120
Вестник Смоленской медицинской академии М2-3, 2009
зайцев. Беседа по телефону - и я в Москве! На этот раз меня «приютил» Павел Васильевич Сергеев -доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии 2-го Московского государственного медицинского института.
Авторитет Виктора Сергеевича творил чудеса! Передо мной тут же раскрылись двери всех лабораторий. Московские коллеги с большим интересом отнеслись к моему исследованию и тут же предложили путь решения проблемы. Главной проблемой была... покупка свежих куриных яиц! Из желтков готовилась суспензия липосом, в среде которых изучались антиоксидантные эффекты привезенных мной веществ.
Три недели пролетели как три дня. В Смоленск я возвращался в отличном настроении. По приезде я с гордостью развернул перед учителем свитки записанных в ходе опытов кривых. Приятно было и то, что изучавшиеся вещества продемонстрировали отчетливые эффекты. Не откладывая дела в долгий ящик, я на следующий день приступил к работе над статьей. Виктор Сергеевич просмотрел черновик и в целом был удовлетворен результатом. Параллельно я успел закончить работу над обзором литературы. Так как на кафедре (да и во всем институте) не было компьютера, то черновик был написан от руки, но чтобы Виктору Сергеевичу было легче читать и делать правки, я напечатал дубликат на печатной машинке. Последнее мне очень пригодилось в последующем - когда, наконец, на кафедре появился первый компьютер, я легко смог его освоить.
К огромному сожалению, В. С. Яснецов не смог увидеть результат нашего труда на страницах журнала. Не прошло и полутора лет моей аспирантуры, как я внезапно «осиротел» - Виктор Сергеевич
скоропостижно скончался. Эту несправедливую потерю ощутили все, кто знал Виктора Сергеевича -родственники, друзья, коллеги по работе. Он ушел от нас на пике активности. Никто не был готов к такому ходу вещей. Ведь накануне Виктор Сергеевич работал на даче, был весел и бодр. И вот похороны. Среди множества людей, пришедших проститься с В. С. Яснецовым, я ходил как потерянный.
.По возвращении с кладбища в автобусе со мной заговорил сын Виктора Сергеевича. Как оказалось, Владимир Викторович Яснецов имел прямое отношение к делу отца. Более того, он в свои относительно молодые годы уже был доктором медицинских наук и работал в Москве в Институте исследования гидробионтов. Когда я поделился с ним с моей личной проблемой, Владимир Викторович уверенно предложил мне свое научное руководство и поддержку. Так эстафету отца подхватил сын. Благодаря содействию Владимира Викторовича Яснецова моя работа была закончена в срок. Примерно за месяц до защиты в печати появилась долгожданная статья.
***
Невозможно передать словами ту благодарность, которую хотелось бы высказать Виктору Сергеевичу, предложившему мне интересную научную тему и обеспечившему для меня столь высокие стартовые возможности на начальном этапе обучения. Как правило, такие долги отдать невозможно, особенно если учителя уже нет рядом с тобой. Но мне повезло. В этом году в стенах Смоленской медицинской академии защитил кандидатскую диссертацию мой ученик Сергей Яснецов, внук Виктора Сергеевича.
УДК 615.(09)
ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР СМОЛЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
В апреле 1960 года Смоленский медицинский институт отметил свой славный 40-летний юбилей. Из небольшого медицинского факультета, сформированного первоначально в составе университета (1920 г.), институт вырос в крупное учебное и научное учреждение нашей страны. Значительно увеличивается прием студентов на первый курс, открывается вечернее отделение лечебного факультета. В 1963 году открыт второй в институте факультет -стоматологический. Руководителем партийной ор-
С. Е. ФИЛИЧКИН
Смоленская государственная медицинская академия
ганизации института в это время был доцент Виктор Сергеевич Яснецов.
