И. БУЛАНОВ, проректор Г. БАЗАНЧУК, директор музея МГТУ им. Н.Э. Баумана
здании Политехнического музея с 15 сентября по 15 октября 2005 года проводится общедоступная тематическая выставка, посвященная 175-летию со дня основания нашего университета.
Выдающаяся роль Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в истории отечественной и мировой науки общепризнанна. Тем не менее место Университета в культурном и научном наследии нашей страны требует дальнейшего осмысления, в том числе и музейными средствами.
В качестве основной идеи выставки принята тема «Формирование научных направлений и школ МГТУ и их влияние на развитие науки, техники и образования в России».
Русская школа инженеров
(концепция выставки)
На конкретном экспозиционном материале (подлинныхприборах, фотоматериалах, документах, личных вещах ученых и преподавателей), который отражает все этапыраз-вития научных школ университета, показана их роль в истории инженерного искусства в России как самобытного процесса, нашедшего достойное место в мировой культуре.
Актуальность концепции выставки обусловлена современным состоянием промышленности, технической школы и инженерного корпуса России, необходимостью сохранения опыта инженерных школ университета, использования их для подготовки специалистов в новых социально-исторических условиях. На это нацелен и своеобразный «девиз» выставки - «Инженер - это звучит гордо».
Тематическая структура
Тема 1. История МГТУ им. Н.Э.Баумана: социальный аспект.
На выставке показана история развития вуза в широком контексте развития системы технического профессионального образования в России Х1Х-ХХ1 вв. В экспозицию включены мемориальные разделы (кабинет профессора, интерьер лаборатории Императорского технического училища), что позволяет наглядно показать уклад жизни российской профессуры, инженерии и студенчества на разных этапах жизни страны.
Один из разделов - история здания Университета, являющегося памятником архитектуры ХУШ-Х1Х вв.
Экспозиционный материал - подлинные книги из библиотеки Ремесленного учебного заведения, модель зубчатой передачи с использованием архимедовой спирали, изготовленная в мастерских РУЗ, фотографии профессоров и преподавателей РУЗ -ИМТУ, образцы аттестатов, дипломы международных выставок, документы и личные вещи преподавателей и студентов.
Тема 2. Образовательная концепция МГТУ в ее историческом развитии. Эволюция «русского метода подготовки инженеров».
Под «русским методом обучения ремёслам» принято понимать систему практической подготовки инженерных кадров, сложившуюся в Ремесленном учебном заведении и созданном на его базе в 1868 г. Императорском московском техническом училище в конце 50-х - начале 70-х гг. XIX в. Ее авторами являются: заведующий учебными мастерскими Дмитрий Константинович Со-веткин (1834-1912), его помощники А.М. Михайлов, А.М. Марков, А.П. Платонов, Г.И. Гослау, Ф.А. Эдельман, а также директора учебного заведения Адольф Андреевич Розенкампф (1800-1868), Александр Степанович Ершов (1818-1867) и Виктор Карлович Делла-Вос (1829-1890), закладывавшие научные и организационные основы системы.
Д.К. Советкин окончил Ремесленное учебное заведение в 1857 г., затем, после преобразования его в высшее учебное заведение (1868), был удостоен звания инженер-механика. Талантливый изобретатель, автор многих оригинальных машин и конструкций, Дмитрий Константинович проработал в ИМТУ до 1885 г., затем переехал в г. Владимир, где основал Мальцевское ремесленное училище (1885). Важную роль в разработке метода сыграл и помощник главного инженер-механика Алексей Платоно-вич Платонов, выполнивший большую работу по подготовке экспонатов ИМТУ на международных выставках.
Изначальной целью основанного в 1830 г.Ремесленного учебного заведения была подготовка квалифицированных мастеров, обладающих достаточными теоретическими знаниями, чтобы решать возникающие на производстве технические задачи, и способных передавать эти знания другим. С этой целью в учебном заведении была разработана система последовательного освоения специальности путем постепенного усложнения заданий при изготовлении де-
талей машин. При этом учащемуся, получавшему конкретную специальность, сообщались навыки смежныхмашиностроитель-ных специальностей(литейной,кузнечной и др.). Итогом такой широкой подготовки становилосьзвание «ученого мастера».
