УДК 821.111
А.Н. Трутнева
канд. филол. наук, старший преподаватель, кафедра общетехнических дисциплин, Арзамасский политехнический институт ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический
университет им. Р.Е. Алексеева»
ПЬЕСА Б. ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» КАК ДРАМАТИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Аннотация. В статье анализируется пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», первоначально определенная автором как «драматическая фантазия». В рамках данного жанра наблюдается тенденция выстраивать темы подобно музыкальным. Термин «фантазия» сигнализирует об отсутствии формальных ограничений и указывает на сильное импровизационное начало, свободное развитие мысли автора, его сосредоточение на темах, а не на внешнем действии.
Ключевые слова: Бернард Шоу, Дом, где разбиваются сердца, драматическая фантазия, пьеса-дискуссия.
A.N. Trutneva, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod state technical University n.a. R.E. Alekseev
"HEARTBREAK HOUSE" BY G.B. SHAW AS A DRAMATIC FANTASIA
Abstract. "Heartbreak House" by G.B. Shaw was first called "A Dramatic Fantasia" and later "Fantasia on English Themes in the Russian Manner". "A Dramatic Fantasia" seizes upon such essential qualities of the genre as spontaneous handling of conventional dramatic forms and the tendency to treat ideas as if they were musical themes. "Heartbreak House" was the culmination of dramatic development which found a form in the Discussion Play.
Keywords: G.B. Shaw, Heartbreak House, Dramatic Fantasia, Discussion Play.
Пьеса Бернарда Шоу (1856-1950) «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913-1917) является «одной из вершин интеллектуальной драмы» [3, c. 141], в которой все действующие лица спорят, полемизируют друг с другом, создавая «полифоническую, многоголосую дискуссию» [1, c. 141].
Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» завершает средний период творчества Шоу. Ее появление связывают с началом переходного этапа от «драмы идей» к «драме интеллектуальной фантазии» [2, c. 33]. Пьеса представляет «сложный пучок творческих импульсов» [8, c. 113] Шоу. Пьеса, первоначально имевшая подзаголовок «драматическая фантазия» (Dramatic fantasia) [9, c. 314], была в итоге определена Шоу как «фантазия в русском стиле на английские темы». В рамках данного жанра наблюдается тенденция выстраивать темы подобно музыкальным [7, c. 99]. Музыкальный термин «фантазия» сигнализирует об отсутствии формальных ограничений и указывает на сильное импровизационное начало, свободное развитие мысли автора, его сосредоточение на темах, а не на внешнем действии. По мнению Э. Бентли, подход к пьесам Шоу как к музыкальным произведениям оправдан лишь по отношению к «пьесам-дискуссиям» как «шовианским сонатам» [5, c. 132], самой удачной из которых стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Особенность пьесы «Дом, где разбиваются сердца» состоит в соединении дискуссий в музыкальной произвольной манере.
«Дом, где разбиваются сердца», вместе с пьесами «Вступление в брак» и «Неравный брак», образует трилогию [5, c. 141], где три драматических произведения объединены общим содержанием и формой. Темы переходят из одной пьесы в другую в пределах группы пьес-дискуссий: политика, социальное устройство, экономика, онтологические понятия, литература, взаимоотношение полов, брак и т.д. Место действия ограничивается гостиной, внутренне действие преобладает над внешним. В пьесах отражено критическое отношение Шоу к правящему классу. Все они являются ярким примером созданного Шоу жанра «пьесы-дискуссии».
Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» принадлежит жанру фантазии, форма которой
отражает свободную стихию воображения автора, ее композиция отличается большой стройностью. Рассматривая пьесу как музыкальное произведение, Б. Дакор выделяет серию дуэтов и трио: первый акт - четыре дуэта (Элли - Гесиона, Менген - Шотовер, Ариадна - Гектор, Гектор - Шотовер) и одно трио (Гектор - Шотовер - Гесиона); второй акт - пять дуэтов (Элли - Менген, Гесиона - Мадзини, Гесиона - Элли, Элли - Шотовер, Гектор - Рэндел), одно трио (Гектор -Рэндел - Ариадна) и хор с новым персонажем (вор); третий акт - хор [7, с. 99]. Ансамбль действующих лиц подчинен ходу дискуссии на различные темы, логика мысли объединяет персонажей. Стремление большинства персонажей к принятию самостоятельных ответственных решений является показным - все они зависимы от логики рассуждений «партнеров» и выступают как сообщники в критике существующей социальной системы.
Нравственно-психологическое содержание пьесы выходит за рамки истории об обитателях дома, олицетворяющих праздную Европу накануне войны. Усиливая внимание к идеям, Шоу ослабляет фабульную напряженность, отводя ей второстепенное место в структуре пьесы. Фабула служит лишь толчком к продолжению дискуссии. Темы дискуссии развиваются по нарастающей, накапливаясь к последнему третьему акту. Дискуссия в конце первого акта (о подобных Менгену «человекоподобных гадинах» [4], инструментах разрушения жизни, «женщинах-вампирах», Шекспире и т.д.) тематически перекликается с финалом третьего акта. Дебаты второго акта (о бедности и богатстве, браке по расчету, деньгах, старости, сне и т.д.) развиваются на фоне признания промышленника Менгена в мошенничестве. Тема денег и власти, преобладающая в «пьесе-дискуссии» «Майор Барбара», доминирует и здесь - зарабатывать деньги, экономить деньги, украсть деньги, выйти замуж по расчету и т.д. Большая часть дискуссии третьего акта, повторяя и резюмируя темы первого и второго актов, фокусируется на теме смерти и спасения Англии. Лишь финальная часть дискуссии третьего акта связана с основной сюжетной линией - свадьбой Элли.
