Научная статья на тему 'Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности'

Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ВЫГОРАНИЯ / ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / A BURNING OUT CONDITION / GENESIS / INTER-PROFESSIONAL DIFFERENTIATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CONDITIONS / SOCIAL WORKERS / EXPERTS OF SOCIAL WORK / DURATION OF PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Изучение состояния выгорания педагогических работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на возникновение и генезис состояния выгорания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of a condition of social workers burning out in a context of inter-professional differentiation with using of the theory about functional psychological system of activity as methodological basis allows to reveal the specific displaying of a professional work profile (its subjective and objective conditions) on occurrence and genesis of condition of burning out which shown itself in the expressed burning out of "young" experts of social work.

Текст научной работы на тему «Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности»

ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Н. Молчанова

Изучение состояния выгорания педагогических работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (ее субъективных и предметных условий) на возникновение и генезис состояния выгорания.

Ключевые слова: состояние выгорания, внутрипрофессиональная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности

Studying of a condition of social workers burning out in a context of inter-professional differentiation with using of the theory about functional psychological system of activity as methodological basis allows to reveal the specific displaying of a professional work profile (its subjective and objective conditions) on occurrence and genesis of condition of burning out which shown itself in the expressed burning out of «young» experts of social work.

Keywords: a burning out condition, genesis, inter-professional differentiation, objective and subjective conditions, social workers, experts of social work, duration of professional work

В настоящее время исследовательский интерес к проблеме состояния выгорания как профессионально-деятельностного детерминированного состояния реализуется в контексте его взаимосвязи с профессиями «помогающего» типа [4, 5, 12]. Профессиональная деятельность специалистов «помогающих» профессий (учителей, врачей, специалистов социальной работы и т.д.) характеризуется следующими требованиями к профессионально значимым качествам: личностной вовлеченностью, открытостью отношениям; умением сопереживать и сочувствовать, высокой ответственностью за результат коммуникации; высокой динамичностью [4, 7, 13].

Особое место среди представителей профессий «помогающего» типа

занимают педагогические работники. Среди общих психологических особенностей деятельности представителей профессий «помогающего» типа и педагогических работников выделяют: гуманистическую направленность, личную и социальную ответственность, высокий уровень рефлексии, вежливость, порядочность, эмпатий-ность, эмоциональную устойчивость, коммуникативную и профессиональную компетентность, эмоциональную устойчивость, эмоциональное воздействие и общение как главный «инструмент» воздействия, высокий уровень самоконтроля, эмоциональную насыщенность межличностных контактов и др. [1, 3, 7, 9, 14].

Теоретико-методологическим основанием исследования состояния

выгорания у педагогических работников с учетом критерия внутри-профессиональной дифференциации выступила теория В.Д. Шадрикова [16] о функциональной психологической системе деятельности. Согласно В.Д. Шадрикову [16], одним из функциональных блоков психологической системы деятельности выступает информационная основа деятельности. Под информационной основой деятельности понимают совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат» [16].

Психологический анализ литературных источников о профессиональной деятельности педагогических работников показал, что наиболее стрессогенным является труд учителей начальных классов. Предметные и субъективные условия деятельности учителей начальных классов, в отличие от учителей-предметников, сопряжены со спецификой самого объекта труда — однородного и относительно постоянного контингента учеников, а также с постоянными контактами и постоянной глубокой рефлексией на предмет деятельности, отсрочен-ностью ее результатов и др. (см. таблицу 1).

Таблица 1

Субъективные и предметные условия деятельности педагогических работников

Профессиональная подгруппа Некоторые субъективные и предметные особенности педагогической деятельности (профиль деятельности)

Контингент учеников Частота контактов с одним и тем же контингентом Результат Уровень рефлексивных способностей

Учителя начальных классов одновоз-растной младшие школьники постоянный отсроченный высокий

Учителя-предметники разновозрастной старшие школьники периодический непосредственный средний

Принимая во внимание информационные основы деятельности, дифференцирующие предметные и субъективные условия педагогической деятельности, мы будем рассматривать ее как профиль.

Профиль профессии создает условия для высокого риска возникновения состояния выгорания среди педагогических работников [2, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 15].

Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [11, 20].

В исследованиях генеза профессиональной деятельности представлена

его специфика с учетом длительности ее этапов [6].

В исследованиях состояния выгорания, посвященных детермина-ционным аспектам, в частности, его соотносимости с длительностью профессиональной деятельности наблюдаются противоречивые результаты, а именно в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности [8, 11, 19], в других — отсутствие какой-либо соотносимости [17,18].

В настоящее время проблема влияния внутрипрофессиональных различий на возникновение состояния выгорания педагогических работников является малоизученной. Известно, что учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги, работающие в старших классах. Учителя музыки оказываются более склонными к выгоранию, чем преподаватели математики, а уровень выгорания у учителей физического воспитания ниже, чем у учителей-предметников [11, 12 и др.].

Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и генезис состояния выгорания с учетом критерия внутрипрофессиональной дифференциации.

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение генезиса состояния выгорания у педагогических работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации (с учетом квалификационного критерия).

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах общеобразовательных школ г.Курска и Курской области были обследованы педагоги указанных структур в количестве 125 человек в возрасте от 22 до 59 лет. Из них 60 учителей начальных классов, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 17,04 ± 7,77 лет. В исследовании также приняли участие 65 учителей-предметников, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 18,31 ± 11,24 лет.

Принимая во внимание информационные основы деятельности, градация выборки испытуемых осуществлялась по квалификационному критерию с учетом длительности их профессиональной деятельности. При этом были выделены группы учителей начальных классов и учителей-предметников с различными этапами длительности профессиональной деятельности: до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет.

В соответствии с поставленной целью исследования изучение генезиса состояния выгорания у педагогических работников в контексте внутри-профессиональной дифференциации осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В.В. Бойко [1], позволяющей выявить степень выраженности показателей на основных его фазах: «напряжение», «резистен-ция» и «истощение» [1]. В качестве основных математических методов статистической обработки использовались методы общей и сравнительной статистики. Статистическая

обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ <<STATISTII<A 6,0».

Анализ средних значений показателей состояния выгорания указал на наличие следующих результатов: у учителей начальных классов среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило X = 50,97 ± 23,65, на фазе «резистенция» - X =64,51 ± ± 32,25, X = 50,43 ± 21,80 отмечалось на фазе «истощение». У учителей-предметников отмечалось среднее значение показателя фазы «напряжение», равное X = 37,18 ± 20,31, фазы «резистенция» - X = 50,35 ± 20,09 и фазы «истощение» - X = 38,15 ± 17,29. Качественный анализ средних значений показателей состояния выгорания и у учителей начальных классов, и у учителей-предметников продемонстрировал умеренный уровень выраженности, что означает факт его возникновения у педагогических работников. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания в этих профессиональных подгруппах на всех его фазах указал на самые высокие значения у учителей начальных классов и на значимость различий в уровнях их выраженности (на фазе «напряжение»: иэмп.= 668,0 при р = 0,003; на фазе «резистенция»: иэмп.= 714,5 при р = 0,010; на фазе «истощение»: иэмп.= 595,5 при р = 0,001). Таким образом, субъективные и предметные условия профессиональной деятельности педагогических работников специфично проецируются на возникновение состояния выгорания.

Результаты изучения генезиса состояния выгорание у педагогических работников с учетом квалификационного критерия продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции (см. таблицы 2, 3):

— отсутствие преобладания значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «ре-зистенция» и «истощение» состояния выгорания у педагогических работников (учителей начальных классов и учителей-предметников) свидетельствует о преимущественном совпадении, а значит, и соотносимости этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания (см. таблицу 2);

— неравномерный характер развития состояния выгорания у учителей начальных классов и учителей-предметников наблюдается в направленности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями;

— в таблице 1 видно, что у учителей начальных классов первой формирующейся фазой состояния выгорания является фаза «истощение», затем возникает фаза «резистенция» и фаза «напряжение», что свидетельствует о дискретности выгорания. У учителей начальных классов, в отличие от учителей-предметников, все три фазы состояния выгорания соответствуют уровню диагностируемых значений уже на ранних этапах профессиональной деятельности, что указывает на выгорание молодых специалистов;

