Научная статья на тему 'Межвузовский центр «Звук Музыка Культура»'

Межвузовский центр «Звук Музыка Культура» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихая-тищенко Инна Генриховна

В статье прослежена эволюция центра «Звук Музыка Культура», деятельность которого является неотъемлемым элементом системы эстетического воспитания студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрена роль центра в формировании социогуманитарной культуры современного инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовский центр «Звук Музыка Культура»»

миру и природе. В рамках технических наук такие цели не ставятся, лишь опыт социально-гуманитарного знания способен перенацелить технико-технологическую деятельность современного инженера на улучшение качества жизни и обеспечение безопасности проживания самого человека. В темпоральном отношении современное общество не имеет аналогов в мировой цивилизации. Изменения происходят так быстро, что не успевает перестраиваться не только косный социальный институт, каковым является высшая школа, но и отдельные талантливые аналитики, которые не способны быстро и объективно осмысливать происходящие изменения без постоянного накопления и переосмысления накопленного знания.

Можно утверждать, что второе образование сегодня становится важнее первого, поскольку выбор здесь делает зрелый, сформировавшийся человек. Человек, понимающий не только свои способности и возможности, но и устройство и потребности окружающего мира; он гораздо легче

способен самореализоваться через сознательно выбранную профессию. Элемент случайности во втором случае сведен к минимуму, ибо на втором высшем обучается обычно семейный и работающий студент. Он не может позволить себе пустую трату времени на приобретение «мертвого» знания. Что же касается наших преподавателей, то эта работа не только приносит им дополнительный доход, но и служит импульсом для постоянного творческого саморазвития и самореализации.

Цели второго высшего образования на факультете социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана связаны как с поисками ответов на вызовы современного общества, так и с задачами формирования у молодого специалиста значимых сегодня компетенций. Социально-гуманитарные дисциплины аккумулируют опыт человечества в области позитивных ценностей, усвоение которых позволит осуществить инновационный прорыв не только в технико-технологической сфере, но и в социуме в целом.

KANSUZYANL. THE SECOND DEGREE AT TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article discusses the current problems of the second higher education at technical universities, namely, the segment of Social sciences and Humanities.

Key words: technical institution, engineer, Humanities, second higher education.

Межвузовский центр

И.Г. ТИХАЯ-ТИЩЕНКО, доцент «Звук - Музыка -

Культура»

В статье прослежена эволюция центра «Звук - Музыка - Культура », деятельность которого является неотъемлемым элементом системы эстетического воспитания студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрена роль центра в формировании социогуманитарной культуры современного инженера.

Ключевые слова: культура, эстетика, ценности культуры, музыкальная культура, изобразительное искусство.

Учебный процесс в высшей школе пред- ятные условия для полноценного развития полагает наличие в стенах вуза особой куль- будущего специалиста. Поэтому создание турной среды, обеспечивающей благопри- межвузовского центра «Звук - Музыка -

Культура» при факультете социальных и гуманитарныхнаукМГТУим. Н.Э. Баумана не было случайным. Начало работе центра было положено организацией в университете круглых столов и конференций, постоянными участниками которых стали известные музыковеды и культурологи ведущих московских вузов. В настоящее время основной акцент в деятельности центра делается на непосредственной воспитательной работе со студенческой аудиторией.

Решение проблемы становления волевой и целеустремленной личности как носителя профессионального интеллекта многопланово и, среди прочего, предполагает организацию внеаудиторной деятельности студентов и студенческих групп. Во всем многообразии наметившихся в данном направлении тенденций межвузовский центр «Звук - Музыка - Культура» концентрирует внимание на таком немаловажном аспекте подготовки специалистов, как формирование развитого эстетического вкуса, усложнение критериев эстетического выбора, развитие самосознания студентов через постижение исконных ценностей культуры.

