Научная статья на тему 'Использование фотографий в социологическом исследовании: возможности и ограничения'

Использование фотографий в социологическом исследовании: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2093
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / VISUAL PRACTICE / ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / VISUAL SOCIOLOGY / ПРИНЦИП ТРИАНГУЛЯЦИИ / THE PRINCIPLE OF TRIANGULATION / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SEMIOTIC APPROACH / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / HERMENEUTIC APPROACH / ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД / DISCURSIVE APPROACH / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ / METHODOLOGY AND METHODS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Онипко А.А.

В статье рассматриваются методологические и методические возможности и ограничения, связанные с использованием фотографий в качестве эмпирического объекта социологических исследований. Обосновывается актуальность применения иконических документов в социологической науке, обусловленная широким распространением и развитием в современном социуме различных видов визуальной практики восприятия и отображения социальной реальности, совершенствованием технологий создания, обработки и передачи фотографических образов актуальной культуры. Рассматриваются некоторые исторические и внутринаучные аспекты становления визуальной социологии и обращения ученых к анализу фотодокументов, содержащих определенный объем социальной информации и обладающих достаточной степенью эвристичности для формулирования социологически аргументированных выводов. Характеризуются методологические подходы к анализу фотографий, описываются некоторые методические стратегии визуальных исследований, результаты которых демонстрируют, что фотоснимки репрезентируют социальную реальность (ценности, нормы, правила и пр.) через запечатленные на них образы. С этим связываются основные возможности использования фотодокументов в современной социологии. Ограничения выражаются в сложности определения методологии и методов исследования, а также необходимости использования принципов исследовательской (методической и методологической) триангуляции, продиктованной спецификой такого эмпирического объекта исследования, как фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of photos in social research: opportunities and limits

This article considers methodological and methodical opportunities and limits connected with a use of photos as an empirical object of social research. This paper substantiates an urgency of icon documents application in sociology; in the modern society it is conditioned by wide spreading and development of different visual practices of perception and reflection of social reality, perfection of creative technologies, processing and transmission of photo images of actual culture. The author considers some historical and scientific formation aspects of visual sociology and scientists’ appeal to analysis of photo documents which contain a specific value of social information and heuristicity for formulating of socially-reasoned conclusions. The article characterizes methodological approaches to analysis of photos, describes some methodical strategies of visual researches; their results demonstrate that photos represent social reality (values, norms, rules and etc.) through images in them. This fact is connected with basic opportunities of photo documents use in modern sociology. The limits are expressed in complexity in defining of methodology and methods of research, and also the necessity of research principles (methodical and methodological) triangulation, provided by empiric object of research as photo.

Текст научной работы на тему «Использование фотографий в социологическом исследовании: возможности и ограничения»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

А.А. Онипко, канд. социол. наук, доцент, кафедра прикладной социологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, a.a.onipko@urfu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

В статье рассматриваются методологические и методические возможности и ограничения, связанные с использованием фотографий в качестве эмпирического объекта социологических исследований. Обосновывается актуальность применения иконических документов в социологической науке, обусловленная широким распространением и развитием в современном социуме различных видов визуальной практики восприятия и отображения социальной реальности, совершенствованием технологий создания, обработки и передачи фотографических образов актуальной культуры. Рассматриваются некоторые исторические и внутринаучные аспекты становления визуальной социологии и обращения ученых к анализу фотодокументов, содержащих определенный объем социальной информации и обладающих достаточной степенью эври-стичности для формулирования социологически аргументированных выводов. Характеризуются методологические подходы к анализу фотографий, описываются некоторые методические стратегии визуальных исследований, результаты которых демонстрируют, что фотоснимки репрезентируют социальную реальность (ценности, нормы, правила и пр.) через запечатленные на них образы. С этим связываются основные возможности использования фотодокументов в современной социологии. Ограничения выражаются в сложности определения методологии и методов исследования, а также необходимости использования принципов исследовательской (методической и методологической) триангуляции, продиктованной спецификой такого эмпирического объекта исследования, как фотографии.

