Научная статья на тему 'Первый архипастырь Сибири'

Первый архипастырь Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИАРХ / СИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / АРХИЕПИСКОП / МОНАСТЫРЬ / МИТРОПОЛИТ / PATRIARCH / SIBERIAN DIOCESE / ARCHBISHOP / MONASTERY / METROPOLITAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

В статье рассматривается возведение в патриархи митрополита Филарета, открытие Сибирской епархии, назначение главой новой епархии архиепископа Киприана (Старорусенникова), деятельность первого сибирского архиерея на кафедре. Места дальнейшего служения. Время, место смерти и погребения владыки Киприана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST ARCHBISHOP OF SIBERIA

The article discusses the enthronement of Metropolitan Filaret as Patriarch, the opening of the Siberian diocese, the appointment of Archbishop Kiprian (Starorusennikov) as the head of the new diocese, the activities of the first Siberian bishop in his see. Places of his further service, the place of death and burial of Archbishop Kiprian (Starorusennikov).

Текст научной работы на тему «Первый архипастырь Сибири»

^¡^ история, церковное краеведение

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Первый архипастырь Сибири»

удк 281.93(57)(092) Киприан

ПЕРВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ СИБИРИ1

Иерей Сергей Владимирович Голубцов, кандидат богословия, докторант аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия РПЦ Московского патриархата, настоятель прихода, Омская и Таврическая епархия

Аннотация. В статье рассматривается возведение в патриархи митрополита Филарета, открытие Сибирской епархии, назначение главой новой епархии архиепископа Киприана (Старорусенникова), деятельность первого сибирского архиерея на кафедре. Места дальнейшего служения. Время, место смерти и погребения владыки Киприана.

Ключевые слова: патриарх, Сибирская епархия, архиепископ, монастырь, митрополит.

THE FIRST ARCHBISHOP OF SIBERIA

Priest Golubtsov Sergey Vladimirovich;

candidate of theology

Abstract. The article discusses the enthronement of Metropolitan Filaret as Patriarch, the opening of the Siberian diocese, the appointment of Archbishop Kiprian (Starorusennikov) as the head of the new diocese, the activities of the first Siberian bishop in his see. Places of his further service, the place of death and burial of Archbishop Kiprian (Starorusennikov).

Key words: patriarch, Siberian diocese, archbishop, monastery, metropolitan.

Образование Московского патриархата сделало возможным важное для Сибири событие - образование Сибирской епархии. В первой половине XVII века в истории Русской Православной Церкви было совершено возведение в московские патриархи митрополита ростовского и ярославского Филарета, отца правящего царя Михаила Федоровича. Патриаршая кафедра к этому времени была свободна уже семь лет. Возведение было совершено 24 июня 1619 года иерусалимским патриархом Феофаном, и, хотя возведение на патриарший престол было проведено не собором русских епископов, как было определено при учреждении в России патриаршества, оно прошло с особой торжественностью. Новый патриарх правил с 1619 по 1634 годы [9]. Грамота иерусалимского патриарха Феофана выделяла каноничность возведения Филарета: «Произволением и благоволением превечного Отца и помощью превечного Сына и совершением Святого Духа руку на него положили и преосвященна и святодостойна, как ему достоит, его исполнили и пресвятейшим его патриархом нарекли великие Христовы кафолические церкви царствующего града Москвы» [2]. Сохранился памятник - документ «Чин наречения и поставления в па-

1Статья открывает серию литературно-краеведческих очерков, посвященных сибирским архиереям.

№ 2, 2019 (7)

триархи Московские митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича». В этом документе приведено подробное описание хиротонисания новоизбранного патриарха, указаны иерархи, задействованные в обряде, приведена речь Филарета к своему сыну, царю, правителю России [3].