Само название возникло после того, как Училище продемонстрировало свой метод подготовки инженеров на ряде крупных всероссийских и международных выставок. Наибольший успех «русская система» имела на Всемирной выставке в Филадельфии (1876), приуроченной к 100-летию принятия Декларации независимости.
Одним из наиболее активных сторонников и ярких пропагандистов новой системы был президент Бостонского технологического института профессор математики д-р Дж. Рункл (1822-1902). После выставки в Филадельфии в своем письме директору ИМТУВ.К. Делла-Восу он написал, что «за Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования. В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться». Вскоре д-р Рункл издает специальную брошюру «Русская система практической подготовки инженеров и механиков» (The Russian system ofshop-work instruction for engineers and machinists. Boston, Press of A.A.King-man, 1876), экземпляр которой был прислан им в канцелярию ИМТУ.
Не меньший успех «русский метод подготовки инженеров» имел на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где были представлены разработанные учеными и инженерами ИМТУ станки, насосы, паровые машины, а также уникальный набор моделей, инструментов и учебных пособий. По итогам выставки ИМТУ получило «Grand Prix» и Почетный диплом за создание различных машин на механическом заводе Училища.
История «русского метода подготовки инженеров» не заканчивается в XIX веке. В дальнейшем система была значительно переработана профессором ИМТУ А.П. Гав-риленко (1861-1914), который уменьшил долю ручной обработки металлов, заменив
ее машинной. На III съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, прошедшем в 1903-1904 гг., училище было признано лучшим вузом России по постановке преподавания машиностроения, а в 1976 г. в научных кругах США отмечалось 100-летие «русского метода подготовки инженеров».
«Сильнейшей стороной «русского метода подготовки инженеров», - отмечал ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Фёдоров в выступлении во время традиционного ритуала «Посвящение в студенты» в 2004 г., -является традиционная высочайшая требовательность к обучающимся, постоянное стремление научить их напряженно работать с тем, чтобы воспитать в себе необходимые качества для решения в будущем сложнейших и крупных проблем по созданию новой техники. В МВТУ-МГТУ всегда было трудно учиться, и эта особенность бесконечно важна и должна свято сохраняться».
В разделе представлены образцы учебных планов дореволюционного и советского периодов, данные по контингенту студентов, срокам обучения, количеству и характеру вступительных испытаний, образцы учебных программ, студенческих конспектов, курсовых и дипломных работ.
Тема 3. МГТУ - Москва - Россия. Предприятия и частные лица - партнеры МГТУ.
В рамках данного раздела на конкретном материале представлены контакты МГТУс Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова (Императорским московским университетом), техническими вузами страны и всего мира, Политехническим музеем, КБ и НИИ, российскими и зарубежными фирмами, а также правительственными структурами и частными лицами, оказывавшими университету административную, финансовую и экономическую поддержку.
Связи МГТУ с Политехническим музеем начались еще до официального учреждения музея в 1872 г. Для подготовки По-
литехнической выставки, из которой вырос потом Политехнический музей, был создан правительственный комитет, в состав которого вошли ученые ИМТУ. Технический отдел музея возглавляли профессора ИМТУ И.П. Архипов, П.П. Петров, физический отдел - профессора В.С. Щегляев, А.С. Владимирский, химический - профессора Я.Я. Никитинский, П.П. Петров. За создание первой экспозиции Политехнического музея ИМТУ было удостоено правительственных наград - почетного адреса первой степени и четырех больших золотых медалей. Профессора ИМТУ проводили популярные лекции по различным направлениям науки и техники в стенах Политехнического музея. Особенно следует отметить деятельность директора Политехнического музея с 1918 г., профессора МВТУ П.П. Петрова. При раскрытии данной темы привлекается собственный материал Политехнического музея.
