Научная статья на тему 'ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2021 ГОДА'

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2021 ГОДА»

152

М.Н. Дробышева

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА Январь, февраль, март 2021 года

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail

О

Концертный зал Мариинского театра

Брасс-ансамбль Мариинского театра созданный в 2007 году хорошо известен своим обширным репертуаром в городах России и за рубежом. В программе Мариинского брасса «Из итальянской оперы с любовью» звучали сочинения Дж. Пуччини, Дж. Россини, Г. Доницетти, П. Масканьи и фантазии на темы произведений Дж. Верди. Брасс-музицирование возникает в середине XIX столетия; как правило, были оркестры или ансамбли, состоящие из медных духовых инструментов. Современная брасс-культура пришла в Россию из Англии уже к 1860 году.

Мариинский брасс обращается на своих концертах к различным переложениям, аранжируя музыкантов не только итальянских, но и немецких, а также российских композиторов: Бородина, Мусоргского, Чайковского, Шостаковича, Щедрина. В этот вечер слушатели погрузились в мир итальянских опер, чему способствовали высокопрофессиональное исполнение и артистическое комментирование Сергеем Крючковым, предварявшее выступление брасс-ансамбля. Особенно хотелось отметить звонкость тембра, акустическую окраску звучания труб в исполнении Тимура Мартынова, Сергея Крючкова, Станислава Ильченко, Виталия Зайцева, Николая Странатковского, Михаила Афонькина.

23 февраля, в День защитника Отечества, состоялся концерт Симфонического оркестра Мариинского театра. За дирижерским пультом был Валерий Гергиев. В программе прозвучали сочинения российских композиторов: Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, посвященные атмосфере военных лет 1941-1945 гг. Открылся концерт «Симфонией в трех движениях» Игоря Стравинского. «Каждый эпизод симфонии связан в моем воображении с конкретным впечатлением о войне, очень часто исходившим от кинематографа. Её начало явилось музыкальным откликом на хроникальные и документальные фильмы», - вспоминал композитор. Особенно выразительно, в маршевом ритме, звучало гротескное crescendo трубы, воссоздающее отталкивающие картины военной действительности. Торжественная Девятая симфония Шостаковича передавала триумф Великой Победы, но в ее ткань

композитор включает косвенную отсылку к Бетховену, придав сочинению особый философский подтекст. Величие человеческого духа воссоздал в Пятой симфонии Сергей Прокофьев. «Никогда не забуду первое исполнение Пятой симфонии в 1945 году накануне Победы, - вспоминал выдающийся пианист Святослав Рихтер. - Это было последнее выступление Прокофьева как дирижера». Симфонический оркестр Мариинского театра передал мощь этой символической симфонии. В июле 1945 года это сочинение звучало под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.

Валерий Гергиев в одном концерте соединил три выдающиеся симфонии. В таком сочетании они дополняли друг друга, раскрывая новые грани философского содержания каждого произведения, заставляя слушателя сопереживать им. Между симфониями маэстро задумал исполнить два сочинения Петра Чайковского - «Размышления» и «Вальс-скерцо для скрипки с оркестром», солист Даниэль Лозакович (скрипка).

Струнный оркестр Мариинского театра (дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи) в программу включил «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, «Большую фугу си-бемоль-мажор Бетховена» и октет ми-бемоль-мажор Мендельсона. Лоренц Настурика-Гершовичи занимает пост руководителя Страдивари-оркестра Мариинского театра, виртуозный скрипач и талантливый дирижер. С 2004 года возглавляет Камерный оркестр Мюнхенской филармонии. В этот вечер в финале мендель-соновского «Октета» звучала скрипка работы Антонио Страдивари (1713) подобно виртуозному и вечному движению в исполнении Лоренца Настурика-Гершовичи. Музыканта характеризует выразительная кантилена, передающая настроение разнообразными лирическими оттенками. Настурика-Гершовичи как дирижера отличает умение мастерски использовать полифоническую технику игры.