Старанием нового патриарха в 1620 году [17, с. 79] была учреждена Сибирская епархия с кафедрой в городе Тобольске и утвержден ее первый правящий архиепископ Киприан (Старорусенников). Тобольским воеводой в это время был Матвей Михайлович Годунов [11, с. 294]. Хиротонисан сибирский владыка был 8 сентября 1620 года [8, с. 703], с титулом «архиепископ Сибирский и Тобольский». Киприан родился в селе Старая Русса под Новгородом во второй половине XVI в.; став монахом, он много занимался самообразованием и был возведен в сан архимандрита. Пользуясь всеобщим уважением, Киприан привлекался к дипломатическим делам - в конце Смутного времени он ездил в Швецию как посол от Новгородской земли. В июне 1611 года шведский военачальник Делагарди овладел Новгородом. Новгородцы решили заключить с победителем мирный договор и дали обещание призвать на русский престол шведского королевича Филиппа, оговорив, чтобы православная вера и богослужение оставались неизменными, а новгородские земли не присоединялись к Швеции, но оставались по-прежнему частью России [14, с. 316]. Переговоры по этому вопросу вел Хутынский архимандрит Киприан с помощником дьяком Томилой Сергеевым. Посольское дело это желаемого успеха не достигло: шведы желали навсегда овладеть Новгородом. Они стараясь склонить переговорщика к согласию, держали Киприана в плену, стараясь склонить его в свою пользу, но посол оставался верным порученному делу. Так продолжалось до вступления на престол царя Михаила Фео-доровича Романова. В связи с изменившейся политической обстановкой архимандрит Киприан был отпущен из плена. В столице он как пострадавший в плену был радушно принят новым государем и патриархом [14, с. 316].

В 1620 году за Уралом была открыта еще одна епархия, новой Сибирской епархии требовался архиерей - благочестивый и твердый духом. Этими качествами обладал в достатке архимандрит Киприан. 8 сентября 1620 года [8, с. 494] он был хиротонисан в архиепископа Сибирского и Тобольского. Перед отправлением в Сибирь ее первый архипастырь получил из рук патриарха Филарета Никитича архиерейский жезл, обложенный бархатом, с серебряным золоченым верхом, на котором было вычеканено: «Патриарх Филарет»; серебряный золоченый крест со святыми мощами, на рукояти которого была сделана надпись: «Повелением Государя, Царя и Великого Князя, всея России Самодержца Михаила Феодоровича и отца его Великого Государя, Святейшего Патриарха Московского Филарета Никитича сделан сей крест в царствующий град Сибирь Преосвященному Киприану 7129 года». Эти жезл и крест до революции 1917 года хранились в Тобольской архиерейской ризнице, и все новые тобольские архипастыри, впервые вступая в кафедральный собор, принимали в свои руки жезл архиепископа Киприана. Вручая эти православные знаки духовного управления, патриарх заповедал новому архиепископу достойно пасти словесное стадо, заботиться о чистоте нравов сибиряков и обращать ко Господу Иисусу Христу язычников. Отправляясь на место своего служения, Преосвященный Киприан взял с собой монахов из Хутынского, Волоколамского и Соловецкого монастырей с целью распространения христианства в Сибири и использовал их, назначая строителями и настоятелями монастырей [15, с. 8-9]. 10 января 1621 года в царской грамоте к Вер-

^¡^ история, церковное краеведение

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Первый архипастырь Сибири»

хотурским воеводам повелевалось собирать хлеб для прибывающего Сибирского архиепископа Киприана [8, с. 495]. Царской же грамотой новый архиерей был обеспечен подводами во время пути [6, с. 401].

Верхотурье - это был первый город новой епархии, в который прибыл Преосвященный Киприан. Здесь он посетил церкви и монастыри, в которых обнаружил множество нарушений: монахи не выполняли монастырского правила, жили, как миряне, вместе с городскими жителями. Владыка, чтобы искоренить это безобразие, благоустроил Николаевский монастырь, собрал в него монахов из города и назначил настоятелем игумена Иосифа, прибывшего в Сибирь с Киприаном из Волоколамского монастыря. Позже он послал туда же постриженика Новгородского Иосифова монастыря игумена Германа и священника старца Феодосия [6, с. 390]. В то же самое время, еще до прибытия в Тобольск, из Верхотурья Преосвященный посылал прибывших с ним монахов для устройства церквей и монастырей.

