В.Н. ЖЕРДЕВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (г. Воронеж)
И.В. ЛОТОНЕНКО, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (г. Харьков, Украина)
А.Н. ТИМОФЕЕВ, кандидат биологических наук, доцент (г. Воронеж)
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ШКОЛА-ВУЗ»
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором В.П. Жидких, кандидатом педагогических наук И.Е. Плотниковой.
Аннотация. В работе представлены результаты оптимизации образовательной среды при подготовке будущего специалиста. Показаны проблемы преемственности в системе «школа-вуз». На примере инновационного учебного заведения МОУЛицей № 6раскрыты механизмы удачного построения учебно-воспитательного процесса в формировании гармоничного развития личности учащихся.
Ключевые слова: учебный процесс, преемственность, учащиеся, образование, подготовка специалиста, высшая школа.
V.N. ZHERDEV, Doctor of Agricultural Science, Professor
A.V. LOTONENKO, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor
A.N. TIMOFEEV, Candidate of biological science, Associate Professor
MEANS OF OPTIMISATION OF THE EDUCATIONAL SPACE AND THE MODEL OF SPECIALIST TRAINING IN THE CONTINUITY SYSTEM SCHOOL - HIGHER
EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Abstract. The results of the optimization of the educational environment in preparation of a prospective specialist are presented. Problems of continuity in the system School - Higher Educational Establishment are shown. Mechanisms of successful formational and pedagogical process in the harmonious development of personality are demonstrated on the example of the innovative educational establishment Municipal Educational Establishment Lyceum № 6.
Key words: educational process, continuity, students, education, specialist training, higher educational establishment.
Необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя очевидна и пространных обоснований не требует. Однако, несмотря на хроническую актуальность проблемы, явных качественных сдвигов в ее решении за последнее время не наблюдается. В этой связи любые попытки качественно улучшить учебно-воспитательный процесс путем введения новых образовательных технологий и совершенствования работы разного рода методических и управленческих служб должны при-
ветствоваться и получать всестороннюю поддержку.
В современной школе многое делается для того, чтобы воплотить в жизнь лучшие достижения педагогической науки. Тем не менее, многие специалисты отмечают кризисные явления в системе российского и зарубежного образования. В ряде исследований доказывается объективный характер этих тенденций, утверждается, что существующие системы образования не удовлетворяют постоянно растущим требовани-
194
ям к результатам образования. Кроме того, снижается экономическая эффективность образования. Среди основных проблем образования, отличающихся особой остротой, можно выщелить следующие:
• качество образования;
• сложность приспособления к быстро меняющимся условиям жизни;
• негибкость существующих программ обучения;
• использование качественно устаревших методик обучения;
• недостаточная доступность желаемого образования.
В последнее время появляются предложения, способствующие выводу системы образования из кризиса посредством объединения возможностей традиционной системы образования и современной, основанной на использовании нетрадиционных методов и технологий обучения. Результаты работы учителей кафедры естественного цикла МОУ Лицей № 6 г. Воронежа, в этой связи, представляются интересными и заслуживающими распространения [1;2;4;5]. Опираясь на свой собственный опыт и опыт своих коллег, при активном участии методистов Горметодцентра, учителя кафедры строят свою работу по нескольким направлениям, главными из которых являются учебно-методическое и научно-исследовательское.
Генеральным направлением этих работ является формирование и повышение качества функционирования «учебно-научно-воспитательного комплекса как формы интеграции школьной и вузовской систем непрерывного образования». В основе функционирования лицея лежит комплекс взаимосвязей в системе «лицей-вуз».