«Рондо-дискуссия» [6, с. 125] построена по аналогии с музыкальным произведением, в котором неоднократные повторения главной темы чередуются с отличающимися друг от друга тематически эпизодами: тема брака - социальное устройство - «женский вопрос» - капиталистическое общество - любовь - бизнес - взаимоотношения мужчины и женщины - деньги - замужество - иллюзии. Таким образом, основной, повторяющейся в дискуссии является тема брака, любви, взаимоотношения полов (как и в предыдущих «пьесах-дискуссиях» «Вступление в брак», «Неравный брак»). Организация процесса обсуждения в форме «рондо-дискуссии» впервые появилась у Шоу в пьесе «Неравный брак» и достигла совершенства в пьесе «Дом, где разбиваются сердца», ставшей очередным экспериментом Шоу в области драматической формы.
Расширение круга тем и активизация дискуссии являются характерными признаками традиционной техники создания «пьес-дискуссий». В отличие от участников чеховского полифонического диалога персонажи Шоу втягивают друг друга в спор, пытаясь добиться истины. Например, Элли удерживает Шотовера: «... вы не уйдете, прежде чем не ответите... я могу вас загипнотизировать...». Шотовер считает своим долгом отговорить старого Менгена от женитьбы на молодой девушке: «Каждый должен в это вмешаться. Звезды содрогаются в небесах, когда происходят подобные вещи». В диалоге с Менгеном он требует от него: «Разговаривайте как человек, а не как кукла на экране». Гесиона, неудовлетворенная уклончивыми ответами Элли по поводу ее чувств к Менгену, требует: «Я хочу, чтобы вы мне выложили всё начистоту».
Дискуссия направлена на достижение истины и срывание масок друг с друга, поскольку, как утверждают сами персонажи, «всё, всё фальшивое», «даже воры - и те не могут вести себя естественно в этом доме». Разоблачение фальши, притворства в личных и общественных отношениях людей является характерной чертой реалистического метода Шоу.
В пьесе наблюдается характерное для «пьесы-дискуссии» Шоу явление контаминации жанров. Пьеса включает элементы драматургической традиции XIX в. без конкретной домини-
рующей формы. Некоторые образы (невинная девушка Элли, собирающаяся выйти замуж за миллионера ради спасения отца; злодей Менген; романтик Гектор; злодейки, «демонические женщины» Ариадна и Гесиона) являются характерными для мелодрамы. Встреча Элли и Гектора, знакомство Шотовера с мистером Дэном - это драматургические ситуации, присущие фарсу и бурлеску. Присутствует и традиционная для этих жанров система персонажей (Шотовер -эксцентричный старик; няня Гинес - комическая пожилая служанка). Характерна для фарса и сцена необычного поведения Гектора: он сидит неподвижно, потом встает, хватает со столика свою трость, вступает в отчаянный поединок с воображаемым противником, вонзает в него шпагу по самую рукоять, хватает за руки воображаемую женщину со словами «ты меня любишь», снова погружается в задумчивость. Если мелодраматические элементы придают пьесе зрелищности и увлекательности, то фарсовые сцены подчеркивают несостоятельность жизни персонажей и общую атмосферу неблагополучия.
Финал пьесы усложнен, т.е. наряду с главной развязкой оказываются возможными и параллельные. Пьеса могла быть закончена до основного финала дважды: свадьбой Элли и Мен-гена, свадьбой Элли и Шотовера. Оба варианта финала носят мелодраматичный характер. Основной же финал пьесы решен в традициях трагикомедии и является открытым. Оставшиеся в живых персонажи пьесы «в отчаянии», «с омерзением» воспринимают тот факт, что они вынуждены продолжать свою безрадостную жизнь, доказывая высказанную Шоу в предисловии мысль о неисправимой испорченности и духовной исчерпанности человека.
Таким образом, тенденция организовывать процесс обсуждения подобно музыкальному произведению приводит Шоу к использованию жанра фантазии, предполагающему свободное обращение с общепринятыми драматическими формами. Выбор драматического конфликта, ослабление фабульной напряженности, контаминация жанров, расширение круга тем являются отличительными признаками ставшей традиционной для Шоу техники создания «пьес-дискуссий». Импровизационная пьеса-фантазия «Дом, где разбиваются сердца» является ярким примером созданного Шоу жанра.
Список литературы:
1. Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX веков. - М.: Наука,
1967.
2. Меркулова М.Г. Поздняя драматургия Б. Шоу: проблемы типологии: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1998.
3. Храповицкая Г.Н. Некоторые основные особенности конфликтов и композиции в драме идей // Вопросы композиции в зарубежной литературе. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.
4. Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца / пер. с англ. С. Боброва и М. Богословской // Шоу Б. Полное собрание пьес: в 6 т. - Л.: Искусство, 1980. - Т. 4. - С. 463-602 (С. 463-498 -предисловие Шоу к пьесе). Далее текст цитируется по данному изданию.
5. Bentley E. Bernard Shaw. - New Directions Books, 1947.
6. Bertolini J.A. The playwrighting self of Bernard Shaw. - Carbondale: SIU Press, 1991.
7. Dukore B. Bernard Shaw, playwright: aspects of Shavian drama. - University of Missouri Press, 1973.
8. Gibbs A.M. Heartbreak House: Chambers of Echoes/ Bertolini J.A. Shaw and other playwrights. The Annual of Bernard Shaw Studies. Vol. 13. - Penn State Press, 1993.
9. Meisel M. Shaw and the nineteenth-century theater. - Greenwood Press, 1976.