Искусствоведение
УДК 7
Л.Х.Зиганшина
ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛЯМБИРСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ЛОКАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ТРАДИЦИИ
Статья посвящена рассмотрению локальной специфики песенной культуры лямбирских татар-мишарей, компактно проживающих не территории Республики Мордовия. Современное состояние рассматриваемого музыкально-поэтического комплекса определяется хорошей сохранностью этнического слоя, что подтверждается бытованием лирических напевов, свадебных плачей. В ситуации практически полной утраты данного пласта напевов в традициях прочих этнографических групп татар-мишарей указанные характеристики выявляют специфику лямбирской музыкально-поэтической культуры.
Ключевые слова: татары-мишари, песенная традиция, жанр, жанровый состав, свадебные плачи, лирические песни.
Ziganshina Liliya SONG CULTURE OF LYAMBIRSKIY TATAR - MISHARS: TO THE PROBLEM OF LOCAL SPECIFIC TRADITIONS
The article deals with the specifics of the local singing tradition lyambirskiy tatar-mishars. Analysis has shown the modern state of the considered tradition is determined well-preserved of ethnic layer Mishar song culture, as evidenced by domestic use of lyrical melodies, wedding laments. In a situation of almost total loss of the reservoir tunes in the tradition of the other ethnic groups of tatar-mishars these characteristics reveal the specifics of the local lyambirskoy subgroups. With the exception of lullabies, almost all the genres of the traditional repertoire, recorded in the past, continue to exist among lyambirskiy tatar-mishars today. And this fact undoubtedly distinguishes the studied tradition in the universal Shamar context. Thus, it can be said without exaggeration that most of our expedition records made (we emphasize this) in 2014 and 2015 are the lyric songs of the multi-syllabus structure, which in the conditions of the almost complete loss of the lyrical tradition in the Mishar song culture as a whole is more Than a specific phenomenon.
Key words: tatar-mishars, singing tradition, genre, genre composition, wedding laments, lyrical songs.
Изучение локальных музыкально-поэтических традиций в составе татарского этнокультурного комплекса продолжает оставаться одним из наиболее актуальных направлений в региональной фольклористике. Татары-мишари, являясь составной частью татарского этноса, в силу дисперсности расселения интегрируют в себе несколько этнографических подгрупп, каждая из которых характеризуется рядом специфических особенностей материальной и духовной культуры. В настоящей работе мы обратимся к рассмотрению музыкального фольклора лямбирских татар-мишарей, проживающих в Лямбирском районе Республики Мордовия1. Согласно этнографическим и историческим исследованиям, куст сёл лямбирских татар-мишарей образует самобытную подгруппу, характеристики материальной и духовной культуры которых ярко выделяют их в среде прочих мишарских локальных общностей. [3, 9] Насколько данное утверждение применимо по отношению к музыкальной составляющей духовной культуры лямбирских мишарей и, соответственно, насколько правомерно выделение их песенной культуры в качестве самостоятельного музыкального диалекта? Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, требует последовательного и тщательного рассмотрения. В данной статье мы лишь попытаемся определить некоторые подходы к решению данной проблемы.
Как известно, локальная специфика музыкальных традиций проявляется на самых различных уровнях - на уровне этнографического контекста бытования напевов, жанровой системе, репертуаре и музыкальной стилистике песенных образцов. В настоящей работе мы изложим некоторые наблюдения, связанные с жанровым составом изучаемой музыкально-поэтической культуры. Нами было произведено сравнительное рассмотрение всех опубликованных песенных образцов, репрезентирующих различные этнографические песенные традиции татар-мишарей, в том числе лямбирскую, и наших
1 Материал настоящей работы записан автором в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в Лямбирский район Республики Мордовия в 2014 и 2015 годах.
экспедиционных материалов. [1, 2, 4-8, 10] Результаты предпринятой аналитической процедуры сведены в таблицах 1 и 2. Отметим, что нами были использованы материалы не по всем этнографическим традициям, а лишь по тем, которые представлены в источниках наиболее полно: в таблице 1 изложены сведения по материалам, собранным в 1960-70-ые годы; в таблице 2 - информация по напевам, зафиксированным в период с 1995 года по настоящее время1.
