Министры предреволюционной эпохи
Ю. ГОСПОДАРИК, кандидат Петр СемеНОВИЧ
исторических наук ВЭННОВСКИЙ
Участие П.С. Ванновского в управлении народным просвещением России представляется фактом достаточно случайным, но вклад его оказался весьма заметным.
П.С. Ванновский происходил из дворянского рода. Он родился 24 ноября 1822 г., в Киеве. С самого начала служебной деятельности было очевидно, что военная карьера является его жизненным кредо: окончив 1-й московский кадетский корпус (1840), он в последующей жизни проявил себя как крупный военный и государственный деятель.
Службу П.С. Ванновский начал прапорщиком в лейб-гвардейском Финляндском полку. Участвовал в Венгерском походе (1849), Крымской войне (1853 -1856), отличился при осаде турецкой крепости Силистрии (1854). С 1857 г.-начальник Офицерской стрелковой школы. В 1861 г. возглавил Павловский кадетский корпус, преобразованный в Павловское военное училище.
Одновременно с этим П.С. Ванновский в 1862 г. стал членом Особого комитета по устройству военно-учебных заведений. Именно на этих постах он, военный человек, далекий от проблем общего образования, привыкший иметь дело с молодыми людьми, понимать психологию учащихся и студентов своеобразно, в духе армейской дисциплины и порядка, проявил свои незаурядные способности.
Упорный и удачливый офицер уверенно поднимался по служебной лестнице. С 1868 г. он стал начальником пехотной дивизии, затем командиром 12
армейского корпуса. В русско-турецкую войну 1877-78 гг. П.С. Ванновский был начальником штаба Рущукского отряда, которым командовал наследник-цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. «Он крепко к нему привязался и ценил в нем энергию и культ военной дисциплины», - замечал в воспоминаниях об отношении императора к Ванновскому князь В.П. Мещерский [1, с. 494]. После войны командовал армейским корпусом, временно командовал Киевским военным округом.
Судьбу П.С. Ванновского как военного во многом решил Рущукский отряд. Будущий император Александр III видел в нем нового военного министра. 1 января 1882 г. П.С. Ванновский стал таковым, сменив на этом посту выдающегося государственного и военного деятеля, генерал-фельдмаршала Д.А. Милютина. Тот был взбешен и оскорблен, когда узнал о своем преемнике. «Государь обижает прежних слуг своего отца», - записала в дневнике А.В. Богданович [2, с. 74]. Князь В.П. Мещерский отмечал, что «...Ванновский жесткой рукой армейского служаки крепко подтянул вожжи в своем ведомстве, что показалось невкусным всем тем, которые привыкли столько лет к изысканной деликатности графа Милютина, доходившей до таких размеров, что от нее страдала дисциплина» [2, с. 495].
При Ванновском-министре были сооружены новые крепости (преимущественно на западной границе), постро-
ен ряд железных дорог специального назначения, приняты на вооружение магазинные винтовки и бездымный порох, сформированы мортирные батареи, увеличены резервные и крепостные войска, а также запас, улучшены продовольственное снабжение и жилищные условия солдат. «Военные говорят, что Ванновский много сделал для нашей армии», - записала А.В. Богданович [2, с. 171]. В то же время П.С. Ван-новский насаждал в войсках и военных училищах муштру и суровые наказания, преобразовал военные гимназии в кадетские корпуса. В 1882 г. по настоянию военного министра были закрыты Курсы ученых акушерок при Военно-медицинской академии [3 с.20-22].
Князь В.П. Мещерский писал, что «...после гр. Толстого Ванновский был самой крупной личностью царствования Александра III, и, невзирая на все свои недостатки, на свою суровую и жесткую даже наружность, он многое сделал для боевого и духовного укрепления нашего войска, вернул военной массе воинский дух и военную дисциплину, ослабил различие между гвардией и армией, улучшил положение солдата и офицера и, как военный министр, ни разу на службе Царю Небесному и царю земному не изменил, служа мамоне» [1, с. 581].
В 1883 г. П.С. Ванновский получил воинское звание генерала от инфантерии. В 1888 г. П.С. Ванновский был избран почетным членом Петербургской академии наук, в 1890 г. - почетным президентом Военно-медицинской академии. В 1895 г. П.С. Ванновский удостоился ордена Андрея Первозванного.
В январе 1898 г. П.С. Ванновский ушел в отставку с поста военного министра и был назначен членом Государственного совета, оставаясь при этом шефом 131-го пехотного Тирасполь-ского полка. Его карьера и на этом эта-
пе не предвещала резкого поворота в сторону вопросов народного просвещения.
