Проблемы практической психологии
Л.Н. Молчанова
Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ
Статья описывает исследование состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния психического выгорания.
Ключевые слова: состояние психического выгорания, внутрипрофессиональ-ная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности, психическое выгорание воспитателей детских садов, психическое выгорание учителей начальных классов.
В настоящее время исследовательский интерес к проблеме состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно детерминированного состояния реализуется в контексте его взаимосвязи с профессиями «помогающего» типа [1-3].
Теоретико-методологическим основанием исследования состояния психического выгорания у педагогических работников с учетом критерия внутрипрофессиональной дифференциации выступила теория В. Д. Шадрикова о функциональной психологической системе деятельности, одним из блоков которой выступает информационная основа как совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности [9]. Принимая во внимание информационные основы деятельности, дифференцирующие предметные и субъективные условия деятельности педагогов с учетом квалификации и профиля образовательного учреждения мы будем рассматривать как ее профиль.
Субъективные условия деятельности воспитателей детских садов, в сравнении с условиями деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ, включают следующие особенности: непостоянность интенсивного рефлексирования условий и содержания предмета деятельности; использование невербальных средств общения во
время занятий с воспитанниками и одновременное отслеживание их дисциплины; высокий уровень самоконтроля и др. Среди субъективных условий деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ выделяют: необходимость постоянной интенсивной рефлексии условий и содержания предмета деятельности; частое, продолжительное и интенсивное общение с различными социальными группами (учащимися, родителями и администрацией школы); высокий уровень саморегуляции; необходимость длительной одновременной фиксации внимания на нескольких объектах (на плане урока, собственной рефлексии, поведении отдельных учеников и всего класса и др.).
К числу предметных условий деятельности воспитателей детских садов относят: постоянно меняющийся контингент воспитанников; усложнение требований к организации занятий и др. Предметные условия деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ, в отличие от условий деятельности воспитателей детских садов, сопряжены с относительно постоянным и одновозрастным контингентом учащихся; большим объемом бумажной работы, связанным с ведением документации (заполнением журналов, составлением отчетов и др.); необходимостью домашней работы по проверке письменных заданий учеников и подготовки к занятиям, осуществляемым во внерабочее время, зачастую в ущерб семейным и личным делам, отдыху и др.
Профиль профессии педагогических работников создает условия для высокого риска возникновения состояния психического выгорания [2; 3; 6-8]. Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [6; 12].
В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных детерминационным аспектам, в частности, его соотносимости с длительностью профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты: в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности [4; 6], в других - отсутствие какой-либо соотносимости [10; 11]. Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и генез состояния психического выгорания.
В настоящее время проблема проецирования внутрипрофессиональ-ных различий на возникновение и генез состояния психического выгорания педагогических работников является малоизученной. Известно, что
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
учителя начальных классов имеют более высокий уровень психического выгорания, чем их коллеги, работающие в старших классах [6]. В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности.
Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах детских садов, а также общеобразовательных школ г. Курса и Курской области были обследованы педагоги указанных структур в количестве 87 человек в возрасте от 22 до 61 года, из них 65 учителей начальных классов общеобразовательных школ, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 18,20 ± 7,29 лет. В исследовании также приняли участие 22 воспитателя детских садов, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 19,32 ± 11,88 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась по квалификационному критерию и профилю образовательного учреждения с учетом длительности их профессиональной деятельности. При этом были выделены группы, состоящие из воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ с различными этапами длительности профессиональной деятельности: до 5 лет, от 5 до 10 лет, свыше 10 лет.
В соответствии с поставленной целью исследования изучение генеза состояния психического выгорания у педагогических работников в контексте профиля профессиональной деятельности осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики
В.В. Бойко [1]. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ «8ТЛТ18ТГКЛ 6,0».
