Научная статья на тему 'Пирамида общественного мнения в электоральном "зеркале"'

Пирамида общественного мнения в электоральном "зеркале" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левада Ю. А.

The experience of the recent electoral campaign provides an exceptionally rich material not only for research into the trends and prospects of the socio-political development of Russian society but also for understanding of the nature and meaning of such its institute as public opinion. The comparison of research data on the state of unstable society at one of its regular turning-points with documented data enables to imagine the relationship of a number of explicit and latent components of this phenomenon. The structure of public opinion can be, first of all, conceived a set of certain cognitive stereotypes, the "substantial" framework of perception of social realities spread within the entity under examination. Another approach to the problem of structure of the subject of our interest is ah analysis of types or levels of cognitive stereotypes of public opinion. In the present article the prevailing attention is concentrated namely on this level of understanding of the structure of the subject under examination. The socio-political development of the recent years allows to single out three such types functioning under the contemporary domestic conditions. First is the rational (more exactly, rationalising) type, then, the traditional, and last, the reactive one.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pyramid of Public Opinion in the Electoral"Mirror"

The experience of the recent electoral campaign provides an exceptionally rich material not only for research into the trends and prospects of the socio-political development of Russian society but also for understanding of the nature and meaning of such its institute as public opinion. The comparison of research data on the state of unstable society at one of its regular turning-points with documented data enables to imagine the relationship of a number of explicit and latent components of this phenomenon. The structure of public opinion can be, first of all, conceived a set of certain cognitive stereotypes, the "substantial" framework of perception of social realities spread within the entity under examination. Another approach to the problem of structure of the subject of our interest is ah analysis of types or levels of cognitive stereotypes of public opinion. In the present article the prevailing attention is concentrated namely on this level of understanding of the structure of the subject under examination. The socio-political development of the recent years allows to single out three such types functioning under the contemporary domestic conditions. First is the rational (more exactly, rationalising) type, then, the traditional, and last, the reactive one.

Текст научной работы на тему «Пирамида общественного мнения в электоральном "зеркале"»

' | ' ' Таблица 1

Когда Вы приняли окончательное решение относительно своего участия в выборах? (В % к числу опрошенных.)

- 1 | Варианты ответов 1 Доля в общей численности опрошенных Это обдуманное решение?

Полностью Скорее, да • Скорее, эмоциональное Эмоциальное Затруднились с ответом.

Задолго до начала избирательной кампании 30,4 41,3 21,3 28,9 8,8 17,1

В начале осени 9,2 10,4 12,6 3,1 1,8 3,6

1 Примерно в октябре 7,9 8,3 9,6 5,5 5,3 5,7

Примерно в ноябре 11,9 12,2 14,3 12,5 ’ 12,3 6,2

В последние дни перед выборами 22,6 19,4 25,7 35,9 ”■ 33,3 18,1

На избирательном участке ; 3,9 2,0 6,1 5,5 0,5 3,6

| Затруднились с ответом 8,4 3,3 6,5 4,7 ' 22,8 30,1

ства. В!связи.с этим растущая дифференциация интеллигенции и рабочих ведет не к сокращению и "вымыванию" среднего слоя, как можно было бы ожидать, а напротив, к его расширению и укреплению.

Выполненный анализ приводит к выводу о происшедшем в последние годы и продолжающемся углублении социальных различий между слоями. Социальная структура российского общества становится все более неравновесной, поскольку основную часть его составляет деп-ривированный базовый слой, находящийся в крайне неблагоприятном положении. Низкий социальный потенциал этого слоя не позволяет ему адаптироваться к новым экономическим условиям, что вызывает у него рост недовольства. Пока оно выражается преимущественно вербально, но в случае дальнейшего ухудшения ситуации может принять формы, угрожающие стабильности общества.

Главными индикаторами материального положения социальных групп и слоев служат уровень и динамика реальных доходов. Поэтому в следующей статье мы остановимся именно на этих вопросах.

||

Ю.А.ЛЕВАДЛ

Пирамида общественного мнения в электоральном "зеркале"

Опыт недавней избирательной кампании дает исключительно богатый материал не только для изучения тенденций и перспектив социально-политического развития российского общества, но также для понимания природы и значения такого его института, как общественное мнение. Сопоставление исследовательских данных о состоянии нестабильного общества на очередном его переломе с документальными позволяет представить взаимоотношение ряда явных и скрытых компонентов этого феномена. Собственно социологическое исследование требует перехода от| чисто "поллингового" сбора поверхностной информации (совокупности ответов на предложенные вопросы) к пониманию смысла и содержания инфрмации, "данной", в материалах- исследований общественного мнения. А кроме того, оценки эффективности теоретических средств |ёго анализа. (Вопросы надежности технологических инструментов электоральных исследований общественного | мнения нуждаются ; в особом рассмотрении и в данной статье не обсуждаются.)

