Научная статья на тему 'ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ ЧАСТЬ 2. КОСМИЗМ И ЭТИКА НАУКИ'

ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ ЧАСТЬ 2. КОСМИЗМ И ЭТИКА НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ ЧАСТЬ 2. КОСМИЗМ И ЭТИКА НАУКИ»

ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ

ЧАСТЬ 2. КОСМИЗМ И ЭТИКА НАУКИ (Начало в № 1 (42) за 2022 г.)

Валерий Валерьевич Лепов,

доктор технических наук, директор Института физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН -обособленного подразделения

ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», профессор кафедры философии ФИЦ ЯНЦ СО РАН, действительный член Академии наук РС(Я), г. Якутск

В. В. Лепов DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-1-85-91

Если ты в меньшинстве - и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.

Дж. Оруэл1

Все должны быть познающими и всё должно быть предметом знания.

Н. Ф. Фёдоров2

Введение

В предыдущей части цикла была затронута проблема бездуховности и безыдейности общества потребления [1], как отражение системного кризиса исторического капитализма, всё ярче проявляющего свой хищнический характер, направленный на увеличение сверхприбылей правящей олигархической верхушки, включая использование для получения дешёвых ресурсов и новых рынков сбыта целевого финансирования «независимых» СМИ и общественных организаций, спонсирование терроризма, организацию эпидемий, гибридных войн, использование угрозы глобального изменения климата. Бурное обогащение в последние годы цифровой технократии и рост её влияния на средства массовой информации, школьное и университетское образование, позволили сформироваться идеологии фейка и лживой пропаганды, олицетворяющей понятие «империй лжи». Для достижения политических целей используются различные способы

психологического манипулирования, включая с самого начала осознанной жизни формирование системы ценностей с помощью НЛП3 и других психологических методов.

В дальнейшем на подготовленную почву легко ложатся такие приёмы, как подмена понятий, например, жизненный опыт и мудрость, интеллектуальное и нравственное превосходство подменяются обладанием властью и деньгами, тем самым усугубляя социальное и имущественное неравенство. Всё становится товаром, который только нужно выгодно продать. Особенно высоким спросом пользуются мода, дипломы, звания и должности, депутатские и министерские места. Такие способы лживого целеполагания, создания обложки, «имиджа», вместо внутреннего содержания, к сожалению, глубоко проникли в российскую действительность с самого начала 90-х годов.

Другой приём - искажение смыслов с целью введения в обиход мнимых терминов и наименований. Например, широко употребляемое

1 «1984»- роман-антиутопия, главное и последнее произведение Джорджа Оруэла, написанное в 1949 г. Классический литературный образец политической и антиутопической беллетристики XX в., наряду с такими произведениями, как «Мы» Евгения Замятина (1920), «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932) и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери (1953). Послужил основой возникновения эпитета «оруэлловский», а также таких понятий, как «Большой Брат», «двоемыслие», «полиция мыслей», «мыслепреступление», «новояз» и «2 + 2 = 5».

2 Фёдоров Николай Фёдорович (1829-1903) - русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, библиотековед, педагог-новатор, синкретический родоначальник движения русского космизма.

3 НЛП - метод нейролингвистического программирования.

Ларри Финк на форуме «Глобальная инициатива Клинтона» в Нью-Йорке, 2022 г.

(Фото: ШАвО/КаПе Godowski/TASS)

понятие «среднего класса» оказывается, по сути, частью идеологии, направленной на получение дополнительных финансовых потоков и ориентацию значительной прослойки населения на цели, которые под видом накопления капитала оказывают разрушительное воздействие не только на население [2], но и на окружающую среду, природное многообразие. Сказалось это и в здравоохранении, и в образовании, и в науке, и в промышленности и управлении.

В подобных условиях не только государственная триада, но и существующие религии не в силах обеспечить соблюдение морально-этических норм и человеческих прав, закреплённых, например, во Всеобщей декларации прав человека (ООН). Декларация, принятая резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН в Париже 10 декабря 1948 г. в связи с развитием науки и технологий, нуждается в дополнениях, касающихся использования СМИ, методов обучения, рекламы, следящих устройств (включая

1оТ4), психологического давления, страха и нагнетания напряжённости с целью получения прибыли, иных выгод, ресурсов, рынков сбыта, и т.д.

