Научная статья на тему 'Пессинунт: проблемы изучения античного наследия'

Пессинунт: проблемы изучения античного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пессинунт / искусство Малой Азии / архитектура римских провинций / культ Кибелы / императорский культ / Pessinus / art of the Asia Minor / architecture of the roman provinces / cult of Kybele / imperial cult

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меденникова Александра Евгеньевна

В этой статье рассмотрена архитектура культового комплекса, возведенного в римскоевремя на территории Малой Азии (современная Турция). Это место, античный Пессинунт, знаменитопрежде всего возникновением и процветанием древнего культа Кибелы – богини-матери. Уважение кзнаменитому месту, утверждение своей политической власти на этой территории или другие, не менеевесомые причины привели римлян к постройке святилища, посвященного культу императора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with an architectural religious complex of the roman times, built at the Asia Minor (modern day Turkey). That very place, an ancient Pessinus, is famous for the rise and prosperity of the cult of Kybele, so-called Mater Magna. Respect for a well-known place, establishment of the political power on that territory or other important reason has lead the romans to built the sanctuary of the roman imperial cult.

Текст научной работы на тему «Пессинунт: проблемы изучения античного наследия»

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Меденникова А.Е.1

Пессинунт: проблемы изучения античного наследия

Аннотация. В этой статье рассмотрена архитектура культового комплекса, возведенного в римское время на территории Малой Азии (современная Турция). Это место, античный Пессинунт, знаменито прежде всего возникновением и процветанием древнего культа Кибелы - богини-матери. Уважение к знаменитому месту, утверждение своей политической власти на этой территории или другие, не менее весомые причины привели римлян к постройке святилища, посвященного культу императора.

Ключевые слова: Пессинунт, искусство Малой Азии, архитектура римских провинций, культ Кибелы, императорский культ

УДК 7(091)+904:72

Abstract. This article deals with an architectural religious complex of the roman times, built at the Asia Minor (modern day Turkey). That very place, an ancient Pessinus, is famous for the rise and prosperity of the cult of Kybele, so-called Mater Magna. Respect for a well-known place, establishment of the political power on that territory or other important reason has lead the romans to built the sanctuary of the roman imperial cult.

Key words: Pessinus, art of the Asia Minor, architecture of the roman provinces, cult of Kybele, imperial cult

Пессинунт сейчас - это пустынное место в центральной Турции, находящееся недалеко от Анкары в долине Баллыхизар с расположенной близ одноименной деревней. Упомянутый во многих античных источниках и сыгравший значительную роль в политической истории Средиземноморья, Пессинунт, тем не менее, остается недостаточно освещенным в научной литературе и известным лишь узкому кругу специалистов-антиковедов. Бельгийские археологи из Гентского Университета, работающие здесь с 1967 года и, наряду с составлением отчетов о работе научной экспедиции, публикуют статьи, посвященные находкам и реконструкции архитектурного облика Пессинунта1 2. На основании немногих публикаций и собственных впечатлений удалось составить следующее представление об этом некогда важном поселении.

1 Меденникова Александра Евгеньевна - студентка кафедры истории отечественного искусства, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: alexandra.medennikova@gmail.com)

2 Devreker, J./ F. Vermeulen 1995, Archaeological Work at Pessinus in 1993, Anatolia Antiqua 3, 113-124.

Devreker J./ F. Vermeulen 1996a, The Eighth Excavation Campain in Pessinus, Anatolia Antiqua 4, 81-96.

254

Меденникова А.Е.

№2 (2015)

Наиболее ранние археологические находки на территории Пессинунта относят к периоду древнехеттского царства (ко времени ок. 1600 г. до н.э.); сохранились также очень немногочисленные артефакты до-эллинистического времени, датируемые VI-IV вв. до н.э. Основание на этом месте города относят к VIII в. до н.э. и, согласно источникам , связывают с именем легендарного Мидаса, сына Гордия. Однако, фригйиский период Пессинунта и по сей день остается самым «темным» в его истории в силу недостаточности соответствующих археологических находок. Лучше всего и в источниках и археологически освещен эллинистический и особенно римский этап. По свидетельству Страбона (12.5.3), пергамскими Атталидами, контролировавшими Пссинунт с III в. до н. э. и стремившимися укрепить свое влияние в этой области, здесь было основано святилище анатолийской Богини Матери (Кибелы). Безусловно, культ фригийской MaterMagna отправлялся здесь задолго до Атталидов, и свидетельство Страбона следует понимать, как возведение особенно импозантных сакральных сооружений (дословно «теменоса»), каких не знала фригийская традиция - своего рода монументализацию культа. Пессинунт стал важнейшим в Анатолии религиозным центром, которым управляли жрецы-евнухи - Галлы (Galloi), находившиеся в тесном контакте с патронами святилища -Атталидами. Управляемый «жреческой олигархией» Пессинунт, судя по всему, имел совершенно особенный, суверенный статус. Комплекс был большим и важным центром паломничества, поскольку обладал особой реликвией - камнем из метеоритного железа. В III в. до н.э. этот священный камень Богини Матери был перенесен в Рим и установлен в храме на Палатинском холме. Именно отсюда, из Пессинунта, культ Кибелы распространился на римские земли (еще до того, в V в. до н. э. он проник в Грецию). По свидетельству Тита Ливия (10.4 - 11.18) Атталиды в этом случае выступили в роли посредников: Аттал 1 Сотер (241-197) лично сопровождал римских послов, прибывших за камнем, в галатский город.

