Научная статья на тему 'Русская школа инженеров (концепция выставки)'

Русская школа инженеров (концепция выставки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская школа инженеров (концепция выставки)»

И. БУЛАНОВ, проректор Г. БАЗАНЧУК, директор музея МГТУ им. Н.Э. Баумана

здании Политехнического музея с 15 сентября по 15 октября 2005 года проводится общедоступная тематическая выставка, посвященная 175-летию со дня основания нашего университета.

Выдающаяся роль Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в истории отечественной и мировой науки общепризнанна. Тем не менее место Университета в культурном и научном наследии нашей страны требует дальнейшего осмысления, в том числе и музейными средствами.

В качестве основной идеи выставки принята тема «Формирование научных направлений и школ МГТУ и их влияние на развитие науки, техники и образования в России».

Русская школа инженеров

(концепция выставки)

На конкретном экспозиционном материале (подлинныхприборах, фотоматериалах, документах, личных вещах ученых и преподавателей), который отражает все этапыраз-вития научных школ университета, показана их роль в истории инженерного искусства в России как самобытного процесса, нашедшего достойное место в мировой культуре.

Актуальность концепции выставки обусловлена современным состоянием промышленности, технической школы и инженерного корпуса России, необходимостью сохранения опыта инженерных школ университета, использования их для подготовки специалистов в новых социально-исторических условиях. На это нацелен и своеобразный «девиз» выставки - «Инженер - это звучит гордо».

Тематическая структура

Тема 1. История МГТУ им. Н.Э.Баумана: социальный аспект.

На выставке показана история развития вуза в широком контексте развития системы технического профессионального образования в России Х1Х-ХХ1 вв. В экспозицию включены мемориальные разделы (кабинет профессора, интерьер лаборатории Императорского технического училища), что позволяет наглядно показать уклад жизни российской профессуры, инженерии и студенчества на разных этапах жизни страны.

Один из разделов - история здания Университета, являющегося памятником архитектуры ХУШ-Х1Х вв.

Экспозиционный материал - подлинные книги из библиотеки Ремесленного учебного заведения, модель зубчатой передачи с использованием архимедовой спирали, изготовленная в мастерских РУЗ, фотографии профессоров и преподавателей РУЗ -ИМТУ, образцы аттестатов, дипломы международных выставок, документы и личные вещи преподавателей и студентов.

Тема 2. Образовательная концепция МГТУ в ее историческом развитии. Эволюция «русского метода подготовки инженеров».

Под «русским методом обучения ремёслам» принято понимать систему практической подготовки инженерных кадров, сложившуюся в Ремесленном учебном заведении и созданном на его базе в 1868 г. Императорском московском техническом училище в конце 50-х - начале 70-х гг. XIX в. Ее авторами являются: заведующий учебными мастерскими Дмитрий Константинович Со-веткин (1834-1912), его помощники А.М. Михайлов, А.М. Марков, А.П. Платонов, Г.И. Гослау, Ф.А. Эдельман, а также директора учебного заведения Адольф Андреевич Розенкампф (1800-1868), Александр Степанович Ершов (1818-1867) и Виктор Карлович Делла-Вос (1829-1890), закладывавшие научные и организационные основы системы.

Д.К. Советкин окончил Ремесленное учебное заведение в 1857 г., затем, после преобразования его в высшее учебное заведение (1868), был удостоен звания инженер-механика. Талантливый изобретатель, автор многих оригинальных машин и конструкций, Дмитрий Константинович проработал в ИМТУ до 1885 г., затем переехал в г. Владимир, где основал Мальцевское ремесленное училище (1885). Важную роль в разработке метода сыграл и помощник главного инженер-механика Алексей Платоно-вич Платонов, выполнивший большую работу по подготовке экспонатов ИМТУ на международных выставках.

