В.Н. РЕМАРЧУК, профессор, декан
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Факультет социальных и гуманитарных наук в структуре фундаментальной подготовки инженера
В статье представлен очерк становления факультета социальных и гуманитарных наук в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. Социально-гуманитарное образование рассматривается как элемент фундаментальной подготовки современного инженера.
Ключевые слова: гуманитарное образование, социокультурная составляющая инженерной подготовки, общественные науки.
Становление сис- преподавались ещё в Воспитательном доме,
откуда приходили учащиеся \ Среди них были такие, как рисование, география, иностранные языки, музыка, русский язык, литература, пение и танцы. На их базе до 1868 г. в приготовительных классах учащихся обучали чтению, письму, русскому языку, истории, рисованию, Закону Божьему, а в высшем классе - промышленной статистике. Как правило, занятия вели преподаватели с учеными степенями, что определяло высокий уровень обучения.
С преобразованием среднего учебного заведения в Императорское московское техническое училище (1868 г.) система обучения ремеслу будущих инженеров коренным образом изменяется. Вскоре ее назовут «русским методом обучения ремеслам », а в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене она будет удостоена Большой золотой медали. Суть системы обучения, сложившейся в ИМТУ к началу XX в., сводится к следующему. Все предметы разделялись условно на три цикла. Первый - базовые (фундаментальные) науки и технические предметы, необходимые для подготовки инженера, второй - специальные, третий - социогума-нитарные предметы (социально-экономичес-
темы гуманитарного образования в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, как и соответствующего подразделения в виде факультета социальных и гуманитарных наук, самым тесным образом связано с историей университета, который ведет свое летоисчисление с 1830 г., когда император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении».
Ведущая инженерная школа страны начиналась со среднего образовательного учебного заведения. Все его программы уже тогда были составлены весьма продуманно, логично, с учетом возраста воспитанников (от 11 до 18 лет), которые получали многообразные знания и представления о различных ремеслах, а также о природе и обществе. Следует особо подчеркнуть, что в Ремесленном учебном заведении (РУЗ) соблюдалась преемственность в подготовке: образовательная программа включала изучение комплекса предметов, которые
1 1 сентября 1763 г. императрица Екатерина II подписала манифест об учреждении в Москве «Воспитательного дома для приносных детей и сирот». Его назначение определялось намерением «произвести здесь людей, способных служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Таким образом, это учебное заведение явилось как бы прародителем МГТУ им. Н.Э. Баумана.
кие и исторические, включая иностранные языки). Следует отметить, что ещё на начальном этапе существования вуза изучение языков - французского, немецкого, а также русского - продолжалось пять лет. При этом, по воспоминаниям выпускников, изучение русского языка предполагало знакомство с классической литературой и логикой в течение всего периода обучения [1]. Практически впервые среди технических вузов России и мира в ИМТУ стали читаться курсы экономики и организации производства. Таким образом, появилась возможность обучения будущих инженеров не только научно-техническим дисциплинам, но и основам экономических и общекультурных знаний. В русле такого подхода с 1904 г. в училище начал читаться курс «Организация и оборудование механических заводов», а в 1911 г. профессор Н.Ф. Чарновский выпустил книгу «Организация промышленных предприятий по обработке металлов», которая считается первым учебником, обобщившим технико- экономические и культурологические принципы производства. В этой работе говорится о так называемых «общих условиях», влияющих на развитие производства; в их числе - факторы «общей культурно-технической приспособленности страны или района к развитию определенных отраслей промышленности» [2, с. 5]. Профессор, по сути, впервые поднимает вопрос о необходимости обучения инженеров гуманитарным знаниям: «Промышленность в целом есть результат упорной работы не одного лишь, а многих поколений. Её настоящее и будущее вырастают естественным путем из прошлого, и если нам не дано вполне управлять фактами и ходом истории, то все же это не снимает с нас ответственности за выбор в данный момент надлежащего пути и средств к развитию национальной промышленности» [Там же]. И ещё одна цитата: «Изложение истории в школах, за редкими исключениями, проходит вне культурно-экономической перспективы, а вопросы исторического развития
трактуются вне связи с развитием материально-технической культуры, междутем как для будущих деятелей техники и промышленности эта перспектива должна являться основным фоном их мировоззрения» [Там же]. Таким образом, на заре становления вуза инженерная деятельность рассматривалась как единство научно-технических, экономических и культурных аспектов [2, с. 15-62].
