Научная статья на тему 'Piketty T. capital in twenty-first century. Harvard University Press, 2014. 686 p'

Piketty T. capital in twenty-first century. Harvard University Press, 2014. 686 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Piketty T. capital in twenty-first century. Harvard University Press, 2014. 686 p»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 1

КОРОТКО О НОВЫХ КНИГАХ

Piketty T. Capital in Twenty-First Century.

Harvard University Press. 2014. 686 p. Piketty T. Le capital au XXIe siècle. Éditions du Seuil. 2013. 976 p.

В последнее время на Западе, в среде экономистов и политиков бурные дискуссии вызвала книга французского профессора из Парижской школы экономики Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке». В 2013 г. она вышла на французском языке, а уже в 2014 г. была переведена на английский, что говорит о большом внимании к этой книге и её автору. В 2015 г. ожидается выход труда Пикетти и в русском переводе. Проблема неравенства доходов серьезно волнует современное западное общество, о чем свидетельствует всплеск политических протестов, например появление общественного движения «Оккупай», проходившего под лозунгом «99 процентов против 1 процента».

Эта книга стала поистине мировым бестселлером в экономической литературе, так как она легла на «удобренную почву» общественного мнения. В ней представлена панорама развития капитализма в широком историческом диапазоне в двести—триста лет на примере таких стран, как Франция, Великобритания, США, Германия, Япония, и ряда других развитых государств.

Работа Пикетти относится к произведениям критической направленности по отношению к капиталистическому строю. Французский экономист показал, что капиталистическое общество за последние десятилетия не стало более справедливым, как можно было предполагать, по сравнению с концом XIX — началом XX в., временем, для которого характерна очень высокая степень неравенства. В

указанный период разрыв в доходах между самой богатой частью общества и оставшимся большинством был наибольшим. Этот разрыв, как показывает Пикетти, не только не сократился, но и заметно вырос, несмотря на три «счастливых» десятилетия в 1940-1970-е годы, когда вся мировая экономика динамично развивалась, и доходы широких слоев населения за счет высоких темпов экономического роста серьезно увеличились, что привело к перераспределению части национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Именно в это время в большинстве развитых стран сформировался многочисленный средний класс.

По мнению французского ученого, современное капиталистическое общество также нельзя считать меритократией (властью достойных), как это по умолчанию предполагается в среде западных интеллектуалов. В данном контексте подразумевается, что обществом правят люди, заработавшие свои состояния и использовавшие при этом собственные способности и таланты, и именно в силу этого, в соответствии с достоинствами, они занимают свое высокое общественное положение. Все крупные состояния современности, по мнению Пикетти, не являются справедливо заработанными, а большей частью получены по наследству. Это обстоятельство вкупе с резкой дифференциацией в распределении богатства чревато серьезными социальными потрясениями.

Нельзя сказать, что до него никто не обращался к этой проблеме, но французский профессор развенчивает миф о справедливо заработанном богатстве современной экономической элиты. Благодаря таким выводам, а также претенциозному названию книги

многие представители интеллектуальной элиты стали называть Пикетти Марксом XXI в.

Пикетти вынес в название своей книги термин капитал, который у него является ключевой категорией. Трактовка этого понятия у Пикетти является весьма своеобразной и серьезно отличается от того, как капитал понимается в современной экономической теории. Он эклектически объединяет в категорию капитала все активы, которые могут находиться в частной собственности и, следовательно, являться объектами купли-продажи на рынке. «В рамках этой книги капитал определяется как активы, за исключением человеческого капитала, которые могут находиться в собственности и торговаться на рынке. Капитал включает в себя всю недвижимость — здания, дома, используемые для жилья и финансового капитала, и производственные — здания, оборудование, машины, патенты и т. д., используемые предприятиями и правительствами» [Piketty, 2013, р. 82].

Представляется, что такое расширительное определение капитала нельзя считать корректным, так как в нем неправомерно смешиваются физический капитал и все другие формы богатства, в том числе земля, жилье и т. д. Элементы богатства и капитальные средства производства похожи в том, что связаны с увеличением (самовозрастанием) стоимости, но капитал предполагает производственное использование, в отличие, например, от недвижимости. Другими словами, Пикетти оценивает капитал с финансовой стороны, а не со стороны его физической сущности. Именно поэтому он исключил из состава капитала человеческий капитал, который не подразумевает куплю-продажу на рынке. Трактовка капитала Пикетти больше всего напоминает категорию экономического богатства.

