Научная статья на тему 'Имплицитная теория личности одаренных мальчиков и девочек у педагогов гуманитарных дисциплин'

Имплицитная теория личности одаренных мальчиков и девочек у педагогов гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / IMPLICIT THE THEORY OF THE PERSON / ЛИЧНОСТЬ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / SEMANTIC DIFFERENTIAL / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTORIAL ANALYSIS / THE PERSON OF THE PRESENTED PUPIL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна

В статье излагаются результаты моделирования имплицитной теории личности одаренных школьников у педагогов, осуществленного посредством метода семантического дифференциала. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной дифференциации знаний о личности школьников в педагогическом сознании, что говорит о необходимости целенаправленного психопросвещения учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the modeling of the implicit theory of gifted pupil's personality the teachers, realized by means of semantic differential method. The data analysis reveals the discrepancy and insufficient differentiation of the knowledge about a gifted pupil's personality in the pedagogic conscious-ness which indicates the necessity of a purposeful psychological education of the teachers.

Текст научной работы на тему «Имплицитная теория личности одаренных мальчиков и девочек у педагогов гуманитарных дисциплин»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Былинская Наталья Викторовна

Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, г. Брест

АННОТАЦИЯ

В статье излагаются результаты моделирования имплицитной теории личности одаренных школьников у педагогов, осуществленного посредством метода семантического дифференциала. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной дифференциации знаний о личности школьников в педагогическом сознании, что говорит о необходимости целенаправленного психопросвещения учителей.

ABSTRACT

The article presents the results of the modeling of the implicit theory of gifted pupil's personality the teachers, realized by means of semantic differential method. The data analysis reveals the discrepancy and insufficient differentiation of the knowledge about a gifted pupil's personality in the pedagogic conscious-ness which indicates the necessity of a purposeful psychological education of the teachers.

Ключевые слова: имплицитная теория личности, личность одаренного ученика, семантический дифференциал, факторный анализ.

Keywords: implicit the theory of the person, the person of the presented pupil, semantic differential, the factorial analysis.

Научный интерес к проблеме познания учителем личности ученика обусловлен возрастанием значимости субъект-субъектного педагогического взаимодействия для оптимизации образовательного процесса, организация которого подразумевает не только передачу знаний, умений, навыков обучающемуся, но и познание личности ребенка. Адекватность восприятия, понимания, являющихся механизмами межличностного познания, и полнота содержания знаний и представлений об ученике опосредуют продуктивность и результат педагогической деятельности. Особую значимость данная проблема имеет в отношении педагогов к личности одаренных учащихся. Профессиональная компетентность педагога, полнота знаний о личности одаренного ученика позволяют объективно оценить потенциал ребенка и создать ему соответствующие условия образования, что является одной из актуальных и значимых задач, стоящих перед разными специалистами. В литературе для педагогов представлено множество концепций одаренности и диагностический инструментарий, посредством которого учителя могут оценивать возможности ребенка. Однако опыт работы с педагогами и существующие в психологии исследования показывают, что реальная образовательная практика чаще базируется не на научных знаниях, а на субъективных представлениях и имплицитных теориях личности (ИТЛ) одаренного ученика.

В настоящем исследовании имплицитная теория личности одаренного обучающегося у педагогов представлена совокупностью иерархически расположенных по субъек-

тивной значимости факторов, образующих ее структуру и содержание. Количество категорий, образующих структуру ИТЛ, отражает объем представлений и знаний педагогов об одаренности, содержание категорий свидетельствует об адекватности / неадекватности субъективных представлений и знаний педагогов научным знаниям об одаренности.

Цель настоящего исследования заключалась в моделировании имплицитной теории личности одаренных мальчиков и девочек, опосредующей понимание данного типа школьников педагогами гуманитарных дисциплин (n=100). Моделирование ИТЛ осуществлялось методом личностного семантического дифференциала (СД), который создавался с учетом: актуального словаря педагогов (выявленного методом свободного описания) [1]; соответствия дескрипторов ИТЛ носителя русского языка (А.Г. Шмелев и др.) [7]; наличия объективных характеристик личности одаренного ребенка, представленных в современных научных кон-цеп-циях одаренности (Д.Б. Богоявленская [4], Н.С. Лейтес [3], А.М. Матюшкин [2], Дж. Рензулли [8], Р. Стернберг [5], М.А Холодная [6] и др.). В использованном в настоящем исследовании варианте СД эмпирическим материалом выступали 40 шкал, обозначающих различные личностные характеристики. Полученные индивидуальные протоколы обобщались в групповые матрицы данных, обработка которых проводилась с помощью факторного анализа. В результате моделирования ИТЛ одаренных обучающихся были выделены факторы, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