Большое значение для становления гуманитарных дисциплин в технических вузах имели работы выпускника и преподавателя училища Петра Климентьевича Эн-гельмейера - одного из основоположников современной философии техники и инженерной деятельности. В статье «Успехи философии техники» им подчеркивается необходимость социокультурного подхода к анализу проблем взаимодействия техники и культуры, поскольку они не могут быть решены в языке технических наук. Для их обсуждения нужно выйти за границы технической сферы и «пройтись по соседним областям науки, искусства, этики, права, политики и т.д. и везде искать воздействия техники» [3]. В работах П.К. Энгельмейера философия техники рассматривается на одном уровне с теорией познания, этикой и эстетикой - как фундамент «техническо-
го мировоззрения». Иными словами, предполагается, что философия техники дает максимально широкий гуманитарный взгляд на технику, столь необходимый инженеру и технику.
Такой подход оказался адекватным самому духу эпохи конца XIX - начала XX вв., когда с усилением роли научно-технического прогресса в развитии российского общества увеличилось число инженеров и их влияние на социальные процессы и культуру, а в подготовке инженера возросло значение гуманитарных знаний. Эту тенденцию осознавали многие выдающиеся ученые и преподаватели училища. Гениальному инженеру и ученому, выпускнику ИМТУ Владимиру Григорьевичу Шухову принадлежат слова: «Не приобщившись к Пушкину и Чайковскому, Рахманинову и Толстому, инженер не достигнет ничего ».
К этому времени в училище преподавались гуманитарные дисциплины: политэкономия, бухгалтерия, иностранные и русский языки, Закон Божий, статистика. Характерно, что многие профессора училища в те годы интересовались теорией К. Маркса в части трактовки им особенностей промышленного капитализма применительно к России. Профессор А.И. Сидоров читал курс истории техники. Кроме того, в ИМТУ преподавались курсы основ организационной работы, рисования, экономики текстильной промышленности и торговли, отчетности, статистики и истории синдикатов. В известной степени они содержали элементы и гуманитарных знаний.
В марте 1917 г. училище получило новое название - Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое и по сей день привычно используется его выпускниками. В 1925 г. был принят Устав МВТУ, определивший задачи вуза. В систему обучения включены «мировоззренческие» предметы, обеспечивавшие внедрение коммунистической идеологии: основы теории марксизма-ленинизма, курсы истории ленинизма, политэкономии, истории партии.
В учебных планах по-прежнему сохранялись иностранные языки и экономика производства, при этом на «изучение иностранного языка и цикла политических дисциплин всех факультетов отводилось одинаковое количество часов» [4]. К сожалению, аудитории вуза навсегда покидают «русская литература», «география» и другие гуманитарные предметы.
Появление новых дисциплин требовало организационного оформления, и в 1933 г. в структуре МВТУ появляются соответствующие кафедры - ленинизма, диалектического материализма, политической экономии, иностранных языков, марксистской истории техники, военного дела, военно-промышленного дела. На изучение основ марксизма-ленинизма на 1-2-м курсах отводилось 220 часов. В этот цикл дисциплин входили: история ВКП(б), диалектический материализм, политическая экономия и изучение произведений основоположников марксизма-ленинизма, а также «Краткий курс истории ВКП(б)». Всего на общественно-экономические дисциплины на четырех курсах отводилось 2,5 часа в неделю на протяжении всего четырехлетнего курса [5]. Система преподавания характеризовалась значительной доктриналь-ностью и высокой степенью унификации: программы курсов, перечень общеобразовательных и гуманитарных дисциплин определялись централизованно и были одинаковыми для всех учебных заведений. Практически исключалась свобода выбора предметов, гуманитарное образование было ориентировано в большей степени на абстрактное мышление, нежели на творческие развитие личности. Однако, несмотря на столь жесткую привязку гуманитарного образования к теории марксизма, набор социальных и гуманитарных дисциплин был разнообразным, охватывал основные сферы социальной жизни, существенно способствуя не только получению знаний, но и успешной социализации выпускников.
Атмосфера 1960-х годов вносит эле-
менты демократизма и в процесс преподавания общественных наук. Кафедры смелее включают новые аспекты в учебные программы, появляются дополнительные спецкурсы, вводится курс «Основы права».
Дальнейшее повышение роли общественных наук в подготовке и воспитании специалистов актуализирует проблему комплексности обучения, налаживания межпредметных связей между кафедрами общественных наук и выпускающими кафедрами училища. Идя по пути совершенствования системы и качества преподавания общественных наук, ректорат, партком училища по согласованию с кафедрами общественных наук принимают решение о создании в 1971 г. на базе кафедр истории КПСС, научного коммунизма, марксистско-ленинской философии и политической экономии факультета общественных наук (ФОН). Тем самым МВТУ им. Н.Э. Баумана положило начало практике создания факультетов общественных наук в технических вузах.
В соответствии с принятым решением был сформирован деканат как организационный центр по управлению работой факультета. На факультет возлагались функции координации и административного обеспечения учебного процесса, ведения делопроизводства. Общее руководство факультетом было возложено на Ученый совет, который стал высшим коллегиальным органом управления факультета. В его функции входило определение текущих и перспективных направлений деятельности факультета, объединение усилий руководства факультета, научно-педагогического состава, учебно-вспомогательного персонала в целях подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, координация учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной функций факультета.