Оценка "заявленной" рациональности. По данным одного из последних предвыборных опросов, около 1 /з избирателей собирались принять решение, участвовать ли в голосовании и кому отдать 'свой голос, в последнюю неделю перед выборами, а около 8% заявляли, что’ примут окончательное решение1 только в день голосования.

После выборов* 24% утверждали, что приняли решение в последние дни, а 4% — на участке.

Собственное решение при этом сочли "вполне обдуманным и взвешенным" — 45%, "скорее таковым" ■— 27, "скорее эмоциональным" — 9, "полностью эмоциональным" — 4%, затруднились ответить — 15%. Сопоставим эти показатели со сроками принятия электоральных решений (участие в выборах и партийный список) (табл. 1).

Наиболее обдуманным считают свой электоральный выбор те, кто сделали его еще до развертывания избирательной кампании. И напротив, избиратели "последнего дня" чаще других ссылаются на чисто эмоциональные факторы. Но определивших свои партийные предпочтения заранее, как видно из табл. 2, не более 1/з опрошенных.

Если обратиться к мотивации электорального выбора (заявленной в ответах респондентов), то здесь устойчиво (до и после принятия электоральных решений) доминируют ссылки на такие факторы, как близость интересов, доверие к лидеру и практические возможности избранного блока (табл. 3).

Распределение факторов в октябре—декабре 1995 г. оставалось устойчивым, причем показатель доверия к лидеру говорит о типе построения определенного движения, партии, но не позволяет оценивать их, например, по оси рациональность—традиционность. Чаще других респонденты указывают три фактора своего электорального выбора: совпадение интересов, доверие к лидеру, расчет на силу партии. В конце декабря 1995 г. (после выборов) в электоратах различных политических сил эти факторы распределились следующим образом.

Очевидно различие партий явно "лидерских" (ПСТ, КРО) и явно "идеологических" (АПР, КПРФ). У остальных значимы оба фактора, хотя доверие к лидеру в той или иной мере преобладает повсеместно. Идеи действуют через людей и доверие к ним определяется в первую очередь доверием к их носителям. За рамками этого общего правила остается только традиционно идеологизированная коммунистическая группа политических сил (АПР и КПРФ; у "Коммунистов СССР", слабо представленных в выборке, идеологизация выражена еще сильнее).

Наконец, об отношении избирателей к программе и лозунгам "своей" партии. По данным послевыборного опроса, лишь 1Д опрошенных во всех электоратах "полностью и безоговорочно" поддерживают программы движений, за которые они голосовали в декабре. Чуть более 1 /з поддерживают их "в основном, но с оговорками", 18% "не совсем" поддерживают идеологию партии, но полагают,

* "Экспресс-22" — репрезентативная общероссийская выборка городского и сельского взрослого населения, N=1568 человек, опрос проводился с 20 по 26 декабря 1995 г.

Было ли Ваше решение участвовать в выборах и голосовать за ту или другую партию полностью обдуманным?

(В % к числу опрошенных в группе; 1995 г.)

Группы 1. 2 3 4 5

Пол: мужчины 49,1 28,3 7,7 . 3,0 11,7

женщины 46,6 26,5 8,5 4,2 12,8

Возраст: 18—24 года 40,9 29,1 10,8 3,0 14,8

25—39 лет 44,9 ■ 28,0 ■ 8,9 5,6 11,3

40—54 года 50,6 26,6 7,1 3,0 ' 11,9

55 лет и старше 50,2 26,6 - 7,3 2,7 12,6

Образование: высшее 58,2 ■ . ' 23,6 8,4 3,0 5,9

среднее ■ . 47,0 26,1 8,3 4,3 13,0

ниже среднего 44,3 30,5 7,9 3,0 ‘ 14,0

Тип поселения: большой город 54,5 23,0 7,9 3,2 10,2

малый город ' 47,5 27,2 7,3 3,1 13,8

, село 37,5 34,1 9,6 4,9 13,6 .

