УДК 378.1
Социальное партнерство школы и вуза
© Г.К. Девлет-Гельды МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Россия
В статье рассмотрены проблемы взаимодействия социальных институтов в сфере образования. Раскрыты основополагающие принципы социального партнерства школы и вуза. Обобщен опыт использования научно-методического потенциала вуза в поддержке реализации школьных образовательных программ профильного обучения.
Ключевые слова: социальное партнерство, принципы социального партнерства, направления взаимодействия школы и вуза, востребованность профессий и качества образования.
Проблема взаимодействия школы и вуза возникла давно. Однако современный этап развития общества ставит перед российской системой образования принципиально новые задачи, обусловленные переходом от индустриального к информационному обществу, а также изменившимися геополитическими, социально-экономическими, духовно-нравственными условиями. Российское общество остро нуждается в повышении качества и доступности образования, в специалистах, обладающих высокой нравственной культурой, способных к постоянному профессиональному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности, умению творчески и самостоятельно мыслить.
Эти задачи в равной мере стоят перед всеми звеньями системы образования, но существующие в образовательной сфере противоречия сдерживают их реализацию. В работе средних образовательных учреждений основной проблемой является противоречие между массовым характером обучения, классно-урочной формой предоставления образовательных услуг и необходимостью индивидуального подхода к учащимся с учетом их индивидуальных интересов, в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями. Несмотря на всестороннее изучение данной проблемы педагогической наукой, а также значительные расходы государства на реформирование российской школы, недостатки ее очевидны. Так, официальное признание ЕГЭ в качестве «инструмента прозрачности» и продуктивной формы оценки компетенций выпускников вызывает немало вопросов у значительной части российской общественности, которая полагает, что начисление «баллов за знания» не выявляет качества образования и воспитания, нравственных и жизненных ориентиров учащихся [1].
Как известно, в 2014 г. результаты сдачи ЕГЭ российскими школьниками оказались настолько низкими, что Министерству обра-
зования пришлось понизить уровень минимального количества баллов, подтверждающий освоение выпускниками школы некоторых учебных дисциплин. При этом в стране по-прежнему сокращается прием абитуриентов в вузы и одновременно увеличивается число выпускников вузов, работающих не по специальности. Это явление, ставшее, к сожалению, обыденным означает не только несоответствие между записью в дипломе о специальности человека и фактическом содержании его труда, но и появление нового социального слоя людей, «люмпен-специалистов», утративших или не желающих использовать в трудовой деятельности профессиональные знания, приобретенные в учебных заведениях [2].
С конца 1990-х гг. в социологических исследованиях, проводившихся в разных регионах Российской Федерации, приводились следующие данные по этой проблеме. Среди выпускников вузов 1993— 1996 гг. на своей первой работе по специальности было занято 64,5 %, среди выпускников 1997-2000 гг. — 57,8 %, среди выпускников 20002004 гг. — 44,4 % [3]. Во второй половине 2000-х гг. эта тенденция сохранялась. Среди факторов, оказывающих негативное влияние на этот процесс, исследователи называют разрушение наукоемких и трудоемких отраслей, деиндустриализацию страны, сырьевой характер экономики, завышенные профессионально-квалификационные требования работодателей к соискателям для выполнения ими относительно несложных работ, падение престижа рабочих профессий, потребность взрослого населения страны в приобретении дипломов о высшем образовании для своих детей, стремление вузов к привлечению абитуриентов на платные места [2]. Немало вреда наносит российскому образованию неэффективная профориентационная работа среди школьников, которую проводят средние и высшие образовательные учреждения. Остановимся на последней проблеме подробнее.
