может быть, содержание статьи иногда выглядит наивным. А потом, глядишь, и вырастут из нихтитаны научной мысли. Ведь многие сегодняшние профессора и доценты, доктора и кандидаты наук достигли научных успехов, пройдя именно этот путь.
Литература
1. Вернадский В.И. Развитие естествознания в
России. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. I. С. 27.
2. Научные школы Московского государ-
ственного технического университета имени Н.Э. Баумана: История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005; Основатели научных школ Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана: Краткие очерки / Под ред. Е.Г. Юдина, К.Е. Демихова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 632 с.
3. Федоров И.Б. Сохраняя и развивая традиции, двигаться вперед. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
OREHOVSKY A. SCIENTIFIC ACTIVITIES ON THE FACULTY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES
The article presents the main trends of the scientific activities of the social sciences and humanities faculty, shows its peculiarities in conditions of technical university. Scientific directions of the faculty chairs, forms and methods of their work are viewed.
Key words: scientific directions, social sciences and the humanities, scientific outlook, humanitarian training of engineers.
М.Ю. КОНОНОВА, доцент
Педагогический процесс и воспитание студентов в техническом вузе
В статье описана организация воспитательной деятельности на факультете социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана. Обозначена роль воспитания в становлении личности инженера и повышении качества профессиональной подготовки научно-технических кадров. Изложен ряд задач духовного просвещения современных студентов.
Ключевые слова: воспитание в техническом вузе, стратегия воспитательной деятельности, ценность научно-технической деятельности, профессиональная и социальная компетентность.
В связи с реформированием высшего образования в России изменяются требования к подготовке студентов технических вузов. От подготовки специалиста определенного профиля акцент смещается в сторону воспитания компетенций, связанных с его социальной адаптацией, а также с «обязанностями перед обществом, коллективом сотрудников и собственным развитием» [1].
В системе воспитания студентов, сложившейся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, фа-
культет социальных и гуманитарных наук (ФСГН) традиционно занимает особое место. Это, пожалуй, единственное подразделение университета, профессионально ориентированное на формирование духовного мира и культуры студентов. Кафедры истории, политологии, философии, юриспруденции, культурологии и социологии объединенными усилиями помогают студентам сориентироваться в мировоззренческих проблемах, социальных противоречиях и конфликтах, во внутренней и международной
политике нашего государства, тенденциях развития науки и техники. Педагогический процесс на ФСГН включает передачу ценностей, социализацию, создание условий для самореализации личности.
Формы воспитательной работы на факультете, как и в университете в целом, с течением времени менялись в зависимости от целей профильной подготовки. В разные периоды истории российского общества они находили отражение в его политике и, соответственно, в содержании высшего образования. Понимание современных требований, предъявляемых к воспитательной работе действующим законодательством в сфере образования, включая разрабатываемые в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты, а также оценка перспектив развития системы воспитания в техническом вузе невозможны без учета изменений, произошедших в общественном устройстве современной России.
В условиях экономической нестабильности отрицательное влияние на воспитательный процесс оказывает стихийная социализация молодежи. При этом в молодежной среде наблюдается доминирование ценностей личного преуспевания любой ценой над ценностями коллективного, общественного благополучия. Такое социально незрелое поколение оказывается неготовым к совместной жизнедеятельности в обществе. Этим, на наш взгляд, обусловлена социальная направленность реформирования отечественной системы высшего образования, а равно и воспитания, так как одно без другого не существует. Для устранения указанного перекоса в мировоззренческих поисках молодежи должного стратегического решения пока не найдено. В действующем законе «Об образовании» одной из центральныхзадач современного образования, а следовательно, и воспитания, значится «формирование способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии» [2]. По
сути, речь идет о формировании у личности соответствующих качеств, которые затем реализуются в ее поведении и социальной практике. Это и есть результат воспитания, но его достижение, очевидно, требует многих лет и выходит за рамки периода обучения студента в вузе. Как же оценивать состояние объекта воспитательной деятельности в вузе в соответствии с указанной долгосрочной целью и что должно стать реальным результатом воспитания
- пока не совсем ясно.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана стратегия воспитания предполагает переход от абстрактных целей и идеалов воспитания к реально осуществимому операциональному плану. При таком подходе в оценку успешности решения воспитательных задач, наряду с качественными показателями, включаются количественные характеристики, отражающие в том числе время достижения планируемых результатов.
