Научная статья на тему 'Роль земской и городской реформы 18641870 гг. В организации доступного школьного образования'

Роль земской и городской реформы 18641870 гг. В организации доступного школьного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2558
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / AUTHORITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENTS / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / COMPETENCES OF LOCAL GOVERNMENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА / ZEMSTVO REFORM / ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА / URBAN REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович, Звягольский Андрей Юрьевич

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стали земская и городская реформы, давшие старт «народному образованию». В уставных документах образовательных учреждений, которые стали активно приниматься во второй половине Х1Х в., ряд вопросов связан с деятельностью местного самоуправления в области образования. В начале XX в. в России в силу возросших требований к школе ведущим типом начальной земской школы стала четырехгодичная, с двумя и более учителями. Земские учреждения сыграли существенную роль, став организаторами и координаторами школьного строительства. Так, в Московской губернии начало своей деятельности новые составы губернского земского собрания (1906 г.) и уездных собраний ознаменовали введением ряда прогрессивных идей и начинаний. Более характерным для Московского земства в это время являлось широкое развертывание деятельности по развитию народного образования в рамках строгой умеренности без оппозиционных требований при поддержке правительства. Можно утверждать, что именно с 1908 г. правительство, убедившись в лояльности земства, поручило ему организацию всеобщего обучения, выделив специально на эти цели кредиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович, Звягольский Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ZEMSTVO AND URBAN REFORM OF 1864-1870 IN ORGANIZATION OF ACCESSIBLE SCHOOL EDUCATION

The most important role in the development of local self-government belonged to the zemstvo and urban reforms which launched "national education". Statutory documents of educational institutions, which were actively adopted in the second half of the XX century, included a number of issues related to the activities of local self-governments in the field of education. In early XX century, due to increased requirements to schools, the leading type of zemstvo elementary school in Russia became a four-year school with two or more teachers. Zemstvo institutions played a significant role; they became organizers and coordinators of school construction. Thus, in Moscow province the new delegates of the province Zemstvo Assembly (1906) and uyezd (district) assemblies started their work with introduction of a number of progressive ideas and initiatives. Moscow Zemstvo at that time implemented intensive activity enhancing the development of public education without oppositional demands, with the support of the government. It can be stated that since 1908 the government, seeing the loyalty of Zemstvo, entrusted it with the task of organizing the overall public education and allocated loans for this purpose.

Текст научной работы на тему «Роль земской и городской реформы 18641870 гг. В организации доступного школьного образования»

УДК 94

ЭФРИКЯН Рубен Альбертович, кандидат юридических наук, доцент

ЗВЯГОЛЬСКИЙ Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, профессор

РОЛЬ ЗЕМСКОЙ И ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ 1864-1870 ГГ. В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стали земская и городская реформы, давшие старт «народному образованию». В уставных документах образовательных учреждений, которые стали активно приниматься во второй половине Х1Х в., ряд вопросов связан с деятельностью местного самоуправления в области образования. В начале XX в. в России в силу возросших требований к школе ведущим типом начальной земской школы стала четырехгодичная, с двумя и более учителями. Земские учреждения сыграли существенную роль, став организаторами и координаторами школьного строительства. Так, в Московской губернии начало своей деятельности новые составы губернского земского собрания (1906 г.) и уездных собраний ознаменовали введением ряда прогрессивных идей и начинаний. Более характерным для Московского земства в это время являлось широкое развертывание деятельности по развитию народного образования в рамках строгой умеренности без оппозиционных требований при поддержке правительства. Можно утверждать, что именно с 1908 г. правительство, убедившись в лояльности земства, поручило ему организацию всеобщего обучения, выделив специально на эти цели кредиты.

