Научная статья на тему 'Индивидуальная работа студентов как одна из важных форм организации учебного процесса'

Индивидуальная работа студентов как одна из важных форм организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ / АНГЛИЙСКИЙ / ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ / РЕСУРС / ТЕХНОЛОГИЯ / INDIVIDUAL WORK / MOBILITY / FOREIGN / ENGLISH / LANGUAGE / INTERNET SERVICES / RESOURCE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Елена Борисовна, Панкова Татьяна Николаевна

В статье освещаются вопросы преподавания иностранных языков студентам вузов в форме индивидуальной работы с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов. Рассмотрены педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов в процессе обучения английскому языку на неязыковых факультетах вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Елена Борисовна, Панкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual work of students as one of the important forms of organization of educational process

The article considers the problems of teaching foreign languages to students in the form of individual work with use of information technologies and Internet-resources. Considered pedagogical conditions of forming the professional mobility of students in the process of teaching English to non-linguistic faculties of the University

Текст научной работы на тему «Индивидуальная работа студентов как одна из важных форм организации учебного процесса»

УДК 372.881.111.1

Т. Н. Панкова, Е. Б. Ларина

Индивидуальная работа студентов как одна из важных форм организации учебного процесса

В статье освещаются вопросы преподавания иностранных языков студентам вузов в форме индивидуальной работы с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов. Рассмотрены педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов в процессе обучения английскому языку на неязыковых факультетах вуза

Ключевые слова: индивидуальная работа, мобильность, иностранный, английский, язык, Интернет, ресурс, технология

T. N. Pankova, E. B. Larina

Individual work of students as one of the important forms of organization of educational process

The article considers the problems of teaching foreign languages to students in the form of individual work with use of information technologies and Internet-resources. Considered pedagogical conditions of forming the professional mobility of students in the process of teaching English to non-linguistic faculties of the University

Keywords: individual work, mobility , foreign, English, language, Internet services, resource technology

у'ностранный язык рассматривается как нел отъемлемый компонент профессиональ-\У\У ной подготовки будущего специалиста. Это связано с реформированием политических, экономических и культурных сфер деятельности, ориентацией их на совместное партнерство с зарубежными странами и международные стандарты.

Повышается роль иностранного языка не только как средства профессионального общения, но и как средства достижения социальных ролей. Поэтому возникает потребность в поисках новых подходов в преподавании иностранного языка в вузе с целью подготовки специалиста, профессиональная компетенция которого становится более глубокой благодаря владению иностранным языком Поскольку индивидуальная работа является одной из важных форм организации учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, навыки прогнозирования ситуации и активного воздействия на нее, умение анализировать источники информации на иностранных языках. Это необходимо для того, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда, и переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный, так как на современном этапе развития

общества знания иностранного языка являются одним из важных требований, предъявляемых к специалисту на рынке труда.

В неязыковом вузе изучение иностранного языка направлено на получение научной, профессионально значимой информации; на овладение видами речевой деятельности, позволяющей пользоваться этой информацией. Иностранный язык служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности.

Обучение иностранному языку становится одним из важных компонентов системы профессионального образования. Между тем, изучение состояния преподавания иностранного языка профессионального общения в образовательных учреждениях показывает, что в условиях информатизации общества, уровень организации индивидуальной работы студентов с иностранной профессиональной литературой требует разработки более эффективных методов и средств.

В требованиях образовательного стандарта указывается на необходимость обеспечить базовый подъем коммуникативной культуры и создать условия для дальнейшего самостоятельного языкового и речевого развития студента в области ИЯ. Следует, однако, отметить, что формирование учебной компетенции как методологии самостоятельного изучения языка и культуры в полной мере не обеспечивается. Это связано с тем, что

мы еще не в полной мере научились формировать стратегии целеполагания, рефлексивной самооценки, способность к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью.

