УДК 009
DOI 10.18698/2306-8477-2016-08-377
Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана (на примере культурологии и социологии)
© А.А. Попова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена проблема преподавания социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры «Социология и культурология». Проанализированы особенности преподавания курсов культурологии и социологии, предложены оптимальные методы решения организационных проблем для усиления социально-гуманитарной составляющей в реализации образовательных программ технического вуза.
Ключевые слова: методика преподавания социально-гуманитарных наук, социология, культурология, инновационные методы преподавания, проблемы и перспективы социально-гуманитарного образования в техническом университете.
Какие ассоциации возникают в разговоре о новых технологиях и продуктах, созданных на их базе? Если спросить об этом студентов, то большинство ответов будет о продукции Арр1е, которая давно и прочно заняла место флагмана в этом вопросе. Казалось бы, как связаны современные технологии, полет научной мысли и гуманитарные предметы? Вспомним слова Стива Джобса о главном деле его жизни: «В ДНК Apple заложено, что одних технологий недостаточно. Технологии должны быть совмещены с искусством и гуманитарными науками, чтобы заставить наши сердца петь» [1]. Как же этого добиться?
В МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Социология и культурология» ориентирована на целый ряд задач, реализуемых в процессе преподавания социологии. Среди них развитие социально-личностных и межличностных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности будущих инженеров и их адаптации к динамично развивающемуся обществу, а также развитие творческих, эвристических способностей студентов в процессе подготовки и проведения социологических исследований [2], внедрение инновационных технологий в процесс обучения [3], использование социологических методов для анализа социальной среды студента-бауманца, апробация методики обучения студентов социотехническому проектированию [4], внедрение интерактивных методик на семинарских занятиях по социологии [5] и др. Сфокусируем внимание на дисциплине «Культурология», которая близка автору статьи в силу специфики образования. Если обратиться к
официальным документам, то в программе кафедры прописаны следующие задачи и цели дисциплины: «Формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни, их укорененности в пространстве и во времени; развитие способностей социокультурной рефлексии, предвидения социально-экономических, экологических и нравственных последствий своей деятельности; актуализация способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании; владение целостной системой научных знаний о природе и обществе, их неразрывном единстве и взаимодействии, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры...» [6]. В процессе преподавания культурологии автор обозначил для себя проблемное поле решаемых задач и поставленных целей.
Критическое мышление, понимание процессов современного общества, обусловленных культурными различиями и сходствами, умение сопоставлять различные традиции, тенденции и новации в культурах, знание религиозных основ и истоков современного искусства — вот некоторые специфические задачи современной культурологии, а не только научить отличать Мане от Моне (хотя бы по именам, что тоже неплохо). Глобальные задачи преподавания гуманитарных дисциплин — сформировать познавательную активность и познавательную самостоятельность студентов, заинтересовать их чтением не только учебников и социальных сетей: «В целом, если описывать комплексную инженерную проблему, опираясь на текст Вашингтонского соглашения, становится очевидным, что она не может быть решена без всестороннего глубокого знания — как специализированного, профессионального, так и контекстного — экологического, социального и культурного» [7]. А самую главную задачу автору статьи подсказали студенты. В процессе рассмотрения системы научного знания они выделяли объект и предмет изучения. С естественными, социальными, техническими науками проблем не возникло, но на вопрос о том, что является объектом и предметом изучения гуманитарной науки, студенты ответили: «Ничего». Это показало отношение учащихся к читаемой дисциплине, и каково было их удивление, когда на доске появилось слово «человек». В этом ответе и есть самая главная, самая сложная цель и задача — за небольшой курс, за семестр попробовать задать студентам вектор для поиска ответов на вечные вопросы осознания себя в этом мире и о смысле всего того, что они делают. Как сказал Стивен Хокинг: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания» [8]. Так и студент, приходя на гуманитарные предметы, имеет иллюзию, что он их знает и понимает.
В этой связи встает вопрос об актуальных методах и методиках преподавания культурологии. Современный мир и мироощущение
постиндустриального человека становятся все более и более знаковыми и наглядными — новые технологии открывают широкие возможности для визуализации процессов подачи информации: «Принципиально новая эпоха, проникновение технологического подхода в образование связана с бурным развитием естественных наук и их различных прикладных направлений в XIX веке» [9].