Фактические данные свидетельствуют о том, что преемственность средней и высшей школы в массовой практике осуществляется ма-лоэффективно[1,3]. Выпускники школы слабо владеют основными интеллектуальными процедурами. Школа формирует главным образом фактологический тип мышления, недостаточно развивая мышление теоретическое и методологическое, недостаточно связывая изучение школьныгх предметов с их профессиональными
выходами. Репрезентативные опросы показывают, что отчетливые представления о будущей профессии имеют не более 58 % младшекурсников. Вплоть до 3-го курса вузы вынуждены восполнять пробелы школьной педагогики: учить студентов основам выполнения самостоятельных работ, конспектированию первоисточников, умению одновременно слушать и записывать лекции и т.д. Все это замедляет темп становления будущего специалиста в вузе, а самих студентов нередко ставит в стрессовые ситуации, являясь одной из существенных причин «отсева» подчас и способный студентов. Поэтому проблема преемственности средней и высшей школы является важной и актуальной.
Когда речь идет о взаимодействии средней и высшей школы, то под понятием «проблема» следует иметь в виду комплекс объективных диалектических противоречий:
- противоречие между целями среднего и высшего образования;
- между статусом школьника и студента, их потребностями и возможностями;
- между условиями обучения в средней и высшей школе;
- между содержанием образования, характером учебно-познавательной деятельности школьника и студента;
- между научно-методической квалификацией педагогов средней школы и вуза;
- между различными функциями и значением средней и высшей школы в системе непрерывного образования.
Цель такой преемственности можно определить следующим образом: лицей призван подготовить постепенный переход своих выпускников в вуз, при котором бы студент уже на первом курсе становился подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса, своего профессионального самовоспитания.
Для достижения этой цели деятельность лицейской кафедры предметов естественного цикла исходит из нескольких основополагающих идей:
1. Из понимания сути педагогической деятельности. По своему существу такая деятельность предполагает объективно-субъективное преобразование личности.
2. Из понимания общей логики развития личности на стыке средней и высшей школы. Старшеклассник является, главным образом, субъектом учебно-воспитательного процесса школы, он знает условия учебы, владеет необходимыми видами деятельности, у него практически отсутствуют стрессовые ситуации и т.д. Став абитуриентом, вчерашний старшеклассник оказывается в ситуации объекта новых условий подготовки к вузовским экзаменам. Он готовится в стрессовой ситуации недостаточной информации, конкурсной неуверенности, разных опасений. Ему предстоит овладеть функциями абитуриента и стать субъектом реализации профессионального выбора. Поступив в вуз, первокурсник снова оказывается в положении объекта новых условий обучения. Впереди - овладение функциями студента и становление в качестве субъекта учебно-воспитательного процесса.
3. Из понимания особенностей связи средней и высшей школы. Само понятие «преемственность школы и вуза» имеет три основныгх значения:
1) школа создает обоснованные предпосылки для субъективного становления будущего студента;
2) преемственность высшей и средней школы в вузовских условиях;
3) преемственность двух уровней непрерывного образования в их взаимодействии и взаимопомощи.
Во взаимосвязи кафедры естественного цикла лицея № 6 и соответствующих факультетов вузов третий путь взаимосвязи особенно важен [3,5].
Итак, преемственность между различными уровнями образования есть процесс. Суть его заключена в последовательности условий, направленных на разрешение противоречий перехода личности из одних обстоятельств обучения в другие, от социальной роли школьника к роли студента. Этот переход должен быть осмыслен, подготовлен и обеспечен на основе формирования профессиональной направленности старшеклассника инновационной школы, абитуриента, студента соответствующего факультета (отделения) вуза.
Принципиально важно, чтобы условия преемственности были реализованы в учебных планах, программах, принципах и методике учебно-воспитательной работы, а также в методике отбора будущих школьников [2,3,5].
Проблему выбора профессии и обоснованного профессионального отбора нельзя решить без новых подходов, принципов и форм подготовки педагога. И прежде всего - без объединения усилий школы и вуза.
Кафедра естественного цикла лицея и факультеты ВГПУ и ВГУ предлагают свою модель подготовки учителя в системе непрерывного естественнонаучного образования, позволяющую дать общее образование с усилением профильной подготовки и помочь реализовать учащимся свои склонности и способности в научно-исследовательской сфере деятельности или отказаться от сделанного выбора после близкого знакомства с ней, что тоже должно рассматриваться как положительный результат.
