Научная статья на тему 'Phenomenon professional burnout modern educator general and special Pedagogy'

Phenomenon professional burnout modern educator general and special Pedagogy Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PROFESSIONAL BURNOUT / THE PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Nikolaeva Irina Viktorovna

given article is devoted an actual problem of professional burning out of teachers. The factors playing an essential role in professional burning out, phases of development of process of the burning out, accompanied by display of certain symptoms are considered, and also at-sign professional deformation of teachers of special (korrektsion th) schools. The information on some aspects of preventive work with teachers of the special (correctional) schools, directed on the prevention of negative changes in a condition of the person of the teacher is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Phenomenon professional burnout modern educator general and special Pedagogy»

Николаева И. В.

Михайловск, Россия ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ

ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ УДК:371.124 ББК:74.3

Аннотация: статья посвящена

актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. Рассмотрены факторы, играющие существенную роль в профессиональном выгорании, фазы развития процесса выгорания, сопровождающиеся проявлением определенных симптомов, а также признаки профессиональной деформации учителей специальных (коррекционных) школ.

Представлена информация о некоторых аспектах профилактической работы с педагогами специальных (коррекционных) школ, направленная на предупреждение негативных изменений в состоянии личности педагога.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, профилактика профессионального выгорания.

Сведения об авторе: Николаева Ирина Викторовна, заместитель директора.

Место работы: ГОУ СО «Михайловское специальное (коррекционное) общеобразовательное школа - интернат», г. Михайловск.

Контактная информация: 620034, г. 134. Тел.: 83433361438

Задача администрации щколы: определение путей повышения эффективности деятельности педагога школы, направленной на рост пси-холого-педагогической культуры,

на развитие способностей прогнозировать педагогические ситуации,

Nikolaeva I.V. Mikhailovsky, Russia PHENOMENON PROFESSIONAL BURNOUT MODERN EDUCATOR GENERAL AND SPECIAL PEDAGOGY

Код ВАК 13.00.03

Annotation: given article is devoted an actual problem of professional burning out of teachers. The factors playing an essential role in professional burning out, phases of development of process of the burning out, accompanied by display of certain symptoms are considered, and also at-sign professional deformation of teachers of special (korrektsion th) schools.

The information on some aspects of preventive work with teachers of the special (correctional) schools, directed on the prevention of negative changes in a condition of the person of the teacher is presented.

Key words: professional burnout, the prevention of professional burnout.

About the author: Nikolaeva Irina Viktorovna, Deputy Director.

Place of work: SEI SB

"Michailovskoe special (correctional) on-scheobrazovatelnoe School - Inter-Nut, Mikhailovsky.

Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ayd.

что приводит к снижению ошибок в процессе межличностного общения, к уменьшению конфликтных ситуаций, снижению отрицательного воздействия на личность ребенка и в целом на успешность педагогической деятельности.

Личность учителя - один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания.

Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям: активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизации орудий труда и влиянии профессии на личность, изменяющим и развивающим её. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название «синдром психического (профессионального) выгорания».

Учителя - категория профессионалов, наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей деятельности. Основной фактор выгорания педагогов - ежедневная психическая перегрузка, самоотверженная помощь, высокая ответственность за детей, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением.

В профессиональном менталитете учителей взаимодействуют и специфически связаны в систему как положительные, так и отрицательные качества. К положительным относятся эмпатийность, толерантность, интеллектуальные и эмоциональные особенности межличностного взаимодействия, ори-

ентация на общечеловеческие ценности, профессиональная рефлексия, панорамное видение ситуации и детских проблем. К отрицательным - назидательность, завышенная самооценка, самоуверенность, снижение критичности, догматизм взглядов, отсутствие коммуникативной гибкости, прямолинейность, педагогическое упрямство, ориентация на социальное одобрение, низкая мотивация [10].

Умение коструктивно общаться и эффективность преподавания зависят от эмоциональной зрелости, чуткости, отзывчивости и степени уверенности учителя в себе. Уверенный в себе педагог отличается инициативой, артистизмом, эмпатией, он не предрасположен к конфликтам, не отличается эмоциональной холодностью и скованностью. Уверенность в себе помогает педагогу справляться со страхом и тревожностью, радоваться удачам и не унывать, встречаясь с трудностями, позволяет ему оставаться эмоционально ровным и достаточно гибким.

Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная нагруженность. Спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовлетворение от похвалы коллеги, и радость от успехов подчиненных или коллег, и огорчение от сорванного занятия, гордость избранной профессией и разочарование в ней.