Ключевые слова: визуальная практика, визуальная социология, принцип триангуляции, семиотический подход, герменевтический подход, дискурсивный подход, феноменология, контент-анализ, методология и методы.

Современный этап развития общества характеризуется распространением и развитием различных видов визуальной практики восприятия и отображения социальной реальности. Данные тенденции сопровождаются и провоцируются совершенствованием технологий создания, обработки и передачи фотографических образов актуальной культуры. Изобилует иконическими феноменами и виртуальная реальность, ставшая сегодня неотъемлемой частью социокультурной системы. Социология как наука не может не учитывать таких изменений в социальной системе, что, в свою очередь, требует от исследователей использования

особых методологических подходов и методических приемов.

В современной социологической практике все больше стало уделяться внимания данным символическим образам, через которые исследователи могут фиксировать актуальные ценности, потребности, нормы и правила, действующие в обществе. Выделилось целое направление в науке — визуальная социология, выросшая из визуальной антропологии, имеющей чуть более давнюю историю применения фотоснимков в научном анализе.

Фотографии — особый вид документов. Их использование в науке началось с воз-

дискуссия

журнал научных публикаций

никновения еще в 19 веке самой технологии и практики фотографирования. Как отмечает известный польский социолог П. Штом-ка, написавший монографию по визуальной социологии, зарожде- :

ние социологии и фотографии произошло примерно в одно и то же время — в середине 19

века1. Изначально фото-

графии являлись иллюстрациями к результатам исследований — антропологических, этнографических, социологиче- = ских. Затем, в 20 веке, с распространением в социологии количественной парадигмы применение фотодокументов в исследованиях практически полностью прекратилось. В этот период «фотография была названа „инструментом описания, не поддающимся контролю на научном уровне, который нельзя использовать на уровне количественном" (La Rocca www.ceaq_sorbonne. org), то есть считалось, что она не может рассматриваться как аргумент в социологических исследованиях, основанных на статистических методах»2.

Возвращение к использованию визуальных документов в социологической науке произошло лишь с конца 60-х годов прошлого века. С этого времени в западных научных журналах появляются множество статей — как описывающих методологию, так и демонстрирующих результаты прикладных исследований с применением фотографий. В отечественной науке подобные работы стали публиковаться в начале нашего века.

Исследователи сходятся во мнении, что фотодокументы именно как объекты эмпирического исследования обладают большим эвристическим потенциалом. Снимки фиксируют особенности социальной системы: «фотография ... подобно социологии, показала изменяющееся разнообразие контуров в зависимости от текущих интересов в сферах искусства, коммерции и журналистики, в которые она была вовлечена»3. Визуальные документы отображают социальные нормы и ценности через символические атрибуты, характеризующие запечатленные на фото персонажи — внешний вид, позу,

Снимки фиксируют особенности социальной системы: «фотография, подобно социологии, показала изменяющееся разнообразие контуров в зависимости от текущих интересов в сферах искусства, коммерции и журналистики в которые она была вовлечена».

мимику и т. п. «Фотография ... представляет собой визуальный язык сообщения человека о себе окружающим и способом материального удержания, запоминания своего состояния здесь и сейчас, своего рода „местом памяти", но в то же время имплицитно содержит в себе заложенные в процессе съемки отличительные черты, ценности, нормы и образцы поведения соответствующего социо-= культурного периода»4. Кроме того, даже «снимки архитектуры или пространственного строения городов, геометрии возделываемых полей, сети дорог или автострад тоже имеют социологический смысл, так как показывают фиксированные эффекты человеческой деятельности»5.

Таким образом, фотографию можно назвать способом фиксации, хранения и передачи социальной информации. А может ли быть полезна эта информация для социологических исследований — это вопрос, который связан прежде всего с методологическим и методическим мастерством социолога.