Цель такой модели - разработка и о существ-ление системного подхода к подготовке будущего специалиста, обогащение деятельности лицейской кафедры с помощью научно-интеллектуального потенциала вузов, вовлеченных в комплекс учреждений, а также подготовка профессионально ориентированных учащихся и студентов для соответствующих факультетов вузов [3,4,5].
Принципиальная модель подготовки специалиста высокого класса должна включать три этапа: довузовский, вузовский, послевузовский.
Довузовский этап - новый элемент в этой системе и самый важный, определяющий. Его главные задачи:
1. Формирование осознанного профессионального выбора.
2. Подготовка и осуществление плавного (поступательного) перехода от школьника к студенту.
3. Создание условий для одаренных детей и эффективной связи «ученик-преподаватель вуза».
4. Создание единого образовательного пространства и творческого коллектива учителей и преподавателей вузов.
Непрерывное образование определяется как педагогическая система, охватывающая все зве-
нья воспитания, обучения и представляющая собой единство содержания, методов, приемов, средств и форм приобретения, углубления и расширения общего и профессионального образования.
Идея непрерывности основывается на следующих принципах:
-демократизм образования определяется предоставлением каждому ученику возможности развития его способностей, склонностей и т.д.;
- гуманизм образования заключается в создании условий для развития творческой индивидуальности;
- дифференцированность образования - это прежде всего дифференциация по профилю образования и по степени помощи ученику;
- единство образования заключается в единстве целей образования на всех его этапах и звеньях, которое сочетается с многообразием педагогических форм, методов и средств обучения, право выбора которых принадлежит учителю, преподавателю;
- преемственность обеспечивает поступательное движение педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования.
Направления инновационной деятельности:
- разработка новой концепции непрерывного образования и воспитания;
- разработка нового содержания образования (учебные программы, учебные предметы, учебные задачи и т.д.);
- разработка новых режимов функционирования и новых организационных структур, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития личности и освоения нового содержания образования;
- разработка новых принципов управления образованием, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на развитие образования;
- разработка стратегии и методики реализации дифференциации в образовании.
В осуществлении функций и видов деятельности кафедра естественного цикла МОУ Лицей № 6 руководствуется следующими основными положениями:
- обеспечение высокого уровня фундаментальной и допрофессиональной подготовки мо-
лодежи, проявившей склонности и способности к научно-исследовательскому труду и творчеству;
- привнесение в лицей вообще и на кафедру в частности новых достижений научной и методической мысли, развития в педагогическом коллективе атмосферы творческой активности и новаторства;
- гуманизация образования и обучения, взаимообогащение гуманитарной и естественнонаучной подготовки лицеистов;
- обеспечение условий для разностороннего развития личности, возможностей получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих планов, самостоятельного выбора учебных предметов, их углубленного изучения, ранней уточненной профориентации, овладения навыками научно-учебно-исследовательской работы, достаточной образовательной подготовки для успешного поступления в высшие учебные заведения;
- на основе сотрудничества факультетов вузов и кафедры лицея - развертывание учебно-научно-педагогического комплекса, осуществляющего поиск, разработку, внедрение нового содержания базового, трудового и профессионального образования.
Для практической реализации этих положений кафедра естественного цикла лицея:
1. Разрабатывает современные творческие концепции учебно-профессионально-воспитательного процесса, осуществляет подготовку соответствующих методических материалов и документов.
2. Совместно с факультетами вузов закрепляет за профильными классами соответствующие кафедры, организует различные формы проведения факультативных занятий и элективных курсов.
3. Участвует в работе отборочных комиссий, в совершенствовании соответствующих диагностических методик.
4. Участвует в осуществлении и совершенствовании профессиональных практик лицеистов и преподавателей и студентов вузов.