Судьба святилища кардинальным образом изменилась с установлением римского господства. В 25 году до н.э. император Август повелел создать провинцию Галатия, в которую вошел и Пессинунт. Это отразилось на развитии центра, теперь утратившего не только свое специфически культовое, но также и автономное значение. Вместо власти жрецов было установлено управление по греческому полисному типу. Эти факторы оказали прямое и косвенное влияние на возникновение на этом месте уникального комплекса римского времени.

При подходе к археологической зоне - так называемой «зоне храмов» (сектора В и Н) - вас встречает одинокая табличка с планом и скупыми надписями «храм», «агора». Даже при наличии плана идентифицировать остатки храмового комплекса и восстановить хотя бы примерно его архитектурные формы сложно. Прежде всего, удивляет облик храма. Построенный в 14 - 37 гг. н.э. (строительство 3

3 Diod. Sicul. 3.59.8; Strabo 12.5.3

255

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

началось сразу после смерти Августа при его преемнике Тиберии) римский храм, вернее, его сохранившийся фундамент, циклопическими размерами огромных, не очень хорошо обработанных блоков навевает мысли о более древней местной строительной традиции. Возникает соблазн предположить, что эти субструкции когда-то входили в состав более ранних культовых построек доримского периода, связанных с храмом Кибелы4. Однако доподлинно место поклонения Богине Матери - вожделенная цель археологов еще с XIX века - до сих пор не известно. Существуют проблемы, препятствующие проведению полномасштабных раскопок: полагают, что некоторые важные постройки могут располагаться под жилыми домами современной деревни, а также под действующей дорогой. Стоит также заметить, что границы этого города-святилища - Пессинунта - до сих пор не определены. Точно можно говорить лишь об огромных размерах его территории, включавшей в себя, как полагают, несколько современных деревень5.

Возвращаясь к главному храму, отметим, что он был построен вскоре после формирования провинции Галатия и, судя по всему, освящен в честь культа императора, то есть являлся так называемым Себастейоном6 7 8. Полагают, что его строительство стало политическим актом пропаганды

у

имперской идеи централизованной власти, проявившей себя и в других центрах провинции , и было вызвано стремлением оттеснить древний и потому очень устойчивый культ Кибелы. Храм коринфского ордера, построенный по типу греческого периптера , возведенный на высокий подиум, входил в состав комплекса, почти не имеющего аналогов на территории Малой Азии9. Вместе с тем, он обнаруживает явное сходство с италийскими святилищами, вписывающимися в типологию «храм-театр». Храм расположен на одной оси с театром и построенным за ним в более позднее время булевтерием (примыкающая «агора» выровнена по левому краю относительно подиума храма, общая и ее внутренняя оси не совпадают). Театр более чем необычен. Он совмещен с лестницей, ведущей к храму, причем зрительские места не объединены со ступенями, а имеют другую ритмику. Есть предположения, что

4 Отметим, что некоторые ученые (Pensabene), несмотря на контраргументы, идентифицируют весь комплекс как святилище Mater Magna. Пенсабене, принимая дату времени Тиберия, считает, что постройки 1 в. н.э. были частью римской реконструкции старого святилища. Это мнение, однако, не поддерживается археологами из Гента. Подробнее об этом см.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 127.

5 Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.

6 К такому заключению привели эпиграфические данные - надписи храма в Анкаре о снабжении Пессинунта в 31-32 гг. н.э., кроме других даров, десятью парами гладиаторов. Поскольку гладиаторские бои считаются на римском Востоке тесно связанными с императорским культом, ученые выдвинули предположение о возможном посвящении храма культу императора. См.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 128.

7 В это время Себастейон был также возведен в городе Анкира, современной Анкаре.

8 Изначально портик был очень глубоким, относился к размерам целлы почти как 1:2, но потом был уменьшен и стал соотноситься с целлой как 1:3. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.

