«технологическая модернизация » диктует и соответствующую логику преобразований системы высшего, в том числе и технического, образования. Она в основном ориентирована на модернизацию образовательных технологий [4]. В частности, переход к новой модульно-рейтинговой модели уровневого образования и к универсальной системе зачетных единиц требует значительной трансформации сложившихся образовательных стандартов и технологий, принципов формирования и развития учебных планов и программ. Эта работа уже давно ведется как на уровне МГТУ им. Н.Э. Баумана в целом, так и на уровне факультета социальных и гуманитарных наук.
Литература
1. Болонский процесс: середина пути / Под
ред. В.И. Байденко. М., 2005.
2. Гришнова Е.Е. Организация учебного про-
цесса на основе системы зачетных единиц // Гуманитарное образование в техническом университете: состояние, проблемы, перспективы: Сборник докладов и выступлений / Под ред. В.Н. Ремарчука. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. С. 136-150.
3. Европейская система перевода кредитов.
URL: www.bologna.mgimo.ru
4. Современные образовательные технологии
и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 2-3 декабря 2010 г. М., МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
GRISHNOVA E. MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS: TENDENCIES AND PERSPECTIVES
The article deals with the main parameters and modern requirements to the modernization of the educational process. Particular emphasis is made on interconditionality of the general model of society modernization and the educationsystem. The attention is drawn to the shift in approaches to reform (modernization) of the education system in the 90s years and under current conditions. The article underlines the need to renovation of higher professional education which is adequate to the proclaimed perspectives of Russian innovation model of economic development on the basis of competence, where special significance is drawn to common (general cultural) competence. The article also deals with the education technologies (programmed and module-rating).
Key words: modernization, modernization of the education system; model of education, competence, credit system, educational credit units, module-rating technology of education.
Научная деятельность
А.В. ОРЕХОВСКИЙ, доцент на СОЦИаЛЬНО-
гуманитарном факультете
В статье представлены основные направления научной деятельности кафедр факультета социально-гуманитарных наук, показана специфика его деятельности в условиях технического вуза, рассмотрены формы и методы работы со студентами, аспирантами.
Ключевые слова: научные направления, социально-гуманитарные науки, научное мировоззрение, научно-техническая интеллигенция, гуманитарная подготовка инженеров.
Одним из условий успешной деятельно- самом высоком смысле этого слова являет-сти инженера является неподдельный ин- ся прочной опорой в жизни, интеллекту-терес к науке. На наш взгляд, культ науки в альным и нравственным ориентиром, опре-
деляющим ценностные основы личности. Задачу формирования гражданских качеств, ценностных ориентаций, этических норм, системного мышления и научного мировоззрения у будущего инженера призван решать цикл социально-гуманитарных дисциплин. В МГТУ им. Н.Э. Баумана он обеспечивается кафедрами факультета социально-гуманитарных наук. По словам выдающегося ученого В.И. Вернадского, «научное мировоззрение, проникнутое ес-тествознаниеми математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего» [1].
Все студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающиеся по различным специальностям, осваивают знания по истории, культурологии, социологии, политологии, психологии управления и философии. У них есть возможность активно заниматься научно-исследовательской работой (НИРС), а по окончании университета поступить в аспирантуру факультета социально-гуманитарных наук и защитить диссертацию. Это определяет основные направления научной деятельности факультета:
• исследование социально-политических процессов в Российской Федерации и в мире, анализ деятельности политических институтов, проблем научно-технической политики государства, выяснение места и роли научно-технической интеллигенции в современном обществе, реализация результатов исследований в учебных программах, спецкурсах, публикациях и т.д.;
• научно-методическая работа по подготовке блока ГСЭ в новых образовательных стандартах, обеспечение фундаментальности социально-гуманитарной подготовки;
• исследовательская работа по вопросам историографии событий, связанных со 180-летним юбилеем МГТУ им. Н.Э. Баумана (участие бауманцев в Великой Отечественной войне, вклад в освоение космоса
и др.);
• поддержка научных связей с други-
ми вузами, НИИ, известными учеными, сотрудничество с деятелями культуры и искусства, политиками с целью проведения совместных мероприятий для ППС и студентов;
• обеспечение стабильного функционирования диссертационных советов: Д212.141.12 (философские науки), Д212.141.20 (политические науки), рассмотрение и защита диссертаций; рецензирование авторефератов и оппонирование по докторским и кандидатским диссертациям, а также подготовка отзывов ведущей организации на диссертации;
• написание и подготовка к изданию учебников, учебно-методических пособий, монографий и научных статей, рецензирование научных отчетов, рефератов и докладов;
• системная работа с аспирантами: организация занятий по методике проведения исследовательской работы, контроль за выполнением научных исследований;
• организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС);
• работа с молодыми преподавателями факультета, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр.