5. Творчески анализирует результаты успеваемости выпускников лицея, приемных экзаменов, учебы студентов - бывших лицеистов. При-
нимает участие в соответствующих заседаниях педсовета, методических объединений.
6. Вовлекает лицеистов в работу научного общества учащихся и профильные олимпиады.
7. Совместно с администрацией лицея и преподавателями вузов проводит регулярные заседания по соответствующему плану.
8. Осуществляет организацию и проведение тематических семинаров, конференций, конкурсов для учителей и учащихся.
Непрерывность естественнонаучного образования на кафедре естественного цикла лицея № 6 реализуется в системе «школа - вуз» по всем звеньям преемственности (рис. 1):
1. Через содержание образования. Учебные планы и программы строятся как двухэтапные при логическом и содержательном единстве. Основные (профильные) предметы подкрепляются системой факультативов, элективов и межпредметными курсами.
Рис. 1. Модель профильного обучения в системе работы кафедры естественного цикла МОУ Лицей № 6.
2. Через организацию обучения (цель - комфортность пребывания ученика в лицее, желание обучаться по данному профилю). Приближение к вузовской системе, переход к диалоговым формам обучения (на кафедре в лицее работают 2 преподавателя вуза, кандидата наук); использование базы вузов (библиотеки, лаборатории, кафедральные фонды, музеи и т.д.).
3. Через организацию работы с одаренными детьми. В центре такой работы - НОУ (научное общество учащихся), когда не просто увеличивается объем знаний лицеистов, а происходит качественное изменение учебной деятельности: формирование и развитие умений и навыков творческого подхода к учебной или научной проблеме в ее самостоятельном решении под руководством учителей лицея, преподавателей вузов, а также других учебных или научно-исследовательских заведений.
4. Через развитие личности лицеиста. Приобщение к функциям социальной роли - в системе непрерывной педагогической практики лицеист пробует себя в роли помощника классного руководителя, руководителя кружка, организатора игр, помощника руководителя секций на полевой практике, а затем и учителя, администратора (День дублера).
5. Через организацию методической работы. Проведение семинаров, открытых уроков, конференций, конкурсов, публикация методических наработок, методическое шефство над начинающими учителями и т.д.
6. Через организацию научно-методической работы. Образование творческих коллективов преподавателей вузов и учителей лицея по работе над программами, концепциями профильного образования и т.п.
7. Через функционирование лицейской кафедры и кафедр вузов как базы проведения научно-экспериментальных исследований по биологическим, химическим, психолого-педагогическим, географическим и медицинским
Кафедра предметов естественного цикла МОУ Лицей № 6
1
Организация познавательной деятельности. Индивидуализация, дифференциация обучения.
N
Профильные факультативы Научное общество учащихся Олимпиады вузов Консультации, элективы Конференции, семинары
/
ч
Учащиеся
лицея
/
проблемам (написано более трех десятков научных статей и методических пособий).
Модель выпускников профильных классов кафедры предметов естественного цикла лицея № 6 включает несколько основных составляющих компонентов: профессиональные ориентиры, личностные качества, психические свойства, профессиональные умения, умения руководителя, умения организатора, умения воспитателя.
Профессионалъные ориентиры и личностные качества. Будущая профессия требует от специалиста определенных личностных качеств (идейных убеждений, нравственных свойств, черт характера). Взаимосвязь труда и качеств личности проявляются с двух сторон: с одной -соответствующие качества личности способствуют эффективности труда специалиста; с другой - сама профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личность специалиста - усиливает, развивает, а иногда и вновь формирует профессионально значимые черты. Профессиональные ориентиры и личностные качества выпускников кафедры естественного цикла МОУ Лицей № 6 видятся следующие: патриотизм и интернационализм; общественно-политическая направленность; моральная зрелость, устойчивость поведения; любовь к людям, интерес к их жизни, развитию и воспитанию; склонность к организаторской работе, к научно-исследовательской работе; самостоятельность; общительность, способность влиять на товарищей по классу, на младших своей энергией, поведением, волей; умение вести за собой; творческое воображение, выраженный интерес к какому-либо событию, умение заинтересовать им других; оптимизм; эмоциональная устойчивость; умение сопереживать с другими; умение видеть, понимать и ценить окружающий мир природы; жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Психические свойства
Работо спо собно сть. Будущему специалисту в области естественных наук важно иметь хорошее здоровье, физическую выносливость, высокий уровень работоспособности. Это обусловлено характером его труда, связанного с большими физическими и нервными перегрузками.
