Научная статья на тему 'Реформирование системы образования в начале XX века'

Реформирование системы образования в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5195
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИНИСТЕРСКИЕ АКТЫ / УСТАВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / УЧИЛИЩНЫЕ СОВЕТЫ / МИНИСТЕРСКИЕ ЦИРКУЛЯРЫ / РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ТЕНДЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гриневич Ирина Марияновна

Статья посвящена проблеме формирования механизмов выработки и принятия законодательных актов для развития российского образования в начале XX столетия. На основе анализа документы министерства народного просвещения автор прослеживает развитие демократических тенденций в данном вопросе, показывает влияние общества на принятие значимых для развития школы нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы образования в начале XX века»

РАЗДЕЛ VI ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.05

Гриневич Ирина Марияновна

Начальник научно-методического отдела, Ставропольский ЙПКР03 Оіт-ОЯ@уагк1ех,т. Ставрополь

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ

XX ВЕКА

Grinevich Irina Maryanovna

The competitor of chair The North Caucasian social institute, [email protected] Stavropol

REFORMING THE EDUCATION SYSTEM IN THE EARLY 20™ CENTURY

Конец XIX - начало XX в. - время интенсивного поиска в области более эффективного развития правового регулирования российского образования. «Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и обще ствен н о-пед агогиче ские объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений», — указывают авторы «Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - начала XX в.» [1].

Правовое регулирование в области начального образования строилось на основе предложенной в середине 90-х годов К.П. Победоносцевым теоретической концепции просвещения народа.[2, с. 101]. Идеалом народной школы для него была церковно-приходская школа, где учащиеся приобретали минимум элементарных знаний, но зато глубоко впитывали уважение к Богу, любовь к Отечеству и почитание своих родителей» [3, с. 49]. Церковно-приходская школа, способствовавшая воспитанию верноподданного населения, противопоставлялась им земской школе, дававшей народу знания, которые не могли быть применены на практике и являвшейся рассадником «вольнодумия».

По инициативе и при активном участии К.П. Победоносцева в 80-х

- 90-х годах XIX века была проведена большая работа по совершенствованию деятельности церковно-приходских школ. В сентябре 1882 года при Священном синоде была создана специальная комиссия «для разработки вопроса об обеспечении за духовенством главенствующей роли в деле народного просвещения», в 1884 г. составившая «Правила о церковно-приходских школах». В 1891 г. в ведение церкви были переданы так называемые «школы грамоты». В феврале 1896 г. утверждается «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного

исповедания и штата Училищного совета при Святейшем синоде» и вводится стройная система руководства сетью церковных школ. Указанные процессы проходили на фоне увеличения количества церковных школ и роста числа учащихся.

На рубеже столетий некоторые земства приступили к реализации программы всеобщего обучения. Стремясь взять этот процесс под контроль, Министерство народного просвещения, во-первых, предложило земствам в обмен на субсидию для увеличения числа школ отказаться от права выбора кандидатов на учительские места, и, во-вторых, разработало инструкцию училищным советам, в соответствии с которым земства были ограничены в правах на расходование средств на образование [4]. Проект инструкции был вынесен на обсуждение съезда инспекторов, директоров народных училищ и представителей училищных советов Московского учебного округа, но был отвергнут [5, с. 190]. По инициативе Министерства в 1900 г. принимается закон, в соответствии с которым земства имели право увеличивать свой бюджет на образование не более чем на 3%. «Земство, доведшее школьный бюджет до 100000 рублей в год, могло ежегодно увеличивать его на 3000 р., т.е. могло открывать от 5 до 6 новых школ; земство, ассигновка которого на школы выражалась цифрой 10000 рублей, не могло открывать даже одной школы в год».

Остановив, таким образом, земские устремления к всеобщему обучению, Министерство народного просвещения активизировало работу по составлению своего проекта закона.

На рубеже XIX - XX вв. 57% населения составляли представители коренных народов империи, в отношении большинства из которых правительство проводило политику русификации. В связи с этим особое направление составляло нормативно-правовое регулирование школьного дела среди народов окраинных территорий Российской империи. .