По мнению З. Б. Маданиевой

учителю постоянно приходится сталкиваться с конфликтными, эмоционально-напряженными ситуа-

циями, которые влияют на его собственное эмоциональное состояние и здоровье, снижают его трудовую и социальную активность, что снижает эффективность обучения и воспитания и повышает вероятность возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

Э. М. Казин и А. И. Федоров говорят о том, что:

-постоянно испытывают психологический дискомфорт - 62 % педагогов;

-подвержены устойчивым стрессам

- 85 % педагогов;

-страдают заболеваниями нервной системы - 33 % педагогов; -профессионально-педагогическая деятельность неудовлетворительно влияет на семейные отношения у 85 % педагогов.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями, которые зачастую являются следствием профессионального стресса [6].

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов увеличение профессиональной нагрузки приводит к «накоплению» усталости, нарастанию тревожных переживаний, снижению настроения, вегето-сосудистым расстройствам и поведенческим срывам. Педагоги находятся в состоянии хроническо-

го внутреннего конфликта, обусловленного стремлением соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, и выраженным напряжением и перенапряжением физических и психических сил, необходимым для выполнения своих обязанностей в соответствии с социальным идеалом. Эти клинико-психологические проявления лежат в основе наблюдаемого у педагогов феномена «выгорания».

Психическое выгорание определяется как состояние физического и психического истощения, вызванного длительным пребыванием личности в эмоционально перегруженных ситуациях. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом.

Согласно концепции зарубежных исследователей «выгорание» понимается как:

- синдром эмоционального истощения — переживания сниженного эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, появление агрессивных реакций, вспышек гнева, проявление симптомов депрессии;

- деперсонализация — деформация (обезличивание) отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, либо повышение негативизма, циничность установок и чувств по отношению к подчиненным, ученикам;

- редукция своих личных достижений — негативное оценивание се-

бя, уменьшение значимости собственных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, негативное отношению к служебным обязанностям, снижение самооценки и профессиональной мотивации, снятие с себя ответственности, отстранение от обязанностей по отношению к другим.

Факторы, играющие существенную роль в профессиональном выгорании:

- личностный - включает мотивацию, способы реагирования на стрессы и другие индивидуальные особенности (низкая оценка значимости своей работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, отсутствие профессионального продвижения, переживание несправедливости, одиночества, социальноэкономической незащищенности и межличностной изоляции);

- ситуативный (ролевой) - профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий;

- организационный (профессиональные требования) - связан с тем, что работа может быть длительной, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки [11].

Выделяют шесть фаз развития процесса выгорания, сопровож-

дающихся проявлением определен-

ных симптомов:

1. Предупреждающая фаза.

Характеризуется симптомами

чрезмерного участия и симптомами истощения (усталость, бессонница).

2. Фаза снижения уровня собственного участия по отношению к сотрудникам и ученикам.

Характеризуется изменением отношения к окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки); отношения к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой). На этой же фазе наблюдается возрастание потребностей, потеря жизненного идеала, чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть.

3. Фаза эмоциональных реакций.

На этой фазе проявляются

симптомы депрессии и агрессии (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, лабильность настроения, апатия, защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4. Фаза деструктивного поведения.

Характеризуется снижением сферы интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие

способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения); снижением мотивационной сферы (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям) и эмоциональноволевой сферы (безразличие, избегание неформальных контактов, избегание участия в жизни других людей, либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука).

5. Фаза нарушения психосоматического состояния.

Характеризуется снижением иммунитета, неспособностью к релаксации в свободное время, бессонницей, нервными расстройствами, повышением давления, тахикардией, головными болями, болями в позвоночнике, расстройствами пищеварения, зависимостью от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Фаза разочарования.

Проявляется отрицательная

жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяние.

Таким образом, синдром профессионального выгорания педагогов

- это процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса: нервное напряжение, сопротивление и истощение, которые инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-

психологические особенности педа-

гога и специфические особенности профессиональной деятельности.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия, и к среде, в которую должны включаться воспитанники педагога, и к себе самому как активной личности.

К педагогам специальных (коррекционных) школ предъявляются самые высокие требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию ресурсных возможностей. В то же время данная профессия в большей степени, чем близкие ей профессии подвержена разнообразным деструкциям, которые возникают в процессе профессиональной деятельности и негативно влияют на её продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека.

По мнению В. М. Лысенко, профессиональная деформация качеств личности выражена у представителей тех специальностей, чья работа связана с людьми, у которых имеются отклонения от нормы в физической, интеллектуальной, мотивационноволевой, личностной сферах. Деформирующее влияние выражается в сращивании, уподоблении, вживании, в чувствовании, идентификации, перевоплощении в предмет и объект труда.

К профессиональной деформации учителей специальных (коррекционных) школ можно отнести следующие признаки:

- потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии;

- склонность к обезличиванию: ребенок рассматривается как объект воздействия, а его нарушения как «поломка», которую нужно устранять, не ориентируясь на личностные особенности человека;

- отсутствие индивидуального подхода к работе, когда оказание помощи детям ставится на поток и пропадает ответственность за каждого ребенка с отклонением в развитии;

- недооценка моральной поддержки ребенка с нарушением развития;

- дегуманизация взаимоотношений «педагог специальной школы - ребенок с нарушениями развития»;

- дефицит милосердия;

- нарушение этических норм.