В Концертном зале ставятся разнообразные сценические действа. Там состоялась мировая премьера «Приключения обезьяны» Родиона Щедрина по одноименному рассказу Михаила Зощенко, опубликованному впервые в журнале «Мурзилка» в 1945 году. Сатирический рассказ сбежавшей из зоосада мар-

тышки воссоздали трубы, валторны, флейты, арфы и ударные инструменты в сопровождении струнного оркестра и чембало. Чтецом была Полина Маликова (Толстун), актриса БДТ им. Г.А. Товстоногова. Композитор в своем емком сочинении создал музыкальный характер обезьянки, передав индивидуальную интонацию, разнообразную пластику героев рассказа. Музыкальное прочтение «Приключений обезьяны» Щедрин сочинил в память Майи Плисецкой, любившей этот рассказ, который напоминал ей жизнь советских людей в годы молодости балерины.

В честь 75-летнего юбилея композитора, пианиста, народного артиста России, профессора Московской консерватории Александра Чайковского была исполнена опера по «Шахматной новелле» Стефана Цвейга «Король шахмат» (дирижер Михаил Синькевич). Композитор создал 13 опер, 3 балета, 4 симфонии, многочисленные концерты, камерные сочинения, а также музыкально-симфонические произведения, оратории. В 2021 году написал музыку к спектаклю «Свидания в Москве» по пьесе Михаила Платника. Петербуржцы помнят постановку его оперы «Три мушкетера» на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 2007 году.

В репертуаре Концертного зала - опера Рихарда Вагнера «Тангейзер». На протяжении четырех часов разыгрывается трагедия миннезингера. Впервые фрагменты из «Тан-гейзера» звучали в исполнении оркестра Мариинского театра в 1863 году в Санкт-Петербурге во время гастролей Вагнера в зале Дворянского собрания и в Большом (Каменном) театре. Российская премьера (парижская редакция) состоялась в бенефис Юлии Платоновой, дирижером был Эдуард Направник. Он осуществил первое возобновление «Тан-гейзера» в 1893 году, главную партию спел Николай Горский, а следующий раз дирижер представил ее в 1899 году (Тангейзер - Иван Ершов). В ХХ веке было две постановки оперы: в 1910 году хореографию сцены «Грот Венеры» Михаила Фокина (дирижер Артур Никиш) в спектакле станцевали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. В 1923 году балетмейстером был Федор Лопухов, дирижер Эмиль Купер. В XXI веке Валерий Гергиев обратился к девятой опере в вагнеровском проекте Мариинского театра. Летом 2019 года «Тангейзером» Мариинского театра открылся Байройтский фестиваль. История грехопадения, покаяния, искупления и прощения привлекла композитора. Религиозно-философские темы в контексте собственных поисков и личного опыта всегда интересовали Вагнера. Маэстро Гергиев явственно понимал, что современному слушателю в период пандемии

особенно важно осознать, что человек постигает мир через любовь, а музыка Вагнера становится языком чувств. В ней «любовь есть вечная, абсолютная сила и истина». «Тангей-зер» продолжает завоевывать сердца петербургских слушателей. На исторической сцене Мариинского театра в преддверии наступления Нового года Диана Вишнева и Денис Савин, премьер Большого театра, показали в хореографии Алексея Ратманского на музыку Сен-Санса в аранжировке Родиона Щедрина современную композицию, ассоциирующуюся с танцем балерины редкого таланта актерской выразительности Майи Плисецкой.

Новая сцена Мариинского театра

В канун рождественских каникул на Новой сцене Мариинского театра-2 Приморской сцены был представлен балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрата Амирова, хореография Эльдара Алиева, хор и симфонический оркестр Мариинского театра, дирижёр Эйюб Кулиев. В балетном спектакле три ведущие партии - Шехерезада (Рената Шакирова), Нурида (Катерина Флория), принцесса Будур (Анастасия Балуда), в массовых сценах участвует 90 исполнителей. Это сложный спектакль для кордебалета, в постановке много спецэффектов, быстрая смена декораций. Хореографию Алиева характеризует разнообразие виртуозных вариаций. Колорит арабских и персидских сказок воссоздал Петр Окунев в декорации и костюмах, а также в видеопроекции.