— количественный анализ значений средних значений показателей каждой фазы состояния выгорания свидетель-

ствует о том, что лица с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет наиболее подвержены выгоранию. Специфические особенности в данной профессиональной подгруппе наблюдаются в разнонаправленном характере протекания фаз состояния выгорания (см. таблицу 2). С увеличением длительности профессиональной деятельности до 5 лет и от 5 лет до 10 лет наблюдается нарастание средних значений фазы «истощение». У учителей начальных классов с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет отмечается некоторое уменьшение средних значений данной фазы. У учителей начальных классов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет и от 10 до 20 лет, средние значения показателей фазы «напряжение» несколько уменьшаются, а у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет — увеличиваются. Однако отсутствие статистически значимых различий показателей на фазах «напряжение» и «истощение» у представителей данной

профессиональной подгруппы на протяжении всей профессиональной деятельности указывает на стабилизацию уровня их выраженности;

— у учителей-предметников, в отличие от учителей начальных классов, фазы «напряжение» и «истощение» достигают диагностируемого уровня лишь у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет (см. таблицу 3). Период профессионального становления длительностью в 20 лет характеризуется адаптацией к предметным и субъективным условиям профессиональной деятельности при усилении значения фазы «ре-зистенция». Пик развития выгорания у представителей этой профессиональной подгруппы приходится на период работы свыше 20 лет. Таким образом, общая динамика выгорания и у учителей начальных классов, и учителей-предметников характеризуется тем, что выгорание и истощение психических ресурсов наступает, минуя фазу «напряжение», то есть генезис выгорания носит неравномерный, скачкообразный характер.

Таблица 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания учителей начальных классов

(и-критерий Манна-Уитни, а = 0,05; и*эмп < икр)

№ п/п Этапы длительности профессиональной деятельности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистен-ция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)

ХСр.± 5 Качественный ХСр± 5 Качественный ХСр± 5 Качественный иэмп Р иэмп Р

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 До 5 лет 64,0 ± 16,19 Сформирована 60,0 ± 3,46 Сформирована 45,0 ± 6,78 В стадии формир. - - -0,00* 0,019

2 От 5 до 10 лет 50,33 ± 24,70 В стадии формир. 28,33 ± 10,97 Не сформирована 59,33 ± 30,75 В стадии формир. - - - -

Продолжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

3 От 10 до 20 лет 46,47 ± 24,65 В стадии формир. 73,29 ± 40,26 Сформирована 51,41 ± 19,78 В стадии формир. 76,0 0,018 82,5 0,033

4 Свыше 20 лет 53,36 ± 24,90 В стадии формир. 62,45 ± 19,45 Сформирована 48,45 ± 27,31 В стадии формир. - - - -

и-Манна-Уитни 2 Иэмп - 0,00* -

Р - 0,029 -

3 ^ Иэмп - - -

Р - - -

со 1 2 Иэмп - 30,0* -

Р - 0,013 -

1 2 Иэмп - 2,0* -

Р - 0,023 -

* — значимость различий.

Таблица 3

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания учителей-предметников

(И-критерий Манна-Уитни, а = 0,05; и*эмп < икр)

№ п/п Этапы длительности профес-сиональ-ной деятельности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистен-ция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)

Хср. ± 5 Качественный ХСр. ± 5 Качественный ХСр. ± 5 Качественный Иэмп Р Иэмп Р

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 До 5 лет 27,11 ± 10,09 Не сформирована 38,11 ± 12,10 В стадии формир. 25,00 ± 9,07 Не сформирована - - - -

2 От 5 до 10 лет 36,25 ± 12,79 Не сформирована 40,50 ± 17,97 В стадии формир. 34,75 ± 8,75 Не сформирована - - - -

3 От 10 до 20 лет 31,89 ± 18,03 Не сформирована 51,89 ± 16,91 В стадии формир. 32,56 ± 12,83 Не сформирована 65,0* 0,002 54,0* 0,001

4 Свыше 20 лет 44,92 ± 24,10 В стадии формир. 56,80 ± 22,64 В стадии формир. 40,80 ± 22,16 В стадии формир. - - 186,0* 0,014

Продолжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

г\] Иэмп - - 15,0*

Р - - 0,043

со иэмп - 39,5*

Р - 0,033

иэмп 58,0* 55,5*

Р 0,035 0,026

* — значимость различий.

