Научная статья на тему 'Пищевая промышленность Волгоградской области'

Пищевая промышленность Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4038
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трилицкая О. Ю.

Рассмотрено состояние отраслей пищевой промышленности Волгоградской области: мясоперерабатывающей, молочной, масложировой, кондитерской, хлебопекарной, макаронной, плодоовощной. Приведены новые формы торговли, используемые предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отрасли области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food industry in Volgograd Region

The author considers the state of food industry branches in Volgograd region: meat􏰀processing, diary, fat􏰀and􏰀oil, confectionary, baking, macaroni, fruit and vegetable industries. New forms of trade used by the region’s enterprises of food and processing industry are given.

Текст научной работы на тему «Пищевая промышленность Волгоградской области»

^^ РЕГИОНЫ РОССИИ ^^^^^^

ТЕМА НОМЕРА

Пищевая промышленность

Волгоградской области

О.Ю. Трилицкая

Волгоградский государственный университет

Пищевая промышленность Волгоградской области отличается большим разнообразием производства пищевой продукции. Она занята переработкой сельскохозяйственного сырья и размещена на территории области равномерно. Пищевая промышленность региона производит более 12 % продукции, формирует около 17 % налоговых поступлений от всей промышленности. Численность работающих в отрасли более 24 тыс. человек. Среди ее подотраслей наиболее крупными являются мясная и молочная промышленность. Именно данная продукция занимает в пищевой пирамиде области ведущее место.

В последнее время крупные предприятия мясоперерабатывающей промышленности оказались в очень непростой ситуации, ухудшилось экономическое положение многих из них. В начале 2004 г. на ряде предприятий отмечалось резкое падение объема производства. Например, мясокомбинат «Волгоградский» в первом квартале 2004 г. снизил выпуск продукции на 5 %. Если раньше предприятие развивалось исключительно за счет собственных средств, то теперь, чтобы удержать производство на плаву, пришлось брать кредиты. Из двух линий по производству колбасных изделий одна загружена не в полном объеме, а вторая не используется вообще. Тенденция дальнейшего снижения производства скорее всего сохранится. Если в 2002 г. ежедневный отпуск продукции на мясокомбинате «Волгоградский» составлял 10 т, то в 2004 г. едва доходит до 4 т.

Причина тяжелого положения мясной отрасли - отсутствие действенных мер по защите местных производителей. Сегодня нет гибкой налоговой политики, которая исходила бы из интересов волгоградского производителя. Именно по такому пути идут сегодня другие регионы, например, Москва, Саратов, Сочи, которые установили ставку налога с продаж для своих предприятий значительно ниже, чем для продукции, ввозимой из других регионов. У нас же все производители - и московские, и саратовские, и сочинские, и волгоградские - находятся в разных налоговых условиях, но протекционизм соседних регионов в отношении своих предприятий позволяет им устанавливать более низкую цену на

продукцию. Между тем ценовой фактор становится, как правило, решающим при выборе покупателя в пользу более дешевых привозных изделий, хотя продукция волгоградских производителей отличается довольно высоким качеством.

Вывоз из области мяса птицы и крупного рогатого скота вырос на 11 %. Мясо вывозится переработчиками Воронежа и Москвы, которые, поставляя затем готовую продукцию нам же, ставят волгоградские мясокомбинаты в невыгодные условия. Помимо этого, поставщики из Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону ввозят свою продукцию практически бесконтрольно. Таким образом, конкуренция на рынке Волгоградской области сильнейшая. Мясокомбинаты области удерживаются на нем благодаря тому, что выбрали себе нишу - продукция ценой и качеством немного выше среднего. Еще одной причиной кризисной ситуации стало отсутствие местной сырьевой базы. Крупные животноводческие хозяйства в области практически исчезли, а с мелкими предприятиями комбинаты отношения так и не наладили.

