УДК 316.34/35 ББК 71.4
Ю.В. Ветошкина
ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ
Рассматриваются два городских сообщества - образовательное и досуговое с точки зрения занятия письменными практиками. Выявлены сходства и различия в организации деятельности, правилах и нормах, ценностях, разделяемых членами сообществ, определена основная роль письменных практик в современной городской среде. Интервьюирование участников двух сообществ по методике С. Квале позволило провести сравнительный анализ. Использование аналогичных по содержанию технологий, отношение к письму, как к определенной культурной ценности, и терапевтическая функция письменных практик - это то, что объединяет исследуемые городские сообщества. Выявлено, что эта деятельность в рамках сообществ реализуется с разными целями, следовательно, нормы и правила, фигуры организаторов, а также эффекты от процессов значительно разнятся. В образовательном сообществе письменные практики - это основной инструмент для эффективной учебной деятельности и получения результата в виде умения владеть письменной речью, в досуговом сообществе письменные практики - это вспомогательный инструмент для эффективной вторичной социализации.
Ключевые слова:
городская культура, городские сообщества, досуг, письменные практики, письмо, терапевтический эффект, тьютор, учебный курс, фрирайтинг.
Ветошкина Ю.В. Письменные практики в современной культуре: сравнительный анализ двух городских сообществ // Общество. Среда. Развитие. -2021, № 1. - С. 38-45.
© Ветошкина Юлия Владимировна - кандидат культурологи, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь; e-mail: [email protected]
О
В современном городе многие культурные практики постепенно становятся традиционными и даже архаичными. На данный момент мы наблюдаем трансформацию процесса письма. Практику письма от руки можно обнаружить в образовательных институциях - школах, ссузах, вузах. И даже здесь мы обнаруживаем все большее проникновение гаджетов в образовательную среду. Использование ноутбуков, планшетов для записи лекций и во время практических занятий становится обыденным явлением в стенах высших учебных заведений. Современная ситуация благоприятствует этой тенденции, делая процесс письма от руки все большим анахронизмом. Подчас взрослый человек, горожанин, столкнувшийся с ситуацией, в которой ему приходится много писать, осознает то, насколько данный навык отчасти атрофировался; требуется какое-то время для того, чтобы снова актуализировать процесс ручного письма, сделать его автоматическим.
Складывается ситуация, при которой процесс письма от руки в одном пространстве вытесняется, а в другом продолжает сохраняться, являясь при этом определенной ценностью. В статье будут рассмотрены два сообщества, основанием для сближения которых и последующего
сравнения послужило явление, именуемое письменными практиками.
С одной стороны, мы рассмотрим явление письменных практик как технологию, реализуемую определенными высшими учебными заведениями, с другой - письменные практики, которые становятся отправной точкой в досуговой деятельности некоторых городских сообществ.
Материалы и методы
Письменные практики как образовательная технология используются в деятельности, реализуемой философско-со-циологическим факультетом Пермского государственного национального исследовательского университета. Два учебных курса, «Мышление и письмо» для бакалавриата и «Коммуникации в профессиональной и академической среде» для студентов-магистров, используют технологии критического чтения и письма. «Мышление и письмо» - это вводный семинар, который входит в программу первого курса и является обязательным для студентов всех направлений философско-социоло-гического факультета. Основная цель данной дисциплины - сформировать умение самостоятельно работать с текстами разных жанров и применять полученные знания при создании собственных текстов.
Курс «Коммуникации в профессиональной и академической среде» - это следующая ступень в оттачивании навыков чтения и письма. Дисциплина направлена на обсуждение и исследование различных способов письма, развитие умений и навыков написания академических и неакадемических текстов: эссе, рецензий, текстов в цифровом поле.
Письменные практики стали базой и для создания групп по интересам в пространстве современного города. Изучаемыми сообществами города Перми стали «Письменные практики» (ведущая - Мария Кобелева) и «Завтраки с Tesoro Notes» (ведущая - Екатерина Косолапова). Письменные практики (ПП) в этих сообществах выступают как инструмент познания самого себя. Далее мы будем именовать эти сообщества городскими или досуговыми. В данном случае сошлемся на исследователя понятий «досуг» и «свободное время» О.С. Жамсуеву: «Досуг является структурной частью свободного времени, безусловно, они имеют множество сходств, но есть и различия, главное из которых заключается в том, что, если «свободное время» может быть как деятельным, так и ничем не занятым, то «досуг» - это всегда деятельность» [5, с. 109]. Важно, что в основе этой деятельности лежит свободный выбор.