Поскольку кризис капиталистической мировой системы принимает всё более острый характер, то становится и более очевидным нетерпимое отношение корпоративного капитала и слившейся с ним политической «элиты» к попыткам отдельных стран отстоять независимость своих природных ресурсов и технологий. В этой связи необходима работа по «перепрограммированию» как индивидуальных навыков, так и всей картины мира, культурного кода для перехода от идеологии лжи и обмана, наживы, главенства «имиджа», внешнего и показного, к внутренне истинному, справедливому, единому обществу.

К сожалению, идеология коммунизма не получила дальнейшего теоретического развития ни в трудах его основоположников, ни у известных философов и экономистов. Но понятно, что конечной целью развития человеческого общества должно стать братство всех разумных существ Вселенной с целью наиболее эффективного использования и приумножения имеющихся природных ресурсов и, в особенности, духовных благ. Такое общество показано во многих фантастических романах советских писателей-фантастов («Братство Кольца»5 Ивана Ефремова, «Мир Полудня»6 братьев Стругацких, «Внеземелье»7 Сергея Павлова и др.). Но что двигало этими писателями и кто являлся вдохновителем тех плодотворных идей, которые предопределили будущее развитие человечества на тысячелетия?

Русский космизм

Русский космизм в философии - это течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом8 мировоззрении, предполагающем определённую (целенаправленную) эволюцию Вселенной. Эта оригинальная версия мировой теории космизма9 возникла во второй половине XIX века. Её основателем

4 1оТ - интернет вещей (англ. Internet of Things), концепция объединения различных устройств в облачную сеть для сбора, анализа, обработки и передачи информации другим объектам.

5 Братство Кольца - мир коммунистической цивилизации XXX в. из произведений советского писателя-палеонтолога д.б.н. И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957), «Час Быка» (1969). И. Е.: «Коммунистическое воспитание - вовсе не социальная надстройка... Это производительная сила общества. Дело не в том, чтобы насытить мир предметами роскоши, но в том, чтобы переводить потребности человека на всё более и более высокую ступень. Чтобы он мог легко обойтись без модной побрякушки, без тряпья, без изысканных коктейлей, без менее изысканных горячительных напитков, но, чтобы он задыхался от жажды творчества... Это проблема двусторонняя: мы должны наращивать аскетизм по мелким потребностям и наращивать потребности в более высоком, я бы сказал, высшем плане».

6 Мир Полудня - литературный мир, описание братьями Аркадием и Борисом Стругацкими коммунистического будущего в цикле романов (от «Полдень, XXII век» 1962 г. до «Волны гасят ветер» 1985-1986 гг.).

7 Внеземелье - область деятельности вымышленной объединённой цивилизации человечества в Солнечной Системе в романе-дилогии Сергея Павлова «Лунная радуга» (1978-1981 гг.).

8 Холистический - на основе философии холизма (от др.-греч. 6Ло$ «целый, цельный»), позиционирующей приоритет целого по отношению к его частям; холизм противостоит редукционизму, он не сводит сложное к простому, целое несводимо к своим частям. С холистической позиции, весь мир представляет собой единое целое, а отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть некой общности.

9 Космизм (от греч. коаро^ - «упорядоченный мир») — несколько религиозно-философских, мистических, художественных, научно-футурологических течений начала XX в., объединяемых наличием в них представлений о человеке и человечестве, как связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям. В эзотерических и оккультных системах (гностицизм, каббала, теософия и др.) космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой некими сверхъестественными силами, интерпретируемыми

Портрет Ивана Ефремова и иллюстрации к роману «Туманность Андромеды» (1957), действие которого разворачивается в XXX веке - в Эру Великого Кольца, всепланетной коммунистической цивилизации, когда общество переживает расцвет культуры, науки и техники

людях. Создаётся идеальный, телеологический взгляд на развивающиеся организмы. В частности, происходит усложнение структуры головного мозга за счёт появления и увеличения неокортекса12, ответственного за социализацию и принятие решений у млекопитающих и Homo Sapiens. Вместе с разумом совершенствуется и вся биосфера, меняется каждый живой организм. Космизм характеризуется следующими признаками:

• вселенная, космос и мир - это единое целое;

• человек и космос находятся в постоянной, неразрывной связи;

• наука и человечество преобразовывают, меняют космос;

• космос развивается благодаря творческой активности людей, что приводит к преображению и самой человеческой расы;

• люди и все разумные существа объединяются для построения идеальной цивилизации во всей Вселенной.