Ключевые слова: компетенция органов местной власти; полномочия органов местного самоуправления; образование; земская реформа; городская реформа.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.180-184

EFRIKYAN Ruben Alibertovich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor

ZVYAGOLISKY Andrey Yurievich, Doctor of Historical Sciences, Professor

THE ROLE OF ZEMSTVO AND URBAN REFORM OF 1864-1870 IN ORGANIZATION OF ACCESSIBLE SCHOOL EDUCATION

The most important role in the development of local self-government belonged to the zemstvo and urban reforms which launched "national education". Statutory documents of educational institutions, which were actively adopted in the second half of the XX century, included a number of issues related to the activities of local self-governments in the field of education. In early XX century, due to increased requirements to schools, the leading type of zemstvo elementary school in Russia became a four-year school with two or more teachers. Zemstvo institutions played a significant role; they became organizers and coordinators of school construction. Thus, in Moscow province the new delegates of the province Zemstvo Assembly (1906) and uyezd (district) assemblies started their work with introduction of a number of progressive ideas and initiatives. Moscow Zemstvo at that time implemented intensive activity enhancing the development of public education without oppositional demands, with the support of the government. It can be stated that since 1908 the government, seeing the loyalty of Zemstvo, entrusted it with the task of organizing the overall public education and allocated loans for this purpose.

Keywords: competences of local governments; authorities of local self-governments; education; zemstvo reform; urban reform.

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стали земская и городская реформы. 1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях [1], на которые среди прочих возлагалась задача о «попечении о народном образовании». 16 июня 1870 г. было утверждено Городовое положение [2], где содержалась подобная норма. Обращает на себя внимание, что более подробно законодатель полномочия органов местного самоуправления не определял. Однако в уставных документах образовательных учреждений, которые стали активно приниматься во второй половине Х1Х в., ряд вопросов, связанных с деятельностью местного самоуправления в области образования, все же некоторым образом касался. Так, в Уставе гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 г. [3, с. 52-61] указывалось, что «гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребности народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий ... Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся . Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства или на счет обществ, сословий и частных лиц».

Как видно, уже тогда была взята за основу концепция по взаимным обязательствам как государства, так и местного самоуправления - при явном доминировании государства. В Положении о городских училищах 1872 г. [4, с. 62-67] указывалось: «1. Городские училища имеют целью доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования. 2. Городские училища состоят в главном ведении попечителей учебных округов и в ближайшем заведывании инспекторов народных училищ. 3. Городские училища содержатся или на счет правительства или на счет земства, городских обществ, сословий или частных лиц. 4. Городские училища разделяются на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержимые на их средства городские училища могут быть учреждаемы также в составе пяти или шести

классов. 5. Учреждение городских училищ, содержимых на счет правительства, с тем или другим числом классов (ст. 4), предоставляется ближайшему усмотрению попечителей учебных округов, соответственно местным потребностям и денежным и учебным средствам, и каждый раз с утверждения министра народного просвещения. 6. Городские училища, учреждаемые на счет земства, городских обществ, сословий или частных лиц, открываются с разрешения попечителя учебного округа. Если земство, городские общества, сословия или частные лица пожелают, чтобы учители в открытых ими училищах назначаемы были правительствам по предварительном соглашении с обществами или лицами, дающими средства на содержание заведения, то училища эти пользуются всеми правами подобных заведений, получающих содержание от казны. В противном же случае означенные училища подчиняются общим указаниям о частных учебных заведениях».

Как видно, в городах органы местного самоуправления получали несколько более широкие полномочия в сфере образования, что мы можем объяснить более высоким уровнем развития городских обществ по сравнению с сельскими, и поэтому самоуправляемость была более востребована. Следует заметить, что 70-е гг. Х1Х в. были этапом широкого школьного строительства, увеличения количества обучающихся во всех типах учебных заведений. Так, в конце 70-х гг. все затраты на содержание земских школ и почти 45% расходов на жалованье учителям и учебные пособия падали на сельские общества. Вместе с тем, согласно Положению о начальных народных училищах 1874 г., снизилась роль местных органов самоуправления, усилился надзор за школой со стороны духовенства, в функции которого входило наблюдение за преподаванием Закона Божьего и религиозно-нравственным направлением обучения [5].