Всем известен балет «Шехерезада», созданный на музыку симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова, поставленный Михаилом Фокиным в сценографии художника Л. Бакста в 1910 году.

Балет «Тысяча и одна ночь» Эльдара Алиева - самостоятельное, оригинальное, современное прочтение, воссоздающее сказочный, неповторимый мир Востока языком хореографии XXI века.

На рождественские праздники Валерий Гергиев и коллектив театра осуществили постановку оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Постановщик спектакля Алексей Степанюк в короткие сроки - в течение месяца - завершил работу над непривычным жанром оперетты в Мариинском театре. Костюмы и декорации создал Вячеслав Окунев, хореограф - Илья Устьянцев. Это была уже восьмая постановка режиссера. Главная задача, которая стояла перед постановщиками и артистами, - передать через музыку Штрауса (автор русского текста Николай Эрдман, обладающий даром тонкого сатирика, драматурга) радостное, светлое настроение, так необходимое в период пусть даже угасающей пандемии.

о

Оперетты Иоганна Штрауса отличает танцевальная стихия вальсов, полек, галопов, чардашей. Это танцевальное начало проявилось и в увертюре, в которой представлены основные темы оперетты «Летучая мышь». Постановщик с первых моментов поднятия занавеса насыщает действие спектакля праздничностью танца, прибегая к визуальному приему в момент звучания увертюры. Перед зрителями в ритме танца поднимаются, сменяя друг друга, различные занавесы, подобные тем, которые когда-то украшали великокняжеские дворцы, что позволяет сразу перенестись в атмосферу высшего света венского общества. Действие разворачивается среди интерьеров в стиле модерн. Хотя либретто Н. Эрдмана и М. Вольпина отличалось от немецкого оригинала, созданного на основе фарса Ю. Р. Бенедикса «Тюрьма» и водевиля А. Мельяка и Л. Галеви «Рождественский ужин» К. Хафнера и Р. Жене, но сюжетная линия, в которой находчивая жена возвращает мужа в лоно семьи, не нова. Первое действие -это прелюдия, где в терцете Розалинда (Мария Баянкина), Айзенштайн (Евгений Акимов) и их горничная Адель (Анна Денисова) весело, с азартом и юмором начинают развивать интригу. Во Второе действие происходит на балу у князя Орловского, роль которого исполняет меццо-сопрано (Екатерина Сергеева), облаченная в костюм казака, окруженная задорно танцующими девушками-казачками. Танцевальная стихия вступает в свои права -так образуется единый танцевальный поток, состоящий из вальса, польки, чардаша, испанского, шотландского и русского танцев. Красива сцена появления Розалинды-Баян-киной в костюме летучей мыши, в чёрном платье. Певица талантливо передаёт все нюансы вокального искусства, исполняя венгерскую песню чардаш.

Вокально и драматически темпераментно создал образ Айзенштайна Евгений Акимов, который был представлен в оперетте резкими, угловатыми ритмами польки. Прекрасно справилась со своей партией Адели Анна Денисова (второе колоратурное сопрано), сопровождая свой выход на сцену виртуозным смехом, который отзывался в зрительном зале. Смех раздавался благодаря остроумным диалогам и знаменитой сцене с собакой Эммой, написанным Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным, - ведь естественно, когда артисты поют по-русски, они становятся ближе и понятнее слушателям, к тому же это дает возможность артистам и режиссеру прибегать к импровизации и осваивать новый для Мариинского театра жанр оперетты.

12 февраля 2021 года исполнилось 20 лет со дня премьеры балета Щелкунчик, поста-

новка, декорации и костюмы Михаила Шемякина. На Новой сцене Мариинского театра-2 представлено современное оригинальное прочтение одной из трагических партитур Пётра Чайковского. Шемякин стремился вернуть балету гофмановский дух через свойственный художнику гротеск с элементами юмора.