Эстетическое отношение к действительности является неотъемлемым компонентом духовного совершенствования; через него преломляется видение человеком как жизни в целом, так и профессии в частности. Посредством искусства осуществляется развитие эмоционального интеллекта личности, его деловых и управленческих качеств. Согласно выдающемуся психологу П.В. Симонову, потребность, породившая искусство, есть потребность в познании обобщённой сущности человека. А известный немецкий эстетик и психолог Т. Липпс отмечал, что искусство преображает личность, дает ощущение значительности своей жизни. Развитое чувство прекрасного побуждает человека к поиску и воплощению гармонии в различных видах деятельности. Александр Блок, размышляя над истоками творческих начал куль-

туры, определял их как «музыкальность », исчезновение которой грозит перерождением культуры в цивилизацию - «механическую» деятельность по «созданию вещей».

Опыт показывает, что студенты, серьёзно осваивающие науки - математику, естествознание, медицину - и где-то в глубине души научившиеся улавливать их внутреннюю гармонию и красоту, интеллектуально готовы к восприятию классической музыки. Помочь молодёжи в духовном восхождении - одна из важнейших задач воспитательного процесса в высшей школе. Очевидно, что чувствовать, понимать и созидать настоящее современный человек может лишь руководствуясь классическими традициями. В этом свете целью межвузовского центра «Звук -Музыка - Культура» является развитие эстетического вкуса и эмоционального интеллекта студенческой молодёжи как дополнительного к специальному образованию фактора формирования личности будущего специалиста.

В соответствии с поставленной целью центр в своей деятельности ориентирован на решение следующих основных задач:

- поиск и адаптация к потребностям студенческой среды традиционных и инновационных форм нравственно-эстетического воспитания студентов, разработка соответствующих методических материалов, освещение проводимой работы в научных и публицистических изданиях;

- организация творческихвстреч студентов различных московских вузов с представителями художественной интеллигенции, деятелями культуры, работниками сцены.

- знакомство студентов с различными филармоническими и концертными залами, посещение концертов классической музыки, проведение дискуссий и беседв соответствии с тематикой художественных программ.

В качестве ведущего направления в деятельности центра выбрано ознакомление студенческой молодёжи с произведениями классической и народной музыки. Основное поле деятельности - организация и проведение или же посещение публичных мероприятий, таких как концерты, лекции, выставки, встречи с приглашением экспертов-искусствоведов, представителей артистической среды. Сюда, в частности, относятся творческие встречи с исполнителями, композиторами, поэтами, литераторами, публицистами, художниками; проведение и посещение концертов вокальной, инструментальной и народной музыки; организация вечеров художественного слова и литературно-музыкальных композиций, лекций и дискуссий по проблемам здорового образа жизни и социального здоровья.

Студенты постоянно получают информацию о концертах классической музыки и посещают такие филармонические залы Москвы, как Большой, Малый и Рахмани-новский в Московской консерватории, залы Российской академии музыки им. Гне-синых. Поддерживаются дружеские и деловые контакты с «Творческим объединением по эстетическому воспитанию молодежи "Музыкальная юность"» и Музыкальным обществом Москвы.

Именно здесь, в филармонических залах, присутствует дух гармонии, столь необходимый интенсивно формирующемуся уму, дух вдохновляющий, облагораживающий, возвышающий. И молодые интеллектуалы, впервые оказавшись на концер-тахинструментальной или вокальной классики, мгновенно включаются в новую для себя атмосферу особых эмоциональных состояний и чувств, преображаются, взрослеют, совершают незабываемые открытия. Полученные нами отзывы говорят о том, что после посещения студентами филармонических залов у них возникает искренняя и живая заинтересованность в освоении сложного эстетического пространства. Приведём лишь некоторые выдержки из отзывов на программы центра «Звук - Музыка - Культура»:

«С концерта я уходил, нет, скорее -летел, как на крыльях, на душе было тепло и легко... » (Павел Перевязко, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2-й курс);

«Этот поход в театр был удивительным. Во мне проснулись новые эмоции и чувства... Спасибо за такое великолепное ощущение!» (Никита Белый, МГТУ им. Н.Э. Баумана);

«Вышли после концерта, а на душе ясно и легко... Романсы навсегда останутся частицей моих музыкальных пристрастий! » (Григорий Куковенко, ПМГМУ им. Сеченова, 2-й курс);

«пПосле концерта мой внутренний мир как будто выстраивается, приходит в порядок... Жаль только, что ощущение это не вечно » (Мария Ильина, ПМГМУ им. Сеченова, 3-й курс).

