Научная статья на тему 'Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания'

Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Девлет-Гельды Гюль-Гюзель Керим-Датовна, Зайнитдинова Яна Руслановна

Рассмотрены проблемы социально-экономического поведения личности. Дана теоретическая интерпретация понятий "экономическое поведение", "экономическое мышление", "экономическое сознание". В структуре экономического поведения рассмотрены традиционный, рутинный, инновационный компоненты экономического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional, routine and innovative components of economic consciousness

The article studies socio-economic behaviour of a person. It provides theoretical interpretation of the notions "economic behaviour", "economic thinking", and "economic consciousness". The authors study traditional, routine and innovative components in the structure of economic behaviour.

Текст научной работы на тему «Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания»

УДК 316.334.2

Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания

© Г.К. Девлет-Гельды, ЯР. Зайнитдинова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены проблемы социально-экономического поведения личности. Дана теоретическая интерпретация понятий «экономическое поведение», «экономическое мышление», «экономическое сознание». В структуре экономического поведения рассмотрены традиционный, рутинный, инновационный компоненты экономического сознания.

Ключевые слова: экономическое поведение, экономическое мышление, мотивация достижения успеха и избегания неудач, экономическое сознание и его компоненты.

Проблема формирования экономического сознания, привлекающая в течение многих лет внимание психологов, философов, экономистов, остается актуальной и сегодня, так как от экономического сознания — регулятора экономического поведения людей — зависит успешность превращения Отечества в процветающее, самодостаточное, экономически независимое, конкурентоспособное государство. Поэтому так велико значение мотивов поведения и осознания людьми целесообразности их деятельности. Каждый человек, примеряя на себя разные социальные и профессиональные роли, задумываясь о своем месте в жизни общества, соотнося желания и амбиции со своими способностями и возможностями, пытается выстроить стратегию и обдумать тактику действий экономического плана. Под воздействием своих стремлений он ежедневно принимает разнообразные решения, вырабатывает свою модель экономического поведения.

Экономическое поведение — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода [1].

Исходя из особенностей своего представления о жизни, человек осуществляет те действия, которые приносят ему максимальную чистую выгоду (т. е. пользу за вычетом затрат, связанных с этим действием) при минимальных издержках. Такое поведение человека, согласно методологии американского экономиста Пола Хейне, называется рациональным [2]. Его предпосылками выступают экономическое мышление и экономическое сознание.

Экономическое мышление — это способность осмысливать экономические явления, понятия, связывать их с реальной жизнью и на основе этого вырабатывать определенное поведение.

Предположим, специалист по информационной безопасности недостаточно разбирается в экономических проблемах, но благодаря своему профессионализму становится руководителем отдела и вроде бы достигает личных карьерных высот. Но так ли они надежны и долговечны? Ответ может быть утвердительным, но только при условии, если экономическое мышление специалиста будет находиться на должном уровне. Очевидно, что такое мышление — это не только активный мыслительный, но и деятельный процесс, а фактическая роль специалиста, владеющего экономическим мышлением, заключается в своевременном получении и структурировании знаний об экономических процессах и их дальнейшей реализации. Причем предполагается, что каждый человек с развитым экономическим мышлением действует в соответствии с принципами экономического рационального человека, т. е. всегда соизмеряет выгоды с затратами и в любом деле стремится к увеличению полезности и уменьшению издержек. Такой человек будет рационально вести себя не только в супермаркете или на вещевом рынке, но и в целом будет стремиться максимально продуктивно использовать и преумножать все свои ресурсы; он будет стараться не упустить любую возможность приблизиться к своей мечте, если таковая есть, безусловно, дорожа при этом уже имеющимся материальным и интеллектуальным богатством.

Поскольку мы живем в условиях рыночной экономики и вынуждены участвовать во всех ее процессах, мы так или иначе должны быть конкурентоспособными, если хотим добиться успеха как экономического благополучия. Очевидно, что личный успех определяется множеством факторов. Среди них наличие определенных ценностей и ориентиров, инициативность и деловитость, коммуникабельность и креативность, благоразумное использование интеллектуального капитала и многое другое.