Исследовательским методом стало глубинное интервью с участниками городских сообществ, занимающихся письменными практиками, и студентами университета, прослушавшими учебные курсы «Мышление и письмо» и «Коммуникации в профессиональной и академической среде». Использовалась методика Стейнара Квале: «Качественное исследовательское интервью направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл переживания человека, увидеть мир, в котором он живет, прежде, чем давать ему научное объяснение» [7, с. 10]. Нами были проинтервьюированы двадцать человек: десять респондентов - студенты Пермского классического университета и десять человек - участники городских сообществ. В статье будут приведены выдержки из интервью всех респондентов.
Сравнительный анализ в данном случае стал возможен благодаря общей деятельности - письменным практикам, которые реализуются в рамках образовательных и досуговых сообществ. Сравнительный анализ предполагает нахождение сходств и различий как в самой деятельности, так и в целеполагании через анализ полученных интервью.
Исследовательская гипотеза состояла в следующем: письменные практики в образовательном процессе и досуговой деятельности помогают улучшить навык письменной речи, формируют отношение к письму от руки как к особой ценности. То есть в результате занятий в университетской среде или во время встречи в городском пространстве письменная речь становится более структурированной, логичной и глубокой.
В выявлении сходств и различий мы начнем с анализа общего - технологии ПП. Технологии письменных практик -это общедоступный инструмент, которым в современном междисциплинарном поле пользуются представители разных сфер деятельности: образовательной, досуго-вой, сферы ведения бизнеса и т.д.
Письменные практики в образовательном пространстве многообразны. В контексте данного исследования нет необходимости раскрывать суть технологий подробно и описывать каждую из них. Базовые технологии - это несфокусированное письмо (фрирайтинг), рефлексивное письмо, сфокусированное письмо и т.д. В рамках парадигмы высшей школы эти техники и их названия заимствованы из западной образовательной программы Liberal arts and sciences, которая в России реализуется в деятельности таких учебных заведений, как СПбГУ (факультет «Свободные искусства и науки»), РАНХиГС, Институт свободных искусств и наук Московского международного университета (ИСИН ММУ), ПГНИУ и др.
В городских сообществах «Письменные практики» и «Завтраки с Tesoro Notes» названия технологий отличаются от их аналогов из образовательной сферы. Участники городских сообществ, увлекающиеся ПП, рассказывали, что многие практики -авторские. Ведущие часто указывают автора практики и ее конкретное название. Например, упражнение «Воображаемый санаторий антидепрессии» Дарьи Кутузовой - это популярная практика, упоминаемая респондентами в ходе интервьюирования. «Нам сообщают, что практика взята у такого-то автора, а эта практика -из такой-то книжки. Ведущая даже иногда эти книжки приносит с собой и показывает» (р. № 15, жен.).