Сегодняшние школьники и студенты восприимчивы к материалам с «яркой картинкой», создаваемой посредством современной техники. Восприятие информации на слух уходит на второй план, уступая место модернизированным методам и способам преподавания различных дисциплин. Сейчас студенты в большей степени визу-алы, и в связи с этим методы и способы преподавания должны развиваться и своевременно отвечать на вызовы современной картины мира. Мир становится видимым и осязаемым, и, конечно, преподавателям нужно двигаться в ногу со временем. Специфика же преподавания гуманитарных наук в технических вузах сводится к тому, что в большей степени используется репродуктивный метод педагогики (повторение прошлого опыта), так называемая пассивная модель обучения, где студент является объектом научения, пассивным слушателем. Пассивная модель применима в лекционных занятиях, хотя и они на данном этапе требуют визуального сопровождения. В ходе психологических экспериментов было доказано, что 90 % всей усваиваемой человеком информации приходится на зрение. Этот факт подтверждает необходимость наглядности учебного материала.
Перспективным методом все же является инновационный, технически оснащенный тип педагогики, который сочетает в себе такие элементы, как творчество и системный подход к получению и передаче знаний. Такой метод называют еще интерактивным. Новый тип образования, возможно, представляет собой перспективный метод научения для социально-гуманитарного комплекса наук в техническом вузе. Быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств в повседневной жизни обусловливает появление информационно-образовательной среды, в которой преподавание гуманитарных и социальных дисциплин должно перейти на более качественный уровень.
В интерактивной модели образования [10] студент включен в процесс обучения, преподаватель становится помощником студента и проводником в море информации. Доступность информации в интернете создает у студентов иллюзию избыточных знаний, но эти знания поверхностны, не систематичны и не имеют фундаментального характера. В процессе проведения занятий, особенно семинаров, преподаватель помогает студенту по принципу М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный ценится больше, чем мозг хорошо наполненный».
Скорее всего, с этим согласятся многие преподаватели, которые сталкивались с той неразберихой, которая иногда творится в головах студентов.
В рамках преподавания курса «Культурология» есть и лекционные занятия, и семинарские. Существует ряд трудностей с организацией учебного процесса. Так, на лекционных занятиях используется визуальная поддержка в виде презентаций с основными понятиями и схемами. На лекции про искусство присутствует видеоряд как наглядная демонстрация соединения искусства и техники. Но не все лекционные аудитории снабжены соответствующим оборудованием, поэтому часть лекций проходит с поддержкой в виде рисунков и схем на доске мелом. Но даже в оснащенных аудиториях учебное время тратится на установку оборудования и последующий его демонтаж. Проблема часто решается показом материала на ноутбуке преподавателя либо отсылкой к источникам информации.
Существенным дополнением лекционных занятий является обратная связь по итогам семестра. Несомненно важен мониторинг остаточных знаний и впечатлений после прочтения курса. Следовало бы разработать и утвердить шаблоны таких мини-анкет.
Другой проблемой, непосредственно связанной с организацией учебного процесса, является разобщенность лекций и семинаров. Редко когда один и тот же преподаватель ведет лекции и семинары у одной и той же группы. Отставание лекций от семинаров — проблема того же порядка. Если у студентов лекция начинается в конце дня, да еще и в конце недели, то к этому времени они уже могут посетить два семинара. Часто преподаватели на первых семинарах дублируют вводную лекцию. Решение проблемы лежит в сложной плоскости соединения технической составляющей и организационно-управленческой. Как вариант — перевод лекций в электронный вид. Однако трудно представить, как это устроить, чтобы никто не пострадал (студент получил качественный лекционный материал, а преподаватель не потерял свои часы и рабочее место). Учитывая положение гуманитарных наук в университете вообще, сложно просить о дополнительных часах или изменении существующего положения. Но если мы говорим о том, что растим инженерную элиту, то и снижать значение социально-гуманитарного знания в процессе обучения не стоит.