У каждого современного человека своя формула успеха и достижений. Например, такая: «Достижения = интерес • способности • подготовка» [3]. Понятно, что если хотя бы один из множителей в этой формуле будет равен нулю, то и достижений не будет. Как вывести свою формулу успеха? Как обеспечить ее реализацию? Представляется, что через формирование такой модели мышления, которая будет побуждать к активному участию в общественной и хозяйственной жизни, расширению взаимосвязей с другими субъектами экономических отношений, повышению уровня профессиональной компетентности, формированию активной гражданской позиции.

Формирование этой модели мышления является очень сложной, но необходимой задачей, поскольку любое движение вперед возможно только благодаря росту, вызванному преодолением привычных установок и созданием новых. Модель экономического мышления, формирование которой начинается со школьной скамьи и продолжается в выс-

шей школе [4], принята учеными для выяснения возникновения порядка и сотрудничества из несогласованных, на первый взгляд, взаимодействий индивидуумов, действующих в своих интересах. Однако даже лучшие экономисты-теоретики не останавливаются на изучении чистой теории. Они мастерски используют экономический образ мышления, предполагающий осмысление концептуальных положений как экономической теории, так и культуры, политики, психологии, истории, а также социальных институтов, формирующих ценности и экономическое поведение людей. Человек, способный думать как экономист, обладает полезным и мощным интеллектуальным навыком, который помогает ему не только активно и целенаправленно действовать, но и осознавать полноту ответственности и целесообразность этой деятельности.

Наряду с экономическим мышлением второй предпосылкой экономического поведения является экономическое сознание.

Экономическое сознание — совокупность экономических суждений человека о себе и об окружающем мире. Это основополагающий компонент всех мотивов и поступков человека. По развитости и полноте экономического сознания можно судить как об экономической компетентности личности в целом, так и о рациональности ее свершений. Как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [5] экономическое сознание включает в себя традиционный, рутинный и инновационный компоненты.

Традиционный компонент экономического сознания как форма общественного сознания нацелен, прежде всего, на связь времен, на сохранение традиций, культивирование прошлого. Данный компонент предполагает осознание человеком себя и своего места в современном мире в связи с тем, что он впитал в себя ценности семьи, в которой вырос, фундаментальные знания, которые получил, обучаясь сначала в школе, а затем в колледже или вузе. Этот компонент складывается в силу тех или иных традиций общества и семьи, в которых человек родился, живет и развивается. Именно такое сознание характеризуется наибольшей устойчивостью и преданностью традициям, ответственностью и патриотизмом, что очень важно для воспроизводства экономических, политических и религиозных отношений в обществе.

Как человек, живший в традиционном обществе и принадлежавший к определенному сословию, жестко следовал предписанной ему поведенческой матрице, так и современный человек с доминирующим традиционным компонентом сознания превыше всего будет ставить ответственность, дисциплинированность, исполнение долга, покорность, послушание.

В современном обществе люди (речь идет, прежде всего, об интеллигенции, а не о работниках физического труда) с преобладающим данным компонентом сознания способны стать блестящими исполнителями, мастерами своего дела, даже получить всеобщее признание, но общественный прогресс обеспечить не смогут, поскольку они слишком боятся новшеств, непредсказуемости и отступления от привычных традиций и устоев. Однако существует и положительная сторона традиционного сознания. Так, честность, порядочность и добросовестность в современном мире приобретают все большую экономическую полезность, и хочется надеяться, что в итоге они вытеснят различные формы лжи и двойных стандартов.

Рутинный компонент экономического сознания складывается на основе того, как человек способен воспринимать окружающий его мир. Этот компонент более других отражает способность к субъективному восприятию объективной реальности на основе повседневных дел и событий.