Особо выделим наиболее популярную практику, используемую в вузовском и до-суговом сообществах, - это фрирайтинг, или письмо в потоке. Авторство ее принадлежит П. Элбоу [10; 11] и Дж. Кэмерон [9]. На современном этапе фрирайтинг
о
понимается как письмо от руки, тема которого не задается, главной задачей является непрерывное письмо в течение 3-5 минут. Писать можно все, что хочется, на любую тему. Очень часто с фрирайтинга начинают и учебные занятия, и встречи любительских сообществ. «Цель - снять "страх перед чистым листом", а также четко маркировать начало занятия. Аудитория предупреждена, что никто не прочтет написанное, требований к содержанию и структуре текста не предъявляется, единственное принципиальное условие - не перечитывать и не редактировать письмо» [4, с. 172]. Отзыв одной из интервьюируемых из образовательного сообщества: «Несфокусированное письмо, или поток сознания, очень нравилось. К концу у меня разгорались мысли, я какую-то тему находила, начинала писать, думать, и время заканчивалось. Мне было жалко. Наверное, это одна из самых запоминающихся техник, потому что ты этого никогда на практике не делал письменно, а когда ты видишь на бумаге то, что ты думаешь, это по-другому, вообще по-другому... У меня была легкая тревога. Найдется ли у тебя чего-то, то, о чем нужно подумать, или не найдется ? И это состояние приятной тревожности - самое запоминающееся. Что там будет - чушь полнейшая или что-то интересное? Сам не понимаешь, чего ждать. Вот это самое запоминающееся. Работа с собой, ну не часто с собой ты занимаешься...» (р. № 2, жен.). Отзыв респондентки, посещающей «Письменные практики» (городское сообщество): «Поначалу очень трудно давалось несфокусированное письмо. Прямо как занятие из-под палки. Не знала, что писать, как, и, главное, зачем? Раздражение даже испытывала, но потом привыкла, втянулась - про погоду, про пейзажи, увиденные из автобуса, писала. А сейчас иногда мысль приходит в голову, и думаю - вот бы ее не забыть, а потом про это подумать и пописать в потоковом письме» (р. № 14, жен.). Таким образом, фрирайтинг - это практика, которая используется в обоих рассматриваемых нами кейсах. Такое письмо признается важным респондентами.
Практики письма в образовательной и досуговой сферах носят разные названия. Однако, по сути, сами технологии если не тождественны, то во многом сходны гом и имеют общие цели. Например, преподаватель на занятии или ведущий в сфере досуга могут предложить продолжить высказывание, цитату от своего имени. Эта практика не имеет конкретного автора, названия, но используется и в образовательной, и в досуговой среде. Она направлена
на развитие воображения, фокусирование внимания, умение точно сформулировать мысль. В образовании эта практика относится к разновидности сфокусированного письма.
Мы начали с того, что определили процесс письма от руки как сущностную практику, которая реализуется в изучаемых сообществах, - образовательном и досуговом. Согласно нашей гипотезе, одно из предположений заключалось в том, что письмо от руки изначально является базовой ценностью для представителей досу-говых сообществ и вузовской институции. В ходе интервьюирования выяснилось, что для абсолютного большинства респондентов из городских сообществ процесс письма был важным и любимым с детства даже на уровне физиологии. Респонденты вели дневники, занимались письменными упражнениями и т.д. «Я очень люблю сам процесс письма. Это невероятные какие-то ощущения удовольствия на уровне физиологии, когда ты пишешь, и удовлетворение на уровне внутренних ощущений. Письмо поднимает мою самооценку, я ощущаю себя значимой, когда пишу, важной для самой себя. Вообще, я ведь бухгалтер и, кроме того, чтобы поставить подпись, вообще редко беру в руки ручку или карандаш. Я забыла про этот процесс, а пришла на письменные практики и вспомнила, что любила писать еще в школе...» (р. № 16, жен.). «Я вообще люблю текст и люблю писать от руки. На работе все эти конспекты, планы - это же все в печатном виде, а тут сидишь, пишешь. И еще я очень люблю, чтобы у меня были красивые письменные принадлежности. Красивый блокнот, красивая ручка... Мне нравится писать. Именно от руки, не на компьютере. Хотя многие признаются, что ведут дневниковые записи и на компьютере сохраняют. Там, видимо, какие-то программы есть. Но я бы не сказала, что у меня есть ежедневная потребность писать. Нет. Я просто знаю, что раз в две недели письменные практики - и это здорово, что вот приду, попишу». (р. № 15, жен.).
Респонденты из студенческой среды также признавались, что процесс письма для них не забытая практика, так как относительно недавно они были школьниками и писали на занятиях достаточно много. В данном случае для студентов важным становится не столько сам процесс, сколько его внутреннее содержание - направленность. «Самое яркое впечатление от курса - это когда нас просили писать свои мысли. Почти каждый раз. И я начинала с чего-то: "Так... меня попросили сейчас что-то написать, поэтому я сижу и пишу". А по-
том к середине курса я поняла, что я начала размышлять на темы, на которые размышляешь обычно на бегу, и не всегда хватает времени на них. Не садишься ты за них: "Вот я сейчас сяду и об этом подумаю". И это было очень ценно: просто пописать свои мысли. Я даже какое-то время делала это после...» (р. № 2, жен.). Таким образом, для студенчества важно, что содержание процесса письма может быть напрямую связано с осмыслением себя, рефлексией над собственными действиями и поступками. Письмо рождает эффект сближения двух образов - Я внешнего с Я внутренним.