К началу XX века была сформирована учитывающая местные условия нормативно-правовая образовательная база для окраинных территорий. Кроме министерских актов, она включала в себя распоряжения попечителей учебных округов, уставные документы для различных типов школ, уставы отдельных учебных заведений и в целом обеспечивала развитие образования коренных народов [7]. Разнообразие типов народных школ, подчиненных различным министерствам и ведомствам, выдвинуло на повестку дня проблему координации их деятельности в учебном отношении. В интересах этого в 1897 г. Министерством были выработаны «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных школах». После принятия программ для низших училищ аналогичная работа была начата в отношении высших училищ. Однако из-за русско-японской войны и революционных событий 1905 — 1907 гг. разработка общих программ продвигалась крайне медленно.

В 1906 г. министерство приступило к разработке проекта организации всеобщего обучения и 20 февраля 1907 г. его основные положения были

внесены в II Государственную Думу [8, с. 195-196]. В Государственной Думе проекты приняли форму двух документов: «Закона о введении всеобщего обучения» и «Правил о школьных сетях и расходовании кредитов на всеобщее обучение» [9, с. 197-198]. Однако II Дума была распущена, не успев рассмотреть указанных законодательных предложений, и только III Дума в 1908 году их утвердила.

В обстановке острой политической борьбы в 1909 r. III Государственной Думой были рассмотрены законопроект Министерства народного просвещения о начальных училищах, проекты октябриста В.К. фон-Антрепа и лиги народного образования (Г.А. Фальборка) о народном образовании.

Министерский проект представлял собой «своеобразную декларацию принципов, на которых должно строиться в будущем школьное дело в России» [10, с. 206]. Проект предполагал отмену всех названий училищ и предлагал объединить их под одним названием — «начальные училища»; упразднял звания почетных смотрителей, попечителей и попечительниц училищ; все частные учебные заведения предполагалось подчинить инспекции народных училищ и училищным советам. Указанный проект являлся шагом вперед по сравнению с Положением 1874 г., прежде всего, менявшего порядок управления училищами, где четко были разграничены сферы деятельности.

Практически неизменным оставалась до начала XX столетия средняя школа. Рассматривая гимназии как подготовительное к университетам и одновременно как нежелательное для народных масс учебное заведение, правительство посредством классической направленности подготовки и экономических рычагов сохраняло их сословный характер.

Доминирующей оставалась установка Министра народного образования Д.А. Толстого (1866 - 1880): «Если всегда русское дворянство стояло во главе просвещения в России, то в настоящее время, при великих внутренних преобразованиях и дабы быть в уровень с ними, дворянство должно стоять не ниже, а выше других сословий по своему образованию».

К концу XIX века в обществе постепенно сформировалось осознание несоответствия деятельности средней школы потребностям реальной педагогической практики.

Проведенный в 1899 году опрос профессоров Московского университета и Высшего технического училища выявил несоответствие подготовки выпускников средней школы, и особенно гимназистов, предъявляемым вузами требованиям. Среди характерных недостатков назывались: неспособность к обобщениям, к самостоятельным занятиям без руководителя, неумение пользоваться литературным материалом, отсутствие навыков наблюдения и анализа наблюдаемого, отсутствие любознательности, интереса к науке, недобросовестность, слабо развитое чувство долга и другие.

Министерство народного просвещения было вынуждено в конце 90-х годов приступить к поиску путей приведения ее в соответствие с требованиями жизни. 8 июля 1899 г. была создана министерская комиссия для

устранения недостатков в средней школе. Особым циркуляром были установлены нормы студентов для каждого университета, определены меры, ограничивающие поступление в столичные университеты молодежи, получившей образование в периферийных учебных заведениях. Параллельно была развернута деятельность по усилению контроля за внутренней жизнью университетов, значительно ущемляющего их самостоятельность.

29 июля 1899 г. были приняты «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемые из сих заведений за учинение скопом недостатков». Их применение привело к отдаче в солдаты 183 студентов и стоило жизни министру народного просвещения Н.Г1. Боголепову, смертельно раненому студентом П.В. Карповичем 14 февраля 1901 г.