Анализ средних значений показателей состояния психического выгорания указал на наличие следующих результатов: у воспитателей детских садов среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило Хср = 34,36 ± 23,46, на фазе «резистенция» Хср = 44,05 ± 18,76, Хср = 40,23 ± 21,42 отмечалось на фазе «истощение». У учителей начальных классов общеобразовательных школ отмечалось среднее значение показателя фазы «напряжение», равное Хср = 43,80 ± 22,28, фазы «резистенция» Хср = 57,20 ± 20,17 и фазы «истощение» Хср =45,94±20,73. Качественный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания и у воспитателей детских садов, и у учителей начальных классов общеобразовательных школ продемонстрировал умеренный уровень выраженности (за исключением фазы «напряжение» у воспитателей, средние значения которой не достигли стадии формирования), что означает факт его возникновения у педагогических работников. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания в этих
профессиональных группах на всех его фазах указал на самые высокие значения у учителей начальных классов общеобразовательных школ и на значимость различий в уровнях их выраженности на фазах «резистенция» (иэмп = 291,0 при р = 0,000) и на фазе «истощение» (иэмп р = 431, при р =
0,000). Таким образом, субъективные и предметные условия профессиональной деятельности воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ специфично проецируются на возникновение состояния психического выгорания.
Результаты изучения генеза состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции.
1. Наличие значимости различий у учителей начальных классов общеобразовательных школ, в отличие от воспитателей детских садов, между показателями состояния психического выгорания в уровнях их выраженности по фазам «резистенция» и «истощение» у педагогов, чья длительность профессиональной деятельности не превысила 5 лет, а также по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» у педагогов с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет, свидетельствует о несовпадении, а, значит, и несоотносимости указанных этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния психического выгорания (таблица 1). Другими словами, у учителей начальных классов, в отличие от воспитателей детских садов, не длительность профессиональной деятельности, а преимущественно ее субъективные и предметные условия специфично проецируются на генез состояния психического выгорания.
2. Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ наблюдается в последовательности и направленности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями. У воспитателей детских садов, как и у учителей начальных классов общеобразовательных школ, отмечается следующий порядок формирования фаз состояния психического выгорания: первой диагностируемой фазой выступает фаза «истощение» у педагогов с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет. Затем происходит формирование фаз «напряжение» и «резистенция» у педагогов с той же длительностью профессиональной деятельности (таблицы 1, 2).
Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание воспитателей детских садов и учителей начальных
Педагогика и психология
Проблемы практической 40
психологии 4^
Таблица 1
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания воспитателей детских садов
Фаза Фаза Фаза 0 ©
«напряжение» «резистенция» «истощение» (3) 1 1 0
№п/п Этапы
длительности 5В X « 2 я « 3 *
Хср.±8 V со н о т сз * Хср.±8 03 н о т сз * Хср.±8 03 н и 0> т се в с & с I Р" &
1. До 5 лет 1 44,25 ± 29,58 В стадии формирования 54,00 ± 24,83 В стадии формирования 42,75 ± 20,99 В стадии формирования
2. От 5 до 10 лет 2 24,11 ± 12,34 Не сформирована 31,78 ± 12,03 Не сформирована 40,44 ± 22,38 В стадии формирования - - - -
3. Свыше 10 лет 3 40,22 ± 27,55 В стадии формирования 51,89 ± 16,12 В стадии формирования 38,89 ± 23,09 В стадии формирования
и- 2-3 и эмп - 11,5 -
Манна р - 0,010 -
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; и*эмп < 11кр ;* - значимость различий.
Таблица 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния
психического выгорания учителей начальных классов общеобразовательных школ
Фаза Фаза Фаза 3 $
«напряжение» «резистенция» «истощение» (3) 1 1 2
№п/п Этапы
длительности « 2 я я 3 X X 3 X X
Хср.±8 вэ н и 01 В1 ез 'А хср±а РЭ н о 0> т сз в хср±а еа н о а> т сз в и эмп Р и эмп Р
1. До 5 лет 1 59,33 ± 16,20 В стадии формирования 60,67 ± 3,21 Сформиро- вана 41,67 ± 1,53 В стадии формирования - - 0,000* 0,049
2. От 5 до 10 лет 2 49,67 ± 19,25 В стадии формирования 65,00 ± 21,45 Сформиро- вана 56,11 ± 21,99 В стадии формирования - - - -
3. Свыше 10 лет 3 41,92 ± 22,82 В стадии формирования 55,68 ± 20,40 В стадии формирования 44,45 ± 20,81 В стадии формирования 930,0* 0,003 986,5 0,008
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; и*эмп < 11кр ;* - значимость различий.