Когнитивные процессы, которые протекают автоматически и не осознаются человеком, такие как восприятие, мышление, воображение, оказываются в фокусе внимания. Никогда человек не бывает так близок сам с собой и своими ощущениями, как в момент письма. Именно по этим причинам процесс письма становится базовой ценностью для участников ПП в городском пространстве и студенчества, занимающегося ПП. Технологии ПП, отношение к процессу письма в рамках подобных практик - это то, что является сходным для изучаемых нами сообществ.
Любая деятельность имеет определенные эффекты, которые также возможно зафиксировать в процессе беседы и последующего анализа сказанного в процессе интервью. Как отметили представители городских сообществ и респонденты из студенческой среды, письменные практики имеют психотерапевтический эффект. Одна из задач курса «Мышление и письмо» - помочь преодолеть психологический барьер перед процессом письма, способствовать развитию умений вести диалог и поддерживать дискуссию в группе. Проинтервьюированные студенты отмечают, что после прослушанных курсов «Мышление и письмо», «Коммуникации в профессиональной и академической среде» они могут свободнее выражать свои эмоции, чувства: «Я открыла для себя способ, что начинаешь писать, руки заняты делом, ты отпускаешь ситуацию и пишешь, тело расслабляется. При этом я могу плакать, кричать, но сама ситуация меня отпускает. Написанное оказывается уже частично пережитым...» (р. № 6, жен.). Во время занятий практически все задания направлены на то, что чувствует, думает по поводу прочитанного и увиденного студент. Студент из объекта образовательного процесса превращается в мыслящего субъекта, осознает собственную ценность: «Я понял на сегодняшнем занятии, что меня впервые слушали. Говорил,
зачитывал из тетради - все молчали, а через некоторое время кто-то сказал, что моя фраза заставила его по-новому посмотреть на все произведение в целом. Я оказался не только слушаемым, но и услышанным...» (р. № 1, муж.). Или такое высказывание: «Важно, что мы слушаем друг друга, не оспаривая, это дает возможность думать...» (р. № 3, муж.); «Особенно мне нравилось слушать некоторых своих одногруппников - я прямо ждала, когда они начнут говорить...» (р. № 9, жен.).
Участники письменных практик в городских сообществах также подтверждают, что письменные практики помогают вербализовать их эмоциональное состояние: «Когда ты негатив в дневник скидываешь - ты ведь все равно это зачем-то делаешь, возможно, это крик о помощи. Когда ты потом возвращаешься, перечитываешь, есть терапевтический эффект... В письменных практиках очень часто дается упражнение "Составлять списки", и раньше меня это раздражало, а сейчас прямо появилось желание, интерес, как вести списки и записи расходов. Я начинаю видеть в этом пользу, способ фиксации, и мне кажется, что это благодаря письменным практикам. Отказ фиксировать то, что сейчас, - это есть ожидание чуда, и, когда ты понимаешь, что чудес нет, перестаешь ждать, то начинаешь больше жить в настоящем, и радости в настоящем больше - все твои желания переселяются в настоящее» (р. № 12, жен.).
Многие участники говорят о том, что благодаря участию в ПП они получают ту эмоциональную поддержку, которой были лишены ранее. «Создается такая модель социума, что есть разные люди. Они в меру плохие, в меру классные, и с этими разными людьми можно чем-то обмениваться, и это как раз про обмен, что ты можешь обмениваться не только семейными новостями, которые никому не нужны. Это именно опыт взаимодействия на другом уровне» (р. № 12, жен.). «Мне показалось, что у всех участников какие-то проблемы. Они не то чтобы не на позитиве, но грустные, может быть, немного печальные... Все равно мне кажется, что туда ходят люди, у которых что-то немного не так в жизни. Например, мамы в декрете - им не хватает общения, они устали, они приходят пообщаться, попить кофе, побыть с собой и с другими...» (р. № 15, жен.).