Ученые, обратившие свое внимание на визуальный поворот в социологической науке, отмечают, что часто сталкиваются с проблемой выбора походящих методологий и методов анализа визуальных документов, продиктованной особенностями эмпирического объекта (фотоснимка). «Фотография не может говорить сама за себя, ее нужно расшифровать. Это является ... вызовом для социологического воображения иссле-дователя»6.

Фотографии могут быть сделаны обычными людьми для себя и своего окружения или специально по просьбе исследователя, профессионалами — для массового распространения, художниками — для творческой репрезентации действительности, учеными — для использования в качестве объекта изучения социальной реальности. Уже готовый снимок может быть подвергнут изменениям благодаря использованию современных технологий обработки изображений.

Особенности конкретной практики фотографирования необходимо учитывать

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

при выборе методологии и методов анализа снимков. Как отмечал Р. Барт, фотография представляет собой сообщение7, которое кем-то создано и кому-то адресовано. Таким образом, информация, содержащаяся в символическом виде в фотоснимках, дополняется сведениями о том, кем был сделан этот снимок, как, при каких обстоятельствах, для чего и для кого и т. д. Это так называемые «уровни обозначения» (по Р. Барту), когда сначала в исследовательский ракурс попадает сам снимок и его символическое содержание, затем его создатель (фотограф) и далее учитывается культурный и ментальный опыт рассматривающего фотографию.

Все эти уровни ставят задачи для герменевтического, семиотического, структурного и дискурсивного подходов к интерпретации фотодокументов. Именно их предлагает использовать П. Штомка вместе с конкретным инструментарием для визуальной социологии в виде «аналитической матрицы контекстов и аспектов, в которых проявляется обще-

Методология и методы анализа фотографий ориентируют не только на сам снимок (изображенные персонажи, образы, символы), но и на весь социокультурный контекст его создания и дальнейшего использования.

ственная жизнь»

Семиотический анализ представляет собой изучение знаков и символов, содержащихся в образах, запечатленных на снимке, их денотации и коннотации (Р. Барт). Денотация, как отмечает сам П. Штомка, в социологическом смысле является прежде всего ассоциацией, продиктованной «не индивидуальными предпочтениями зрителя, связанными с его уникальным опытом, а правилами культуры, которые являются наследием исторических традиций коллектива»9. Такой подход позволяет уменьшить степень субъективизма исследователя, но при этом требует определенных знаний о культурном контексте снимка.

Структурная интерпретация предполагает выявление в совокупности зафиксированных на фотографиях образов элементов общественных структур — человеческой деятельности, общественных норм и правил, убеждений, ценностей, мотивов, социальных возможностей. Такой анализ осуществим, если в распоряжении исследователя имеется серия снимков, отражающих социальное явление или процесс.

дискуссия

журнал научных публикаций

Дискурсивный подход ориентирует получателя на аспект снимка как некоего знакового послания. Кто будет рассматривать фотографию, как он ее поймет и почувствует — это исследователь- -ские задачи, предполагающие включение в интерпретацию научной рефлексии.

То же самое можно сказать и о герменевтическом анализе, в ракурс которого попадает создатель снимка, его автор. Научная рефлексия и социологическое воображение в данном случае помогают отвечать на вопросы — кто, как, для чего, для кого, почему и зачем создал снимок — если нет возможности точно установить авторство.

И создатель и получатель снимка — активные субъекты визуальной практики, связанной с фотографией. Обе эти роли участвуют в репрезентации социальной реальности посредством визуализированных образов. Включение этих субъектов в исследовательский процесс — одна из методических стратегий, которую предлагают использовать социологи, поясняя это «чрезвычайной полисемантичностью любых визуальных репрезентаций. В данном случае вмешательство аутсайдера позволяет повысить остроту зрения исследователя и осуществить своего рода триангуляцию исследовательских интерпретаций»10. Анализ фотодокументов, таким образом, может сочетаться с фокусированным интервью, что потребует разработки дополнительного инструментария.