ИТЛ одаренных учеников у педагогов гуманитарных дисциплин

Ф ИТЛ одаренных мальчиков ИТЛ одаренных девочек

1 Психопатизация личности 18,5 % Рациональный самоконтроль 23,8 %

2 Морально-нравственный облик 10,5 % Психопатизация личности 11,9 %

3 Эмоциональное благополучие 7,6 % Высокое самомнение 6,6 %

4 Высокое самомнение 6,8 % Новаторство 6,4 %

5 Интеллектуальное развитие 6,7 % Интеллектуальное развитие 6 %

6 Уникальность личности 5,4% -

Чтобы максимально снизить степень субъективизма в обозначении и интерпретации факторов, их анализ проводится на основе ИТЛ носителя русского языка, реконструированной А.Г. Шмелевым и др., в дальнейшем уточненной автором настоящего исследования по отношению к образовательному процессу.

1. Рациональный самоконтроль (ответственный, дисциплинированный, организованный, старательный, работоспособный и пр.). Данный фактор свидетельствует о наличии волевой регуляции поведения и самоконтроля у ученика, его организованности / неорганизованности, ответственности / безответственности. Содержание этой категории является показателем эффективности в делах, способности достигать намеченной цели, умения контролировать собственные желания и внезапно возникающие импульсы. Проявления составляющих данного фактора у школьников и фиксируют педагоги, выставляя детям отметки за прилежание.

2. Психопатизация личности (агрессивный, лицемерный, грубый, язвительный, проблемный и пр.). Содержание выявленной категории образуют негативные личностные характеристики. Факторы с подобным содержанием, по мнению А.Г. Шмелева, отражают дезадаптацию личности в виде неадекватного сдвига в сторону агрессивного стиля поведения. Таким образом, присутствие фактора «Психопатизация» в ИТЛ одаренных учеников указывает на ожидание учителями недоброжелательного, враждеб-ного поведения со стороны школьников.

3. Интеллектуальное развитие (умный, любознательный, увлеченный, самостоятельный и пр.). Содержание данного конструкта определяет умственный потенциал школьника, развитие операций мышления и интеллектуальной сферы его личности. Присутствие фактора «Интеллектуальное развитие» в ИТЛ одаренных учащихся указывает на то, что педагоги имплицитно делят их на условные группы по принципу «умный - глупый». Выделение данной категории вполне ожидаемо, поскольку интеллектуальные способности являются основой обучаемости ребенка, а в формальном выражении - успеваемости ученика, по уровню которой часто оценивается эффективность педагогической деятельности. Это соответствует традиционному пониманию одаренности как проявления высокого интел-лекта.

4. Новаторство (творческий, инициативный, фантазер и пр.). В содержание этого конструкта включены характери-

стики, указывающие на неординарность и неконформность личности школьника, на способность к творчеству и инновациям. Наличие фактора «Новаторство» в ИТЛ одаренных учеников у педагогов фиксирует отношение их к одаренному ребенку как к потенциально творческой и радикальной личности.

5. Эмоциональное благополучие (веселый, общительный, жизнерадост-ный, активный). В содержание этого фактора включены личностные характеристики школьников, свидетельствующие об их эмоциональной адаптирован-ности, психологическом здоровье и ощущении комфорта в окружающем мире.

6. Высокое самомнение (амбициозный, высокомерный, самоуверенный). Фактор отражает стремление субъекта к социальным достижениям и высокому социальному статусу, что позволяет человеку самоутвердиться и получить удовлетворение от осознания собственных достижений и принятия их другими людьми.

7. Уникальность личности (яркий, неординарный, лидер). Фактор объединяет в себе черты, говорящие о необыкновенности, экстраординарности личности.

8. Морально-нравственный облик личности (вежливый, скромный, послушный, добрый, спокойный). По мнению А.Г. Шмелева, содержание факторов морально-нравственного облика личности определяет поведение личности по отношению к интересам других людей [7]. Наличие этого фактора в ИТЛ учащихся свидетельствует о категоризации учителями учеников как нравственно-положительных личностей.

