УДК 316.334.2
Ценностные ориентиры студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана
© Г.К. Девлет-Гельды, Я.Р. Зайнитдинова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
На основе эмпирических данных, полученных методами наблюдения и социологического исследования ценностных ориентиров студентов Бауманского университета, продолжено рассмотрение проблем, поднятых в статье «Традиционный, рутинный и инновационный компоненты экономического сознания». Диагностика поведения и внутренних побуждений студентов позволила выявить их ценностные ориентиры и видение своего места в мире.
Ключевые слова: оценка значимости выбранной специальности, мотивация достижения успеха, материальные и духовные предпочтения, видение будущего, отношение к профессиональному росту.
В программном документе правительства Российской Федерации «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика» поставлена задача — к 2020 г. перевести экономику на преимущественно инновационный путь развития. Темпы и способ перехода страны от «догоняющего развития в разряд стран — глобальных инновационных лидеров» [1] в значительной степени зависят от ценностных ориентиров молодого поколения и его готовности участвовать в повышении конкурентоспособности отечественной экономики. Это бесспорное положение вызывает желание найти ответ на следующие вопросы: осознает ли современная молодежь свою миссию в деле возрождения экономического процветания России? Каковы экономическое сознание и экономическое поведение современных молодых людей, мотивы их действий?
Для получения ответов на эти вопросы было проведено исследование социальной ориентации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Опрос и обработка его результатов проводились на основе методик, используемых в подобных социологических исследованиях [2, 3].
При изучении социальной ориентации студентов были созданы условия для обеспечения репрезентативности выборки. Анализ эмпирических данных, полученных с помощью платформы «Google-формы», не учитывал такие факторы, как:
• уровень образованности родителей респондентов;
• уровень академической успеваемости студентов;
• круг общения молодых людей.
При проведении исследования была определена взаимосвязь компонентов экономического сознания студентов с их личностными характеристиками: ассертивностью (способностью самостоятельно регулировать свое поведение и адекватно оценивать свои действия), рефлексией (самоанализом собственных поступков, состояний, событий), мотивацией достижения успеха и избегания неудач. Учебный процесс в университете направлен на воспитание специалистов, обладающих нравственной культурой, способностью к профессиональному росту, умением творчески и самостоятельно мыслить [4]. Но каков шанс на успех в жизни у большинства студентов? Какова их готовность вступить в мир экономической неопределенности и конкуренции на рынке труда? Какие компоненты сознания превалируют у них? Социологический опрос, в котором приняло участие 317 человек, а также наблюдение за поведением студентов в различных жизненных и учебных ситуациях дают возможность ответить на эти вопросы. На рис. 1 представлен возрастной состав респондентов, принявших участие в социологическом исследовании.
1 курс ■ 2 курс ■ 3 курс ■ 4 курс ■ 5 курс ■ 6 курс ■ аспирант/выпускник Рис. 1. Возрастной состав респондентов в зависимости от курса обучения
Не стоит считать, что у большинства опрошенных студентов (а ими являлись первокурсники) еще не сформировано представление о своем будущем и не сложилась определенная система ценностей. Способности, склонности и мировоззрение обычно формируются на
ранних этапах становления личности, а молодежь сегодня, как известно, взрослеет рано.
Исследование проводилось для наиболее точной репрезентативной выборки среди самых разных с точки зрения получаемой специальности студентов. В опросе участвовали студенты следующих факультетов:
Инженерный бизнес и менеджмент — 109 чел.
Специальное машиностроение — 77 чел.
Информатика и системы управления — 37 чел.
Энергомашиностроение — 35 чел.
Робототехника и комплексная автоматизация — 19 чел.
Ракетно-космическая техника — 13 чел.
Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника — 12 чел.
Аэрокосмический — 5 чел.
Приборостроительный — 5 чел.
Фундаментальные науки — 4 чел.
Оптико-электронное приборостроение — 1 чел.