Как правило, рутинное сознание противопоставляется творческому, инновационному, точно так же, как и традиционное. Но если цель традиционного компонента сознания — сохранить и преумножить имеющиеся ценности, то рутинного — позволить человеку жить, указывая, что делать в каждый определенный момент с известными предметами и как вести себя в тех или иных ситуациях.

Рутинные потребности людей реализуются путем использования уже произведенных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами. В качестве примера можно вспомнить пирамиду потребностей А. Маслоу, где удовлетворение первичных, или физиологических, потребностей (в воде, пище, одежде, жилье) реализуется с помощью рутинного сознания, а на следующие две ступени (потребности безопасности и сохранения социального статуса — любви, принадлежности к определенной группе) работает уже традиционный компонент.

Практика современного менеджмента показывает, что сама экономическая реальность постиндустриального общества делает востребованными не рутинные или традиционные, а творческие способности человека. Предпринимателю выгодно привлекать работников умственного труда с ярко выраженным творческим подходом к работе. Изменение в образе мыслей отдельных людей не может пройти бесследно. Например, студенты и работники с преобладанием нерутинного/нетрадиционного компонентов сознания склонны к постоянному поиску и приобретению знаний и информации, стремлению освободиться от монотонной работы и традиционного досуга. Это приводит к изменению их потребностей в видах деятельности, отдыха и быта, что в свою очередь влияет на рыночную конъюнктуру и стимулирует переход экономики на инновационный путь развития.

Перейдем, наконец, к вопросу об инновационном компоненте экономического сознания. Из известного определения понятия «инновации» можно предположить, что данный компонент самый значимый для всестороннего развития современного человека, поскольку предполагает отказ от использования исключительно старых знаний и стремление к применению преимущественно новых во благо развития как самого человека, так и общества в целом.

В противовес двум вышеназванным компонентам инновационное сознание способно создавать новую реальность. В современном мире люди с преобладанием именно этого компонента сознания становятся лидерами, ведут за собой остальных, рискуют, борются за свои уникальные идеи и, в конечном счете, изменяют мир.

С практической точки зрения такое сознание особенно важно для работников сферы инженерного труда, иначе в ней никогда не будет никакого прогресса. Именно поэтому данный компонент является наиболее значимым и, очевидно, экономически полезным для общества. Инновационный компонент сознания наиболее присущ предпринимателям, людям, которые не боятся неодобрения со стороны окружающих, людям, которые понимают, что именно использование новых подходов к решению стоящих перед ними задач способно привести к прогрессу и процветанию как их бизнеса, так и общества в целом. Да, возможно, стремление изменить мир — это лишь проявление губристической мотивации — стремления к самовозвышению, ощущению собственной важности и власти (по Ю. Козелецкому) [6]. Однако люди, которые действительно способны достичь вершин в своей профессии, стать выдающимися инженерами, управленцами, политиками, учеными достойны высшего уважения. Именно они не боятся изменять мир, и они его меняют.

В качестве примера использования инновационного компонента сознания можно привести поступки и даже целые жизнеописания людей, которые хотя и соответствуют общепринятым морали и нормам, но противоречат некоторым статистическим данным. Например, человек из не очень богатой и интеллигентной семьи становится выдающейся личностью и оставляет великий след в истории, как, например, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Павлович Королев, Мария Склодовская-Кюри, Дмитрий Константинович Советкин, Генри Форд, Илан Маск, Стивен Пол Джобс, Опра Уинфри. Есть много и других примеров парадоксальных достижений самых разных людей в их стремлении к самореализации, самовыражению и актуализации своих способностей.

Данный компонент сознания очень важен для стимулирования научно-технического прогресса, совершенствования технологий менеджмента, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и разви-

тия инновационного предпринимательства. Последнее в современной России все больше обретает широкое практическое значение, поскольку правительство Российской Федерации ставит перед страной глобальные задачи развития, а для непрерывного движения к экономическому прогрессу необходимо начинать с микроуровня: совершенствовать технику, технологию, открывать новые предприятия, повышать уровень жизни людей через доступность качественного образования во благо главной цели экономического прогресса — увеличения благосостояния населения.

