УДК 802.0
Формирование индивидуальных целевых установок и процесс их реализации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов как один из главных факторов повышения мотивации
© Л. А. Иванова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматривается круг проблем, связанных с повышением эффективности обучения английскому языку в неязыковых вузах. Основное внимание уделяется развитию индивидуальных способностей студентов, изучающих английский язык как иностранный, и важности их использования в методике преподавания. Статья также содержит примеры индивидуального планирования работы студента под руководством преподавателя, способствующие более эффективному обучению студентов языковой компетенции.
Ключевые слова: целевые установки, самосознание, самопознание, саморазвитие, самоменеджмент, самокоррекция, индивидуальное планирование.
В последнее время, особенно с переходом на модульно-рейтин-говую систему в вузах Российской Федерации, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется качеству обучения и воспитания студентов, так как преподаватели больше заняты подсчитыванием баллов (т. е. констатацией уровня знаний студентов), а не формированием личностных качеств студента, необходимых не только для его успешной карьеры, но и для развития и процветания нашей страны.
В результате возникает замкнутый круг, из которого очень трудно вырваться, т. е. вроде бы учим, а на самом деле часто идем на дешевые компромиссы, не думая о том, кого мы, как преподаватели высшей школы, готовим как в профессиональном, так и в личностном плане.
В данной статье мы рассматриваем некоторые проблемы развития индивидуальных способностей студентов, изучающих английский язык.
Мы полагаем, что актуальность нашей работы состоит в том, что она имеет практическое значение не только для преподавателей английского языка неязыковых вузов, но и для преподавателей естественнонаучных дисциплин технических университетов, а также для студентов, недооценивающих необходимость постоянного профессионального и личностного самоусовершенствования, формирования активной жизненной позиции и целеустремленности.
Дело в том, что модульно-рейтинговая система существует в других странах как способ мотивации студента к постоянной самостоя-
тельной работе, конечно, под руководством преподавателя, причем эта деятельность включает в себя не только аудиторный образовательный процесс, но и огромную работу по развитию качеств, необходимых для достижения цели. Какая цель может стоять перед молодым человеком, который учится в университете? Многие ответят — получить образование. Так ли это? Во-первых, сам посыл «получить» — уже ошибочен. Чтобы стать образованным человеком нужно много трудиться, используя свои внутренние резервы. Во-вторых, целью не может быть просто образованность. Следует понять, для чего это нужно. А необходимо это для того, чтобы стать успешным в своей области, т. е. реализовать свою мечту и добиться своей цели и самое главное, понимать — как вы лично можете этого добиться. Мы исходим из того, что преподаватели высшей школы обучают студентов, имеющих довольно высокий уровень среднего образования и, соответственно, интеллект (иначе, каким же образом они поступили в университет), т. е. мы имеем качественный «материал» для нашей работы, который может при правильной организации учебного процесса позволить нам добиться хороших результатов.
Сейчас существует убеждение, что использование информационных технологий — панацея от всех проблем. Если преподаватель их максимально использует — это отличный преподаватель. Несомненно, что применение технических средств, включая информационные технологии, оказывает большое влияние на повышение эффективности обучения. Сейчас уже невозможно представить себе преподавателя или студента, который этого не делает.
Использование информационных технологий экономит массу времени, позволяет быть в контакте со студентом, делиться своими соображениями по поводу работы учащегося, давать нужные рекомендации, сообщать об интернет-ресурсах, где студент может найти необходимый для него материал и т. д., причем делать это приватно, что очень важно для студента.
Мы полагаем, что этот фактор играет очень важную, но не первостепенную роль в процессе обучения, а «связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии», — И. А. Зимняя [1].
Известный немецкий социолог Георг Зиммель (1859-1918) давал следующее определение образованного человека: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, что он не знает» [2]. Позволим себе добавить, что стать образованным невозможно без самосознания, самопознания, самооценки, самоменеджмента и самокоррекции, которая включает в себя преодоление ненужных привычек и замену их новыми, веры в свои силы и целеустремленности. Конечным итогом каждого этапа обучения является чувство удовлетворения, гордости и анализ того, «как мне это удалось?» И если я сумел это сде-
лать, я могу применить данные методы для решения более сложных проблем. Человеку важно понять себя, осознать свои собственные качества, свое «Я».
Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено. Наиболее обоснованной концепцией зарождения самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях» [1]. По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т. е. выделять из внешнего мира.
Самосознание человека связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает планами на будущее.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.
В настоящее время становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств. По словам известного ученого психолога Ю.М. Орлова, «Процесс самосознания — это обыденная, повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день» [3].
Современная жизнь, неотъемлемыми признаками которой является глобализация и бурное развитие науки и техники, ставит перед человеком задачу «пожизненного обучения», особенно это касается молодых людей, так как без постоянных усилий по самосовершенствованию, непрерывности своего профессионального роста невозможно добиться успеха в любой области человеческой деятельности. Самым ценным капиталом сегодня является умение управлять собой, рационально использовать свой потенциал для достижения поставленной цели, а не идти на поводу своих привычек, которые иногда совсем не способствуют саморазвитию. Можно привести слова Платона: «Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего» [4]. Нам кажется, трудно не согласиться с этим высказыванием.
Значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умений пользоваться разнообразными техниками саморегулирования трудно переоценить. Каждому преподавателю
и учащемуся необходимо понимать, что студент является не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания. Основы личностно-деятельного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Д. Рубенштейна, Б.Т. Ананьева, где «личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения» [5].
У каждого человека есть чувство собственной уникальности, неповторимости. Конечно, самосознание зарождается только в процессе взаимоотношений между людьми, профессиональной деятельности, только в этом случае человек может регулировать свое поведение и одновременно менять сложившиеся стереотипы в своей жизни и обществе. Такие компоненты, как процесс самопознания; эмоциональная самооценка; процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки, являются неотъемлемой частью деятельности человека, который хочет повысить свою профессиональную квалификацию для улучшения качества жизни и самореализации.
На этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т. е. самооценка, которая запускает механизм саморегулирования, используя силу воли. Невозможно регулировать свою деятельность без самооценки, которая включает в себя, самонаблюдение, самоанализ и т. д.
Следующим этапом к самоусовершенствованию является разумная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.
Основой этой деятельности является образование и самообразование, т. е. совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Таким образом, задачи, без решения которых невозможна эффективная деятельность будущего специалиста, можно сформулировать следующим образом.
1. Оценка своих возможностей.
2. Постоянная коррекция своей деятельности, понимая, что работа по самосовершенствованию может быть эффективной, если она будет упорядочена, подчинена определенным целям.
Рассмотрим качества, которые, на наш взгляд, необходимы современному специалисту, руководителю любого уровня и направления:
• хорошие знания в своей профессиональной области;
• коммуникативные навыки и умение работать в команде;
• креативность;
• организаторские способности и умение принимать решения;
• лидерские навыки;
• умение делегировать полномочия;
• хорошее знание иностранных языков, в первую очередь английского, что значительно увеличивает шансы найти хорошую работу;
• навыки самоменеджмента.
Нам кажется, невозможно быть хорошим специалистом, не имея представления и о тех качествах, которые негативно сказываются на профессиональной деятельности, снижают ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:
• отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;
• отсутствие мотивации;
• недостаточная способность творческого подхода к делу;
• смутное представление о своих возможностях;
• слабое развитие профессионально значимых навыков;
• неумение общаться с людьми, обучать их;
• неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.
Таким образом, первостепенной задачей в рамках самосовершенствования является длгосрочное и краткосрочное четкое планирование свей учебной и личной деятельности и формирование качеств, необходимых для выполнения данных планов.
Значительная часть специалистов начинает осознавать простую истину, что самая большая победа, которую каждый человек может одержать, есть победа над собой.
Причем управлять собой оказывается трудно, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учатся. Поэтому и не удивительно, что как студенты, так и преподаватели не утруждают себя поиском наиболее эффективных способов решения проблем.
Обязательный компонент самоусовершенствования — планирование и контроль, проверка результатов и их анализ, причем делать это нужно по истечении каждого планового периода.
Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро, определяя перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел.
Важно постоянно помнить, что главная цель планирования — конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования, как по срокам, так и по качеству.