В 1899 г. по личному поручению императора Николая II П.С. Ванновский руководил расследованием студенческих волнений в Петербургском университете и других учебных заведениях [4]. Суть событий состояла в том, что ректор университета, профессор русского права В.И. Сергеевич вывесил объявление, в котором приводился перечень наказаний в случае нарушения студентами порядка во время заседания. И общая политическая обстановка, и настроения студенчества были очень напряженными, взвинченными. На сходке студенты решили покинуть годичный акт, как только в зале появится В.И. Сергеевич. Так и было сделано, студенты вышли на улицу, где конная полиция пустила в ход нагайки. Оценивая события, С.Ю. Витте отмечал, что власти должны были вмешаться, беспорядки проходили на улице, но полиция не предприняла никаких предупредительных мер, прямо начав с мер насильственных, избиения студентов.
К питерским университетским студентам присоединились студенты и слушатели других учебных заведений. Прекратились занятия в Военно-медицинской академии, в Технологическом, Горном, Лесном, Электротехническом институтах. Студенческие волнения имели место также в Киеве, Харькове, Риге. В Москве руководство университета исключило 170 студентов. После совещания И.Л. Горемыкина, Н.П. Бо-голепова и С.Ю. Витте 20 февраля 1899 г. Николай II поручил П.С. Ванновско-му «произвести всестороннее расследование причин и обстоятельств беспорядков, начавшихся 8 февраля в императорском С.-Петербургском университете и затем распространившемся на некоторые другие учебные заведения» [5].
П.С. Ванновский занял в расследовании трезвую и последовательную позицию. Он отрицал сознательную политическую подоплеку в действиях студентов и в событиях февраля 1899 г., в большей степени признал виновной полицию, «своими неуместными и недостаточно обдуманными распоряжениями искусственно создававшую толпу, которая вовсе не имела намерения собираться» [4, с. 61-63]. Последовали взыскания, в основном в отношении второстепенных полицейских чиновников. К сожалению, объективное рассмотрение дела тормозилось придворными интригами и соперничеством И.Л. Горемыкина и С.Ю. Витте. Под влиянием Горемыкина Николай II холодно принял доклад П.С. Ванновского [2, с. 245], хотя именно материалы его комиссии составили основу правительственного сообщения в июне 1899 г. Уже в докладе содержалась идея учреждения курсовых старост у студентов и курсовых сходок «с точным определением пределов их ведения» [4, с. 68].
В середине 1899 г. на особом совещании в Министерстве народного просвещения обсуждались материалы расследования генерал-адъютанта Ван-новского. На одном из совещаний возникла идея отдавать студентов, принимавших участие в беспорядках, в солдаты. Совещание эту меру отклонило; тем не менее, 29 июля 1899 г. были изданы Временные правила об отбывании воинской повинности в виде наказания воспитанниками высших учебных заведений, исключаемыми за коллективные беспорядки. В начале 1901 г. правительство эту меру применило. Важно подчеркнуть, что в выработке этих решений принимал участие П.С. Ваннов-ский.
24 марта 1901 г., после убийства Н.П. Боголепова, П.С. Ванновский был назначен министром народного просвещения. В рескрипте Николай II отме-
чал, что сам займется устройством российского образования, взяв Ваннов-ского в помощники [6, с. 701]. Разумеется, это были благие пожелания... По оценке историка С.С. Ольденбурга, Николай II, назначая П.С. Ванновско-го, «не переоценивал могущество революционных сил и желал бороться с ними не только одними репрессиями» [7, с. 151]. В обществе само имя Ван-новского после его участия в разбирательстве студенческих беспорядков стало символом примирительного отношения к студентам. Правые газеты отмечали в Ванновском человека военной дисциплины, либералы питали более обоснованное удовлетворение.
Оценивая назначение, С.Ю. Витте отмечал, что, с одной стороны, по своей службе Ванновский был известен как человек крайне консервативных воззрений, но который, с другой стороны, уже имел представление и об учебном процессе, и о проблемах учебных заведений, профессоров и студентов [8, с. 200]. Генерал, которому исполнилось 78 лет, продолжал питать симпатии к студентам и верил, что с ними можно поладить добром. «Временные правила» об отдаче студентов в солдаты после убийства Н.П. Бого-лепова фактически были отменены. Одним из первых мероприятий П.С. Ванновского стало разрешение студенческой сходки в Петербургском университете, которая прошла 9 апреля абсолютно мирно.