К концу XIX - началу XX вв. в условиях тяжелого экономического кризиса, роста объема торговли и бурного развития промышленности поднимается вопрос о всеобщем начальном обучении, при котором роль церковно-приходских школ снижалась. В поисках решения этой проблемы активно участвовали уездные и городские земства, разрабатывались местные проекты расширения всеобщего начального образования, создавались специальные комиссии по разработке перспектив развития системы начального образования. В этот период в России действовали различные типы начальных школ Наиболее распространенными были министерские, церковно-приходские, городские начальные училища, земские школы. Последние из них способствовали установлению в России нового типа начальной школы, которая по постановке в ней учебно-воспитательной работы стояла значительно выше других типов начальных школ и в большей степени отвечала интересам широких народных масс. Общественно-государственный характер земской школы способствовал демократизации системы начального обучения. Несмотря на сложность и противоречивость процесса становления земской начальной школы, это был значительный шаг вперед в истории просвещения. В новом типе школы доминировали народные традиции и интересы, на ведущее место выдвигалось воспитание нравственных качеств личности, законопослушание, физическое развитие, трудолюбие с ориентацией на личное крестьянское хозяйство [6, с. 63].

Характерным является пример развития образовательных учреждений, условий обучения и значения местных органов в Токсовской волости Санкт-Петербургской губернии. В 1875 г. земством в Токсовской волости открывается одноклассное финское училище, в котором начинают обучаться дети из поселений: Токсово, Хитталово, Тоскумяги, Б. Киурумяги, Рондолово, Ворокалово, Койвукюля, Гаспари, Кобитолово (Капитолово) и Пурново. Училище размещалось в помещении волостного правления. Преподавание вел местный кистер. Через некоторое время училище перебралось в помещение волостного зернового магазина (амбар). К 1880 г. в Токсовской волости с населением 1 947 муж., 2 081 жен. училось 7 девочек и 31 мальчик. В 1881 г. училище из наемного тесного помещения перешло в собственный дом, специально выстроенный на средства волости. «Класс и квартира учителя удобны и в санитарном отношении удовлетворительны. При училище небольшой огород. В ночлежном приюте постоянно находится до 20-ти учащихся; харчи свои. Содержится училище на средства земства (жалование учителю, освещение, учеб. пособия) и крестьян. Пение и ручной (по шведской системе) труд преподаются учителем. Попечителем с этого года состоит земский начальник П.И. Войнилович» -из Статистического сборника по С-Петербургской губернии 1894 г. [7]. В 1885 г. в Токсовской волости на 100 жителей грамотных приходилось 2,1 мужчин и 0,9 женщин; учащихся из 100 детей школьного возраста: мальчиков - 6,1, девочек - 2,2. С 1907 г. училище работает на русском языке как двухклассное с русским преподавателем вплоть до 1917 г., потом работают два учителя-финна. К 1915 г. (после постановления в 1907 г. Шлиссельбургской управы о всеобщем начальном образовании) в Токсовской волости открылось еще одно учебное заведение [8].

На рубеже Х1Х-ХХ вв. ситуация в организации школьного образования выглядела не лучшим образом. Об этом свидетельствует, в частности, один из циркуляров Министерства просвещения (подписан министром Боголеповым), в котором указывается: «Со времени введе-

ния в действие уставов гимназий (1871 г.) и реальных училищ (1872 г.) прошло уже около 29 лет; за этот период времени, с одной стороны, в большей степени выяснились взгляды на цели и методы преподавания предметов в среднеучебных заведениях, равно как и учебная литература обогатилась новыми, лучше приноровленными к потребностям учащегося юношества трудами, с другой же стороны, обнаружились и некоторые недостатки, на которые слышатся жалобы среди педагогов и родителей учащихся в сих заведениях. Указывают, напр., на отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы, на невнимание к личным особенностям учащихся и пренебрежение воспитанием нравственным и физическим, на нижеследующую специализацию школы с младших классов и чрезмерность ежедневной умственной работы учеников, на недостаточное преподавание русского языка, русской литературы и русской истории и слабое ознакомление с окружающей природой, при излишнем преобладании древних языков, неправильная постановка которых мешает достижению цели классического образования, на недостаточную умственную зрелость оканчивающих курс в гимназиях и реальных училищах, препятствующую успешному ходу их занятий в высших учебных заведениях, и т. п. Хотя в этих жалобах многое преувеличивается, а многое вызывается ошибочным представлением о всесильном значении школы и невниманием к той совокупности жизненных условий, в кои она поставлена, я тем не менее не могу не признать в этих жалобах известной доли справедливости и потому нахожу своевременным воспользоваться как достигнутыми уже успехами в педагогическом деле, так и указаниями многолетнего опыта, чтобы по возможности устранить существующие недостатки средней школы и вообще улучшить и сделать более успешным и более плодотворным наше среднее образование. С этой целью я предполагаю в январе 1900 г. учредить при вверенном мне министерстве особую комиссию под моим председательством из опытных, образованных и даровитых руководителей или преподавателей средне-учебных заведений всех учебных округов, кроме Сибири, и из членов от министерства и главных управлений, имеющих в своих ведомствах высшие и средние учебные заведения, с предоставлением мне права, в случае невозможности почему-либо присутствовать в комиссии, поручить председательство в оной другому лицу, по моему усмотрению, а также приглашать в состав комиссии и других лиц, участие которых будет признано мною полезным. Задачи комиссии будут состоять в том, чтобы - во первых - обсудить всесторонне существующий строй средней школы с целью выяснить его недостатки и указать меры к их устранению при условии сохранения основ классической гимназии и реального училища, как главных типов этой школы в России, и второе -если бы при обсуждении первого вопроса возникли предположения о видоизменении существующих типов или о создании какого-либо нового типа, то подвергнуть рассмотрению и эти предположения, но отдельно от первого вопроса» [9, с. 80].