Решение стратегических задач развития государства придется осуществлять молодому поколению страны. Каковы его экономическое сознание и экономическое поведение, мотивы действий? Ответ на этот вопрос будет дан в статье «Ценностные ориентиры студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана», в которой будут изложены результаты социологического исследования и наблюдений за деятельностью студентов в различных жизненных и учебных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Социология: энциклопедия. Минск, Книжный дом, 2003, 1312 с.

[2] Хейне П. Экономический образ мышления. Москва, Дело, 1992, 701 с.

[3] Куликов Л.В. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11-х классов средней школы. Москва, АСТ, 2008, 352 с.

[4] Девлет-Гельды Г.К. Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 11. URL: http://hmbul.bmstu.ru/articles/207/207.pdf (дата обращения 16.04.2015).

[5] Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и экономика. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.

[6] Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Москва, Прогресс, 1979.

Статья поступила в редакцию 16.06.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Девлет-Гельды Г.К., Зайнитдинова Я.Р. Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 7. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/hidden/273 .html

Девлет-Гельды Гюль-Гюзель Керим-Датовна родилась в 1951г., окончила МИНХ им. Г.В. Плеханова в 1973 г. Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов: теоретические и методологические вопросы экономической подготовки студентов технических вузов; проблемы макроэкономического развития; теоретические проблемы микроэкономики; финансовый менеджмент; экономика предприятия; история экономической мысли. е-mail: 1238926@gmail.com

Зайнитдинова Яна Руслановна родилась в 1993 г. Студентка факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Научные интересы: экономическая социология; экономическая психология; инновационная экономика. е-mail: yana-bmstu@ya.ru

Traditional, routine and innovative components of economic consciousness

© G.K. Devlet-Gelldy, Ya.R. Zainitdinova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article studies socio-economic behaviour of a person. It provides theoretical interpretation of the notions "economic behaviour", "economic thinking", and "economic consciousness". The authors study traditional, routine and innovative components in the structure of economic behaviour.

Keywords: economic behaviour, economic thinking, achievement and avoiding failure motivation, economic consciousness and its components.

REFERENCES

[1] Sociologiya. Entsiklopediya [Sociology. Encyclopedia]. Minsk, Knizhnyi dom Publ., 2003, 1312 p.

[2] Heyne P.T. The Economic Way of Thinking [In Russian: Heyne P.T. Ekonomicheskiy obraz myshleniya. Moscow, Delo Publ., 1992, 701 p.].

[3] Kulikov L.V. Socialnaya kompetentnost. [Social Competence]. Moscow, AST Publ., 2008, 351 p.

[4] Devlet-Gelldy G.K. Gumanitarnyi Vestnik — Humanities Bulletin, 2014, issue 11(25). Available at: http://hmbul.bmstu.ru/articles/207/207.pdf (accessed April 16, 2015).

[5] Enciklopedicheskiy slovar. psikhologiya truda, reklamy, upravleniya, inzhe-nernaya psikhologiya i ekonomika [Encyclopedic Dictionary: Psychology of Labour, Advertising, Management, Engineering Psychology and Economics]. Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000.

[6] Kozeletsky Yu. Psikhologicheskaya teoriya resheniy [Psychological Decision Theory]. Moscow, 1979.

Devlet-Gelldy G.K. (b. 1951) graduated from Plekhanov Russian University of Economics in 1971. Cand. Sci. (Economics), associate professor of the Economics Department at Bauman Moscow State Technical University. Scientific interests include theoretical and methodological problems of teaching economics to technical university students, problems of macroeconomic development, theoretical problems of microeconomics, financial management, enterprise economy, history of economic thought. e-mail: 1238926@gmail.com

Zajnitdinova Ya.R. (b. 1993) a student of the Business and Management Department at Bauman Moscow State Technical University Engineering. e-mail: yana-bmstu@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.