Традиционное взаимодействие вузов и школ сводено к предоставлению абитуриентам информации о факультетах, специальностях, образовательных программах, подготовительных курсах, проведению дней открытых дверей. Однако этого недостаточно. К окончанию школы далеко не все выпускники определяются с выбором профессии, хотя высказывают намерение «получить любое высшее образование» [4], 67 % не имеют представлений об избираемой профессии и ее требованиях к «соискателям», 46 % выпускников школ при выборе вузов ориентируются на мнение взрослых (родителей, родственников или знакомых), примерно 50 % не связывают свое профессиональное будущее с собственными реальными возможностями [5]. В результате растет число людей, работающих не по специальности. Для минимизации экономических потерь, связанных с неэффективным использованием трудовых ресурсов, необходимо повысить качество профильного образования, привлечь школьников к ранней профессионализации, чтобы они имели возможность опреде-
лить свои профессиональные интересы и предпочтения. Для решения этих проблем социальное партнерство школ и вузов должно перейти на качественно новый уровень, основанный на принципах:
- независимости каждого партнера при выборе стратегии развития;
- взаимного уважения и равноправия всех партнеров;
- преемственности образования, устанавливающей связи между компетенциями учащихся на каждой ступени обучения;
- взаимной ответственности сторон за исполнение взятых на себя обязательств;
- социальной справедливости;
- открытости, позволяющей войти в данное социальное партнерство иным заинтересованным лицам;
- ответственности и сотрудничества, поиска компромиссов в подходах к решению возникающих проблем.
Основными направлениями социального партнерства школ и вузов являются:
учебно-методическая работа: повышение квалификации учителей школ на базе вузов; совместная разработка преподавателями и учителями школ учебных и методических пособий для учителей и учащихся; экспертная оценка преподавателями вузов учебно-методических работ, подготовленных учителями средних образовательных учреждений; организация спецкурсов для учащихся по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам; разработка индивидуальных программ для детей; разработка и апробация элективных курсов для профильных классов; участие преподавателей вузов в проведении контрольных мероприятий в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля;
научно-методическая поддержка образовательных программ: методическая помощь учителям школ при разработке учебных программ по профильным дисциплинам; проведение на базе вузов предметных олимпиад для учащихся школ; организация студенческих конференций с привлечением учащихся средних учебных заведений; разработка тематики проектных работ, соответствующих потребностям и направлениям образовательных программ вузов; рецензирование преподавателями вузов научно-исследовательских работ школьников; издание совместно с учителями школ и школьниками сборников научных статей; организация и руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся; проведение научно-практических семинаров, круглых столов, конференций для учителей школ.
преподавательская деятельность: организационная помощь преподавателей вузов при подготовке учащихся школ по программам, адаптированным к требованиям высших учебных заведений; участие профессоров, доцентов и аспирантов вузов в процессе обучения школьников (работа по совместительству, в качестве руково-
дителей производственной практики школьников, приглашенных ведущих при проведении отдельных занятий и др.); проведение для учителей школ мастер-классов по проблемам преподавания профильных дисциплин, организации исследовательской и проектной деятельности;
профориентационная работа: проведение консультаций для родителей школьников по вопросам довузовской и профориентацион-ной работы; презентация кафедр и факультетов вузов на родительских собраниях и классных часах с показом видеороликов и буклетов о направлениях работы вузов; проведение дней открытых дверей; научно-ознакомительные практикумы для школьников; приглашения школьников для участия в вузовских мероприятиях.
Интеграция высших и средних учебных образовательных учреждений предоставляет возможность школьникам осваивать в вузе часть учебной программы (например, производственное обучение), а учителям — повышать квалификацию, разрабатывая и применяя в учебном процессе дополнительные образовательные программы. В результате усиливаются кооперационные связи между образовательными учреждениями, растет профессиональная компетентность педагогических кадров, повышается уровень образованности выпускников школ, поднимается социальный статус школ, находящихся в партнерских отношениях с вузами.
Одной из таких школ, имеющих многолетние взаимовыгодные партнерские отношения с московскими вузами, является МОУ лицей г. Фрязино — действительный член Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья», внесенный в Национальный реестр «Ведущих образовательных учреждений России». Миссия лицея — формирование культуры личности воспитанников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание оптимальных условий для обучающихся по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной сфере. Задача учреждения — предоставить каждому участнику образовательного процесса — учителям и учащимся — такие виды и направления деятельности, которые выявят заложенные в каждом из них интеллектуальные, творческие и спортивные способности, сформируют потребность в непрерывном образовании и активной гражданской позиции, способность к адаптации в условиях изменяющегося мира [6].