Еще одним методологическим подходом к исследованию снимков, который логично также дополнять партисипаторным этапом (привлечение аутсайдеров, совместный анализ), является феноменологический анализ, который в некоторой степени включает в себя и дискурс-анализ. То есть исследователя интересует не то, что изображено на фото, а то, как воспринимает эти визуальные образы человек, что он при этом чувствует — то есть элементы практики рассматривания снимков.

Фотографии могут быть сделаны

обычными людьми для себя и своего окружения или специально по просьбе исследователя, профессионалами - для массового распространения, художниками - для творческой репрезентации действительности, учеными - для использования в качестве объекта изучения социальной реальности.

Все описанные выше подходы к исследованию фотографий относятся к качественной стратегии. Соответственно, для них характерны ориентация на интерпретацию - и понимание исследуемого предмета, возможность использования для научного анализа одного уникального случая, поиск исключительных особенностей рассматриваемого явления или процесса, последующая индукция. Все эти характеристики гармонично сочетаются с сущностью визуальных проявлений социальной реальности, столь многообразных и неоднозначных. Тем не менее при анализе фотодокументов возможно использование и элементов количественной стратегии, например метода контент-анализа.

При контент-анализе снимков формируется достаточно объемный массив фотоматериалов, который затем характеризуется с точки зрения количественного проявления в них тех или иных визуальных контекстов, аспектов, персонажей и образов11. Как показывает исследовательский опыт, «в контент-анализе визуальных документов можно использовать такие стандартные переменные, как возраст, пол, а иногда и политические предпочтения (их опера-ционализируют с помощью флагов, транспарантов и других политически значимых символов)»12. Исследование в рамках количественной стратегии осложняется необходимостью сбора достаточно большого количества снимков, характеризующих исследуемый предмет, которые возможно сравнивать между собой.

Таким образом, получается, что методология и методы анализа фотографий ориентируют не только на сам снимок (изображенные персонажи, образы, символы), но и на весь социокультурный контекст его создания и дальнейшего использования. Данный контекст состоит не только из объективных обстоятельств (исторический период, актуальная культура, технология создания, носитель, способ хранения и распространения), но и из действующих

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

лиц (акторов), применяющих практику создания, демонстрации, рассматривания снимков. В этом одновременно заключаются и возможности и ограничения данного прикладного объекта социологического исследования. Фотография содержит определенный объем социальной информации, которую можно перевести в социологическое знание. Но без учета аспектов появления и существования снимков в социальной реальности, который возможен только при использовании методологической или методической триангуляции, эту информацию нельзя назвать достаточной для построения концептуальных исследовательских выводов. (

Литература

1. См.: Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.

2. Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т XI. № 1. С. 149.

3. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т XI. № 1. С. 140.

4. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 2. С. 112.

5. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 31.

6. Репка М. Визуализация как социологический метод исследования социальной реальности // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 1. С. 222.

7. См.: Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зен-кина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

8. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. С. 32.

9. Там же. С. 85.

10. Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 2. С. 109.

11. См., напр.: Олейник А. Кто эти мужчины и женщины на фотографии? Контент-анализ фотографий массовых протестов // Вестник общественого мнения. 2012. № 2(112). С. 87-102.

12. Там же. С. 101.