Современные требования к научно-технической политике государства связаны с необходимостью достижения высоких результатов в прорывных направлениях развития науки и техники (см., например, проект «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года»). Решение этой стратегической задачи требует привлечения дополнительных социальных ресурсов. Речь идет о вовлечении - прямо или косвенно - в процесс реализации научно-технической политики государства широких масс граждан. Между тем вопрос о дефиците квалифицированных рабочих, инженеров, техников на российском производстве стоит сегодня весьма остро.
Экономическая и политическая нестабильность современного российского общества негативно сказывается на нравственном состоянии молодежи. Соблазны «экранной » жизни снижают у нее потребность в самостоятельном выборе образа жизни и профессионального пути. Студенты технических вузов нередко разочаро-
вываются в выбранной профессии, некоторые уходят из вуза, многие устраиваются на работу не по профилю приобретенной специальности.
Эта ситуация находит отражение в меняющихся социальных ориентирах отечественной системы высшего образования. В советский период развития страны в определении целей и задач технического образования акцент делался в большей степени на профессиональную подготовку специалистов в соответствии с нуждами страны, народного хозяйства и экономики [3]. Согласно современной концепции образования повышается значение так называемых социальных компетенций, отвечающих за общую адаптацию выпускников в обществе
- независимо от реализации их профессионального потенциала. Таким образом, наблюдается некоторое противоречие в целях современной системы высшего образования, отражающее противоречие между заинтересованностью общества в социализации современной молодежи “любой ценой” и объективной потребностью общества в развитии науки и техники. В разрешении этого противоречия факультету СГН помогают традиции нашего университета, а именно - традиции профессионально-трудового воспитания, сущность которого заключается в приобщении студента к профессиональным ценностям. Система воспитания в МГТУ им. Н.Э. Баумана обеспечивает воспитание у студентов прежде всего любви к профессии инженера независимо от развиваемых в данный период образовательных трендов. На протяжении всего периода обучения во всех видах учебной и внеучеб-ной работы в университете зримо и незримо присутствует вектор профессии.
Сегодня главным ресурсом поступательного развития общества становятся не просто профессионалы, а люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей общества. Такова реальность, которая обусловила становление МГТУ им. Н.Э. Баумана как
исследовательского и инновационного высшего учебного заведения.
Для того чтобы генерировать новые идеи, будущим инженерам и ученым необходимы научно-техническая интуиция, воображение, склонность к синтезу знаний. Все это предполагает развитие образного мышления, с помощью которого идеи и гипотезы воплощаются сначала в наглядночувственных образах, а затем и в реальных объектах. Научные и технологические прорывы происходят, как правило, на стыке различных дисциплин, на основе перетекания идей-ассоциаций из одних видов деятельности в другие. Это требует подготовки специалистов междисциплинарного профиля, что обеспечивается соответствующим обучением и воспитанием. Овладение представителями инженерных специальностей методологией «гуманитариев» способствует не только формированию у них богатой картины мира, но и выходу профессионального мышления на новые уровни постижения системных связей.
Такого рода подготовка предусматривает использование в педагогическом процессе как технологий, стимулирующих познавательную деятельность студентов, так и методов, вдохновляющих их на социальное созидание. Напротив, дефицит гумани-
тарной подготовки, отсутствие навыков работы в системе «человек - общество -техника» ведут к социальной незрелости студентов, снижению эффективности их профессионально-трудовой деятельности.
Организация воспитания на факультете социальных и гуманитарных наук имеет долгую историю, за десятилетия его деятельности сложились разнообразные способы, формы и методы работы. Достаточно вспомнить школу лектора-международ-ника, организованную в 60-е годы по инициативе известного лектора П.Н. Ни-Ли. Она объединяла студентов, способныхув-лекательно рассказывать о преодолении противоречий в обществе, о проблемах международной политики, о новейших достижениях науки и техники и их социальной значимости. Школа быстро выросла в институт профессиональной подготовки молодых лекторов, пропагандистов и преподавателей. В 1980 г. школа была преобразована в Институт социально-политических проблем, который получил всесоюзную известность. Его выпускников можно встретить сегодня в российских властных структурах, средствах массовой информации, общественных организациях, научных и промышленных предприятиях. Они не только добились серьезных успехов в профессиональной деятельности, но и воспитали поколение молодых ученых, инженеров и общественных деятелей. Таким образом, было положено начало традиции исторической преемственности воспитания и в самом МГТУ им. Н.Э. Баумана, и за его пределами.
