УДК 373.1
Н.А.Перепёлкина Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске, Россия
Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации
Аннотация. В статье рассматривается синдром профессионального выгорания педагогов как барьер профессиональной самореализации. Автор рассматривает пути профилактики эмоционального выгорания и сохранения персонального здоровья педагогов с целью творческого самораскрытия в профессии.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, профессиональные стрессы, дисбаланс, стрессоустойчивость, перфекционизм.
Синдром выгорания относится к числу феноменов деформации личности. Выгорание развивается у тех специалистов, которые по роду своей работы должны много общаться с людьми. Выявлено, что наиболее часто синдром выгорания встречается у представителей «помогающих» профессий, к которым относятся и педагоги.
Синдром профессионального выгорания - это негативная реакция на рабочие перенапряжения, которые включают в себя психофизиологические, психологические, поведенческие элементы. По мере того как нарастают последствия профессиональных стрессов, истощаются физические и моральные силы человека, ухудшается состояние здоровья, он становится менее динамичным. Истощение ведёт к снижению частоты контактов с окружающими, и, как следствие, - к острому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей резко снижается мотивация к труду, развивается равнодушие к делу, которым он занимается, показатели трудовой деятельности ухудшаются.
В формировании синдрома эмоционального выгорания немаловажную роль играют социальный и личностный факторы. Эти факторы характеризуют особенности профессиональных взаимоотношений, а такие особенности поведения личности, такие как авторитаризм, низкая степень эмпатии в сочетании с необыкновенной преданностью делу, агрессивность и апатия в состоянии неспособности достичь желаемых результатов в короткий срок, ведут к фрустрации.
Выгорание - это процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса. В тех случаях, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведёт к выгоранию.
При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения (копинга) хронические стрессы на работе вызывают у специалиста комплекс неприятных
переживаний и дезадаптивного поведения. И это представляет реальную угрозу для персонального здоровья и стабильности организации в целом.
Риск выгорания смягчают привлекательная и постоянная работа, представляющая возможности для творческого самовыражения, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в её различных аспектах, наличие разного рода интересов, перспективные жизненные планы. Гораздо реже «выгорают» жизнерадостные люди с оптимистичным мироощущением, которые умеют благополучно преодолевать жизненные напасти и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с непростыми обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, способен осознанно заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Значительно снижают риск выгорания сильная профессиональная, социальная поддержка, круг верных, искренних друзей и поддержка со стороны семьи, а так же формирование позитивной оценки себя как человека, достойного уважения, выработка самоуважения, положительного самопринятия. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Осознанная потребность в саморефлексии, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности становится одним из условий сохранения и укрепления психологического здоровья педагога.
В образовательном учреждении необходимо стремиться к обеспечению системы оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна свести к минимуму нежелательные последствия стресса и смягчить его воздействие на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация - следствие перегруженности работой.
Налаженной системы профессиональной поддержки педагога в массовой школе практически нет. Соответственно, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно.
Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам можно отнести все формы лечебной физкультуры. Пассивные средства - это массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а психорегулирующие (психологические) - аутогенная тренировка, специально подобранные психотехники, мышечная релаксация.
Можно выделить следующие пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:
1) создание оптимально благоприятного микроклимата в коллективе, организации;
2) предоставление педагогам возможности самим организовывать хотя бы часть своей работы;
3) максимальная конкретность при определении профессиональных обязанностей;
4) устранение причин, которые могут привести к перегруженности или недогруженности работой;
5) социальная поддержка;
6) доступная и квалифицированная психологическая помощь в образовательном учреждении;
7) программы общего оздоровления персонала [4].
Первым этапом должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными обстоятельствами - работой в сфере человек-человек. Важно, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть угрожающим для перфекциониста. Тогда педагоги воспримут это сообщение позитивно, с ощущением того, что их поняли. Кроме того, это в некоторой степени снизит их озабоченность собственным состоянием, поскольку оно станет более понятным, определённым, а значит - подконтрольным.