Такое одностороннее определение капитала требуется автору для того, чтобы дать ему рыночную оценку и проследить динамику изменения его стоимости в ретроспективе. Большая часть анализа Пикетти вращается вокруг соотношения капитала в его определении к национальному доходу ß = K/Y. Естественно, что это отношение сильно зависит от изменения потока рыночной стоимости.

Труд Пикетти богато иллюстрирован графическим материалом. На многочисленных

графиках французский ученый показывает, что в Европе и Японии имеет место устойчивое восстановление коэффициента ß = K/Y в последние десятилетия. Так, если в 1950— 1960 гг. ß = 200-300%, то уже в 2000-2010 гг. этот коэффициент вырос до уровня ß = 500600%. Для лучшего понимания того, что представляет собой коэффициент ß, можно вслед за Пикетти рассмотреть следующий пример. Предположим, если ß ~ 600%, а национальный доход Y = 30 000 € на душу населения, то капитал K ~ 180 000 € на душу населения. Пикетти показывает, что темпы роста национального дохода отстают от темпов роста капитала, состоящего, по словам автора, примерно наполовину из недвижимости. Французского ученого тревожит, что в современном обществе ß стремится к показателям в 600-700%, а возможно, и выше, что отбрасывает общество к значениям, наблюдавшимся в XVIII-XIX вв. Это обстоятельство может привести, на его взгляд, к формированию соответствующих такой степени неравенства социально-экономических отношений и политических, и экономических институтов.

Предположительно, для физического капитала эти показатели были бы не такими значительными, но стоимость недвижимости толкает ß в сторону резкого роста. Включение в состав капитала недвижимости искажает данные о его динамике, но зато отражает рост богатства.

Пикетти считает, что увеличение значения ß обусловлено замедлением темпов экономического роста в ведущих странах мира. На основании этого он выводит «фундаментальное правило» в ранге экономического закона. Алгебраически оно представлено в виде следующего неравенства: r > g, где r — это показатель рентабельности капитала, а g выступает коэффициентом темпа роста национального дохода.

По подсчетам Пикетти, в долгосрочной перспективе средний показатель экономического роста будет варьироваться в пределах 1-1,5%, тогда как темпы роста доходов с капитала составят примерно 4-5% в год. В таких условиях глубина неравенства будет только увеличиваться. Как объясняет Пикетти, всякий раз, когда в продолжительные периоды времени рост доходности капитала превыша-

ет рост производства, автоматически усиливается и неравенство.

Такое положение противоречит либеральным представлениям о справедливом устройстве общества. Ведь о какой справедливости может идти речь при нарастающей поляризации в обществе? Кроме того, несправедливость в обществе не соответствует и консервативным убеждениям о присущей рыночной экономике капитализма меритократической природе, о которой говорилось выше.

На основе обширных статистических обобщений Пикетти показывает, что доля капитала, приходящаяся на 1% богатейших людей, в национальном доходе имела тенденцию к снижению начиная с 1910 г., но затем ситуация изменилась на противоположную. С 1980-х годов степень неравенства вновь возрастала из-за того, что все большая доля национального дохода стала доставаться наиболее состоятельному слою общества.

Несмотря на серьезную критику капиталистического строя, Пикетти не предлагает его кардинальной трансформации. На его взгляд, капитализм еще не изжил себя и способен динамично развиваться и изменяться. Для этого требуется только ввести глобальное налогообложение капитала. Это предложение вытекает из неравенства г >g. Единственный способ обратить это неравенство (или хотя бы сделать его равенством), если g понимается как экзогенная величина, состоит в уменьшении г. Однако сам Пикетии считает свое предложение о глобальном налоге на капитал утопией.

Полагаем, что книга Т. Пикетти будет интересна всем, кто интересуется проблемами социальной справедливости и экономического неравенства.

А. Н. Дубянский, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой истории экономических учений СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.