Изначальной целью основанного в 1830 г.Ремесленного учебного заведения была подготовка квалифицированных мастеров, обладающих достаточными теоретическими знаниями, чтобы решать возникающие на производстве технические задачи, и способных передавать эти знания другим. С этой целью в учебном заведении была разработана система последовательного освоения специальности путем постепенного усложнения заданий при изготовлении де-

талей машин. При этом учащемуся, получавшему конкретную специальность, сообщались навыки смежныхмашиностроитель-ных специальностей(литейной,кузнечной и др.). Итогом такой широкой подготовки становилосьзвание «ученого мастера».

Само название возникло после того, как Училище продемонстрировало свой метод подготовки инженеров на ряде крупных всероссийских и международных выставок. Наибольший успех «русская система» имела на Всемирной выставке в Филадельфии (1876), приуроченной к 100-летию принятия Декларации независимости.

Одним из наиболее активных сторонников и ярких пропагандистов новой системы был президент Бостонского технологического института профессор математики д-р Дж. Рункл (1822-1902). После выставки в Филадельфии в своем письме директору ИМТУВ.К. Делла-Восу он написал, что «за Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования. В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться». Вскоре д-р Рункл издает специальную брошюру «Русская система практической подготовки инженеров и механиков» (The Russian system ofshop-work instruction for engineers and machinists. Boston, Press of A.A.King-man, 1876), экземпляр которой был прислан им в канцелярию ИМТУ.

Не меньший успех «русский метод подготовки инженеров» имел на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где были представлены разработанные учеными и инженерами ИМТУ станки, насосы, паровые машины, а также уникальный набор моделей, инструментов и учебных пособий. По итогам выставки ИМТУ получило «Grand Prix» и Почетный диплом за создание различных машин на механическом заводе Училища.

История «русского метода подготовки инженеров» не заканчивается в XIX веке. В дальнейшем система была значительно переработана профессором ИМТУ А.П. Гав-риленко (1861-1914), который уменьшил долю ручной обработки металлов, заменив

ее машинной. На III съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, прошедшем в 1903-1904 гг., училище было признано лучшим вузом России по постановке преподавания машиностроения, а в 1976 г. в научных кругах США отмечалось 100-летие «русского метода подготовки инженеров».

«Сильнейшей стороной «русского метода подготовки инженеров», - отмечал ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Фёдоров в выступлении во время традиционного ритуала «Посвящение в студенты» в 2004 г., -является традиционная высочайшая требовательность к обучающимся, постоянное стремление научить их напряженно работать с тем, чтобы воспитать в себе необходимые качества для решения в будущем сложнейших и крупных проблем по созданию новой техники. В МВТУ-МГТУ всегда было трудно учиться, и эта особенность бесконечно важна и должна свято сохраняться».

В разделе представлены образцы учебных планов дореволюционного и советского периодов, данные по контингенту студентов, срокам обучения, количеству и характеру вступительных испытаний, образцы учебных программ, студенческих конспектов, курсовых и дипломных работ.

Тема 3. МГТУ - Москва - Россия. Предприятия и частные лица - партнеры МГТУ.

В рамках данного раздела на конкретном материале представлены контакты МГТУс Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова (Императорским московским университетом), техническими вузами страны и всего мира, Политехническим музеем, КБ и НИИ, российскими и зарубежными фирмами, а также правительственными структурами и частными лицами, оказывавшими университету административную, финансовую и экономическую поддержку.

Связи МГТУ с Политехническим музеем начались еще до официального учреждения музея в 1872 г. Для подготовки По-

литехнической выставки, из которой вырос потом Политехнический музей, был создан правительственный комитет, в состав которого вошли ученые ИМТУ. Технический отдел музея возглавляли профессора ИМТУ И.П. Архипов, П.П. Петров, физический отдел - профессора В.С. Щегляев, А.С. Владимирский, химический - профессора Я.Я. Никитинский, П.П. Петров. За создание первой экспозиции Политехнического музея ИМТУ было удостоено правительственных наград - почетного адреса первой степени и четырех больших золотых медалей. Профессора ИМТУ проводили популярные лекции по различным направлениям науки и техники в стенах Политехнического музея. Особенно следует отметить деятельность директора Политехнического музея с 1918 г., профессора МВТУ П.П. Петрова. При раскрытии данной темы привлекается собственный материал Политехнического музея.