Второй этап посвящён осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха ошибиться, не достигнуть обязательного и безоговорочного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая педагогов к данному осознанию. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматических проблем.
И только после вышеуказанной подготовки стоит рассказать о частотности такого явления, как страх собственного несовершенства, страх ошибки, который может принимать разнообразные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда ученики класса плохо справились с контрольной работой, хотя ты на самом деле понимаешь причину этого: накануне их возили в театр и они просто устали. Люди такого плана необыкновенно старательны и являются находкой для школьного руководства, но им самим приходится постоянно быть в ситуации крайнего напряжения, потому что их убеждения: «Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны».
Третий этап нужно посвятить накоплению ресурсов для изменения. Этот этап должен быть довольно длительным по времени и возможен только в том случае, если администрация образовательного учреждения осознает его необходимость и считает возможным и нужным предоставить для него условия и сама будет в этом участвовать. Иначе сотрудникам психологической службы следует признать свое «невсемогущество», поработать со своим собственным перфекционизмом и заняться другими делами. И это именно так, поскольку ведущими в такой ситуации должны стать административные воздействия, и прежде всего организация системы публичного поощрения педагогов. Целесообразно проводить большую работу по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволило бы педагогам выйти из привычной роли [1].
И только когда в коллективе установится благоприятная, доброжелательная атмосфера, психологам можно снова включаться и предлагать педагогам участие в тренинговых занятиях, основное содержание которых должны составлять упражнения на психологические «поглаживания» и актуализацию естественного внутреннего ребенка. Эта работа должна проводиться крайне осторожно, ибо предстоит встретиться с мощным и неосознаваемым сопротивлением некоторых участников. И стоит дать им право на это сопротивление, уделить ещё им большее внимание и показать, дать почувствовать принятие. Только тогда можно ожидать хороших результатов.
Практическое решение проблемы стресса и стрессоустойчивости имеет огромное значение для современного образования. И, поскольку стресс оказывает сильнейшее воздействие на все сферы жизни личности, то вовремя принятые меры по борьбе с его негативными проявлениями, способны решить массу проблем, которые мешают педагогу гармонично развиваться и реализовываться, а также, что особенно важно, уберечь его здоровье.
Здоровье - огромная ценность. Хорошее здоровье - главное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, база для успешной самореализации личности.
Одним из приоритетов современной государственной политики представляется сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации, а так же усиление пропаганды здорового образа жизни. Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности -от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.
Структура здорового образа жизни должна включать следующие компоненты:
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное и сбалансированное питание,
- правильно организовааный режим жизни,
- психофизиологическая регуляция,
- психосексуальная и половая культура,
- иммунитет и закаливание,
- отсутствие вредных привычек.
Индивидуальное здоровье формируется и сохраняется через здоровое поведение человека. То есть, привычка здорового образа жизни должна стать частью общего образа жизни. [2].
Таким образом, в вопросах оздоровления рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Наряду с профилактикой и пропагандой требует совершенствования система первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов её осуществления.
Таким образом, психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога с учителями с целью устранения препятствий на пути к их профессиональной самореализации.
Библиографический список
1. Гуслякова Н. И. О профессиональном сознании будущего учителя // Мир психологии. -2013. - №3 (75). - С.162-169
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. Режим доступа: http://педагогическоеобразование.рф/news/show/20.
3. Медико-валеологические проблемы здоровья человека: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.-148 с.
4. Фетисов А. С. Становление физической культуры будущих специалистов как условие их личностного и профессионального развития // Мир психологии. - 2012. - №2 (70). - С.222-230
^А.РегеруоШша
Professional burnout of a teacher as an obstacle to professional fulfillment
Annotation. The article discusses the syndrome of professional burnout of teachers as a barrier to professional fulfillment. The author considers ways of prevention of emotional burnout and maintain personal health of teachers with the purpose of creative self-realization in the profession.
Key words: professional burnout syndrome, professional stress, imbalance, stress, perfectionism.