Научная статья на тему 'Ладозвукорядные особенности лирических песен лямбирских татар-мишарей'

Ладозвукорядные особенности лирических песен лямбирских татар-мишарей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / ТАТАРЫ-МИШАРИ / ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / БАИТЫ / ЛАДОЗВУКОРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО / ЗВУКОРЯД / АНГЕМИТОНИКА / ГЕМИТОНИКА / ПЕНТАТОНИКА / АМБИТУС / ETHNOMUSICOLOGY / TATAR-MISHARS / LYRIC SONGS / BEITS / MODAL-SCALE SCTRUCTURE / SCALE / ANHEMITONIC / HEMITONIC / PENTATONIC / RANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиганшина Лилия Хаматхарисовна

Рассмотрены особенности ладозвукорядного строения многослоговой лирики лямбирских татар-мишарей, расселенных на территории Республики Мордовия. Новизна заключается в выделении их локальной песенной культуры в качестве самостоятельного объекта. Среди прочих жанровых компонентов наиболее значимым и этнически репрезентативным компонентом песенной культуры татар-мишарей любой локальной традиции признаются лирические песни и баиты, сходные с точки зрения своего музыкально-стилистического строения. По отношению к образцам лирики и баитов предпринят последовательный анализ ладозвукорядного строения: выявлены степень распространения ангемитонных звукорядов, особенности включения гемитонных сопряжений, мелодическое развитие в напеве. Как показал анализ, ладозвукорядное устройство лирических напевов и баитов татар-мишарей лямбирской подгруппы характеризуется рядом признаков, в целом вписывающихся в общие представления о звуковысотном строении напевов мишарской традиции. Это касается степени распространения ангемитонных звукорядов, основных приемов включения гемитонных сопряжений. Так, среди пяти звукорядных форм ангемитонной пентатоники в местной среде наибольшее распространение получил звукоряд 3-2-2-3. Также универсальными предстают принципы включения полутоновых сопряжений за счет введения в качестве вспомогательных и проходящих во внутрислоговом распеве и в результате сочетания в напевах различных видов ангемитонной пентатоники, приводящего к образованию «полутонов на расстоянии». Вместе с тем нами были выявлены и специфические характеристики, связанные с выбором конкретных форм взаимодействия ангемитонных звукорядов, включения полутонов, имеющих собственную диатоническую природу. Например, в качестве вспомогательных и проходящих, образующих полутоновые сопряжения, могут выступать лишь некоторые тоны. Кроме того, их включение ограничено конкретными мелодико-интонационными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FEATURES IN LYRICAL SONGS OF LYAMBIRSKY TATAR-MISHARS

The article is dedicated to special aspects of modal organization in lyambirsky tatar-mishar’s multisyllabic lyric. Novelty of this paper is connecting with selection of local song traditions of lyambirsky tatar-mishars, living across Republic of Mordovia, as separate object of research. Most important and ethnically representative among other genre elements are lyric songs and beits, which are similar in relation to musically-stylistic structure. Lyric songs and beits were consistently analyzed, followed by findings: range of anhemitonic scale expansion, peculiarity of hemitonic correlation insertion, melodic development in song. According to analysis, lyric songs and beits have some characteristics, which are fit in general picture of pitch organization in tatar-mishar’s songs. It concerns anhemitonic scale expansion, basic methods of hemitonic correlation insertion. Thus, in local area among five scale forms of anhemitonic pentatonism the scale 3-2-2-3 was spread mostly. Besides, ways of semitonal correlation inclusion through adding as auxiliary and passing notes within intrasyllabic melody, and combining in melodies of various types of anhemitonic pentatonism are commonly-used. These methods lead to creating ‟semitones in distance”. Meanwhile the structure of lyric songs and beits of lyambirsky tatar-mishars has specific characteristics. For instance, just few tones, which create semitone correlation, can be serve as auxiliary and passing notes. Moreover, their inclusion is restricted by certain melodic situations.

Текст научной работы на тему «Ладозвукорядные особенности лирических песен лямбирских татар-мишарей»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 7 -

Л. Х. Зиганшина

аспирант, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова E-mail: [email protected]

ЛАДОЗВУКОРЯДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН ЛЯМБИРСКИХ ТАТАР-МИШАРЕЙ

Рассмотрены особенности ладозвукорядного строения многослоговой лирики лямбирских татар-мишарей, расселенных на территории Республики Мордовия. Новизна заключается в выделении их локальной песенной культуры в качестве самостоятельного объекта. Среди прочих жанровых компонентов наиболее значимым и этнически репрезентативным компонентом песенной культуры татар-мишарей любой локальной традиции признаются лирические песни и баиты, сходные с точки зрения своего музыкально-стилистического строения. По отношению к образцам лирики и баитов предпринят последовательный анализ ладозвукорядного строения: выявлены степень распространения ангемитонных звукорядов, особенности включения гемитонных сопряжений, мелодическое развитие в напеве.

