Научная статья на тему 'Стартовые позиций партий в начале предвыборной кампании'

Стартовые позиций партий в начале предвыборной кампании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Седов Л. А.

While estimating the socio-political situation at the start of the electoral campaign, one should note the general political atmosphere little favourable for functioning of representative institutions, the exaggerated readiness of the population to trust authoritarian, oligarchic, one-party and other institutions of that sort. 35 per cent agree with the thesis that "It's better when political decisions in the country are made by one or a few strong leaders;" 22 per cent would support dissolution of the parliament and introduction of the rule of a single political party, and 12 per cent say that such development of events would be indifferent to them. Quite obvious is also a low estimate given by the people to the present authorities which are in a deepest crisis in this respect (58 per cent answer negatively to the question whether they are would accept the preservation of power in the hands of the present-day leaders, and 33 per cent tell about their indifference). Under these conditions, the deliberately victorious anticipation of the pro-government Chernomyrdin and Rybkin blocs seems to unfounded, which is also confirmed by the data of the surveys. As of July 1995, the positions of the Communist party of the Russian Federation (9%), Yavlinsky bloc (7%), and the Liberal-Democratic Party of Russia (7%) appear to be the strongest "Russia Is Our Home" has joined the number of parties that will;: for sure overcome the 5-per-cent bar.. Its rating is equal to that of Sviatoslav Fedoroy's, Party of People's Self-government. The Congress of ' Russian Communities deserves to be individually mentioned since it received 3 per cent of records immediately after General Lebed had become one of Its' three leaders. His rising popularity makes the prospects of the party led by him rather glowing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Parties' Starting Positions at the Beginning of the Electoral Campaign"

While estimating the socio-political situation at the start of the electoral campaign, one should note the general political atmosphere little favourable for functioning of representative institutions, the exaggerated readiness of the population to trust authoritarian, oligarchic, one-party and other institutions of that sort. 35 per cent agree with the thesis that "It's better when political decisions in the country are made by one or a few strong leaders;" 22 per cent would support dissolution of the parliament and introduction of the rule of a single political party, and 12 per cent say that such development of events would be indifferent to them. Quite obvious is also a low estimate given by the people to the present authorities which are in a deepest crisis in this respect (58 per cent answer negatively to the question whether they are would accept the preservation of power in the hands of the present-day leaders, and 33 per cent tell about their indifference). Under these conditions, the deliberately victorious anticipation of the pro-government Chernomyrdin and Rybkin blocs seems to unfounded, which is also confirmed by the data of the surveys. As of July 1995, the positions of the Communist party of the Russian Federation (9%), Yavlinsky bloc (7%), and the Liberal-Democratic Party of Russia (7%) appear to be the strongest "Russia Is Our Home" has joined the number of parties that will;: for sure overcome the 5-per-cent bar.. Its rating is equal to that of Sviatoslav Fedoroy's, Party of People's Self-government. The Congress of ' Russian Communities deserves to be individually mentioned since it received 3 per cent of records immediately after General Lebed had become one of Its' three leaders. His rising popularity makes the prospects of the party led by him rather glowing.

Текст научной работы на тему «Стартовые позиций партий в начале предвыборной кампании»

с'Она представляется довольно простой и лишь кажется' парадоксальной. Правомерно'было'бы ожидать, что' появление на политической арене столь активных конкурентов, как коммунисты и жириновцы должно было привести к отрезвлению й какому-то сплочению демократических и реформистски ориентированных сил на общей платформе, в определенных организационных рамках и т.д. Но это предполагало далеко не‘простую и не "одношаговую" логику действий: ‘ конструирование общей платформы, подчинение сиюминутных интересов ' перспективным,' т.ё. логику; противоречащую "всей 'отечественной политической традиции и опыту околополитйчес-кой активности последних лет. На политической сцене и в политических умах'не нашлось места для столь сложного способа действий. Возобладала' — или даже оказалась- единственно доступной для участников действия — иная схема:“ отмёжёваться от утрачивающих популярность реформаторов, чтобы добиться немедленного выигрыша в общественном мнёнйи (не говоря о властных, силовых и теневых' структурах). Непременным' элементом "логики отмежевания" оказались, естественно, поиски виновных й попытки самоопределения не на какой-то собственной платформе, а на основе'того-же простейшего отмежевания ("мы не та'киё; как..."). ' ' ’ ’