_ Таблица 1
Жанр Лямбирские Сергачские Темниковские Керенские Хвалынские е и а с н нус сра К
Календарные - - - 1 - -
Свадебные плачи 7 4 7 2 1 -
Свадебные корильные и величальные песни 4 2 2 1 - -
Похоронный плач - 1 - - - -
Колыбельные 2 1 - - 2 -
Игровые песни 3 5 - - - -
Лирические песни на длинный стих 17 22 45 11 6 6
Лирические песни на короткий стих 7 4 12 1 2 1
Баиты 4 12 16 5 10 8
Мунаджаты - - - - 18 7
Книжные напевы - - - - 18 4
Таблица 2
Жанр Лямбирские Хвалынские Буинские Сергачские Керенские
Свадебные плачи 2 - - - -
Свадебные корильные и величальные песни 6 - 13 5 2
Календарные песни - 1 - 3 -
Рекрутские песни 3 4 15 - -
Игровые 7 2 18 12 -
Колыбельные - - - 4 -
Лирические песни на длинный стих 29 - - 1 37
Лирические песни на короткий стих 21 8 53 5 12
Баиты 18 4 6 16 14
Мунаджаты - 75 50 17 21
Книжные напевы - - - 3 -
Исходя из приведенных статистических данных, можно сделать ряд существенных выводов. Прежде всего, достаточно показателен тот факт, что материалы последних лет практически полностью коррелируют с данными по записям 1960-х-1970-ых годов. Для подтверждения данного тезиса позволим себе повторно привести сведения по количеству разножанровых музыкально-поэтических образцов, записанных у лямбирских татар-мишарей в разные годы:
1 Период с 1980 по 1995 не затронут в работе по объективным причинам: в существующих публикациях нами не было обнаружено записанных в эти годы образцов мишарской песенности.
ВЕСТНИК КАЗГУКИ № 2 2017
__Таблица 3
Период Свадебные плачи Свадебные корильные и величальные Колыбельные Игровые песни Многослоговые лирические Лирические песни на короткий стих Баиты
1960-1970 7 4 2 3 17 7 4
1995-2015 2 6 - 7 29 21 18
За исключением колыбельных песен, практически все жанры традиционного репертуара, фиксировавшиеся в прошлом, продолжают бытовать в среде лямбирских татар-мишарей и сегодня. И этот факт, безусловно, выделяет изучаемую традицию в общемишарском контексте. Так, совершенно без преувеличения можно говорить о том, что основную часть наших экспедиционных записей, сделанных (подчеркнем это) в 2014 и 2015 годах, составляют лирические песни многослоговой структуры, что в условиях практически полной утраты лирической традиции в мишарской песенной культуре в целом является более чем специфическим явлением. Например, у сергачских мишарей данный пласт песен исчез из репертуара полностью, хотя еще 1960-ые годы бытовал достаточно широко. Также весьма примечательным представляется факт фиксации образцов свадебных плачей. Согласно общепринятому мнению, плачи, приуроченные к свадебному обряду, - один из маркеров мишарского музыкального фольклора. Фиксировались напевы плачей практически повсеместно, однако сегодня, как свидетельствуют данные экспедиционных изысканий, жанр практически везде утрачен, кроме лямбирской подгруппы.
В свете вышесказанного хотелось бы напомнить, что согласно существующим представлениям мишарская песенная культура включает в себя два этнокультурных компонента, один из которых определяется как этнический, специфически мишарский, второй - как общетатарский. Первый из обозначенных компонентов представлен в мишарской песенной культуре жанрами обрядовых песен, а также образцами лирических песен. Общетатарский субстрат обнаруживает себя в существовании комплекса нарративных жанров и лирических песен общетатарского бытования. [8, с.303] В различных локальных традициях выделенные этнокультурные комплексы могут находиться в различных соотношениях с преобладанием того или иного субстрата. При этом, согласно общему мнению, практически во всех мишарских этнографических музыкально-поэтических комплексах наблюдается процесс постепенной утраты этнического пласта, заменой его на более поздние по времени возникновения напевы общетатарского распространения (как это происходит, например, у буинских, хвалынских и сергачских татар-мишарей).
Совершенно иная ситуация наблюдается в песенной традиции лямбирских татар-мишарей, по отношению к которой представляется возможным говорить о хорошей сохранности этнически характерного слоя песенности и практически полном отсутствии жанров, репрезентирующих общетатарский этнокультурный компонент. О последнем наиболее ярко свидетельствует отсутствие в традиционном репертуаре мунаджатов. Данный факт - без сомнения исключителен, так как в последние годы среде татар-мусульман различных этнографических подгрупп мунаджаты являются одним из ведущих жанров. В ходе наших экспедиционных изысканий мы уделяли специальное внимание данному вопросу, однако информанты, как правило, не могли ни исполнить образцы мунаджатов, ни даже указать на возможность их бытования. Единственным исключением здесь предстает свидетельство К.Ш. Ипкаевой, 1954 г.р., уроженки с. Черемишево. Согласно ее воспоминаниям, бабушка в детстве исполняла ей мунаджаты и даже обучала им. На наш взгляд, на основании экспедиционных данных последних лет было бы преждевременным делать какие-либо категоричные выводы, связанные с распространением жанра у лямбирских мишарей в прошлом. Совершенно определенно можно утверждать лишь то, что сегодня в местной среде мунаджаты отсутствуют и данный факт выявляет специфику лямбирской музыкально-поэтической культуры в общемишарском контексте. Однако возникает вопрос: связана ли такая избирательность исследуемой традиции с особыми условиями ее существования? Или же прекрасная сохранность этнических лирических песен обусловила отсутствие необходимости обращения к каким-либо иным жанровым компонентам традиционной музыкально-поэтической культуры? Одним словом, проблема бытования жанра мунаджата у лямбирских татар-мишарей остается открытой и требует специального изучения.