Обучение в лицее построено на сочетании базового и вариативного компонентов содержания образования. Базовый компонент дает возможность учащимся усвоить фундаментальные базовые знания, необходимые каждому выпускнику независимо от выбора будущей профессиональной деятельности. Вариативный компонент характеризуется переходом к опережающему обучению и предоставляет возможность учащимся выбрать индивидуальное направление професси-
онального и личностного развития. В лицее активно проводится экспериментальная и инновационная работа по совершенствованию учебного процесса, повышению качества обучения, развитию творческих способностей старшеклассников, интереса к научно-исследовательской деятельности. В учебные планы включены элективные курсы по профильным дисциплинам — математике, физике, информатике, химии, биологии, которые позволяют апробировать инновационные идеи и авторские программы учителей-новаторов, использовать современные технологии обучения и системы оценивания знаний, новые учебные программы и методические материалы. В 2012 г. лицей получил статус региональной инновационной площадки по направлению «Распространение лучших образовательных практик», а также пилотной площадки ГОУ ВПО МО АСОУ по разработке и апробации системы оценки качества образования в Московской области. Особое внимание в лицее уделено работе с одаренными детьми. В рамках многопрофильного образования педагоги обучают их навыкам исследовательской и проектной деятельности, создают условия для профессионального самоопределения, формируют готовность учиться в течение всей жизни. Учебно-воспитательная работа с талантливыми лицеистами включает в себя психолого-педагогическое сопровождение и профдиагностику, проведение предметных олимпиад, недель науки, творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов, мастер-классов, семинаров-практикумов, подготовку детей к участию во Всероссийских олимпиадах школьников. Успехи одаренных детей отмечаются присвоением почетных званий «Академик лицея», «Виртуоз лицея», награждением именными стипендиями Губернатора Московской области, Главы города Фрязино, директора МОУ лицей.
Инновационная деятельность лицея приносит положительные результаты. На протяжении 27 лет его работы выпускники лицея успешно продолжают обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. За последние пять лет лицей выпустил 399 учащихся. 95 % из них продолжают обучение в высших учебных заведениях для получения востребованных на рынке труда профессий связанных с инженерными информационными технологиями, телекоммуникациями, наукоемкими системами и высокотехнологичными производствами (рис. 1).
Большой популярностью у выпускников лицея пользуется МГТУ им. Н.Э. Баумана. И это не случайно. В наукограде Фрязино реализуется Программа развития инновационно-территориального кластера «Фрязино», в соответствии с которой на научно-производственные предприятия города ежегодно должно привлекаться до 150-200 человек с высшим и средним специальным образованием. Участниками кластера, наряду с градообразующими предприятиями, специализирующимися на производстве электронных приборов и устройств СВЧ, волоконно-оптических систем связи, волоконном лазеростроении, яв-
ляются академические институты ИСВЧПЭ РАН, ИРЭ РАН и несколько высших учебных заведений, почетное место среди которых занимает МГТУ им. Н.Э. Баумана. Поэтому в лицее проводится большая работа по взаимодействию с этим университетом и вовлечению старшеклассников в сферу инженерного творчества. В свою очередь МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит активную профориентационную работу с учащимися третьей ступени обучения. В 2008 г. Президиум Российской академии образования присвоил МГТУ им. Н. Э. Баумана статус экспериментальной площадки при президиуме РАО по теме «Школа — вуз: преемственность научно-исследовательской и проектной деятельности». В 2012 г. МГТУ им. Н.Э. Баумана провел академическую аттестацию МОУ лицея и присвоил ему статус базового профильного учреждения МГТУ им. Н. Э. Баумана. Такая высокая оценка не только признает достижения лицея в качестве общеобразовательной инновационной организации с углубленной подготовкой учащихся по физико-математическому, информационно-технологическому и естественнонаучному направлениям, но и заставляет повышать качество обучения во взаимодействии с вузом через «создание и использование потенциала этого взаимодействия» [7].
20
■ Информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, информационно-управляющие системы, прикладная информатика информационная безопасность.
■ Инженерные специальности разработчиков наукоемких систем и высокотехнологичных производств, энергетическое машиностроение, производство и эксплуатация ракетно-космических комплексов, лазерная техника, приборостроение, робототехника.
Экономика и организация производства, финансы, логистика, предпринимательская деятельность.
■ Менеджмент, инноватика, маркетинг, консалтинг.
Химическая технология, биохимия, фармация, химическая и биологическая защита, производство пищевых продуктов.