Летняя (1995 г.) коллизия ‘ ДВР—"ЯБЛоко" развивалась' по той же схеме.' С самого начала своего появления блок "ЯБЛоко" строил и определял себя как некий антипод практическому -реформаторству Гайдара, собирал под свои знамена ("другой реформы", "другой демократий") недовольных именно этим реформаторством. И это одно уже делало практически неосуществимым'—независимо'"от чисто’личных амбиций лидеров —-простое блокирование или объединение. Прежде всего, оно означало бы 'потерю "лица" "для "ЯБЛока”, поскольку таким "лицом" было противостояние линии Гайдара. Й здравый смысл, и опросные данные показывали, что в результате простого объединения каждая партия може* сразу утратить часть (около 1/3) своего собственного электората. Возможно, это сыграло определенную роль в неудаче попытки объединения сил. Поставить Чке "во главу угла дальнюю перспективу, например создание новой обстановкй^в так называемом демократическом направлении, появление мощного притягат тельного центра, способного придать новое дыхание’1 демократическим . ценностям, сформировать свою платформу, привлечь различные круги потенциальных сторонников и в конечном-счете изменить всю россий-; скую политическую атмосферу — на это не хватило сил, времени или воображения. Остались обычные краткосрочные расчеты и негативная -доминанта как главные формообразующие факторы.

Неизбежным побочным результатом действия такой логики, кстати, является постоянное возрождение питательной почвы для политического авантюризма и общественных надежд на очередную экстравагантную фигуру, выходящую за пределы традиционных образцов "номенклатурной" политики. '. .

Следует подчеркнуть, что значение негативной доминанты в российском политическом формообразовании, далеко не сводится к отношениям между организованны-, ми движениями и силами.1 Сам характер ценностного самоопределения нынешнего общества — преобладаю-' щих лозунгов, требований, ожиданий — это, прежде всего, запрещенное в формальной логике "определение через отрицание": формулируется не позитивное содержание, а гранйца размежевания или принцип отталкивания. Даже преобладающие ныне во всех списках популярных^— и разделяемых всеми группами и течениями — лозунгов’ требования порядка-- и - стабильности на

деле имеют чисто негативное содержание (отрицание беспорядка й неустойчивости).’ • • -

Как уже отмёчалось;’в коллизии "демократического" мезальянса имеется своя специфика, которая имеет значительно более широкий социальный смысл, чем ближние и дальние судьбы реформаторской политики и политиков. Это связано с тем, что и ДВР, и, особенно, "ЯБЛо-, ко"' демонстративно апеллируют к одному и тому же: социальному слою, который принято считать интеллигентным. Действительно, социально-демографические характеристики обоих электоратов весьма близки (лишь несколько более высокая доля молодежи среди сторонников ДВР), — но это создает не столько общность, принципиальных позиций, сколько общее поле для их дивергенции. (В данном случае оставим в стороне моменты электоральной, личностной и прочей конкуренции.) Это поле оказывается весьма удобным для развертывания извечной и трагической двойственности функций отечественной интеллигенции: с одной стороны, готовности служить государству и надеяться на общественную пользу от этого служения, с другой — традиции критического отторжения от того же государства. И поскольку возникает общая плоскость противопоставления таких’ позиций, создается тенденция партийного размежевания именно по такой линии. В редкие периоды подъема общественных иллюзий (последний пример-'— "романтический" момент реформ) укрепляются "конструктивные" настроения, в более частые эпохи разочарований’ — настроения "критические". Приведенная в начале этого номера динамика партийных симпатий 1994—1995 гг. — отличная тому иллюстрация.

Драматичность, даже трагизм этой принципиальной ситуации определяется прежде всего тем, что происходит, скорее, размежевание тенденций, чем практических позиций: двойственность положения неизменно сохраняется. Другой, и не менее важный, компонент драмы —1 проблема цены, которую каждый раз приходится платить 'за ту или иную позицию. "Практичность" всегда-предполагала неравноправное соглашение с властями' предержащими, вынужденную готовность - смиряться с’ авторитарным насилием и некомпетентностью — за что и приходится сейчас расплачиваться реформаторам "гайдаровского" призыва. За претензию на чистую-"критичность" тоже, рано или поздно, приходится расплачиваться, и достаточно тяжело: напряжение критического самоутешения неизбежно сменяется массовой апатией! К тому же обстоятельства складываются в последнее время’ так, что на роль интеллигентных критиков власти претендуют прежде всего авантюрные властолюбцы. Вакансия действительно высокой и действительно интеллигентной критики власти (и постоянного критического давления на нее) в нынешнем политическом Спектре просто отсутствует. ' ' ' -

, >' ' ' ‘ * IV • » 1

Л.А.Седов ...........

2. Стартовые позиций партий в начале предвыборной кампании ....

Общая оценка социально-политической обстанов-.

ки*. Летние месяцы не приносят сколько-нибудь заметных изменений и сдвигов’ в общественных настро,-

* В основу положены результаты опроса городского и сельского населения России (типа "Мониторинг"), проведенного 4—21 июля 1995 г. в 25 региональных отделениях, опрошено 2549 человек, и. опроса населения России типа "Экспресс", охватившего, в отличие, от прошлых опросов по этой методике, и городское и сельское население, проведенного .22—25 июля 1995 г. в 13 региональных отделениях; опрошено 1543 респондента.