Назначенный на место Боголепова бывший Военный министр П.С. Ванновский попытался привнести армейские порядки в сферу образования. К лету 1901 года был разработан проект средней общеобразовательной школы с дифференциацией образования, начиная с 4 класса. Предполагалось введение в старших классах наряду с общими предметами дополнительных курсов естествоведения и графических искусств. В другом варианте, отводимое на изучение указанных предметов время отдавалось латинскому языку. Преподавание греческого язьжа становилось необязательным. Правом поступления на все факультеты университетов наделялись только выпускники гимназий с двумя древними языками. Для изучающих один латинский язык при поступлении на историко-филологические факультеты предполагалась сдача дополнительного экзамена по греческому языку. Прием в университеты выпускников школ, в которых не было классических языков, предполагалось проводить на основании специальных правил и программ.

Опубликование проекта вызвало неоднозначную реакцию педагогической общественности. Идеи Ванновского поддержали либеральные педагоги, тогда как консерваторы были настроены допускать в университеты лишь лиц, окончивших гимназии с двумя древними языками. На специальном совещании 13 декабря 1901 г. Николай II выказал недовольство Банковскому по поводу студенческих беспорядков, обвинил его в либерализме. В своем рескрипте император предложил временно закрыть те заведения, где будут происходить беспорядки, и в конечном итоге отверг проект. На посту Министра Народного просвещения Ванновского сменил Г.Э. Зенгер (1902- 1904).

Следующий проект модернизации среднего образования разрабатывал В.П. Мещерский. Суть его состояла в укреплении сословной направленности образования. Будущее устройство школы выглядело следующим образом: низшая школа с законченным курсом образования; средняя школа нескольких типов с законченным курсом образования без права поступления в университет; средняя школа с подготовительным для университета курсом1. Каждый из типов школ предназначался соответствующим сослови-

1 Записки Николая II о народном образовании // Былое. - 1918. - №2,- С. 62.

254

ям, На усиление сословной направленности были направлены и введенные в 1903 году новые правила приема в высшие учебные заведения, согласно которым, окончившие средние учебные заведения представляли приемным комиссиям выписки из кондуитов за три последние годы обучения, позволяющие отобрать в число студентов наиболее благонадежных выпускников.

В течение второй половины 1905 г. было принято несколько документов, регламентирующих отдельные вопросы в деятельности школы. В ноябре министром Народного просвещения был назначен граф И,И. Толстой (1905 - 1906), предпринявший ряд мер к оздоровлению обстановки в сфере образования, был упразднен контроль за внеклассным чтением, и упрощены правила приема в дополнительные классы женских гимназий. 22 декабря принимается решение об освобождении от выпускных экзаменов по греческому языку экстернов и выпускников гимназий, в которых греческий язык не относился к числу обязательных предметов и т.п.

Подтверждением этому являлся циркуляр И.И. Толстого «О мерах, могущих обеспечить правильный ход занятий в средней школе» от 9 января 1906 г. об увольнении со службы и отдаче под суд «за нарушение необходимой в учебных заведениях дисциплины, порицание и недоверие к учебному начальству» группы педагогов 1-го С.-Петербургского реального училища, выказавших недоверие директору Пашковскому и инспектору Масальскому [11, с. 57].

Под влиянием: революционных событий 1905 -1907 годов наблюдался подъем общественно-педагогического движения, явившийся катализатором развития педагогической мысли страны в последующее десятилетие. Ранее разрозненные педагогические общества стали объединяться во влиятельные союзы. 7 июня состоялись первый, 26 декабря 1905 г. второй и в июне 1906 г. третий съезды Всероссийского союза учителей и работников образования. В феврале 1906 г. работал Всероссийский съезд учителей и деятелей средней школы. В январе 1907 г. прошла конференция Всероссийского училищного союза. Новой формой стали союзы учителей и педагогов, что свидетельствовало о крушении искусственно возведенных барьеров между школой и семьей и об активизации педагогического творчества масс. Важнейшим событием в культурной жизни страны явилось создание в марте 1906 г. Лиги образования. Во всех названных и других объединениях поднималась проблема реформирования народного образования.

В противовес педагогической общественности правительство предпринимало свои меры. После опубликования Манифеста от 3 июля о роспуске Государственной думы второго созыва, рассеявшего либеральнодемократические иллюзии общества, уже 7 июля увидел свет министерский циркуляр «Об улучшении общей постановки учебно-воспитательного дела», обязывающий школьную администрацию установить в учебных заведениях порядки, исключающие всякое проявление свободомыслия среди учащихся.