Тот факт, что в состав комиссии не был предложен официально ни один представитель от органов местного самоуправления, позволяет, наряду с другими обстоятельствами, сделать вывод о том, что роль местного самоуправления в сфере образования была относительно невысокой, если иметь в виду масштаб всей России. Вместе с тем органы местного самоуправления получали определенные полномочия устанавливать свои особенности в общеобразовательных средних заведениях. Так, по проекту Основных положений устройства общеобразовательной средней школы 1901 г. [10, с. 83-84] указывалось: «1. Правительственная общеобразовательная средняя школа должна быть единою, общего типа для всех учебных заведений сего рода. Примечание 1. Средние школы, содержимые на счет городов, земств, обществ, сословий или частных лиц с пособием от правительства, или содержимые на счет казны, но с пособием от названных учреждений и лиц, должны быть типа правительственных школ. Причем, отступления от этого правила могут быть разрешаемы министрам народного просвещения, если будут испрашиваемы в установленном порядке. Примечание 2. Средние школы, содержимые исключительно на средства городов, земств, обществ, сословий или частных лиц, могут отличаться от общего типа под условием особого, в каждом отдельном случае, на то разрешения министра народного просвещения».

В начале XX в. в России в силу возросших требований к школе ведущим типом начальной земской школы стала четырехгодичная, с двумя и более учителями Земские учреждения сыграли существенную роль, став организаторами и координаторами школьного строительства. Так, в Московской губернии начало своей деятельности новые составы губернского земского собрания (1906 г.) и уездных собраний ознаменовали введением ряда прогрессивных идей и начинаний. Более характерным для Московского земства в это время являлось широкое развертывание деятельности по развитию народного образования в рамках строгой умеренности без оппозиционных требований при поддержке правительства. Можно утверждать, что именно с 1908 г. правительство, убедившись в лояльности земства, поручило ему организацию всеобщего обучения, выделив специально на эти цели кредиты. И в 1910 г. Московская городская дума

вынесла специальное решение о переводе всех начальных школ на четырехлетний срок обучения. Разработка программ для четырехгодичных начальных училищ началась 7 ноября 1911 г. и продолжилась до 1912-1913 гг. [6, с. 64]

Губернское земство высоко оценивало основную роль учительства в процессе образования и, пользуясь имеющимися правами, уделяло большое внимание подготовке учителей, их подбору, повышению квалификации и привлечению к обсуждению вопросов народного образования. Повышение уровня образования учителей фактически оказалось задачей уездных земств. Роль губернского земства ограничивалась разработкой некоторых практических мероприятий (лекций, экскурсий и т.д.). Уездные земства проводили мероприятия по повышению квалификации учителей (съезды, совещания, лекции), создавали кружки и педагогические библиотеки. Проявляя заботу об учителе, его материальном и правовом положении, образовательном цензе, Московское земство стремилось поднять на более качественный уровень преподавание в школе, сделать округ одним из ведущих и направляющих центров образования. Земское учительство определяло прогрессивное влияние земских школ как в повседневной практической работе, так и в принципиальной постановке и разработке вопросов народного образования в учительских организациях, на съездах, курсах, совещаниях, комиссиях, созываемых земствами. Земская школа Московской губернии в начале XX в. была самым многочисленным, самым прогрессивным и популярным типом начальной народной школы среди сельского населения [6, с. 64].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. / ПСЗ-2. Т. 34. № 40457.