Первым деканом факультета был назначен Носов Петр Алексеевич. Много сил и энергии в формирование факультета по-
зднее внесли деканы: заслуженный работник высшей школы, кандидат исторических наук, доцент Волохова Г енриэтта Леонидовна, кандидат философских наук, доцент Базалин Валерий Георгиевич, доктор философских наук, профессор Багдасарь-ян Надежда Гегамовна.
Создание ФОН позволило последовательно реализовывать идею о том, что гуманитарное образование должно сопровождать весь процесс подготовки инженера и быть элементом ее фундаментализа-ции. Задача решалась посредством обеспечения преемственности в преподавании гуманитарных дисциплин, учета специфики каждого предмета и ведения студента от курса к курсу; тем самым обеспечивалась координация учебного процесса кафедр и формировался комплексный цикл преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Так складывалось очень перспективное, актуальное и сегодня взаимодействие кафедр по созданию междисциплинарных связей и разработке единого, преемственного цикла преподавания социально-гуманитарных наук. Практически эти вопросы решались на совместных заседаниях кафедр, а также в рамках созданной факультетской методической комиссии, которой руководил доцент М.Д. Глебов. В тот период в практику вошли ежегодные научно-методические конференции факультета, межкафедральные семинары. Кроме того, был создан научно-методический совет факультета под председательством ректора академика Г.А. Николаева.
Коллективы кафедр всячески стремились приблизить преподавание общественных наук к жизни, уйти от догматизма и чрезмерной идеологизации. В программы были включены новые темы, в частности вводились разделы, посвященные общегражданской отечественной и всеобщей истории, анализу экономических проблем, новых аспектов международной обстановки. На кафедре истории КПСС доцентом М.Ф. Жидковой был основан студенческий
кружок «Поиск», просуществовавший многие годы и проделавший огромную работу по описанию истории МВТУ, особенно в годы Великой Отечественной войны. Собранный студентами материал был передан в Музей истории МВТУ, в создании которого кафедры ФОН принимали активное участие.
Кафедрой философии под руководством профессоров А.А. Бутакова, А.И. Шептулина, Е.О. Тер-Григорьян, В.В. Ильина был разработан инновационный курс по философским проблемам техники и естествознания, организовано чтение факультативного курса по этике. Подготовленные профессором А.И. Шептулиным учебники по философии получили заслуженное студенческое признание.
Более приближенно к практике инженера стал читаться и курс политэкономии. Активно практиковались семинары и научные конференции кафедр ФОН совместно с профилирующими кафедрами; по их итогам изданы научные труды. В целом на блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин в тот период отводилось до 25% учебного времени.
У студентов большой популярностью пользовалась школа молодого лектора-международника, основанная на кафедре научного коммунизма. Идея школы была предложена заведующим кафедрой, доктором философских наук, профессором Е.А. Ануфриевым, а организационно реализована доцентом этой кафедры, в дальнейшем ее заведующим П.Н. Ни-Ли. Большой вклад в деятельность школы внес доцент В.Н. Борисовский. Студенты - участники школы - учились более широкому видению социальных и политических проблем, приобретали навыки научного общения, публичного выступления, умения вести спор и отстаивать свою точку зрения.
Системная работа факультета по приближению преподавания гуманитарных наук к профилю вуза продолжалась и в условиях начавшейся в 1980-е гг. радикаль-
ной перестройки программ вузов. В этот период на факультете осуществлялись организационные изменения, а в 1987 г. была создана кафедра социологии и гуманитарного образования. Годы перестройки и демократизации стали годами надежд и одновременно годами разочарований. С одной стороны, появились возможности для раскрытия творческих способностей преподавателей, кафедры факультета приобрели более широкий и идеологически нейтральный профиль. С другой стороны, исходная схема читаемых дисциплин сохранилась, и, как обычно в переходные времена, с новой силой развернулись дискуссии о необходимости гуманитарного образования в подготовке инженерных кадров. Вопросы перестройки деятельности факультета обсуждались в январе 1991 г. на заседании ректората, члены которого отметили важность выработки новой стратегии в преподавании общественных и гуманитарных наук. Главная мысль заключалась в том, что их преподавание нужно рассматривать как существенный элемент фундаментальной подготовки инженеров - подлинных представителей технической интеллигенции. Деканом факультета доцентом В.Г. Базали-ным выдвигались смелые идеи о преобразовании факультета в социально-гуманитарный центр или колледж в составе МГТУ. Его задачей могло бы стать проведение учебного процесса на профилирующих факультетах и осуществление культурной деятельности в университете и за его пределами [6]. К сожалению, этим идеям не суждено было сбыться. С уходом декана были приняты решения противоположного характера, в частности, при переходе на ГОС ВПО кафедры истории, политологии, социологии и культурологии потеряли 114 часов. Причиной таких решений, скорее всего, было «партийное прошлое» дисциплин, однако это не могло не отразиться на качестве подготовки специалистов. В 1992 г. из состава факультета была выведена кафедра политэкономии. С этого же года факультет стал
называться факультетом социальных и гуманитарных наук.