Следовательно, реализацию изделий волгоградских производителей тормозит цена - она складывается выше той, по которой продается привозной товар. Для решения проблемы необходимо установление гибкой шкалы единого налога на вмененный доход в зависимости от доли местных или ввозимых товаров, а также увеличение ставки налога с продаж на ввозимые товары до 5 % при отмене налога на продукцию местных производителей. Необходимо усиление санитарно-эпидемиологического контроля за ввозимыми товарами и изменение приоритетов волгоградского продовольственного рынка в пользу местного производителя.

Аналогичная ситуация сложилась и на предприятиях молочной промышленности области. Прирост выпуска продукции в стоимостном выражении за 2004 г. на 76,8 % был получен за счет увеличения натуральных ее объемов (на 3,1 %) и на 73,7 % - за счет роста оптовых цен производителей (т. е. в 1,7 раза). Весь же прирост продукции маслосыродельной и молочной промышленности на 92 % был напрямую связан с повышением оптовых цен производителей почти вдвое.

В связи с большим расходом молока на единицу готовой продукции и из-за его невысокой транспортабельности маслосыродельные комбинаты размещаются в районах молочно-мясного скотоводства. Молокозаводы создаются практически в каждом городе для снабжения населения молоком и молочными продуктами. В районах, где молока производится много, а число потребителей невелико, его перерабатывают на сухое или сгущенное молоко для вывоза в другие районы. Наиболее крупные молочные комбинаты (заводы) по производству цельного молока и кисломолочной продукции концентрируются в г.г. Волгограде, Волжский. Почти треть молочных заводов находится в зданиях с износом свыше 70 %, построенных в 50-60-х гг., не отвечающих современным техническим требованиям и не имеющих очистных сооружений. Подавляющая часть оборудования уступает зарубежным аналогам по технико-экономическим показателям и качеству изготовления продукции. Около 80 % объемов производства твердых сычужных сыров, сухого цельного и обезжиренного молока, молочных консервов и все сухие детские молочные продукты вырабатываются на импортном оборудовании.

На предприятиях молочного комплекса большой удельный вес составляет тяжелый немеханизированный труд. Например, на производстве сыра, творога, сметаны - 47 %. Доля фасованной продукции составляет всего 45 %.

Но, несмотря на негативные обстоятельства, сложившиеся в отрасли, в настоящее время конкуренция на рынке продовольствия заставляет предприятия заниматься внедрением современных технологий и тароупаковочных материалов. Так, в молочной отрасли выпускается около 100 видов продукции. Внедрены новые виды тароупаковочных материалов на молочных заводах № 3 и № 1. Специалистами завода № 3 была разработана производственно-технологическая программа по выпуску новых молочных продуктов, позволяющих смягчать неблагоприятное воздействие окружающей среды в условиях большого индустриального города. Основная цель «Программы питания XXI века» - включить в рацион питания жителей региона молочные продукты, имеющие дополнительную целебную силу. Уже сегодня выпускаются кисломолочные напитки «Бифидок», «Тонус», «Кефир с циклокаром», «Кефир ароматизированный», «Мечниковская простокваша», «Лактиналь» - первый в мире пробиотический молочный продукт, разработанный специально и только для женщин, оказывающий значительный оздорав-ливающий эффект.

Масложировая промышленность -одна из старейших. Многочисленные

REGIONS OF RUSSIA

мелкие предприятия уступили место крупным комбинатам. Так, Волгоградский маслогорчичный комбинат, перерабатывая до 200 т семян горчицы в сутки, выпускает пищевое горчичное масло, эфирные масла, а также горчичный порошок. На комбинате действует единственный цех медицинских горчичников. Урюпинский маслоэкстракционный завод специализируется на выпуске высококачественного подсолнечного масла. Размещение маслобойных заводов в Волгограде и Урюпинске обусловлено влиянием сырьевого фактора: Волгоград находится в центре районирования горчицы, а Урюпинск- подсолнечника. На местном сырье - растительном масле -работает Волгоградский маргариновый завод.