Не менее важны и поучительны связи МГТУ с учеными фундаментальных направлений Московского университета, которые стали плодотворными для дальнейшего развития науки и техники. Так, университет окончили директора МВТУ А.С. Ершов, В.К. Делла-Вос, И.В. Аристов, И.А. Калинников (окончил оба вуза); ряд видных ученых МВТУ являлись выпускниками университета, некоторые ученые работали одновременно в обоих вузах.

Отдельный раздел экспозиции посвящен российским меценатам; здесь представлена информация о председателе Общества вспомоществования нуждающимся студентам ИМТУ Варваре Алексеевне Морозовой, основателе Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений Христофоре Семеновиче Леденцо-ве, министре финансов России С.Ю. Витте, меценатах В.И. Оловянишникове, Ю.С. Нечаеве-Мальцеве и др.

Тема 4. Бауманский университет и укрепление обороноспособности России.

Московский государственный техничес-

кий университет им. Н.Э. Баумана во все времена вносил значительный вклад в создание вооружения российской армии и флота, укрепление обороноспособности страны. Университетом, его сотрудниками и выпускниками были заложены или развиты новые военно-технические направления:

• артиллерийское вооружение,

• тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы,

• противотанковые и противолодочные зенитные управляемые ракеты,

• авиационные противолодочные и скоростные подводные ракеты,

• танки и боевые машины пехоты.

Еще в период Первой мировой войны

ученые ИМТУ разрабатывали методы противохимической защиты, создавали новые лекарственные препараты, проектировали различные виды авиационного оборудования и осуществляли подготовку летчиков. Выпускник ИМТУ В.Г. Шухов улучшил конструкцию артиллерийской платформы, создал батопорт для восстановления судов, проектировал морские мины.

Новый импульс работам в этой области придало постановление Совнаркома СССР 1938 г., в соответствии с которым организовано три новых оборонных факультета -танковый, артиллерийский, боеприпасов.

Вуз, переданный в ведение Наркомата вооружения, успешно справился с подготовкой специалистов для оборонных отраслей промышленности, в предвоенные и военные годы выпустив сотни инженеров, многие из которых стали главными конструкторами, технологами и руководителями заводов. Выпускник Б.И. Шавырин в 1943 г. организует КБ машиностроения в г. Коломне, где создавались минометы. В дальнейшем предприятие возглавил другой выпускник - чл.-корр. РАН С.П. Непобедимый. Материалы о работах КБ машиностроения широко представлены в витринах выставки.

В период Великой Отечественной войны наркомом боеприпасов был бауманец Б.Л. Ванников, а наркомом танковой промыш-

ленности-бауманец В.А. Ma- МГТУ ИМ. Н.Э- ОСНОВЭН В 1Ö3Ü Г,

лышев. Первый выпуск инженеров для оборонной промышленности состоялся уже в 1941 г.

Кафедры «Артиллерия», «Проектирование артилле-рийскихсистем», «Производство артиллерийских систем», а также созданные в 1939 г. кафедры «Баллистика» и «Боеприпасы» возглавлялись выдающимися учёными -профессорами А.Г. Горстом, Н.Л. Соловьёвым, В.В. Королёвым, А.А. Толочковым, В.Е. Слухоцким, Э.А. Сате-лем.

В 1956 г. заведующим кафедрой баллистики становится главный конструктор минометного завода А.А. Дмитриевский. На танковом факультете кафедру гусеничных машин длительное время возглавлял профессор М.К. Кристи, под руководством которого в годы Великой Отечественной войны был разработан и внедрен на серийных тяжелых танках новый механизм поворота, существенно улучшивший маневренность машин.

