Научная статья на тему 'ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ: ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ, МАЯ, ИЮНЯ 2021 ГОДА'

ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ: ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ, МАЯ, ИЮНЯ 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ: ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ, МАЯ, ИЮНЯ 2021 ГОДА»

М.Н. Дробышева 107

ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ: ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ, МАЯ, ИЮНЯ 2021 ГОДА

© Дробышева Марина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.ru

Борис Эйфман - Почётный гражданин Санкт-Петербурга

В день рождения Санкт-Петербурга, 27 мая, в Мариинском дворце прошла торжественная церемония вручения знаков отличия «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

Губернатор города Александр Беглов и председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров вручили Борису Эйфма-ну нагрудный знак Почётного гражданина Санкт-Петербурга, диплом и удостоверение. Александр Беглов сказал: «Мы продолжаем красивую традицию Северной столицы торжественно вручать знак "Почётный гражданин Санкт-Петербурга". Во многих городах мира есть такое звание, но Почётный гражданин Санкт-Петербурга - наивысшее, самое дорогое».

Вячеслав Макаров в своём выступлении отметил особый вклад Бориса Эйфмана в воспитание юных артистов, создание балетной школы уникального авторского метода: «Ваша Академия танца - это место для одарённых детей, где, независимо от места рождения и материального положения родителей, учащиеся смогут подняться на вершину мастерства. Это высокая миссия, заслуживающая особого признания».

В этот день были названы и другие петербуржцы, удостоенные почётного звания: академик, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Е.В. Шляхто, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» В.А. Га-рюгин, директор федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии» П.К. Яблонский.

Борис Эйфман - народный артист России и художественный руководитель Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, президент Академии танца Бориса Эйфмана, автор более сорока оригинальных спектаклей, удостоенных премий «Benois de la Danse», «Золотая маска», «Золотой софит». Хореограф, создавший такие балеты, как «Чайковский», «Реквием», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Эффект "Пигмалион"» и др. Главным детищем Эйфмана стало создание в 1977 году авторского, режиссерского, экспериментального театра.

В 2001 году, двадцать лет назад, Б. Эйфман поставил спектакль «Дон Жуан и Мольер», получивший высокую оценку критики. Новая постановка балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» обращена к другому поколению - время диктует свои условия игры, требующие иных форм выражения, новых акцентов в изображении персонажей. Обращаясь к замыслу нового балета, Эйфман рассматривает своего героя с позиции современности. Балетмейстер-философ задаётся вопросом, «где заканчивается сцена, когда весь мир - театр!». Премьера спектакля состоялась на сцене Александрин-ского театра в апреле 2021 года.

Воплощению идеи спектакля способствовали музыкальное оформление, состоящее из сочинений Вольфганга Амадея Моцарта, Гектора Берлиоза, Жана-Батиста Люлли, а также декорации, выполненные художником Вячеславом Окуневым. Эйфман переносит зрителей спектакля сначала в период, когда Мольер странствовал на протяжении тринадцати лет по дорогам Франции с бродячим театром, показывая фарсовые пьесы, и был счастлив вместе с Мадленой и Арман-дой. В этой сцене красиво выстраивается трио в исполнении Марии Абашовой (Мад-лена), Олега Габышева (Мольер) и воспитанницы Академии танца Бориса Эйфмана Есении Анушенковой (Арманда в детстве). Весь спектакль был задуман как воспоминания Мольера, поэтому перед танцовщиком стояла сложная задача: через пластику, жесты, дуэтный танец передать страдания героя, состояние старости и молодости. На протяжении спектакля появляется фигура сидящего за столом Мольера - старика, сочиняющего до последних дней своей жизни комедии (этот образ исполнял Дэниел Рубин).

Эйфман - мастер создания массовых сцен, в этом спектакле они совершенны. Особенно значительна сцена триумфа Мольера в королевской труппе Пале-Рояля. Хореограф через весь спектакль проносит мысль о том, что есть гений Мольера, что есть гений художника, поднявшегося над временем, ушедшего в бессмертие. Солист Олег Габышев показывает пластикой танца, как бесстрашно Мольер вступает в борьбу ^ с изолгавшимся обществом «мнимых боль- о ных», лицемерных святош и жеманниц, под

о

благочестивыми манерами которых скрываются ханжество и корыстолюбие. Общество оскорбляет его своей испорченностью, в нём он видит врагов своего семейного счастья. Молодая жена драматурга оказывается легкомысленной особой, принесшей ему немало страданий (ее роль талантливо исполнила Любовь Андреева). Творчество Мольера, по мнению Эйфмана, «стало зеркалом и вместе с тем - рецептом преодоления его личных трагедий. Так рождается одно из главных мольеровских произведений - пьеса о Дон Жуане». Дон Жуан Сергея Волобуева привлекателен и демоничен, донну Анну создала Анжела Прохорова. Образ Дон Жуана был ненавистен Мольеру и в то же время притягателен. Борис Эйфман показывает в своём спектакле, что, «примеряя маску Дон Жуана, своего Альтер-эго, всепокоряющая сила которого столь желанна для истомленного сочинителя, Мольер перевоплощается в этого героя. Наш балет - картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное - жизнь».

В 2013 году открылось новое образовательное учреждение - Академия танца Бориса Эйфмана. В 2021 году из ее стен впервые выйдут артисты балета. Воспитанники Академии участвуют в спектаклях Государственного Академического театра Бориса Эйфмана и Мариинского театра. Президент Академии Борис Эйфман так формулирует образовательную программу: «Современный балет - это мир, который вмещает в себя и классику, и новаторские идеи хореографов XX и XXI веков. Уникальность Академии танца в том, что хореографическое образование, которое получают здесь дети, соответствует требованиям времени». Для всех воспитанников Академии танца обучение и прохождение культурно-просветительских программ бесплатно. Руководство учебным процессом осуществляет директор Академии танца Лали Отаровна Афанасьева.

В номерах концертов по учебной практике видим подтверждение тому, как учащиеся Академии осваивают технику классического танца, постигают мастерство балетного искусства, также знакомятся с постановками различных хореографов. Так, например, 2 курс вместе с шестым классом успешно исполнили сюиту из балета П. Чайковского «Спящая красавица», отрепетированную Л.Г. Постижевой, в Pas de deux Голубой птицы предстал образ в этой вариации выразительно и точно, освоив хореографию М. Петипа под руководством педагога Н.В. Пермяковой. Привлек внимание прыжками «Танец золотого божка» из балета «Баядер-

ка» Л. Минкуса в исполнении студента 2-го курса Егора Хазова (педагог М.Е. Прокофьев). Сцены из балета Ц. Пуни «Эсмераль-да», хореография М. Петипа в редакции художественного руководителя Академии танца Ю.П. Бурлаки предстали ярко и эмоционально, передав настроение и правильность исполнения. Воспитанники Академии в процессе обучения осваивают стиль танца модерн, джаз-танец, гимнастику, акробатику, пластическую выразительность.

Летняя лаборатория современного танца проходила под руководством Вадима Кас-парова и педагогов по современному танцу, представивших разнообразные хореографические миниатюры. Джаз-танец был представлен учащимися 6-х классов в проектах хореографов Марии Маркуниной (в миниатюре «Ритм-джаза») и Валерии Каспаровой (в миниатюре «Продавцы новостей»), акробатические элементы и многофигурные композиции были представлены хореографом в миниатюре «Песня пахаря». Музыкальное сопровождение из мюзикла «Бриолин» подчеркивало выразительность постановки «Мы всегда будем вместе» (хореограф Н.В. Каспарова»).

Особо хотелось бы отметить исполнение студентом 1-го курса Николаем Тимофеевым миниатюры «Лебедь» (хореограф Мария Маркунина). Известный венгерский танцовщик и хореограф Балаж Бараньяй со студентами 3-го курса поставил миниатюры «Очарованная девушка» и «Взросление». В спектакле «Дневник пропавшего солдата» Балаж Бараньяй выстраивает сцену на воспоминаниях о погибшем возлюбленном, а не изображает чувства страдания и боли. Эту партию талантливо исполнила студентка 2-го курса Арина Че.

Концертный зал Мариинского театра

В Концертном зале в апреле в исполнении симфонического оркестра и солистов Мариинского театра прозвучала опера «Иван Сусанин» Катерино Кавоса (1775-1840) (музыкальный руководитель Лариса Гергиева, дирижёр - Николай Хондзинский). Сын композитора - архитектор итальянского происхождения Императорской академии художеств Альберто Катеринович Кавос - был автором здания Мариинского театра стиля позднего классицизма. Его отец Катерино Ка-вос был известен операми «Илья Богатырь», либретто баснописца Ивана Крылова (1807) и «Иван Сусанин» (1815). Кавос дирижировал спектаклями, занимался с оркестрантами и молодыми композиторами, такими как Николай Верстовский, сочинивший «Аскольдо-ву могилу» (1835) и Михаил Глинка, основатель русской национальной оперы «Жизнь за

царя» (1838). Кавос написал оперу «Иван Сусанин» под впечатлением от событий войны 1812 года. Он не мог забыть французскую оккупацию родной Венеции. Автором либретто стал Александр Шаховской, сочинитель водевилей и пьес на исторические темы. Он был участником войны с Наполеоном и знал о присутствии во французской армии поляков. В 1850 году вышел клавир оперы «Сусанин», к которому и обратился Мариинский театр. Опера состояла из увертюры и двух актов, действие в них происходит в избе Сусанина. Композитор использовал русские народные и плясовые песни, а также разнообразные приемы полифонии.

Финал первого действия был построен по типу увертюры Моцарта «Волшебная флейта». Маша, дочь Сусанина (Ольга Маслова), её жених Матвей (Савва Хастаев), Алексей (Дмитрий Воропаев) исполняют амплуа молодых героев, инженю. По законам французских «опер спасения» того времени финал не завершался гибелью Сусанина (Ярослав Пе-тряник). Главная тема: «Пусть злодей страшится и дрожит весь век, должен веселиться добрый человек» исполнялась солистами и звучала величественно и патриотично.

Закрытие XV Международного фортепианного фестиваля «Мариинский» (часть II) завершилось концертом в честь юбилея композитора, пианиста и педагога Александра Чайковского. В программе были сочинения композитора «Концерт для фортепиано с оркестром № 3» и оратория «К солнцу» (1982). Маэстро Валерий Гергиев, симфонический оркестр, артисты поздравили юбиляра, присутствовавшего на концерте, пожелав крепкого здоровья и новых творческих успехов.

Сотрудничество с Мариинским (Кировским) театром началось у композитора с музыки к балетам «Ревизор» (1980) и «Броненосец "Потёмкин"» (1986). В 1993 году Валерий Гер-гиев пригласил А. Чайковского стать советником по репертуару театра. Концерт для фортепиано с оркестром, прозвучавший в этот вечер, впервые исполнялся пять лет назад, солистом тогда был Борис Березовский, которому был посвящен 121 опус, а сегодня - Даниил Саянов, лауреат многочисленных конкурсов пианистов. Композитор в этом сочинении использовал семь народных мелодий - татарскую, мордовскую и пять русских, - включив, помимо классических инструментов, и народные: домру, балалайку, баян. Соло на домре в оркестре исполнила Екатерина Широкова, а на балалайке - Николай Беляев.

Оратория для солистов, хора и оркестра «К солнцу» создавалась на основе разнообразной тютчевской лирики. А. Чайковский стремился в своем замысле уйти от камерно-

сти музыкальных трактовок стихотворений Федора Тютчева, отбирая для своего сочинения стихотворения философского содержания. Так, кульминацией оратории стали строки из стихотворения Цицерона: «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые!», а в финале звучит стих «Молчит сомнительный Восток...». Звучание оркестра, голоса солистов М. Агаджаняна (тенор), В. Морозова (баритон) и Е. Латышевой (сопрано), ансамбля певцов под управлением маэстро Гергиева передавали рождение светила и вместе с ним - внутренние переживания поэта, предчувствие грядущих перемен.

27 мая 2021 г. в Концертном зале состоялось открытие VIII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки «reMusoc.org», который проходил под руководством иранского композитора Мехди Хоссейни. Формат фестиваля задуман композитором так, что нет никаких ограничений в выборе направлений в музыке. Это могут быть традиционные академические концерты, перформансы, экспериментальные выступления. Мехди Хоссейни - автор различных сочинений, основанных на народной музыке Персии. В программе концерта открытия были сочинения струнного квартета «QUATUOR DIOTIMA», основанного в 1996 году. В его заглавии имя Diotima (Диотимы) - жрицы элевсинских мистерий. Коллектив представлен такими композиторами, как Сара Немцова, Оскар Бьянки, Сергей Невский, Бруно Мантовани - представителями новой и новейшей музыки.

Концерты фестиваля петербуржцы могли посетить на ледоколе «Красин», послушав композитора-импровизатора Дмитрия Шубина, пять мировых премьер ансамблей новой музыки звучали в мастерской Анику-шина; свои сочинения классики и авангарда исполнили австрийский органист Клаус Ланг и квартет швейцарских саксофонистов в Капелле. Новая экстремальная музыка ансамбля из Граца исполнялась на новой сцене Александринского театра, там же звучало неординарное израильское трио с концертом про звучащую тишину. Завершился фестиваль 2 июня в Большом зале Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича концертом немецкого ансамбля современной музыки Ensemble Recherche.

XXIX музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» в Мариинском театре

27 мая, в день рождения Санкт-Петербурга, открылся фестиваль «Звёзды белых ночей». В программе были балет Чайковского «Лебединое озеро» на исторической сцене, опера Пуччини «Манон Леско» в Мариинском

о

театре-2, а также в Концертном зале выступил французский пианист Пьер-Лоран Эмар.

28 мая состоялась премьера оперы «Орлеанская дева» - grand opera во французском вкусе. Постановку осуществил Алексей Сте-панюк в соавторстве с художником Вячеславом Окуневым. К этой постановке театр начал готовиться ещё год назад, в период пандемии. 20 июня 2020 года, на первом концерте после ограничений из-за коронави-руса на гала-концерте Екатерина Семенчук спела арию Иоанны из оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» («Да, час настал...»). Затем, в августе 2020 года, оперу можно было послушать в концертном исполнении.

Музыкальный руководитель театра Валерий Гергиев решил обратиться к масштабному сочинению П.И. Чайковского, где участвуют солисты ансамбля, артисты хора, балета и миманса. «Орлеанская дева», по мнению Валерия Гергиева, - «опера-загадка: все знают о существовании оперы, но мало кто знает её хорошо, и хотелось бы поставить её целиком, без сокращений». В постановке оперы в 1945 году на сцене Кировского театра были купюры и изъяты отдельные стихи Василия Жуковского, переводчика драмы Фридриха Шиллера. П.И. Чайковский, создавая либретто, отнёсся с большим вниманием к истории о Жанне д'Арк, изучал научные труды о событиях в Орлеане 1429 г., историческую драму Шиллера, пьесу Жюля Барбье, либретто оперы Огюста Мерме с одноимённым названием.

Искания Шиллера были созвучны с замыслом П.И. Чайковского создать оперу, в центре которой будет незаурядная героическая личность, не вписывающаяся в нравы, коррупционные порядки общества. Своей драмой «Орлеанская дева» Шиллер пробуждал в публике интерес к истинно человеческому, Деве-спасительнице, стоящей выше всего земного, обретшей свободу духа. Страстная преданность идее свободы не покидала Шиллера в течение всей жизни и окончательно сформировалась в драмах «Орлеанская дева» и «Вильгельм Телль».

П.И. Чайковский создал монументальное сочинение, состоящее из четырёх действий и шести картин, в котором лирическо-психо-логическая глубина сочетается с настоящим драматизмом. Первая постановка прошла на сцене Мариинского театра в 1881 году, под управлением Э. Направника, занимавший пост главного дирижера. В то время он был дирижером почти всех русских опер. Валерий Гергиев во многом при работе с оркестром опирался на его опыт. Действие в спектакле начинается: красиво устремлённые ввысь деревья, силуэты обнажён-

ных в едва видимых туниках купающихся девушек. Они украшают дуб ветками и хор поет: «Пока на небе не погаснет последний луч денницы...». в центре Иоанна, дитя природы, она свободна. Пастушескую идиллию нарушают звуки набата, зарево пожара заполняет горизонт сценического пространства. Партию Иоанны создали три сопрано: Екатерина Санникова, Екатерина Семенчук, Екатерина Губанова. Каждая исполнительница внесла своё отношение к этому образу: одна - естественность, другая - темперамент, а третья - патетичность. Партию Раймонда, её жениха (тенор) пел Александр Трофимов, её отца (бас) - Евгений Никитин, бургундского рыцаря Лионеля (баритон) - Роман Бурденко и Алексей Марков, Агнессу (сопрано) - Ирина Чурилова и Елена Стихина.

Кульминацией в опере стала сцена перед Реймским кафедральным собором, где на площади собирается народ, прославляющий подвиг девы-воительницы, звучат торжественный марш и хор, огромный ансамбль -септет с хором. Монументально построена сцена в финале оперы, когда Иоанну ведут на казнь. Огонь разгорается. Именно огонь, по замыслу постановщика Алексея Степаню-ка, стал лейтмотивом всего спектакля, символ всеобъемлющего пламени, в котором сгорает весь наш мир с его безумием войн и ненависти, безумием псевдонравственных ценностей. И над этим огнём с улыбкой святой возникает Орлеанская дева. На сцене над ней возвышается крест. Оркестровое звучание подобно разгорающемуся пламени, и одновременно слышны голоса ангелов.

В программе фестиваля «Звёзды белых ночей» на сцене Мариинского-2 исполнялась драматическая легенда Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Это сочинение задумано композитором с признаками оперы, оратории и программной симфонии с хором. Берлиоз создавал ораторию под впечатлением поэмы Гёте, но его Фауст отличается тем, что это романтический герой и в финале низвергающийся в ад. Премьера произведения прошла в Париже в 1846 году, а в Мариин-ском театре первое исполнение состоялось в 1890 году, дирижером был Э. Направник.

Валерий Гергиев вместе с хором и симфоническим оркестром и такими солистами, как Александр Михайлов (Фауст), Ильдар Абдразаков (Мефистофель), Юлия Маточки-на (Маргарита), Олег Сычев (эпизодический персонаж Брандер) представил оперу-ораторию со сложными вокальными партиями, танцевальными эпизодами сильфов, духов воздуха, адских демонов, серафимов, небесных сил красочно и живописно. Особенно ярко в исполнении оркестра прозвучала сце-

на бешеной скачки Мефистофеля и Фауста на дьявольских конях. Немногие театры решались ставить «Осуждение Фауста» Берлиоза -быть может, Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра смогут осуществить эту чрезвычайно сложную, но значительную постановку.

В репертуаре Мариинского театра успешно идёт опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» в полусценическом исполнении, сочинение позднего романтизма композитора. В лейтмотиве пролога Оффенбах изобразил трех женщин. Олимпию, куклу и Стеллу, показав величайшее мастерство, спела Ай-гуль Хисматуллина, Антонию - Екатерина Гончарова, Джульетту, куртизанку, - Татьяна Сержан. На сцене Мариинского-2 была разыграна лирическая комедия в изысканно-загадочном ключе, свойственном творчеству Оффенбаха.

В дни фестиваля состоялась премьера оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в новой режиссёрской версии на Новой сцене. Перенос спектакля со сценического пространства Концертного зала осуществил режиссёр Вячеслав Стародубцев. На протяжении всей жизни Вагнер вносил в оперу новые сцены. Существуют парижская и дрезденская редакция «Тангейзера».

В последних числах июня выдающийся певец и дирижер Пласидо Доминго спел партию Симона Бокканегры в одноимённой опере Верди, а как дирижер выступил в опере Сен-Санса «Самсон и Далила», а также познакомил петербургского зрителя с сарсуэлой - испанским жанром музыкального театра, возникшим в XVII веке, в котором лирические песни чередуются с диалогами, обогащенными испанскими народными мотивами. Сарсуэлу с Пласидо Доминго представили Марина Монсо, Мария Катаева, Рафаэль Давила, дирижер Жорди Бернасер, познакомив слушателей с творчеством испанских композиторов, таких как Хименес, Барбьери, де Фалье и других.

На исторической сцене Мариинского театра состоялись творческие вечера прима-балерины Виктории Терешкиной, Екатерины Кондауровой и Кимин Кима, а также Олеся Новикова в эти дни была удостоена называться прима-балериной Мариинского театра.

Десять лет в репертуаре театра балет-греза о Версале времен Людовика XIV «Парк» непревзойдённого хореографа Анжелена Прельжокажа. Помимо мэтров балетного искусства, на фестивале были представлены балет Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» по мотивам романа древнегреческого писателя Лонга II века н.э. Постановку произведений Стравинского

«Байка», «Мавра», «Поцелуй феи» осуществил лауреат «Золотой маски» 2021 года молодой хореограф и режиссёр Максим Петров.

Уже стало традицией выступление студентов Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В связи с пандемией выпуск 2020 года не имел возможности показать выпускной спектакль. 279-й выпуск 2021 года представил разнообразную программу, продемонстрировав освоенное мастерство артистов балета. Открывался выпускной спектакль сценой из балета «Консерватория» «Школа танца» датского хореографа Августа Бурнонвиля (1849). Виртуозно исполнил вариацию балетмейстера с очень сложными высокими прыжками, то ускоряя, то замедляя темп, Киан Мангис (США). Учащиеся 2-го и 3-го класса Ясмина Азиз и Игорь Турин станцевали детское «Pas de deux» на музыку П.И. Чайковского, хореография Марата Газиева. Миниатюра Джорджа Баланчина на музыку П.И. Чайковского «Tschaikovsky pas de deux» была подготовлена в сотрудничестве с Мариинским театром и фондом хореографом Ренатой Шакировой (выпускницей 2015 года) и студентом бакалавриата Михаилом Баркиджиджа в соответствии со стандартами стиля и техники (премьера ее состоялась в «Нью-Йорк Сити Балет» в 1960 году). Классическая хореография Жюля Перро и Мариуса Петипа была представлена студентами Академии в редакции Николая Цискаридзе в сцене из балета «Наяда и Рыбак» (музыка Цезаря Пуни). Третий акт балета «Коппелия» (хореография Александра Горского) завершал выпускной спектакль. Баланчин назвал «Коппелию» величайшей из хореографических комедий. Виртуозные поддержки освоил в партии Франца Антон Осетров, его партнершей в партии Сваниль-ды стала Мария Чернявская, принятые в труппу Мариинского театра вместе с шестью другими выпускниками 2021 года.

Новая камерная сцена Мариинского театра

Строительство нового корпуса Концертного зала завершилось. Создание аудитории курировал всемирно известный японский специалист по акустике Ясухиса Тойота. До официального открытия камерного зала зрители смогли посетить концерты серии «Белые ночи на бис». Первыми выступили пианисты Дмитрий Шишкин и Денис Мацуев. На встрече с журналистами маэстро Гергиев объявил о принятии решения назвать этот зал именем Сергея Рахманинова. «Земля русская гордится этим гением - своим сыном. Возможности здесь неисчерпаемы», - отметил Валерий Гер-гиев. Новый зал, вмещающий около 250 зрителей, станет местом проведения концертов

о

пианистов, сольных выступлений, хоровых и небольших по составу ансамблей и мастер-классов. Денис Мацуев, присутствовавший на встрече, сказал: «В Петербурге появился бриллиант. Выступая вчера в этом зале, я получил истинное наслаждение от этой интимно-камерной обстановки». Для Мацуева, как и для любого пианиста, Рахманинов -«это святыня, это икона». И в подтверждение своих слов пианист исполнил «Вокализ» Сергея Рахманинова. Свободно летящая мелодия заполняла пространство камерного зала, воздействуя на слушателей лиричностью и красотой звучания.

XXIII Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России»

В Санкт-Петербурге фестиваль проходил с 13 по 18 мая 2021 года, представив публике восемь спектаклей русскоязычных театров из Абхазии, Армении, Молдовы, Казахстана, Донецка, Беларуси. В программе фестиваля - спектакли по классическим произведениям Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Д. Хармса, Б. Брехта, Ж. Ануя, Ф.Г. Лорки, Ф.М. Достоевского, в которых представлены вечные темы: любовь, добро и зло, вера и верность. В постановках отражается пульс нашей современности глазами артистов, соприкасающихся с иной ментальностью - стран ближнего зарубежья. С 1998 года в фестивале участвовали 68 театров из разных стран (от Литвы до Коста-Рики, от Эстонии до Грузии), было показано 234 спектакля.

Фестиваль открылся спектаклем «Кровавая свадьба» Федерико Гарсии Лорки (генеральный директор - государственный деятель, кандидат политических наук Ираклий Хинтба) Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Сухум, Абхазия), впервые показанным на сцене Театра-фестиваля «Балтийский Дом». Постановку осуществили режиссер Мария Романова и художник Наталья Шпанова. Спектакли Романовой идут на сцене театра им. Ленсовета, в театре «Мастерская». Мир испанских страстей и образов Лорки в спектакле решался в красно-бело-черно-серебристой цветовой гамме, ведущая роль в его оформлении отводится танцу. Местный колорит Абхазии помог постановке. «Испания, - по мнению режиссёра, - это страсть, Абхазия - юг и горы, глубина и тайна души». Вершиной андалузской трагедии стал монолог невесты в исполнении Мадлены Барциц.

Вторым дебютантом стал театр «Амазга-ин» (Ереван, Республика Армения), показавший спектакль «Лю-беф», в основе которого были ироничные озорные сценки по произ-

ведениям Даниила Хармса. Режиссёр Нарине Григорян вместе с актёром Сергеем Товмася-ном (он же создатель инсценировки) обратились к стихам Хармса, увидев в них игровое начало, способствующее драматизации.

С юмором, используя элементы буффонады, переходящие в клоунаду, артисты общались со зрителями, поведав о простых и важных для человека вещах, воссоздавая атмосферу хорошо узнаваемых бытовых жизненных ситуаций, выясняя, что главное - это любовь («лю-беф»). Строки одного из стихотворений Хармса - «Моя любовь» - могли бы стать эпиграфом к спектаклю: «Моя любовь / К тебе секрет. / Не дрогнет бровь / И сотни лет». Название театра «Амазгаин» означает «общенациональный», что подтверждается позицией коллектива создавать спектакли на русском и армянском языках. Так, «иронично-смешной и прозрачно-чистый» мир Даниила Хармса звучит по-русски и по-армянски.

Для своего дебюта на фестивале Акмолинский областной русский драматический театр (Республика Казахстан) показал спектакль «Чичиков» по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души», режиссер Шамиль Дыйканбаев. В роли Чичикова был Андрей Владимиров, сыгравший чиновника, олицетворяющего собой систему, созданную обществом XIX века, но созвучную и нашей современности. Театр - многократный участник известных фестивалей, в 2017 году отметил свой 40-летний юбилей фестивалем «Театральная осень».

К Гоголю обратился и Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова (Грузия), отметивший 175-летие премьерой «Записки сумасшедшего». На рубеже Х1Х-ХХ веков в этом первом профессиональном русском театре играли П. Стрепетова, А. Яблочкина, В. Комиссаржевская, ставили спектакли В. Мейерхольд, К. Марджанишвили, Георгий и Александр Товстоноговы, П. Фоменко. Конфликт героя с самим собой, со своим воображением воссоздал в роли Поприщева Валерий Харютченко. Режиссёр-постановщик и автор музыкального оформления - Георгий Маргвелашвили.

Государственный русский театр им. А.П. Чехова (Республика Молдова) проповедует с 1934 года традиции русской культуры и русского театра. Имя А.П. Чехова ему было присвоено в 1957 году и театр неоднократно обращался в своих творческих исканиях к драматургии писателя. Театр решил показать петербуржцам весёлый остроумный музыкальный спектакль «Белый кролик, или Когда не все дома» (по пьесе Мэри Чейз, режиссёр Дмитрий Коев), полагая, что в

период пандемии зрителю необходимо отвлечься, поднять настроение. Эту задачу осуществила американская писательница в далёкий период Второй мировой войны.

Новое прочтение пьесы Ж. Ануя «Ромео и Жанетта» представил Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. М.М. Бровуна (режиссёр Сергей Бобровский). В 1933 году театр из Харькова был переведён в Донецк и стал плодотворно осваивать жанры музыкального театра.

