ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Певческое искусство Православия: реализация воспитательного и образовательного потенциала в педагогическом вузе
о с
CJ
см см
Асатрян Ольга Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Грязнова Татьяна Михайловна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
В работе анализируется проблема реализации воспитательного и образовательного потенциала певческого искусства русского православия, в ходе подготовки педагога музыканта в педагогическом вузе, профессиональная деятельность которого выстраивается в контексте мировоззренческого плюрализма, симбиоза музыкальной культуры с духовными началами. Обосновывается положение о том, что освоение певческого наследия, понимание сущности его духовно-нравственного и этико-эстетического потенциала, высветит путь к осмыслению ценностных ориентиров в русской культуре, основ морали и духовной красоты и гармонии для современного человека XXI века.
В заключении делается вывод о том, что включая в учебно-образовательный процесс педвуза программ по изучению музыкальных произведений (сольных, хоровых) певческого искусства, выполняется важная воспитательная функция: формируется стремление к передачи духовных ценностей и процессе профессиональной деятельности.
Ключевые слова: певческое искусство, Православие, духовная культура, музыкальное образование, воспитание, профессиональная подготовка педагога музыки, межкультурный диалог.
Быстроменяющийся мир характеризует изменчивую и сложную среду современного социума, в котором не существует гарантированной стабильности и предсказуемости. Перемены пришли и в высшую школу, предъявляя чрезвычайно высокие требования для участников образовательного процесса «студент-преподаватель». Процесс вхождения формирующейся личности в современное общество и художественно-музыкальную культуру активно осуществляется посредством цифровых технологий. В этой реальности мотивация, способность и готовность будущего педагога-музыканта использовать цифровой контент в профессиональной деятельности становится непременным и обязательным условием в высшей школе [3, с. 148].
Наряду с технологическими достижениями обнажились и негативные тенденции в молодежной среде: ценностная дезориентация, дефицит человечности, проявление неуважительного отношения к старшему поколению, которые требуют своевременного анализа и решения. Эти проблемы связаны с личностью молодого человека, ее самореализацией, поведением в студенческой среде и в обществе, отношением к экологии и окружающему миру. Причина, на наш взгляд, видится в том, что зачастую в учебно-образовательном процессе высшей школы игнорируется важный сегмент -формирование культуры личности студента, его духовное обогащение и нравственное развитие.
В значительном количестве исследований показана возможность религиозного искусства (певческое наследие, иконопись, священная литература, храмовое зодчество и пр.) воздействовать на душевно-духовный мир человека, его функциональной особенности позитивного влияния на эмоциональную сферу личности. Поэтому, освоение певческого наследия, понимание сущности его духовно-нравственного и этико-эстетического потенциала, высветит путь к осмыслению ценностных ориентиров в русской культуре, основ морали и духовной красоты и гармонии для современного человека XXI века.
Для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению национального духовно-культурного наследия у студентов требуется применение специальных педагогических инструментов и высокий уровень мотивации При этом
музыкально-певческое наследие православной традиции является наиболее ценным в данном случае дидактическим материалом. Нравственное воздействие музыки тем сильнее, чем сознательнее и эмоциональнее она воспринимается, чем понятнее она слушателю. Знание собственного исторического, культурного и музыкального достояния российского Отечества связано с процессами развития национального самосознания, высокой гражданской позиции, с явлениями, которые стимулируют проявление интереса (мотивации) у студентов к своему историческому прошлому, к истории русской музыкальной культуры, духовной жизни общества в целом [3, с. 150].
Исследования в области религиозного искусства свидетельствуют об уникальности музыкальных переживаний человека, о феномене преобразующего позитивного воздействия русской духовной музыки на человека. Установлено, что «музыкальный «мозг» отличается большим разнообразием числа возможных состояний, то есть более высокой пластичностью к восприятию [6, с. 70].