Исходя из представления, что наиболее волнующим и актуальным предметом размышления для каждого студента является перспектива получаемой им профессии, третий вопрос был таким: «Считаете ли Вы перспективной свою специальность?» Результаты ответа на данный вопрос (рис. 2) говорят о том, что большинство студентов положительно относятся к выбранной области деятельности и, судя по всему, имеют определенные карьерные амбиции.
Да ■ Нет
Рис. 2. Оценка значимости выбранной специальности
Чтобы получить представление об общем уровне притязаний студентов к самим себе, очередной вопрос был поставлен так: «Считаете
ли, что именно Вы должны достичь чего-то выдающегося в жизни?» Более 80 % респондентов ответили утвердительно на поставленный вопрос (рис. 3). Это характеризует достаточно сформировавшуюся мотивацию достижения успеха в противовес мотивации избегания неудач и
Да ■ Нет
Рис. 3. Прогноз будущего и мотивация достижения успеха
говорит о преобладании у этой категории респондентов инновационного компонента сознания. Мотивированные на успех люди отличаются настойчивостью в достижении целей, ищут способы преодоления трудностей. Вполне возможно, что именно из этих студентов в последствии вырастут предприниматели, исследователи, инженеры, которые обеспечат технологический прорыв российской экономики и завоевание ею лидирующих позиций на международных рынках высокотехнологичных продуктов! О возможности такой перспективы говорит и социологическое исследование школьников и студентов, представленное в книге «Психология предпринимательства» А.Н. Чиликина: 83 % школьников и 60 % студентов, ставших впоследствии предпринимателями, в ходе социологического опроса, проведенного в годы учебы, имели высокие показатели мотивации достижения успеха [5].
Данный пример наглядно иллюстрирует, что потребность в самореализации зарождается очень рано, и чем быстрее человек осознает свои возможности и способности, тем больше шансов на успех он имеет, тем с большей вероятностью он сможет стать выдающейся личностью и содействовать экономическому процветанию своего Отечества.
В следующих двух вопросах была предпринята попытка определить способность студентов к постановке определенных целей и задач, планированию своего будущего. Пятый вопрос звучал так: «Подумайте о том, чего больше всего Вы хотите достичь сейчас? Это материальное или нет?»
Рис. 4. Материальные и духовные предпочтения респондентов
Полученный результат говорит о том, что, несмотря на всю прагматичность студентов технического университета, а также на миф об их возможной меркантильности, большая их половина ставит перед собой нематериальные устремления (рис. 4). А ставят ли студенты перед собой долгосрочные цели и задачи? Например, на 5-10 лет? Положительный ответ на этот вопрос у 2/3 опрошенных (рис. 5) подтверждает факт наличия у будущей элиты инженерного сообщества страны конкретных целей и задач на долгосрочную перспективу. И это не может не радовать, поскольку в современном мире успех человека зависит, прежде всего, от его умения идти в ногу со временем, планировать свое будущее, ставить цели и добиваться их реализации.
Да, хочу участвовать в разработке и реализации прогрессивных новаторских идей
Нет, пока еще не планирую Рис. 5. Склонность к долгосрочному планированию и видению своего будущего
Далее были заданы более сложные и неоднозначные вопросы.
«Как вы себя чувствуете, когда думаете, что Вам, возможно, в будущем придется работать не по специальности?» Этот вопрос вытекает из предыдущего, и целью его постановки было желание выявить процент студентов, желающих работать в будущем на должности, соответствующей приобретаемой специальности (рис. 6).
Подумаю об этом после защиты диплома
Плохо! Для меня важна перспектива карьеры по выбранной специальности
Рис. 6. Отношение к будущему применению знаний, полученных в университете
Если предыдущие ответы на вопросы указывали на преобладание у респондентов инновационного компонента экономического сознания, то, судя по седьмому вопросу, можно уверенно утверждать, что, несмотря на амбиции и желания студентов максимально проявить себя, на их прагматичный подход к своему настоящему и будущему, большинство не задумывается о месте приложения получаемых профессиональных знаний, да и вообще о том, придется ли работать по специальности. Это печально, и к успеху вряд ли приведет. Но это — закономерность, к тому же очень жестокая и неотвратимая: не каждый станет профессионалом в избранной специальности, не каждый сумеет состояться, не каждый получит признание общества.