Рис. 1. Востребованные направления профессиональной деятельности выпускников (%) МОУ лицей г. Фрязино Московской области (2010-2014 гг.)
Взаимодействие МГТУ им. Н.Э. Баумана и МОУ лицей включает в себя формирование проектной культуры педагогов и учеников, развитие практик исследовательской деятельности, создание условий для самореализации учащихся и учителей, обмен опытом по инновационным образовательным практикам. Учителя кафедр физико-математических наук, естественнонаучных и обществоведческих дисциплин участвуют в ежегодно проводимых в МГТУ им. Н.Э. Баумана научно-практических конференциях, круглых столах, научно-методических и образовательных семинарах по вопросам научного просвещения и профессиональной ориентации выпускников, повышения эффективности подготовки школьников по образовательным программам профильного проектно-исследовательского обучения на базе ресурсов университета.
Учащиеся лицея ежегодно принимают участие в научно-образовательных и академических соревнованиях, организованных МГТУ им. Н. Э. Баумана, научно-ознакомительных и проектно-исследова-тельских практиках, научно-исследовательском проекте «Шаг в будущее», проекте «Сегодня школьник — завтра инженер», тематических экскурсиях на предприятия ракетно-космической отрасли, встречах с космонавтами — выпускниками МГТУ, ознакомительных экскурсиях по факультетам и лабораториям университета.
За последние пять лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана поступило 18 лицеистов. Качество полученного ими среднего образования подтверждалось высокими результатами сдачи ЕГЭ.
Мы проследили академические успехи выпускников лицея за первые два года обучения: 44 % выпускников лицея имели только хорошие и отличные оценки, демонстрируя устойчивые знания и отсутствие серьезных проблем в освоении образовательных программ по избранным специальностям. Учебный план всеми бывшими лицеистами был выполнен со следующими оценками: отлично — 26,4 %, хорошо — 45,6 %, удовлетворительно — 27,8 %, неудовлетворительно — 0,4 % (рис. 2).
Выпускниками лицея были получены следующие оценки: по математическим дисциплинам: отлично — 25,5 %; хорошо — 49 %, удовлетворительно — 25,5 %;
по фундаментальным дисциплинам (физике, теоретической механике, сопромату, инженерной графике и др.): отлично — 15 %, хорошо — 51 %, удовлетворительно — 34 %;
по информатике и ее областям: отлично — 56 %, хорошо — 20 %, удовлетворительно — 20 %, неудовлетворительно — 4 % (рис. 3).
Средний балл успеваемости выпускников лицея по сравнению со средним баллом успеваемости одногруппников оказался выше: по математике — на 19,9 %, по фундаментальным дисциплинам — на 6,1 %, по информатике — на 21,0 %.
0,4
I Отлично
|Хорошо
Удовлетворительно ■ Неудовлетворительно
Рис. 2. Освоение учебных программ (в %) выпускниками МОУ лицей на 1-м и 2-м курсах МГТУ им. Н.Э. Баумана
а
| Отлично
б
в
| Хорошо
Удовлетворительно ■ Неудовлетворительно
Рис. 3. Успеваемость выпускников лицея по математическим (а), фундаментальным (б) дисциплинам, а также по информатике (в)
Мониторинг индивидуальных достижений выпускников лицея подтверждает хорошую школьную подготовку, полученную ими по основным дисциплинам ФГОС среднего (полного) общего образования, высокие социально-значимые качества лицеистов, сознательно сделавших свой профессиональный выбор и получивших возможность реализовать свои способности, возможности и познавательный интерес в стенах университета. Одновременно прослеживается необходимость усиления школьной подготовки по физике для более успешного освоения выпускниками лицея фундаментальных дисциплин, формирования мотивации к профессиональному успеху и жизненному самоопределению.