ениях. Почти 'все оценки! - — ' собственного настроений людей, их материального положения,' политической обстановки в стране И'Т.п. — стабильны в1 последние полгода;.флуктуации носят микроскопический характер^' ' ПолучаемЫе^'в"опросах соотношения свидетельствуют об отсутствии в сознании 'значительных'масс- людей твердой уверенности в необходимости^ пестования представительных' институтов и, наоборот, о'тенденции довериться. авторитарным, олигархическим/’ однопартийным и другим институциям. Так,-с тезисом: ‘"Что лучше,' когда политические решения в стране принимаются одним Или несколькими1 сильными' лидерами?", соглашаются 35%>и не соглашаются 37% респондентов. Примерно; такое же соотношение наблюдается;,в вопросе:' "Поддержали1 бы отвечающие роспуск парламента-и введение' правления одной политической партии?" 22% опрошенных высказались в.поддержку такой системы И112% заявили; что им это безразлично. 'А противоположным- образом-от-реагировали все'; те' же ■ 37%;: причём только 1-6% не одобрили такое событие полностью. Только 23% опрашиваемых согласны-с утверждением, что борьба партий способствует лучшему учету'нужд людей, а 51% с этим не ' согласны: Только 30%’ готовы 'согласиться с тем, что от :многопартийных выборов больше пользы, чем вреда, а 36% полагают, что-вреда1 от них больше. Только: 22% опрошенных ,верят'в то, что новая' Дума будет лучше нынешней*, преобладающим жё настрой ением (38%) является убежденность; что в'-результате' выборов'Дума останется качественно такой'же: Вооб-1 ще; в то, что выборы окажут серьезное влияние'на происходящее в; стране; верят всего 17%';:-напротив, 54% думают, что никаких,изменений ситуации в стране ОНИ не произведут.' '» .' ,т‘ - Ц..Г'"'.''1

В чем менее всего преуспели власти в России, так это в созданий у людей ощущения сопричастности проводимому в стране курсу и способности'как-то влиять на “этот курс. Причем это состояние отчуждённости неуклонно нарастает. Так, -83% респондентов считают, что никак не могут влиять на действия правительства,1 84,-—что российские государственные мужи совершенно не интересуются мнением людей (в декабре 1991 г. так отвечали1 68%), и 89% уверены, что "те; кого мь1 .выбираем в выс-'| щие органы власти, быстро теряют связь с народом". И. уж что.самое на первый взгляд непостижимое, так это! то, что способность простых людей влиять на решения»* властей в доперестроечном -разлагающемся тоталитарном СССР оценивается как более высокая, нежели в' сегодняшней '■ "демократической" России: только 13% по- | лагают, что сейчас'она выше, в то время'как 1 /з опро-; шенных заявляют, что сейчас она ниже (1/4 — что., намного ниже). 65% людей отмечают, что по сравнению с > СССР Iотношение ¡власти к людям ухудшилось (4% •—: улучшилось),’ и 70%, что хуже стала защита1 прав граж- 1 дан (6% — лучше).,Пожалуй, ничто лучше не демонстри- : рует различия в подходе к правам в России и остальном; цивилизованном мире, чем этот второй ответ. Едва ’ли ! западные эксперты по правам человека, да" и простые : граждане на Западе, согласятся с такой оценкой ситуации, но здесь она вполне вписывается в нашу особую: "перевернутую"^ систему' ценностных представленйй’.и .; социальных отношений. Оказывается, что российские г

---------- ! 1 1 •'

, * Кстати, уверенность в том,'что Дума будет лучше, в.боль'-,: шей мере присуща и собирающимся голосовать за ДВР и "Впё- | ред, ' Россия!" и' сй^ати'зйрующим ЛДПР "и "Дёржаёе'Л' Естественно, что "лучшесть" парламента понимается ими проти- ' воположным образом. Нам, однако, важен сам факт, что каждый шестой житель России уверен, что своим голосованием может -содействовать улучшению парламента:

граждане1 в своём большинстве'гбтовы гфИзнать,'-что- по сравнению с СССР увеличилась экономическая’свобода (42% — увеличилась-, 22%' — уменьшилась)!? политическая свобода (44% —• увёличилась,’ 17% — уменьшилась)', что от свободы слова пользь! больше', чем'вреда"(52%'— польза и 23%— вред),' также как'от-свободы выезда (50% и 20% соответственно), 'свободы предпринимательства (47% и 26% соответствённо), сближения с Западом (38% й 30% соответственно).’- И-. одновременно 'они1 живут С бщут щёниём ущёмлённости своих 1фав и;нёбрёженйя начальства, которое,’ кстати, большинством (50%) воспринимается-как менее компётёнтное, чем бывшее советское;: а также в уверенности; что в постсоветский* период ’-резко ухудшились отношения-людей-меж ду’собой (мнение 75% населения). ТакИм образом,’ пбнятйя ’-свободы" и "прав", находящиеся'' в"- западной 'сйстейе’ ^’ценностей- в одной "корзине", в-прёдст'авлениях россиян'как :бы противостоят друг другу-:' Если1 в западной цивилизации '"свобода одного -’кончается там, где -начинается -свобода другого"; то русская реальность такого -ограничения не знает: В условиях тоталитарной нёсвободы для':всех,1 кроме* выевшей политической элиты, человек чувствовал себя более защищенным (в смысле гарантированности того узкого круга прав,, в основном носивших характер скудной, денежной, продовольственной или жилищной пайки), чем в нынешних обстоятельствах непривычной индивидуальной свободы, оборачивающейся для него угрозами посягательства со стороны любого, кто в чем-то сильнее и ловчее, и воспринимаемой соответственно как "беспредел" и полная утрата порядка. Не стоит поэтому удивляться, когда 84% граждан настаивают на том, чтр с 1985 г. положение с поддержанием порядка в государстве ухудшилось и только 4% думают .противоположным образом, или если 78% отвечают,, что страна больше нуждается в порядке, чем в демократии, и‘лишь 9% считают наоборот. При этом 85% опрошенных согласны с тем, что "нужно положить конец безнаказанности власти".,;. ... .;У1г........