Таким образом, если сделать промежуточный вывод, то технологии, используемые в письменных практиках, по своей сути едины. Отношение к процессу письма является ценностью, через анализ дискурса мы наблюдаем схожий терапевтический эффект от занятия ПП, о котором говорят
о
представители образовательного и досуго-вых сообществ.
Следующий блок статьи будет связан с выявлением и описанием различий. Начать стоит с формы, а именно с различий, которые связаны с организацией процессов. Основная цель письменных практик в учебной локации - образовательная, в пространстве городских сообществ письменные практики становятся базовым элементом досуга. Это различие можно проследить на уровне правил организации процессов.
Учебный процесс предполагает обязательное участие студенчества во всех письменных практиках и формах групповой и индивидуальной работы. Студент может отказаться читать или писать на какой-то момент, но это исключение из правил, временная ситуация. Задача преподавателя - следить за динамикой, не давать возможности индивиду выпадать из общего рабочего поля, т.е. устраняться от учебного процесса, равно как и не поощрять желание одних студентов постоянно лидировать. Задача преподавателя - выстраивать определенный баланс в работе группы. В целом занятия письменными практиками в вузовской среде подчинены правилам проведения учебных занятий в целом: определенный тайминг на выполнение заданий, выставление пропуска занятия в случае неявки без уважительной причины, обязательная включенность на каждом этапе занятия. Эта требовательность связана с самой ситуацией - процесс реализуется в учебном заведении, и его основная цель - сформировать определенные умения и навыки, транслировать знания. Несмотря на отмеченный психотерапевтический эффект, итогом пройденного курса станет для студента не только гармонизация личности, но еще и определенный балл, полученный контрольных мероприятиях. Таким образом, письменные практики в образовательной среде - это инструмент для формирования определенных умений и навыков, результат которых будет оценен в баллах.
На встречах в рамках занятий письменными практиками в городской среде отсутствует система какого-либо оценивания в принципе, соответственно, нет и принуждения. Участник встречи может не писать, не читать написанное, не вступать в обсуждение. Главное для таких встреч - это ощущение личного комфорта и безопасности. Комментарий ведущей «Завтраков с Т№>: «Да, за все время, наверное, была пара людей, которые молчали практически
на протяжении всего занятия. Хотя все равно у нас есть приветствие, так называемый "Круг приветствий", когда ты говоришь имя и два прилагательных про себя, но далее есть такие участники, кто по разным причинам берет паузу, обозначает, что не готов ничего говорить сейчас». Другая участница досуго-вого сообщества заметила: «Каждый заботится о себе сам. Эти правила на самом деле похожи на правила терапевтических групп. Вот то же правило "Стоп" - хочу и делаю, хочу и не делаю. Сам выбираешь, когда тебе остановиться, все добровольно. То есть там вот хочешь - делаешь, не хочешь - не делаешь. Это тоже хорошо, потому что в школе, допустим, дали задание - ты его должен сделать, а тут ты не можешь писать, не хочешь писать, и сидишь, например, рисуешь» (р. № 13, жен.). Группы, занимающиеся ПП в городском пространстве, строятся на интересе и безусловном уважении к личности. «Даже из тех, кто завсегдатай, ну у нас есть девушка, которая ходит два года, то есть она из коренных, она не читает практически ничего и не фиксирует практически никак. При этом ведущая может говорить, что, мол, по -делитесь все впечатлениями. И это девушка может сказать: "Я промолчу". Для меня это про уважение, человек сделал то, что собирался, это его право...» (р. № 12, жен.). В данном контексте этот факт говорит о соблюдении личных границ и уважении к этим границам, невозможности их нарушать.
Основная цель подобных мероприятий - это получение удовольствия через интеллектуальный досуг. Важно уметь качественно проводить свое свободное время. Досуг предполагает не просто ничегонеделание, а инвестицию в себя, саморазвитие. Идея бессмысленного проведения времени становится неактуальной. В городе «денежное хозяйство и преобладание рассудочности стоят в теснейшей связи между собою. Им обоим свойственно конкретное деловое отношение к людям и вещам...» [6, с. 3].