9 Единственный другой известный комплекс, который можно отнести к типологии храм-театр на территории Малой Азии -это августовский Себастейон в Стратоникее (Кария). Но там комплекс не является единовременным: небольшой ионического ордера храмик был построен на одной оси с более ранним эллинистическим театром. Маленький храм стоял над театроном, намного превосходившем его масштабно. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 129.

256

Меденникова А.Е.

№2 (2015)

театр, во всяком случае на определенном этапе, был местом проведения гладиаторских боев, связанных с императорским культом: места начинались на значительном от земли уровне, и в облицовке были предусмотрены мраморные барьеры, предохраняющие зрителей от ранений. Само положение театра в структуре святилища, его камерные размеры, говорят в пользу его узко-сакральной функции, ритуального назначения. Так или иначе, одной реконструкции на основе археологических источников недостаточно, чтобы получить исчерпывающее представление об этом ансамбле.

Отметим, что в самом городском комплексе совершенно особую роль играла протекавшая здесь река Галлос, теперь практически пересохшая, возможно также задействованная в ритуалах. В имперское время ее берега были облицованы мраморными плитами, а набережную оформляли колонные портики проходящих рядом улиц. Подобное решение можно встретить в комплексе Герасы в Иордании. Святилище Пессинунта в целом требует поиска аналогий и сопоставлений с аналогичными ансамблями, созданными в других частях империи.

Многие вопросы, связанные со святилищем остаются пока без ответов. Это и фригийский период истории города, и определение границ и территории святилища в разные периоды, и местонахождение и облик самого храма Кибелы, и реконструкция ансамбля времен Юлиев-Клавдиев, а главное - точное определение датировки, значения и функций археологических остатков, которые ежегодно открываются археологами. Необходимо провести аналогии всего комплекса с предполагаемым архитектурным источником - позднереспубликанскими храмами на территории Италии, а также с современными ему памятниками на территории римского Востока, вписать архитектурный ансамбль римского времени в контекст современного ему искусства.

257

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Ил.1.План археологической зоны Пессинунта (Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus,

Babesch 85 (2010): 111-139).

258

Меденникова А.Е.

№2 (2015)

Ил.2. Храм в Пессинунте (фото А. Меденниковой. 2014 г.)

Ил.3. Пересохшее русло реки Галлос (фото А. Меденниковой. 2014 г.)

259

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Ил.4. Театр, совмещенный с лестницей (фото А. Меденниковой. 2014 г.)

Ил.5. На ступенях театра (фото А. Меденниковой. 2014 г.)

260

Меденникова А.Е.

№2 (2015)

Библиография:

1. Burton, P. J. The Summoning of the Magna Mater to Rome (205 B.C.), Historia XLV/1 (1996): 36-63.

2. Claerhout, I. & Devreker, J. Pessinous. Sacred City of the Anatolian Mother Goddess, Homerkitabevi Istanbul 2008.

3. Devreker, J. & Waelkens M. Les fouilles de la Rijksuniversitiet te Gent a Pessinonte, 1967-1973, I-II. Brugge 1984.

4. Devreker, J., Thoen H., Vermeulen F. The Imperial Sanctuary at Pessinus and its Predecessors: A Revision, Anatolia Antiqua III (1995): 125-144.

5. Devreker, J., Thoen H., Vermeulen F. Excavations in Pessinus: The so-called Acropolis. From Hellenistic and Roman Cemetery to Byzantine Fortress. Gent 2003.

6. Strobel, K. Ist das phrygische Kultzentrum der Matar mit dem hellenistischen und romischen Pessinus identisch? Zur Geographie des Tempelstaates von Pessinus, Orbis Terrarum 13 (2007).

7. Strubbe, J. The Inscriptions of Pessinous. Bonn 2005.

8. Strubbe, J. The Imperial Cult at Pessinous, The Impact of Imperial Rome on Religions, Ritual and Religious Life in the Roman Empire. Proceedings of the Fifth Workshop of the International Network Impact of Empire (Roman Empire, 200 BC-AD 476). Munster, June 30-July 4, 2004: 106-121. Leiden 2006.

9. Thoen, H. Dating the Temple Area: the Evidence of the Finds, Anatolia Antiqua X (2002): 145-154.

10. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.

11. Virgilio, B. Il "tempio stato" di Pessinunte fra Pergamo e Roma nel II-I secolo A.C. Pisa 1981.

12. Waelkens, M., The Imperial Sanctuary at Pessinus: Epigraphical and Numismatic Evidence for its Date and Identification, Epigraphica Anatolica VII (1986): 37-72.

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.