Узнав, что в верхотурском уезде на реке Нейве поселились крестьяне и не имеют церкви, владыка Киприан послал туда строить церковь во имя Преображения Господня и Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия целую группу: старца Серапиона из Соловецкого монастыря, черного попа Верхотурского Николаевского монастыря Христофора и служебника старца Симеона. Из своего жалованья архиепископ выделил старцам 30 четвертей хлеба, а для строительства церкви и келий лес на эти цели должны были привезти местные жители [7, с. 89]. Ими же был основан Невьянский Богоявленский монастырь [6, с. 390]. Архиепископ Киприан стал первым сибирским летописцем. По прибытии в Тобольск Киприан собрал оставшихся в живых соратников Ермака и с их слов записал сведения о походе в Сибирь. Собрав письменно рассказы казаков, он их сверил и, дополнив другими сведениями, составил первую сибирскую летопись, эти записи легли в дальнейшем в основу других Сибирских летописей. По указу царя Михаила Федоровича от 16 февраля 1621 года архиепископу Киприану было приказано установить поминовение павших в походах дружинников Ермака; для этого имена убитых при покорении Сибири казаков были записаны в Тобольский синодик соборной Софийской церкви [10, с. 42], переименованной Киприаном из Троицкого кафедрального собора [16, с. 11] с установлением ежегодно, в Неделю Православия, протодиакону вспоминать их имена и возглашать им вечную память. Отдано распоряжение о поминовении в церквах [17, с. 79], «именати вечную память»: 107 казакам, убитым 23 октября 1580 года под Чувашами (большой возглас), 20 казакам, убитым 5 ноября 1581 года на Абадацком озере (малый возглас), казакам, убитым в июне и июле 1581 года по низовьям Иртыша, по Оби, Тавде, в Казымских, Кодских и Лабутинских городках (средний возглас), 41 казаку, убитому 17 апреля в Карачено (большой возглас), Ермаку с 300 казаками, убитыми 6 августа 1584 года (большой возглас) [4, с. 16].

По сведениям, предоставленным Словцовым, к началу 1621 года в Сибири состояло белого духовенства с притчами 100 семей, или с детьми мужского пола 300; черного духовенства 50 [17, с. 81] человек, среди духовенства имели место различного рода нестроения, за исправление которых взялся Преосвященный Киприан. По его распоряжению в начале лета 1621 года [6, с. 389] был основан Верхотурский Покровский женский монастырь. Владыка обнаружил, что на Верхотурье многие старицы, постригшись, жили в миру. Переговорив с верхотурскими воеводами и посадскими людьми, он распорядился построить за острогом церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а десяти старицам для прибежища поставить одну келью

№ 2, 2019 (7)

[7, с. 90]. Настоятельницей была назначена игуменья Анисья [11, с. 339]. Он же определил туда священнослужителей с причетниками [6].

Также на реке Нейва по распоряжению архиерея построили Введенский монастырь [12, с. 39]. Туда владыкой был послан строителем постриженик новгородского Юрьева монастыря Стахей вместе с ярославским пострижеником черным попом Фе-опентом [6, с. 390] и местным пострижеником старцем Исидором [11, с. 316].

На реку Тагил в Рождественский монастырь [12] Преосвященным были посланы игумен Аврамий и строитель старец Варлаам [6, с. 390]. Таким образом, еще до знакомства с епархией, по прибытии на место служения, первый Сибирский архипастырь проявил деятельную распорядительность и святую ревность о славе Церкви Божьей. По его благословению в Мангазею, в Туруханский острожек, в общий монастырь Преображения Христова и великого чудотворца Николая был послан строитель игумен Тимофей с распоряжением построить церковь Преображения Господня и устроить монастырь [11, с.308-310]. В Тюмень, в Преображенский монастырь, летом 1621 года архиепископ Киприан назначил и послал игумена Авраамия, строителя старца Иону Лихарева, келаря старца Онофрея [11, с. 312]. В Туринский Покровский монастырь поставил в игумены черного священника Макария, а вместе с ним послал двух старцев для устроения церковных служб [11, с. 314]. В Верхотурье в монастырь святителя Николая Чудотворца назначил игумена Германа и для монастыря рукоположил в иерея старца Феодосия. В Верхотурский уезд на реке Ницце он решил построить храм в честь Преображения Господня, так как там жило много крестьян, а храма не было, до Верхотурья где была церковь было 100 верст, в местечко был послан строителем соловецкий старец Серапион, а с Верхотурского Никольского монастыря черный поп Христофор и церковнослужитель Семион с распоряжением построить храм в честь Преображения Господня и соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия [11, с.315-317].