2. Городовое положение от 16 июня 1870 г. / ПСЗ-2. Т. 15. № 48498.

3. Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 г.: Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. - С. 52-61.

4. Положении о городских училищах 1872 г.: Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. - С. 62-67.

5. Чернега К.А. Школьное образование в дореволюционной России / http://www.r-komitet.ru/vera. 2015.

6. Архипова А.Н. Земские школы Московской губернии и их вклад в просвещение детей // Родник / Сб. научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ по психолого-педагогическим наукам. Вып. 2. -М., 2000. - С. 63.

7. Статистический сборник по С-Петербургской губернии 1894 г., раздел «Положение начального образования в С-Петербургской губернии 1892-1893 гг.». - СПб., 1885.

8. История развития школьного образования в поселке Токсово // http://www.toksov.spb.ru/shkola.htm. 2015.

9. Учреждение комиссии по вопросу об улучшениях в средней школе / Циркуляр министра народного просвещения Боголепова, 1899 г.: Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. - С. 80.

10. Основные положения устройства общеобразовательной средней школы 1901 г. (Проект министра народного просвещения Ванновского): Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. - С. 83-84.

REFERENCES

1. Regulations on provincial and district Zemstvo institutions from January 1, 1864 [Pologenie o gubernskih I uezdnih zemskih uchregeniah 1 yanvarya 1864]/ CCL-2. T. 34. No. 40457. (inRuss.).

2. City regulation of 16 June 1870 [Gorodskoe pologenie 16 iunya 1870] / CCL-2. T. 15. No. 48498. (inRuss.).

3. Charter schools and progymnasium of the Ministry of education 1871 [Ustav gimnaziy I progimnaziy ministerstva narodnogo prosveheniya 1871]: Hrestomatiya po istorii pedagogiki - Readings on the history of pedagogy. Moscow, 1936. pp. 52-61. (inRuss.).

4. Position about municipal schools 1872 [Pologenie o gubernskih uchilishah 1872]: Hrestomatiya po istorii pedagogiki -Readings on the history of pedagogy. Moscow, 1936. pp. 62-67. (inRuss.).

5. Chernega K.A. School education in pre-revolutionary Russia [Shkolnoe obrazovanie v dorevolucionnoy Rossiy]. Available at: http://www.r-komitet.ru/vera. 2015. (inRuss.).

6. Arkhipova A.N. Zemstvo school of the Moscow province and their contribution to the education of children. [Zemskie shkoliy Moskovskoy gubernii I ih vklad v prosvechenie detey]. Rodnik. Sb. nauchno-issledovatelskih rabot MGOPU po psihologo-pedogagicheskim naukam - Sb. research works of graduate students and applicants of the University on the psychological and pedagogical Sciences. Vol. 2. Moscow, 2000. pp. 63. (inRuss.).

7. Statistical Bulletin on St.Petersburg province 1894, section "Situation of primary education in St.Petersburg province, 1892-1893"[Statisticheskiy sbornik S.-Peterburgskoy gubernii 1894, Pologenie o nachalnogo obrazovaniya S.- Peter-burgskoy gubernii 1892-1893]. St.Petersburg, 1885. (inRuss.).

8. The history of development of school education in the village Toksovo [Istoriy razvitiya shkolnogo obrazovaniya v poselke Toksovo]. Available at: http://www.toksov.spb.ru/shkola.htm. 2015. (inRuss.).

9. The establishment of the Commission on the issue of improvements in high school [Uchregdenie komissii po voprosu ob ulucheniyah v sredney shkole] / Cirkulyar ministra narodnogo prosvyasheniy Bogolepova 1899 - Circular of the Minister of education Bogolepov, 1899: Hrestomatiya po istorii pedagogiki - Readings on the history of pedagogy. Moscow, 1936. pp. 80. (inRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.