Партии, блоки: КПРФ 61,2 29,1 5,4 1,0 3,3

ЛДПР 57,0 • 25,9 8,1 3,7 5,2

"Наш дом — Россия” 52,7 23,7 10,7 4,6 8,4

"ЯБЛоко"'' ’ 56,9 . 26,9 ' 6,9 3,1 6,2

"Женщины России" 51,3 31,3 7,5 2,5 6,3

"Коммунисты России" ' 53,3 20,0 • 13,3 6,7 6,7

Конгресс русских общин 25,0 41,7 14,6 4,2 14,6

Партия самоуправления трудящихся 55,3 28,9 13,2 0,0 2,6

Демократический выбор России 60,3 32,8 3,4 1,7 1,7

"Держава” 70,8 12,5 4,2 8,3 4,2

"Вперед, Россия!” 42,9 47,6 4,8 4,8 0,0

АПР 54,5 18,2 9,1 • 0,0 18,2

Доля в общей численности опрошенных 47,7 27,7 ■ 8,2 3,6 12,3

Варианты ответов:

1 - полностью обдуманным и взвешенным;

2 " скорее обдуманным и взвешенным;

3 " скорее совершенным под влиянием эмоционального порыва;

4 ■ полностью совершенным под влиянием эмоционального порыва;

5 ' затруднились с ответом.

что она все же "лучше других", а 15% просто мало знают о программе партии, за которую они голосовали...

Приведенные выше показатели "заявленных" (декларируемых респондентами) факторов и мотивов электорального выбора подкрепляют давно известный, но не всегда учитываемый тезис: нельзя понимать поведение людей, опираясь только на их собственные суждения об этом.

Поиски адекватной модели. Уроки выборов 1993 г. привели к выводу о необходимости разработки эффективной теоретической модели плюралистической и резко поляризованной структуры общественного мнения и соответствующего электорального поведения. Отдельные стороны такой модели обсуждались на страницах данного журнала*. Сейчас представляется уместным подойти

* См.: ЮЛ.Левада. Общественное мнение в год кризисного перелома: смена парадигмы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 3.

к электоральной ситуации с точки зрения самой структуры общественного мнения.

Такую структуру можно представлять, прежде всего, как некоторый набор определенных когнитивных стереотипов, "содержательных" рамок восприятия социальных реалий, распространенных в исследуемой совокупности (дихотомии типа "свое—чужое", "справедливое—несправедливое", ранжированные оценки, символические структуры и т.д.). Правомерно допустить, что для каждой общественной системы этот набор в принципе исчерпывает все возможные или практически необходимые "ниши" оценок и позиций; иными словами, "набор" может быть представлен как "спектр". Понятие "политического спектра" — частный случай подобной трактовки.

Упомянутое допущение имеет в данном случае сугубо аналитическую природу. "Спектральный" анализ по определению претендует на полноту описания возможных компонентов некоторого целого именно потому, что эти компоненты являются результатом дифференциации

Таблица З

Чем . объясняется Ваше намерение голосовать за эту партию или блок? (В % к числу опрошенных в груп-

пе; "Экспресс-20"*; "Экспресс-22'')

Варианты ответов Перед выборами После выборов

1. Выражает интересы 25,1 21,6

2. Нравится лидер . • 21,4 . 19,6

3. Имеет силу 13,2 14,7

4. Давно поддерживаю ',5,4 2,3

5. Окружающие "за" : 4,4 5,8

6. Хотя бы знаю '5,1 ' 3,8

Вариантов ответов: 1

1 - партия, за которую я буду голосовать, выражает интересы таких людей, как я;

2-я поддерживаю лидера (лидеров) партии, за которую я буду голосовать;

3 - она имеет реальную силу и сможет изменить обстановку в стране;

4 - я поддерживаю эту партию уже долгое время;

.5 - большинство окружающих меня людей склоняются к ее поддержке;

6 - эту партию я хотя бы знаю, про остальные мне практически ничего неизвестно.

* Проводился с 29 ноября по 5'декабря 1995 г. по общероссийской репрезентативной выборке, N=1601. ;

этой целостности в процессе конструирования исследовательской модели. Таковы, например, характерные для политического спектра западноевропейских стран категории "левого—правого"; в американских политических моделях они не имеют смысла и заменяются чем-то вроде ранжированных степеней популизма. В наших нынешних условиях, после декабря 1995 г., когда политический плюрализм в стране кажется доведенным до абсурда, а плюрализм парламентский —; до жесткого "потолка", определяемого "процентной нормой", вырисовываются контуры целостной структуры, в принципе исчерпывающей спектр, возможных позиций по отношению к властной вертикали, этой оси постсоветской (впрочем, советской тоже) политической организованности общества.