Как показал анализ, ладозвукорядное устройство лирических напевов и баитов татар-мишарей лям-бирской подгруппы характеризуется рядом признаков, в целом вписывающихся в общие представления о звуковысотном строении напевов мишарской традиции. Это касается степени распространения ангемитонных звукорядов, основных приемов включения гемитонных сопряжений. Так, среди пяти звукорядных форм ангемитонной пентатоники в местной среде наибольшее распространение получил звукоряд 3-2-2-3. Также универсальными предстают принципы включения полутоновых сопряжений за счет введения в качестве вспомогательных и проходящих во внутрислоговом распеве и в результате сочетания в напевах различных видов ангемитонной пентатоники, приводящего к образованию «полутонов на расстоянии». Вместе с тем нами были выявлены и специфические характеристики, связанные с выбором конкретных форм взаимодействия ангемитонных звукорядов, включения полутонов, имеющих собственную диатоническую природу. Например, в качестве вспомогательных и проходящих, образующих полутоновые сопряжения, могут выступать лишь некоторые тоны. Кроме того, их включение ограничено конкретными мело-дико-интонационными ситуациями.

Ключевые слова: этномузыкология, татары-мишари, лирические песни, баиты, ладозвукорядное устройство, звукоряд, ангемитоника, гемитоника, пентатоника, амбитус

Для цитирования: Зиганшина, Л. X. Ладозвукорядные особенности лирических песен лямбирских татар-мишарей / Л. X. Зиганшина //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2016. - № 2 (46). - С. 137-141.

Музыкально-поэтическая традиция татар- времени, является лямбирская1 [10; 3]. Но, как

мишарей представляет собой яркое этнокуль- это ни парадоксально, специального рассмот-

турное явление, характеризующееся рядом рения она до сих пор не получала. С целью

жанровых и музыкально-стилистических осо- записи музыкально-этнографического мате-

бенностей. Вместе с тем мишарская песенная риала, репрезентирующего традицию этой са-

культура - это и конгломерат локально- мобытной подгруппы, в 2014 и 2015 гг. было

территориальных традиций, каждая из кото- предпринято обследование ареала Лямбирско-

рых имеет комплекс специфических особен- го района Республики Мордовия, включившее

ностей. Одной из наиболее самобытных под- _

групп, сохранивших своеобразие этнокультурной составляющей вплоть до сегодняшнего

групп, сохранивших своеобразие этнокуль- 1 На территории Республики Мордовия компактным районом

расселения татар-мишарей является Лямбирский район - лямбирская подгруппа мишарей. К ней же примыкают мишари Ромоданов-ского, Инсарского, Рузаевского районов Мордовии.

137

семь населенных пунктов (с. Лямбирь, с. Че-ремишево, с. Татарская Свербейка, с. Татарская Тавла, с. Кривозерье, с. Аксеново, с. Пен-зятка). Записанный песенный материал позволил констатировать высокую степень сохранности специфического пласта песенности -того, который наиболее ярко выделяет мишар-скую традицию в общетатарском контексте. Вплоть до настоящего времени в местной среде бытуют лирические песни и баиты, есть возможность зафиксировать образцы свадебных плачей. Данный факт является, на наш взгляд, более чем примечательным. Отметим, что большая часть локальных традиций мишарей характеризуется утратой специфического мишарского репертуара, заменой последнего на общетатарские напевы [1, с. 122125; 7, с. 116-121].

Объектом рассмотрения в настоящей статье станут лирические песни и баиты - наиболее показательные и вместе с тем хорошо сохранившиеся в местной среде жанровые компоненты песенной культуры, характеризующиеся, по общему мнению, сходными закономерностями музыкально-стилистического устройства [8, с. 67-68]. Предметом рассмотрения избрано ладозвукорядное устройство напевов.