Причудливы фигуры гостей Штальбаума, семенящие вдоль авансцены, так они покидают рождественский праздник. В этой карнавальной стихии участвовали и учащиеся Академии танца Бориса Эйфмана, то они были поварятами, детьми на елке, мышами, волшебными Яйцами. Восхищает появление Королевы снежинок и ее сестёр, но они не в белых пачках, а в чёрных с белыми мерцающими звездочками. Их танец ассоциируется со снежной вьюгой, которую останавливает Дроссельмейер. В Мариинском театр идёт и каноническая версия балета Щелкунчик Василия Вайнонена, но была и иная постановка Льва Иванова 1892 года, с тем же финалом, что у Шемякина в хореографии Кирилла Симонова, в котором мир фантазии противопоставляется миру грубой действительности.

Многие петербуржцы помнят постановку Андреем Кончаловским оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в Мариинском театре в 2000 году. На ней присутствовал весь цвет политической и культурной элиты во главе с президентом России Владимиром Путиным. Были там и зарубежные гости, в том числе бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Тогда все зрители стали свидетелями рождения новой оперной примы Анны Нетребко, исполнившей партию Наташи Ростовой. Сегодня лирико-драматическое сопрано певицы известно во всём мире. Если раньше в репертуаре певицы были партии Виолетты в «Травиате» Верди, Мазетты в «Богеме» Пуччини, то в декабре Анна спела Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского. В репертуаре Анны Нетребко сегодня совсем иные вокальные партии: Турандот Дж. Пуччини, Леди Макбет, Абигайль Верди. В феврале Анна Нетребко спела Тоску в одном из самых драматичных произведений Пуччини вместе с Юсифом Эйвазовым. Голос лирико-драматического тенора Юсифа в арии Каварадосси «Свой лик меняет вечно... » ("Recondita armonía"), как и его ариозо «Нет в мире взора...» звучал полетно, раскованно, плавно переходя в мелодию любовного дуэта. Завершает оперу диалог, богатый оттенками чувств Тоски и Каварадосси. Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов продемонстрировали еще раз высокопрофессиональные вокальные и артистические возможности своего таланта, сумев достичь высот пуччи-ниевского оперного стиля.

Общероссийский фестиваль «День Римского-Корсакова»

С 18 по 21 марта в Петербурге, Москве, Клине, Тихвине, Пскове, Любенске, Вечаше, Тольятти, Костроме, Томске, Кисловодске, Стерлитамаке, Воткинске прошел общероссийский фестиваль. Открытие состоялось 18 марта в Мемориальном музее-квартире композитора на Загородном проспекте, 28. На концерте среди интерьеров квартиры семьи Римских-Корсаковых звучали вокальные сочинения композитора в исполнении хора Санкт-Петербургской консерватории (дирижер Антон Максимов), арии из опер «Садко», дуэт из «Царской невесты», известные романсы «Мой голос для тебя и ласковый, и томный...» (на слова А.С. Пушкина) и «Дробится, и плещет, и брызжет волна...» (на слова А.К. Толстого), а также трио до минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Со вступительным словом к слушателям, среди которых присутствовали потомки композитора по линии дочери Софьи и сыновей Михаила и Владимира, обратилась Нина Костенко, заведующая Мемориальным музеем-квартирой. Исполнителями концерта стали студенты Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Руководство проектом «Студенческая филармония» осуществили сотрудники концертного отдела Санкт-Петербургской консерватории Лидия Волчек и Анастасия Александрова.

18 марта, в день рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, журналисты Петербурга и Ленинградской области выехали в Тихвин, чтобы ознакомиться с основным этапом реставрации Дома-музея великого композитора, который был построен в 1801 году. Журналистам во время экскурсии по зданию заместитель председателя правительства Ленинградской области - председатель комитета по сохранению наследия Владимир Цой рассказал: «Здесь сохранились детская, комнаты отца и матери. Реставрация велась очень бережно. Благоустройство проведем весной, но сам объект уже отреставрирован. Там получилось очень хорошо». В период реставрации обновлялись комнаты, воссоздавался исторический цвет стен, подбирались похожие обои по сохранившемуся рисунку, восстановлены паркет XIX века, лепнина, двери и оконные рамы. С крыльца дома Римских-Корсаковых открывается вид на Тихвинский монастырь со знаменитой чудотворной иконой Богородицы, по преданию, написанной евангелистом Лукой. Музей сможет принять первых посетителей в 2022 году.