Воспитанники артиллерийского факультета стали ведущими конструкторами артиллерийского, ракетного и стрелкового оружия. Среди них - главный конструктор авиационных автоматических пушек А.А. Рихтер, главный конструктор дистанционно управляемых комплексов наземного и морского базирования профессор Н.П. Мазуров, главный конструктор ракетных комплексов вооружения сухопутных войск чл.-корр. РАН С.П. Непобедимый, создатель комплексов крупногабаритного стрелкового оружия В.Ю. Соколов. Среди представителей танковой специальности выделяются главный конструктор боевых машин пе-

хоты профессор П.П. Исаков и один из создателей танка Т-64 В.С. Старовойтов, возглавлявшие в разные годы ВНИИтрансмаш.

Студент А.И. Савин в 23 года был назначен главным конструктором КБ Горьков-ского артиллерийского завода. Дипломная работа А.И. Савина - 57-мм противотанковое орудие - удостаивается Сталинской премии. В дальнейшем академик А.И. Савин стал Генеральным конструктором ЦНПО «Комета», создателем глобальной информационной системы предупреждения о ракетном нападении.

В 1945-1962 гг. МГТУ направил в ядерную отрасль больше инженеров, чем любой другой вуз страны. Создание Федерального ядерного центра в г. Саров (ОКБ-11 в г. Арза-

мас-16) проходило под руководствомдирек-тора этого предприятия, выпускника МГТУ, генерал-лейтенанта П.М. Зернова. Сплав плутония для первой советской атомной бомбы был получен под руководством бауманца академика А.А. Бочвара. На первой и ряде последующих советских подводных лодках стояли реакторы, созданные под руководством академика Н.А. Доллежаля, заведующего кафедрой ядерныхреакторов.

Отдельный раздел экспозиции - история военного образования. Бауманский университет - один из трех вузов России (два других - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет), где в 1926 году началось военное обучение студентов. Факультет военного обучения (ФВО) готовит офицеров запаса по 21 военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации. Факультет состоит из пяти военных кафедр (одна - в Калужском филиале университета) и кафедры гражданской обороны. Практическое обучение проводится на учебном полигоне в Дмитровском филиале университета, где размещена военная техника факультета. Целевое предназначение выпускников ФВО - подразделения, части, штабы и пункты управления различных видов Вооруженных Сил.

Тема 5. Бауманцы в Великой Отечественной войне.

В данной теме выделяются 4 раздела:

1. Студенты и преподаватели МВТУ на фронтахвойны.

2. Производственные мастерские МВТУ в годы войны.

3. Особенности организации учебного процесса в военный период. Эвакуация в Ижевск.

4. Наука - фронту.

В июле 1941 г. в Бауманском районе Москвы была сформирована 7-я дивизия народного ополчения, в которую вошло около 400 студентов и сотрудников МВТУ.

Дивизия попала в окружение в районе г. Вязьмы в октябре 1941 г. В память о ней на 242 км Минского шоссе установлен памятник погибшим бауманцам. Фотография по теме - вручение 7-й дивизии народного ополчения Красного Знамени. На переднем плане - секретарь МК ВКП(б) К.Ф. Калашников, 1-й секретарь Бауманского райкома ВКП(б) А.М. Чистяков, командир И.В. За-икин. Сентябрь 1941 г.

В октябре 1941 г. в Москве началось формирование коммунистических батальонов и рот. В 3-ю Коммунистическую дивизию вошло 100 бауманцев. Дивизия закончила войну в Прибалтике в феврале 1945 г. Представлены соответствующие документы и фотоматериалы.

Судьбы отдельных преподавателей и студентов МВТУ.

Николай Григорьевич Егорычев (19212005). Воевал в 3-й Коммунистической дивизии, был ранен. В дальнейшем был пер-

вым секретарем МГК КПСС (1962-1967), послом в Дании и Афганистане.

Добровольцем ушел на фронт секретарь комитета ВЛКСМ МВТУ А.П. Цибуля (погиб в июле 1941 г.). Могила А.П. Цибули находится в Псковской области.

Разведчица В.В. Патковская, замученная гестапо в 1942 г.