В процессе реализации интерактивного метода преподавания культурологии активно используются информационно-коммуникативные технологии: учебный материал представлен на экране для иллюстрации особо важных моментов; студенты готовят презентации и представляют их группе. Большой положительный эффект имеет создание персональной страницы преподавателя, благодаря которой можно сообщать новости студентам, координировать их учебный
процесс, выкладывать учебные материалы. Для отстающих есть возможность отследить расписание преподавателя и сдать все долги.
На занятиях по культурологии в рамках семинара применяются и различные интерактивные формы обучения, которые нацелены на более качественное усвоение материала. К таким методам относятся учебные и деловые игры, игровые ситуации, тренинги, case-study (анализ конкретных ситуаций) [11]. В деловых играх формируются навыки работы в группе, эффективная коммуникация, способность нести ответственность не только за себя, но и за решения, принятые группой. Диспут по классическим канонам помогает студентам обрести гибкость мышления, когда в ходе обсуждения перед ними встает необходимость отстаивать точку зрения, не созвучную их личной позиции. Например, бывает сложно среди студентов технического вуза найти тех, кто добровольно соглашается защищать позиции антитехницизма. Все, конечно, ратуют за рост технического прогресса, однако вынужденная защита и построение аргументационной базы предложенной стороны приводит к более полному осмыслению современного технического прогресса и роли в нем человека.
Игровые методы обучения эффективны для усвоения учебного материала, но есть и ряд проблем, сопряженных с проведением таких занятий: одна из них — уровень шума, возникающего в ходе обсуждения острой темы или диспута на злободневные вопросы. В соседних аудиториях бывают недовольны преподаватели и студенты, которые размышляют над уравнениями и задачами, требующими концентрации внимания. Для решения этой проблемы необходима возможность бронирования раз в семестр либо отдаленных, либо лекционных аудиторий (при условии их незанятости) для проведения семинара-диспута. Возможность выступить в споре, убедить своего оппонента и «родить» истину на таких занятиях дорогого стоит. А вместо этого преподаватель и студент должны думать о том, как бы не нарушить учебный процесс.
Особенно важно, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана проходят обучение люди с ограниченными возможностями из-за нарушений со слухом. Вызывает огромную гордость, что наш университет — единственный в мире развивает и реализует основные образовательные программы в сфере инженерии для глухих и слабослышащих студентов. Известен факт, что К.Э. Циолковский, отец российской космонавтики, тоже не обладал в полной мере слуховыми возможностями. Безусловно, и в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана «взращиваются» ценные специалисты и будущие гении. Для особых студентов в программе также заложены гуманитарные дисциплины, которые для них имеют важное значение: на занятиях студенты осваивают умения самопрезентации, учатся выступать перед аудиторией и не бояться это-
го, осваивают коммуникативные навыки и снимают социальные барьеры. Работа в малых группах готовит их к будущей профессиональной деятельности. Методы проведения занятий такие же, как и в обычных группах (о них была речь выше), однако имеют свою специфику. Сложность организации процесса вызывают разные возможности данной категории студентов: в одной и той же группе есть хорошо говорящие и слышащие с помощью слухового аппарата учащиеся и с полной потерей слуха, воспринимающие информацию только через сурдопереводчика. Получается, что преподавателю нужно сжимать и упрощать информацию для ее передачи через переводчика, но тогда страдают студенты с небольшой потерей слуха. Им скучно и неинтересно. А если ориентироваться на них, тогда из образовательного процесса выпадают студенты с переводчиком.
В чем я вижу выход из данной ситуации? Как бы грустно это ни звучало для преподавателя, в виртуализации процесса обучения. Допустим, преподаватель записывает блок лекций по своему предмету вместе с сурдопереводчиком, студенты к семинарам в своем темпе восприятия просматривают лекцию по нужной теме, выполняют по ней задания, а на семинаре уже отрабатывается содержание лекционного материала в соответствии с возможностями студентов (устно или письменно). Такой метод обучения более перспективен и интересен как студентам, так и самим преподавателям. Содержание остается прежним, но изменяются форма и эффективность. Студенты ГУИМЦа одни из самых старательных, внимательных и жаждущих новых знаний, поэтому необходимо сделать их процесс обучения более интересным и эффективным.