Обобщая опыт взаимодействия МОУ лицей г. Фрязино и МГТУ им. Н.Э. Баумана, можно сделать выводы:
1) о целенаправленной и результативной работе педагогов лицея по профессиональной ориентации учащихся;
2) о консолидации усилий педагогов лицея и преподавателей университета по разработке и применению основных принципов и
направлений совместной работы, обеспечивающих преемственность школьного и вузовского образования;
3) о возможности рассмотрения МГТУ им. Н.Э. Баумана и МОУ лицей как субъектов деятельности единого образовательного пространства, имеющих общие цели и задачи и реализующих совместные учебно-воспитательные проекты по созданию благоприятных условий для самореализации личности выпускников;
4) о необходимости усиления обратной связи между МГТУ им. Н.Э. Баумана и МОУ лицей с целью повышения способности выпускников к освоению фундаментального компонента образовательных программ университета;
5) о целесообразности дальнейшего укрепления партнерских отношений МОУ лицей и МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках инновационно-территориального кластера «Фрязино» с целью развития у учащихся мотивации к получению инженерных специальностей, готовности жить и трудиться в высокотехнологичном и конкурентном мире.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кушнир А. «Наша новая школа» не совсем наша и вовсе не новая ... Народное образование, 2010, № 7, с. 21-24.
[2] Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия. Социологические исследования, 2011, № 5, с. 15-18.
[3] Аврамова Е.М., Александрова О.А., Логинов Д.М. Социальная мобильность выпускников вузов. Социальная дифференциация высшего образования. С.В. Шишкин, отв. ред. Москва, 2005, с. 159.
[4] Мильситова С.В. Проблема подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях профильного обучения. Вестник Бурятского государственного университета, 2011, № 1, с. 34-35.
[5] Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения. Педагогика, 2005, № 1, с. 8-12.
[6] Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения лицей г. Фрязино Московской области на 2012-2017 гг. URL: http://licefryaz.edumsko.ru/bout/program_development (дата обращения 23.03.2014).
[7] Прозументова Г.Н. Проблемы взаимодействия вузов и школы: эмпирические модели. Вестник Томского университета, 2012, № 358, с. 19-30.
Статья поступила в редакцию 19.03.2015
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Девлет-Гельды Г.К. Социальное партнерство школы и вуза. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 6. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/pedagog/256.html
Девлет-Гельды Гюль-Гюзель Керим-Датовна (1951) окончила МИНХ им. Г.В. Плеханова в 1973. Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов: теоретические и методологические вопросы экономической подготовки студентов технических вузов; проблемы макроэкономического развития; теоретические проблемы микроэкономики; финансовый менеджмент; экономика предприятия; история экономической мысли. e-mail: 1238926@gmail.com
Social partnership between school and university
© G.K. Devlet-Geldy
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
This article discusses the interaction of social institutions in the field of education. The fundamental principles of social partnership between school and high school are revealed. The experience of using scientific and methodological potential of the university for supporting the implementation of school subject oriented educational programs is summarized.
Keywords: social partnership, the principles of social partnership, areas of cooperation between school and university, demand on professions and education quality.
REFERENCES
[1] Kushnir A. Narodnoe obrazovanie — Public Education, 2010, no. 7, pp. 21-24.
[2] Kochetov A.N. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Research, 2011, no. 5, pp. 15-18.
[3] Avramova E.M., Aleksandrova O.A., Loginov D.M. Sotsialnaya mobilnost vypusknikov vuzov [Social Mobility of Graduates]. In: Sotsialnaya different-siatsiya vysshego obrazovaniya [Social Differentiation of Higher Education]. Shishkin S.V., ed. Moscow, 2005, p. 159.
[4] Milsitova S.V. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Buryat State University, 2011, no. 1, pp. 34-35.
[5] Chistyakova S.N. Pedagogika — Pedagogy, 2005, no. 1, pp. 8-12.
[6] Programma razvitiya Munitsipalnogo obrazovatelnogo ychrezhdeniya litsey g. Fryazino Moskovskoy oblasti na 2012-2017 gody [The Program of Development of the Municipal Educational Institution Lyceum in Fryazino Town of Moscow Region for 2012-2017]. Available at: http://licefryaz.edumsko.ru/ bout/program_development (accessed 23.03.2014).
[7] Prozumentova G.N. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Tomsk State University, 2012, no. 358, pp. 19-30.
Devlet-Geldy G.K. (b. 1951) graduated from Plekhanov Russian University of Economics in 1973. Dr Sci. Ec., associate professor at the Department of Economic theory at Bauman Moscow State Technical University. Academic interests: theoretical and methodological issues of training economics to students of technical colleges, problems of macroeconomic development, theoretical problems of microeconomics, financial management, enterprise economy, history of economic thought. e-mail:1238926@gmail.com