11 бауманцев за боевые заслуги были удостоены звания Героя Советского Союза. Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Е.Б. Пасько за годы войны совершила 800 боевых вылетов. В дальнейшем -преподаватель высшей математики МГТУ.

В годы войны коллектив МВТУ изготовил для фронта: мины различных калибров

- 2 млн. 702 тыс.; стволы для стрелкового вооружения - 60 тыс.; узлы для полковых минометов - 3 тыс.; детали гранат Сердюка

- 30 тыс.; противотанковые ружья - 3 тыс.

В октябре 1941 г. МВТУ было эвакуировано в г. Ижевск, где находилось до апреля 1943 г.

Ученые МВТУ в годы войны выполнили ряд работ, направленных на совершенствование оружия и боеприпасов и технологии их производства. В мастерских по приказу наркома вооружения Д.Ф. Устинова (воспитанника МГТУ) изготавливались опытные образцы противотанковых ружей системы ПКБ, детали для гранат системы Сердюка, впервые была применена в производстве технология отливки мин М-82 в кокиль.

Указанный метод, разработанный коллективом кафедры литейного производства (Н.Н. Рубцов, П.П. Жевтунов, И.С. Расторгуев, Н.А. Никонов), позволил увеличить производство мин в 30 раз и снизить в 2 раза их себестоимость. Метод был удостоен Сталинской премии и внедрен на 63 заводах. Данные разработки представлены сохранившимися фотоматериалами военного периода.

Профессор С.О. Доброгурский, заведовавший кафедрой «Приборы управления стрельбой», проводил исследования по совершенствованию работы прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а заведующий кафедрой деталей машин

М.А. Саверин занимался модернизацией производства драгунской винтовки.

Тема 6. Вклад бауманцев в развитие отечественной космонавтики.

Инженеры-бауманцы возглавляли работы по созданию практически всех основных типов ракетно-космических изделий - от баллистических ракет стратегического назначения до космических аппаратов для исследования дальнего космоса.

Создание ракетно-космической техники России возглавили бауманцы - Главный конструктор академик С.П. Королёв, его соратники Главный конструктор систем автономного управления академик Н.А. Пилюгин, Главный конструктор стартовых комплексов академик В.П. Бармин. Последний с 1959 по 1989 гг. возглавлял кафедру «Автоматические системы», которую ныне возглавляет его сын, И.В. Бармин, также выпускник МГТУ. В годы Великой Отечественной войны В.П. Бармин был Главным конструктором СКБ, занимавшегося доработкой опытных образцов пусковой установки и изготовления серийных боевых машин «катюш». В экспозиции на основе подлинных документов дана характеристика студенческого периода жизни С.П. Королева, Н.А. Пилюгина, В.П. Бармина, преподавательской деятельности С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, В.И. Кузнецова и др.

В создании космических систем военного назначения особая роль принадлежит главному конструктору академику В.Н. Че-ломею, который более 20 лет был заведующим кафедрой. Под его руководством были созданы крылатые ракеты морского базирования, ряд баллистических ракет, серия пилотируемых станций «Алмаз», длительно работающие двигатели на твердом топливе и др. Основу экспозиции, посвященной творчеству В.Н. Челомея, составят подлинные вещи ученого, полученные музеем от его семьи в 1994 г.

Во главе Министерства общего машиностроения и пришедшего ему на смену Рос-

сийского авиационно-космического агентства длительное время находились выпускники С.А. Афанасьев и Ю.Н. Коптев.

Велики заслуги МГТУ в создании российской авиации.Значительная часть российских конструкторов боевых самолетов - А.Н. Туполев, В.М. Петляков, П.О. Сухой, С.А. Лавочкин, В.М. Мясищев - были воспитанниками вуза. Школа авиационного двигателестроения представлена именами А.А. Микулина, Б.С. Стечкина,

A.Д. Швецова, В.Я. Климова и др.