Ведущая после декабрьских выборов четверка политических сил образует конфигурацию наподобие квадрата — "квадратура" политического круга, —: каждая из вершин которого несет определенную функциональную нагрузку. Этими вершинами, как известно, служат "партия-правительство" и три вида оппозиции компартий-ной, популистско-патриотической и "альтернативно"-ре-форматорской. (Пока ограничимся характеристиками этих видов с помощью их самоопределений; как они способны выполнять заявленную каждым течением миссию — особый вопрос.) Как говорится, положение обязывает: не столько история, идеология, амбиции и прочее, сколько положение на одной из вершин четырехугольника вынуждает соответствующую структуру к исполнению (или, по меньшей мере, к декларированию) определенной функции в политическом спектре. Так формируется "практическая", не выстроенная в теоретической абстракции, а способная работать в данной ситуации функционалистская социально-политическая модель.

Другой подход к проблеме структуры интересующего нас предмета — анализ "типов", или "уровней" когнитивных стереотипов общественного мнения. Здесь речь должна идти о наборе (или опять-таки о спектре) действующих и возможных в данной ситуации "формальных" рамок (способов, средств) организации распространенных мнений. В настоящей статье преимущественное внимание сосредоточено именно на этом уровне понимания структуры исследуемого предмета. Можно показать, что между элементами представленных таким образом разных уровней имеется определенное соответствие.

_ Таблица 4 Чем объясняется намерение голосовать?

(В % к числу опрошенных в группе; "Экспресс-22")

Партия, блок Фактор

"интересы" "лидер" "сила"

КПРФ 43,1 11,7 28,1 '

ЛДПР 20,7 38,5 30,4 -

НДР ’ 18,3 27,5 30,5

"ЯБЛоко” 30,8 ... 40,0. 19,2

"Женщины России” 38,8 17,5 7,5

КРО 14,6 47,9 18,8

пет . 21,1 60,5 5,3

ДВР 29,3 37,9 .15,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Держава" 25,0 ' 45,8 12,5

"Вперед, Россия!" 14,3 • 38,1 4,8 „

АПР 54,5 9,1. 0,0

Всего 21,6 19,6 14,7

Социально-политическое развитие последних лет позволяет выделитиь три таких типа, действующих в современных отечественных условиях. Во-первых, "раг^ио-налъный" (точнее, "рационализирующий"). Он оперирует универсальными образцами, правилами игры — экономической, политической, этической и т.д. Выражением универсалистских ориентаций служит ссылка на некие мировые стандарты — стремление поступать "как все11''. Это извечная идеологема интеллигентской модернизации, опора всех демократических иллюзий, основа экономической реформы "западного" типа (универсальное в российском геополитическом пространстве непременно выступает как веяние Запада). Во-вторых, "традиционный" (на деле, "традиционалистский"-или "традиционали-зирующий", поскольку речь идет скорее об использовании определенных образцов представления реальности, чем о возвращении к образцам социальной организации и социального действия, характерным для традиционных обществ). Здесь доминируют апелляции к уникальным, сугубо партикуляристским моделям, неповторимым особенностям культурно-исторического или этнокультурного, геополитического и прочего плана. Известно, что этот категориальный аппарат используется преимущественно в нацио-нал-коммунистическом и национал-патриотическом сегментах политического спектра. Но никаких строго очерченных граней здесь не существует: в определенной мере (и в определенных смыслах, — к этому феномену мы вернемся несколько позже) традиционные стереотипы восприятия социальной реальности действуют во всех социальных и политических группах. И наконец, "реактивный", представленный (и осознаваемый) как непосредственный ответ на какой-то внешний вызов, например личное влияние политического деятеля или эффект масс-медиа. (Конечно, здесь никогда'не действует прямая, как бы механическая реакция на стимул, минующая структуру личностных и групповых стереотипов.) Наиболее очевидная, далеко не единственная, сфера действия этого типа — слой избирателей "последнего дня", делающих электоральный выбор незадолго до голосования, под воздействием выступлений кандидатов и других факторов момента.