Все ,приведенные данные-указывают на то, что даль-, нейшее .развитие ситуации в - стране может- означать сворачивание ^политических преобразований, включая дальнейшее ослабление, или даже полную .отмену, на. какой-то^ срок .представительных институтов, не обладаг ющих,в глазах .населения сверхвысокой ценностью, при более бережном отношении к таким высоко ценимым институтам и установлениям, как СМИ и свобода слова, свобода предпринимательства, 'возможность свободного

**•••■» • '".Г •/, 1 ’ \г '■¿••" •' Т.1' -'тз V-? »> *

выезда и т:п.ч>-;* *---

. Отношение населения к'партиям и партийным бло.-. нам. Неосновательность заведомо победных ожидании, организаторов проправительственных блоков Черномыр-” дйна й Рыбкина в условиях’глубочайшего кризиса суще-! ствующей власти-подтверждается данными обоих опро-5 сов. В частности,! на вопрос: "Устраивает лй Вас сохране-’ ниё. власти у нынешнего руководства страны?" положительно отвечают1 лишь 7%;¡58% отвечают отрицательно и' 33% ’заявляют о своем безразличии. Углубление кризиса 1 доверия касается всех ветвей власти,' но не лично Чёрно-; мырдина, который --благодаря .-своим -миротворческим , усилиям сумел даже несколько укрепить свои позиции и1 как бы противопоставить' себя остальным властным институтам. Данные табл. 7 дают представление-об этой-

ЭВОЛЮЦИИ. >Э.‘ , . ., ,-. г.,- .,,“.4

‘ Сходным 'образом' эволюционирует и оценка прё-‘ мьер-'минИстра1 по 10-балльнои шка’ле: 3,3 — !'в марте^

3,5 — в мае; 3,9 — в июле. ’ '

.^Однако этого .роста.,доверия к Черномырдину явно недостаточно , для того, чтобы партия "Наш дом.— Рост сия" заняла ведущее-место в;.списке претендентов на*

завоевание не только большинства, но и достаточно весот мого пакета депутатских мандатов. -

В табл. 8 содержатся данные о положении партий июньских и июльских опросов 1995 г. по методике "Экспресс" и "Мониторинг"*. . - г.

Наиболее резкое расхождение наблюдается в отношении ЛДЦР, (7% — в июньском "Мониторинге" и 3,5%—в июльском "Экспрессе"). В этом снижении можно усматривать как фактор времени (тенденция к.снижению рейтинга ЛДПР прослеживается в обоих "Мониторингах" и_в обоих ^Экспрессах", а июльский. "Мониторинг" по времени } отражает более раннюю ситуацию, чем июльский "Экспресс"), так и то, что "Мониторинг" лучше охватывает предвыборные настроения глубинки, где у Жириновского особенно, высока популярность в среде-"сельских тружеников". Об этом же свидетельствует более высокий показатель для -.АПР, На. наш взгляд, данные "Мониторинга" на сегодняшний день более близки к реальности,

и, следовательно, -иерархия электоральных предпочтений для партий, имеющих реальные шансы преодолеть 5%-ный рубеж, выглядят следующим образом:

Партия/блок . • . •. Место .:.; ;

КПРФ | ' •" _ " : ‘ ' 1-е '

"ЯБЛоко" 2-е, ; ..

ЛДПР ’ ' 3-е • '

"Наш дом — Россия" . - 4-е

Партия народного самоуправления -* ‘ 5-е

"Женщины России" , - , . 6-е . - ,

"Демократический выбор России" '■ 7-е - \ ;

Конгресс русских обилии* . 1 . 8-е . .