Направление космизма нацелено и на победу над индивидуальной человеческой смертью, и на разумное освоение космических просторов. Особое значение приобретает нравственная сторона познания, в которой любовь - сила, способная преобразовать всё живое.

Русский космизм традиционно разделяют на два типа:

1) религиозно-философские учения;

2) естественно-научный взгляд.

1 с 1рщнй к Бори ТРУГАЦКИЕ

1 ¡¿J! Ш -~

BlIililililMllili в 1

Обложки сборника «Полдень. XXII век» (1961) братьев Аркадия и Бориса Стругацких и романа «Лунная радуга» (1978-1983) С. Павлова

считается Н. Ф. Фёдоров, но значительную роль в развитии идей и мысли сыграл К. Э. Циолковский10.

Основным положением космизма считается активная эволюция человека. Во многих источниках русский космизм называют активно-эволюционным движением. Одним из основополагающих понятий его являлась це-фализация11. Отсюда формируется теория о внутренней закономерности, которая не останавливается на

астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека. С точки зрения науки, космизм подразумевает использование космогонии, как теории о зарождении и эволюции Вселенной, включая концепции Канта-Лапласа (XVIII в.) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и ряда других [ИйрБ^/ги^ИфесНа.огд^И^/Космизм].

10 Циолковский Константин Эдуардович - советский учёный-самоучка, идейный вдохновитель воздухоплавания и космонавтики, автор многочисленных идей и проектов космических путешествий.

11 Цефализация - увеличение размеров головного мозга, которое характеризует усложнение основного органа разумного существа, управления его нервной системы. Земные существа должны постоянно пребывать в состоянии развития и прогрессирования, однако конец XX и начало XXI вв. характерны резким уменьшением объёма мозга.

12 Неокортекс - новые структуры коркового слоя головного мозга, на которые приходится 90 % площади коры, поддерживающие высшие функции психики. В неокортексе расположены сенсорные зоны, воспринимающие слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные стимулы и двигательные участки, что предполагает участие в познавательной, мнестической, интеллектуальной, сложной моторной и мотивационно-поведенческой деятельности.

Исторически можно выделить пять этапов развития русского космизма. Во-первых, это развитие русской философии, где решающую роль играет православная вера, мифологически связанная с основаниями русской культуры. Во-вторых, в первой половине XIX в. происходит столкновение западников и славянофилов, формулируются основные проблемы философии России и пути их решения. Вера признаётся истоком и критерием истинных знаний. Третьим этапом можно считать философию «всеединства» Владимира Соловьёва, как новый подход к решению фундаментальных мировоззренческих вопросов и «оправданию добра». Только на четвёртом этапе формируется собственно космизм, - изучение космоса и его завоевание с помощью науки и техники. К нему относится и религиозно-утопическая философия «общего дела» Н. Ф. Фёдорова, а также естественно-научные теории К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

Согласно Циолковскому:

• космос является одухотворённым, живым, единственно цельным;

• его населяют живые существа с высоким уровнем развития;

• земля прогрессирует за счёт человеческого разума, который является главным инструментом в её развитии.

В своих учениях К. Э. Циолковский упоминает такие понятия, как материя и атом, анализирует заселение космических просторов людьми [3]. Учёный разработал множество технических проектов, в том числе теорию реактивного полёта и идею создания многоступенчатых ракет.