Формулировка цели
Цель «есть представление, которое человек стремится осуществить» (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) [6]. То есть сначала у человека появляется мечта о чем-либо. Казалось бы, так просто каждому человеку определить, к чему он стремится в жизни. Как правило, люди стремятся достигнуть того, что их интересует, выбирая то, что кажется им не по силам, терпят неудачи и не могут
полностью реализовать себя, не понимая причины своих неудач. Однако есть много примеров, когда человек может добиться цели только потому, что он выбрал правильную стратегию, т. е. способ достижения этой цели на долгосрочный период. Выбор стратегии является необходимым, но далеко не достаточным способом реализации цели. Очень важно продумать тактику, т. е. совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, а также сам процесс, т. е. ход, развитие, последовательность и смену состояний в своем развитии и это лучше всего сделать в письменной форме, фактически — это задачи, которые предстоит решить для реализации данной цели. Самое главное предстоит потом — постоянно выполнять намеченные задачи, т. е. начать действовать, поэтапно выполняя то, что вы запланировали. Для этого обязательно наличие ресурсов и сроков, необходимых для реализации вашей цели. Конечно, студенту очень трудно самому составить план, который подходит именно ему, поэтому ему нужен наставник, который поможет не только составить план и расставить приоритеты, но и будет способствовать его реализации. Очень важно отметить, что план должен быть индивидуальным, так как каждый человек имеет свои собственные психологические особенности и уровень знаний.
На данном примере можно отобразить план и этапы ваших действий и ощущений.
1. Цель: чего вы хотите достигнуть, например, за шесть месяцев, год и т. д.
Здесь очень важно отличить интерес от убежденности, обязательности, необходимости сделать что-то, чтобы добиться успехов в карьере или в какой-то области. Человек дает инструкцию своему мозгу, на которую ни в коем случае не должно влиять прошлое и даже настоящее, т. е. недостаток знаний, неблагоприятные обстоятельства, плохие условия, преподаватели и т. д. Часто человек просто боится преодолеть свой страх поставить цель, которая, как ему кажется, является непреодолимой именно для него, но это необходимо сделать, причем данную цель нужно четко и ясно сформулировать и обязательно записать на бумаге.
2. Стратегия + Тактика (Задачи) + Процесс.
Следующим этапом является разработка стратегии, т. е. что вы должны делать поэтапно, систематически и как вы будете это делать, т. е. продумать совокупность средств и приемов, ресурсов, временных затрат и т. д. для достижения намеченной цели, причем вы составляете что-то вроде карты, намечая ваш маршрут.
3. Преодоление старых привычек и формирование новых, нужных для достижения вашей цели.
Пожалуй, самым трудным является преодолеть привычки, которые у вас есть и отказ от них, так как поступиться вашими интересами чрезвычайно сложно. Вы должны поломать рутину, разрушить
стереотипы, помнить, что нельзя быть жертвой привычек, которые помешают вам реализовать свои цели и в конечном итоге помешать вам добиться успеха в карьере, стать благополучным, счастливым и уважаемым человеком и профессионалом.
Привычки не могут измениться сами собой. Для этого нужно прилагать усилия, причем это нужно делать систематически, используя силу воли.
И если вы будете заменять старые привычки новыми, необходимыми лично для вас, неделю, месяц, шесть месяцев, постепенно вы осознаете, что вы прилагаете все меньше и меньше усилий и делаете многое автоматически. Нужно постоянно задавать себе вопрос: «Я хочу стать успешным или я буду делать то, что мне нравится, а не то, что необходимо для достижения моих целей? Буду ли я мечтателем или победителем?».
И тогда появляется вера в свои возможности.
4. Вера (Убежденность, что вы можете!).
Убежденность, осознание можно разделить на два типа:
• имплицитное (вы так думаете, но другие это еще не замечают и вы сомневаетесь в своих успехах);
• эксплицитное (явное, когда это понятно другим и они это замечают).
При составлении такого личного плана действий нельзя недооценивать роль наставника, без которого студент не может понять, что и как он должен делать, чтобы улучшить свои результаты, перейти на новый уровень, добиться успеха в последующей жизни. Именно преподаватель должен вселять уверенность в том, что студент может что-то сделать и поощрять его маленькие «победы».
5. Гордость, чувство удовлетворения, что вы это сделали и можно поставить следующие цели.
Очень важно понимать, что достижение положительного результата вызывает чувство удовлетворения и гордости: «Я это сделал! Я смогу добиваться цели, если буду упорно работать!».
6. Анализ. Главная причина (для меня).