Во Дворце культуры имени Н.А. Рим-ского-Корсакова в этот день губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко

и Валерий Гергиев открыли фестиваль в Тихвине оперой Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». «Этот фестиваль -знак восхищения, благодарности, огромного уважения к труду великого композитора, который, помимо сочинения своих замечательных опер, из которых 15 ставятся в Мариин-ском театре, а в юбилейный год их было 11, он сумел дать путевку в жизнь Мусоргскому и Бородину, воспитал таких учеников, как Игорь Стравинский, создал композиторскую школу», - сказал Валерий Гергиев и продолжил: «В моем кабинете висит портрет Н.А. Римского-Корсакова, его собственной рукой написана благодарность оркестру Мариин-ского театра за блестящее исполнение его сочинений. Это не просто дар композитора, но и напоминание о нашей ответственности».

Помимо двух спектаклей (в 16:00 и в 20:00) оперы «Ночь перед Рождеством», на следующий день состоялся концерт двух сочинений Н.А. Римского-Корсакова: сюиты «Шехеразада» и из оперы «Сказка о царе Салтане». Тихвинцам показали новую сценическую версию оперы «Ночь перед Рождеством», основой которой стала постановка Ольги Маликовой. Настоящий спектакль отличался зрелищностью. В нем действуют ведьмы, колдуны, небесные светила. Хореограф Илья Живой обогатил его танцевальными движениями. Восприятию сценического действа способствовал свет художника Глеба Фильштинского. На сцене домики со светящимися окошками были все в снегу и как бы переносили слушателей в атмосферу гоголевской Диканьки, ассоциирующейся с заснеженными тихвинскими пейзажами.

В оперный жанр композитор включил народно-песенное начало, ввел в ткань музыкальные характеристики фантастических и языческих персонажей. Теноровую партию кузнеца Вакулы спел Сергей Скороходов, страстно объяснившись в любви Оксане. Колядные песни поет молодежь, среди них Оксана. Ее партию исполнила Елена Стихи-на, обладающая уникальными актерскими данными, создав образ дерзкой, смеющейся, все время подшучивающей над парубком. Хороша была Солоха - меццо-сопрано Юлии Маточкиной, одна из главных женских партий оперы. В постановке также были заняты Екатерина Санникова, Михаил Петренко, Роман Бурденко, Денис Закиров, Александр Михайлов. Завершается опера дуэтом Оксаны и Вакулы: «Чудная Оксана, нет тебя краше» и хором, исполняющим русские величальные песни. Финал оперы назван

В Доме-музее Ф.И. Шаляпина в этот же день в Петербурге на монографическом концерте выступили учащиеся музыкальной

о

школы им. Н.А. Римского-Корсакова и солисты Мариинского театра. В последующие дни Симфонический оркестр под управлением Сергея Стадлера «Петербург-Концерта» представил сочинения композитора в Концертном зале Екатерининского собрания Петербурга. Концерт «Русскому гению» посвятили Владимир Беглецов и его концертный хор Санкт-Петербурга в музее-памятнике «Спас-на-Крови». Струнный квартет имени Н.А. Римского-Корсакова продолжил фестиваль в Доме Кочневой.

Музыка Римского-Корсакова звучала и в аллеях Летнего Сада в исполнении фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории. Руководство Русского музея\ Летнего сада не могло не принять участие в этих событиях.

Завершился фестиваль концертами симфонического оркестра и хора Михайловского театра в Большом зале филармонии (дирижер Александр Соловьев) и симфоническими сюитами Римского-Корсакова в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра на сцене Концертного зала (дирижер Заур-бек Гугкаев). Симфоническая сюита «Антар» была создана по мотивам сказки востоковеда Осипа Сенковского. Римский-Корсаков в своей «Летописи» писал: «Пустыня, разочарованный Антар, эпизод с газелью и птицей, развалины Пальмиры, видение Пери, три сладости жизни - мщение, власть и любовь, - и затем смерть Антара - всё это было весьма соблазнительно для композитора». Четырёхчастная сюита была впервые исполнена в 1869 году на концерте Русского музыкального общества под управлением Милия Балакирева. Завершился концерт программной сюитой «Шехе-разада» в изложении Римского-Корсакова. «При сочинении "Шехеразады" я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого», - писал композитор.