Причем личностный рост участники понимают не как приобретение и прокачивание скилла - письменных навыков, а скорее как живое и интересное общение, клуб по интересам. «Готовность поделиться тем, что у меня. Во внутреннем круге рождается очень много инсайтов, которые девчонки фиксируют. Они еще параллельно фиксируют книги, фильмы, которые упоминают. Происходит обмен на каждом завтраке. Люди это записывают, потом исследуют, что-то берут себе» (р. № 11, жен.). «Входной билет - это интерес. Когда интерес закончился - ты уходишь, и все... А на других условиях это все и не построишь» (р. № 12, жен.).
Именно поэтому занятия письменными практиками оказываются мейнстримом в современной области досуга. «В связи с возрастанием экономического и культурного потенциала общества увеличивается значение свободного времени. Рационализация его использования и повышение культуры досуга органически связаны с совершенствованием всей системы общественных отношений» [1, с. 268]. Занятия ПП дают человеку возможность роста, саморазвития, совершенствования и гармонизации личности, при этом не обязывают следовать жесткой схеме и быть постоянно в активном сознании, быть готовым действовать. Письменные практики формируют у участников очень важные ощущения: «Я посещаю письменные практики для того, чтобы заметить себя и почувствовать свою ценность, то есть уделить время своему внутреннему миру, но и своей физиологии тоже, - заказал что-то вкусненькое, сидишь, пьешь, ешь, и все прекрасно. При этом что-то интересное узнаешь: что-то про себя пишешь, понимаешь, и появляются новые мысли, соображения... Скорее, творческий мотив, мотив развития. Возможность увидеть себя по-новому. Поэтому скорее первоочередной мотив -это развитие» (р. № 13, жен.).
Любопытно сравнить фигуры преподавателя и ведущего письменных практик. Несмотря на общую основу деятельности (занятия письмом через развитие мышления и процесс обсуждения), преподаватель вуза и ведущий письменных практик проигрывают разные роли. Важно помнить про два условия - деятельность преподавателя реализуется в рамках учебного занятия, а практика ведущего - в свободное время участников, в так называемых третьих местах города. «Третьи места служат также интеллектуальными форумами... Философия, география, городское развитие, психология, история и огромное количество других сфер знания получают там освещение» [8, с. 6]. Учебный курс - это практика, которая ограничена во времени, - от нескольких недель до нескольких месяцев. Письменные практики в городском пространстве складываются постепенно, но и существуют гораздо более длительное время: многие встречи длятся уже на протяжении нескольких лет: «Я старожил, хожу на занятия года два, пропускаю, но редко... Мне нравится быть в этом процессе» (р. № 20, жен.).
Основная задача преподавателя в рамках учебной дисциплины «Мышление и письмо» связана с формированием у студенчества определенных знаний и разви-
тием компетенций, с одной стороны, т.е. в задачи преподавателя входит научить рефлексировать над процессом чтения, письма, познакомить с разнообразными техниками чтения текстов, способствовать формированию авторской позиции при создании собственных текстов. Кроме того, преподаватель в рамках курса выступает и как фасилитатор - педагог, обеспечивающий студентам качественный рост на занятиях, способствующий более успешной групповой коммуникации, профессионал, который следит за групповой и индивидуальной динамикой, способствует поиску и принятию решений. «Всегда удивлялась тому, как непохож педагог курса "Мышление и письмо" на типичного школьного учителя. Никакой назидательности, все в режиме диалога...» (р. № 8, жен.); «Так здорово, что мой педагог оказался выпускником университета с моего направления подготовки. Мы до сих пор общаемся, и его авторитет для меня нерушим» (р. № 10, жен.).
Ведущий тренингов, связанных с ПП в городских сообществах, выступает в роли модератора и тьютора. Модератор в процессе ПП имеет определенное значение. Это ведущий мероприятия, который задает определенный ход действий, следит за порядком, соблюдением правил, комментирует процесс, вмешивается в него при необходимости и направляет в нужное русло. Тьюторство в данном контексте понимается как персональное наставничество, выстраивание совместно с участником траектории его развития в соответствии с внутренними потребностями. В процессе участия в деятельности подобных городских сообществ происходит «вторичная социализация, то есть приобретение специфически ролевого знания» [2, с. 224]. Участнику городского сообщества должно быть интересно находиться на встречах. В основе этого интереса могут лежать самые разные причины - потребность высказаться и быть услышанным, желание расширить коммуникативный круг, выстроить новые связи, повысить свой социальный статус и т.д. Немаловажную роль играет ведущий. Практически каждый респондент так или иначе говорил о роли ведущего на занятиях и в его жизни в целом: «В начале ведущая просто мне казалось приятной, но потом я увидела, что за миловидной внешностью есть интеллект, ум, чуткость по отношению к людям...» (р. № 18, жен.), «Я была с первой встречи очарована нашей ведущей, я не знаю, ходила бы я сейчас, если бы вел кто-то другой...» (р. № 19, жен.).