Предваряя последующее изложение, отметим, что на сегодняшний день не установилось единой позиции относительно специфики ладозвукорядной основы многослоговых напевов татар-мишарей. Практически каждый исследователь предлагает на данный счет собственные наблюдения. Это касается степени распространения ангемитонных звукорядов, амбитуса их развертывания, включения геми-тонных сопряжений и ряда других параметров. Так, З. Сайдашева указывает на разнообразие форм звуковысотных сопряжений, основанных на взаимодействии ангемитонного и гемитонного принципов ладового устройства: «наиболее широко в лирике мишарей представлен гемитонный пласт, чаще всего в чередовании ангемитонных и диатонических интонационных ячеек...» [5, с. 59; 6, с. 88-92]. Л. Сарварова, также отмечая характерность гемитонных сопряжений для мишарской пе-

сенности, вместе с тем указывает на преобладание ангемитонного принципа ладового устройства и ограничивает разнообразие гемито-ники двумя конкретными формами: эолийской и дорийской [8, с. 99-100]. Отсутствие единого мнения отчасти объясняется, на наш взгляд, разностью исследуемого материала. Так, З. Сайдашева делает свои выводы на песенном материале темниковской группы мишарей [6, с. 88-92], результаты исследования Л. Сарваровой сформулированы на основе рассмотрения традиции кузнецкой этнографической подгруппы, расселенной в Пензенской области [9, с. 100-102]. Песенная традиция лямбирских татар-мишарей, как представляется, обладает комплексом специфических характеристик, касающихся в том числе и ладоз-вукорядной организации, которые вплоть до настоящего времени не удостаивались отдельного рассмотрения. Тем самым актуальность предпринятого в настоящей работе рассмотрения не вызывает сомнения.

Анализ многослоговой лирики, бытующей в среде лямбирских татар-мишарей, показал, что большинство образцов представляют собой реализацию ангемитонного принципа звуковы-сотной организации. При этом среди пяти зву-корядных форм ангемитонной пентатоники в местной среде наибольшее распространение получил звукоряд е1 (27 образцов). Вторую по популярности позицию занимает терцовая мажорная разновидность ангемитонной пентатоники - звукоряд g (9 образцов). Бестерцовые звукоряды а и й встречаются достаточно редко (соответственно два и три образца), а звукоряд к в песенной культуре лямбирских мишарей не встречается вовсе. Показательно, что данные наблюдения полностью встраиваются в выводы о степени распространения ангемитонных зву-

1 При описании звукорядных разновидностей ангеми-тонной пентатоники мы пользуемся буквенной системой обозначения пентатонных звукорядов, предложенной М. Кондратьевым [2, с. 86-91]. В ее основе лежит единый конвенциональный звукоряд: Н — й — е — g — а — к — й1 — е1 — g1 — а1 — к1. Согласно данной системе звукорядные разновидности ангемитонной пентатоники именуются по опорному тону, расположенному, как правило, в нижней части звукоряда: пентатоника 2232 будет обозначаться как лад g, пентатоника 3223 как лад е и т. д.

138

корядов, сделанные на обобщении всего опубликованного по мишарской традиции материала [8, с. 91-93].

Включение гемитонных сопряжений в ан-гемитонную структуру напевов согласно существующим представлениям может происходить двумя основными способами: 1) за счет включения полутоновых сопряжений в качестве вспомогательных и проходящих во внутрислоговом распеве [4, с. 192; 5, с. 60; 8, с. 87]; 2) в результате сочетания в напевах различных видов ангемитонной пентатоники, приводящего к образованию «полутонов на расстоянии» [4, с. 190-191; 5, с. 60; 8, с. 87]. Данные формы введения полутонов в ангеми-тонные в своей основе звукоряды оказываются актуальными и для лямбирской традиции. Так, чрезвычайно характерным является усложнение ангемитонной песенной мелодии звуками, прилегающими к основным тонам и образующими так называемые «проходящие» и «вспомогательные» полутоны. При этом, несмотря на распространенность, конкретные формы их включения определяются двумя факторами. Во-первых, в качестве вспомогательных и проходящих, образующих полутоновые сопряжения, могут выступать лишь некоторые тоны. Например, в звукоряде е - это прежде всего звуки, «дополняющие» ангеми-тонный остов тонами эолийского звукоряда. Во-вторых, их включение ограничено конкретными мелодико-интонационными ситуациями. В частности, секундовая ступень (fis) в звукоряде е вводится исключительно как «проходящая» в нисходящем движении.

Столь же регламентированным оказывается появление «полутонов на расстоянии», обусловленное взаимодействием двух ангемитон-ных звукорядов. Всего нами было выявлено две формы подобного рода сочетаний: первый основан на выявлении звукорядов e и h (звукоряда, не встречающегося в самостоятельном виде), второй представляет собой результат взаимодействия звуковысотных шкал g и d. Несмотря на широкую распространенность в мишарской традиции феномена взаимодействия звукорядов, специфику лямбирских напе-

вов определяет сам выбор конкретных форм. Так, в песенных образцах кузнецких мишарей в формировании единой тоновой шкалы участвуют только звукоряды е и а [8, с. 95-96].