Завершая предпринятое рассмотрение, еще раз подчеркнем, что локальная специфика лямбир-ской песенной культуры в ее современном состоянии обнаруживается в хорошей сохранности этнических, специфически мишарских напевов - лирических песен и свадебных плачей. Настоящая статья не претендует на исчерпанность заявленной проблематики и дальнейшие изыскания в данной области, несомненно, дополнят наши выводы. Однако и на данном этапе можно констатировать тот факт, что музыкально-поэтическая традиция лямбирской подгруппы представляет собой яркий этнокультурный феномен, требующий самого пристального внимания.
Литература
1. Зиганшина Л.Х. Современное состояние песенной культуры буинских татар-мишарей / / Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов: Материалы Международной научно-практической конференции. -Казань, 2014. - С. 276-278.
2. Исхакова-Вамба Р. Татарские народные песни. - М., 1981. - 190 с.
3. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. -Казань.: Изд-во Магариф, 2008. - 295 с.
4. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. - М., 1970. - 184 с.
5. Нигмедзянов М. Н. Татар халык ж;ырлары. - Казан, 1976. - 215 б.
6. Сайдашева З. Н., Ярми Х. Х. Татарско-мишарские песни. - М., 1979. - 78 с.
7. Сарварова Л.И., Смирнова Е.М. Песни татар-мишарей. - Казань, 2016. - 488 с.
8. Сарварова Л.И. Музыкально-поэтическая культура татар-мишарей: к вопросу о стилевой специфике традиции // Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов: Материалы Международной конференции. -Казань, 2014. - С. 303 - 306.
9. Татары. - Москва.: Наука, 2001. - 583 с.
10. Шарифуллина Н.М. Свадебные плачи татар-мишарей Ульяновской области: взаимосвязи и параллели с финно-угорским, славянским фольклором // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Международной научной конференции. - Казань, 2013. - С. 136 - 146.
УДК 781
Г.Р.Камалова, Е.Е.Новгородова МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ
В статье дан обзор опыта европейских стран и России в области музыкального образования. В работе анализируются социокультурные условия и факторы, влияющие на формирование музыкального образования в Европе и России. Выявлены наиболее удавшиеся решения проблем, связанных с частными и общими вопросами в данной сфере.
Ключевые слова: музыкальное образование, система музыкального образования, совет по искусству.
G.RKamalova, E.E.Novgorodova MUSIC EDUCATION IN GERMANY, GREAT BRITAIN AND RUSSIA
The article presents an overview of musical education development in Europe and Russia. Social and cultural conditions and factors of development of musical education are analyzed. The authors reveal the most successful decisions of the problems connected with special and general issues in this field. Music is an enriching and valuable academic subject. Research evidence shows that a quality music education can improve self-confidence, behaviour and social skills, as well as improve academic attainment in areas such as numeracy, literacy and language.
This is why it is vital that a quality music education is available to all children and young people. It must not become the preserve of those children whose families can afford to pay for tuition and ensemble opportunities.
In asking Darren Henley to carry out a review into music education, the Government of Great Britain sought to establish what is needed to make sure that inequalities in provision across the country are addressed, and that public funding is used to further Government priorities - that every child should experience a rounded cultural education, including the opportunity to learn a musical instrument and to sing.
Key words: music education, the system of music education, arts council.
Ключевую роль в формировании музыкального образования в различных странах играют социокультурные условия. В одних странах это влияние педагогических традиций, таких как метод Ко-даи в Венгрии, метод Орфа в Германии, или метод Судзуки в Японии, в других это могут быть более общие аспекты образовательной политики, а именно влияние оценки общества, степень приверженности принятым программам и т.д. [5]. Все эти факторы формируют музыкальное образование в той или иной стране. При сравнении стран есть возможность выявить наиболее удавшиеся решения проблем, связанные с общими вопросами, и по возможности перенять данный опыт.
Преобразования в сфере музыкального образования идут во всем мире; так, в Великобритании известный музыкальный деятель Даррен Хенли предложил правительству свои рекомендации по модернизации музыкального образования. Многие проблемы, которые поднимаются в этих рекомендациях, идентичны проблемам музыкального образования в России. На некоторые из них правительство