К. Э. Циолковский - учёный-самоучка, теоретик космонавтики

Второй известный представитель направления - В. И. Вернадский13. Как учёный, естествоиспытатель и приверженец естественно-научных взглядов, он предложил масштабный комплекс научных теорий о планете Земля на основании феномена жизни, исследуя связь Земли и других планет. Основные идеи Вернадского:

• нашу планету покрывает живое вещество - биосфера;

• жизнь является космическим явлением;

• биосфера и человек - единое целое;

• люди постоянно эволюционируют за счёт преобразовательной деятельности;

• зарождается ноосфера - разумная среда, которой управляет наука о природе;

• развитие ноосферы является объективным процессом, который будет способствовать прекращению военных конфликтов, гармоничным взаимоотношениям между живыми организмами.

Модель космического корабля К. Э. Циолковского

ЯэШдшш'

имш; истин мшш мши

Ш Л 11 1 ЛКП ПОИ тш-и 1ММ1

И1 мш 1 *,« П'М

I I. -. | ЙП1Й4 «МП

К.Э. Циолковский

ПУТЬ К ЗВЕЗД АМ

Обложки книг Циолковского, посвящённых космосу

13 Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.) - выдающийся российский и советский учёный, естествоиспытатель, минеролог и кристаллограф, академик Петербургской Академии наук и АН СССР философ и общественный деятель. Вывел и сформулировал законы геохимической деятельности организмов в биосфере (биогеохимию), разработал учение о биосфере и её дальнейшей эволюции в ноосферу.

1НМ№?1№ ш

БИОСФЕРА 1 ЕГ" И НООСФЕРА | — ~—

Памятник в Калуге, посвящённый встрече в 1929 г. К. Э. Циолковского с начинающим авиаконструктором и будущим академиком С. П. Королёвым

Немаловажным представляется и вклад А. Л. Чижевского14 - учёного, поэта и мыслителя. Творческое начало он видел, прежде всего, в природе. Космизм и был це-ленаправляющим стержнем, который привёл его к ряду открытий, например, к разработке ключевых фрагментов междисциплинарного направления «большая история», включая биологическую и социальную эволюцию человека в рамках универсального эволюционизма - от флуктуации вакуума, породившей, согласно теории Большого взрыва, нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации.

С 90-х годов XX в. наблюдались многочисленные попытки имитации русского космизма различными религиозными и мистическими течениями, в том числе теософского плана, что придало ему негативный оттенок. Однако современный этап русского космизма можно характеризовать, с одной стороны, совершенно новой постнекпассической, находящейся на стадии формирования, научной картиной мира, а с другой - возвратом общества к своим культурным мифологическим корням, как неоязычеству, на фоне социального и духовного кризиса.

Портрет В. И. Вернадского и обложка современного издания его книги

Наука при этом остаётся основным двигателем прогресса как в капиталистическом, так и в коммунистическом обществе. Но главным её отличием становится этическая составляющая. Если при капитализме решающим фактором развития является стремление к увеличению капитала и получению прибыли за счет эксплуатации трудящихся и частной собственности на средства производства, то при коммунизме - гармоничное развитие личности, общественная собственность на средства производства и плановая экономика, отсутствие государства, денег и социального неравенства. В мирах будущего, описанных писателями-фантастами, остро встают вопросы морально-этического выбора и признаётся приоритет человеческой личности над любыми материальными ценностями. Но при этом никто не отменял трудового подвига, самопожертвования во имя высокой цели. Целью же технологии является свести риск до минимума, обеспечить высочайшую защищённость людей.

Обложки книг А. Л. Чижевского (1897-1964 гг.)

14 Чижевский Александр Леонидович (1897-1964 гг.) - советский учёный, биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе на социально-исторические процессы.

Исключения же только подтверждают это общее правило. Как говорил академик Н. В. Черский15 в своём интервью 1985 г., «в целом работники науки - это преданные своему делу люди, которые учатся на протяжении всей своей жизни и стараются использовать полученные ими знания в интересах общества. Но, как вы понимаете, в семье не без урода. Есть и такие, которые действительно главным для себя считают защиту (диссертации - авт.), хорошую зарплату, квартиру и престиж. Считаю, что таких граждан у нас всё-таки единицы...» [4, с. 54].