В январе 1964 году в штатном составе института впервые вводится должность проректора по учебной работе, на которую назначается Виктор Сергеевич. Приступив к работе в новой должности, Виктор Сергеевич берет учебно-воспитательную работу под личный контроль, начиная с набора студентов в институт. Министерством здравоохранения РСФСР в соответствии с планом приема сту-
дентов на первый курс предусматривалось зачисление определенного количества студентов, о чем давалась информация в открытой печати, причем требовалось строго соблюдать социальные соотношения зачисляемых абитуриентов. В связи с этим ректор института заранее получал специальное указание-разнарядку. Необходимо было набрать не менее 50% мужчин, в том числе со стажем работы. В эту категорию входили также и демобилизованные военнослужащие. Из сельской местности набирали 35-40%. Провести вступительные экзамены, отобрав на первый курс хорошо подготовленных к учебе абитуриентов, одновременно выполнив государственный социальный заказ, представлялось делом далеко не простым и исполнялось в нашем институте исключительно благодаря слаженной, четко организованной работе экзаменационной и приемной комиссий.
Учебный процесс на всех курсах и кафедрах осуществлялся по годовому плану-графику, составленному в соответствии с утвержденными учебными планами каждого учебного подразделения института. Расписание занятий студентов составлялось деканами с учетом пожеланий кафедр для каждого курса всех факультетов за месяц до окончания текущего семестра и после ознакомления с ним и последующего согласования с кафедрами утверждалось проректором по учебной работе. Для большинства теоретических кафедр готовилось так называемое «фронтальное» расписание, для клинических кафедр - «цикловое», а для медико-биологических -«прерывисто-цикловой» вариант.
В годовые планы-графики работы учебных подразделений, так же как и в неоднократно согласованные расписания занятий, как правило, в сентябре все равно приходилось вносить существенные коррективы путем перемещения циклов, укорочения или удлинения семестров. Почти всегда приходилось уплотнять занятия по причине задержки студентов на сельскохозяйственных работах. Переназначались дни экзаменационных сессий, но ни в коем случае не допускалось уменьшения их продолжительности, причем без ущерба для каникул. Большая заслуга в организации этого сложного комплекса мероприятий принадлежала лично В. С. Яснецову.
С открытием в 1966 году третьего в институте -педиатрического факультета и увеличением набора студентов-стоматологов на многих кафедрах возникли серьезные трудности в организации и прове-
дении учебных занятий в основном из-за недостатка лекционных аудиторий, а также площадей для проведения практических занятий. Эти трудности для большинства теоретических кафедр были благополучно устранены с введением в строй в 1966 году Нового учебного корпуса (НУК), Морфологического корпуса и ЦНИЛа, на территории которого была размещена кафедра нормальной анатомии.
Одновременно с ростом института и увеличением числа обучающихся студентов велась интенсивная работа по улучшению материально-технического оснащения кафедр и административных служб, усилению учебно-методической и научной работы, повышению качества учебно-педагогического процесса. В это время, будучи командированным в Москву, уже в должности проректора института, Виктору Сергеевичу как нельзя кстати удалось получить в качестве благотворительной помощи-подарка нашему институту от 1-го Медицинского института путем простой переписи с баланса на баланс большого количества бывшей в употреблении, но добротной мебели. Также было передано много различного рода учебно-научного лабораторного оборудования, электроприборов, в том числе и электронный микроскоп отечественного производства.
По инициативе Виктора Сергеевича и при его участии, а в дальнейшем - руководстве создается и начинает функционировать Центральная методическая комиссия, координирующая и направляющая учебно-методическую работу в институте и в настоящее время.
Постоянное улучшение материально-технической базы института и качественной стороны учебных занятий, повышение требований к знаниям студентов, их академической дисциплине не замедлили сказаться на общих результатах. Улучшилось посещение лекций и практических занятий. Как следствие этого, увеличился процент хороших и отличных оценок, возросла подготовленность выпускников к практической работе.
Разработанные и успешно претворенные в жизнь на протяжении периода деятельности Виктора Сергеевича в должности проректора по учебной работе принципы организации учебно-педагогического процесса, как и светлая память об этом незаурядном человеке, и в настоящее время лежат в основе подготовки в Смоленской государственной медицинской академии высококачественных врачебных кадров.