Мытттление. Для труда учителя, биолога, эколога, химика или географа характерно конструктивное, аналитическое, творческое мышление, необходимое для планирования и организации работы, для анализа и осмысления процесса и результатов труда, для самостоятельной, оригинальной, интересной (рассчитанной на детское восприятие) реализации педагогических задач. Важно профессиональное воображение, которое помогает ясно представить конечную цель своих действий.
Память. Учащимся профильных классов полезно тренироваться в восприятии текстовой, зрительной и звуковой информации: хорошо и быстро запоминать текст, факты, знать наизусть стихи, запоминать имена, лица, голоса людей и др.
Внимание. Будущим профессионалам должно быть известно, что предстоящий труд потребует от них развитого внимания, широты его распределения, быстроты переключения.
Свойства нервной системы, эмоциональные свойства. Труд специалиста в области естественных наук, а также учителя, требует способности к быстрому усвоению информации, переключения на новые виды деятельности и чувственной нервной системы, способной к переживанию и сопереживанию.
Эмоциональные реакции должны обладать такими свойствами как восприимчивость (быстрая реакция), выразительность мимики, поз, движений и устойчивость - способность при быстрой реакции скоро успокаиваться, «не застревать» на обидном, на всем том, что отвлекает от главной цели, приводит к перевозбуждению.
Будущий профессионал должен обладать культурой проявления эмоциональных чувств, уметь ими управлять. Одна из важных черт его профессиональной сферы - мажорное настроение, способность «не унывать» в трудных ситуациях. Такой характер нервной системы позволяет воздействовать на эмоции людей, успевать за их реакциями, находить правильный стиль поведения в различных, многократно сменяющихся ситуациях.
Коммуникативные свойства. Сюда относятся общительность, непринужденность в общении, доброжелательность, низкая тревожность
в отношении новыгх людей, умение «ладить» с людьми, не бояться аудитории и т.д.
Психомоторные (двигательные) свойства. Движения должны отличаться хорошей координацией, точностью и четкостью, красотой и изяществом.
Речь. Умение говорить, управлять своим голосом, богатый словарный запас, эмоциональность речи. Способность беседовать с людьми разного возраста, пола, темперамента, разной степени общительности, с «трудными» подростками. Умение выступать перед аудиторией «без бумажки», «с ходу».
Зрение и слух. В работе важно сосредоточенное зрение, позволяющее прочитывать большой объем печатного текста, изобразительной информации, наблюдать за деятельностью различных групп людей. Развитый слух дает возможность усваивать музыкальную и ритмическую информацию, хорошо различать на фоне речевого шума нужный голос.
Перечень психологических характеристик, требующихся для успешного приобщения к профессии в университете и педуниверситете, свидетельствует о сложности и многогранности предстоящего труда. Однако отсутствие тех или иных качеств у ученика профильного класса не имеет фатального значения, т.к. подавляющее большинство указанный качеств можно усовершенствовать, развить, воспитать в себе.
Противопоказания к овладению профессией естественных специальностей и профессией учителя:
- незрелость нравственной позиции;
- отсутствие интереса к людям, «боязнь людей»;
- узкий кругозор, отсутствие определенный увлечений («неинтересный человек»);
-эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль;
- неспособность к сопереживанию, слабая чуткость к настроению других людей, особенно детей;
- ослабленное здоровье (по медицинским показаниям).