Результаты исследования, представленные в таблице 1, демонстрируют, что ИТЛ одаренного школьника у педагогов отличаются по своей структуре количеством образующих их категорий. Так, в иерархическую структуру ИТЛ одаренного мальчика у респондентов включено шесть конструктов, а в структуру ИТЛ одаренной девочки - пять. Это свидетельствует о том, что ИТЛ одаренного мальчика у педагогов более сложная по сравнению с ИТЛ одаренной девочки, и говорит о наличие гендерного стереотипа у учителей гуманитарного цикла относительно интеллектуального превосходства мальчиков.

Иерархическое положение ведущих конструктов («Пси-хопатизация», «Морально-нравственный облик» и «Рациональный самоконтроль») свидетельствует о том, что для респондентов взаимодействие с учениками видится

проблемным, затруднительным, поскольку зафиксированные факторы довольно противоречивы. С одной стороны, личность одаренного школьника проблемная, психопатизи-рованная, а с другой - морально устойчивая и самоконтролирующая. Расположение и содержание категории «Психо-патизация» в структуре ИТЛ как одаренного мальчика, так и одаренной девочки у педагогов гуманитарных дисциплин, позволяют говорить о негативном отношении учителей этой группы к одаренному обучающемуся и ожидании трудностей в педагогическом общении. Содержание наименее значимых по валентности категорий («Интеллектуальное развитие», «Новаторство», «Высокое самомнение», «Уникальность личности») в ИТЛ одаренных школьников у педагогов гуманитарного цикла частично соответствует научным характеристикам одаренного ребенка, представленным в моделях Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, Д. Фельдхьюзена, М.А. Холодной и др. Однако занимаемая позиция названных факторов в иерархической структуре ИТЛ одаренного ученика и слабая наполненность этих категорий (3-4 шкалы-характеристики) говорит о том, что эти конструкты не являются превалирующими, критериальными в процессе идентификации и учителями гуманитарных дисциплин одаренности учеников.

Таким образом, в иерархическую структуру имплицитной теории личности одаренных учеников у педагогов включены независимые, ортогональные факторы, противоречивые по своему содержанию. Среди категорий, присутствующих у педагогов в структуре ИТЛ одаренных учащихся, только содержание отдельных соответствует существующим в научных концепциях характеристикам одаренности. Противоречивость выделенных в ИТЛ категорий и незначительное соответствие их содержания научным знаниям о детской

одаренности свидетельствует об отсутствии у педагогов критериев для идентификации одаренности школьников, что обусловливает необходимость организации психологического просвещения учителей по проблемам детской одаренности с целью пополнения, обогащения имеющихся у них знаний и представлений о личности одаренных мальчиков и девочек и особенностях взаимодействия с ними.

Список литературы

1. Былинская Н.В. Обычный и одаренный ученики: имплицитные теории личности в педагогическом сознании // Психология обучения. - 2011. - № 2. - С. 96-109.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

3. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М. : Издательский центр «Академия», 1996.

- 416 с.

4. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской и др.. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

- 68 с.

5. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

6. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1. - С. 32-39.

7. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка // Психологический журнал. - 1991.

- Т. 12. - № 2. - С. 27-44.

8. Renzulli J.S., Reis S.M. The Schoolwide Enrichment Model // Creative Learning Press, Mansfield. - 1997. - Vol. 7.

- P. 5-14.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Алена Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Планета детства» Менделеевского муниципального района РТ

АННОТАЦИЯ

В настоящее время возросло число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой, познавательной сфер и поведения. Эффективным методом помощи этим детям в решении данных проблем является песочная терапия. В статье раскрыты особенности применения песочной терапии в работе с детьми, с целью сохранения и укрепления психического здоровья.

ABSTRACT

Currently increased the number of children of preschool age having various problems in the development of emotionally-strong-willed, cognitive spheres and behavior. Effective method to help these children in solving these problems is the sand therapy. In the article the features of application of sand therapy in working with children, with the aim of preserving and strengthening mental health.

Ключевые слова: песочная терапия, песок, песочница.

Keywords: sand therapy, sand, sandpit.

По современным оценкам, 80 % всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональный компонент. Растет число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, что является причиной снижения уров-

ня развития познавательных психических процессов. Дети не всегда имеют возможность рассказать свои переживания, волнения и тревогу родителям, так как они, в большинстве случаев, уделяют недостаточно внимания своим детям. Также возросло число детей, у которых наблюдается агрессив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.