Невозможно не отметить некую едва ли не врожденную мудрость душевного, сердечного восприятия музыки столь разными, непохожими друг на друга молодыми людьми, в большинстве своем впервые оказавшимися на классическом концерте. Они открывают для себя иные грани человеческого совершенства, эмоциональных состояний и чувств, становятся искренними по-

клонниками художественных талантов и преданных искусству мастеров.

По всей видимости, существует некое сходство в становлении научного и художественного интеллекта. Чтобы понять глубинные истоки музыкального и любого другого творчества, молодёжи особо необходимы встречи с музыкой и со «служителями муз», способными воплотить их в своём исполнении, аранжировках, тем-по-ритмах. Так, наши студенты являются постоянными посетителями ставшего уже традиционным симпозиума «Орган в XXI веке », слушателями отчётных концертов различных классов - вокальных, инструментальных, хорового дирижирования, оперной студии. Эпитеты «превосходно», «завораживающе», «просветлённо», искренние слова благодарности молодым артистам сопровождают все отзывы студентов, в большинстве своём впервые открывающих для себя Гнесинку и её залы, богатую палитру музыкального исполнительства. С большим интересом студенты посещают программу «Возвращение пророков» в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, которую вот уже несколько лет организует и ведёт журналист и искусствовед, она же - преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Светлана Георгиевна Гала-ганова.

Деятельность центра «Звук - Музыка -Культура» осуществляется в тесном взаимодействии с Дворцом культуры МГТУ и его директором - заслуженным работником культуры РФ Владимиром Петровичем Бак-лаженко. В нашей гостиной «Русский камертон», организованной совместно с ДК при поддержке деканата факультета социальных и гуманитарных наук, выступали: солист Большого театра народный артист России Петр Глубокий и его ученики; главный дирижер Государственного ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева, заслуженный работник культуры РФ Олег Тарасов (с оркестром народных инструментов имени Н. Будашкина и оркестром баянис-

тов и аккордеонистов РАМ им. Гнесиных); Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» п/у народного артиста СССР Анатолия Полетаева. Своим сопрано покорила как академическую публику, так и студенческую молодёжь, лауреат международных конкурсов кинорежиссёр и певица Елена Стрижевская. Состоялись встречи с корреспондентом Первого канала ЦТ, талантливым поэтом, автором и исполнителем своих произведений Сергеем Гапоновым, репортажи которого транслируются из различных горячих точек планеты. А пианист Вячеслав Грязнов, ныне ведущий солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов, давал концерт на сцене МГТУ, будучи ещё студентом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Программу «Любите музыку, поэты...», задуманную в камерном формате музыкально-поэтического салона, сопровождал Наиль Мавлюдов, получивший Гран-при престижного международного конкурса пианистов; стихи русских поэтов-классиков читали актер Ярослав Иванов и студенты театрального факультета Института гуманитарного образования. В программе «Чтоб ныне живущие вспомнили всех.» выступили профессора - участники Великой Отечественной войны Анатолий Николаевич Чеканов и Евгений Александрович Ануфриев, а с музыкальным приношением ветеранам в нашей гостиной выступил замечательный вокальный ансамбль курсантов Серпуховского военного института ракетных войск. Каждое из вышеназванных мероприятий заслуживает отдельной публикации, а его участники - особой благодарности.

Пережитый эмоциональный всплеск, радость от соприкосновения с настоящим, истинным, подлинным остаются в памяти, пробуждая жажду новых эстетических впечатлений, окрашивая бытие светом иных реалий и смыслов. Вольно или невольно сей лучик проскальзывает затем и на учебных заняти-

ях, в наших «метафизическихштудиях», что позволяет обращаться к музыке в поисках жизнеутверждающего мирочувствования, миропостижения, мировоззрения.