Профессиональные умения. Умения руководителя:
- умение проектировать развитие подшефного коллектива, намечать перспективы работы в нем;
- умение составлять личный план работы;
- умение подбирать организаторов дел, своих помощников;
- умение устанавливать правильные отношения с людьми;
-умение анализировать результаты своей работы с подшефными;
- умение использовать в своей работе советы коллег, вносить нужные коррективы.
Умения организатора:
-планирование работы по подготовке и проведению конкретного дела в подшефном коллективе; с группой коллег;
-распределение обязанностей своих помощников; организация дела в определенные сроки;
- распределение поручений в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами людей;
- активизация людей, умение увлечь их, заинтересовать;
- обучение актива;
- умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности людей;
-умение аргументированно отвечать на вопросы, вести диалог, спор, правильно применять доказательства и опровержения тех или иных положений;
- умение использовать разнообразные методы взаимодействия;
- умение реализовать принцип самостоятельности;
- умение использовать психологические возможности влияния коллектива на личность, вести индивидуальную работу;
- умение использовать в работе полезные элементы отдыха и разрядки;
- умение быть примером для детей (внешняя подтянутость, единство слова и цели, ответственность и др.).
Желательно, чтобы ученик профильного класса увлекался каким-либо делом, становился мастером этого дела. Тогда он получит дополнительные возможности влияния на ребят.
Принципы управления на кафедре естественного цикла лицея № 6 слагаются из нескольких основных постулатов:
Ориентация на результат, а не на процесс.
-Результат ближайший: высокий уровень обучения, поступление учащихся в вузы по соответствующим профилям;
- Результат дальний (первый уровень): работа выпускников после получения высшего образования по специальностям;
- Результат дальний (второй уровень): выпускник лицея, работающий в системе естественнонаучного образования - учитель нового типа (в соответствие с Концепцией непрерывного профессионального образования).
Интегрированностъ (системностъ). Системное управление предполагает целостность кафедральной модели: каждое частное нововведение служит реализации общего замысла.
Опережениерезулътата. Эффективное управление предполагает расчет реально достижимой цели, предвидение факторов, мешающих ее достижению и реагирование (для этого разработка детального планирования и прогнозирование изменений условий деятельности).
На настоящий момент в основе научно-методической работы кафедры лежат две системы генеральных направлений по проблемам новых педагогических технологий и формирования общей культуры учащихся:
I. Система направлений научно-методи-ческойработы по проблеме «Новые технологии обучения как основа совершенствования преподавания». Направления работы:
1. Концепция профильного химико-биологического и географического обучения;
2. Развитие логического мышления учащихся;
3. Дифференциация обучения;
4. Сближение форм обучения школьной и вузовской систем: поиск новых форм и методов;
5. Формирование педагогического мышления.
Пути решения проблемы на теоретическом, методическом уровнях и в практическом плане.
1. Развивающее обучение.
2. Индивидуализация обучения.
3. Сближение систем обучения лицея и вуза.
А) Обучение общеучебным умениям и навыкам (выделение главного, умение расчленять вопрос, обобщать - анализ и синтез; рациональное планирование своего труда; самоконтроль и т.д.);
Б) Работа над понятийным аппаратом (определение содержания и объема понятия, соотношения родовых и видовых понятий, отработка основных понятий учебного курса по предметам).
В) Изучение учебного материала блоками:
1 урок. Разбор учебного блока.
2 урок. Фронтальная проработка.
3 урок. Индивидуальная проработка.
4 урок. Внутрипредметные обобщения и систематизация.
5 урок. Межпредметные обобщения и систематизация.
6 урок. Дифференцированный зачет в два
этапа:
а) проверка знаний по основным понятиям; овладение алгоритмами практических операций;
б) творческая деятельность учащихся.