Между сопереживанием эмоционально-эстетического настроя и смысла произведений певческого искусства, весьма разнообразных по форме и содержанию (торжественные песнопения великих и двунадесятых праздников - Рождество, Троица, Пасха, и диаметрально иных, по интонационной и ритмической структуре, песнопений Великого Поста и погребения) и отзывчивостью на жизненные коллизии и переживания человека есть органическая связь. Через понимание чувств, заложенных в православном певческом наследии, происходит развитие способности понимания человеческих чувств [4, с. 60].
Методологические подходы к пониманию и освоению музыкально-певческого искусства православия, с опорой на фундаментальные концепции русской нравственной (религиозной) философии, позволяют осуществлять научный подход к процессу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, реализовывать основные направления концепции духовно-нравственного развития личности, гражданина, патриота, что и соответствует высшей цели современного образования высшей школы.
И.А. Ильин отмечал: « ...чтобы дети почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей», необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры. Цель духовного воспитания философ сформулировал в следующем: «воспитать ребенка, значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.
В частности, философ писал: «Спасение России - в воспитании и укреплении русского национального характера. В этом все: идея, программа и путь борьбы. Это единственно верное и единственно нужное. Все остальное есть проявление,
развитие и последствие этого» [5, с. 42]. Идеи философа дали импульс к дальнейшим исследованиям проблем национального характера, задач формирования этнической картины мира.
Современная жизнь предъявляют выпускнику музыкального факультета педагогического вуза (учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования) высокие требования к качеству и уровню получения знаний по блоку музыкальных дисциплин: устойчивое владения профессиональными и специальными компетенциями, умение ориентироваться в цифровом пространстве, мотивация учиться на протяжении всей жизни, заниматься научной и творческой деятельностью, реа-лизовывать проектную деятельность в профессии, проявлять толерантность и уважение к своей культуре и культуре других народов, способность позитивно видеть окружающий мир и бережно относиться к природе, самостоятельно изучать произведения художественной культуры и музыкального искусства, проявлять себя в творчестве [1, с. 85].
Наряду с профессиональными компетенциями и умениями, педагог музыки изучает основы музыкальной культуры, русской и зарубежной, а также основы музыкально-певческого искусства Православия, уникального явления в мировой художественной культуре. В богослужебной практике песнопениям отведена важная функция: настраивать душу человека на определенный лад восприятия, для уникального способа соборного сопереживания, понимания религиозных смыслов и поиска духовного преображения.
Однако, для вокального и хорового исполнения произведений музыкально-певческого репертуара православной ориентации (концертной, богослужебной практики), предполагает знание основ музыкальной грамоты, необходимо владеть навыками постановки голоса и вокальной техники, понимать сакральный смысл молитвенных текстов; знать жанры церковной музыки (тропари, кондаки, стихиры, концерты), основные формы богослужебной практики (Литургия, Всенощное бдение), особенности и специфику исполнения произведений (распевы: греческий, знаменный, московский, киевский, пение на «Подобен»; гласовое пение, авторские сочинения композиторов А.Д. Кастальского, А.А. Архангельского, С.В. Смоленского, П.Г. Чеснокова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других).
Таким образом, включая в учебно-образовательный процесс педвуза программ по изучению музыкальных произведений (сольных, хоровых) певческого искусства, выполняется важная воспитательная функция: формируется стремление к передачи духовных ценностей и процессе профессиональной деятельности.
Литература
1. Асатрян, О.Ф. Профессиональное становление учителя музыки XXI века в координатах социально-ценностных профессиональных
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ориентаций педагога-музыканта: монография / О.Ф. Асатрян. Саранск, Полиграф, 2008. - 176.
2. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х Т. - М.: Искусство, 1994. -Т. 1. - С. 264.
3. Грязнова, Т.М. Изучение музыкального искусства православной ориентации будущими учителями музыки в педагогическом вузе / Т.М. Грязнова // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов: коллективная монография / под ред. Л.П. Карпушиной, О.Ф. Асатрян, Л.Г. Паршиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. -С. 144-161.
