ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.924: 614.253.52
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНОй ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
© л. н. МОЛЧАНОВА Курский государственный медицинский университет, кафедра социальной работы e-mail: [email protected]
Молчанова Л. Н. - Состояние психического выгорания среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1299-1302. -
В статье дается эмпирическое обоснование проецирования условий и содержания профессиональной деятельности на состояние психического выгорания среднего медицинского персонала.
Ключевые слова: состояние выгорания, внутрипрофессиональная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности.
Molchanova L. N. - A condition of mental burning out of the average medical personnel in a context of intraprofessional differentiation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1299-1302. - This article gives the empirical substantiation of displaying of conditions and maintenances of professional work on a condition of mental burning out of the average medical personnel.
Keywords: a burning out condition, inter-professional differentiation, objective and subjective conditions, stages of duration of professional work.
Изучение проблемы состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимает средний медицинский персонал [1-6]. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и среднего медицинского персонала такие, как работа в условиях постоянного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим реакциям, ответственность за жизнь и здоровье других людей и др., - рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания [2, 4-6]. Следует отметить, что в настоящее время проблема изучения состояния психического выгорания среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации является недостаточно разработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.
Большинство современных исследователей определяют психическое выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональ-
ное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [5, 10].
Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базе городской клинической больницы №2: отделения терапии и хирургии, МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригады интенсивной терапии - реанимация) г. Курска был обследован средний медицинский персонал указанных структур в количестве 90 человек в возрасте от 20 до 68 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом уровня образования. При этом были выделены группы из 65 медсестер со средним стажем профессиональной деятельности 13,92±11,31 лет. В исследовании также приняли участие 25 фельдшеров, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 10,84±8,27 лет.
изучение развития состояния психического выгорания у медицинского персонала с позиций внутрипрофессиональных различий осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В. В. Бойко [1], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ «^ТАТКТЖА 6,0».
В исследованиях, посвященных изучению соот-носимости состояния психического выгорания и дли-
тельности профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты, а именно, в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности [3,5], в других -отсутствие [8, 9], в третьих - наличие U-образной инвертированной зависимости между выраженностью психического выгорания и длительностью профессиональной деятельности [5]. Именно поэтому в исследовательский контекст мы включили изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и развитие состояния психического выгорания.
Принимая во внимание информационные основы деятельности, как совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности [7], изучение динамики состояния психического выгорания у среднего медицинского персонала осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с учетом критерия внутрипро-фессиональной дифференциации и длительности профессиональной деятельности (до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет).
Субъективные условия деятельности фельдшеров, в отличие от медсестер, составляют высокая эмоциональная напряженность, постоянная рефлексия на содержание предмета своей деятельности, интенсивное соприкосновение с чужими проблемами, выраженное интенсивное общение с пациентами и их родственниками, медицинским персоналом. К числу предметных условий деятельности фельдшеров относят самостоятельный прием срочных решений и их исполнение. Среди субъективных условий деятельности медсестер выделяют продолжительное общение с пациентами, причем рефлексирование субъективных условий деятельности не является объективной необходимостью. к предметным условиям деятельности относят точное и своевременное выполнение врачебных назначений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания среднего медицинского персонала указал на следующие тенденции: у фельдшеров среднее значение показателя в фазе «напряжение» составило Хср=21,20±17,66, в фазе «резистенция» - в пределах регистрируемости: Хср=38,92±26,54, Хср=27,04±18,57 отмечается в фазе «истощение»; у медсестер средние значения показателей только в фазах «резистенция» и «истощение» соответствуют умеренному уровню выраженности: X =52,40±25,15, X =38,14±24,35 соответственно
ср. ; ; ср. ; ;
(в фазе «напряжение» Хср=30,42±23,52); самые высокие значения в группе медсестер и значимость различий в фазе «резистенция»: иэмп=540,0 при р = 0,014; в фазе «истощение»: иэмп=588,5 при р = 0,043. Таким образом, условия и содержание профессиональной деятельности среднего медицинского персонала специфично проецируется на возникновение состояния
психического выгорания, причем медсестры в большей степени, чем фельдшеры, попадают под его влияние.
Изучение динамики состояния психического выгорания у среднего медицинского персонала в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации с различной длительностью профессиональной деятельности продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции:
- значимость различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания в фазах «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» состояния психического выгорания у фельдшеров, чья длительность профессиональной деятельности превысила 10 лет, и у медсестер с длительностью профессиональной деятельности до 10 лет, а также у медсестер с длительностью свыше 10 лет в фазах «напряжение» и «резистенция», что свидетельствует о несоотносимо-сти фаз состояния психического выгорания с соответствующими этапами длительности профессиональной деятельности, а следовательно, и проецировании условий и содержания профессиональной деятельности на его развитие (табл. 1, 2).
- Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у медсестер и фельдшеров наблюдается в последовательности изменения его фаз. Так, первой фазой, соответствующей уровню регистрируемых значений у медсестер, в отличие от фельдшеров, является фаза «резистенция» на этапе длительности профессиональной деятельности до 5 лет. Потом у лиц, чья длительность профессиональной деятельности составила свыше 10 лет, средние значения фаз «напряжение» и «истощение» достигают стадии формирования. Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание у медсестер связано с напряженными условиями и содержанием их профессиональной деятельности, что указывает на поступательный характер его развития.
- У фельдшеров, в отличие от медсестер, первой и единственной зарегистрированной фазой на всех этапах профессионального становления выступает фаза «резистенция» у фельдшеров с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, что можно объяснить адаптацией к условиям и содержанию их профессиональной деятельности, некоторым принятием профессии, изменением установок по отношению к пациентам и выполнению профессиональных обязанностей. В отличие от фельдшеров, пик развития состояния психического выгорания зарегистрирован только у медсестер, длительность профессиональной деятельности которых превысила 10 лет.
