всех активных 71 583
Средняя вовлеченность 0, 0011
Все активные/охват 18,08
Количество публикаций 4 517
Количество лайков 59 291
Количество републикаций 14 986
Как видно из таблицы, активность аудитории выражается серьезными в абсолютном выражении величинами. Рассмотрим уровень вовлеченности членов сообщества «Православие.ру» в жизнь данного сообщества. Этот показатель лучше всего выражается «ядрами», при этом порядковый номер означает число пользователей в ядрах от Kl до Kio .
Таблица 2
Уровень вовлеченности участников сообщества «Православие.ру» _в социальной сети «Вконтакте»_
Показатель Значение ядра Ki Значение строгого ядра Ki Доля ядра Ki от общей численности группы Доля строгого ядра Ki от общей численности группы
Ядро К1 10 151 3 272 5, 17% 4, 83%
Ядро К2 6 883 2 423 3, 83% 3, 58%
Ядро КЗ 4 466 898 1, 42% 1, 33%
Ядро К4 3 576 818 1, 29% 1, 21%
Ядро К5 2 764 396 0, 63% 0, 58%
Ядро К6 2 373 452 0, 71% 0, 67%
Ядро К7 1 922 236 0, 37% 0, 35%
Ядро К8 1 680 234 0, 37% 0, 35%
Ядро К9 1 452 136 0, 22% 0, 2%
Ядро К10 1 321 149 0, 24% 0, 22%
Численность ядра Kl означает число пользователей группы «Православие.ру», которые совершили одно и более действий (лайк, комментарий, публикация, републикация). Строгое ядро означает число участников, совершивших строго определенное номером ядра число активностей. Соответственно, доля ядра Ki означает долю участников ядра Kl от общей численности группы, а доля строгого ядра Ki - долю строгого ядра Ki от общей численности группы.
Рассчитаем показатель общей лояльности пользователей сообщества «Православие.ру» как отношение ядра K5 к ядру Kl и получим 27, 29%. Также чрезвычайно важен показатель средней вовлеченности, который обозначает, сколько в среднем активностей на одну публикацию делает один пользователь из числа всех пользователей, взаимодействующих с сообществом (в том числе и внешних).
У сообщества «Православие.ру» этот показатель составляет 0, 0011, у сообщества «РИА НОВОСТИ» (численность 477 407 человека) 0, 0004, у сообщества делового журнала Forbes (численность 434 441 человек) 0, 0003.
Таким образом, и на основе данного показателя православное сообщество опережает многократно превосходящие по численности светские как общие, так и специализированные сообщества.
Обобщив полученные данные, можно представить следующие выводы.
1. Интернет и как коммуникационная среда, и как организационная структура информационного общества не мог бы стремительно развиваться вне рамок такого обще-
178 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I Серия Философия. Социология. Право.
I Щ 2013. № 16 (159). Выпуск 25
ства. Первый православный сайт был создан в 1996 году, в 2000-м появился портал «Православие.ру» (в течение многих лет именно он является лидером и среди православных сайтов, и среди религиозных сайтов в целом). В различных обращениях к пользователям рунета в середине нулевых годов, Святейший Патриарх Алексий подчеркивал, что он сам является пользователем интернета - посещает сайты монастырей и храмов13. Кроме того, по оценке Патриарха Алексия, работа в интернете - одно из эффективных средств катехизаторской, проповеднической, информационной, церковно-общественной активности Русского Православия в современном мире14. А Патриарх Кирилл подчеркивает, что формирование единого информационного поля - задача общецерковного уровня, и она направлена на то, чтобы достойно представлять Церковь в мире медиа15.
Отметим, что еще каких-то 16 лет назад православного рунета, в том числе как социального явления, не существовало вообще.
2. Интернет-портал «Православие.ру» является уникальным по многим причинам. Во-первых, он был создан монашествующими (главный редактор портала - наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Но на портале представлена не только богословская публицистика, а гораздо более обширный круг тем, рассчитанных на широкую аудиторию: рецепты постной и праздничной кухни, проповеди, ответы насельников Сретенского монастыря на вопросы посетителей сайта... Отдельного исследования заслуживают спецпроекты «Православия.ру», о которых шла речь в данной статье. Во-вторых, уникальность портала «Православие.ру» состоит и в том, что на протяжении ряда лет он находится на первой строке ведущих интернет-каталогов рунета, обгоняя в том числе и светские СМИ, пишущие о религиозной жизни.
3. Что касается анализа сообщества «Православие.ру» в социальной сети «Вконтакте», то прежде всего, стоит отметить более глубокую вовлеченность его участников, чем у аналогичных групп светских СМИ. Это вызвано, прежде всего, религиозной тематикой сообщества и лишь затем подачей материала, разнообразием контента и т. д. Как тут не вспомнить классика теории коммуникации Герберта Маршалла Маклюэна, который в своей фундаментальной работе «Понимание медиа» писал, что образная система, созданная русским Православием, получает новый импульс развития в информационном обществе16.
Список литературы
1. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004
2. Маклюэн М. Понимание медиа. Пер с англ. - М.: «Кучково поле», 2011
3. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер с англ. - М.: «АСТ», 2009
4. Тоффлер Э. Третья волна. Пер с англ. - М.: «АСТ», 2010
5. Фомичева И. Д. «Социология интернет-СМИ». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005
6. Чугунов А.В. «Социология Интернета: методика и практика исследований интернет-аудитории» - СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007
ANALYSIS OF SOCIOLOGICAL FEATURES OF ORTHODOX RUNET
In the article is highlighted the internet community «Pravoslavie.ru» from the point of view of involvement and commitment of its participants.
For the analisis of this community the author uses the most actual conceptions of network society of Manuel Castels and conception of «Web 2.0» of Tim O> Reily.
Key words: information society, web 2.0, social networks, «Vkontakte» audience, involvement of community participants, loyality of users to community, activity of users, community «Pravoslavie.ru», orthodox groups «Vkontakte».
13 Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к создателям и пользователям портала «Рамблер» URL: http://www.pravoslavie.ru/news/8594.htm
14 Поздравление Святейшего Патриарха Алексия II коллективу сотрудников официального сайта Русской Православной Церкви в интернете URL: http://www.mospat.ru/archive/nr202i9i/
15 Предстоятель Русской Церкви: Формирование единого информационного поля — общецерковная задача, выполнить которую можно только общими усилиями. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770736.html
16 Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. - С. 39.
V.G. PISAREVSKIY
Saint Tichon Orthodox University
e-mail: