Научная статья на тему 'Владимир Гаврилович глазов'

Владимир Гаврилович глазов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Гаврилович глазов»

3. Богданович А.В. Три последних самодер-

жца. - М., 1990.

4. Рождественский С.В. Исторический обзор

деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 гг. - СПб., 1902.

5. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 тт. - Т.

2. - М., 1960.

6. Иванов А.Е. Высшая школа России в кон-

це XIX - начале ХХ вв. - М., 1991.

7. Заметки Николая II о народном образо-

вании // Былое. - 1917.- № 2/30.

8. Сервис Р. Ленин. - М., 2002.

9. Ольденбург С.С. Царствование импера-

тора Николая II. - М., 1992.

Владимир Гаврилович Глазов

Владимир Гаврилович Глазов родился 12 сентября 1848 г., происходил из семьи лекаря. Он стал выдающимся государственным и военным деятелем, но ничто не предвещало, что он займет пост министра народного просвещения.

Окончил Константиновский межевой институт [1, с. 63] и 3-е Александровское военное училище (1869). Службу начал поручиком во 2-м гренадерском Ростовском полку. Окончил Академию Генштаба в1876 г.

В.Г. Глазов участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. (старший адъютант штаба 9-й пехотной дивизии 8го армейского корпуса), отличился в сражениях у Систово и на Шипке (в составе отряда генерала Ф.Ф. Радецко-го). В ходе войны был произведен в капитаны, а затем - в подполковники генерального штаба. Во время военных действий сделал ряд записок и зарисовок, одна из которых была использована художником В.В. Верещагиным в качестве сюжета для картины «На Шипке все спокойно»; за участие в войне удостоился орденов Станислава и Владимира с мечами.

С октября 1878 г. В.Г. Глазов - офицер для поручений при штабе 10-го армейского корпуса, с 1881 г. - начальник штаба 10-й кавалерийской диви-

зии, одновременно преподавал в Чугуевском юнкерском училище, позднее становится начальником штаба Кронштадтской крепости. С 1891 г. В.Г. Глазов назначается командиром лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Императорского Величества батальона, с 1893 г. - командиром лейб-гвардии Московского полка. В 1895 - 1899 гг. служил начальником штаба Гвардейского корпуса.

Глубоким увлечением В.Г. Глазова была археология. В конце 1890-х гг. он окончил Петербургский археологический институт с золотой медалью и тут же был избран в почетные члены института. В.Г. Глазов неоднократно участвовал в различных археологических раскопках в Псковской, Гдовской, Ям-бургской губерниях, о чем публиковались научные отчеты [2, 3, 4].

Военной карьере В.Г. Глазова способствовал не только его талант, но и близкое знакомство с великим князем Николаем Николаевичем-младшим, который покровительствовал растущему военачальнику.

В 1899-1901 гг. В.Г. Глазов был назначен начальником штаба Финляндского военного округа. Служа в округе, разделял взгляды и был сторонником политики Н.И. Бобрикова, которая была нацелена на ограничение автоно-

мии Финляндии, уменьшение прав сейма, объединение армии. За спиной Н.И. Бобрикова стояла фигура могущественного министра В.К. Плеве, который поддерживал финляндского генерал-губернатора. Тогда, видимо, Плеве обратил внимание на деятельного и исполнительного начальника штаба. В.Г. Глазов начал издание военно-статистического обозрения Финляндии (оно было закончено лишь в 1904 г., когда Глазов уже был министром народного просвещения).

С июля 1901 г. В.Г. Глазов становится начальником Николаевской академии Генштаба. Здесь ему пришлось много заниматься организацией учебного процесса. Глазов усилил преподавание русского и иностранных языков, ввел курс истории русско-турецкой войны 1877-78 гг., расширил курс истории Отечественной войны 1812 г., упорядочил курс тактики. В.Г. Глазов являлся автором целого ряда работ и учебных пособий по военному делу, например «Пособия при обучении разведчиков», «Конно-саперное дело» и т.п. В любом случае эти вопросы не выходили за привычные пределы компетенции военного.

10 апреля 1904 г. В.Г. Глазов, вопреки собственному желанию, был назначен управляющим Министерством народного просвещения, а 1 августа того же года стал полноправным министром. Он оставил записки, из которых очевидно видна его полная неподготовленность к такому назначению. О готовящемся назначении он узнал еще 15 марта и заметил, что как военный человек готов служить всюду, где пожелает государь, но «у меня решительно нет никаких понятий о деятельности сего министерства» [5, с. 209]. Придворные, в частности, генерал П.П. Гессе, утешали будущего министра тем, что будто у Николая II есть своя программа действий в области образова-

ния, а способности Глазова государю хорошо известны. На уровне слухов высказывалась якобы идея Николая II: «университеты сделать одномастными, вместо того, чтобы собирать под одной крышей четыре факультета» [5, с. 211]. Во всяком случае, ни в беседе с В.Г. Глазовым, ни в документах подобной идеи Николай II никогда не высказывал. Как представляется, для В.Г. Глазова особо важную роль имел разговор с Николаем II накануне назначения, в ходе которого было заявлено: «Прежде всего надо очистить сверху, с профессоров: есть между ними и порядочные люди, но их очень мало» [5, с. 212]. Беспокоила императора проблема подготовки учителей для гимназий: по его словам, из С.-Петербургского университета ежегодно идут учительствовать 8-9 человек - «заведомо мало способные», поскольку все остальные приискали себе более выгодное место. Обсуждали император и будущий министр и реформу средней школы. «Вам надо осмотреться, - напутствовал Николай II, - ознакомиться, а теперь как раз наступает время самое благоприятное». Император был весьма доволен деятельностью товарища министра С.М. Лукьянова, который временно исполнял должность министра. «За последнее время им были приняты некоторые меры по университетам, весьма строгие и решительные, которые мне очень понравились» [5, с. 214]. Подбадривая нового министра, Николай II заявил: «Вы не думайте, что я напал на Вас случайно, я уже давно думаю о Вас... Бояться Вам нечего, я не учился латинскому языку, а дело понимать могу, ведь Вы тоже не учились латыни? Ничего, будете работать хорошо» [5, с. 215].

Думается, не меньшее значение имела для В.Г. Глазова беседа с В.К. Плеве, который, собственно, и предложил его кандидатуру Николаю II. «Положение Вашего министерства, - зая-

вил В.К. Плеве, - конечно, очень тяжелое, тем более что у Государя, по-видимому, еще не выработалась, по крайней мере, так было прежде, более или менее определенная программа» [5, с. 216]. По словам В.К. Плеве, в министерстве хозяйничают две группировки: с одной стороны, князя В.П. Мещерского («Мещерский как человек, собственно говоря, дрянь», - отозвался о нем В.К. Плеве) и генерала П.П. Гессе - с другой. В этих условиях особую важность обретала должность товарища министра, и В.К. Плеве, как и Николай II, советует В.Г. Глазову оставить на этом посту С. М. Лукьянова. За полтора месяца, что он управляет министерством, полагал В.К. Плеве, он принял твердые решения по беспорядкам в Новороссийском университете и относительно профессоров Харьковского университета.

В.Г. Глазов приступил к работе. Назначение профессионального военного, генерала, начальника Академии Генерального штаба вызвало недоумение и среди профессорско-преподавательского состава, и в широких кругах общества. В.Г. Глазов старался внимательнее отнестись к требованиям учащейся молодежи, оградить ее от влияния Министерства внутренних дел, но не имел прочной поддержки ни в высших эшелонах власти, ни в учебных заведениях.

Вновь в повестку дня был поставлен вопрос о новом университетском уставе, работала очередная комиссия, чьи труды также (как при П.С. Ванновском и Г.Э. Зенгере) кончились ничем [6]. Под руководством В.Г. Глазова разрабатывались проекты положений о женских курсах, о подготовительных школах, о частных и общественных школах, о низших школах, о женских учительских семинариях, изучалось положение инородческих школ. Был поставлен вопрос о необходимости сближения

семейного и школьного воспитания. Изучался вопрос о значении пенсионной кассы для народных учителей. По инициативе В.Г. Глазова 7-17 августа 1904 г. был проведен съезд попечителей учебных округов, на котором выработаны проекты новых университетских и гимназических уставов. В связи с начавшейся революцией 1905-1907 гг. они не были осуществлены.

Тем не менее главный документ, касавшийся системы высшего образования, готовился и был принят именно при В.Г. Глазове.

В стране шла революция, бурлили промышленные центры, в деревнях вспыхивали бунты, восстаниями оказалась охваченной даже армия. Под давлением нараставших революционных событий правительство пошло на существенные уступки и изменения в жизни высшей школы. 27 августа 1905 г. были введены «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения» [7] - первые серьезные коррективы университетского устава 1884 г., многие стороны которого вызывали недовольство и профессуры, и самого правительства, обсуждались в печати, в университетских стенах, в частных беседах.

В соответствии с Временными правилами университетскому совету и факультетам предоставлялось право избрать: первому - ректора и его помощника, вторым - деканов и секретарей факультетов. Ректор и его помощник избирались из числа ординарных профессоров, деканы и секретари - из всех профессоров соответствующего факультета. Избранные советом и факультетом лица представлялись в установленном порядке на утверждение.

Заботы о поддержании правильного хода учебной жизни в университете возлагались на совет. «Совету предоставлялось принимать соответствен-

ные меры, действуя в полном составе или через избранную для этой цели комиссию. В том случае, если, несмотря на принятые советом меры, в университете произойдут нарушающие правильное течение академической жизни беспорядки, совету предоставлялось ходатайствовать о приостановлении занятий вполне или частью на более или менее продолжительный срок.»

Указом от 17 октября 1905 г. действие Временных правил распространили на прочие высшие учебные заведения, состоящие в ведомстве Министерств народного просвещения, финансов, внутренних дел, путей сообщения и Главного управления землеустройства и земледелия, предоставив советам этих учебных заведений руководствоваться при избрании директоров, деканов, секретарей и других должностных лиц особыми правилами действовавших положений о каждом высшем учебном заведении.

Общественная жизнь времен министерства В.Г. Глазова отмечена революционными выступлениями студенчества, ростом оппозиционности либеральной профессуры. Университеты оказались в центре революции 19051907 гг. Всеобщая студенческая забастовка стала частью Октябрьской политической стачки, итогом которой явился Манифест 17 октября. После публикации Манифеста В.Г. Глазов, пользовавшийся в общественных кругах репутацией консерватора, ушел с поста министра народного просвещения и вернулся на армейскую службу.

В 1905-1909 гг. В.Г. Глазов служил помощником командующего войсками Московского военного округа и одновременно - командиром 17-го армейского корпуса.

В 1907 г. В.Г. Глазов получил воинс-

кое звание генерала от инфантерии, через два года стал членом Военного Совета при императоре.

В.Г. Глазов занимался различной общественной деятельностью - он был председателем ряда комиссий: Суворовской (сыграл активную роль в открытии музея-памятника А.В. Суворову в Петербурге), по празднованию юбилея Кронштадтской крепости (1904), освобождения Троице-Сергие-вой Лавры от осады польскими войсками (1910), капитуляции Берлина в 1760 г. (1910), Отечественной войны 1812 г. (1912), Лейпцигской битвы (1913.), взятия Парижа русскими войсками (1914.) и др.

В 1907 г. В.Г. Глазов был избран председателем Общества истории и древностей Российских при Московском Университете. С 1908 г. он стал председателем Московского отделения Военно-исторического общества.

В марте 1918 г. уволен из армии по распоряжению НКВД. Умер в 1920 г.

Литература

1. Афанасьев Н.И. Современники. Альбом

биографий. - Т. 1. - СПб., 1909.

2. Глазов В.Г. Отчеты о раскопках, произ-

веденных в Псковской губернии в 1899, 1901, 1902 гг. - СПб., 1903.

3. Отчет о раскопках В.Г. Глазова в 1903 г.

близ дер. Мануйловой Ямбургского уезда. - СПб., 1905.

4. Спицин А.Н. Гдовские курганы в раскоп-

ках В.Г. Глазова. - СПб., 1903.

5. Два разговора (из дневников В.Г. Глазо-

ва) // Дела и дни. - 1920. - Кн. 1.

6. Объяснительная записка к проекту об-

щего устава Императорских Российских университетов. - СПб., 1905.

7. Полное собрание законов Российской

империи, собр. III. Т. 25. № 26692.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.