В масложировой отрасли создание и освоение новых видов машин, приборов и оборудования не отвечает требованиям времени. Коэффициент использования мощностей по переработке семян масличных культур составил в 2004 г. около 80 %. Главной причиной этого является физический и моральный износ оборудования, достигший в среднем 60 %. Маслодобывающие предприятия отрасли в основном дореволюционной постройки. Только 30 % импортного и 4 % отечественного оборудования соответствуют современным техническим требованиям. Оборудование майонез-ных цехов на Волгоградском маргариновом заводе не удовлетворяет потребностям отрасли из-за его малой производительности и несовершенства многих узлов и агрегатов. В отрасли очень мала доля фасованной продукции. Наращивание ее выпуска сдерживается из-за дефицита мощностей, а имеющиеся обеспечиваются упаковкой не в полном объеме и низкого качества. Практически на всех предприятиях отрасли отсутствуют эффективные современные очистные сооружения, кроме того, они не отвечают в полной мере действующим правилам технической безопасности.

Несмотря не на что предприятия пищевой отрасли стараются доказать свою способность к выживанию (адаптации). Например, на маслоэкстракционном заводе «Урюпинский» в 2003 г. было установлено современное оборудование для глубокой очистки масла - рафинации и дезодорации.

Кондитерская, хлебопекарная, макаронная отрасли в Волгоградской области в основном ориентируются на потребителей и являются высокоразвитыми, высокомеханизированными производствами. Но, тем не менее, около 40 % предприятий размещены в неприспособленных помещениях. Почти 45 % техники имеет срок службы более 10 лет. Особенно тяжелое положение отмечено в обеспечении предприятий конфетоот-ливочными машинами, рецептурно-сме-

сительными станциями, какао-прессами и др. Не хватает приборов по контролю за температурой и давлением. Полностью отсутствуют автоматические приборы для определения состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, расхода компонентов, локального регулирования технических процессов. Работы по созданию и освоению новых видов машин, приборов и оборудования значительно отстают от потребностей отрасли.

Несмотря на трудности, предприятия этих отраслей заботятся о техническом перевооружении. Например, для решения задач создания нового производства с наименьшими затратами времени и средств на ОАО «ПТП «Макарна» внедрено импортное оборудование фирмы «ФАВА» (Италия). Проектом предусматривается создание мощностей по производству макаронных изделий в объеме 14800 т в год, которые по всем параметрам будут соответствовать мировым стандартам.

Крупным предприятием является кондитерская фабрика «Конфил», выпускающая десятки тысяч тонн карамели, пастилы, мармелада, ириса, шоколадных конфет и других изделий (всего около 200 видов). Жесткая конкуренция на рынке вынуждает специалистов предприятия внедрять в производство современные технологии для получения продукции с улучшенными органолептичес-кими показателями.

В плодоовощной отрасли наблюдается тенденция спада производства. На переработку поступает всего около 20 % валового сбора овощей и плодов. В структуре выпускаемой продукции переработка плодов и ягод на консервы составляет более 90 % и лишь 0,5 % подвергается быстрой заморозке и идет на производство сухофруктов.

Рост производства многих видов плодоовощных консервов, особенно закусочных, обеденных, варенья, джема и других, пользующихся повышенным спросом, сдерживается отсутствием комплексных отечественных линий. Эта продукция вырабатывается, как правило, на линиях, созданных из разрозненного, некомплектного оборудования, в результате механизация процессов не превышает 55-60 %, а трудоемкость производства продукции оказывается в 34 раза выше, чем при выработке ее на автоматизированных линиях.

В настоящее время отечественная техника отстает по производительности от зарубежных аналогов в 2 раза, имеет большие удельный расход электроэнергии, воды, пара (на 12-18 %), металлоемкость (на 30-40 %). Самым низким техническим уровнем характеризуются машины для мойки тары, подготовки сырья и вспомогательных материалов перед консервированием.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности активно решают вопросы, связанные с продвижением товара на рынок, используя новые формы торговли. Значительная часть продукции реализуется через Волгоградский оптовый продовольственный рынок, среднесуточный оборот которого составляет 2200 т, а постоянный ассортимент продовольствия насчитывает более 5 тыс. наименований. Доля продукции местных и отечественных товаропроизводителей составляет 80 % общего объема реализуемого продовольствия. На территории оптового рынка функционирует круглогодичная плодоовощная «Зеленая ярмарка», среднесуточный товарооборот сельхозпродукции на ней превышает 1200.