Педагогика 40
и психология
Проблемы практической психологии
классов общеобразовательных школ наступает, минуя фазу «напряжение», уже на ранних этапах профессионального становления, что свидетельствует о его дискретности и о выгорании «молодых» специалистов. Пик развития состояния психического выгорания у воспитателей детских садов приходится на период работы длительностью до 5 лет, у учителей начальных классов общеобразовательных школ - на период работы длительностью от 5 до 10 лет.
3. Кроме того, динамика фаз состояния психического выгорания воспи-
тателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ представлена разнонаправленно ( таблицы 1, 2). Так, с увеличением длительности профессиональной деятельности на протяжении всех этапов профессионального становления у воспитателей детских садов наблюдается убывание средних значений фазы «истощение», у учителей начальных классов общеобразовательных школ - фазы «напряжение». У воспитателей детских садов на этапе профессионального становления от 5 до 10 лет происходит уменьшение средних значений фаз «напряжение» и «резистенция» до уровня несформированности, проработавших свыше 10 лет, - увеличение средних значений до стадии формирования. Такое изменение значений фаз «напряжение» и «резистенция» у воспитателей детских садов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет можно объяснить некоторым принятием профессии, переоценкой профессиональных ценностей и своего к ним отношения, временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью его досуговыми видами и бытовыми заботами (таблица 1). Кроме того, выявленная у воспитателей детских садов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет статистическая достоверность различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания на фазе «резистенция» (и = 11,5 при Р = 0,010) указывает на их значимое изменение, а ее
отсутствие на фазах «напряжение» и «истощение» на протяжении всех этапов профессионализации свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности (таблица 1).
4. У учителей начальных классов общеобразовательных школ, имеющих длительность профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, в отличие от воспитателей детских садов, на фоне уменьшения психоэмоционального напряжения отмечается усиление, а у учителей, проработавших свыше 10 лет, - некоторое ослабление, сопротивления стрессогенным особенностям педагогической деятельности и уменьшение затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов, проявляющихся в экономии эмоций, а также, в зависимости эффективности общения с учениками от
настроения и субъективного к ним отношения - в негативных установках по отношению к ученикам и выполнению профессиональных обязанностей, в плохом самочувствии, в преждевременном утомлении (таблица 2). Однако на всех фазах состояния психического выгорания и на протяжении всех этапов профессионального становления учителей начальных классов общеобразовательных школ статистическая достоверность различий в уровнях выраженности средних значений показателей выявлена не была, что означает стабильный характер его генеза.
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ с учетом этапов длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях их выраженности на фазах «напряжение» (Иэмп = 9,0 при Р = 0,005) и «резистенция» (Иэмп = 6,0 при Р = 0,002) у педагогов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет. Полученные результаты свидетельствуют о специфическом проецировании профиля профессиональной деятельности воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, на генез состояния психического выгорания.
Следовательно, изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности позволило сформулировать следующие выводы:
- у учителей начальных классов, в отличие от воспитателей детских садов, не длительность профессиональной деятельности, а преимущественно ее субъективные и предметные условия специфично проецируются на генез состояния психического выгорания;
- генез фаз состояния психического выгорания с учетом этапов длительности профессиональной деятельности носит неравномерный характер, проявляющийся в последовательности и направленности изменения его фаз; истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ наступает, минуя фазу «напряжение», уже на ранних этапах профессионального становления, что свидетельствует о его дискретности и о выгорании «молодых» специалистов;
- профиль профессиональной деятельности специфично проецируется на генез состояния психического выгорания, проявляясь в асинхронной напряженности, связанной с эмоциогенными условиями и содержанием профессиональной деятельности, и сопротивлении ее особенностям.
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
Библиографический список
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
2. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: Дис... канд. психол.наук. Нижний Новгород, 2009.
3. Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал. 2009. № 3. Т. 30. С. 84-95.
4. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск, 2007.
С. 100-102.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
6. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005.
7. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2001.
8. Серегина И.И., Щербич Л.И. «Психологическое выгорание» преподавателей вуза: причины и последствия // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск, 2007. С. 140-143.
9. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
10. Baker M., North D., Smith D. Bumout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.
11. Dietzel L. С., Coursey R. D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.
12. Maslach C., Jackson S. E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.