На фестивале были знакомые театральные коллективы из Республики Беларусь. Гродненский областной театр кукол показал сценическую версию поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». В спектакле звучат фрагменты из оперы «Демон» А. Рубинштейна и грузинские народные песни (режиссёр Олег Жюгжда). Брестский академический театр драмы имени Ленинского Комсомола Беларуси обратился к одноактной пьесе Б. Брехта «Мещанская свадьба», написанной автором в 1918 году. Эта драма была направлена против мещанства в обществе добропорядочных буржуа. Социальная сатира, её саркастический тон в спектакле воссоздаётся гротескно-кло-унадной манере. Атмосфера свадебного ритуала скрупулезно продумывается в каждой мизансцене артистов. Режиссёр Игорь Казаков (с 1994 года - художественный руководитель театра) задаёт особый, быстро сменяющийся темп сценического действия. Каждый персонаж - невеста, жених и многочисленные гости - хорошо узнаваемые типажи, встречающиеся сегодня на многих свадьбах. Вот гости набрасываются на еду из бумаги, флиртуют, дерутся, пьяные ломают мебель, от сцены к сцене разрушается дом, а за ним разрушаются семейные ценности, исчезает любовь, уважение, взаимопонимание.

В дни фестиваля прошла вторая международная конференция «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», а в фойе театра-фестиваля «Балтийский дом» можно было посетить фотовыставку «Классика на сцене русских театров».

К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского состоялся онлайн-показ спектаклей русскоязычных театров: «Идиот» Русского драматического театра Литвы (Вильнюс), «Дядюшкин сон» Могилёвского областного драматического театра, «Белые ночи» Государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова (Кишинев). Одним из важнейших событий фестиваля стало обсуждение спектаклей ведущими критиками России и зарубежья при участии Элеоноры Макаровой, Любови Лебедевой, Сергея Ильченко, Валентины Резниковой.

Государственный музей «Смольный»

Выставка «Сирень - символ Победы», которая открылась в государственном музее Смольный, рассказывает об истории сирени в России, о парке Смольного, чья уникальная коллекция сирени - вторая после Ботанического сада - насчитывает девяносто один сорт. Многие сорта сирени посвящены Великой Отечественной войне и её героям. На выставке представлены фотографии «военных» сортов сирени: «День Победы», «Весна 1942 года», «Памятник жертвам фашизма», а также сортов «Лиза Чайкина», «Маршал Жуков», «Зоя Космодемьянская», «Капитан Гастелло». Ленинградской блокадной теме посвящены сорта сирени «Ладога», «Седьмая симфония», «Ольга Берггольц».

В саду возле бывшего Смольного института до сих пор растёт сирень, которой любовались его воспитанницы. Кусты французской сирени из Любека, в том числе сорта фирмы Виктора Лемуана, появились там в 1912 году благодаря императрице Александре Фёдоровне. «До революции сортовая сирень была, как правило, французской. Первое время в стране Советов не жаловали сирень, считая её мещанским цветком, кусты вырубали», - рассказала куратор выставки Ольга Фёдорова.

В 1920-х годах селекционер-любитель Леонид Колесников на своём участке в районе «Сокол» в Москве стал создавать новые сорта русской сирени. Всего он создал более 300 сортов сирени, растущей у Московского Кремля и в саду Смольного. Оттенки цвета его сирени - от бело-розового до пурпурного и фиолетового, с лепестками простыми, пропеллером, в виде чашечек и снежинок.

Традиции Колесникова возродила и продолжила творческая селекционная группа «Русская сирень», которая вывела свыше 100 новых сортов сирени, участвующая в создании выставки «Сирень - символ Победы».

Чрезвычайно интересен раздел выставки, посвящённый сортам сирени, названным в честь художественных произведений военных лет: легендарная «Катюша», «Василий Тёркин», «Синий платочек» (синего цвета), «Тёмная ночь» (насыщенного фиолетового).

В открытии выставки принимали участие представители творческой группы «Русская сирень» во главе с С.А. Аладиным, вице-губернатор Санкт-Петербурга Б.М. Пиотровский, а также официальный представитель Международного общества сирени на Северо-Западе И.Ф. Сапожкова, директор музея Н.С. Третьяков, зам. директора по науке Т.М. Конышева. Идея создания выставки принадлежит сотрудникам музея совместно с садовником Смольного института Максимом Лещинским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.