Каждый человек, который добивается успеха, должен задать себе вопрос: «Почему я сумел достигнуть цели?». Ответ на этот вопрос «почему» позволяет добиваться новых успехов, и это становится образом жизни.
Таким образом, анализируя свой план, студент видит не только результат, а, самое главное, как он его реализовал и сумел добиться своей цели. Мы полагаем, очевидно, какую важную роль играет руководство преподавателя деятельностью каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, повышение эффективности обучения, как и любого вида человеческой деятельности, невозможно без мобилизации личностных качеств как объекта,
так и субъекта образовательного процесса. Именно так добиваются успеха педагоги в развитых странах, что способствует прогрессу во всех областях не только образования, но и экономики, науки, технологии и т. д.
Для повышения эффективности работы каждого студента на секции ИБМ факультета Лингвистика МГТУ им. Н.Э. Баумана весь материал и рекомендации размещаются по адресу: http://english-ebm.wikispaces.com
Предлагаем примерный план индивидуальной работы студента неязыкового вуза на 5 недель по усвоению материала первого модуля по иностранному языку. Составляется обязательно в письменном виде в тетради студента.
Нужно отметить, что такая работа проводилась автором этой статьи со студентами факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» и дала (по мнению студентов) положительные результаты.
Цель (по программе)
Цель дисциплины состоит в содействии формированию следующих общекультурных компетенций:
• руководствоваться этическими нормами, уважением своеобразия иноязычной культуры;
• обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;
• владеть коммуникативной компетенцией, необходимой для квалифицированной информационной и производственной деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства: владеть лек-сико-грамматическими структурами, характерными для научной литературы и разговорной речи, основными культурологическими реалиями страны изучаемого языка;
• уметь читать текст по специальности с полным и точным его пониманием; передавать его содержание на родном или иностранном языке, делать сообщения в форме презентаций на профессиональные темы в объеме 10-12 фраз.
Ваша цель (индивидуальная цель студента):
• попросить преподавателя объяснить, как вам лично сформулировать ваши цели в соответствии с уровнем знаний после тестирования, а также получить информацию о методах, регулярности, временных затратах и т. д. Например: выучить (повторить) лексический и грамматический материал по теме The Economy and Business (Текст 1), http://english-ebm.wikispaсes.com [7].
Лексика включает в себя слова и словосочетания, данные в модульном словаре (стр.), а также лексический материал, который именно вы не знаете. Лексику необходимо учить только в сочетаниях (коллокациях) и предложениях [8]. Следует обратить особое внима-
ние на фразеологические единицы, которые встречаются в модуле. (Phraseological units: depend on something, come across something, result from, result in, relate to, sell off, ride out, and so on, both.. ..and.)
Модуль
№ п/п Тема. Цели. Задачи Источники Срок выполнения Время консультаций. Вопросы к преподавателю (какие методы -использовать и т. д.) Самооценка результатов и выводы Оценка преподавателя, включая баллы
1 Грамматический материал См. таблицы, с. 29-35 приложения 4
2 Лексика, включая «полезные» предложения и коллокации. Совершенствование фонетических навыков См. страницы с коллокациями по каждому модулю, см. [7]
3. Работа с текстами, в том числе чтение и знание теории перевода Английский язык для студентов инженерно-экономических специальностей вузов [7] Ivanova
4 Аннотирование Summarizing См. с. 11-12 пособия
5 Подготовка презентации [7] Ivanova
6 Подготовка к олимпиаде [7] Olympiad
7 Подготовка к деловой игре [7] Case study
8 Подготовка к конференции [7] Conferences
9 Подготовка к экзамену Для студентов 3-го курса
10 Подготовка к интервью и написание CV, C.L. и т. д. [9], раздаточный материал
11 Другие цели (включая саморазвитие личности)
Грамматический материал содержится в справочнике (стр.). Simple tenses. Continuous tenses. Future plans and intentions. Articles. Pronouns: some, any, no. Prepositions. There is/are. Multifunctional words: it, that, one;
• выучить правила, которые вы лично не помните (стр., учебник);
• научиться выполнять такие упражнения (стр.), как
чтение текста по специальности с полным и точным его пониманием, см. рекомендации (стр.);
составление краткой аннотации текста на английском и русском языках (см. рекомендации, стр.);
подготовка сообщения в форме презентации на одну из рекомендуемых тем (см. рекомендации, стр.) в объеме 10-12 фраз;
• выучить полезные предложения и словосочетания (стр.) [7];
• изучить дополнительно, используя доп. литературу и интернет-источники.