Следовательно, управляя внешними факторами, именно преподаватель в значительной мере создает условия для развития внутренней деятельности — целевых и волевых установок, прояснению ценностей. Нам важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) — одна из важнейших профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

Сегодня профессиональную мобильность связывают с готовностью человека принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, способностью быстро осваивать новую образовательную и социальную среду в соответствии с новыми требованиями, используя эффективные методы и средства для достижения цели (Л.В.Горюнова, Э.Ф. Зеер, И.Г. Шпаки-на). Профессиональная мобильность представляет собой целостное образование в виде компетентности, а также системы базовых и ключевых компетенций специалиста в профессиональной мобильности. При этом данная мобильность обусловлена развитой креативной и мотивационноценностной сферой личности и отражена в когнитивной и действенно-практической личностных сферах специалиста.

Как известно, Free Practice — это задания, обеспечивающие так называемую свободную речевую практику, — это ситуации, моделирующие реальное общение, ролевые, проблемные и творческие учебные задания. Все большее распространение получают проектные виды СР, в основе которых лежит продуктивный характер учебной деятельности.

В данном случае роль преподавателя при организации СР студентов с Интернет-технологиями видится нам следующим образом: здесь можно отметить три основных сферы влияния:

1) создание среды обучения;

2) формирование заданий на основе Интернета;

3) систематический контроль в процессе выполнения студентами заданий.

Основное внимание мы уделяем формированию заданий на основе Интернет-ресурсов, использование которых в учебном процессе возможно, только если преподаватель тщательно продумывает цели. Поскольку бессистемное использование Интернет-ресурсов вряд ли даст желаемый результат. Также мы оказываем необходимую сопутствующую поддержку студентам в виде тренингов, консультаций, инструктажа. Как

известно, существуют различные виды интеграции Интернет-ресурсов в процесс самостоятельного обучения: использование готовых обучающих материалов, применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме, создание и использование веб-страниц и веб-сайтов.

Интернет-технологии предлагают пять основных видов заданий для организации СР студентов при обучении иностранному языку: Topic Hotlist; Multimedia Scrapbook; Treasure Hunt; Subject Sampler; WebQuest. Эти виды заданий представляют собой основу, шаблон для создания образовательных и познавательных видов работ на базе Интернет. Мы же при подготовке к нашей конференции («Keys to success») используем только два: Treasure Hunt и Subject Sampler.

Treasure Hunt. Данный вид работ требует серьезной подготовки, поскольку изучение темы с помощью этого вида заданий часто происходит только виртуально. Основой также является список ссылок (20 - 25). К каждой ссылке преподаватель подбирает вопрос, ответ на который можно найти на указанной веб-странице. Результатом СР студентов со ссылками является сначала письменное изложение полученной информации в виде summary, а затем выступление на конференции в виде презентации.

Чтобы разнообразить СР студентов по изучаемой теме, вовлечь их непосредственно в языковую и культурологическую среду, мы предлагаем использовать Subject Sampler. Во-первых, мы выбираем сайты с интересной, необычной информацией по теме. Во-вторых, студентам предлагается самостоятельное осмысление полученной информации с представлением ответной реакции, а именно: личной интерпретацией в виде устной презентации.

Используя вышеперечисленные виды заданий, мы стремимся организовать СР студентов более эффективно и современно. Обучение посредством Интернет-ресурсов основано на конструктивизме, который ставит именно студента в центр процесса обучения. Однако СР студентов не может осуществляться без преподавателя, координатора процесса обучения, поскольку языковой барьер, равно как и обилие аутентичной информации, могут стать причиной поражения студентов перед тем, что предлагает сегодня глобальная сеть Интернет.

Наша ежегодная межфакультетская конференция «Keys to success» доказывает, что именно эта форма работы со студентами чрезвычайно полезна и продуктивна, так как способствует не только значительному углублению знаний языка студентами, но и улучшению организации учебного процесса на факультете.

Эффективная организация СР способна создать условия не только для повышения качества обучения иностранному языку, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности

85 ISSN 2307-2447

и активности, т.е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности. Все образовательные технологии направлены на то, чтобы научить студентов работать самостоятельно, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями.