Этика науки и высшей школы

В советских школах на курсе истории изучались труды классиков марксизма-ленинизма, например, ключевой труд В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». В нём впервые прямо было сказано о том, что на замену свободной конкуренции в условиях рыночной экономики приходит «захват в одни руки гигантскими монополистическими союзами» источников сырья и делёж рынков «по договорному соглашению» между такими союзами.

Во всём мире происходит, а в ряде западных стран, включая Германию и США, уже произошло разрушение генетического кода национальной культуры, её духовности, религиозных и культурных скрепов. Происходит постепенная смена парадигмы понимания реальности. В то же время начинается процесс противодействия цифровой культуре и надзорному капитализму. Кризис либерализма, как власти банковского капитала, ростовщиков, обусловлен полной или частичной сменой олигархии цифровыми магнатами. Общество потребления сменяется обществом индивидуальных личностей, активно участвующих не только в формировании идеологии, но и в процессе производства. Но возможно, что переход к глобальной цифровой трансформации культуры с целью полного или частичного замещения биологического носителя сознания искусственным интеллектом угрожает самой челове-

ческой природе и может привести к концу Эры Человека [5]. Таким образом можно рассматривать современный процесс цифровизации культуры, как попытку реанимировать капитализм путём преобразования его в надзорный, однако такая трансформация становится внутренним противоречием, которое приведёт к усугублению кризиса и ускорению распада данной мир-системы.

Современный мир, возможно, ещё находится в точке бифуркации, перехода от псевдоморфоз Освальда Шпенглера [6] к новой отдельной надрелигиозной, философской метасистеме или к метакультуре (по Даниилу Андрееву [7]), к той самой нарождающейся Сибирско-рус-ской культуре новой Евразийской цивилизации. В связи с этим возникает необходимость постановки и решения ряда задач, касающихся как науки, так и образования, в первую очередь этических проблем.

Этика науки появилась в СССР довольно поздно, но заняла достойное место само собой разумеющейся нравственной основы, применять которую на практике никто не спешил [8].

В 60-70-е гг. XX в., когда были реабилитированы многие учёные и научные направления, возник повышенный интерес к поддержанию положительного «имиджа» науки и её творцов, в 1961 г. был принят и активно использовался в партийной пропаганде «Моральный кодекс строителей коммунизма»16. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозного элемента. Однако этот кодекс исчез в принятой XXVII съездом (1986 г.) редакции Программы и утверждённом Уставе КПСС, уступая место трём общим положениям о коллективной, гуманистической и деятельной коммунистической морали. Возможно, пренебрежение формой заповеди и стало одной из причин, приведших к моральному разложению общества.

Этос науки - это те нормы, которым следуют учёные в своей деятельности, и которые способствуют формированию социального института науки. Первое его систематическое изложение принадлежит Аристотелю17.

15 Черский Николай Васильевич (1905-1994) - советский учёный, специалист в области поиска, разведки, разработки газовых и нефтяных месторождений, Герой Социалистического Труда (1975). С 1953 г. связывает свою судьбу с Якутией. Начальник геологического управления, с 1955 г. - заместитель, а с 1964 - председатель Президиума Якутского филиала АН СССР. С 1968 г. - член-корр. АН СССР, с 1973 по 1979 гг. - директор Института физико-технических проблем Севера (ИФТПС) АН СССР, с 1980 по 1987 гг. - организатор, первый директор Института горного дела Севера СО АН СССР.

16 Моральный кодекс строителей коммунизма - свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятых XXII съездом (1961):

1) преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

2) добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

3) забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

5) коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

6) гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;

7) честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

8) взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

9) непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

10) дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

11) нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

12) братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

17 Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - греческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции, «универсальный человек».

Известно его выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Но гораздо большую известность получила «Клятва Гиппократа18» - фактически кодекс, определяющий основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

Большое влияние на этику науки оказал Кант19. Он определил категорический и практический императивы морали отдельного человека, соотнося её с этическими законами общества.

Современный период этики высшей школы и науки связывают с заботой о передаче традиции, а также с разработкой и следованием правилам всё более высокого порядка. Хотелось бы привести отрывок из Писем «О добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Идея «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.