- Динамика фаз состояния психического выгорания у медсестер и фельдшеров представлена разно-направленностью его фаз. Так, с увеличением длительности профессиональной деятельности до 5 лет и от 5 до 10 лет и у медсестер, и у фельдшеров наблюдается возрастание средних значений фаз «резистен-ция» и «истощение», причем на фоне уменьшения психоэмоционального напряжения отмечается зна-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
чимое увеличение фазы «резистенция» у медсестер до уровня диагностируемых значений на этапе от 5 до 10 лет (иэмп=79,5 при р=0,016). У медсестер, чья длительность профессиональной деятельности превысила 10 лет, на фоне усиления психоэмоционального напряжения наблюдается в пределах уровней диагностируемых значений резкое уменьшение сопротивления стрессогенным особенностям и резкое увеличение затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов, что подтверждает выявленная статистическая значимость различий в уровнях их выраженности в фазе «резистенция» (иэмп=170,0 при р = 0,005) и в фазе «истощение» (И =161,5 при р = 0,003) (см. табл. 1).
у фельдшеров, в отличие от медсестер, на этапе длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет, наоборот, на фоне уменьшения психоэмоционального напряжения наблюдается некоторое увеличение средних значений фазы «резистенция» до уровня регистрируемых значений, и некоторое уменьшение средних значений фазы «истощение». Кроме того, у фельдшеров, в отличие от медсестер, отсутствие достоверности различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания во всех фазах и на протяжении всех этапов профессионального становления свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности.
Таблица 1
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания медсестер в его различных фазах (и-критерий Манна-Уитни, а<0,05; и*эмп< икр)
№ п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
д +1 а с X качест- венный д +1 а с X качест- венный Хср.± д качест- венный и эмп р и эмп р
1. До 5 лет (1) 22,77±14,80 Не сформирована 39,09±18,25 В стадии формирования 25,73±11,59 Не сформирована 100,5* 0,009 140,5* 0,017
2. От 5 до 10 лет (2) 22,64±14,25 Не сформирована 59,79±28,31 В стадии формирования 36,21±20,54 Не сформирована 21,5* 0,000 46,0* 0,017
3. Свыше 10 лет (3) 39,97±28,40 В стадии формирования 58,93±24,76 В стадии формирования 48,48±28,71 В стадии формирования 242,5* 0,006 - -
3 к й к ант 1-2 и эмп 7 5* -
р 0,026 -
1-3 и эмп 170,0* 161,5*
р 0,005 0,003
* - значимость различий
Таблица 2
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания фельдшеров в его различных фазах (и-критерий Манна-Уитни, а<0,05; и*эмп< икр)
№ п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
д .± а с Х качест- венный д .± а с Х качест- венный Хср.± д качест- венный и эмп р и эмп р
1. До 5 лет 22,13±12,29 Не сформирована 33,50±24,58 Не сформирована 28,50±14,98 Не сформирована - - - -
2. От 5 до 10 лет 22,88±23,10 Не сформирована 39,63±35,98 В стадии формирования 33,75±26,17 Не сформирована - - - -
- Свыше 10 лет 18,89±18,07 Не сформирована 43,11±20,05 В стадии формирования 19,78±11,45 Не сформирована 15,0* 0,024 12,5* 0,023
* - значимость различий
- Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у медсестер и фельдшеров с учетом этапов длительности профессиональной деятельности указал на достоверность различий в уровнях выраженности показателей фаз «напряжение» (Иэмп=69,0* при р=0,035) и «истощение» (Иэмп=52,5* при р= 0,007) только у специалистов, длительность профессиональной деятельности которых превысила 10 лет. Следовательно, медсестры с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет в большей степени, чем фельдшеры испытывают напряжение, связанное с психотравмирующими условиями и содержанием их профессиональной деятельности, и ощущают истощение психоэмоциональных и энергетических ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучение состояния психического выгорания у среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации позволило сформулировать следующие выводы:
- отсутствие прямого совпадения фаз состояния психического выгорания со всеми этапами профессиональной деятельности свидетельствует об отсутствии однозначного утверждения о прямой соот-носимости его развития с длительностью профессиональной деятельности. Преимущественное несовпадение фаз состояния психического выгорания с этапами длительности профессиональной деятельности медсестер свидетельствуют о проецировании условий и содержания их профессиональной деятельности на его развитие.
- динамика фаз состояния психического выгорания с учетом этапов длительности профессиональной деятельности носит неравномерный характер, проявляющийся в направленности изменения его фаз. у фельдшеров, в отличие от медсестер, на протяжении всех этапов профессионального становления не зарегистрированы средние значения фаз «напряжение» и «истощение» состояния психического выгорания, что объясняется адаптацией к условиям и содержанию их профессиональной деятельности, некоторым принятием профессии, изменением установок по отношению к пациентам и выполнению профессиональных обязанностей. В отличие от фельдшеров, все три фазы
состояния психического выгорания диагностированы у медсестер, длительность профессиональной деятельности которых превысила 10 лет.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
2. Большакова Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников. Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 173 с.
3. Лукьянов В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий / Под ред.
B. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007.
C. 100-102.
4. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Шевченко Д. В. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. Курск: КГУ, 2007. С. 108-110.
5. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
6. Тихонова И. В. Исследование эмоционального «выгорания» в контексте профессионально-личностной деформации медицинских сестер // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. Курск: Кгу, 2007. С.153-157.
7. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
8. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.
9. Dietzel L. С., Coursey R. D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340 -348.
10. Maslach C., Jackson S. E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers //Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.