Не менее важны и поучительны связи МГТУ с учеными фундаментальных направлений Московского университета, которые стали плодотворными для дальнейшего развития науки и техники. Так, университет окончили директора МВТУ А.С. Ершов, В.К. Делла-Вос, И.В. Аристов, И.А. Калинников (окончил оба вуза); ряд видных ученых МВТУ являлись выпускниками университета, некоторые ученые работали одновременно в обоих вузах.
Отдельный раздел экспозиции посвящен российским меценатам; здесь представлена информация о председателе Общества вспомоществования нуждающимся студентам ИМТУ Варваре Алексеевне Морозовой, основателе Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений Христофоре Семеновиче Леденцо-ве, министре финансов России С.Ю. Витте, меценатах В.И. Оловянишникове, Ю.С. Нечаеве-Мальцеве и др.
Тема 4. Бауманский университет и укрепление обороноспособности России.
Московский государственный техничес-
кий университет им. Н.Э. Баумана во все времена вносил значительный вклад в создание вооружения российской армии и флота, укрепление обороноспособности страны. Университетом, его сотрудниками и выпускниками были заложены или развиты новые военно-технические направления:
• артиллерийское вооружение,
• тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы,
• противотанковые и противолодочные зенитные управляемые ракеты,
• авиационные противолодочные и скоростные подводные ракеты,
• танки и боевые машины пехоты.
Еще в период Первой мировой войны
ученые ИМТУ разрабатывали методы противохимической защиты, создавали новые лекарственные препараты, проектировали различные виды авиационного оборудования и осуществляли подготовку летчиков. Выпускник ИМТУ В.Г. Шухов улучшил конструкцию артиллерийской платформы, создал батопорт для восстановления судов, проектировал морские мины.
Новый импульс работам в этой области придало постановление Совнаркома СССР 1938 г., в соответствии с которым организовано три новых оборонных факультета -танковый, артиллерийский, боеприпасов.
Вуз, переданный в ведение Наркомата вооружения, успешно справился с подготовкой специалистов для оборонных отраслей промышленности, в предвоенные и военные годы выпустив сотни инженеров, многие из которых стали главными конструкторами, технологами и руководителями заводов. Выпускник Б.И. Шавырин в 1943 г. организует КБ машиностроения в г. Коломне, где создавались минометы. В дальнейшем предприятие возглавил другой выпускник - чл.-корр. РАН С.П. Непобедимый. Материалы о работах КБ машиностроения широко представлены в витринах выставки.
В период Великой Отечественной войны наркомом боеприпасов был бауманец Б.Л. Ванников, а наркомом танковой промыш-
ленности-бауманец В.А. Ma- МГТУ ИМ. Н.Э- ОСНОВЭН В 1Ö3Ü Г,
лышев. Первый выпуск инженеров для оборонной промышленности состоялся уже в 1941 г.
Кафедры «Артиллерия», «Проектирование артилле-рийскихсистем», «Производство артиллерийских систем», а также созданные в 1939 г. кафедры «Баллистика» и «Боеприпасы» возглавлялись выдающимися учёными -профессорами А.Г. Горстом, Н.Л. Соловьёвым, В.В. Королёвым, А.А. Толочковым, В.Е. Слухоцким, Э.А. Сате-лем.
В 1956 г. заведующим кафедрой баллистики становится главный конструктор минометного завода А.А. Дмитриевский. На танковом факультете кафедру гусеничных машин длительное время возглавлял профессор М.К. Кристи, под руководством которого в годы Великой Отечественной войны был разработан и внедрен на серийных тяжелых танках новый механизм поворота, существенно улучшивший маневренность машин.