Ярким примером продуктивного объединения наших выпускников является Клуб Императорского технического училища. Многие члены этого клубы в свое время стали активными участниками просветительской и воспитательной работы на факультете социальных и гуманитарных наук. Сегодня клуб реализует ряд проектов по поддержанию и развитию студенческого профессионального самосознания, расши-
ряет поле научной и инженерной деятельности в вузе.
В период с 2001 по 2008 гг. в рамках Института социально-политических технологий действовало несколько направлений воспитательной работы со студентами. Были организованы курсы по совершенствованию социогуманитарной подготовки активистов молодежных общественных организаций при участии известных экспертов в области политологии, философии, социального управления, искусства, бизнеса. При поддержке нашего выпускника, ныне депутата Государственной Думы РФ М.Н. Мищенко семинар-клубом «Диалог» ФСГН совместно с Национальным институтом «Высшая школа управления» организованы образовательные курсы по широкому кругу вопросов, связанных с модернизацией экономики и политической системы современной России. Состоялись тренинги по искусству делового общения, проведению рекламных кампаний, деловых совещаний, командообразованию и другим направлениям в целях совершенствования навыков социального взаимодействия. В настоящее время на кафедре социологии и культурологии под руководством доцента А.В. Чернышевой организован еженедельный тренинг по развитию творческих способностей студентов и групповому взаимодействию.
В 2007 г. в связи с годом Китая в России семинар-клуб «Диалог» организовал Китайский клуб. В течение весеннего семестра студенты, интересующиеся культурой Китая, - а таких набралось два десятка, -под руководством опытного педагога изучали путунхуа - наиболее распространённую разновидность китайского диалекта. Параллельно участники приобретали знания в области страноведения, знакомились с некоторыми аспектами культуры Китая. Несмотря на то, что курсы не имели профессионального продолжения, они оказали положительное влияние на дальнейшую деятельность его участников. В частности,
несколько человек посетили Китай, причем это были не только туристические, но и образовательные поездки.
За период с 2005 г. семинар-клубом «Диалог» было проведено более 40 встреч студентов и профессорско-преподавательского состава столичных вузов с видными общественными деятелями и ведущими экспертами самого широкого профиля. Благодаря этому укрепился не только внутренний фундамент научно-технического сообщества МГТУ им. Н.Э. Баумана, но и его внешние связи. Гостями нашего университета стали: заместитель главы Администрации президента В.Ю. Сурков, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, начальник главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ Н.И. Резник, губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, директор Института общественного проектирования В.А. Фадеев, директор «Центра корпоративного предпринимательства» С.Б. Чернышев, начальник лаборатории Института ядерных реакторов РНЦ «Курчатовский институт» С.А. Субботин, писатель М. Калашников, писатель А.П. Паршев, политолог С.Г. Кара-Мурза, диакон Андрей Кураев, директор института астрономии РАН Б.М. Шустов, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН И.В. Ермакова, депутат Государственной Думы РФ С.А. Марков, директор Центра международных исследований Института США и Канады А.И. Уткин, директор Института экономических стратегий РАН А.И. Агеев и др.
Большое внимание на факультете СГН уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения. Наряду с обсуждением со студентами актуальных вопросов, касающихся каждого и судьбы страны в целом, оно включает традиционные выезды в музеи боевой славы, а также организацию концертов, посвященных памятным датам. Весной 2010 г. кафедрой истории была проведена студенческая конферен-
ция на тему «Современная историография Второй мировой и Великой Отечественной войны». По радио университета состоялась трансляция страничек памятных дат и песен времен Великой Отечественной войны. Студенты и профессорско-преподавательский состав факультета посетили Центральный музей Вооруженных сил, а также встретились с участниками парада на Красной площади 1941 г. Важной частью юбилейных мероприятий стал конкурс студенческих работ, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
На факультете значительное внимание уделяется эстетике интерьера, которая способствует приобщению студентов к непреходящим ценностям благодаря освещению социально и духовно значимых для России событий. В учебных помещениях размещены стенды с информацией о героях Великой Отечественной войны, сведения о символах российской государственности, портреты и изречения великих мыслителей и философов, чьи труды заложили основы современного научно-технического знания.
Руководство факультета поощряет участие студентов, аспирантов и преподавателей в художественно-творческой деятельности. Под руководством члена Союза писателей России И.Г. Тихой-Тищенко на факультете действует межвузовский центр «Звук - Музыка - Культура ». Данное направление развивается в сотрудничестве с военными вузами. Курсанты военной академии им. Петра Великого и Серпуховского военного института являются постоянными участниками фестиваля патриотической песни университета, вокальных конкурсов и других культурно-массовых мероприятий.