Постоянно действующая выставка позволяет создавать благоприятные условия для продвижения товаров от производителей к потребителям, минуя посреднические структуры. В последние годы углубляется интеграция сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими. К примеру, учредителями ЗАО «Группа Сарепта» стали 114 хозяйств области и маслоэкстракционный завод «Сарепта», при этом более 60 % акций общества принадлежит сельским производителям.

В этом же направлении работает ОАО «Еланский маслосыркомбинат», ОАО «Маслодельно-сыродельный комбинат «Михайловский», ОАО «Новоанинский МСК» и ряд других предприятий.

Примером интеграции в плодоовощном комплексе могут служить взаимоотношения между СПК «Камышинский» и ОАО «Консервный завод «Камышинский». Имея 36 % акций завода и более устойчивое положение, сельскохозяйственный производственный кооператив последние 3 года оказывает финансовую помощь заводу в приобретении сырья, тароупаковочных материалов.

Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск каждым из них собственного пути. Чтобы не только удержаться на плаву, но и развиваться, предприятия должны улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, изыскивать новые эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику, вести работу по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Определенное увеличение производства в пищевой промышленности в основном связано с увеличением спроса на отечественную продукцию, которая по большинству видов стала конкурентоспособной.

В 2004 г. стабильно работало большинство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. На-

РЕГИОНЫ РОССИИ

ИГ ТЕМА НОМЕРА

пример, в целях привлечения дополнительных объемов молока на переработку молочные заводы совместно с сельскими администрациями за 2004 г. закупили у населения 25 тыс. т молока, что почти в 2 раза больше, чем в 2002 г.

Производство цельномолочной продукции выросло на 3,5 %, в том числе жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста - на 50 %, сыров жирных - на 13, масла растительного - на 10, муки - на 7 %, сухого цельного молока, сливок и смеси -в 2,2 раза, безалкогольных напитков -в 1,7, минеральной воды - в 1,6 раза.

Стабилизировалась работа предприятий ликероводочной и винодельческой отраслей. Так, производство вина виноградного выросло на 35 %, напитков коньячных, кальвадосных бренди, изготовленных из местного сырья, на 2 %.

Производство плодоовощных консервов увеличилось на 4 %, в том числе овощных - на 2,3 %. Успешно работает ОАО «Среднеахтубинский консервный завод», который выпустил в 2004 г. 10 млн условных банок. За январь-июль 2004 г. предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности получена прибыль в сумме 252 млн руб.

В целом анализ состояния пищевой промышленности Волгоградской области свидетельствует о следующем:

• технико-технологическое оснащение предприятий не обеспечивает внедрение безотходных процессов и не позволяет производить высококачественную конкурентоспособную продукцию из отечественного экологически чистого сельскохозяйственного сырья. В промышленности эксплуатируется значительное количество морально устаревшего, малопроизводительного, физически изношенного оборудования. Недостаточные темпы обновления активной части основных производственных фондов привели в последние годы к тому, что удельный вес изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 10 лет, составил в целом по перерабатывающей промышленности более 40 %, а в масложи-ровой, кондитерской, мясомолочной и в некоторых других отраслях - от 50 до 75 %. Выбытие основных производственных фондов стало опережать ввод в действие новых - треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков;

• производительность труда на волгоградских предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в 23 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, более 50 % трудоемких операций выполняется вручную;

• острейшей проблемой в плодоовощной, мясной и молочной промышленности остается дефицит холодильных емкостей, хранилищ для сырья и готовой