Стоит отметить, что в рамках преподавания гуманитарных дисциплин активно используется проектный метод обучения. В течение курса студенты создают свой индивидуальный проект — научную статью для участия в конференции «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры». Это действительно очень важная, интересная работа, которую студенты ведут совместно с преподавателем на протяжении всего семестра. В начале работы студенты выбирают интересную для себя тему и шаг за шагом создают конечный оригинальный продукт — научную работу. Лучшие работы печатаются в сборниках, ребята, помимо баллов, получают опыт написания научной статьи и нередко финансовое вознаграждение от деканатов. Студенты радуются возможности создать индивидуальную и интересную работу на неизбитую тему, а преподаватель помогает им в создании структуры статьи и подборе источников информации для ее наполнения.
Со стороны может показаться, что в сфере преподавания гуманитарных наук и организации учебного процесса очень много проблем,
таких как техническое оснащение аудиторий и кафедры, составление расписания по остаточному принципу, отсутствие авторитета гуманитарных наук не только среди студентов, но и среди коллег по университету из технических специальностей. Но то, что преподаватели поднимают эти вопросы, пытаются быть услышанными, — показатель их профессиональной компетенции. Критическое мышление, понимание человеческой природы и осмысление своего места в современном обществе, готовность и способность к саморазвитию — одни из важнейших характеристик образованного человека. Технический прогресс невозможен без социального прогресса. По мнению современных исследователей, культурного человека можно определить по наличию таких характеристик, как терпимость, общецивили-зационная культура, культура интеллектуальной деятельности, саморегуляции, поведения в обществе. Культура и образованность не всегда сочетаются в одном человеке. Однако, как уже было сказано выше, МГТУ им. Н.Э. Баумана ориентирован на подготовку не просто хороших специалистов, а инженерной элиты. Гуманитарные дисциплины как раз и являются местом слияния образования, просвещения, обучения и воспитания студентов. Следует добавить, что современные методы преподавания гуманитарных дисциплин и апробированные методики проведения занятий с привлечением коммуникативно-технологического инструментария (онлайн-общение, доступность учебных материалов на сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана, создание электронной учебно-методической базы) позволяют говорить о становлении новой междисциплинарной области слияния гуманитарного и технического знания, такой как цифровые технологии в гуманитарных науках (digital humanities). И было бы очень радостно, если бы она сформировалась на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана.
По мнению автора статьи, вычленяя гуманитарную науку из учебных программ и сводя ее к минимуму, университет рискует потерять свою уникальность, когда бренд МГТУ им. Н.Э. Баумана означает не только подготовку высококомпетентного специалиста, но и всесторонне развитую личность. И в этой связи как никогда актуально звучат слова Нильса Бора о том, что «нельзя проводить границу между большим и малым, ибо то и другое одинаково важно для единого целого» [12].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стив Джобс. Посвящается памяти великого человека. Steven-jobs.ru. URL: http://steven-jobs.ru/books/3/3/page89.htm (дата обращения 10.05.2016).
[2] Акимова И.А. Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 1. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/146.html (дата обращения 10.05.2016).
[3] Оплетина Н.В. Инновационные приоритеты российской образовательной системы. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 8. URL: http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/297.html (дата обращения 10.05.2016).
[4] Панина Г.В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании. Опорный тюменский индустриальный университет. URL: http://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2016/02/Panina.pdf (дата обращения 24.06.2016).
[5] Субочева О.Н. Case-study и ролевая игра как методы повышения интерактивности учебной группы на семинарских занятиях по дисциплине «Социология». Евразийский союз ученых, 2015, № 7, с. 74-77.
[6] Программа по культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Управление образовательных стандартов и программ.
URL: http://uosp.ru/index.php? message=103 (дата обращения 14.06.2016).
[7] Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях специалистов. Высшее образование в России, 2010, вып. 6, с. 23-28.
[8] Хокинг говорит. Стивен Хокинг.
URL: https://sites.google.com/site/stereomagnitola/hawking_say (дата обращения 20.04.2016).
[9] Алексеев С.В., Муштавинская И.В. Применение инновационных образовательных технологий: опыт Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Балт-Аудит-Эксперт, 2008, 84 с.
[10] Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Москва, Юрайт, 2014, 315 с.