Появление полутонов, имеющих собственно диатоническую природу, также оказывается весьма характерным явлением в напевах лям-бирских татар-мишарей, которое вместе с тем ограничено несколькими конкретными формами. Первая из них, связанная с включением секстового тона в звукоряд e в двух высотных вариантах - эолийском и дорийском, является характерной и для напевов прочих этнографических подгрупп мишарей [8, с. 97-100]. Вторая форма собственно гемитонных сопряжений, обусловленная включением миксолидийской септимы в звукоряде g, оказывается специфической для лямбирских напевов.

Амбитус развертывания звукорядов в лирических напевах и баитах лямбирских татар-мишарей в целом вписывается в существующие представления, сформированные на общемишар-ском песенном материале. Диапазон большинства напевов достигает октавы, а нередко ноны и децимы. Также сходным оказывается принцип освоения звукоряда, согласно которому весь объем звукоряда может охватываться в рамках одной попевки (см. пример). Отметим, что последняя характеристика выделяет мишарские песенные образцы в контексте общетатарской песенной культуры. Так, у казанских татар в многослоговой лирике широкий диапазон напевов достигается за счет суммирования малообъемных попевок.

Завершая предпринятое рассмотрение, отметим, что ладозвукорядное устройство лирических напевов лямбирских татар-мишарей характеризуется рядом признаков, в целом вписывающихся в общие представления о зву-ковысотном строении напевов мишарской традиции. Это касается степени распространения ангемитонных звукорядов, основных приемов включения гемитонных сопряжений. Вместе с тем нами были выявлены и специфические характеристики, связанные с выбором конкретных форм взаимодействия ангемитонных звукорядов, включением полутонов, имеющих собственно диатоническую природу.

139

Пример. «Бигнямэн»

J>=90

Я ; ю —¡¿Bis т- — *

f * Г У J 1. Мэ- ска- улэ-р{е)- дэн 7fe^^^r -W- чь - С!г г 1 ] ■ га у-р(ы)- ман, V V

—л—g—?

у-р(ы)-мш а - ¡м- па - рм ку -p(u)- tau.

О»., .. Л. ... n Fl У

ЩЩ Р и Mf L-Г и

IIa - ла-р(ы) - дай ю- :ль' и.; |>-;<|- дэм, 1>:мК': ■ eih- мэн.

$1 - N V >

4- ;— )— - —Jl J—- —в —i-\

чы - да - рт ка - - ,ча - ;:ы да-р(ы) - ма[у)н.

1. Зиганшина, Л. Х. Музыкально-поэтическая традиция татар-мишарей Дрожжановского района Республики Татарстан / Л. Х. Зиганшина // Бусыгинские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань, 2010. - Вып. 2. - С. 122-125.

2. Кондратьев, М. Г. Основные свойства чувашской пентатоники / М. Г. Кондратьев // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межресп. науч. конф. (Казань, 1-2 нояб. 1993 г.). -Казань, 1995. - С. 86-91.

3. Мухамедова, Р. Г. Татары-мишары: Историко-этнографическое исследование / Р. Г. Мухамедова. - Казань: Наука, 2008. - 295 с.

4. Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка / М. Н. Нигмедзянов. - Казань, 2003. - 255 с.

5. Сайдашева, З. Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории / З. Н. Сайдашева. - Казань, 2002. - 166 с.

6. Сайдашева, З. Н. Озын кей татар-мишарей (Особенности стиля) / З. Н. Сайдашева // Музыкальная наука среднего Поволжья: материалы юбилейной конф. (Казань, 20 июля 1996 г.). - Казань, 1999. - С. 88-92.

7. Сарварова, Л. И. Песенная культура сергачских мишарей: к вопросу о специфике локальной традиции / Л. И. Сарварова // Бусыгинские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань, 2010. - Вып. 2. -С. 116-121.

8. Сарварова, Л. И. Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуковысотной и фактурной организации: дис. ... канд. искусствоведения / Л. И. Сарварова; КГК. - Казань, 2006.

9. Сарварова, Л. И. Ладозвукорядная организация лирических многослоговых напевов татар-мишарей / Л. И. Сарварова // Духовно-нравственное, эстетическое, этнохудожественное воспитание молодежи средствами музыкального искусства: материалы Респ. науч.-практ. конф. (26 марта 2004 г.). - Казань, 2004. - С. 100-102.