4. Грязнова, Т.М. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского Православия в духовном становлении личности будущего учителя музыки [Электронный ресурс] / Грязнова Т.М., Грязнов С.И. // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2015. -№ 2. - С. 58-65.
5. Ильин, И.А. Пути духовного обновления / И.А. Ильин // Московский журнал. - 1992. -№ 7. - С. 47-64.
6. Романов, Л.И. Музыкальное искусство и православие /Л. И. Романов. - СПб.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1989. - 128 с.
7. Стрелкова, В.И. Духовность и творчество. Человек как философская проблема: Восток-Запад / В.И. Стрелкова. - М.: Изд-во. Ун-та Дружбы народов,- 2001. - № 10 - С. 70.
8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 24 марта 2021 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// rg.rU//2021/03/26/obrazovanie-dok.html. (Дата обращения: 13.11.2021 г.).
THE SINGING ART OF ORTHODOXY: REALIZATION OF THE TEACHING AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Fedorovna A.O., Gryaznova T.M.
Mordovian State Pedagogical University Education named after M.E. Evseviev
The paper analyzes the problem of realizing the educational and educational potential of the singing art of Russian Orthodoxy, in the course of training a musician teacher at a pedagogical university, whose professional activity is built in the context of worldview pluralism, symbiosis of musical culture with spiritual principles. The article substantiates the position that the development of the singing heritage, understanding the essence of its spiritual, moral and ethical and aesthetic potential, will highlight the way to understanding the value orientations in Russian culture, the foundations of morality and spiritual beauty and harmony for a modern person of the XXI century.
In conclusion, it is concluded that by including in the educational process of the teacher training university programs for the study of musical works (solo, choral) of singing, an important educational function is performed: the desire to transfer spiritual values and the process of professional activity is formed.
Keywords: musical art, Orthodoxy, spiritual culture, professional training, pedagogue-musician, cultural and educational activities.
References
1. Asatryan, O.F. Professional formation of a music teacher of the XXI century in the coordinates of social-value professional orientations of a teacher-musician: monograph / O.F. Asatryan. Saransk, Polygraph, 2008. - 176.
2. Berdyaev, N.A. Philosophy of Creativity, Culture and Art in 2 Volumes - M.: Art, 1994. - Vol. 1. - P. 264.
3. Gryaznova, TM Study of Orthodox music art by future music teachers in a pedagogical university / TM Gryaznova // Innovative forms and methods of organizing extracurricular work of students: collective monograph / ed. L.P. Karpushina, O.F. Asatryan, L.G. Parshina; Mordov. state ped. in-t. - Saransk, 2018. -S. 144-161
4. Gryaznova, TM Educational potential of the musical art of Russian Orthodoxy in the spiritual formation of the personality of the future music teacher [Electronic resource] / Gryaznova T.M, Gryaznov S.I. // Modern problems of science and education. -Moscow, 2015. - No. 2. - P. 58-65.
5. Ilyin, I.A. Ways of spiritual renewal / I.A. Ilyin // Moscow journal. - 1992. - No. 7. - P. 47-64.
6. Romanov, LI Musical art and Orthodoxy / L.I. Romanov. - SPb.: Publishing house of Leningrad. University, 1989. - 128 p.
7. Strelkova, V.I. Spirituality and creativity. Man as a philosophical problem: East-West / V.I. Strelkova. - M.: Publishing house. University of Friendship of Peoples,- 2001. - No. 10 - P. 70.
8. Federal Law «On Education in the Russian Federation»: «On Amendments to the Federal Law» On Education in the Russian Federation «, dated March 24, 2021 [Electronic resource] Access mode: https://rg.ru//2021/03/26/obrazovanie-dok.html.. (Date of access: 13.11.2021).
о с
u
см
CM