Для организации и проведения научной работы задействован весь научно-педагоги-
ческий потенциал факультета, который обеспечивают 14 докторов и профессоров, 55 кандидатов наук и доцентов.
Научно-педагогическая деятельность гуманитариев связана с анализом социальных процессов, происходящих в стране и за ее пределами, с изучением вопросов научно-технической, культурной, экономической, молодежной политики. Быстрая динамика общественной жизни, массированное участие в ней средств массовых коммуникаций, которые оказывают огромное влияние на сознание студенческой молодежи, заставляют профессорско-преподавательский состав оперативно совершенствовать предметное содержание и методику преподавания, научно обосновывать использование новых технологий, если они действительно эффективны, или, напротив, противодействовать псевдоноваторству.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция принижения роли социально-гуманитарных наук в подготовке инженерно-технических кадров. В этой связи факультет социально-гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана в иницитиа-тивном порядке выступил организатором проведения Всероссийских научно-методических конференций: «Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях» (2008 г.) и «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров » (2010 г.). На конференциях, собравших гуманитариев -представителей технических вузов России, состоялось обсуждение самых острых проблем преподавания в связи с переходом на многоуровневую систему обучения. В числе дискуссионных злободневных проблем, находящихся в центре внимания педагогического сообщества, - подготовка научно-педагогических кадров по социально-гуманитарным наукам. Научные форумы такого уровня позволяют гуманитариям разных регионов России «сверить часы» на пред-
мет адекватности осмысления происходящих событий, что, несомненно, благотворно сказывается на качестве преподавания. Практика подтверждает, что такие мероприятия следует продолжать.
Важным блоком в научной деятельности факультета является изучение важнейших событий из истории университета, а за 180 лет в биографию вуза вписано немало замечательных страниц. Творческое освоение опыта прошлого сегодня остается актуальным при формировании новых научных направлений и совершенствовании традиционных [2, 3].
При активном участии кафедры истории ФСГН совместно с ЦАО города Москвы проведена научно-практическая межвузовская конференция, посвященная 65-й годовщине Великой Победы. Среди ее почетных участников - известные ученые-фронтовики М.А. Гареев и Е.А. Ануфриев. По итогам издана монография «Наше дело правое, мы победили ».
В связи с празднованием 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина интересные данные представили выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана - космонавты В.С. Соловьев (в настоящее время - д. т. н., профессор, зав. кафедрой), К.П. Феоктистов, А.И. Лазуткин (в настоящее время - научные сотрудники Роскосмоса), а также зав. кафедрой истории МАИ, д. и. н., профессор В.С. Порохня, которые лично знали первого космонавта. Воспоминания и архивы активно используются в научной и педагогической деятельности преподавателей и при подготовке диссертаций аспирантами.
Наличие в техническом вузе диссертационного совета по социально-гуманитарным наукам - явление нетипичное. Решающая заслуга по его созданию принадлежит заслуженному работнику высшей школы РФ, д. ф. н., профессору В.С. Пусько, возглавляющему диссертационные советы по философским и политическим наукам. Только за 2010 г. преподавателями и аспирантами факультета защищены две доктор-
ские и шесть кандидатских диссертаций. ППС факультета активно участвует в рецензировании авторефератов, оппонировании по докторским и кандидатским диссертациям, подготовке отзывов в качестве ведущей организации.
Каждая кафедра факультета имеет свое научное направление, связанное со спецификой вуза, а также издает учебники, учебно-методические пособия, которые используются в преподавании дисциплины.
Научным направлением кафедры истории является «История науки и техники в России». Доцентами Т.Р. Суздалевой и К.В. Федоровым издано учебное пособие «История России IX-XIX вв.», зав. кафедрой В.В. Паршиным в 2010 г. выпущена учебно-методическая литература общим объемом 30 п. л., а его аспиранты В.В. Туловский и А.С. Ченцов защитили кандидатские диссертации. Научно-издательской деятельностью активно занимаются д. и. н., профессор Б.Н. Земцов, доценты И.В. Берсне-ва, Н.В. Давлетшина, А.С. Божич. Большую наставническую работу ведут доценты Во-лохова Г.Л., Смирнова Г.А.