Воспитанники артиллерийского факультета стали ведущими конструкторами артиллерийского, ракетного и стрелкового оружия. Среди них - главный конструктор авиационных автоматических пушек А.А. Рихтер, главный конструктор дистанционно управляемых комплексов наземного и морского базирования профессор Н.П. Мазуров, главный конструктор ракетных комплексов вооружения сухопутных войск чл.-корр. РАН С.П. Непобедимый, создатель комплексов крупногабаритного стрелкового оружия В.Ю. Соколов. Среди представителей танковой специальности выделяются главный конструктор боевых машин пе-
хоты профессор П.П. Исаков и один из создателей танка Т-64 В.С. Старовойтов, возглавлявшие в разные годы ВНИИтрансмаш.
Студент А.И. Савин в 23 года был назначен главным конструктором КБ Горьков-ского артиллерийского завода. Дипломная работа А.И. Савина - 57-мм противотанковое орудие - удостаивается Сталинской премии. В дальнейшем академик А.И. Савин стал Генеральным конструктором ЦНПО «Комета», создателем глобальной информационной системы предупреждения о ракетном нападении.
В 1945-1962 гг. МГТУ направил в ядерную отрасль больше инженеров, чем любой другой вуз страны. Создание Федерального ядерного центра в г. Саров (ОКБ-11 в г. Арза-
мас-16) проходило под руководствомдирек-тора этого предприятия, выпускника МГТУ, генерал-лейтенанта П.М. Зернова. Сплав плутония для первой советской атомной бомбы был получен под руководством бауманца академика А.А. Бочвара. На первой и ряде последующих советских подводных лодках стояли реакторы, созданные под руководством академика Н.А. Доллежаля, заведующего кафедрой ядерныхреакторов.
Отдельный раздел экспозиции - история военного образования. Бауманский университет - один из трех вузов России (два других - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Факультет военного обучения (ФВО) готовит офицеров запаса по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Факультет состоит из пяти военных кафедр (одна - в Калужском филиале университета) и кафедры гражданской обороны. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета. Целевое предназначение выпускников ФВО - подразделения, части, штабы и пункты управления различных видов Вооруженных Сил.
Тема 5. Бауманцы в Великой Отечественной войне.
В данной теме выделяются 4 раздела:
1. Студенты и преподаватели МВТУ на фронтахвойны.
2. Производственные мастерские МВТУ в годы войны.
3. Особенности организации учебного процесса в военный период. Эвакуация в Ижевск.
4. Наука - фронту.
В июле 1941 г. в Бауманском районе Москвы была сформирована 7-я дивизия народного ополчения, в которую вошло около 400 студентов и сотрудников МВТУ.
Дивизия попала в окружение в районе г. Вязьмы в октябре 1941 г. В память о ней на 242 км Минского шоссе установлен памятник погибшим бауманцам. Фотография по теме - вручение 7-й дивизии народного ополчения Красного Знамени. На переднем плане - секретарь МК ВКП(б) К.Ф. Калашников, 1-й секретарь Бауманского райкома ВКП(б) А.М. Чистяков, командир И.В. За-икин. Сентябрь 1941 г.
В октябре 1941 г. в Москве началось формирование коммунистических батальонов и рот. В 3-ю Коммунистическую дивизию вошло 100 бауманцев. Дивизия закончила войну в Прибалтике в феврале 1945 г. Представлены соответствующие документы и фотоматериалы.
Судьбы отдельных преподавателей и студентов МВТУ.
Николай Григорьевич Егорычев (19212005). Воевал в 3-й Коммунистической дивизии, был ранен. В дальнейшем был пер-
вым секретарем МГК КПСС (1962-1967), послом в Дании и Афганистане.
Добровольцем ушел на фронт секретарь комитета ВЛКСМ МВТУ А.П. Цибуля (погиб в июле 1941 г.). Могила А.П. Цибули находится в Псковской области.
Разведчица В.В. Патковская, замученная гестапо в 1942 г.
11 бауманцев за боевые заслуги были удостоены звания Героя Советского Союза. Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Е.Б. Пасько за годы войны совершила 800 боевых вылетов. В дальнейшем -преподаватель высшей математики МГТУ.