Как известно, Бауманский университет ценят за «русский метод обучения», соединяющий фундаментальную теоретическую подготовку с практическими навыками инженерной деятельности. Эти навыки и умения студенты получают в ходе практических/лабораторных работ и в период производственной практики. Ценит ли студенческая молодежь возможность приобщения к практическим проблемам инженерной деятельности, возможность в студенческие годы
узнать, чем «дышит» отрасль, которой отдано предпочтение при выборе факультета и специальности? К сожалению, ответ на вопрос: «Задумываетесь ли Вы заранее о том, где проходить практику/стажировку? Насколько это важно для Вас?» разочаровал нас (рис. 7). 73 % респондентов не осознают для себя практической полезности приобретения опыта работы в компании, соответствующей профилю будущей специальности. Возможно, это связано с тем, что большая часть респондентов (53 %) — первокурсники, которые еще не задумывались об этой проблеме. В то же время почти треть опрошенных студентов к этому вопросу относится достаточно ответственно, понимая, что сделать их конкурентоспособными на рынке труда должна широкопрофильная подготовка к работе, включающая получение как основательных теоретических знаний, так и приобретение практических навыков и умений.
устроюсь
Мечтаю работать в компании N1, уже изучил все требования к соискателям (практикантам, стажерам, работникам)
Рис. 7. Отношение к профессиональному росту в период обучения в университете
Кстати, это тот редкий случай (наряду с уже рассмотренным долгосрочным планированием), когда преобладание традиционного компонента сознания способно привести к успеху, поскольку умение заранее практически ориентироваться на достижение желаемой цели (в данном случае, на работу в «компании мечты») способно сыграть решающую роль в жизни человека.
В продолжение темы практической направленности на успех был задан и следующий вопрос: «Если у Вас есть хобби, связано ли оно с Вашей будущей профессией?».
Хобби нет/ Хобби есть, но с получаемой профессией никак не связано Да, хожу на курсы/семинары; получаю второе высшее образование
Рис. 8. Корреляция будущей профессии и досуговых развлечений
Ответ на этот вопрос (рис. 8) показывает, что к окончанию университета часть выпускников будут иметь два диплома о высшем образовании, удостоверения и сертификаты об окончании различных курсов. Этот факт говорит о наличии таких качеств личности бауманцев, как обучаемость, работоспособность, целеустремленность, мотивация к достижению успеха. Но означает ли это, что у данной категории респондентов больше шансов на жизненный успех и профессиональный рост? Состоявшимся инженером сегодня является тот, кто всегда имеет ответ на вопрос: как решить поставленную перед ним задачу. Для этого у него должно быть общее представление о работе каждого модуля проблемы, умение быстро найти необходимую информацию и надежных партнеров/исполнителей. Наибольшая ценность, которой должен обладать инженер, — это способность видения проблемы в целом. И наличие или отсутствие этой способности не зависит от того, есть ли у человека документ об окончании курсов/семинаров или нет. Но часть бауманцев, видимо, думает иначе, хотя вполне возможно, что среди оставшихся 83 %, не посещающих курсы/семинары, кто-то занимается самообразованием, и в процессе решения нестандартных задач даст фору тем, кто в годы учебы старался получить официальное признание своих знаний, посещая в свободное от основной учебы время занятия по другой специальности.
Как известно, свободного времени у бауманцев немного. Как же они его используют? «Работаете ли Вы в свободное от учебы время?» — таким был очередной вопрос.