, Перечисленные уровни организации мнений и оценок, которые, представлены в массовых исследованиях общественного мнения (на старомодном философском наречии это именовалось бы уровнями общественного сознания или массового понимания и т.п.), образуют сложную кон-

струкцию, что-то наподобие "пирамиды" когнитивных стереотипов. Следует еще раз отметить, что строгое разделение уровней возможно только в рамках методологической модели. В любой социальной группе и в любом реальном действии социального субъекта, в том числе и единичного, можно обнаружить все уровни "пирамидальной" иерархии и сложные взаимодействия между ними. Попытаемся представить характер и масштабы действия различных структур этой иерархии на материале электоральной кампании 1995 г.

Стереотипы рационализации. Рациональные типы действия, как показано было еще М.Вебером, понятнее для исследователя, потому что именно они действуют в процессе исследования. Но массовое действие, ориентированное на рационализирующие образцы, это скорее действие "последователей", чем "исследователей". Если, как сказано выше, полагать преимущественной сферой влияния рационализирующих стереотипов деятельность реформаторски ориентированного электората (поскольку именно здесь в первую очередь выступают ориентации на всеобщие, "вычисленные” образцы), то в этой сфере оказывается до 15 млн избирателей. Представить себе, что все это множество движимо сугубо рациональными мотивами, конечно, невозможно. (Впрочем, это относится и к любому, отдельно взятому, человеку как субъекту действия.) Лозунг "всеобщей" или "массовой" сознательности всегда оставался либо наивной мечтой просветительства, либо преврашался в орудие демагогии и насилия над массами. Практически реализуемой была и остается лишь рациональность социально институционализированная, т.е. система социальных институтов, которая обеспечивает эффективное разделение властных полномочий, соблюдение прав человека, квалифицированный элитарный отбор, доверие населения к государственным структурам и функционерам и т.д.

Неразвитость или неэффективность такой системы порождает весь комплекс хорошо известных отечественной действительности трагических иллюзий относительно "просвещенного деспотизма" и исполняющей его функции "организации революционеров", а также обслуживающей их интеллектуальной элиты. Это относится, в частности, к одному из самых трудных узлов противоречий постсоветской жизни, где универсальные (например, правовые) принципы постоянно и неизбежно вступают в коллизии с "оперативными", злободневными интересами. В результате каждой такой коллизии последних лет долговременные и принципиальные интересы приносятся в жертву ради (или под предлогом) спасения положения или режима. Последняя по времени такая коллизия начала разворачиваться вокруг электорального законодательства в конце 1995 г. В интересующем нас плане ее можно трактовать не просто как столкновение практической целесообразности с принципами права, а как конфликт двух типов рационального социального действия — инструментального и ценностного. Трагичность таких ситуаций в том,, что они не имеют принциального решения и потому губительны для всех действующих сторон.

Интеллектуальная элита общества вынуждена нести всю тяжесть подобных коллизий, не будучи в состоянии предложить их решение. Здесь, как представляется, глубинная основа того раскола и разброда в демократическом стане после взлета эмоционального демократизма "перестроечного" образца, который никак нельзя свести к столкновению лидерских амбиций. Распад "партийносоветских" государственных структур сделал неизбежным союз деспотичного бюрократического режима с частью демократически настроенной интеллигенции — той, которая понимала, что может использовать исторический шанс преобразования общества не с помощью теоре-

тически чистой идеальной демократии, а только с помощью авторитета этого режима. За этот вынужденный "брак по расчету" пришлось расплачиваться тяжелой ценой — ответственностью за непоследовательность и трудности экономической реформы, а кроме того, за все акции державного авантюризма, с которыми волей-нево-лей приходилось хотя бы отчасти смиряться. Результатом и стали бесчисленные размежевания в стане демократов, обескровившие все их силы и подорвавшие доверие ко всем крупным и малым лидерам, независимо от "процентных ставок" на думских выборах 1995 г.

Один из самых заметных продуктов демократического распада 1993—1995 гг. — лозунг "иной реформы", которая была "заявлена," но так никогда и не "предъявлена" обществу в виде программы, плана, какой-либо разработки. Что отнюдь не лишает данный лозунг социально-политического содержания, но определяет его реальное значение. '^Альтернативная реформа" не противопоставление одной модели реформы (или ее реализации) какой-то иной, более демократичной или более социальной, более продуманной. Это вполне последовательный в своем роде — и имеющий глубокие исторические корни — способ перехода от парадигмы типа "что делать" к парадигме типа "кто виноват", т.е. от рационализирующего стереотипа к традиционалистскому. Именно по этой оси, как можно представить, произошло принципиальное размежевание' реформаторских по своим ярлыкам движений, что и обрекло на неудачу слабые попытки предвыборного блокирования летом 1995 г.