Исходя из вышесказанного, видим, что синдром выгорания представляется негативными изменениями в состоянии личности педагога специальной (коррекционной) школы и неизбежно возникает вопрос профилактики и коррекции данного явления.

Существуют два основных направления работы:

- профилактическое - обучение педагогов социальным и коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения, формирование умения справляться с эмоционально-психологическим стрессом;

- реабилитационное - восстановле-

ние психоэнергетического потенциала педагогов, актуализация личностных ресурсов, обретение смысла профессиональной деятельности и жизни, укрепление веры в собственные силы на основе использования социальнопсихологических тренингов [11].

Администрация школы может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит систему поддерживающих социальных и моральных стимулов, повышающих мотивацию профессиональной деятельности, четко распределит обязанности на основе должностных инструкций.

Приведем общие рецепты избавления от стресса, предложенные Б. Швальбе:

1. Разработать систему приоритетов в работе.

2. Научиться говорить «нет» и только после этого браться за большие объемы работы.

3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с начальником.

4. Не соглашаться с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщить своему начальнику и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания неясны.

6. Собрать достаточную информацию о возможности наступления стрессовых ситуаций.

7. Продумать способы предупреж-

дения конкретных жизненных стрессов и опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

8. Не пытаться в преддверие самого события делать поспешные Мероприятия, повышающие зна1

умозаключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Осознать, что большую часть ситуаций, вызывающих стресс, человек способен решать самостоятельно.

мость педагогической профессии

Направление работы Мероприятия

Удовлетворение социально-психологических потребностей в признании, самоутверждении • участие в педагогических чтениях; • обобщение опыта педагогов; • деловые игры; • смотры педагогических достижений

Внедрение системы поощрений педагогов • премии по итогам года и участия в методической работе; • благодарности в приказах не только ко Дню учителя и 8 марта; • ценные подарки; • предоставление отгулов; • направления на курсы переподготовки, повышения квалификации, семинары; • предоставление творческого отпуска в каникулярное время; • предоставление дополнительных дней к отпуску

Повышение значимости педагогического труда • наличие возможностей для творческого роста; • повышение интереса к работе в школе; • наличие методических пособий, наглядного дидактического материала и технических средств обучения, способствующих эффективной работе; • осознание полезности своего труда; • стабильность положения учителя в школе; • хорошие взаимоотношения в коллективе; • повышение уровня ответственности за свой труд; • стремление к профессиональному росту

10. Стремиться активно изменять ситуацию, вызывающую стресс; активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

11. Понять и принять, что серьёзные перемены - это неотъемле-

мая часть жизни.

12. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

13. Найти время, чтобы отключиться и отдохнуть [11].

Рассмотрим принципы и пра-

вила антистрессового поведения

Г. Селье:

1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создаст для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

2. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада; напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.

3. Жить полной жизнью.

4. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

5. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегайте всего нарочитого, показного и вычурного, усложненного.

6. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться.

7. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забыть о безнадежно отвратительном и тягостном. Произвольное отвлечение -самый лучший способ уменьшить стресс.

8. Радуйтесь любому своему достижению. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспо-

минаний о былых успехах.

9. Если вам предстоит удручающее неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его.

10. Не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех [9].

Г. Селье дает общие рекомендации профилактики стресса:

1. Не относиться к себе как к жертве обстоятельств - это снижает адаптационные возможности организма.

2. Вырабатывать у себя определенное жизнерадостное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она ни была.

3. Не откладывать надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного дела» будет истощать ваши ресурсы.

4. Формировать философское отношение к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором я живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить».

5. Проявлять заботу о своем настроении и положительном настрое, овладевать навыком самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы [9].

Литература

1. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. -СПб.:Речь, 2007.

2. Аникеева, Н. Н. Психологический

климат в коллективе / Н. Н. Аникеева. - М. : Наука, 1989.

3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М. : 1996.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008.

5. Ильин, Е. Н. Искусство общения / Е. Н. Ильин. - М. : Педагогика, 1982.

6. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М. : Наука, 1983.

7. Лабунская, В. А. Психология экспрессивного поведения / В. А.

Лабунская. - М. : Знание, 1989.

8. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов на Дону, 1996.

9. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1982.

10. Сонин, В. А. Учитель как социальный тип личности / В. А. Сонин. - СПб.: Речь, 2007.

11. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения / В. М. Целуйко. - М. : Владос, 2007.

12. Швальбе, Б. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса / Б. Швальбе, X. Швальбе. - М. : Прогресс, 1993.

© И. В. Николаева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.