В своих выступлениях в дни фестиваля Валерий Гергиев подчеркнул: «Россия в долгу перед великим русским композитором. Думаю, что в свое время появятся фестиваль Глинки в Смоленске, Рахманинова в Новгороде, Мусоргского на Псковщине. Мы намерены отдать нашим композиторам дань восхищения и право быть почитаемыми на своей земле».

Дом ученых им. М. Горького Российской академии наук

В Доме ученых, помимо научных секций, постоянно действующих семинаров, научных конференций, проводится большая выставочная деятельность. Здесь экспонируются про-

изведения изобразительного искусства Союза художников России, а также зарубежных мастеров. Одной из запоминающихся выставок этого сезона стала экспозиция «Легенда спящих», посвященная флорентийскому художнику Андреа Стелле. В творчестве живописца нашла отражение греко-византийская традиция, использующая технику позолоты. Вдохновленный гармонией итальянского Ренессанса, Андреа Стелла создает уникальные работы по воспроизведению старинных технологий в современном искусстве. В картинах художника «Дерево желаний», «Заколдованный сад», «Секретные встречи», Мечтания под звездами», «Стеснительные объятия» звучит философская тема бессознательного, спокойного созерцания вневременности бытия. Открытие выставки «Легенда спящих» посетили дочь художника Селена, генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти и представитель консульства Фазанелла Джо-ванни, а также художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранжелло, недавно получивший государственную награду - орден «Звезда Италии» степени «Офицер».

8 февраля Дом ученых всегда отмечает День российской науки. В 2020 году там прошел 100-летний юбилей. К этой дате была организована выставка, рассказывающая о деятельности Дома ученых. В нынешнем сезоне вышел в свет буклет, посвященный этой выставке. Автором его стала старейший сотрудник, кандидат культурологии, заместитель директора Дома ученых Ирина Хмельницкая. В издании представлены фотографии ученых разных лет начиная с 1920 года до наших дней, а также афиши, документы, плакаты, сопровождаемые краткими аналитическими текстами. Дом ученых за эти годы стал уникальным центром интеллектуальной жизни Санкт-Петербурга, где трудились и общались выдающиеся деятели отечественной науки и культуры. Буклет к выставке 100-летия основания Дома ученых им М. Горького РАН станет достойным свидетельством этих дней.

В 2021 году 8 февраля в выставочных комнатах великокняжеского дворца открылась выставка, обращенная к подрастающему поколению «Хочу быть ученым» при участии детской изостудии Дома ученых (руководитель Ирина Боброва). Куратор выставки Илья Шуринов совместно с хранителем фондов Дома ученых им. М. Горького РАН Еленой Голеневой провели исследовательскую работу в архиве. Выставка посвящена работе по изучению Архива Дома ученых и его не менее значимой части - творческих студий внутри единого исторического памятника дворца князя Владимира. В оформлении экспозиции приняли участие студенты Уни-

верситета промышленных технологий и дизайна. Замысел выставки задуман так, чтобы через призму восприятия детей, которые когда-то росли в этих стенах, показать, как сегодня нынешнее поколение детей приобщается к традициям и культуре прошлого.