Общее правило: блюсти большое в малом - нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. Если же стремиться в науке к «мелким» целям - к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счёте! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным. Соблюдать большое надо во всём решительно. Тогда всё просто» [9].

В наше время остро стоит вопрос о мотивации молодёжи, поскольку задача перепрограммирования её культурного кода весьма актуальна и сложна. Для этого должна быть разработана альтернативная пирамида ценностей. Известная теория мотивации Маслоу20 основана на модели иерархии потребностей, оправдывающей и навязывающей ложные материальные ценности обществу, воспитываемому как стадо безвольных рабов, по-

КЛЯНУСЬ «.СЧИТАТЬ НАУЧИВШЕГО МЕНЯ Г-РАЧ ТТ. H ОМУ ИСКУССТВУ HAPABHÏ С МОИМИ РОДИТЕЛЯМИ.... Я НЕ ЛАМ НИКОМУ ПРОСИМОГО У МЕНЯ О' ЕРТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА И НЕ ПОКАЖУ ПУТИ ДЛЯ ПОДОБНОГО ЗАМЫСЛА.» .! I? КАКОЙ Г.Ы ДОМ Я НИ ВОШЕЛ, Г, ВОЙДУ

ТУДА ДЛЯ ПОЛЬЗЫ БОЛЬНОГО.,, "ТО Г-Н ПРИ ЛЕЧЕНИИ Я НИ УРИЛЕЛ ИЛИ НГ. УСЛЫШАЛ КАСАТЕЛЬНО ЖС&НИ ЛЮДСКОЙ..., Я УМОЛЧУ О ТОМ, СЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ РЕШИ ТАЙНОЙ. МНЕ, НЕРУШИМО ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ КЛЯТВУ, ДЛ БУДЕТ ДАНО СЧАСТИЕ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ И СЛАВА PCE!'.ЛЮДЕЙ НА РЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА; ПРЕСТУПАЮMJЕМ.У m И ДАЮШ.ПМУ ЛОЖНУЮ КЛЯТВУ I ДА БУДЕТ ОБРАТНОЕ ЭТОМУ.

Вариант клятвы Гиппократа

винующихся низменным инстинктам, соревнующихся за обладание сомнительными либеральными свободами, животными телесными и чувственными удовольствиями..

(Окончание в следующем номере) Список литературы

1. Лепов, В. В. Пирамида духа и воли. Часть 1: Наука и религия / В. В. Лепов // Наука и техника в Якутии. - 2022. - № 1 (42). -С. 86-91.

2. Вайс, Х. Мы никогда не были средним классом / X. Вайс. - М. : URSS, 2021. - 200 с.

3. Лепов, В. В. К 55-летию выхода человека в космос / В. В. Лепов // Наука и техника в Якутии. - 2016. -№ 1 (30). - С. 3-10.

4. Николай Васильевич Черский : сборник статей. -Якутск : ЯФ ГУ «Издательство СО РАН», 2005. - 184 с.

5. Микайлова, И. Г. Глобальная цифровизация социокультурного воспроизводства : «deus ex machina» или конец эры человека? /И. Г. Микайлова // Социальные новации и социальные науки. - Москва : ИНИОН РАН, 2021. - № 1. - С. 121-132. URL: https://sns-journal. ru/ru/archive/. DOI: 10.31249/snsn/2021.01.10.

6. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. с нем / О. Шпенглер. - М. : Мысль, 1993. - 620 с.

7. Андреев, Д. Л. Роза мира / Д. Л. Андреев. - М. : АСТ, 2021. - 672 с.

8. Лазар, М. Г. Этика науки в СССР - России : очерк истории становления / М. Г. Лазар // Социологический журнал. - 2010. - № 1. - С. 63-76.

9. Дубровская, Г. А. Письма о добром и прекрасном / Г. А. Дубровская. - М., 1985.

18 Гиппократ (ок.460-370 гг. до н.э.) - древнегреческий целитель, врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины».

19 Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

20 Маслоу, Абрахам (1908-1980 гг.) - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известная «пирамида Маслоу» иерархически представляет человеческие потребности, его модель нашла широкое применение в экономической теории, заняв важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.