И, как это бывает всегда' недееспособность "элитарной" демократии (которая обеспечивала бы ведущие роли в обществе рационализирующим элитам) привела к господству (пока только электоральному) демократии "толпы". Которая, разумеется, лишь на первый взгляд может показаться неорганизованной, бесструктурной, на деле же всегда организована на традиционалистком уровне. Слабость современных гражданских институтов и стереотипов социального восприятия неизбежно ведет к доминированию традиционалистских образцов. "Народ как толпа" — это человеческое множество, сплоченное жаждой получить милости от барина-начальника, способного навести порядок (патерналистский комплекс) и противостоянием врагу — реальному или придуманному (комплекс агрессии). По этим линиям строилось практически все многообразие "кандидатского" спектра в период избирательной горячки (следует подчеркнуть, что мы в данном случае имеем дело не с намерениями или заявлениями лидеров, а только с показателями общественного мнения в соответствующих электората*). Причем легко обнаруживались некоторые универсалии — стереотипы, которые в разной мере, но присущи самым различным электоратам. Например, лозунг "Нужен сильный лидер" получает поддержку 80% населения против 10% при 10% воздержавшихся. Самая сильная поддержка этого лозунга — в электорате "Державы" (98:2), самая слабая (относительно) — у сторонников ДВР (66:27). Лозунг "Сильная держава, империя, слава России" готовы поддержать 65% против 17%; в электорате ЛДПР (максимум поддержки) 79:6, "ЯБЛока" — 61:28, "Женщины России" — 56:18*.

Один из рационализирующих образцов структурирования общественного мнения можно охарактеризовать как "вынужденный". Независимо от своего желания И понимания человек, живя в любом обществе, вынужден принимать его нормы, его логику, правила "игры". Подобным образом приходится принимать правила социальной

* "Экспресс-21" проводился с 6 по 12 декабря 1995 г., общероссийская репрезентативная выборка, N=1606.

Отношение к лозунгу "Возрождение социализма"

(в % к числу опрошенных; N=1606 человек; декабрь 1995 г.)

Партия, блок Поддерживают Не поддерживают Нет ответа

"Женщины России" 31,7 48,4 . 19,9

"Держава" 27,7 52,9 19,4

"Наш дом — Россия" 14,1 64,5 .. 21,4

"ЯБЛоко" 24,0 48,7 27,3

"Вперед, Россия!" 28,8 ' 54,8 " 16,4

ДВР 10,1 66,3 23,6

КПРФ 57,6 21,5 20,9

КРО 20,3 49,8 29,9

ЛДПР 34,3 43,5 22,2

пег 22,7 67,2 10,1 .

АПР 49,1 30,0 20,9

Доля в общей численности опрошенных 32,0 43,9 24,1

игры социальным субъектам в политике, экономике, межгрупповых и межличностных отношениях. В конечном счете именно этот способ распространения рациональных стереотипов поведения и восприятия может оказаться решающим. !

Традиционализм: соблазн простоты и привычности. Апелляции к корням, традициям, привычным образцам восприятия и действия — характерные примеры стереотипов традиционализирующего типа. Они сегодня представляются универсальной и "естественной" реакцией на катаклизмы модернизации во всех ее старых и новых формах. Они кажутся простыми именно потому, что привычны (и наборот, нередко представляются привычными, поскольку представляются простыми). Дело в том, какими функциями наделяются образцы, относимые к традиционным.

Прежде всего следует отметить, что распространенные в сегодняшнем переходном обществе традиционные по происхождению и структуре, стереотипы используются вне традиционного социокультурного контекста; более того, даже самые активные "пользователи" не часто рассчитывают всерьез на реставрацию этого контекста. Поэтому традиционные структуры оказываются чем-то наподобие инородных вкраплений, которые служат то ли средствами критики современных процессов, то ли прикрытием чисто психологических комплексов, апелляция к которым содействует облегчению фрустрации и снятию стрессовых состояний.