На экспозиции можно было посмотреть видеовоспоминания членов Дома ученых, побывавших там в юные годы, среди которых М.Б. Пиотровский - доктор исторических наук, генеральный директор Эрмитажа, который вспомнил, что он здесь рос и читал книги в библиотеке; А.Д. Яременко, доктор философии, С.В. Дибнер и М.Н. Дробыше-ва - доцент, член Союза театральных деятелей, которые отметили, что на протяжении многих лет в Доме ученых велась разнообразная работа с детьми, существовали секции и кружки. И сегодня очень важно обращать внимание на подрастающее поколение, которое год от года меняется, между поколениями возникает дистанция, поэтому очень важно знакомить молодежь с традициями Дома ученых. Открыли выставку «Хочу быть ученым» директор Дома ученых им. М. Горького РАН Камила Датаяшева, проректор Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Евгений Ананичев, художественный руководитель Дома ученых Наталия Андреева, а также сотрудники - члены Дома ученых, студенты.

Ежемесячно библиотека Дома Ученых под руководством Валентины Барановой организует выставки посвященные юбилеям писателей: «Сатиры смелый властелин» -М.Е. Салтыкову-Щедрину, «Вера в человека» -Джеку Лондону, «Дух и действие» - Генриху Манну, а также «Искусство, искусство, искусство» - И. Э. Грабарю. На русском абонементе проводится выставка новых поступлений.

Национальный драматический театр России (Александринский театр)

28 февраля 2021 года Валерий Фокин отметил свой юбилей постановкой спектакля «Честная женщина» на Новой сцене театра. Сегодня заметен интерес к политическому театру, который по мнению Фокина возвращается, но в другом качестве. Герой современного театра находится в столкновении с обществом, политикой, государством. Зарождение политической сатиры началось в Древней Греции в «аттической» комедии Аристофана. Комедии отличались особой злободневностью и были направлены против военной политики, Пелопоннесской войны, против демагогии, философии софистов. В споре Эсхила с Еврипидом отразились различия во взглядах драматургов на творчество, на искусство. Героев классических пьес XIX

века волновали проблемы смысла жизни, власти денег, семьи. Современная политика, можно сказать, стала героиней дня. Вот такой героиней и является Президент инициативы «Надежда-21», чей образ со свойственным ей талантом создаёт Марина Игнатьева (актриса БДТ им. Г.А. Товстоногова). Она стремится примирить радикальных исламистов со сторонниками демократическими сил. Художник Семён Пастух на сцене выстраивает типичное помещение офиса, где ведутся международные переговоры. Постепенно оно заполняется сотрудниками протокола (Евгений Кошелев) представителями России (Виктор Шуралев) и США (Александр Лушин), телеведущим (Николай Мартон). Переговоры будут вестись между представителем лидера Исламской Республики Зиядом Ассемом Ансари (Игорь Мосюк), председателем партии» Восточная Свобода» Хирши Али (Анна Блинова) на нейтральной территории в токийском аэропорту. Героиню зовут Надежда, когда-то она была заместителем российского министра иностранных дел. Сильная, волевая, идущая к своей цели во имя правды, необходимой для преодоления гуманитарной катастрофы. Личная жизнь у нее рушится: ушёл муж, сын лечится от наркомании. Автор драмы Кирилл Фокин усложняет ее судьбу, ещё и тем, что она тяжело больна. Кириллу Фокину свойствен взгляд публициста на актуальные процессы, происходящие в современном обществе и затрагивающие мировое пространство.

В новом спектакле он продолжает развивать темы пьесы «Сегодня.2016-...», но на этот раз сосредотачивается на личности и ее общечеловеческих проблемах. Он переносит героиню в атмосферу острой политической борьбы на международную арену, где решаются судьбы государств и народов, и от участия честных людей многое зависит. Сегодня с телеэкрана звучат голоса политиков, экспертов, писателей в многочисленных ток-шоу. В новостных каналах журналисты освещают события разного политического накала и мы становимся их участниками. Автор решает показать свою героиню в момент наивысшего напряжения политических дебатов. Ему было важно сказать зрителям, что какие бы не были обстоятельства, главное сохранить человеческое лицо. Смысл жизни заключается в главных человеческих ценностях, любви.

Выразительно поставлена Валерием Фокиным точка в спектакле: на экран спроектировано лицо героини приближающееся к зрителям, растворяясь в реальной жизни. В спектакле чувствуется рука режиссера-мастера, сумевшего ирреальную историю превратить в документальное сценическое повествование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.