В годы войны коллектив МВТУ изготовил для фронта: мины различных калибров
- 2 млн. 702 тыс.; стволы для стрелкового вооружения - 60 тыс.; узлы для полковых минометов - 3 тыс.; детали гранат Сердюка
- 30 тыс.; противотанковые ружья - 3 тыс.
В октябре 1941 г. МВТУ было эвакуировано в г. Ижевск, где находилось до апреля 1943 г.
Ученые МВТУ в годы войны выполнили ряд работ, направленных на совершенствование оружия и боеприпасов и технологии их производства. В мастерских по приказу наркома вооружения Д.Ф. Устинова (воспитанника МГТУ) изготавливались опытные образцы противотанковых ружей системы ПКБ, детали для гранат системы Сердюка, впервые была применена в производстве технология отливки мин М-82 в кокиль.
Указанный метод, разработанный коллективом кафедры литейного производства (Н.Н. Рубцов, П.П. Жевтунов, И.С. Расторгуев, Н.А. Никонов), позволил увеличить производство мин в 30 раз и снизить в 2 раза их себестоимость. Метод был удостоен Сталинской премии и внедрен на 63 заводах. Данные разработки представлены сохранившимися фотоматериалами военного периода.
Профессор С.О. Доброгурский, заведовавший кафедрой «Приборы управления стрельбой», проводил исследования по совершенствованию работы прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а заведующий кафедрой деталей машин
М.А. Саверин занимался модернизацией производства драгунской винтовки.
Тема 6. Вклад бауманцев в развитие отечественной космонавтики.
Инженеры-бауманцы возглавляли работы по созданию практически всех основных типов ракетно-космических изделий - от баллистических ракет стратегического назначения до космических аппаратов для исследования дальнего космоса.
Создание ракетно-космической техники России возглавили бауманцы - Главный конструктор академик С.П. Королёв, его соратники Главный конструктор систем автономного управления академик Н.А. Пилюгин, Главный конструктор стартовых комплексов академик В.П. Бармин. Последний с 1959 по 1989 гг. возглавлял кафедру «Автоматические системы», которую ныне возглавляет его сын, И.В. Бармин, также выпускник МГТУ. В годы Великой Отечественной войны В.П. Бармин был Главным конструктором СКБ, занимавшегося доработкой опытных образцов пусковой установки и изготовления серийных боевых машин «катюш». В экспозиции на основе подлинных документов дана характеристика студенческого периода жизни С.П. Королева, Н.А. Пилюгина, В.П. Бармина, преподавательской деятельности С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, В.И. Кузнецова и др.
В создании космических систем военного назначения особая роль принадлежит главному конструктору академику В.Н. Че-ломею, который более 20 лет был заведующим кафедрой. Под его руководством были созданы крылатые ракеты морского базирования, ряд баллистических ракет, серия пилотируемых станций «Алмаз», длительно работающие двигатели на твердом топливе и др. Основу экспозиции, посвященной творчеству В.Н. Челомея, составят подлинные вещи ученого, полученные музеем от его семьи в 1994 г.
Во главе Министерства общего машиностроения и пришедшего ему на смену Рос-
сийского авиационно-космического агентства длительное время находились выпускники С.А. Афанасьев и Ю.Н. Коптев.
Велики заслуги МГТУ в создании российской авиации.Значительная часть российских конструкторов боевых самолетов - А.Н. Туполев, В.М. Петляков, П.О. Сухой, С.А. Лавочкин, В.М. Мясищев - были воспитанниками вуза. Школа авиационного двигателестроения представлена именами А.А. Микулина, Б.С. Стечкина,
A.Д. Швецова, В.Я. Климова и др.