Научное направление кафедры социологии и культурологии - «Социокультурные проблемы науки и техники». По видам и объему научной деятельности коллектив кафедры, которую возглавляет доцент И.А. Акимова, занимает лидирующие позиции на факультете. Профессором Н.Г. Багдасарьян издана серия учебников и учебных пособий, коллективом кафедры - учебники «Культурология», «Социология для студентов технических вузов», «Курс лекций по социологии» общим объемом более 50 п.л. Следует отметить, что эти издания востребованы не только в нашем университете. Доценты А.В. Чернышева, Г.В. Панина, Л.В. Кансузян, Е.А. Гаврилина активно публикуются в «ваковских» журналах. Нельзя не отметить деятельность доцента И.Е. Моториной, которая, являясь исполнительным директором Департамента международной кафедры-сети ЮНЕСКО/
МЦОС, уже в 13-й раз организует на факультете симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры». В его рамках на кафедрах факультета проходят научные конференции, в которых принимают участие не только преподаватели, аспиранты и студенты Бауманки, но и представители других вузов Москвы. Судя по количеству участников, а их бывает ежегодно более 200 человек, симпозиум пользуется высокой популярностью в научном сообществе.
Важнейшее направление работы данной кафедры - участие во всероссийской научной программе «Шаг в будущее », которую проводит МГТУ им. Н.Э. Баумана с целью выявления и отбора талантливой молодежи. Профессор Н.Г. Багдасарьян, доценты А.В. Литвинцева, А.А. Немцов, Е.А. Гаври-лина, ст. преп. С.И. Васильева, М.Г. Чоту-лиди осуществляют комплексную экспертную деятельность, включающую рецензирование рефератов участников, оценку научных исследований, тестирование, заслушивание докладов и др.
Обладая высоким научным потенциалом, кафедра социологии и культурологии реализует программы второго высшего образования. Слушателям предлагаются курсы по этике деловых отношений, управлению персоналом, межкультурной коммуникации и социальной психологии. Данное направление возглавляет доцент Л.В. Кан-сузян.
Преподаватели и сотрудники кафедры политологии работают по трем научным направлениям: «Актуальные проблемы научно-технической политики », «Политико-правовые основы политической системы современной России», «Политическая социализация современной молодежи». Кафедру отличает высокий научный потенциал: из 17 преподавателей пять имеют докторские степени и являются членами диссертационных советов, остальные 12 являются кандидатами наук, доцентами. Из недавних достижений кафедры - защита
докторской диссертации доцентом Е.Е. Гришновой и завершение научного исследования доцентом И.А. Щегловым. Третий год коллектив кафедры в экспериментальном порядке ведет новую дисциплину «Психология управления», которую разработали зав. кафедрой, д. ф. н., профессор В.С. Пусько и доцент И.В. Волкова.
Кафедра философии разрабатывает научное направление «Философские проблемы науки и техники и современное общество ». Коллектив кафедры отличается динамичностью, мобильностью, устремленностью в будущее, во многом - благодаря наличию молодых ученых. Среди них -д. ф. н., профессор В.А. Нехамкин, к. ф. н., доцент Е.О. Труфанова, которая награждена медалью РАН для молодых ученых (с премией) и грантом фонда Потанина, к. ф. н., доцент М.Ю. Кононова - руководитель клуба-семинара «Диалог».
Ответственным полем деятельности кафедры является прием вступительных экзаменов по философии в аспирантуру и кандидатских экзаменов по истории и философии науки у аспирантов и соискателей ученых степеней по техническим специальностям. Ежегодно вступительные экзамены сдают более 300 человек, а кандидатские - 400. Несмотря на большой поток экзаменуемых, кафедра всегда четко выполняет возложенные на нее функции, и заслуга в этом принадлежит её заведующему - доценту С.А. Власову, который одновременно является ученым секретарем диссертационных советов.
В аспирантуру по социально-гуманитарным наукам поступают, как правило, выпускники инженерных кафедр, факультета фундаментальных наук. Для них организуются не только общефакультетские занятия по методологии и методике научного исследования, но и занятия по программам соответствующей кафедры.