- "Вперед^ Россия!" г ,9-е '. -;, ,■ ,

Очевидна положительная динамика рейтинга "КРО, почти удвоившего свой электорат по данным "Экспресса" на конец июля 1995 г. (Низкие показатели в июльском’ "Мониторинге" очевидно объясняются новизной этой партии.) Обращает- на себя внимание также довольно резкое падение поддержки "Державы", вероятно, уступившей свой электорат Лебедю (КРО), и низкий рейтинг1

■ Таблица7,

, Устраивает ли Вас . сохранение власти у нынешнего руководства?

. - (В% к числу опрошенных).,

1 -Ветвй • Полная' : поддержка ' Частичное несогласие Требование ! ” отставки -

власти 1995 г. " ч / Г •. :

Март Май Июль Март Май Июль Март Май Июль

Презйдент 3 ' 3 ' 21' 24 25' 25 '56 56 59

Парламент 2 2' ' 2 28 .23, 26 37 .41 41 ..

Прави- тельство 1 2 '2 30 31 29 40 38' 41

Премьер- мйнистр 4 5;- 7 27 27' 34" 33 : 32 28 ’

* Необходимо оговорить сразу несколько обстоятельств. В , июньском "Экспрессе" в отличие от июньского, охвачено только городское население. Данные июльского, "Мониторинга" собира?, лись на протяжении всего месяца, а данные июльского "Экс-, пресса" только в конце июля, т.е. они свежее по времени. Данные "Мониторингов" в целом более надежны, так как получены на большей выборке, в большем числе регионов и на - большей глубине проникновения в сельскую местность. ‘

партии Б.Фёдорова в опросах,- охватывающих сельское население; здесь партия приблизилась к опасной 5%т-ной черте. Наметилась тенденция некоторого . уменьшения электората "ЯБЛока". Положение ДВР стабилизировалось на низкой, но проходной отметке в 3,5%-(Все это — доли от списочного состава избирателей, поэтому проходным баллом можно считать 2% с десятыми.)

Электорат ДВР. Из тех,^ кто в декабре 1993 г. голосовал за "Выбор России", в сегодняшнем электорате ДВР остались 14% и они составляют 1/з нынешнего электората. Из. прежнего электората 12% ушли в "ЯБЛоко", 12, в, "Наш дом —Россия", 8 — "Вперед, Россия!-"; 18% затруднились назвать фаворита и 5% не будут участвовать. 'Новички в электорате, сократившемся в объеме в 2,3 раза, — это;, перебежчики декабрьского электората,"ЯБЛока" (3.%);' 5%,из тех-, кто голосовали против всех- списков. 42% людей, заявляющих о своей приверженности ДВР, в прошлых выборах участия не принимали и надежной частью электората считаться не могут. ■ •: ч-

. При сравнении нынешнего электората ДВР с декабрьским 1994 г. электоратом "Выбор России" обнаруживается сдвиг в .сторону большей доли в нем молодых людей, с высшим образованием; а убыль,особенно велика в возрастной группе, старше 40 лет с высшим' образованием (они либо отошли к "ЯБЛоку", либо не будут принимать участия в .выборах),-а также среди-неквалифицированных рабочих (отток в ЛДПР) и в , северных регионах Европейской России. Любопытно; что партией; ."отра-, жающей в наибольшей степени интересы,людей, таких-как я",. ДВР называют 4% опрошенных, а о намерении голосовать за нее .объявляют 3% (т.е. примерно . 1/4 . не будут голосовать или проголосуют - за другую партию,

• . Таблица 8

у Если бы в ближайшее воскресенье состоялись,

. выборыв Государственную Думу, за какую .из партий Вы бы.скорее, всего проголосовали? , ■

(В-% к числу ответивших.)

Партия; - -блок • ’Мониторинг май, :-1995 г," ' Экспресс июнь, ■ ■ 1995 г.' ' (только’ город) Мониторинг ’ ‘ июль, 1995 г. Экспресс июль, -1995 г. ‘ (город и село) :

АПР ' 2 ' 3' ,м ; ,3- 2 1

"ЯБЛоко" " 8 ' - '• 9 '-■> 7 - 6 '

"Вперед, Россия!" 1 ..... 2 ” 5 ; *2 - " 7 3 '

ДВР ' "4 - 5- 1 ...... з>■-■ , - 3 '

"Демокра- тическая Россия" . -о •. Ь) ■' ■" • -0 : ■ . ,• .г ; • .. о ; -

"Держава" ■ -.лц-.; 1 ■ 'V ’ 2 1 '- 2 "

КПРФ ' ’ • 8 .. ..- !]0 9 10

"Левый центр" ‘ ~ 0 ' 0

ЛДПР . .9 5 ' ■ 7 : ' . з.