Таблица 4

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания педагогических работников с учетом этапов длительности

профессиональной деятельности

(И-критерий Манна-Уитни, а = 0,05; и*эмп. < Икр.)

Учителя начальных классов Учителя-предметники и-Манна-Уитни

1-1* 3-3*

Иэмп Р Иэмп Р

«напряжение» 64,0± 16,19 50,33± 24,70 46,47± 24,65 53,36± 24,90 27,11 ± 10,09 36,25± 12,79 31,89 ± 18,03 44,92 ± 24,10 0,0 0,005* -

«резистенция» 60,0± 3,46 28,33± 10,97 73,29± 40,26 62,45± 19,45 38,11 ± 12,10 40,50± 17,97 51,89 ± 16,91 56,80 ± 22,64 0,0 0,005* 253,0 0,019*

«истощение» 45,0± 6,78 59,33± 30,75 51,41± 19,78 48,45± 27,31 25,00 ± 9,07 34,75± 8,75 32,56 ± 12,83 40,80± 22,16 1,0 0,008* 0,232 0,002*

* — значимость различий.

Специфика генезиса выгорания заключается и в характере протекания фазы «резистенция». Так, у учителей-предметников в процессе профессионального становления наблюдается постепенное усиление тенденции сопротивления, проявляющееся в дегуманизации педагогического труда: в экономии эмоций, в зависимости эффективности общения с учениками от настроения и субъективного к ним отношения, появлении негативных установок по отношению

к ученикам и выполнению профессиональных обязанностей (см. таблицу 3). У учителей начальных классов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет на фоне усиления затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов происходит резкое, скачкообразное уменьшение сопротивления стрессо-генным особенностям педагогической деятельности, а также уменьшение связанного с ними психоэмоционального напряжения. Такое изменение

значений фазы «резистенция» на данном временном отрезке профессионального становления, соответствующего кризису профессионального роста, можно объяснить некоторым принятием профессии, переоценкой профессиональных ценностей и своего к ним отношения, временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами (см. таблицу 2);

— сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у учителей начальных классов и учителей-предметников с учетом этапов длительности их профессиональной деятельности указал на достоверность различий в уровнях выраженности всех трех фаз только у «молодых» специалистов (см. таблицу 4), а также в уровнях выраженности фаз «резистенция» и «истощение» у лиц с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет (см. таблицу 4). Полученные результаты свидетельствуют о преимущественном совпадении, а, значит, и соотносимости этапов длительности профессиональной деятельности и фаз состояния выгорания у учителей начальных классов с этапами длительности профессиональной деятельности и фазами состояния выгорания у учителей-предметников;

— субъективные и предметные условия профессиональной деятельности педагогических работников специфично проецируются на генезис состояния выгорания, проявляясь в асинхронном характере всех трех фаз выгорания у «молодых» учителей, а также несоотносимости фаз «рези-стенция» и «истощение» у учителей

начальных классов с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет с соответствующими фазами состояния выгорания у учителей-предметников с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет, в синхронизации фаз состояния выгорания и этапов длительности профессиональной деятельности учителей с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 20 лет.

Следовательно, изучение генезиса состояния выгорания у педагогических работников в контексте внутри-профессиональной дифференциации (по квалификационному критерию) позволило сформулировать следующие выводы:

— отсутствие прямого совпадения фаз состояния выгорания со всеми этапами длительности профессиональной деятельности свидетельствует об отсутствии однозначного утверждения о прямой соотносимости генезиса состояния выгорания с длительностью профессиональной деятельности у педагогических работников;

— динамика фаз состояния выгорания с учетом этапов длительности профессиональной деятельности носит неравномерный характер, проявляющийся в последовательности и направленности изменения его фаз. Общая динамика состояния выгорания у педагогических работников с учетом квалификационного критерия заключается в том, что истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание наступает, минуя фазу «напряжение». Однако учителя начальных классов, в отличие от учителей-предметников, подвержены состоянию выгорания уже на ранних