Факультетской комиссией проводится ежегодная аттестация аспирантов, дополнительно заслушиваются отчеты тех, кто
отстает от программы. Аспиранты обязаны участвовать в работе научных конференций, публиковать статьи, а также проходить педагогическую практику под руководством научного руководителя. Все ли аспиранты доходят до финиша, т.е. защищают диссертацию? Конечно, нет. Только в 2010 г. из 25 человек двое были отчислены, но есть и те, кто защищается досрочно. Так, в 2010 г. успешно защитились аспиранты К.А. Кузнецова, С.А. Марков, В.В. Журавский, Л.А. Ермолина (руководители - соответственно профессора В.С. Пусько и В.Н. Ремарчук и доцент И.Р. Назарова).
Первичный отбор кандидатов в аспиранты осуществляется кафедрами в ходе НИРС. На факультете существует типовой регламент проведения научных конференций. Так, в ноябре и апреле кафедры проводят студенческие конференции по программе симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры», в апреле ежегодно проводится общеуниверситетская конференция «Студенческая научная весна». К сентябрю каждая кафедра представляет на общеуниверситетский конкурс студенческий реферат. Кроме типового регламента в масштабе университета, факультета, проходят научные семинары, посвященные важным историческим событиям в жизни страны и вуза: «Королевские чтения», «Энгельмейеровские чтения», семинары, посвященные 180-летию МГТУ им. Н.Э. Баумана, подвигам бауманцев в Великой Отечественной войне, вкладу ученых-бауманцев в создание оружия Победы и др. Самое привлекательное для студента в плане удовлетворения личных амбиций - это возможность увидеть свою публикацию в научном сборнике тезисов выступлений рядом с фамилиями известных ученых, своих преподавателей. По этому поводу следует сказать слово благодарности руководству университета, которое выделяет средства для издания научных сборников. Студенты таким путем делают свой первый шаг в науку, и не беда, что,
может быть, содержание статьи иногда выглядит наивным. А потом, глядишь, и вырастут из нихтитаны научной мысли. Ведь многие сегодняшние профессора и доценты, доктора и кандидаты наук достигли научных успехов, пройдя именно этот путь.
Литература
1. Вернадский В.И. Развитие естествознания в
России. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. I. С. 27.
2. Научные школы Московского государ-
ственного технического университета имени Н.Э. Баумана: История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005; Основатели научных школ Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана: Краткие очерки / Под ред. Е.Г. Юдина, К.Е. Демихова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 632 с.
3. Федоров И.Б. Сохраняя и развивая традиции, двигаться вперед. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
OREHOVSKY A. SCIENTIFIC ACTIVITIES ON THE FACULTY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES
The article presents the main trends of the scientific activities of the social sciences and humanities faculty, shows its peculiarities in conditions of technical university. Scientific directions of the faculty chairs, forms and methods of their work are viewed.
Key words: scientific directions, social sciences and the humanities, scientific outlook, humanitarian training of engineers.
Педагогический процесс м.ю. Кононова, доцент и воспитание студентов
в техническом вузе
В статье описана организация воспитательной деятельности на факультете социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана. Обозначена роль воспитания в становлении личности инженера и повышении качества профессиональной подготовки научно-технических кадров. Изложен ряд задач духовного просвещения современных студентов.
Ключевые слова: воспитание в техническом вузе, стратегия воспитательной деятельности, ценность научно-технической деятельности, профессиональная и социальная компетентность.
В связи с реформированием высшего образования в России изменяются требования к подготовке студентов технических вузов. От подготовки специалиста определенного профиля акцент смещается в сторону воспитания компетенций, связанных с его социальной адаптацией, а также с «обязанностями перед обществом, коллективом сотрудников и собственным развитием» [1].
В системе воспитания студентов, сложившейся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, фа-
культет социальных и гуманитарных наук (ФСГН) традиционно занимает особое место. Это, пожалуй, единственное подразделение университета, профессионально ориентированное на формирование духовного мира и культуры студентов. Кафедры истории, политологии, философии, юриспруденции, культурологии и социологии объединенными усилиями помогают студентам сориентироваться в мировоззренческих проблемах, социальных противоречиях и конфликтах, во внутренней и международной