"Наш дом — Россия" 1 ‘ ■ з ■ '• • " 5 'ч • 4''

пне ! 5 4 ", '. 5 ' .."з

ПЭС 0 0 1 1

"Женщины России" 4. , . 5 ■' , 4-, : ,- - 4 -

КРО ^ - ■2 ' ■' з 5- :1

Не намерены участвовать 18 <. , • V • 20 ’ 15' 22'

Затруднились ответить' 29 . 20 " ’ 27 \ ' 23

нёсмотр’я на'признанйеДВР "своей"). Скорее всего данная мотивация ("интересы") не отдается единственной, определяющей электоральный выбор. Характерно', что в электо-ратах таких персональко^"лвдерских" партий, как "Держава" и ЛДЦР, число голосующих за них больше заявляющих ’о соответствии их Интересам данной партии (в "Державе" — в 1,7 раза/ в ЛДПР1-^ на 0|1). Такая же ситуация наблюдается в электората*! "Наш дом —' Россия" и ПЭС. Вместе с тем есть партии "четко осознанньгх интересов",'в электоратах которых наблюдается точное соответствие тех и других1 ответов, '•—-это КПРФ,- "ЯБЛоко", КРО, "Левый центр": Признаки слабости, наблюдаемые в группе сторонников ДВР, имеют место, также и в электоратах АПР, "Демократическая Россия", "Женщины России". 1 .1,

! Кроме 3%, готовых отдать голоса за. ДВР, существуют еще 6% респондентов, называющих ДВР второй' возможной партией. В этом "резерве" мы находим 21% электората Явлинского, 17 — избирателей "Нашего Дома — России", по 15 — приверженцев "'Левого'центра" и "Демократической России", 23‘—; сторонников ПЭС, 13 — избирателей Б.Федорова и 12% — Э.Памфиловой. Сравнивая состав основного электората ДВР й "резерва" можно' видеть, что в резерве более значительна доля как поддерживающих' президента и правительство, так и желающих' их отставки; Это в точности соответствует1 той промежуточной позицйии, которую ДВР занимает' между правительственным центром и более радикальными на сегодняшний день оппозиционными демократами. В "резерве" велика также и доля людей, оценивающих ситуацию в стране как неблагоприятную и взрывоопасную, больше в нем и радикальных рыночников. Отток’ сймпатизантов из лагеря ДВР совершается в обе стороны —1 и к правительственному центру, и, в;еще большей степени — к'партиям "альтернативной демократии". ‘;

Дифференциация электоратов по критерию материальной обеспеченности. -Анализ состава электоратов показывает/что одним из наиболее сильных дифференци-; р}тощих факторов является'оценка избирателями материального положения своей семьи. Низкий уровень жизни почти автоматически приводит людей в стан непримиримой оппозиции, электораты же партий демократического'спектра и проправительственных:' партийв значительно большей’степени состоят из людей с достатком. Так, если сравнйть, допустим, электорат "Державь1" | с4 электоратом "Вперёд, Россия!", то1 выяснится, что в 4 первом вероятность обнаружить человека, оценивающе-^ го' положение своей семьи как "хорошее", в 7 раз меньше • и в 2 раза чаще-можно встретить людей, говорящих о-, плохом положении- семьи. Выражая соотношение "плохих" и "хороших" оценок* коэффициентом', можно' получить следующую картину; отражающую состав электо- ' ратов с точки зрения их материальных условий. Средняя величина коэффициента для населения в целом —'0,11,'. т.е.' на одного состоятельного' избирателя приходится де- ' сять плохо' обеспеченных:' 1 '......... ’”**

"Держава" _ ’ ' >4 0,05: -V .7

ч..(' Партия/блсж'!' ■’'1 ,"' “ '.’'''Коэффициенты.'', .

' --0,05 , 0,06 ”

.0,1;

0,19'

Л) ■ ■: ,г

" ' ' .0,1.

. )■ , • <’;■

Любопытно,, что единственная условно, "демократическая партия", за,которую голосуют "бедные", — это

пне- .

Электораты лучше обеспеченньрс. .... ^

.; ■ ' Партия, блок1 ' '

"Левый центр — "регионы России"

! - - ;:гВперед, Россия!"' , <

"Наш дом — Россия’.1,^

-.. "Демократический, выбор России' "ЯБЛоко" '

г л ■

-Коэффициенты"

1 , .1,04 ' Г1 0,81 • м-'. °'50.

. 0,43 - -

"Женщины России" ,

КПРФ • ! 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• лдпр ;

:’*'пнс" " 11 ,'7Г- л ;ч .',’0,21 .; ,

АПРтл- - V' ' . - ,-.г> ' 0,23 '

В КРО — совсем нет оценивающюс свое материальное . положение как "хорошее"; 67% оценивают его как "плохое"..