Нет
Да, по специальности (актуально для старших курсов) Да, подрабатываю, не по специальности
Рис. 9. Выявление работающих студентов
Ответ на него (рис. 9) показал наличие конфликта между стремлением студентов получить высококлассное образование, чтобы потом стать признанными специалистами, и стремлением удовлетворить свои первичные потребности, зарабатывая на жизнь и теряя при этом возможность активно развиваться в профессиональном плане. Большинство ответов «нет» свидетельствует о том, что студенты все же уделяют должное внимание учебе, стремятся реализовать свои потребности в получении качественного очного (!) образования. Преобладание среди работающих студентов ответов о том, что они «работают не по специальности» говорит об их вынужденной адаптации к реалиям современной жизни, о трудности для лиц с неоконченным высшим образованием найти рабочие места, соответствующие профессиональной направленности соискателей.
Итоговый вопрос вызвал немало дискуссий. Многие ребята, принявшие участие в опросе, протестовали против его категоричности и предлагали альтернативные варианты. Однако вопрос: «Как Вы считаете, правильно ли инвестируете время (возможно, и другие ресурсы) во имя своего будущего?» — поставлен абсолютно корректно и дал вполне ожидаемые результаты (рис. 10).
Полученные ответы говорят о том, что у студентов МГТУ очень высокие амбиции. Даже учитывая субъективность ответов (что означает отсечение, как минимум, половины положительных ответов) и то, что они отражают картину правильности использования жизненного времени глазами самих студентов, можно сделать вывод, что именно у половины из тех, кто уверенно дал положительный ответ на данный вопрос,
Не знаю, скорее нет; я вообще мало что успеваю
Я считаю, что все делаю правильно и обязательно добьюсь успеха в жизни Рис. 10. Оценка правильности использования жизненного времени
наиболее велики шансы на успех в жизни. В мотивах, поведении и сознании этих студентов превалирует чувство гордости за себя, уверенность в правоте своих действий и помыслов. Хочется надеяться, что в будущем эти студенты займут достойное место в социальной структуре общества. В то же время у 49 % респондентов, ответивших на данный вопрос отрицательно, весьма противоречиво представление о своей роли и месте в современном мире. Их характеризует неумение (или неспособность) грамотно распоряжаться своим временем и интеллектуальным капиталом, окончательно не сформировавшаяся система ценностей о базовых понятиях жизнедеятельности людей.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Ценностные ориентиры студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана определяются следующими факторами: личностными характеристиками (амбициями, ассертивностью, рефлексией, целеустремленностью, коммуникабельностью, мотивацией достижения успеха и избегания неудач), профессиональной ориентацией, системой психологических отношений к экономическим, социальным, политическим сторонам жизнедеятельности общества.
2. Профессиональная направленность обучения в техническом вузе влияет на экономическое сознание респондентов, на их потребности и отношение к материальным и духовным ценностям, уровню деловой и профессиональной активности, а также на характерные представления о труде и отдыхе.
3. Базовыми компонентами экономического сознания студентов в процессе профессионализации в вузе являются экономический статус
(большинство студентов еще не вовлечено во взрослую профессиональную деятельность и не имеет достаточного представления о ней), экономические потребности (прежде всего — заветная мечта получить диплом; реализовать более высокие стремления в студенческом возрасте успевают немногие), отношение к будущей профессиональной деятельности, экономическая мотивация благополучия и карьерного роста.
4. Проведенное исследование показало, что среди опрошенных студентов ведущего технического университета страны большинство обладает экономическим сознанием с наиболее выраженным инновационным компонентом. Респонденты, стремящиеся стать передовыми инженерами и менеджерами высокотехнологичного производства, приобретают знания и умения как по своей специальности, так и по смежным областям деятельности, строят амбициозные планы, мечтают реализовать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал в новых разработках и идеях. А, как известно, любое большое достижение претворяется в жизнь возникшей однажды идеей. Именно наличие оригинальных нестандартных идей и умение работать над ними способны привести к успеху в современном мире. Пожелаем же этого успеха всем бауманцам!