Г) Отработка нестандартных типов уроков: урок-лекция; урок-семинар; урок-исследование; урок обобщения и систематизации знаний; урок-зачет; урок итогового контроля и др.
Д) Отработка различных форм организации деятельности учащихся на уроке: групповые, парные, индивидуальные; работа учащихся над рефератами, над исследовательскими проектами (с самостоятельным поиском источников).
Е) Использование оборудования кабинетов в организации деятельности учащихся на уроке (в том числе классов с компьютерным оборудованием).
Ж) Учет и контроль знаний учащихся (тематический учет знаний, учет с помощью тестирования).
4. Диагностические исследования как основа использования новых технологий обучения.
II. Система направлений научно-методи-ческойработы по проблеме «Формирование общей кулътуры лицеиста в процессе развития и становления его личности».
Направления работы:
1. Общение и личность;
2. Художественно-эстетическое образование как база формирования личности будущего специалиста;
3. Развитие личности лицеистов в духе русских национальных традиций.
Пути решения проблемы на теоретическом, методическом и практическом уровне в подготовке учащихся к существованию и работе в системе «человек-человек».
1. Обучение на основе гуманизации и гуманитаризации.
А) Изучение учебного материала через познание человека как мыслящего существа, через знакомство с личностью и деятельностью людей, внесших вклад в общечеловеческую культуру.
Б) Приближение учебного материала к потребностям и возможностям определенной категории учащихся.
2. Развитие личности лицеиста.
A) Обучение культуре учебного труда: культуре письма; культуре вычислений; культуре мышления (логических операций).
Б) Обучение культуре общения: психологическое «погружение» для снятия напряжений в системе общения; работа по этике взаимоотношений ученика с учителем, родителями, сверстниками, учащимися более младших возрастов, с представителями окружающей социальной среды в системе межличностного общения. Работа по формированию нравственного поведения в системе «человек-природа».
B) Развитие эмоциональной сферы ученика.
Г) Создание общекультурной базы развития личности через систему работы по художественно-эстетическому направлению.
3. Диагностические исследования как основа формирования личности лицеиста.
Модель образования, воспитания и гармоничного развития личности учащихся, предлагаемая учителями МОУ Лицей № 6 и преподавателями вузов, доказала свое право на существование, подтвержденное многочисленными позитивными результатами на разных уровнях и по разным направлениям деятельности, а накопленный опыт, бесспорно, заслуживает внимания и распространения.
Литература:
1. Жердев, В.Н., Тимофеев, А.Н. Концептуальные основы непрерывного экологического образования -фактор здорового образа жизни и формирования культуры человека. // Культура физическая и здоровье. Научно-методический журнал, № 4 (23), 2009. -С. 34-38.
2. Тимофеев, А.Н. Асоциальные явления в молодежной среде: их деструктивный характер и профилактика. // Перспективы развития современной школы. -Воронеж: Научная книга, 2006. - С. 92-95.
3. Тимофеев, А.Н. Биоэкологические исследования школьников // Биология в школе: научно-теоретический и методический журнал. № 1, 2007. - С. 45-51; № 2, 2007. - С. 63-66; № 5, 2007. - С. 44-49; № 6, 2007. -С. 64-68.
4. Тимофеев, А.Н., Золотарева, Л.А., Трубецких, Г.В. Деятельность международной организации «Молодежный Евроклуб» в области экологической политики и образования. // Экологические аспекты региона: материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, 28 мая 2009 года. - Воронеж: Изд.-во ВГУ 2009. - С. 69-70.
5. Тимофеев, А.Н., Трубецких, Г.В., Анохина, В.Н., Мухина, В.Ф., Лылов, С.В., Сахнюкова, Л.Б. Реализация экологического образования и воспитания школьников в системе работы кафедры естествознания МОУ Лицей № 6 г. Воронежа. // Региональные проблемы экологической безопасности природных и антропогенных объектов: материалы региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 249-253.