«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 159.92
Андронова Юлия Валерьевна Andronova Yulia Valerievna
магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education Клеймёнова Мария Вячеславовна Kleimenova Maria Vyacheslavovna магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education
Хвостова Ольга Геннадьевна Khvostova Olga Gennadievna
магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
SAND THERAPY AS A METHOD OF REDUCING ANXIETY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация, в статье проанализирована проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное состояние у детей влияет на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка, что находит отклик в исследованиях отечественной и зарубежной научной литературе. Использование игрового процесса, в течение которого ребенок проигрывает свои переживая, страхи и волнения в ходе песочной терапии, позволяет снизить уровень тревожности детей.
Abstract: the article analyzes the problem of anxiety in older preschool children. The emotional state of children affects the normal course of mental processes and the development of the child's personality, which resonates in the research of domestic and foreign scientific literature. The use of the game process, during which the child replays his experiences, fears and worries during sand therapy, allows to reduce the level of anxiety of children.
Ключевые слова, тревожность, песочная терапия, дети старшего дошкольного возраста.
XVМеждународная научно-практическая конференция
Keywords: anxiety, sand therapy, older preschool children.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольном возрасте тревожность находится на стадии своего становления и поэтому особенно важно начать коррекцию в этот период, когда еще возможно предпринять своевременные корригирующие меры.
У многих детей процесс социализации протекает с трудом. С каждым годом количество детей с повышенным беспокойством, тревожностью, заниженной самооценкой, замкнутостью, эмоциональной нестабильностью, страхами становится всё больше. Проблеме детской тревожности уделялось особое внимание у отечественных и зарубежных авторов и нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах Э.Э. Большебратской[1], О.А. Новиковской[2]. Но до сих пор проблема повышенной тревожности детей является актуальной и волнует сегодня как педагогов, психологов, так и родителей.
В Большом психологическом словаре Б.И Мещерякова[3], В. 3инченко[3] акцентируется внимание на том, что тревожность (англ. Anxiety) - «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [3, с. 56].
Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внёс A.M. Прихожан[3]. Тревожность рассматривается «как характерная черта депривационного синдрома»[4, c.8], спектр проявления которого очень широк - от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности.
Авторы, такие как Э.Э. Большебратской[1], О.А. Новиков-ской[2] и др, занимающиеся вопросами преодоления тревожного
«Инновационные аспекты развития науки и техники» поведения, предлагают большое количество различных игр и рекомендаций. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Недаром, еще Прихожан А.М [4] говорила, что игра для ребенка - это школа жизни и практика развития [4, с. 36].
Исходя из вышесказанного, мы убеждены, что именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их тревожности.
Специально организованные психологические игры в работе с детьми могут помочь им не только контролировать свое поведение в процессе общения, но и выражать свои эмоции.
Одна из форм естественной деятельности ребенка - игры с песком. Песок обладает свойством пропускать воду. По мнению К.Юнга[5], песок поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, приводит эмоциональное состояние в норму.
С помощью песочной терапии перед ребенком отрываются естественные возможности погружения в "мир" бессознательного и сознательного, где он может выражать свои страхи, идеи, чувства, желания, фантазии, появляется возможность разрядить эмоциональное напряжение в безопасной обстановке.
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории К. Юнга[5] о том, «что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессо-знательного»[5, с.45]. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Песочная терапия помогает при сильных эмоциональных нагрузках, ощущая покой и огромные возможности через прикосновения к песку и работы с ним.
XVМеждународная научно-практическая конференция
По мнению О.А. Новиковской[3],- «в бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты».
Проанализировав песочное творчество ребенка, можно выявить внутренний потенциал, психологические травмы и найти пути избавления от них. Благодаря этому виду арт-терапии можно найти выход из жизненной ситуации, решить проблему, снизить уровень стресса, выявить агрессию.
Как только человек погружается в творческий процесс, он начинает лучше контролировать себя, осознавать собственное поведение и поведение других.
По мнению А.М. Прихожан[4], - «язык бессознательного это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой».
Преимущество песочной терапии перед рисованием в том, что здесь отсутствует страх оценки. При рисовании происходит несоответствие внутреннего образа и то, что получилось на бумаге. И часто при рисовании ребенок отказывается выполнять задание. «Игры с песком погружают ребенка в древние слои нашей психики, когда оценки были для нас не актуальны»[6, с. 34].
Для песочной терапии необходимы два ящика, один с сухим песком, другой-мокрым песком и множество миниатюрных игрушек, желательно в интересах ребёнка, чтобы он смог раскрыть все стороны личности. Например, изображая свою семью, он может выбрать в качестве персонажей-животных. И желательно, чтобы выбор был большой для детальной интерпретации проблемы, если она возникла. Терапия может проводиться как индивидуально, так и в парах, редко целыми семьями.
В процессе песочной терапии ведущую роль выполняет ребенок. Перед ним не ставится жесткой задачи и критериев. Данный вид арт-
«Инновационные аспекты развития науки и техники» терапии подходит детям с 3 лет. Каждый ребенок желает создавать что то новое-затем ломать-затем опять создавать, но в обычной жизни он не чувствует силу защиты. Это может воплотить в песочнице. Уже в начале работы ребенка с песком можно заметить, как тревога начинает спадать.
Из этого следует, что пескотерапия является практически универсальным способом работы с деструктивным поведением старшего дошкольника и может включаться в педагогическую работу. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, уровень тревожности снижается, нормализуется его социальное поведения, корректируются детско-родительские отношений, создается у ребёнка обстановка внешней безопасности, внутренней защищённости, оказывается ему максимальная поддержка.
Библиографический список:
1. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия // Петропавловск, 2010. - 74с.
2. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников // СПб., 2005.
3. Мещерякова Б. Г., В. П. Зинченко Большой психологический словарь // Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009
4. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика // М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. -304 с.
5. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное // М.: Академический Проект, 2009. - 188 с.
6. Выготский, Л.С. Психология // М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2009. -1008 с.