По прибытии 30 мая 1621 года на место служения в г. Тобольск [14, с. 316] владыка Киприан обнаружил малочисленность Сибирской церкви и крайние настроения, которые выражались в недостойном поведении как белого, так и монашествующего духовенства, а также общее падение нравов. На все это также обращал внимание и патриарх Филарет. Так, 11 февраля 1622 года он написал и отправил в Тобольск к сибирскому архиерею обличительную грамоту, в которой были описаны пороки русских сибиряков, с указанием, что в Сибири не носят крестов, не соблюдают постные дни, живут с некрещеными женами, кумами и сестрами своих жен, при отъезде закладывают их на срок, а если не имели возможности их выкупить, женятся на других. Говорилось в ней также, что венчание проходит без оглашений, что постригают в иноки и инокини таких лиц, которые уходят из монастырей в мир, краденых в России девиц продают ради денег в замужество и заставляют венчать [13, с.119], при этом ссылались на грамоту, подписанную дьяком Андреевым и данную Сибири при возвращении атамана Козлова из Москвы. Эта грамота гласила, что казакам позволялось увозить из городов жен и девиц, чем те и пользовались. Патриарх приказал Киприану, с подтверждением Тобольскому воеводству, выслать в Москву казачью привилегию как неуместную [17, с.80]. В последовавшей грамоте Киприана, обращенной на поддержание нравственности, содержался призыв к искоренению порока, с обращением к пастве, к церковным и гражданским властям. Грамоту эту читали в церквах при собрании воевод и всех жителей. Пороки и безнравственность сибиряков благодаря ревностным и мудрым действиям владыки стали уменьшаться,

^¡^ история, церковное краеведение

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Первый архипастырь Сибири»

но воеводы не всегда слушали голос своего пастыря и часто сами вели соблазнительную жизнь, а также потворствовали безнравственности жителей. Из-за этого, а также с целью оправдаться перед властью в Москве и для прекращения самоуправства и безнаказанности порочных поступков светского начальства владыка послал Государю жалобу на Тобольского воеводу Матвея Годунова и других сибирских начальников. Вследствие этого в 1623 году из Москвы прислали комиссию, состоявшую из двух человек: следователя Ивана Спасителева и подьячего Арефы Башмакова [16, с.10]. Комиссия, произведя в Тобольске следствие, встала на сторону преосвященного Киприана. Вскоре царскими указами в 1623 и 1624 годах [6, с. 403] воеводам было велено содействовать архиепископу в пресечении беспорядков и безнравственности, которые с того времени начали заметно уменьшаться.