[11] Ellet W. The case study handbook: how to read, discuss, and write persuasively about cases. Harvard Business School Publishing Corporation, 2007.
[12] Грин Б. Элегантная Вселенная (суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории). Электронная библиотека. URL: http:// e-libra.ru/read/136436-yelegantnaya-vselennaya-superstruny-skrytye-razmernosti-i-poiski-okonchatelnoj-teorii.html (дата обращения 02.05.2016).
Статья поступила в редакцию 12.07.2016
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Попова А.А. Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана (на примере культурологии и социологии). Гуманитарный вестник, 2016, вып. 8.
http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-08-377
Попова Анна Алексеевна — канд. филос. наук, доцент кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сфера научных интересов: социальная философия, социология, организационное поведение, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность. e-mail: anna.vetko@gmail.com
Problems and prospects of teaching humanities and social sciences in Bauman Moscow State Technical University (using cultural and social studies as an example)
© A.A. Popova
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The article deals with the problem of teaching humanities and social sciences in technological universities using the BMSTU Department of Social and Cultural Studies as an example. We analyse specifics of instruction in cultural and social studies, suggest optimum methods of solving organisational problems so as to increase the humanities and social sciences component in implementing education programs in a technological university.
Keywords: methodology of teaching humanities and social sciences, social studies, cultural studies, innovative teaching methods, problems and prospects of humanities and social sciences instruction in a technological university.
REFERENCES
[1] Stiv Dzhobs. Posvyaschaettsya pamyati velikogo cheloveka [Steve Jobs. In memory of the great man]. Steven-jobs.ru. Available at: http://steven-jobs.ru/books/3/3/page89.htm (accessed 10 May, 2016).
[2] Akimova I. A. Gumanitarnyy vestnik - Humanities Bulletin of BMSTU, 2014, no. 1 (15). Available at: http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/146.html
[3] Opletina N.V. Gumanitarnyy vestnik - Humanities Bulletin of BMSTU, 2015, no. 8 (34). Available at: http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/297.html
[4] Panina G.V. Sotsiotekhnicheskoe proektirovanie v inzhenernom obrazovanii [Sociotechnical design in engineering education]. Available at: http://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2016/02/Panina.pdf (accessed 24 June, 2016).
[5] Subocheva O.N. Evraziyskiy soyuz uchenykh - Euroasian Union of Scientists, 2015, no. 7-7 (16), pp. 74-77.
[6] Programma po kulturologii MGTU im. N.E. Baumana [Bauman Moscow State Technical University cultural studies program]. Available at: http://uosp.ru/index.php?message=103 (accessed 14 June, 2016).
[7] Bagdasaryan N.G., Gavrilina E.A. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2010, no. 6, pp. 23-28.
[8] Hawking Say. Stephen Hawking [Educational website about Stephen Hawking]. Available at: https://sites.google.com/site/stereomagnitola/hawking_say (accessed 20 April, 2016).
[9] Alekseev S.V., Mushtavinskaya I.V. Primenenie innovatsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy: opyt Sankt-Peterburga [Introducing innovative education technologies: Saint Petersburg's experience]. St. Petersburg, 2008, 84 p.
[10] Blinov V.I., Vinenko V.G., Sergeev I.S. Metodika prepodavaniya v vysshey shkole [Instruction methods for higher education]. Moscow, Yurayt: Seriya Obrazovatelnyy Protsess Publ., 2014, 315 p.
[11] Ellet W. The case study handbook: how to read, discuss, and write persuasively about cases. Harvard Business School Publishing Corporation, 2007.
[12] Greene B. The Elegant Universe: Super strings, Hidden Dimensions, and the Quest for the Ultimate Theory. Vintage Books, 2000, 464 p. [In Russ.: Greene B. Elegantnaya vselennaya. Superstruny, skrytye razmernosti i poiski okonchatelnoy teorii. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 288 p.].
Popova A.A. (b. 1983), Cand. Sci. (Phil.), Assoc. Professor, Department of Social and Cultural Studies, Bauman Moscow State Technical University. Specialises in social philosophy, social studies, organisational behaviour, corporate culture, corporate social responsibility. e-mail: anna.vetko@gmail.com; ashlife@rambler.ru