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Москва, Издательский дом «Дело», 2013.
[2] Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
[3] Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). Санкт-Петербург, Изд-во РХГИ, 2004.
[4] Девлет-Гельды Г.К., Родионова В.Г. Когнитивно-ситуационная модель обучения как средство формирования экономической культуры личности. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 9. URL: http://hmbul.bmstu.ru/articles/ 104/104.pdf (дата обращения 16.04.2015).
[5] Чиликин А.Н. Психология предпринимательства. Липецк, ЛГТУ, 1999.
Статья поступила в редакцию 29.05.2015
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Девлет-Гельды Г.К., Зайнитдинова Я.Р. Ценностные ориентиры студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 7. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/hidden/274.html
Девлет-Гельды Гюль-Гюзель Керим-Датовна родилась в 1951 г., окончила МИНХ им. Г.В. Плеханова в 1973 г. Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов: теоретиче-
ские и методологические вопросы экономической подготовки студентов технических вузов; проблемы макроэкономического развития; теоретические проблемы микроэкономики; финансовый менеджмент; экономика предприятия; история экономической мысли. е-шаЛ: 1238926@gmail.com
Зайнитдинова Яна Руслановна родилась в 1993 г. Студентка факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Научные интересы: экономическая социология; экономическая психология; инновационная экономика. е-шаП: yana-bmstu@ya.ru
BMSTU students' value guidelines
© G.K. Devlet-Gelldy, Ya.R. Zainitdinova
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The authors have studied the empirical data they obtained through observation and social study of value guidelines of Bauman university students. They pick up the problems they brought up in the article "Traditional, routine and innovative components of economic consciousness". The study of behaviour and inner motives of the students helps to reveal their value guidelines and their understanding of their own place in the world.
Keywords: estimation of the importance of the chosen speciality, achievement motivation, material and spiritual preferences, future vision, attitude to the professional growth.
REFERENCES
[1] Strategiya-2020: Novaya model rosta — novaya socialnaya politika. ltogovyi doklad o rezultatakh ekspertnoi raboty po aktualnym problemam socialno-ekonomicheskoi strategii Rossii na period do 2020 goda. Kniga 1,2 [Strategy 2020: New Growth Model — New Social Policy. The Final Report on the Results of Expert Research into Socio-economic Strategy of Russia for the period up to 2020. Books 1, 2]. Moscow, Delo Publ., 2013.
[2] Kansuzyan L.V., Panina G.V. Metodika i tekhnika sotsiologicheskogo issledo-vaniya [Methods and Techniques of Sociological Research]. Moscow, BMSTU Publ., 2008.
[3] Cherednichenko GA. Molodyozh Rossii: socialnye orientatsii i zhiznennye puti (Opyt sociologicheskogo issledovaniya) [The Young People of Russia: Social Orientation and Way of Life (Experience of Sociological Research)]. Saint Petersburg, RKhGI Publ., 2004.
[4] Devlet-Gelldy G.K., Rodionova V.G. Gumanitarnyi Vestnik — Humanities Bulletin, 2013, issue 9 (11). Available at: http://hmbul.bmstu.ru/articles/104/104.pdf (accessed April 16, 2015).
[5] Chilikin А.N. Psikhologiya predprinimatelstva [The Psychology of Entrepre-neurship]. Lipetsk, LSTU, 1999.
Devlet-Gelldy G.K. (b. 1951) graduated from Plekhanov Russian University of Economics in 1971. Cand. Sci. (Economics), associate professor of the Economics Department at Bauman Moscow State Technical University. Scientific interests include theoretical and methodological problems of teaching economics to technical university students, problems of macroeconomic development, theoretical problems of microeconomics, financial management, enterprise economy, history of economic thought. e-mail: 1238926@gmail.com
Zajnitdinova Ya.R. (b. 1993) a student of the Business and Management Department at Bauman Moscow State Technical University Engineering. e-mail: yana-bmstu@ya.ru