10. Татары: моногр. / Р. Уразманова, С. Чешко, Д. Исхаков, Л. Измайлов и др. - Москва: Наука, 2001. -583 с. - (Народы и культура).

Получено 18.01.2016

140

L. Ziganshina

post-graduate student, Kazan State Conservatoire named after N. Zhiganov E-mail: [email protected]

ORGANIZATION FEATURES IN LYRICAL SONGS OF LYAMBIRSKY TATAR-MISHARS

Abstract. The article is dedicated to special aspects of modal organization in lyambirsky tatar-mishar 's multisyllabic lyric. Novelty of this paper is connecting with selection of local song traditions of lyambirsky tatar-mishars, living across Republic of Mordovia, as separate object of research. Most important and ethnically representative among other genre elements are lyric songs and beits, which are similar in relation to musically-stylistic structure. Lyric songs and beits were consistently analyzed, followed by findings: range of anhemitonic scale expansion, peculiarity of hemitonic correlation insertion, melodic development in song.

According to analysis, lyric songs and beits have some characteristics, which are fit in general picture of pitch organization in tatar-mishar's songs. It concerns anhemitonic scale expansion, basic methods of hemitonic correlation insertion. Thus, in local area among five scale forms of anhemitonic pentatonism the scale 3-2-2-3 was spread mostly. Besides, ways of semitonal correlation inclusion through adding as auxiliary and passing notes within intrasyllabic melody, and combining in melodies of various types of anhemitonic pentatonism are commonly-used. These methods lead to creating "semitones in distance". Meanwhile the structure of lyric songs and beits of lyambirsky tatar-mishars has specific characteristics. For instance, just few tones, which create semitone correlation, can be serve as auxiliary and passing notes. Moreover, their inclusion is restricted by certain melodic situations.

Keywords: ethnomusicology, tatar-mishars, lyric songs, beits, modal-scale sctructure, scale, anhemitonic, hemitonic, pentatonic, range

For citing: Ziganshina L. 2016. Organization features in lyrical songs of lyambirsky tatar-mishars. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 137-141.

References

1. Ziganshina L. 2010. Musical-poetical tradition of tatar-mishars of Drozhanovsky area in Republic of Tatarstan. Busyginskie chteniya [Busygin's readings]. Kazan. Vol. 2: 122-125. (In Russ.).

2. Kondratev M. 1995. Main functions of Chuvash pentatonic. Pentatonika v kontekste mirovoy muzykal'noy kul'tury [Pentatonic in a context of world musical culture]. P. 86-91. (In Russ.).

3. Mukhamedova R. 2008. Tatary-mishary: Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Tatar-mishars: Historical and ethnographic research]. Kazan. 295 p. (In Russ).

4. Nigmedzianov M. 2003. Tatarskaya narodnaya muzyka [Tatar folk music]. Kazan. 255 p. (In Russ.).

5. Saidasheva Z. 2002. Pesennaya kul'tura tatar Volgo-Kam'ya. Evolutsiya zhanrovo-stilevykh norm v kontekste natsional'noy istorii [Song culture of the Tatars of the Volga-Kama. The evolution of the genre and stylistic norms in the context of national history]. Kazan. 166 p. (In Russ).

6. Saidasheva Z. 1999. Long song of Tatars Mishar. Muzykal'naya nauka srednego Povolzh'ya [Musical science of the Middle Volga]. P. 88-92. (In Russ).

7. Sarvarova L. 2010. Sergach Mishars song culture: the question about the specifics of the local tradition. Busyginskie chteniya [Busygin's readings]. Kazan. Vol. 2: 116-121. (In Russ).

8. Sarvarova L. 2006. Etnicheskiy komponent pesennoy kul'tury tatar-misharey: Voprosy zvukovysotnoy i fakturnoy organizatsii [The ethnic component of the song culture of the Tatars-Mishars: Questions and texture of pitch organization]. Kazan. (In Russ).

9. Sarvarova L. 2004. Pitch organization a lot of lyrical syllable tunes Tatar-Mishars. Dukhovno-nravstvennoe, esteticheskoe, etnokhudozhestvennoe vospitanie molodezhi sredstvami muzykal'nogo iskusstva [Spiritual, moral and aesthetic education of youth ethnoart means of musical art]. P. 100-102. (In Russ).

10. Tatars. 2001. Urazmanova R., Cheshko S., Iskhakov D., Izmailov L., ed. Moscow: Nauka. 583 p. (In Russ).

Received 18.01.2016

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.