Ревностно исполняя наказ патриарха о распространении христианства среди коренного населения Сибири, Преосвященный Киприан обратил ко Господу Иисусу Христу значительное количество язычников и мусульман. Для этого он построил немало церквей, молитвенных домов и монастырей, особенно в тех местах, где проживало много иноверцев. Вскоре по приезде в Сибирь он переименовал Тобольский Троицкий кафедральный собор в Софийский. В находившийся в Тобольске Успенский мужской монастырь, испытывавший сильную нужду, Преосвященный назначил своим распоряжением архимандрита Мефодия, а в 1622 году послал его в Москву для сбора пожертвований на обустройство монастыря. В Москве Мефодий преуспел и получил немалое пожертвование от самого царя. Приблизительно в это же время царь Михаил Феодорович пожертвовал иконы в Кузнецкий Преображенский собор и в два монастыря в городе Таре - мужской Спасский и женский Пятницкий, а царевна София Алексеевна пожертвовала в Тобольский Богородице-Рождественский монастырь обложенные серебром царские двери [5, с. 4]. В следующем, 1623 году этот монастырь перенесли под гору, на луг, к речке Мостовке, в дальнейшем называемой Абрамовка. На новом месте этот монастырь назвали Знаменским, в честь выстроенной в нем в правление архиепископа Киприана деревянной церкви во имя Знамения Божией Матери [16, с. 10], а Успенский монастырь так и остался женским. В мужской Тобольский монастырь был назначен новый настоятель архимандрит Тарасий [10, с. 390]. Существует предположение, что перенос монастыря с левого берега Иртыша на правый был произведен из-за желания архипастыря устроить в Тобольске наряду с мужским женский монастырь [16, с.11]. Возможно, это так. Много усилий приложил владыка Киприан, как уже описывалось выше, на монастырское устроение. При нем благоустраивались старые, возникшие до него, и возникали новые монастыри молодой Сибирской епархии. В Туринском Покровском монастыре, основанном в 1604 году, монахи и монахини жили вместе, имея одного священника и не имея другого начальства. Для наведения надлежащего монастырского порядка Преосвященный Киприан послал в Туринск иеромонаха Макария с двумя монахами, но без пользы: Макарий на протяжении нескольких лет продолжал принимать в монастырь в монашеский чин мужчин и женщин. Владыка прекратил это безобразие, отделив монахов в специально построенный в 1622 году Николаевский монастырь, а монахинь оставил в Покровском [6, с.389]. Для улучшения Тюменского Преображенского монастыря он посылал деятельных настоятелей, немало потрудившихся на его благо: так например, игумен Сергий выхлопотал братии монастыря годовую ругу, для самого монастыря два места для рыбной ловли.

№ 2, 2019 (7)

Во время правления архиепископа Киприана и по его благословению было основано несколько следующих монастырей: в 1623 году в Енисейске был устроен женский Рождественский монастырь [14, с.321], в Тюмени - Ильинский девичий, в Томске - Успенский мужской [12, с. 41], в Енисейске - Рождественский девичий, в Таре - Спасский мужской и женский Параскеевский. Для церковного управления и суда в Тобольской епархии под руководством Киприана в 1621 году был учрежден архиерейский приказ [1]. Приказ занимался делами церковного управления и суда епархии и подчинялся непосредственно архиерею. В дальнейшем реформы Петра 1, касавшиеся церковного управления, а также учреждение в 1721 году Святейшего Синода привели к реорганизации на местах: архиерейский приказ был переименован в Тобольскую духовную консисторию. Консистория с этого времени являлась местным епархиальным административно-судебным учреждением, подчинявшимся архиерею и подведомственным Синоду.

В правление Преосвященного Киприана в Сибирской епархии насчитывалось до 30 церквей, 12 монастырей [12, с. 39] и несколько молитвенных домов, содержание которых требовало финансирования. По ходатайству владыки Киприана царь Михаил Феодорович подарил архиерейскому дому 100 десятин пахотной земли и на 800 копен сенокоса, тем самым положив основание архиерейским доходам в Тобольске, что было очень нужно, так как сам владыка и его преемники вплоть до середины XVIII столетия жалования от государства не получали. Его же старанием царь подарил в Тобольске за рекой Иртыш сенных покосов на 400 копен, за рекой Курдюмкой 50 десятин пустовых пашен, пашни на реке Нице 100 десятин и сенных покосов на 400 копен [11, с. 320-321]. Официально подаренные земли были оформлены только в 1623 году. 20 апреля тюменские воеводы Федор Пушкин и Михаил Елизаров послали татарского голову Неудачу Молчанова и площадного дьяка Ивана Прокофьева выделить из порожних земель между Епанчино и Тюменью для домового обихода в дом Софии Премудрости Божьей 200 десятин пашни и сенных покосов на 800 копен. Правда, архиепископ Киприан, не дожидаясь отвода, сам занял за год до того выделенные земли [11, с. 353-354]. 22 января 1624 года тюменские воеводы князь Михаил Долгорукий и Юрий Редриков получили от царя Михаила Феодоровича распоряжение о дополнительном отводе пашенной земли по реке Ницце в объеме двух полей по двести десятин пашен в дополнение к старой пашне [11, с. 361]. Стараниями Преосвященного Киприана в дальнейшем при отправлении назначаемого архиерея в Тобольск ему и его служилым людям давалось жалованье: более 500 четвертей муки, более 500 четвертей овса, по 60 четвертей солоду, 23 четверти пшеничной муки, 1 четверть пшеницы, более 5 четвертей гороха, 5 четвертей гречневой крупы, 10 четвертей овсяной крупы, 5 четвертей конопель, осмина мака, 10 пудов коровьего масла, 5 ведер конопляного масла [11, с. 361].