Среди созданных в университете научно-педагогических школ выделяются школы механики конструкций ракетно-космической техники (В.И. Феодосьев, К.С. Колесников), баллистики, динамики полета снарядов, ракет и космических аппаратов, аэродинамики, физики и техники взрывных и ударных процессов и др. Школа проектирования артиллерийского и ракетного оружия ныне представлена работами В.В. Зеленцова, А.А. Королёва,

B.Н. Скоробогатского и др. Результаты исследований внедрены, в частности, при создании баллистических ракет «Пионер» и реактивной системы залпового огня «Смерч».

В Учебно-экспериментальном центре МГТУ в пос. Орево Московской области функционируют современные лаборатории ракетных двигателей, радиолокационной техники, прочностных испытаний, взрывных устройств и артиллерии.

МГТУ им. Н.Э. Баумана работает в тесном взаимодействии с предприятиями ракетно-космического и оборонного комплекса - РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хру-ничева, НПО машиностроения и др. Материалы о выпускниках МГТУ, работавших или ныне работающих на этих предприятиях, представлены в музее.

Тема 7. Современное состояние и элементы структуры МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В данном разделе представлена хроникальная информация о нынешнем состоянии университета. МГТУ имеет шестилет-

ний срок обучения, трехуровневую подготовку - бакалавриат, специалитет и магистратура.

Всего обучается около 19 тысяч студентов, более 750 аспирантов.

МГТУ имеет лицензию на подготовку бакалавров и магистров по 24 направлениям и дипломированных специалистов по 65 специальностям приборостроения и машиностроения.

В университете 100 кафедр и более 4,5 тысяч профессоров и преподавателей, в их числе 450 докторов наук и 3 тыс. кандидатов. Действуют 22 диссертационных Совета по защите докторских и 25 - кандидатских диссертаций по 62 специальностям.

За последние пять лет защищено более 100 докторских и 250 кандидатских диссертаций.

Обучение ведётся на 18 факультетах.

За период с 2000 г. было открыто обучение по 15 новым специальностям. Студенты имеют возможность получать вторую специальность.

Небольшой раздел посвящен филиалу МГТУв г. Калуге, который ведет подготовку по 11 направлениям науки и техники.

Ежегодно МГТУ выпускает около 2000 инженеров.

Активно проводится работа по новому набору более чем в 200 школах и лицеях. В экспозиции представлены материалы о Российской научно-социальной программе «Шаг в будущее», программе «Космонавтика» при факультете «Специальное машиностроение», молодежных программах МГТУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительное внимание уделено международным связям. В МГТУ обучаются более 800 иностранных студентов и аспирантов из 15 стран. Осуществляется сотрудничество по соглашениям с зарубежными университетами, преподавательская работа за рубежом, работа в различных международных организациях, стажировки, обмен студентами, научные конференции, обмен лекторами, издание совместных учебников и научных работ (образцы).

Около 200 студентов и аспирантов проходят обучение в ряде университетов США и Европы.

МГТУ активно участвует в работе международных ассоциаций университетов, в международной сети сотрудничества 50 университетов Европы и Азии из 15 стран. В 1997 году МГТУ принят в ассоциацию инженерных университетов Европы (TIME). С 1993 г. участвует в учебно-методических и научных программах Европейских образовательных сообществ.

Всего за время существования МГТУ выпущено более 160 тысяч инженеров.

Указом Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64 МГТУ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Тема 8. МГТУ им. Н.Э. Баумана - школа инженеров будущего. Перспективы развития университета в XXI веке.

В ближайших планах МГТУ - участие в Европейском соревновании молодых ученых (методические материалы), развитие связей с промышленными предприятиями, использование информационных технологий, мультимедийных средств, участие в Федеральной программе «Национальная технологическая база», создание новых филиалов кафедр на предприятиях машиностроительного и приборостроительного комплекса.

Данная часть экспозиции основана на современных разработках ученых университета, включает элементы технической выставки. Среди разработок, которые представлены в данном разделе, -дистанционно управляемый мобильный робот, работающий в зонах, опасных для человека, плазменные хирургические инструменты, образцы новых материалов и технологий их обработки и др., новейшие разработки в области информационных технологий, оптико-электронных приборов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.