Безусловно, для развития философского мышления значимы как разнообразная художественная информация, так и всевозможные эстетические ассоциации. Но речь даже не о них, а о возможности развития эмоционально-чувственной культуры личности и на этой основе пробуждения в ней иных, более высоких интеллектуальных способностей. В каком-то смысле музыкальная классика - это не что иное, как воплощённый в звуке эквивалент музыки разума, а она - неотъемлемый атрибут культуры мыслящего человека, ко-

торый формируется и воспитывается отнюдь не только через науку. Овладение научным мышлением - условие необходимое, но явно недостаточное для становления творчески независимой, свободной личности. Дерзновению, творческому порыву нужна опора, внутреннее равновесие, глубинная основа - именно её нам и позволяет обрести музыка во всём многообразии ее стилей, форм, жанров. Так постепенно через искусство укрепляется чувство человеческого достоинства, формируется интеллигентность, постигаются ценности аристократического духа, способного чувствовать и понимать лад и полифонию, а в своей деятельности воссоздавать гармонию.

TIKHAYA-TISCHENKO I. INTER-UNIVERSITY CENTRE "SOUND - MUSIC -CULTURE"

The article describes the evolution of the centre "Sound - Music - Culture". Its activities is as an integral part ofMSTU system of aesthetic education of students. The role of the centre in forming the socio-humanitarian culture of a future engineer is shown. Key words: culture, aesthetics, cultural values, music culture, fine arts.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 5—7 октября 2011 г., г. Казань

Научная школа с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития» и дискуссионная площадка «Содержание ВПО для инновационного развития»

Международное общество по инженерной педагогике (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik, IGIP) и Российский мониторинговый комитет IGIP совместно с Общественной палатой Республики Татарстан и Министерством образования и науки Республики Татарстан при поддержке Российского союза ректоров, Национального фонда подготовки кадров, Ассоциации инженерного образования России, Ассоциации технических университетов РФ, Международной академии наук высшей школы планируют проведение на базе Казанского национального исследовательского технологического университета научной школы с международным участием на тему «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития». В рамках научной школы будет организована дискуссионная площадка «Содержание высшего профессионального образования для инновационного развития».

Цель данных мероприятий — выработка концептуально обоснованных рекомендаций по реформированию высшего технического образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития России и Татарстана, а также поддержка общественно значимых проектов и инициатив среднего и малого предпринимательства в сфере образования, содействие профессиональной и социальной мобильности кадров в перспективе интеграции российского образования и науки в мировое образовательное и научное пространство.

Направления работы:

• специфика и методология современной инженерной деятельности;

• инженерное образование и его потребители: кому нужны бакалавр, специалист, магистр;

• инновационные формы связи рынка образования и рынка труда в условиях перехода на уровневую систему образования;

• выстраивание эффективного партнерства с инновационными структурами, ориентированными на международные научные и образовательные тренды;

• социальное партнерство на всех уровнях высшего технического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура);

• ДПО и переподготовка кадров в свете концепции непрерывного образования;

• особенности отечественной инженерной педагогики, некоторые итоги и перспективы сотрудничества с IGIP.

В рамках научной школы Национальным фондом подготовки кадров планируется проведение семинара «Национальные исследовательские университеты как центры инновационной активности» для руководителей национальных исследовательских университетов.

Вработе научной школы и дискуссионной площадки примут участие представители федеральных университетов, руководители национальных исследовательских университетов, ведущих отечественных технических университетов, а также центров инженерной педагогики России, Украины, Казахстана и Эстонии.

Регистрация участников: 5 октября 2011 г. с 9 до 11 часов

г. Казань, ул. Пушкина, 86, Национальный культурный центр «Казань»

Контакты: тел. 8 (843) 231-41-34, 8 (843) 231-41-17; факс 8 (843) 231-41-17; e-mail: [email protected], сайт: www.kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.