Среди созданных в университете научно-педагогических школ выделяются школы механики конструкций ракетно-космической техники (В.И. Феодосьев, К.С. Колесников), баллистики, динамики полета снарядов, ракет и космических аппаратов, аэродинамики, физики и техники взрывных и ударных процессов и др. Школа проектирования артиллерийского и ракетного оружия ныне представлена работами В.В. Зеленцова, А.А. Королёва,
B.Н. Скоробогатского и др. Результаты исследований внедрены, в частности, при создании баллистических ракет «Пионер» и реактивной системы залпового огня «Смерч».
В Учебно-экспериментальном центре МГТУ в пос. Орево Московской области функционируют современные лаборатории ракетных двигателей, радиолокационной техники, прочностных испытаний, взрывных устройств и артиллерии.
МГТУ им. Н.Э. Баумана работает в тесном взаимодействии с предприятиями ракетно-космического и оборонного комплекса - РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хру-ничева, НПО машиностроения и др. Материалы о выпускниках МГТУ, работавших или ныне работающих на этих предприятиях, представлены в музее.
Тема 7. Современное состояние и элементы структуры МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В данном разделе представлена хроникальная информация о нынешнем состоянии университета. МГТУ имеет шестилет-
ний срок обучения, трехуровневую подготовку - бакалавриат, специалитет и магистратура.
Всего обучается около 19 тысяч студентов, более 750 аспирантов.
МГТУ имеет лицензию на подготовку бакалавров и магистров по 24 направлениям и дипломированных специалистов по 65 специальностям приборостроения и машиностроения.
В университете 100 кафедр и более 4,5 тысяч профессоров и преподавателей, в их числе 450 докторов наук и 3 тыс. кандидатов. Действуют 22 диссертационных Совета по защите докторских и 25 - кандидатских диссертаций по 62 специальностям.
За последние пять лет защищено более 100 докторских и 250 кандидатских диссертаций.
Обучение ведётся на 18 факультетах.
За период с 2000 г. было открыто обучение по 15 новым специальностям. Студенты имеют возможность получать вторую специальность.
Небольшой раздел посвящен филиалу МГТУв г. Калуге, который ведет подготовку по 11 направлениям науки и техники.
Ежегодно МГТУ выпускает около 2000 инженеров.
Активно проводится работа по новому набору более чем в 200 школах и лицеях. В экспозиции представлены материалы о Российской научно-социальной программе «Шаг в будущее», программе «Космонавтика» при факультете «Специальное машиностроение», молодежных программах МГТУ.
Значительное внимание уделено международным связям. В МГТУ обучаются более 800 иностранных студентов и аспирантов из 15 стран. Осуществляется сотрудничество по соглашениям с зарубежными университетами, преподавательская работа за рубежом, работа в различных международных организациях, стажировки, обмен студентами, научные конференции, обмен лекторами, издание совместных учебников и научных работ (образцы).
Около 200 студентов и аспирантов проходят обучение в ряде университетов США и Европы.
МГТУ активно участвует в работе международных ассоциаций университетов, в международной сети сотрудничества 50 университетов Европы и Азии из 15 стран. В 1997 году МГТУ принят в ассоциацию инженерных университетов Европы (TIME). С 1993 г. участвует в учебно-методических и научных программах Европейских образовательных сообществ.
Всего за время существования МГТУ выпущено более 160 тысяч инженеров.
Указом Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64 МГТУ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Тема 8. МГТУ им. Н.Э. Баумана - школа инженеров будущего. Перспективы развития университета в XXI веке.
В ближайших планах МГТУ - участие в Европейском соревновании молодых ученых (методические материалы), развитие связей с промышленными предприятиями, использование информационных технологий, мультимедийных средств, участие в Федеральной программе «Национальная технологическая база», создание новых филиалов кафедр на предприятиях машиностроительного и приборостроительного комплекса.
Данная часть экспозиции основана на современных разработках ученых университета, включает элементы технической выставки. Среди разработок, которые представлены в данном разделе, -дистанционно управляемый мобильный робот, работающий в зонах, опасных для человека, плазменные хирургические инструменты, образцы новых материалов и технологий их обработки и др., новейшие разработки в области информационных технологий, оптико-электронных приборов и др.