USE OF PHOTOS IN SOCIAL RESEARCH: OPPORTUNITIES AND LIMITS

A.A. Onipko, Candidate of sociology, Docent, The department of applied sociology, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, a.a.onipko@urfu.ru

This article considers methodological and methodical opportunities and limits connected with a use of photos as an empirical object of social research. This paper substantiates an urgency of icon documents application in sociology; in the modern society it is conditioned by wide spreading and development of different visual practices of perception and reflection of social reality, perfection of creative technologies, processing and transmission of photo images of actual culture. The author considers some historical and scientific formation aspects of visual sociology and scientists' appeal to analysis of photo documents which contain a specific value of social information and heuristicity for formulating of socially-reasoned conclusions. The article characterizes methodological approaches to analysis of photos, describes some methodical strategies of visual researches; their results demonstrate that photos represent social reality (values, norms, rules and etc.) through images in them. This fact is connected with basic opportunities of photo documents use in modern sociology. The limits are expressed in complexity in defining of methodology and methods of research, and also the necessity of research principles (methodical and methodological) triangulation, provided by empiric object of research as photo.

Key words: visual practice, visual sociology, the principle of triangulation, the semiotic approach, hermeneutic approach, discursive approach, phenomenology, content analysis, methodology and methods.

дискуссия

журнал научных публикаций

References

1. Shtompka P. Vizual'naia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia [Visual sociology. Photography as a research method]. Moscow, Logos Publ., 2007. 168 p.

2. Zakharova N.Iu. Vizual'naia sotsiologiia: fotografiia kak ob»ekt sotsiologicheskogo analiza [Visual sociology: the photograph as an object of sociological analysis]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii — Journal of sociology and social anthropology, 2008, vol. XI, no. 1. pp. 147-161.

3. Sergeeva O.V. Issledovatel'skoe pole vizual'noi sotsiologii [The research field of visual sociology]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii — Journal of sociology and social anthropology, 2008, vol. XI, no. 1, pp. 136—146.

4. Bogdanova N.M. Fotografiia kak instrument sotsiologicheskogo analiza praktik konstruirovaniia vizual'noi samoprezentatsii [Photography as a tool for sociological analysis of practices of design visual presentation]. Zhur-nal sotsiologii i sotsial'noi antropologii — Journal of sociology and social anthropology, 2012, no. 2, pp. 98—113.

5. Shtompka P. Vizual'naia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia [Visual sociology. Photography as a research method]. Moscow, Logos Publ., 2007. 168 p.

6. Repka M. Vizualizatsiia kak sotsiologicheskii metod issledovaniia sotsial'noi real'nosti [Visualization as a sociological research method of social reality]. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing — Sociology: theory, methods, marketing, 2010, no. 1, pp. 221—223.

7. Bart R. Sistema Mody. Stat'ipo semiotike kul'tury [The System Of Fashion. Articles on the semiotics of culture]. Moscow, Izdatel'stvo im. Sabashnikovykh Publ., 2003. 512 p.

8. Shtompka P. Vizual'naia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia [Visual sociology. Photography as a research method]. Moscow, Logos Publ., 2007. 168 p.

9. Shtompka P. Vizual'naia sotsiologiia. Fotografiia kak metod issledovaniia [Visual sociology. Photography as a research method]. Moscow, Logos Publ., 2007. 168 p.

10. Bogdanova N.M. Fotografiia kak instrument sotsio-logicheskogo analiza praktik konstruirovaniia vizual'noi samoprezentatsii [Photography as a tool for sociological analysis of practices of design visual presentation]. Zhur-nal sotsiologii i sotsial'noi antropologii — Journal of sociology and social anthropology, 2012, no. 2, pp. 98—113.

11. Oleinik A. Kto eti muzhchiny i zhenshchiny na foto-grafii? Kontent-analiz fotografii massovykh protestov [Who are these men and women in the picture? Content analysis of mass protests photos]. Vestnik obshchestvenno-go mneniia — Bulletin of public opinion, 2012, no. 2(112), pp. 87—102.

12. Oleinik A. Kto eti muzhchiny i zhenshchiny na fotografii? Kontent-analiz fotografii massovykh protestov [Who are these men and women in the picture? Content analysis of mass protests photos]. Vestnik obshchestvenno-go mneniia — Bulletin of public opinion, 2012, no. 2(112), pp. 87—102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.