Владыка Киприян старался завести земледелие: Сибирь была богата порожними и плодородными землями, чтобы тем самым сибирские архиереи получали свое содержание из местных источников. Первоначально назначенные Киприану земли и угодья были не пригодными для землепользования, поэтому он неоднократно просил правительство о выделении лучших мест, которые и получил дважды на реке Ницце - 200 десятин пашни и на 400 копен сена [11, с. 338]. Здесь он поселил прибывших с ним из России 8 крестьянских семей. Узнав о хорошем качестве земель, к ним присоединялись другие крестьяне, так что вскоре возникла целая слобода с

^¡^ история, церковное краеведение

Иерей Сергей Владимирович Голубцов «Первый архипастырь Сибири»

названием Усть-Ницинская. В 1623 году в этой слободе уже была церковь [6, с. 392]. Другая слобода, основанная правящим архиереем, называлась Тавдинская. Она располагалась в 75 верстах от устья реки Тавды и была основана позже Усть-Ницкой, в 1630 году о ней упоминается как о строении уже не новом [6, с. 392-393]. Владыка Киприан прожил в Сибири около трех лет, где своей праведной жизнью и попечением о пастве оставил добрую память. Во второй Новгородской летописи под 7135 годом об архиепископе Киприане говорится, что он неверных многих крестил в православную христианскую веру [6, с. 407]. 5 февраля 1624 года архиепископ освятил в Тобольске монастырскую церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы [11, с. 390], а уже 15 февраля по царскому и патриаршему указу отбыл в Москву [11, с. 402]. 12 декабря 1624 года Киприана поставили на Крутицкую епархию с возведением в сан митрополита [8, с. 703]. В 1626 году митрополит Киприан переведен в Новгород, где 17 декабря 1635 года он умер и был погребен под Корсунской папертью Новгородского Софийского собора [16, с. 13].

список источников и литературы:

1. ГБУТО «Государственный архив в г. Ишиме». Ф. 156. Тобольская Духовная Консистория.

2. Российский Государственный архив Древних Актов, г. Москва (РГАДА). Ф. 52. Оп. 2. Д. 9. Л. 1-6. Грамота Иерусалимского Патриарха Феофана об учреждении Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ростовского Филарета Никитича (Романова). (Соборная грамота патриарха Феофана.)

3. РГАДА Ф. 135. Оп. 1. Д. 7. Л. 1 -23. Чин наречения и поставления в патриархи Московские митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича.

4. Андриевич В.К. История Сибири. С-Петербург, 1889 г.

5. Александр Сулоцкий, свящ. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864.

6. Быстров Ф., свящ. Первые христиане в сибирском крае // Православное обозрение. 1866.

7. История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010.

8. История иерархии Русской Православной Церкви. М., 2006.

9. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М.,1992.

10. Катанаев Г.Е. Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии. СПб., 1908.

11. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 2. М., 2000.

12. Памятная книжка Западной Сибири. Омск, 1881.

13. Словцов П.А. История Сибири. М., 2006.

14. Словцов П. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886.

15. Тобольская епархия. Ч. 1. Омск, 1892.

16. Тобольская епархия. Ч. 2. Омск, 1892.

17. Щаглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032-1882 гг. Иркутск, 1883.

Рецензент: кандидат исторических наук В.Л. Данилов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.