о
Думается, что в целом преподаватель и ведущий выстраивают свою деятельность по-разному, и это связано с целью обоих мероприятий. Если задача учебного курса в первую очередь «научить», то цель письменных практик - «развлечь». Следовательно, преподаватель в рамках письменных практик может быть и модератором, и тьютором, но определенное менторское начало является главным в его деятельности. Ведущий письменных практик выстраивает свою деятельность более гибко: он должен задавать тон, настроение, уметь импровизировать, чувствовать людей и откликаться на их запросы. В его деятельность входит умение развлечь, создать приятную атмосферу.
Таким образом, проанализировав высказывания респондентов, мы приходим к выводу, что, безусловно, практики в университетской среде и в городском пространстве имеют различия. В связи с тем, что мероприятия имеют объективно разные цели, фигура организатора процесса конструируется с учетом разных требований, и сама деятельность реализуется и проигрывается по разным правилам.
Один из последних вопросов, который был задан студентам-респондентам и представителям досуговых сообществ, касался будущего развития письменных практик. Любопытно, что все респонденты собираются использовать письменные практики в обозримом будущем. Причины этого - в прикладной полезности курса, как отмечали представители студенческой среды: «Курс мне был полезен. Тот же самый фрирайтинг - техника, которую я взял на заметку. Это можно использовать и в работе с людьми. Фрирайтинг напоминает из психологии „свободный самоотчет". Рефлексия, рефлексивное письмо - это очень серьезный и важный навык. В работе с клиентами, да и в принципе для самого психолога. Это такая база, без которой вообще не продвинуться, если ты не умеешь рефлексировать над своими и чужими мыслями и переживаниями. Это очень важно» (р. № 5, муж.). Для респондентов из образовательной институции ценной является возможность использовать полученные умения и навыки в профессии и повседневной жизни. Респонденты из городских сообществ считают, что письменные практики, возможно, перестанут быть модными и популярными, но, безусловно, останутся как полезный и действенный инструмент: «Процесс письма важен, потому что это такая встреча с самим собой, знакомство. Когда я пишу, то часто не могу остановиться, а
потом читаю написанное, и меня поражают те инсайты, которые рождаются в процессе. Я не представляю, чем могла бы заменить для себя письменные практики, и не смогу не заниматься этим в будущем» (р. № 17, жен.).
Результаты и выводы
Подводя итог, напомним, что согласно нашей гипотезе, мы предполагали, что, несмотря на сходства и различия процессов, участие в образовательных и досуго-вых практиках, связанных с ПП, помогает улучшить навык письменной речи, а сам процесс письма является ценностью для представителей изучаемых сообществ. Анализ речевых дискурсов говорит нам о том, что наша гипотеза подтвердилась частично.
Письмо от руки действительно является значимым и ценным - эта часть гипотезы нашла свое подтверждение. Вторая часть гипотезы касалась развития письменной речи через участие в деятельности соответствующих культурных сообществ. Итак, если рассматривать учебную ситуацию, то совершенствование навыка письменной речи - это одна из основных целей, которую ставит перед собой преподаватель, приступая к организации учебного процесса и написанию сценариев занятий. По сути, каждое занятие должно пошагово приближать студента к написанию итоговой работы, например, академического эссе (курс «Коммуникации в профессиональной и академической среде»). Следовательно, на отдельных занятиях отрабатываются следующие навыки: умение вступить в дискуссию, задать вопрос, сформулировать основную мысль и т.д. Все перечисленное - исключительно в письменной форме. Поскольку образование - это двухсторонний процесс, студент должен быть мотивирован к обучению и развитию навыков письма. Только в этом случае мы увидим качественный результат - развитие письменной речи, который отмечали некоторые респонденты. «Я всегда любил читать, неплохо писал сочинения, но быстро выдыхался в процессе письма. На этапе выводов мне становилось лень, и заключение всегда было скукоженное, скудное. Это прямо проблема была, не могу сказать, что преодолел ее до конца, но это точно моя точка роста и работы над этим» (р. № 7, муж.); «Курс неплохо прокачал мои навыки письменной речи, конечно, до идеала еще далеко, но речь стала более структурированной, логичной, глубокой...» (р. № 4, жен.).
