Научная статья на тему '«Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»'

«Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1208
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
песочная терапия / дети с ОВЗ / эмоциональная сфера / мелкая моторика / sand therapy / children with disabilities / emotional sphere / fine motor skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроза Оксана Ивановна

Использование песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using sand therapy correction emotional sphere of children with disabilities.

Текст научной работы на тему ««Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»»

138

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т 32, №1. С. 15-25.

2. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М., 2005. 283 с.

3. Киселёв С. Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 38-45.

4. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.

5. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния центральной нервной системы // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л.: Медицина, 1978. С. 165-183.

6. Мороз М. П., Чубаров И. В., Чмуханова А. Г. Оценка функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью вариационной хронорефлексометрии // Рос. физиологический журн. 2000. № 4. С. 471-480.

7. Панасюк А. Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью // Адаптированный вариант методики Векслера (WISC). М., 1973. С. 15381543.

8. Попова Т. В. Основы психофизической регуляции. -Челябинск: ЮуРГУ, 2002. 129 с.

9. Чуприкова Н. И. Время реакции и интеллект: почему они связаны? // Вопр. психологии. 1995. № 4. С. 65114.

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»

Гроза Оксана Ивановна

Педагог-психолог г. Ярославль

АННОТАЦИЯ

Использование песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.

ANNOTATION

Using sand therapy correction emotional sphere of children with disabilities.

Ключевые слова: песочная терапия, дети с ОВЗ, эмоциональная сфера, мелкая моторика. Keywords: sand therapy, children with disabilities, emotional sphere, fine motor skills.

Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития [2, с. 3]. Один из методов развития эмоциональной сферы детей - это песочная терапия.

Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, одни педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие - используют песок на занятиях. Педагоги-психологи ДОУ используют песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, а также при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности. В коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: при ознакомлении с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями

здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. У детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому требуется большое внимание уделять психоэмоциональному здоровью детей с ОВЗ [4].

Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является - песочная терапия.

В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга [3]. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состо-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

139

яние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью [5].

После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют:

• Позволяет снять контроль сознания;

• Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;

• Позволяет проработать психотравмирующие ситуации;

• Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;

• Является непосредственно творческим языком для детей и обеспечивает регресс для более старших;

• Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;

• Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;

• Дополнение к другим методам работы: изотерапия, сказкотерапия и др.

Организация песочной терапии: кабинет, ящик для песка (50х70), дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т.д.).

Вот некоторые методы работы, которые можно применять в детском саду:

Игровой - этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Психолог активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с психологом находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого психологом показываются возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа», «Мой день рождения», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк» и т.д. Или разыгрывается сказка, которую начинает психолог и продолжает ребенок, включая свое воображение.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.

Также песочную терапию можно использовать в диагностических целях, например: методика «Моя семья - на песке», она намного информативнее, чем рисунок «моя семья». Ведь многие дети не умеют рисовать, особенно большие проблемы возникают у детей с ОВЗ, детям с диагнозом ДЦП трудно держать карандаш в руках и они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Психолог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается. Также в течение занятия с ребенком психолог может выяснить: уровень развития речи; уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует ли сюжет у картинки); эмоциональное развитие и стиль семейных отношений (диалоги между героями).

Психолог все регистрирует в протоколе, и в конце игры - фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.

Еще песочная терапия актуальна в подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях.

На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели и задач. В коррекционно-развивающих занятиях лучше использовать «волшебные» фигуры: песочный человечек - властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну. При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом - гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм [1, с. 59].

Таким образом, групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе и толерантного отношения к «особым» детям, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ позволяет более эффективно решать следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и

140

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально - приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.

Список литературы:

1. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.» Журнал «Дошкольная педагогика». 2006. № 4. - С. 58 - 60.

2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс», 2010. - 80 с.

3. Куракина Н.М. «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». про-помошь.рф.

4. Матяш Ю.Б. «Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста» festival.1september.ru

5. Черняева М.А. «Связь мелкой моторики с речевыми функциями» по работам В.М. Бехтерева, исследованиям М. М. Кольцовой, института физиологии детей АПН РФ». nsportal.ru

РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ В РАМКАХ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА

Дудникова Анна Андреевна

Аспирантка Академии психологии и педагогики ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается современный подход к рассмотрению альтернативного позиционирования в рамках конструктивной конфликтности и конфликтной компетентности человека. Сформулированы вывод по поводу исследований, находящихся на пересечении социально-психологических исследований консенсуса, психологической теории решений, а также исследований в сфере конфликтологии, которые обеспечивают развитие психологической природы консенсуса в качестве приоритетного средства преодоления конфликтных ситуаций.

ABSTRACT.7he article discusses the current approach to the consideration of alternative positioning in the constructive conflict and conflict competence of a person. Conclusions about the research at the intersection of socio-psychological research consensus that psychological theories of solutions, as well as research in the field of conflict resolution, which facilitates the development of the psychological nature of consensus as a priority means of overcoming conflict situations.

Ключевые слова: альтернативное позиционирование, конфликтная компетентность, конструктивная конфликтность, метакогнитивнаю конфликтность, интеллектуальная саморегуляция.

Keywords: аlternative positioning, conflict competence, constructive conflict, metacognition conflicts, intelligent self-regulation.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день конфликтность, являясь одной из сторон альтернативности, играет огромную роль в жизни социума и каждого отдельного индивида. Невозможно найти какое-либо психологическое и социальное явление по отношению, к которому не имелось бы в истории науки свое мнение. Человечество всегда мечтало жить в мире, свободном от конфликтов и разногласий. Некоторые из представлений социальных наук были отображены в некой «теории равновесия» - своеобразной модели, которая описывает лабильное и стабильное общество. Несмотря на это реальность социума отличается от этих представлений и становится понятным, что никак не сплоченность и всеобщая солидарное отношение определяют современное общество, а конфликт в какой-то мере является столкновением ценностей.

Научный дискурс данного понятия упоминал еще Ч.Дар-вин в социал-дарвинизме, а также З.Фрейд, говоря о кон-

фликтности человеческой личности. Благодаря этому конфликтность перестала существовать, как некая патология, заняв свою нишу в иерархии нормальных явлений. «В психологической науке и практике проблемы гармонии и напряжения, конфликта и согласия, имеющие основополагающее значение для феноменологии внутреннего мира человека и мира его отношений с людьми, являются частью более общей проблемы психологического благополучия челове-ка.»[2, с. 69]

Рассматривая альтернативность, в качестве одной из сторон конфликтности, нужно сказать, что психология в формулировке психологического благополучия переходит с формата глубокой, интерперсональной феноменологии ко всеобщей огромной взаимосвязи благосостояния индивида с его самореализацией в мире. Поэтому на данный момент в психологической науке имеет место быть двум большим и развитым направлениям - психологическая теория реше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.