Многие студенты используют мультимедийные проекторы и ноутбуки, что с одной стороны усложняет выступление, но с другой — делает его более наглядным и убедительным.

Также хотелось бы подчеркнуть, что на конференции, естественно, выступают студенты различных уровней знаний, но языковой материал, который они используют при подготовке, выходит далеко за рамки той лексики, с которой мы работаем на наших текущих практических занятиях.

Безусловно, подготовка студентов к выступлениям требует и от преподавателей не менее интенсивной работы и в аспекте подбора материала, и освоении специфической узкопрофессиональной лексики, которая, в общем-то, и на русском языке для нас является новой, так как ни у кого из нас нет специального экономического образования. К тому же, экономика — эта та сфера науки, которая постоянно обновляется, и даже специалистам приходится непрерывно совершенствовать свои знания.

Следовательно, СР способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки современных специалистов на уровнях бакалавриата и магистратуры. Обращение к использованию информационных технологий в рамках СР при изучении языка стратегически значимо, поскольку оно может быть востребовано выпускниками и в дальнейшем при изучении английского языка.

Профессиональная мобильность как качество личности обеспечивает внутренний механизм развития человека, результатами функционирования которого выступают его способность и готовность творчески трудиться в избранной или любой другой профессии. При необходимости, опираясь на знаниевый, деятельностный и личностный компоненты профессиональной мобильности, можно определить уровень ее сформированности у будущих профессионалов (ситуативно-адаптационный, системно-проектировочный, системно-креативный). Для достижения основной цели высшего профессионального образования, подготовки компетентного специалиста — необходимо соблюдать определенные условия в организации процесса обучения. При таком подходе иностранный язык становится одним из средств изучения специальности, формирования и развития профессиональных интересов у студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности, что соответствует поставленной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Таким, образом, эффективность формирования профессиональной мобильности студентов в процессе обучения английскому языку на неязыковых факультетах вуза связана с созданием адекватных педагогических условий: ориентация на конструирование нестандартных форм и моделей реальной профессиональной деятельности, направленное на формирование у студентов ценностного отношения к самореализации; междисциплинарный характер обучения, обеспечивающий логическую взаимосвязь и профессиональную направленность преподаваемых в высшей школе дисциплин; широкое использование в образовательном процессе инновационных технологий обучения, позволяющих решать профессиональные задачи и осуществлять диагностику и самодиагностику успешности профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Прохорова И.К. Формирование профессиональной мобильности специалистов в условиях педагогической практики // Образование и саморазвитие, 2011. № 1(23). С. 22-27.

Прохорова И.К. Использование субъектного подхода в формировании профессиональной мобильности будущего педагога // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2011. № 4(18). С. 110-113.

REFERENCES

Prokhorova I.K. Formation of the professional mobility of specialists in the conditions of pedagogical practice. Obrazovanie i samorazvitie - Education and self-development, 2011, no.1(23), pp.22-27 (in Russian).

Prokhorova I.K. Using the subject approach in the formation of the professional mobility of the future educator. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Novye gumanitarnye issledovaniia - Vestnik Orel State University. Series: New humanitarian research, 2011, no.4(18), pp.110-113 (in Russian).

Информация об авторах Ларина Елена Борисовна

(Россия, Воронеж)

Старший преподаватель, заведующая секцией делового английского языка кафедры английского языка гуманитарных факультетов РГФ Воронежский государственный университет. E-mail: happy1960@mail.ru

Панкова Татьяна Николаевна

(Россия, Воронеж)

Кандидат филологических наук. Доцент кафедры английского языка гуманитарных факультетов

Information about the authors

Larina Elena Borisovna (Russia, Voronezh)

Senior Lecturer, Head of the Section of Business English Department of English Language Arts of the faculty. Voronezh State University.

E-mail: happy1960@mail.ru

Pankova Tat'iana Nikolaevna

(Russia, Voronezh)

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of English humanitarian faculties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.