-: Давно замечено, что экономическое положение страны ее жители; склонны, оценивать гораздо пессимистичнее^ чем свое собственное. Здесь соотношение "плохих" и "хороших" оценок составляет 1:100, и,люди с оптимистическим взглядом встречаются лишь, в очень, небольшом-числе электоратов. Бесспорно, выделяется в этом плане электорат "Левый- центр", в котором 41% ■ респондентов дают, "хорошую" оценку-, экономическому положению России. Имеются такие избиратели в. электоратах-"Наш дом; — Ррссия".:(0,5%) и ДВР (0,2%),, а среди "бедных" электоратов — в ЦНС. (1,8%) и ЛДПР (0,5%). Поэтому для-характеристик, электоратов по данному принципу важно скорее - установить соотношение '.'плохих" и "средних" .оценок. И здесь выясняется несовпадение^ полученных соотношений с оценками собственного ма-. териального состояния. К менее "жестким"- оценкам-положения России-оказываются склонны- электораты с! "патриотическим" ¡оттенком КРО (0,37); КПРФ. (0,35),, "Вперед-,. Россия!"*,(0,36), "Женщины России"* (0,36). Единственное, исключение— электорат ЛДПР; (0,17),, оказывающийся' .по содержанию бедственных, оценок в одном ряду .с реформаторскими электоратами "ЯБЛоко" (0,11), ДВР (0,16), "Демократическая Россия" (0,05), "Любители пива" (0,18) и ПЭС, где вообще нет средних оценок и 85% оценивают положение как "того-хое . . , ■ -I - ' 1, -"г .V.

По тому положению, которое занимают в этой картине электораты "Наш дом. —. Россия"-,(0,24),; АПР (0,28),.ПНС. (0,21) и "Держава" (0,24) их можно охарак- , теризовать как умеренно патриотичные'и осторожно ; реформаторские. - .

Политическая , активность населения., На сегодняшний день 58% людей могут назвать какуютлибо партию, которой они отдают свое предпочтение- Еще примерно 18—-20% респондентов тоже знают какие-то из партий, , но соотносят себя с ,ними отрицательно, заявляя, что в выборах наверняка участвовать не будут. Разумеется,,, довольно высокая степень информированности -и даже сочувственного отношения к тем или иным партиям не . гарантирует столь же высокого участия в выборах. Лишь ; чуть более 1/з респондентов, выразивших свои партийные пристрастия (21%), заявляют, что "точно примут, участие в выборах": Это, по-видимому, и-есть твердое ■-ядро электората и минимальная граница избирательной, активности (еще 20% отвечают,, что,, ’-’наверное,, будут участвовать"). Таким образом, .именно 41% и представ-.; лют собой верхний предел участия, а-наиболее вероят-', ный "коридор", в. котором, будет колебаться "курс" явки, составит 29—35%. . .. ^

. Данные опросов позволяют проанализировать .мотивы,, по которьш.люди не собираются участвовать в выборах, либо колеблются относительно своего участия. -Наиболее 1-распространеный мотив —^ недоверие ко всем нынешним -политикам (30%), таких- ответов относительно много в; ? электоратах АПР и ПНС Св.Федорова. 15% заявляют,«, что не видят ни одной партии, отражающей юс интересы

(хотя почти 45% из указавших этот мотив в другом вопросе все-таки называют'партии, ближе всего отвечающие их интересам,"иОтносительно чаще такая непоследовательность демонстрируется сторонниками "Державы" и "Любителями пива"). На "бесполезность выборов" ввиду бессилия парламента указывают 10% отказывающихся голосовать ( этот мотив опять-таки характерен для "пивников" и "державников", но так же и для сторонников ;"ЯБЛока"). 13% уверены-, что результаты выборов будут обязательно подтасованы (так думают 30% уклонистов из лагеря ДПР, 27% — из лагеря ЛДПР, 24% — из лагеря ДВР). 7% колеблющихся заявляют, что склонны подождать появления новой партии или нового политика (таких много среди сторонников Св.Федорова). г Из/этих выкладок видно, что электораты "Держава", ПНС, ."Любители пива" наименее устойчивы, а значит, —* и мало предсказуемы.

-II Данные июльского 1995 г. "Мониторинга" позволяют судить-.о степени активности электоратов основных партий и их готовности подтвердить свои партийные пристрастия • реальным голосованием. В среднем по стране доля,заявляющих,- что "точно или наверное примут участие в выборах" составляет 39%;‘ 30% опрошенных уверены или. сомневаются, что будут голосовать (коэффициент— 1,'3). Естественно, почти'во всех электоратах значение1 этото .коэффициента выше. ИсключёнИё представляют контингенты избирателей малых партий, в которых слаба ■ надежда; на участие этих партий в выборах и преодоление ими лимита в 5% ("Демократическая Россия": — 0,08; "Любители пива" — 0,4;’-ПЭС — 1,1; ПНС — 1,3): Наиболее высокую предварительную готовность демонстрирует. партия' Б.Федорова (5;9) и ДВР (4,7). За ними следуют АПР (3,6); КПРФ (3,5), "Левый центр" (3,3). Остальные партии можно считать нуждающимися в усилении мобилизационной активности: "ЯБЛоко"(2,5),'

"Держава"-,{2; 1), КРО (2,0); ЛДПР (2,0), "ЖенщИны России" (2,0). ■ • 1 ' ; ■

Б.В.Дуби н .

