Научная статья на тему 'Песочная терапия как средство создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста'

Песочная терапия как средство создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / SAND THERAPY / ПЕСОК / SAND / ПЕСОЧНИЦА / SANDPIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Алена Владимировна

В настоящее время возросло число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой, познавательной сфер и поведения. Эффективным методом помощи этим детям в решении данных проблем является песочная терапия. В статье раскрыты особенности применения песочной терапии в работе с детьми, с целью сохранения и укрепления психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently increased the number of children of preschool age having various problems in the development of emotionally-strong-willed, cognitive spheres and behavior. Effective method to help these children in solving these problems is the sand therapy. In the article the features of application of sand therapy in working with children, with the aim of preserving and strengthening mental health.

Текст научной работы на тему «Песочная терапия как средство создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста»

проблемным, затруднительным, поскольку зафиксированные факторы довольно противоречивы. С одной стороны, личность одаренного школьника проблемная, психопатизи-рованная, а с другой - морально устойчивая и самоконтролирующая. Расположение и содержание категории «Психо-патизация» в структуре ИТЛ как одаренного мальчика, так и одаренной девочки у педагогов гуманитарных дисциплин, позволяют говорить о негативном отношении учителей этой группы к одаренному обучающемуся и ожидании трудностей в педагогическом общении. Содержание наименее значимых по валентности категорий («Интеллектуальное развитие», «Новаторство», «Высокое самомнение», «Уникальность личности») в ИТЛ одаренных школьников у педагогов гуманитарного цикла частично соответствует научным характеристикам одаренного ребенка, представленным в моделях Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, Д. Фельдхьюзена, М.А. Холодной и др. Однако занимаемая позиция названных факторов в иерархической структуре ИТЛ одаренного ученика и слабая наполненность этих категорий (3-4 шкалы-характеристики) говорит о том, что эти конструкты не являются превалирующими, критериальными в процессе идентификации и учителями гуманитарных дисциплин одаренности учеников.

Таким образом, в иерархическую структуру имплицитной теории личности одаренных учеников у педагогов включены независимые, ортогональные факторы, противоречивые по своему содержанию. Среди категорий, присутствующих у педагогов в структуре ИТЛ одаренных учащихся, только содержание отдельных соответствует существующим в научных концепциях характеристикам одаренности. Противоречивость выделенных в ИТЛ категорий и незначительное соответствие их содержания научным знаниям о детской

одаренности свидетельствует об отсутствии у педагогов критериев для идентификации одаренности школьников, что обусловливает необходимость организации психологического просвещения учителей по проблемам детской одаренности с целью пополнения, обогащения имеющихся у них знаний и представлений о личности одаренных мальчиков и девочек и особенностях взаимодействия с ними.

Список литературы

1. Былинская Н.В. Обычный и одаренный ученики: имплицитные теории личности в педагогическом сознании // Психология обучения. - 2011. - № 2. - С. 96-109.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

3. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М. : Издательский центр «Академия», 1996.

- 416 с.

4. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской и др.. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

- 68 с.

5. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

6. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1. - С. 32-39.

7. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка // Психологический журнал. - 1991.

- Т. 12. - № 2. - С. 27-44.

8. Renzulli J.S., Reis S.M. The Schoolwide Enrichment Model // Creative Learning Press, Mansfield. - 1997. - Vol. 7.

- P. 5-14.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Алена Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Планета детства» Менделеевского муниципального района РТ

АННОТАЦИЯ

В настоящее время возросло число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой, познавательной сфер и поведения. Эффективным методом помощи этим детям в решении данных проблем является песочная терапия. В статье раскрыты особенности применения песочной терапии в работе с детьми, с целью сохранения и укрепления психического здоровья.

ABSTRACT

Currently increased the number of children of preschool age having various problems in the development of emotionally-strong-willed, cognitive spheres and behavior. Effective method to help these children in solving these problems is the sand therapy. In the article the features of application of sand therapy in working with children, with the aim of preserving and strengthening mental health.

Ключевые слова: песочная терапия, песок, песочница.

Keywords: sand therapy, sand, sandpit.

По современным оценкам, 80 % всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональный компонент. Растет число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, что является причиной снижения уров-

ня развития познавательных психических процессов. Дети не всегда имеют возможность рассказать свои переживания, волнения и тревогу родителям, так как они, в большинстве случаев, уделяют недостаточно внимания своим детям. Также возросло число детей, у которых наблюдается агрессив-

ность, тревожность, неадекватная самооценка, страхи, неблагоприятный эмоционально-волевой фон. Эффективным методом помощи этим детям в сохранении и укреплении психического здоровья является песочная терапия.

В настоящее время установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграция реализуется по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника - на игре. В данном случае, по-моему мнению, что может быть ближе, чем игра в песок. Песок -необыкновенно приятный материал. В создании песочных композиций, в отличии от рисунка, не требуется каких-либо особых умений. Игра в песок дает возможность проиграть волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, освободиться от напряжения и беспокойства, выразить чувства в конструктивной форме, не причиняя вреда окружающим.

Дора Калф является создателем песочной терапии, она -ученица известного психоаналитика К.Юнга. В основе данной методики лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с проблемами и болезнями, посылая нам подсказки - символы. Песочная терапия дает возможность расшифровать такие подсказки нашего подсознания. Песчаные картины являются отражением бессознательного познания окружающего.

Игры с песком имеют большое значение в поддержании психического здоровья, развитии познавательных процессов, становлении всех сторон личности ребенка, формировании гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому. Ребенок создает картину мира в 3-х мерном пространстве, выражает себя, не ограничиваясь словами и действиями.

Рассмотрим особенности занятий, основанных на песочной терапии при работе с детьми. Выделяют следующие принципы:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения работы;

- доступность;

- проблемность.

Форма организации занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Форма проведения может варьироваться: индивидуальная диагностика, организованная образовательная деятель-

ность, подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность, самостоятельная игровая деятельность, система коррекционно-развивающих занятий, развивающие игры и упражнения, творческие задания, тесты и путешествия.

Условия работы с детьми:

- согласие и желание ребенка;

- специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий;

- отсутствие противопоказаний: аллергия и астма на пыль и мелкие частицы от сухого песка, кожные заболевания и порезы на руках, высокий уровень тревожности.

Можно выделить три основных этапа при работе с песком:

1. Знакомство. Дети знакомятся с песком, его свойствами и правилами песочного мира.

2. Наблюдение. Ребенок свободен в действиях с песком, что позволяет выявить проблемы ребенка, так как символическим языком для самовыражения является игра ребенка. Играя, он показывает то, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

3. Коррекция и развитие. Проведение коррекцион-но-развивающих занятий по преодолению проблем ребенка.

Используемые виды работ в песочнице: конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, составление узоров на песке, диагностика, создание картин на песке и «песочного мира», песочных композиций и «секретов».

Песочная терапия дает возможность работать с такими проблемами детей, как агрессивность, страхи, трудности привыкания ребенка к новым условиям, специальные трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, проблемы общения со сверстниками, тревожные состояния, несамостоятельность ребенка, низкий самоконтроль, депрессивные состояния у детей.

Таким образом, песочная терапия создает условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010. - 340 с.

2. Эль Г.Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2010. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.