Далее, отечественный традиционализм во всех сколь-ко-нибудь распространенных его видах — даже наиболее экстремистских — принципиально отличается от фундаментализма, угрожающего сегодня миру исламской культуры (а возможно, и не только ему). В отличие от какого! бы то ни было ретроградства, фундаментализм апеллирует не к "доброму" историческому прошлому, а к "священному" (мифологизированному) позапрошлому, к сакральной чистоте "истоков"*. Если обратиться к нашим политическим реалиям, то к фундаменталистам- следовало бы 1 относить не воинственно-площадную "Трудовую Россию", а, скажем, какую-нибудь русифицированную версию "красных кхмеров"! пока в массовых опросах не обнаруживаемую.

* Как'показал известный исследователь Э-Геллнер, современный фундаментализм распространяет на все общество нормы обособленных ранее городских сакральных общин. См.: Gellner Е. Conditions of Liberty. Civil Society and Its Rivals. L.; 1994. P. 22.

Основные сферы наиболее активного распространения традиционных стереотипов — массовая религиозность, этническое и державное самосознание и, конечно, наиболее очевидная в последние месяцы тенденция компар-тийного "реванша". Показательно, что во всех этих сферах практически отсутствуют течения, которые заявляли бы себя обновленческими, т.е. демонстрировали бы претензии на активное приспособление к современным условиям, на рационализированный традиционалим. Зато становится более явной тенденция поисков некоего общего знаменателя для всех каналов традиционалистского влияния — причем в качестве такового выступает, преимущественно нынешний "компартийный" идеологический набор (сочетание "русской идеи" с соборностью, державностью и советским наследием). Претендовавшая на предельную рациональность и модернизм идеология теперь пытается обрести новое дыхание с помощью традиционных стереотипов; более того, на политической сцене она стремится (и не без успеха) быть единственным наследником всех течений традиционного типа.

Заслуживает особого внимания полная несостоятельность многочисленных (на деле — чисто декларативных) попыток реформировать социалистическую идею под флагом социал-демократии. На последних выборах все группы и течения, именовавшие себя "социал-демокра-тическими", получили в сумме едва 1—2% голосов. Длительный опыт партийно-государственного "реального социализма", видимо, лишает саму идею привлекательности в глазах общества. В нем отсутствуют те предпосылки формирования социал-реформизма, которые действовали в Западной Европе второй половины XIX в., — нарождавшееся организованное рабочее движение и социальный утопизм.

Компартия (КПРФ) остается сегодня фактически единственной крупной силой, сторонники которой выступают за возвращение к социалистическим порядкам.,

Только в электоратах КПРФ и АПР сторонники "возрождения" социализма преобладают,. хотя и здесь они имеют немало противников.

По всем опросным и иным данным, демонстративное повсеместно наблюдаемое возрождение официально церковного ритуализма не сопровождается религиозным возрождением общества. Неизменно. отдавая дань уважения церкви (как наиболее заслуживающему доверия институту), общественное мнение не обнаруживает никакого намерения ориентироваться на религиозные ценности в личной или общественной жизни. Воспроизводст-

во публичного ритуализма не означает реставрации сак- . ральной ценностной системы.

Показательно, что на парламентских выборах потерпели полную неудачу политические движения под религиозными флагами: объединение "ХДС — христиане России" собрало всего 0,28% голосов, почти вдвое меньше мусульманского НУР (0,52%). В этом нет ничего удивительного — политический клерикализм, завезенный в Россию после 1905 г., остался чуждым официально-церковной и массовой религиозности и 90 лет спустя.

Менее очевидны истоки электоральных неудач всех крупных и мелких воинственно-патриотических партий. (Если, конечно, не относить к таковым ЛДПР. Но еще выборы 1993 г. показали, что Жириновский может привлечь людей скорее агрессивным популизмом и политическим критиканством, чем наигранной патриотической агрессивностью.) Возможно, продвижению политического патриотизма в массы помешало поражение "чеченской" политики властей и неудачные попытки компенсировать его дипломатической риторикой относительно Крыма, Боснии, НАТО и т.д. Другая же причина, несомненно, в том, что весь комплекс национальной неполноценности, определяющий в последнее время ориентации отечественного патриотизма,- находит отражение в идеологии и политике самой привычной и организованной из державных сил, т.е. той же компартии. "Ниша" оказывается прочно занятой, и этим явно ослабляется патриотизм "некоммунистический" или неявно коммунистический.