Под руководством П.С. Ванновско-го министерство начало проводить новую для себя политику «умиротворения». «Это была попытка, - замечал С.С. Ольденбург, - излечить высшую школу, выделяя чисто политические причины беспорядков и, по мере возможности, устраняя все остальные причины» [7, с. 151]. Невозможно полностью прекратить пропаганду среди студенчества, но вполне возмож-
но сделать студенчество менее к ней восприимчивым.
Главным содержанием работы при П.С. Ванновском стала разработка планов преобразования средних учебных заведений и университетов. В частности, межведомственная комиссия разработала проект нового университетского устава, который должен был сменить устав 1884 г. [9].
В апреле 1901 г. советам университетов и соответствующим коллегиям в других учебных заведениях через попечителей учебных округов было предложено высказать свои соображения о желательных изменениях в уставах и штатах и представить мотивированные ответы на ряд поставленных министерством вопросов. Поступившие отзывы, при всем разнообразии мнений, сходились на необходимости вернуться к началам университетской автономии и узаконить студенческие организации.
В статье, написанной в 1904 г., проф. В.И. Вернадский отмечал: «В течение года в эпоху Ванновского советы всех университетов, профессора диаметрально противоположных политических мнений подвергли критике университетские порядки, выработали проекты нового университетского устройства. В этих обсуждениях на многолюдных советах находились лишь единичные голоса, которые считали возможными частные поправки к уставу 1884 г., подавляющее большинство решительно указывало на пагубное его значение для развития университетской жизни, безусловно высказывалось против принципов, положенных в его основу. К этому пришли советы всех университетов, то же проводилось в петербургской комиссии выборными их делегатами. Но все труды советов, отдельных профессоров и комиссии Ванновского были положены под сукно, затерялись в петербургских канце-
ляриях, начали покрываться пылью забвения» [10, с. 28].
Поступившие предложения были объединены в систематический свод, и в августе 1901 г. было созвано совещание с участием обер-прокурора Синода, министров: военного, финансов, внутренних дел, земледелия, юстиции и путей сообщения. Совещание сочло необходимым установить в высших учебных заведениях одинаковый распорядок в том смысле, что разрешенное в одном не считалось бы запрещенным и тем более караемым в другом. Были обсуждены также вопросы об организации студенческих учреждений и о правилах для совместных действий учебного начальства, полиции и войсковых частей при прекращении студенческих беспорядков [6, с. 701]. В 1901/02 уч. г. были введены Временные правила о студенческих организациях по курсам и факультетам [11, с. 172].
В 1901 г. была снижена норма приема в вузы евреев, в том же году воспрещен прием в университеты лиц, окончивших гимназии в окраинных учебных округах.
В декабре 1901 г. под председательством товарища министра Г.Э. Зенгера начала работу комиссия по вопросу о сосредоточении дел по проступкам студентов в особых профессорских дисциплинарных судах.
Циркуляром 11 января 1902 г. по поводу отмеченного министерством ослабления деятельности университетской инспекции была усилена деятельность последних по выявлению студентов, участвовавших в «беспорядках», а попечителям учебных округов строго указано на печальные последствия фактического упразднения этих инспекций в случае массовых беспорядков.
Следует признать, что попытка общего пересмотра университетских уставов, предпринятая при П.С. Ваннов-ском, оказалась неудачной. Судя по
всему, время радикальных перемен еще не пришло.
Серьезной проблемой на рубеже ХХ в. стала нехватка профессоров. Хотя были отпущены дополнительные кредиты, министерство вынуждено было отказывать значительному числу лиц в оставлении при университете и в научных командировках. По распоряжению П.С. Ванновского университетами был объявлен конкурс на соискание вакантных кафедр, причем за недостатком полноправных кандидатов министр испросил Высочайшего соизволения допускать к конкурсу и лиц, имеющих степень магистра, с тем, чтобы они назначались лишь исполняющими должность экстраординарных профессоров и давали обязательство в течение трех лет приобрести степень доктора.
Одновременно велась активная работа по преобразованию школы. Вопрос о начальной и средней школе в России стоял крайне остро. Так, по статистическим сведениям лишь 1/3 детей школьного возраста обучалась в начальной школе, вновь открываемые заведения моментально переполнялись учащимися [6, с.725].