В свою очередь, письменные практики в городской среде вовсе не нацелены на
развитие письменных коммуникативных умений, написанное никогда не зачитывается вслух, не обсуждается, развитие речи может являться побочным процессом, который даже не рефлексируется участниками. Следовательно, развитие какого-то навыка может происходить только в условиях, когда ставится цель и на разных этапах достижение ее рефлексируется. Мы приходим к выводу, что письменные практики в городской среде используют письмо как некий повод. Инструмент можно, по сути, изменить. Поводом для разговора и обсуждения может стать не только написанное в тетради, но и, например, нарисованное. Таким образом, процесс письма можно заменить на рисование, слушание музыки и т.д., что и происходит периодически в рамках данных сообществ. Ведущие ПП приглашают художников, дизайнеров, астрологов для того, чтобы развлечь публику, придать мероприятию новизны.
Деятельность городских пространств, занимающихся письменными практиками, - это пространство креативности и свободы, где собираются современные горожанки, проводят вместе время, общаются, получают новую информацию.
В рамках учебного занятия письменные практики реализуются в относительно свободной атмосфере - это обязательно круговая рассадка, возможность диалога с участниками и т.д. Но это свобода име-
ет свои ограничения, поскольку реализуется по правилам деятельности высшего учебного заведения, в соответствии с прописанными ролями студентов и преподавателя, с поставленными учебными целями. Учебные курсы «Мышление и письмо» и «Коммуникация в профессиональной и академической среде» помогают «создать в вузе новую атмосферу - сообщество инициированных технологией критического чтения и письма. В рамках подобных сообществ студенты становятся друг для друга значимыми другими, так как разделяют и поддерживают общие ценностные установки: развитие самостоятельного критического мышления, умение рефлексировать, качественные изменения в процессах чтения и письма, взаимодействия с другими участниками, желание быть актором учебного процесса - субъектом, а не объектом» [3, с. 57].
В деятельности обоих изученных сообществ есть общее - это используемые технологии, отношение к письму как к определенной культурной ценности, рефлексия по поводу терапевтической функции письменных практик. Различия также существенны - деятельность в рамках исследуемых сообществ реализуется с разными целями, следовательно, нормы и правила организации процессов и роль организаторов сообществ - преподавателя и тьютора - отличаются друг от друга.
Список литературы:
[1] Батуева Б.Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009, № 14. - С. 268-271.
[2] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: Медиум, 1995. - 323 с.
[3] Ветошкина Ю.В. Влияние технологий критического чтения и письма на формирование культурных ценностей в студенческом сообществе // Сервис Plus. Т. 14. - 2020, № 1. - С. 49-58.
[4] Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования. Случай регионального вуза. [электронный ресурс] // Вопросы образования. -2017, № 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zachem-prepodavatelyu-filosofii-metodiki-iz-sistemy-Hberalnogo-obrazovaniya-sluchay-regionalnogo-vuza (04.01.2021)
[5] Жамсуева О.С. Свободное время: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013, № 14. - С. 107-110.
[6] Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [электронный ресурс] // Логос. - 2002, № 3. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf (04.01.2021)
[7] Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003. - 301 с.
[8] Ольденбург Р. Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества; пер. с англ. А. Широканова. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 456 с.
[9] Cameron J. The Artist's Way. - Pan Books, 1995. - 223 p.
[10] Elbow P. Everyone Can Write: Essays toward a Hopeful Theory of Writing and Teaching Writing. - New York. Oxford: Oxford University Press, 2000. - 412 p.
[11] Elbow P. Writing without Teachers. - Paperback, Revised, 1998. - 240 p.