Пройдя школу общественных объединений и творческих коллективов, студент ФСГН приобретает навыки организатора, а также личностные качества, необходимые современному ученому, инженеру, руководителю, общественному деятелю. Суще-
ственную роль в становлении личности здесь играет развитие студенческого самоуправления. Ряд мероприятий факультета проводится при активном творческом взаимодействии со Студенческим советом МГТУ им. Н.Э. Баумана, его председателем П.Б. Дермером, а также с главным «координационным центром» воспитания в университете - проректором по воспитательной работе А.И. Соловьевым.
Основным ресурсом студенческих общественных инициатив в университете являются не столько финансовые средства, сколько моральная поддержка со стороны старшего поколения. Воспитательная среда вуза формируется на основе единства коллектива педагогов и студенчества, их солидарной активности. И здесь неоценима роль педагогического мастерства воспитателя, которое базируется не на «авторитарной педагогике», а на «педагогике сотрудничества», на умении использовать личностно-ориентированный подход к каждому студенту.
Существенным фактором развития воспитательной работы является отношение к ней руководства факультета - неравнодушное, пропитанное стремлением создать в вузе такую атмосферу, когда преподаватели и студенты становятся равноправными субъектами процесса образования. Один из важнейших принципов воспитания на ФСГН - целостность и непротиворечивость декларируемых ценностных установок и реальных действий воспитателей. Затруднительно перечислить в рамках одной статьи все то много-
образие мероприятий для студентов, которые во времена своего управления факультетом инициировали или поддержали его деканы П.А. Носов, Г.Л. Волохова, В.Г. Ба-залин, Н.Г. Багдасарьян, В.Н Ремарчук.
В этом плане очевидно, что одним из ведущих направлений дальнейшего совершенствования системы воспитания в техническом вузе является воспитание самих воспитателей. Достижению этой цели способствует организация всероссийской научно-методологической конференции «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров» [4] . Часть проблем и вопросов, обсуждаемых ее участниками, напрямую связаны с необходимостью развития и совершенствования педагогического процесса на факультете социальных и гуманитарных наук. Несмотря на смену социально-поли-тическихприоритетов в истории современной России, воспитательный процесс в университете и на факультете социальных и гуманитарных наук никогда не прерывался. Нами сегодня есть чему и у кого поучиться. Но нам есть и что предложить. В настоящее время воспитательная работа факультета направлена на:
• воспитание у студентов гражданских, патриотических и профессиональных качеств, утверждение в студенческой среде научного мировоззрения, ценностных ориентаций, способствующих самореализации инженера;
• выработку уважительного отношения студентов к ценностям научно-технической деятельности и потребностям общества;
• формирование на факультете культурной среды, способствующей формированию гармоничной личности студента как субъекта деятельности, - среды, в которой студенты и преподаватели оказываются союзниками в достижении общей цели познания и созидания;
• выявление талантливой молодежи и создание условий для реализации ее научно-технического творческого потенциала;
• развитие студенческого самоуправления, социальной и профессиональной инициативы как важнейший элемент вос-
питательной деятельности по формированию у студентов организаторских и управленческих навыков, по развитию у них качеств социальной ответственности.
Литература
1. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в
вузе: методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. С. 99.
2. ФЗ «О высшем и послевузовском професси-
ональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125, ст. 8; Проект федерального закона «Об образовании». URL: http://www.rg.ru/ 2010/12/ 01/ obrazovanie-dok.html
3. Высшее образование // Большая советская
энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 487 с.
KONONOVA M. THE PEDAGOGICAL PROCESS AT TECHNICAL UNIVERSITY The article describes the pedagogical activities of the faculty of social sciences and the humanities of the Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. It denotes the educational role in the formation of an engineer personality and improvement of the quality of vocational training of scientific and technical personnel. A number of problems of spiritual education of modern students is discussed.
Key words: pedagogical process at technical university, strategy of educational activity, value of scientific-technical activity, professional and social competence.
Второе образование
Л.В. КАНСУЗЯН, доцент в техническом вузе:
достоинства и перспективы
В статье раскрываются наиболее общие вопросы организации второго высшего образования на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана, в частности, на примере факультета социальных и гуманитарных наук.
Ключевые слова: технический вуз, инженер, гуманитарное образование, второе высшее образование.
Все мы хотим жить в благополучном соответствующую стратегию - не игнори-обществе, а для этого следует выстраивать ровать вызовы современности, а отвечать