этапах профессионального становления. Период профессионального становления учителей-предметников длительностью в 20 лет характеризуется адаптацией к предметным и субъективным условиям профессиональной деятельности при постепенном усилении тенденции сопротивления ее психотравмирующим обстоятельствам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— профиль профессиональной деятельности (ее субъективные и предметные условия) специфично проецируются на генезис состояния выгорания, проявляясь в несоотносимости этапов длительности профессиональной деятельности и фаз состояния выгорания только у учителей с длительностью профессиональной деятельности менее 5 лет, а также в асинхронном сопротивлении психотравмирующим обстоятельствам профессиональной деятельности и истощении психоэмоциональных ресурсов у лиц, чья длительность профессиональной деятельности соответствует периоду от 10 до 20 лет;

— результаты исследования могут быть учтены при реализации дифференцированного подхода к содержанию и организации как превентивных, так и коррекционных мероприятий по оказанию своевременной квалифицированной психологической помощи и поддержки специалистам, подверженным этому состоянию и принадлежащим к одной и той же профессиональной группе — группе педагогических работников.

Литература:

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко.— СПб.: Питер, 1999.- 105 с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты психологического выгорания у педагогов: Дисс. ... канд. психол. наук.-Ярославль, 2003. - С. 1-190.

3. Вязникова Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной переподготовки / Л.Ф. Вязникова // Мир психологии.- Москва-Воронеж-2002.-№ 4(32).- С. 209-222.

4. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой.- СПб., 1997.— С. 143-156.

5. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий / О.Н. Доценко // Психологический журнал.- 2008.- Т. 29.- № 5.-С. 91-100.

6. Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект / Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского и А.В. Карпова.- М.; Ярославль: Изд-во Института психологии РАН, 2001.-С. 42-64.

7. Каримова А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей: Дисс. ... канд. психол. наук.-Казань, 2003 - 173 с.

8. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов / В.В. Лукьянов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного.- Курск: КГУ, 2007.- С.100-102.

9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя /

Л.М.Митина.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

10. Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: Дисс. ... канд. психол. наук.— Саратов, 2008.— 229 с.

11. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс. ... д-ра психол. наук.— Ярославль, 2005.— 449 с.

12. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал.-2002.- Т. 23.- № 3.- С. 85-95.

13. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дисс. ... канд. психол. наук.- Ярославль, 2001.- 158 с.

14. Симановский А.Э. Структура профессионально-важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения / А.Э. Симановский // Мир психологии.- Москва-Воронеж-2002.-№ 4(32).- С. 215 - 222.

15. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя /

Т.В. Форманюк // Вопросы психологии.— М.: Школа-Пресс, 1994.— № 6.-С. 57-63.

16. Шадриков В.Д. Проблемы системо-генеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1982.- 185 с.

17. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of sa-lutogenesis in social work / M. Baker, D. North, D. Smith // Psychology: J. of Human Behavior.- 1997.- Vol. 34(1).- P. 22-26.

18. Dietzel L.С., Coursey R.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons / L.C. Dietzel, R.D. Coursey // Psychiatric Rehabilitation Journal.- 1998.- Vol. 21 (4).- P. 340348.

19. Haddad A. Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout /A. Haddad// International Journal for the Advancement of Counseling.- 1998.- Vol. 20 (2).-P. 113-121.

20. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration.- 1984.- Vol. 7.- P. 189212.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Р.Р. Гарифуллин

В статье проанализированы основные психологические подходы к психокоррекции и профилактике наркомании учащихся, основанные на положениях классической психологии, и определены причины их малой эффективности. Показывается, что смысловой подход представляется наиболее адекватным для проведения более эффективной профилактики наркомании. Рекомендовано применение постмодернистского подхода к проблеме наркомании.

Ключевые слова: наркозависимая личность, смысловой подход, психокоррекция, профилактика, смысловые структуры, телеологическое основание, принцип сообразности, смыслозависимость, постмодернистская психология.

This article gives an analysis of the main psychological approaches to psycho-correction and prophylaxis of drug addiction, based on the principles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.