В настоящее время в структуру факультета входят: Учёный совет, деканат, кафедра истории (заведующий - заслуженный работник высшей школы, кандидат исторических наук, доцент Паршин Виктор Васильевич), кафедра социологии и культурологии (заведующая- кандидат философских наук, доцент Акимова Ирина Александровна), кафедра политологии (заведующий - заслуженный работник высшей школы, доктор философских наук, профессор Пусько Виталий Станиславович), кафедра философии (заведующий - кандидат философских наук, доцент Власов Сергей Александрович), учебно-методический кабинет (заведующая - Рыбакова Антонина Александровна), Межвузовский центр «Звук - Музыка - Культура » (руководитель - кандидат философских наук, доцент Тихая-Тищенко Инна Генриховна), семинар-клуб «Диалог» (руководитель -кандидат философских наук, доцент Кононова Маргарита Юрьевна).
На факультете осуществляется прием в аспирантуру по кафедрам философии, политологии, социологии. Этомупредшество-вала длительная работа по формированию диссертационных советов; в 1999 г. на базе факультета был создан диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций. Сегодня в МГТУ работают три диссертационных совета по гуманитарным наукам, председателем которых является доктор философских наук, профессор В.С. Пусько. С 2008 г. издается журнал «Вестник МГТУ »(Серия «Социально-гуманитарные проблемы науки и техники»).
В 2005 г. на базе факультета создан учебно-методический совет по преподаванию социальных и гуманитарных дисциплин в технических вузах при УМО по университетскому политехническому образованию. Задача совета - координация деятельности гуманитариев в технических вузах, обеспечение качественного социогуманитарно-
го образования в процессе подготовки современных инженеров. Советом подготовлены и проведены конференции: в 2008 г. -«Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях», в 2010 г. -«Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров». В работе последней принял активное участие ректор, доктор технических наук, профессор Анатолий Александрович Александров, который уделяет много внимания повышению качества гуманитарного образования в университете. Конференции стали площадкой обмена опытом профессионалов-гуманитариев, работающих в технических вузах.
Сегодня, каки в бурные девяностые годы, перед факультетом стоят непростые задачи в связи с переходом вуза на уровневую систему подготовки инженерных кадров.
В результате проведенной работы объем преподаваемых гуманитарных дисциплин сохранился на прежнем уровне. Теперь педагогический коллектив призван наполнить читаемые дисциплины современным содержанием, соответствующим требованиям к подготовке бакалавров, специалистов и магистров, разработать новые учебные программы, обеспечивающие формирование соответствующих компетенций у выпускников. Остро встает проблема логического согласования курсов бакалавриата и магистратуры. Кроме того, кафедры получили возможность читать дисциплины по выбору, что, несомненно, усилит гуманитарную подготовку выпускников, поможет студентам строить индивидуальную траекторию обучения.
Факультет социальных и гуманитарных наук МГТУ имени Н.Э. Баумана - динамично развивающееся подразделение вуза, пользующееся авторитетом среди наших коллег из технических вузов. Его потенциал позволяет адекватно реагировать на изменения в системе высшего образования и
удовлетворять потребности студентов в гуманитарном образовании. К новому учебному году и к своему юбилею коллектив факультета подошел с существенно обновленным видением своего места в национальном исследовательском университете техники и технологий.
Литература
1. Волчкевич И.Л. Очерки истории Московского высшего технического училища. М.: Машиностроение, 2000. С. 48.
2. Чарновский Н.Ф. Организация промышленных предприятий по обработке металлов. М.: Московское научное общество, 1919.
3. Энгельмейер П.К. Успехи философии тех-
ники // Бюл. Политехн. о-ва. 1913. № 6.
4. Московское высшее техническое училище
имени Н.Э. Баумана. М.: Высшая школа, 1980. С. 45.
5. Сто лет Московскому механико-машино-
строительному институту им. Баумана. М.: Госмашиздат, 1933. С. 142.
6. Новой системы нет, а в перспективе колледж
//Бауманец. 1991. 30 января, №4 (3246).
REMARCHUK V. THE FACULTY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES IN THE FUNDAMENTAL ENGINEERING EDUCATION (THE FACULTY FOUNDATION HISTORY)
The article presents the review of the Social Sciences and Humanities faculty development in Moscow State Technical University named after Bauman H.E. Social-humanity education is considered as a significant element of the modern engineer fundamental training.
Key words: humanity education, socio-cultural component of the engineering training, social sciences.