Примерная структура индивидуального плана Индивидуальный план работы студента по модульно-рейтинго-вой системе составляется к каждому модулю (таблица). Заполняется письменно под руководством преподавателя.
Мы считаем, что решение проблем, связанных с повышением эффективности обучения, невозможно без мобилизации личностных качеств как объекта, так и субъекта образовательного процесса. Мировая практика и психологические исследования показывают эффективность данных методов при обучении студентов и формировании личностных качеств, необходимых как для успеха в профессиональной деятельности, так и для воспитания поколения, способного внести свой вклад в развитие своей страны. Таким образом, можно сделать вывод, что данные практические рекомендации могут привлечь внимание преподавателей не только английского языка, но и других дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. Москва, 1947.
[2] Зиммель Г. Избранное. Москва, Юрист, 1996.
[3] Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. Москва, 1987.
[4] Платон. Сборник истории философии. Москва, 1991.
[5] Зимняя И.М. Педагогическая психология. Москва, 2004.
[6] Брокгауз и Ефрон. Малый энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 1909.
[7] URL: http://english-ebm.wikispaсes.com
[8] Иванова Л. А. Проблемы обучения иноязычной стилистической компетенции в деловом английском языке на базе коллокационной комбинаторики. Гуманитарный вестник, 2013, № 5. URL: http://hmbul.bmstu.ru/search/ author/51/page1.html
[9] Иванова Л.А., Лазарева З.Р. Можайко Л.И. Обучение навыкам делового общения на английском языке. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
Статья поступила в редакцию 09.12.2014
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Иванова Л.А. Формирование индивидуальных целевых установок и процесс их реализации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов как один из главных факторов повышения мотивации. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/pedagog/218.html
Иванова Людмила Андреевна — доцент кафедры «Английский язык для приборостроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Научные интересы: методика преподавания делового английского языка. e-mail: lioudmilai@yandex.ru
The formation of individual targets and process of their implementation in teaching English at non-linguistic universities as one of the major factors
of motivation
© L.A. Ivanova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The article covers problems associated with the increase of English language teaching effectiveness at non-linguistic universities. The paper focuses on the development of students' individual abilities and the importance of their use in teaching. The article also contains examples of individual student planning under the guidance of a teacher to facilitate more effective language training.
Keywords: goal-setting, individual targets, self-consciousness, self-knowledge, self-development, self-management, self-correction, individual planning.
REFERENCES
[1] Simmel G. Izbrannoe [Selection of works]. In two vols. Moscow, Yurist Publ., 1996 [in Russian].
[2] Sechenov I.M. Izbrannye filosofskie i psikhologicheskie proizvedeniya [Selected philosophical and psychological works]. Moscow, 1947.
[3] Orlov Yu.M. Samosoznanie i samovospitanie kharaktera [Self-awareness and self-nature]. Moscow, 1987.
[4] Platon. Sbornik istorii filosofii [History of Philosophy. Summaries]. Moscow, 1991.
[5] Zimnyaya I.M. Pedagogicheskaya Psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, 2004.
[6] Brockhaus and Efron. Malyi Entsiklopedicheskiy Slovar' [Small Encyclopedic Dictionary]. St. Petersburg, 1909.
[7] http://english-ebm.wikispaсes.com
[8] Ivanova L.A. Problemy obucheniya inoyazychnoy stilisticheskoy kompetencii v delovom angliyskom yazyke na baze kollokatsionnoy kombinatoriki [Problems of Teaching Foreign Stylistic Competence in Business English Based on Collocation Combinatorics]. Gumanitarnyi Vestnik — Humanities Gazette, 2013, no. 5. Available at: http://hmbul.bmstu.ru/search/author/51/page1.html
[9] Ivanova L.A., Lazareva Z.R., Mozhayko L.I. Obuchenie navykam delovogo ob-shcheniya na angliyskom yazyke [Training in business communication in English]. Moscow, BMSTU Publ., 2004.
Ivanova L.A., assoc. professor of the English Language for the Instrument-Making Specialties Department of Bauman Moscow State Technical University. Sphere of scientific interests: methods of teaching business English. e-mail: lioudmilai@yandex.ru