Прежде всего это относится к патриотизму "агрессивному", ориентированному на воинственную ксенофобию в отношении "чуждых” сил, стран и этнических групп. Иначе выглядит положение "рассеянного" национал-патриотизма, выполняющего, в основном, защитные психологические функции в рамках распространенного комплекса национальной неполноценности. Вот только один пример. Готовность поддержать лозунг "Россия для русских", выразили в декабре 1995 г. 38% опрошенных против 45% Абсолютное большинство поддерживают такой лозунг только в электоратах ЛДПР (69:25) и "Державы" (57:42), но относительное большинство — среди сторонников КРО (40:37), жителей малых городов (42:40) и, как ни странно, москвичей (47:41). При этом более 2/з (69%) из тех, кто одобряют идею "Россия для русских", в то же время готовы поддержать и прямо противоположный лозунг: "Россия для всех, кто в ней живет": Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с национал-патриотическими (точнее, шовинистическими) настроениями пассивного, оборонительного типа. Их выразители стремятся — по крайней мере, пока — скорее зафиксировать определенные установки; чем превратить их в какие-то действия. Отсюда и готовность согласиться с противоположной идеей.

Давление реальной обстановки, а также собственого электората и членского состава (последнее, разумеется, остается за рамками рассмотрения) вынуждает крупнейшую политическую силу страны оставаться монопольным носителем идеалов прошлого при отсутствии возможностей для их осуществления или обновления.

"Реактивные" стереотипы на политической сцене. Вернемся к приведенным в начале статьи данным о времени принятия респондентами электоральных решений. От 1/4 до 1/з избирателей делали это в последние дни, руководствуясь в значительной мере эмоциональной реакцией, вызванной такими факторами, как непосредственное воздействие личности кандидата, эффекты пропаганды и масс-медиа.

По данным послевыборного исследования решающее воздействие при голосовании по партийным спискам оказали (в %):

Выступления лидеров партии по телевидению 39,0

Предвыборные ролики партии по телевидению 12,8

Советы, знакомых и близких 10,3

Комментарии известных людей, журналистов 8,8

Реклама по радио 8,6

Листовки, брошенные в почтовый ящик 6,5

Личные встречи с лидерами партии 3,7

Расклеенные предвыборные плакаты 3,4

Беседы с агитаторами партии 1,8

Рекламные щиты 1,8

Реклама на транспорте 0,8

Другое 1,4

"Ничего из этого — я сам принял это решение" 24,2

Затруднились ответить 12,6

Как видим, заявленная самостоятельность решений ограничена 1/4 общего электората.

Представляет интерес динамика показателей, относящихся к предвыборным выступлениям политических лидеров. Главным героем здесь стал Жириновский — внимание к его выступлениям, особенно в последние недели перед выборами, оказалось значительно большим, чем.к выступлениям любого Другого кандидата. К 5 декабря 1995 г. это отметили 16% опрошенных (ближайший конкурент, Зюганов, получил внимание 8% респондентов), к 12 декабря — 22, к 26 декабря — 25%. Здесь виден "секрет" возрастания доли избирателей, собиравшихся голосовать за ЛДПР в самые последние дни перед выборами. Это, пожалуй, наиболее наглядный пример "реактивного" электорального поведения.

Уместны, впрочем, некоторые, существенные оговорки. Никакое внешнее воздействие — личное или телевизионное — не падает на tabula rasa; оно может лишь активизировать определенный, уже зафиксированный в структуре личности и культуры стереотип действия. (Кстати, своей активной предвыборной кампанией Жириновский смог вернуть в ряды своих сторонников часть, "своего" старого электората, который он ранее потерял.)

Но интересно, что на российской политической сцене, как она оформилась за последние годы, постоянно находится ниша для такого персонажа, как Жириновский, а значит и высокая вероятность того, что немалая часть электората, принимающего решения под воздействием эмоциональных "факторов последнего дня", окажется именно там.

А А.ГОЛОВ

Наука и научные работники в сегодняшней России

В октябре—ноябре 1995 г. ВЦИОМ провел опрос научных работников и инженеров по кругу' проблем, связанных с их профессиональной деятельностью. Опрос проводился в 150 научных организациях страны методом анкетирования. Объем выборки — 2510 человек. Выборка построена двухступенчатым случайным методом: на первой ступени отобраны случайным методом научные организации, а на второй — специалисты, занятые НИОКР, внутри отобранных организаций. При этом равными квотами случайным образом отбирались представители "научной элиты” (руководящие, главные, ведущие специалисты), "научная молодежь" (молодые специалисты до 30 лет) и специалисты, не вошедшие в первые две группы. Исследование охватило различные области академической, вузовской и отраслевой науки, типы научных организаций и категории научных работников и инженеров в разных регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.