продукции. Треть холодильников в мясной и молочной промышленности находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции и восстановления;

• в масложировой промышленности с проявлением так называемых малых предприятий более 400 тыс. т масличных семян, или 20 % общего их количества, перерабатывается только прессовым способом без экстрагирования, что приводит к потере 20 тыс. т растительного масла;

• неразвитость индустрии по производству тары и тароупаковочных материалов привела к тому, что менее 30 % отечественных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья в розничную торговлю поступает в фасованном виде. Особенно тяжелое положение сложилось в плодоовощной консервной промышленности, которая до сих пор оснащена устаревшим оборудованием для фасовки консервированной плодоовощной продукции в 2-3-литровую банку, спрос на которую резко упал. Отсутствие мощностей по производству плодоовощных соков, розливу их в мелкую, удобную для потребителя тару привело к тому, что отечественное плодоовощное сырье не перерабатывается.

В целом крайне высокий уровень физического и морального износа основных фондов пищевой промышленности обусловил ухудшение важнейших технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, включая фондоотдачу и рентабельность производства. За годы работы в условиях рыночной экономики, ввиду практически полного прекращения выделения пищевой промышленности государственных капиталовложений, негативные тенденции в воспроизводственном процессе основных фондов значительно усилились, а общее положение пищевых предприятий еще более усугубилось, снизились и показатели хозяйственной деятельности (в 2004 г. имели прибыль менее 50 % предприятий). Среди основных причин сложившейся ситуации необходимо выделить внутренние (ошибки менеджмента, неудовлетворительное качество управления предприятием, стратегические просчеты в оценке экономической конъюнктуры, ошибки в кадровой политике) и внешние (структурная перестройка экономики, экономический кризис) причины.

Угрожающим фактором является снижение реальной покупательной способности населения. С 1995 г. она упала более чем в 5 раз. В области сложилась ситуация, когда без объединения усилий хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления продвижение товаров отечественного производства стало крайне затруднительным. Необходимо стиму-

лирование процесса технического перевооружения действующих предприятий. Среднее предприятие Волгоградской области не в состоянии осуществить реконструкцию своих производственных фондов самостоятельно. Проведение разумной инвестиционной политики должно стать одной из главных задач администрации Волгоградской области.

Огромную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет местная администрация, но пока что, к сожалению, видны пробелы в ее деятельности. Плата за землю, налог на имущество - это вопросы местной администрации, а не федеральных властей. Администрация должна активно работать в направлении снижения налогового бремени.

В действительности же, инвестиционные статьи бюджета не защищены и первыми попадают «под нож», льготы по налогам и инвестиционные налоговые кредиты заметно сокращают доходную базу местной казны. Но в то же время возможности роста бюджетных фондов прямо зависят от инвестиций в реальный сектор. Получается замкнутый круг.

Немаловажную роль играет наличие относительно самостоятельного и динамично развивающегося комплекса банков.

На наш взгляд, в Волгоградской области должно быть создано гарантийное поле по защите инвестиций, например в виде регионального залогового фонда. Им мог бы руководить какой-то крупный банк, определенный администрацией. В этот фонд целесообразно было бы привлечь опытных специалистов по банковскому делу, а также иностранных партнеров.

Многие предприятия предлагают почти фантастические проекты. Это, безусловно, грубая ошибка. Предприятие должно знать, чего хочет, и под каждый проект у него должен быть бизнес-план. Причем все прогнозы должны делаться на реальных данных.

Также серьезным промахом является то, что многие предприятия пока не очень охотно пользуются услугами инвестиционных консультантов. Эти специалисты необходимы для того, чтобы подсказать, как выбрать ту стратегию поведения на рынке, при которой предприятие добьется увеличения производственной мощности и выпуска конкурентоспособных продуктов питания.

Сейчас, как никогда, производственная сфера нуждается в проведении разумной инвестиционной политики. Производителям необходима поддержка органов государственной власти и местного самоуправления. Требуется создание твердой законодательной базы по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.