В мае 1901 г. была образована комиссия из представителей важнейших министерств, попечителей учебных округов, профессоров университетов, директоров и преподавателей гимназий. Был составлен проект Положения о средней образовательной школе. Руководил комиссией и вел всю непосредственную работу товарищ министра И.В. Мещанинов. Комиссия провела 8 заседаний и выработала «Основные положения устройства общеобразовательной средней школы».
Примечательно, что комиссия в проекте о реформе средней школы предлагала установить в России единый тип государственной средней школы, уменьшить количество часов на латынь
и греческий язык при увеличении курса русской истории, которому придавалось воспитательное значение. Безусловно, достойное место отводилось Закону Божьему. Предусматривалось профильное обучение в старших классах: часть учащихся могла глубоко изучать дополнительный курс естествознания и искусства, другая часть -латинский язык. Греческий язык допускался в качестве факультативного, в зависимости от финансовых возможностей учебного заведения и количества желающих его освоить. Особое внимание уделялось физическим упражнениям, гимнастике, подвижным играм. Были разработаны также правила приема в высшие учебные заведения, которые предусматривали для лиц, изучавших оба древних языка, прием без экзаменов во все университеты, изучавшие только латинский язык - на историко-филологические и богословский факультеты в Юрьевском университете. Наконец, для абитуриентов, не изучавших ни одного древнего языка, правила приема должны были составить факультеты университетов с последующим утверждением министром. Правила приема в высшие учебные заведения других министерств и ведомств должны были определяться уставами самих вузов.
В ожидании законодательного утверждения реформы началось ее применение в экспериментальном порядке. В виде временной меры, на один год, в мужских гимназиях и прогимназиях было значительно сокращено количество уроков латинского языка и увеличены часы на русский язык, географию и историю. Соответствующие изменения были сделаны и в учебных планах реальных училищ. В течение учебного года собирались отзывы попечительских и педагогических советов, поступали заключения на проект реформы из министерств и ведомств.
К весне 1902 г. проект был готов к внесению в Государственный совет, но отставка Ванновского прервала намеченный ход событий. Так же нереализованными остались и многочисленные проекты по реформе начальной школы.
Годом ранее еще одна комиссия занималась планом развития и реорганизации средних и низших технических училищ. Был выработан проект, вводивший новую для России классификацию технических учебных заведений, который также не был реализован.
Видный государственный деятель эпохи В.И. Гурко писал: «На этой должности Ванновский, как известно, ограничился провозглашением нелепой по существу, но оправдывавшейся характером предшествующей деятельности министерства, «эры любви» в школьном деле. Военный по недоразумению, он был, однако, хорошим организатором военного хозяйства, с педагогикой имел мало общего, хотя некогда и работал в области военного образования» [12, с. 101].
Вскоре после назначения министром внутренних дел В.К. Плеве Ван-новский вынужден был задуматься о своей отставке. При всем своем консерватизме он, военный человек до мозга костей, не мог ужиться с Плеве, поскольку видел, что симпатии Николая II всегда оказывались на его стороне. 11 апреля 1902 г. последовала отставка Ванновского.
Как военный человек, бывший министр тяжело переживал поражения на начавшейся японской войне. Он застал еще трагическую гибель крейсера «Варяг». Ванновский утверждал, что никаких объективных причин для пораже-
ния нет, Россия имеет огромную и хорошую армию, но, по его мнению, патриотизм отсутствует, дисциплина в армейских кругах ниже всякой критики [2, с.375].
П.С. Ванновский скончался 16 февраля 1904 г. в Петербурге.
Литература
1. Мещерский В.П. Воспоминания. - М.,
2001.
2. Богданович А.В. Три последних самодер-
жца. - М., 1990.
3. Шохоль К..Р. Высшее женское образова-
ние в России. - СПб., 1910.
4. Доклад П.С. Ванновского о студенческих
беспорядках 1899 г. - СПб., 1906.
5. Правительственный вестник. - № 111,
25 мая 1899.
6. Рождественский С.В. Исторический об-
зор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 гг. - СПб., 1902.
7. Ольденбург С.С. Царствование импера-
тора Николая II. - М., 1992.
8. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 тт. - Т.
2. М., 1960.
9. Труды Высочайше учрежденной комис-
сии по преобразованию высших учебных заведений. Вып. 1-5. - СПб., 1903.
10. ВернадскийВ.И. Публицистические статьи. - М., 1995.
11. Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях Министерства народного просвещения от 22.12.1901. // ЖМНП.-1902.- № 2 (февраль), официальный отдел.
12. Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. - М., 2000.