3. К цивилизации обихода

СредИ проблем, информация' по которым собиралась' в 36 странах- мира в 'ходе международного исследования International Research- Associates (INRA) и Roper Starch в 1995 г., заметное место занимал комплекс вопросов, связанных с уровнем благосостояния и образом жизни респондентов, стандартами обеспеченности их семей и жилья совре-мённьшй техническими удобствами. Вместе с данными об уровне- образования и доходов,' размере и типе жилища перечисленные- характеристики сводились в обобщенные показатели социальной стратификации обществ', индикаторы социально-экономического уровня соответствующих стран В России опрос по этим проблемам проводился ВЦИОМ-в марте 1995 г. по всероссийской выборке в 1980 человек. Не претендуя здесь на сколько-нибудь развернутое, исследование 'системы стратификации в нынешнем российском обществе, ограничимся систематизациёй и пер- • воначальным' обобщением относящегося к этой проблеме материала,- полученного в мартовском опросе, и некоторых ' примыкающих к нему данных из последующих зондажей -ВЦИОМ и государственной'статистики.

■Предметом внимания будут прежде всего показатели культурного уровня и цивилизованности повседневного ' семейного обихода россиян—1 обеспеченность бытовыми техническими удобствами и благами, характерИзующй- ' ми в развитых странах мира современный образ жизни семьи' в полноте его информационных, коммуникатив- ' ных,-рекреативных, репродуктивных и других параметров: Для'Европы социологическое и более широкое'обще-

ственное обсуждение этой проблематики связывалось с переходом к определенному уровню общественного и цивилизационного развития, обозначенному в разных угра-дициях и терминах, как "государство всеобщего, благоденствия", "общество потребления", "массовое.общество" и "массовая культура", "цивилизация досуга" и т.п., и относилось к концу 50-х — началу 60-х годов*. Некоторые данные опросов ВЦИОМ 1992—1994 гг. о вещном обиходе россиян уже введены в научный оборот и раСт сматривалйсь в связи с проблематикой стиля жизни**.

К важнейшим, факторам стратификации общества относят образование и уровень жизни населения (табл. 9).

Как видим, по уровню образования Россия близка к средним данным по Ближнему Востоку, одновременно, контрастируя с показателями (самооценками) уровня жизни в этом' регионе: на Ближнем. Востоке он в целом высок, в России же низок. По образу жизни Россия тяготеет, скорее, к Юго-Восточной Азии, вместе с тем разительно отличаясь от нее по уровню образования — в Юго-Восточной Азии он значительно выше. Все это может свидетельствовать о неравномерности (рассогласованности) развития российского общества по основным направлениям социальной и культурной динамики, выявляя серьезные дефекты в системах социальной мобильности и гратификации достижений, а в конечном счете — деформирован-ность стратификационной системы общества, слабый или зачаточный уровень его дифференциации. Другие данные подтверждают это предположение. . , ,

По данным мартовского мониторинга 1995 г., 22% россиян живут в отдельном доме или занимают часть дома (в подавляющем большинстве это жители села и малых городов), 44% имеют отдельные квартиры (31% не дали на этот вопрос ответа — среди них 44% учащихся и 64% руководителей, порядка 3—4% снимают жилье, живут в, коммунальных квартирах или общежитии, поэтому данные по этим малочисленным группам в дальнейшем не рассматриваются)***. Распределение типов стандартного жилья по основным социально-демографическим группам россиян приведено, в табл. 10.

Легко видеть, что резко противостоят друг другу такие типы жилья, как отдельный дом (село) и отдельная квартира (город), соответственно, жилище более пожи-. лых и менее образованных групп пенсионеров и жилье россиян более активных возрастов. В пределах же.города, размер и функциональная дифференциация жилья (число комнат) хотя и колеблются в зависимости от размера города, но не очень значительно, а данные по трехкомнатным квартирам, напротив, чрезвычайно близки. Стандартная квартира в две, реже в три комнаты-— достояние прежде всего 40- и 50-летних ("поколег ния родителей", причем практически независимо от уровня их образования и квалификации). Трехкомнатны-мй квартирами чаще других располагают руководители, но и здесь их превосходство над другими группами не так уж велико. Иначе говоря, типовое городское жилье

* Dumazedier J. Vers une civilization du loisir? P., 1962. (2-e изд. 1967). См. также: Перек Ж. Вещи. М., 1967. (Первое франц. изд. 1965); Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. (Первое франц. изд. 1968).

** Бочарова О.А. Вещи и стили жизни // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 1. С. 44—46. В концептуальном плане соответствующие разработки см.: Социологические исследования в дизайне. М., 1988; Гудков Л., Левинсон А. Вещь глазами социолога // Декоративное искусство СССР. 1987. № 8. С. 14—18.

*** По данным переписи 1989 г., в отдельных квартирах проживало 62% российского населения (74% — горожан), в индивидуальных домах — 29% россиян (55% — жителей села). См.: Семья в Российской Федерации. М., 1994. С: 302—303. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.