Научная статья на тему 'Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания'

Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2812
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИА ЗАЩИТА / PROFESSIONAL DESTRUCTION / PROFESSIONAL BURNOUT / STRESS / PSIHOLOGICHESKIE PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвал В.Г.

Статья освещает проблему возникновения и развития профессиональной деструкции и профессионального выгорания у специалистов и способах ее профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the emergence and development of professional destructions and professional burning out at specialists and ways of its prevention.

Текст научной работы на тему «Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания»

Самохвал В.Г.

ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕСТРУКЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессиональная деструкция, профессиональное выгорание, стресс, психологическиа защита.

Аннотация: статья освещает проблему возникновения и развития профессиональной деструкции и профессионального выгорания у специалистов и способах ее профилактики.

Key words: professional destruction, professional burnout, stress, psihologicheskie protection.

Abstract: the article deals with the problem of the emergence and development of professional destructions and professional burning out at specialists and ways of its prevention.

О профессиональной деструкции мы говорим, когда нарушаются уже усвоенные способы деятельности, разрушаются сформированные профессиональные качества, появляются стереотипы

профессионального поведения и психологических барьеров при необходимости освоения новых профессиональных качеств, технологий, специальности. Наличие профессиональной деструкции отрицательно влияет на продуктивность труда, взаимоотношения с другими членами коллектива.

Причиной возникновения профессиональной деструкции являются возрастные изменения, нервное и физическое истощение, различные заболевания. Сопровождается профессиональная деструкция наличием психической напряженности, психоэмоциональным дискомфортом, частыми конфликтами и кризисными явлениями.

Но профессиональная деструкция отличается от профессиональной деформации, которая является необходимым условием вхождения личности в специальность и начинает целенаправленно формироваться уже на этапе профессионального обучения с целью приобретения профессионально важных качеств и системы этих качеств, что в дальнейшем позволяет стать хорошим специалистом.

Примером общепрофессиональных деформаций могут быть особенности поведения профессионального военного, педагога, врача и т.д., то есть это те особенности личности и поведения, которые наблюдаются у значительной части специалистов с большим стажем работы по профессии.

Влияние деформации на личность неоднозначно. Так, деформация личности, с одной стороны, будет необходима для усвоения системы ценностей, вхождения и развития в профессии, освоении операционально-технической стороны профессии. Также к профессиональной деформации относится и изменение структуры личности при переходе из одной стадии профессионального становления к другой. В то же время чрезмерно гипертрофированная деформация приводит к профессиональной деструкции, выражающаяся в чрезмерном, искаженном профессиональном развитии отдельных важных профессиональных качеств в ущерб другим, что формирует у специалиста нежелательные профессиональные качества, такие, как снижение требовательности к себе, самокритичности, допущение «правомерности» различных послаблений в отношении к работе, дисциплине, которые непозволительны другим членам коллектива.

Наиболее распространенной формой профессиональной деструкции является профессиональное выгорание, которое представляет собой защитный механизм, выработанный личностью в ответ на психотравмирующие факторы своей профессиональной деятельности.

Ранее считалось, что профессиональное выгорание свойственно профессиям с высоким уровнем общения: медицинские работники, педагоги, социальные служащие, юристы и т.д. Но в последнее время доказано, что сфера профессионального выгорания значительно шире, и в нее входят инженерно-технический персонал, пилоты и т.д.

Каким же образом можно определить симптомы профессионального выгорания, и что к нему приводит? Очевидно, что в формировании профессионального выгорания играет стресс.

В первой стадии, фазе напряжения, эмоции приглушаются, сглаживается острота чувств и свежесть переживаний. Человек перестает получать удовольствие от ранее любимой еды, занятий, книг, то что раньше давало заряд бодрости, сейчас раздражает. В дальнейшем теряются положительные эмоции от общения с окружающими, животными, природой.

Во второй стадии выгорания возникают недоразумения с теми, с кем работает специалист. Первоначально они протекают латентно и выражаются в пренебрежительных, с элементами издевки, рассказах о тех людях, с кем работал или оказывал помощь. Далее неприязнь проявляется уже при общении с учеником, пациентом, клиентом, пострадавшим и т.д., в форме сдерживаемой антипатии, которая в определенный момент уже не может быть сдержана и выплескивается непосредственно на человека, с которым работает. Такая же ситуация

может произойти и в семье.

В третьей стадии профессионального выгорания искажается представление о ценности труда и общечеловеческих ценностях. В общении с коллегами, близкими людьми ощущается безразличие и холод. Эмоциональный отклик человека к миру упрощается, появляется опасное равнодушие ко всему, вплоть даже к собственной жизни. Снижается внимание и чувство собственной безопасности.

Синдром профессионального выгорания зависит от ряда факторов, субъективных, социально-психологических, объективных. Объективными факторами риска являются:

-условия труда, когда требуется повышенная психофизиологическая нагрузка и присутствуют неблагоприятные воздействия режима труда и отдыха.

-присутствие нравственной и юридической ответственности за жизнь и здоровье людей.

-наличие эмоционально насыщенных межличностных контактов, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

-хронически напряженная эмоционально-психологическая деятельность, заключающаяся в поддержании состояния постоянной готовности во время дежурства, информационной неопределенности, дефициту времени на анализ ситуации и принятия решения.

Субъективными факторами, запускающими профессиональное выгорание, являются:

-эмоциональная сдержанность, при отсутствии умения отреагировать на эмоции безопасным способом;

-интенсивность восприятия и переживания обстоятельств профессиональной деятельности, выраженная в слишком эмоциональном восприятии своей работы, каждая неудача переживается, как личная трагедия. Таким образом, психоэмоциональные ресурсы истощаются, и возникает потребность в их восстановлении или прибегать к приемам психологической защиты (смена профиля работы, профессии);

-наличие нравственных дефектов и дезориентации личности, обусловленные низкими моральными качествами, такими как совесть, порядочность, честь, неумение отличать добро от зла;

-количество жизненных изменений за текущий период. Множество изменений в жизни за короткий промежуток времени, в том числе и положительных, увеличивают риск развития синдрома профессионального выгорания.

Каждому специалисту нужно иногда задаваться вопросом: «Как влияет на меня моя профессиональная деятельность, и что во мне

изменилось?» Появилось недомогание, раздражительность, приступы плохого настроения, высокомерие, жестокость - возможно, это первые проявления профессионального выгорания, и только сам работник способен распознать дебют профессиональной деструкции и принять необходимые профилактические меры.

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.

Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2005. - 421с.

3. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

4. Зверева И.А. Система высшего образования нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148-170.

5. Кадилаева (Шехалиева) Р.Ш., Цахаева А.А. Трудовая деятельность пожилых людей как метод их психолого-педагогической реабилитации // Успехи современной науки. 2016. Т. 2 № 6. С. 147-150.

6. Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Территория науки. 2015. № 5. С. 63-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.