Ряд министерских циркуляров был направлен на восстановление в школе дореволюционных порядков. 14 июня 1908 г. был введен запрет на

деятельность студенческого представительства в университетах. В мае того же года был отменен льготный прием в университеты выпускников семинарий, для которых были введены дополнительные экзамены по математике, физике и одному из иностранных языков; узаконен запрет на допуск в высшие учебные заведения женщин на правах слушательниц. По инициативе А.Н. Шварца в августе 1909 г. были восстановлены процентные нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения.

Из регулирующих учебный процесс в средней школе документов заслуживают внимания разработанные иод руководством А.Н. Шварца проекты «Положения о гимназиях Министерства народного просвещения» и «Положения о приготовительных училищах Министерства народного просвещения».Указанные документы отражали деятельность Министерства по поиску путей вывода школы из создавшегося положения и являлись реакцией на непопулярность классических гимназий в обществе. Шварц предлагал объединить гимназии и реальные училища в одну образовательную группу с общими программами двух первых классов по ряду предметов с последующей дифференциацией обучения, а также организацию трехлетних приготовительных училищ. Особое внимание было уделено проблемам женского гимназического образования, и, в частности вопросу замены женских прогимназий высшими женскими народными училищами, а также возможности приема девушек на вакантные места в мужские гимназии.

Последняя в истории дореволюционной школы попытка реформирования среднего образования была предпринята в годы первой мировой войны. Традиционно наша средняя школа ориентировалась на немецкую классической гимназию. «Критики подчеркивали, - отмечает Р.Б. Вендров-ская, - что русская школа не носит национального характера и поэтому не воспитывает молодежь в духе патриотизма» [12, с. 22]. Правительство, особенно в военное время, не могло игнорировать данное положение. Идеологом реформирования выступил Министр народного просвещения граф П.Н. Игнатьев (1915 - 1916). По его мнению, воспитание в подрастающем поколении национального сознания и чувства любви к Отечеству должно было стать одной из главных задач современной школы. Школа должна была стать национальной, «самодавлеющей», т.е. дающей общее образование и не имеющей непосредственной целью подготовку в высшие учебные заведения. Впервые целью среднего образования объявлялось развитие всех способностей молодых людей, приобретение ими необходимых сведений и навыков для дальнейшей практической деятельности. Не менее важной целью школы провозглашалось создание «здорового патриотизма», сознательной любви к Родине, и желание служить на её благо [13, с. 328-330].

Программа предусматривала деление предметов на образовательные (русский язык, математика, иностранные языки, география, отечественная и мировая история, словесность, естествознание, физика, химия), и воспитательные (рисование, черчение, физкультура практические занятия по фи-

зике, химии и естествознанию). Из состава общего образования исключались древние языки, освобождая часы для других предметов.

При отборе учебного материала и распределении его по классам учитывались возрастные особенности учащихся, были сделаны попытки приблизить учебный материал к жизни, исключить второстепенные детали. В интересах развития инициативы и самодеятельности разработчики программ акцентировали внимание на развитии самостоятельности и активности учащихся, на необходимости использования разнообразных методов преподавания. К сожалению, война, а затем и революции помешали воплотить задуманное в жизнь, и прекрасные, по отзывам специалистов, идеи остались нереализованными.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - начала XX века // Школа и педагогическая мысль России второй половины XIX века-начала XX в. (1861-1917) [Текст]. - М.: Педагогика, 1990.

2. Чехов, Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. - С. 97-101.

3. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы российского образования.

- М.: Просвещение, 2005. - С. 49.

4. Данная инструкция должна была дополнить министерское положение 1874 года.

5. Чехов, Н.В. Народное образование в России. - С. 190.

6. Там же.-С. 192-193.

7. Устав горских школ от 20.10.1859 г.,

8. Латыгаина, Д.И. История педагогики, 1998. - С. 195-196.

9. Чехов, Н.В. Народное образование в России. - С. 197 -I 98.

10. Чехов, Н.В. Народное образование в России. - С. 206.

11. Г.Р. Кто сеет смуту но ведомству народного просвещения? // Вестник воспитания. - 1906. - 1. - С. 57.

12.Вендровская, Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 годов и преподавание истории [Текст] / Р.Б. Вендровская // Преподавание истории в школе. — 1995. — №4,-С. 22.

13. См.: Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. - Пг., 1915. - С. 328 - 330,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.